Научная статья на тему 'Подготовка квалифицированных кадров в Республике Таджикистан: состояние, проблемы и пути совершенствования'

Подготовка квалифицированных кадров в Республике Таджикистан: состояние, проблемы и пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кадры / подготовка кадров / образовательные учреждения / специализация кадров / отраслевая нехватка специалистов / совершенствование системы подготовки кадров / human resources / training of human resources / educational establishments / specialization of human resources / branch deficiency of specialists / perfection of the system of training in regard to human resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орипов Абдукахор Абдухамидович

В работе рассматривается состояние подготовки высококвалифицированных кадров в Республике Таджикистан в условиях рыночных отношений. Рассматриваются существующие проблемы при подготовке профессиональных кадров в стране: состояние подготовки кадров в профессиональных образовательных учреждениях, причины миграции сельского населения в другие отрасли и невостребованности некоторых профессий, необходимых сельскому хозяйству трактористов-машинистов, мотористов, водителей автомобилей и других. В работе приведены результаты исследований и проанализированы причины возникновения проблем в данной области. На основе изучения передового опыта предложены пути совершенствования системы подготовки высококвалифицированных кадров для отраслей экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF QUALIFIED HUMAN RESOURCES IN TAJIKISTAN REPUBLIC: CONDITION, PROBLEMS AND WAYS OF PERFECTION

The article dwells on the condition of training in regard to highly qualified human resources in Tajikistan Republic in the surroundings of market relations. The author considers the problems existing in training of professional human resources for the country: condition of studies organized in professional educational establishments, reasons of migration on the part of agrarian sector workers pertaining to rural population into other branches and non-demand of some professions needed in agriculture – tractor-steerers, motor-steerers, car drivers and others. The author adduces the results of the research and analyzes the reasons concerned with the problems which arose in this branch. Proceeding from the studies of progressive experience, he proposes the ways of perfection of the system of training in regard to highly qualified human resources for the branches of the country`s economy.

Текст научной работы на тему «Подготовка квалифицированных кадров в Республике Таджикистан: состояние, проблемы и пути совершенствования»

УДК 658

ББК 65.9(2)-6 (5 тад.)

Орипов Абдукахор Абдухамидович,

к.э.н., доцент, проректор по науке и инновациям Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (Таджикистан, Худжанд)

Oripov Abdukahor Abdukhamidovich,

candidate of economy sciences, Associate Professor, pro-rector in science and innovations of Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: oripov_abdukahor@mail. ru

Ключевые слова: кадры, подготовка кадров, образовательные учреждения, специализация кадров, отраслевая нехватка специалистов, совершенствование системы подготовки кадров

В работе рассматривается состояние подготовки высококвалифицированных кадров в Республике Таджикистан в условиях рыночных отношений. Рассматриваются существующие проблемы при подготовке профессиональных кадров в стране: состояние подготовки кадров в профессиональных образовательных учреждениях, причины миграции сельского населения в другие отрасли и невостребованности некоторых профессий, необходимых сельскому хозяйству - трактористов-машинистов, мотористов, водителей автомобилей и других. В работе приведены результаты исследований и проанализированы причины возникновения проблем в данной области. На основе изучения передового опыта предложены пути совершенствования системы подготовки высококвалифицированных кадров для отраслей экономики страны.

Key words: human resources, training of human resources, educational establishments, specialization of human resources, branch deficiency of specialists, perfection of the system of training in regard to human resources

The article dwells on the condition of training in regard to highly qualified human resources in Tajikistan Republic in the surroundings of market relations. The author considers the problems existing in training of professional human resources for the country: condition of studies organized in professional educational establishments, reasons of migration on the part of agrarian sector workers pertaining to rural population into other branches and non-demand of some professions needed in agriculture - tractor-steerers, motor-steerers, car drivers and others. The author adduces the results of the research and analyzes the reasons concerned with the problems which arose in this branch. Proceeding from the studies of progressive experience, he

ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

TRAINING OF QUALIFIED HUMAN RESOURCES IN TAJIKISTAN REPUBLIC: CONDITION, PROBLEMS AND WAYS OF

PERFECTION

proposes the ways of perfection of the system of training in regard to highly qualified human resources for the branches of the country s economy.

С переходом Республики Таджикистан к рыночным отношениям подготовка кадров для отраслей народного хозяйства, особенно для сельского хозяйства, по своей важности и актуальности является одной из главных задач государства.

Важность данной проблемы заключается в том, что от уровня подготовленности кадров и от их квалификации во многом зависит эффективность производства.

В условиях рыночных отношений для достижения высокой эффективности производства у сельских тружеников необходимо воспитать новую психологию и ряд качеств, без которых невозможно реализовать их потенциал с использованием возможностей и преимуществ нового времени. Для этого необходимо сформировать у людей глубокие общеобразовательные знания и профессиональное мастерство, являющиеся основой для развития способностей и мобильности в условиях смены формы труда, так как «...в индустриально развитых странах рынок труда заставляет не только ликвидировать существующие рабочие места, но и создавать множество новых. Поэтому безработица фатальна только там, где низок уровень квалификации или человек уже не может освоить новую профессию, нужную обществу» [2, с. 67].

Главная задача государства в условиях перехода сельского хозяйства к рыночным отношениям заключается в необходимости обновления системы подготовки кадров, способствующей повышению эффективности функционирования и развития АПК.

С переходом сельского хозяйства на рыночные отношения товаропроизводители сельскохозяйственной продукции столкнулись с множеством проблем: недостаточностью или отсутствием финансовых ресурсов, спадом производства, низким уровнем заработной платы, нехваткой высококвалифицированных кадров, уходом с работы рабочих и другими. Особо следует отметить, что в последнее время с каждым годом увеличиваются объёмы внутриреспубликанской и межгосударственной миграции сельского населения, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Показатели годы 2014 г. в % к 2008 г.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Миграция населения

Число прибывших 24,4 25,6 29,6 32,9 33,8 36,3 39,6 162,29

Число выбывших 37,6 37,2 36,1 37,2 38,9 40,3 45,3 120,48

Миграционный прирост (+), отток (-) -13,2 -11,6 -6,5 -4,3 -5,1 -4,0 -5,7 43,18

Городское население

Число прибывших 12,5 12,2 12,9 13,4 14,2 16,7 16,6 132,80

Число выбывших 16,2 15,9 15,0 14,3 15,5 15,5 17,0 104,94

Миграционный прирост (+), отток (-) -3,7 -3,7 -2,1 -0,9 -1,3 1,2 -0,5 13,51

Сельское население

Число прибывших 11,9 13,4 16,7 19,5 19,6 19,6 23,1 194,12

Число выбывших 21,4 21,3 21,1 22,9 23,4 24,8 28,3 132,24

Миграционный прирост (+), отток (-) -9,6 -7,9 -4,4 -3,4 -3,9 -5,2 -5,2 54,17

Источник: Расчеты автора по материалам Статистического ежегодника Республики

Таджикистан за 2015 год. Агентство по статистике при Президенте Республики

Таджикистан, 2015. - С.36-40.

Как видно из таблицы 1, в Республике Таджикистан в период 2008-2014 гг. в части прибывшего и выбывшего населения, его численность увеличивается, но разница больше указывает на миграционный отток населения страны, который в 2014 году составил 5,7 тыс. человек. Это связано с тем, что большая часть населения из-за нестабильного функционирования производственных предприятий и низкой заработной платы мигрировала в другие страны или перешла в другие отрасли народного хозяйства. Такая тенденция наблюдается и у сельского населения. Миграция сельского населения постепенно увеличивается, и число выбывших в 2014 году достигло 28,3 тыс. человек, что на 32,24 % больше относительно данных 2008 года, а среди городского населения число прибывших в 2014 году достигло 16,6 тыс. человек, что на 32, 80 % больше показателей 2008 года. Это означает, что основная часть сельского населения мигрировала в города или страны зарубежья для поиска более стабильной работы с высокой заработной платой.

В современных условиях значительно возрастает роль государства в подготовке кадров для потребностей народного хозяйства как в одном из главных элементов механизма занятости населения. С целью подготовки кадров для экономики страны функционирует ряд профессиональных образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, которые обучают и выпускают специалистов различных профессий (см. таблицу 2).

Таблица 2. Учреждения профессионального образования Республики Таджикистан,

тыс. человек

Виды учреждений годы

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Высшие профессиональные учреждения, единиц: -в них обучается студентов -число принятых студентов -число выпущенных 33 156,3 30,3 21,3 36 157,8 29,6 23,3 33 151,7 29,0 27,7 33 152,2 31,3 28,0 34 150,1 38,0 36,2 34 159,4 40,9 29,1 37 165,3 31,4 30,2

специалистов

Средние профессиональные учреждения, единиц: -в них обучается студентов 52 34,1 52 36,6 51 37,9 51 40,1 50 42,8 51 48,0 59 57,7

-число принятых студентов 10,8 12,4 13,1 14,2 15,2 18,0 22,7

-число выпущенных 8,5 9,0 10,2 9,4 10,2 10,7 12,4

специалистов

Начальные

профессиональные

учреждения, единиц: 67 66 66 67 67 63 62

-в них обучается студентов 21.5 22,1 22,6 23,9 23,3 21,6 21,8

-число принятых студентов 14,8 14,2 14,1 14,7 12,7 13,6 14,4

-число выпущенных 11,9 10,5 10,4 10,6 10,7 11,1 8,9

специалистов

Итого учреждений: 152 154 150 151 151 148 158

-в них обучается студентов 211,9 216,5 212,2 216,2 216,2 229,0 244,8

-число принятых студентов 55,9 56,2 56,2 60,2 65,9 72,5 68,5

-число выпущенных 41,7 42,8 48,3 48,0 57,1 50,9 51,5

специалистов

Источник: расчеты автора по материалам Статистического ежегодника Республики

Таджикистан за 2015 год. Агентство по статистике при Президенте Республики

Таджикистан. - С. 44-67.

Как видно из таблицы 2, для подготовки специалистов для отраслей экономики страны задействованы 158 профессионально-образовательных учреждений, в которых обучаются около 244,8 тыс. студентов и учащихся, из которых 165,3 тыс. человек - в высших профессиональных учреждениях, 57,7 тыс. человек - в средних, и 21,8 тыс. человек - в начальных профессиональных учреждениях. Кроме того, в период 2008-2014 гг. число принятых в образовательные учреждения постепенно увеличивалось и в 2014 году их численность достигла 68,5 тыс. человек, что по сравнению с 2008 годом больше на 22,54%. Следует отметить, что за этот период число выпущенных специалистов также увеличилось на 23,5%. Такая ситуация связана с рядом причин:

- в последние годы обучаться в образовательных учреждениях страны стало престижно, так как на работу принимают только специалистов с дипломом об окончании образовательного учреждения;

- при миграции в регионы Российской Федерации и в страны СНГ стали востребованы квалифицированные специалисты и рабочие;

- за последние 5 лет одной из стратегий государства явилась подготовка специалистов для различных отраслей экономики страны, и другие.

Но, несмотря на увеличение количества подготовленных специалистов, до сих пор можно наблюдать их невостребованность в некоторых отраслях, о чем свидетельствуют данные таблицы 3.

Таблица 3. Численность студентов, обучающихся в высших и средних _профессиональных учреждениях по отраслям, %

Образовательные учреждения годы

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Численность студентов по отраслям

В высших профессиональных учебных заведениях 100 100 100 100 100 100 100

-промышленности 17,74 18,17 11,94 12,71 12,68 10,01 11,03

-сельского хозяйства 5,95 6,12 6,49 6,64 6,17 6,68 6,17

-экономики и права 19,98 30,24 28,81 28,48 30,02 27,07 29,46

-здравоохранения, физической культуры и спорта 5,25 5,53 6,17 6,55 7,65 8,24 8,51

-образования 48,19 37,06 43,68 42,78 40,55 44,96 41,48

-культуры и искусства 1,24 1,35 1,49 1,50 1,65 1,66 1,73

-других 1,65 1,53 1,41 1,34 1,30 1,38 1,65

В средних профессиональных учебных заведениях 100 100 100 100 100 100 100

-промышленности и строительства 19,41 18,57 17,64 16,02 14,25 13,67 14,02

-сельского хозяйства 1,29 1,36 1,74 1,79 1,58 1,27 1,59

-экономики и права 4,41 3,24 2,45 1,98 2,06 2,22 4,05

-здравоохранения, физической культуры и спорта 48,11 51,01 52,05 53,04 55,25 56,74 54,16

-образования 22,91 21,81 21,84 22,93 22,60 22,08 22,58

-культуры и искусства 3,89 4,03 4,29 4,25 4,24 4,02 3,60

Источник: расчеты автора по материалам Статистического ежегодника Республики

Таджикистан за 2015 год. Агентство по статистике при Президенте Республики

Таджикистан. - С.44-67.

Как видно из таблицы 3, число студентов, обучающихся в высших и средних профессиональных учреждениях, по отраслям экономики страны распределено неравномерно. В отраслях промышленности и строительства, здравоохранения и образования, экономики и права их удельный вес по отношению к другим отраслям велик и в 2014 году находился в пределах 11-54%.

Особо следует отметить, что в самой главной отрасли республики - сельском хозяйстве - их удельный вес находится на самом низком уровне и в 2014 году в высших образовательных учреждениях составлял 6,17% и в средних профессиональных учреждениях - 1,59%. Такая ситуация резко сказывается на состоянии кадровой политики республики, и особенно на состоянии сельского хозяйства. Проведенные исследования хозяйств Согдийской области показывают, что в условиях рыночной экономики при реорганизации колхозов и госхозов в новые формы хозяйств, такие как дехканские (фермерские) хозяйства, производственные кооперативы и т.д., руководителями и главными специалистами большинства этих хозяйств являются не управляющие кадры, а в основном люди, имеющие опыт работы или не имеющие отношения к данной отрасли.

Кроме того, следует отметить проблему недостаточной обеспеченности отраслей экономики квалифицированными рабочими как основным звеном, непосредственно выполняющим технологические операции на производстве. В Республике Таджикистан квалифицированных рабочих в основном обучают и подготавливают в начальных профессиональных образовательных учреждениях (см. таблицу 4).

Таблица 4. Подготовка квалифицированных рабочих в начальных профессиональных _образовательных учреждениях, человек

Показатели годы 2014 г. в % к 2008 г.

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Подготовлено квалифицированных рабочих 11961 10507 10387 10596 10667 11103 8893 74,35

Кроме того, подготовлено по хоздоговорам 2119 1816 2194 2463 2710 2710 2292 108,16

Направлено на работу в экономику республики 7265 4098 4168 4315 4831 5273 4639 63,85

-промышленность 793 1010 1021 1152 1325 2098 1985 250,32

-сельское и лесное хозяйство 2073 1464 1374 1408 1612 1612 1156 55,76

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-транспорт 413 478 551 591 693 693 435 105,33

-связь 129 163 116 123 209 214 112 86,82

-строительство 291 212 194 217 243 253 180 61,86

-торговлю и общественное питание 206 188 187 206 189 211 155 75,24

-ЖКХ 172 63 72 - - - 10 5,81

-бытовое обслуживание населения 394 63 72 105 63 76 158 40,10

-другие отрасли 2794 457 581 513 497 501 280 10,02

Подготовка рабочих по профессиям, человек

Всего окончили профессиональные учебные учреждения, из них: 11961 10507 10387 10596 10667 11103 8893 74,35

- машинисты-мотористы и их помощники 182 112 78 83 69 146 39 21,43

-станочники по металлу 209 - 115 118 67 67 118 56,46

-станочники и плотники по дереву, столяры и плотники 304 414 253 232 215 344 304 100

-слесари и электрослесари 963 993 924 997 950 969 997 103,53

-электромонтеры и электромеханики 529 659 667 711 623 596 658 124,39

-электрогазосварщики, электросварщики ручной сварки, газосварщики 1668 1623 1576 1588 1581 1685 1441 86,39

-каменщики и штукатуры 106 106 105 110 136 95 103 97,17

-маляры и маляры-штукатуры 39 61 46 49 37 49 49 125,64

-трактористы-машинисты 1335 1218 1153 1151 1043 1121 855 64,05

-швеи и портные 2926 1819 1751 1692 1756 1847 541 18,49

-ткачи 24 28 28 31 39 74 31 129,17

-водители автомобилей 2446 801 792 799 842 870 799 32,67

Источник: Расчеты автора по материалам Статистического ежегодника Республики Таджи-

кистан за 2015 год. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. -С. 44-67.

Как видно из таблицы 4, в период 2008-2014 гг. подготовка квалифицированных рабочих в начальных профессиональных учреждениях страны склонна к спаду и составляет 74,35%. Особенно следует отметить тот факт, что в 2014 году из общего числа подготовленных рабочих только 52,17 % выпускников направлены на работу в отрасли экономики страны. За этот период показатель подготовки рабочих по профессиям для основной отрасли страны - сельского хозяйства, таких как мотористы, трактористы-машинисты и водители автомобилей, уменьшается и находится в пределах 22-64%. Основная причина нежелания выпускников работать в сельском хозяйстве связана с низким уровнем заработной платы, нестабильностью работы предприятий, сезонностью работ, трудоемкостью процесса производства и другими. От уровня образования и квалификации руководителей и рабочих зависят профессиональное мастерство, скорость освоения и выполнения порученной работы, быстрое реагирование на происходящие изменения в среде функционирования и т.д. Результаты исследования показали, что прирост доли квалифицированных кадров на 1% позволяет повысить эффективность труда от 1,1% до 1,3%. Практика показывает, что нехватка квалифицированных комбайнеров, трактористов и рабочих наносит существенный ущерб аграрному сектору. Так, например, в результате задержки с уборкой зерновых сроком на 10 дней, связанной с нехваткой комбайнеров, недобор урожая составит 10-13%. [1, с. 253].

Следующий пример: в период интенсивного образования плодоэлементов в хлопководстве (в июле - августе), однократная просрочка полива на 5-6 дней из-за нехватки квалифицированных поливальщиков может привести к уменьшению урожая до 30%. Рабочие более высокой квалификации, как правило, лучше используют технику, труд их гораздо производительнее, они легче переходят к новым формам организации труда. По данным массовых наблюдений, производительность труда трактористов-машинистов II класса на 11-16%, а трактористов-машинистов I класса - на 22-25% выше, чем у механизаторов III класса [4, с. 448].

Социологические исследования, проведенные среди специалистов и рабочих по вопросам профессионального мастерства, показывают, что не каждый работник удовлетворен уровнем своего профессионального мастерства. Так, при опросе выявилось, что 8,5% опрошенных не удовлетворены своим профессиональным мастерством, 31,4% -удовлетворены не полностью, 45,7% - затруднялись ответить и лишь 14,4% - удовлетворены своим профессиональным мастерством. При опросе 55,5% руководителей фермерских хозяйств пожелали овладеть экономическими знаниями; 25,7% -агрономическими, и около 29% - правовыми знаниями, что очень нужно при самостоятельном ведении хозяйства [5, с.140]. В нынешних условиях значительно возрастает роль переподготовки кадров, являющейся одним их ключевых элементов механизма полной и эффективности занятости населения в условиях рыночных отношений. Исследования показали, что в процессе структурных сдвигов в занятости трудовых ресурсов во всех сферах народного хозяйства страны, и особенно в сельском хозяйстве, работники

вынуждены сменить профессию на более востребованные профессии согласно требованиям рынка. Практика показывает, что при развитии многообразных форм собственности повышается спрос на те категории рабочих, которые имеют хорошие знания и навыки работы в новых условиях, компетентны и имеют тягу к постоянному обновлению и повышению знаний. В этом случае в системе повышения и переподготовки рабочих прежде всего необходимо выработать новые подходы к формированию учебных программ с учетом новых требований рынка.

Несмотря на трудности в Республике Таджикистан для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих, здесь функционирует ряд центров и вузов. Так, например, для повышения квалификации, уровня знаний руководителей и специалистов дехканских (фермерских) хозяйств Правительством Республики Таджикистан и при финансовой поддержке Международной Ассоциации по Развитию (МАР) образован и функционирует Национальный сельскохозяйственный образовательный центр (НСОЦ), в задачу которого входит подготовка и повышение уровня знаний фермеров. Наряду с этим на базе Таджикского аграрного университета им. Ш. Шотемура функционирует Центр переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, где ежегодно проходят стажировку около тысячи руководителей и специалистов аграрных хозяйств различных форм собственности. Министерство сельского хозяйства и Союз дехканских (фермерских) хозяйств и предпринимателей Республики Таджикистан организуют и проводят различные семинары в передовых хозяйствах страны с целью повышения уровня знаний специалистов и пропаганды передового опыта.

Исследованием установлено, что нерациональная подготовка кадров в вузах может привести к спаду производства валового внутреннего продукта и приведет к негативным социально-экономическим последствиям. Согласно модели, предложенной исследователями В.Л. Клюней и И.В. Зеньковой, можно установить, что нерациональное использование и подготовка высококвалифицированных кадров приводит к потере валового регионального продукта. В этой связи они предполагают, что выявление доли нетрудоспособных выпускников по различным специальностям позволяет оценить недопроизводство потенциально возможного валового регионального продукта и долю нерационально подготовленных трудовых ресурсов на определенное время [7].

По данной методике определены потери ВВП от нерациональной подготовки кадров в начальных профессиональных образовательных учреждениях Республики Таджикистан (см. таблицу 5).

Таблица 5. Потери ВВП от необеспеченности работой выпускников начальных профессиональных

образовательных учреждений в Республике Таджикистан

Показатель Годы

2012 2013 2014

Потенциально возможная занятость населения в экономике страны, тыс. чел. 2296 2312 2329

Коэффициент избыточной подготовки кадров 0,003 0,003 0,002

Потери ВВП, млн. сомони 45,57 51,06 38,31

Источник: расчеты автора по материалам Статистического ежегодника Республики Таджи-

кистан за 2015 год. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. - С. 44-67.

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что нерациональная подготовка кадров только в начальных профессиональных образовательных учреждениях Республики Таджикистан в 2012 году привела к потере 45,57 млн. сомони валового внутреннего продукта, в 2013 году - к потере 51,06 млн. сомони и в 2014 году - 38,31 млн. сомони. Одной из причин необеспеченности рабочими местами выпускников является неинформированность образовательных профессиональных учреждений страны о состоянии рынка труда и о потребности в кадрах, необходимых для предприятий.

В современных условиях важную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов и рабочих играет совершенствование системы их подготовки. Суть ее заключается в обучении, подготовке и повышении квалификации специалистов и рабочих, переподготовке их по новым профессиям и в приспособлении к быстро меняющейся среде.

Список использованной литературы:

1. Мадаминов А.А. Проблемы устойчивого развития аграрного сектора Таджикистана. -Душанбе, 2006. - 300 с.

2. Миркамолов А.А. Планирование использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве: сборник научных трудов НИИМПсВИ. - Душанбе, 1990. - С. 67.

3. Насыров Р. Рынок сельскохозяйственной техники депрессивного региона: развитие, регулирование, оценка эффективности. - Душанбе, 2009. - 232 с.

4. Перестройка аграрного сектора экономики / Под ред. И. Тонконогого. - М.: ВО Агропромиздат, 1990. - 448 с.

5. Самандаров И.Х. Уровень развития социальной инфраструктуры села. - Душанбе: Изд-во ТАУ, 2003.- 140 с.

6. Сельское хозяйство Республики Таджикистан: статистический сборник. - Душанбе, 2015. - 352 с.

7. Клюня В.Л., Зенькова И.В. Теоретические основы согласования компетенций работников с

технико-технологическими параметрами рабочих мест url:

http://elib.psu. bu:8080/handle/123456789/1123

Reference Literature:

1. Madaminov A.A. The Problems of Sustainable Development in Reference to Agrarian Sector of Tajikistan. - Dushanbe, 2006. - 300 pp.

2. Mirkamolov A.A. Planning of Labour Resources Usage in Agriculture // Collection of scientific works of the scientific-research Institute of Methods of Planning. - Dushanbe, 1990. - p.67.

3. Nasyrov R. The Market of Agricultural Technique of the Depressive Region: Development, Regulation, Assessment of Effectiveness. - Dushanbe, 2009. - 232 pp.

4. Reconstruction of Economy Agrarian Sector // under the editorship of I. Tonkonogov. - M.: Agro-Industrial Publishing-House Belonging to All-Russian Corporation, 1990. - 448pp.

5. Samandarov I.H. The Standard of Rural Social Infrastructure Development. - Dushanbe: Tajik Agrarian University (TAU) Publishing-House. 2003. - 140pp.

6. Tajikistan Republic Agriculture: Statistical Collection. - Dushanbe, 2015. - 352 pp.

7. Klyunya V.L., Zenkova I.V. Theoretical Grounds of Compliance of Workers' Competence with Technique-Technological Parameters of Job Vacancies url: http://elib.psu.bu:8080/handle/123456789/1123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.