Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ-РАЗВЕДЧИКОВ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО БОЯ'

ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ-РАЗВЕДЧИКОВ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО БОЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ОГНЕВОЙ КОМПЛЕКС / РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНЫЙ КОМПЛЕКС / ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДКИ / БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проскуряков Евгений Владимирович, Валов Виктор Валерьевич

Рассмотрены вопросы подготовки курсантов Новосибирского высшего военного командного ордена Жукова училища, обучающихся по военным специальностям «Применение подразделений войсковой разведки» и «Применение подразделений глубинной разведки» с учетом особенностей действий подразделений тактической разведки в вооруженных конфликтах, в том числе за пределами Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING CADET SCOUTS TO ACT AS INTENDED IN CONDITIONS OF MODERN COMBAT

The paper looks at the work of the Novosibirsk Order of Zhukov Higher Military Command School training cadets in military professions of Operational Reconnaissance Unit Employment and Long-range Reconnaissance Unit Employment with a view to specific features of actions by tactical reconnaissance units in armed conflicts, including outside the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ-РАЗВЕДЧИКОВ ДЛЯ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО БОЯ»

Подготовка курсантов-разведчиков для действий по предназначению в условиях современного боя

Полковник Е.В. ПРОСКУРЯКОВ, кандидат технических наук

Подполковник В.В. ВАЛОВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрены вопросы подготовки курсантов Новосибирского высшего военного командного ордена Жукова училища, обучающихся по военным специальностям «Применение подразделений войсковой разведки» и «Применение подразделений глубинной разведки» с учетом особенностей действий подразделений тактической разведки в вооруженных конфликтах, в том числе за пределами Российской Федерации.

The paper looks at the work of the Novosibirsk Order of Zhukov Higher Military Command School training cadets in military professions of Operational Reconnaissance Unit Employment and Longrange Reconnaissance Unit Employment with a view to specific features of actions by tactical reconnaissance units in armed conflicts, including outside the Russian Federation.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Разведывательно-огневой комплекс, разведывательно-ударный комплекс, тактико-специальные учения, технические средства разведки, беспилотные летательные аппараты.

Reconnaissance and firing system, reconnaissance and strike system, specialized tactical exercises, technical means of reconnaissance, unmanned aerial vehicles.

БОЕВЫЕ действия в Сирийской Арабской Республике, а также реорганизация мотострелковых и танковых частей и соединений Сухопутных войск, в ходе которой на новую организационно-штатную структуру перешли и разведывательные подразделения, заставили по-новому взглянуть на все существующие сегодня положения, обусловливающие боевое применение войск. В связи с этим значительно возросли как объем задач, стоящих перед разведывательными подразделениями, так и требования к ведению разведки и обеспечению разведывательными сведениями, необходимыми общевойсковому командиру для планирования и успешной организации боя, эффективного огневого и радиоэлектронного поражения в режиме реального времени.

Следует отметить, что одной из проблем, возникающих перед командиром разведывательного подразделения при организации действий, является правильное уяснение полученной задачи и распределение имеющихся и приданных сил и средств в целях наиболее эффективного их применения. Решение этой проблемы лежит в плоскости создания новой модели применения разведывательных подразделений в сложившихся реалиях и, как следствие, в приобретении курсантами прочных знаний о назначении, составе и задачах, решаемых разведывательными органами во всех видах боевых действий еще в период обучения в училище. При этом необходимо принять во внимание, что основным штатным подразделением войсковой разведки, которое из своего состава может назначать самостоятельно действующие разведывательные органы, является рота, а взвод необходимо рассматривать как базовое подразделение для формирования разведывательных органов, способных выполнять весь спектр разведывательных, специальных, а в частных случаях и организационных задач.

Наиболее сложной задачей обучения является формирование в сознании курсанта образа (модели) действий разведывательных органов

на фоне быстро меняющейся обстановки как в широкомасштабных боевых действиях, так и в условиях вооруженных конфликтов. Анализ опыта боевой подготовки подразделений разведки, отзывов на выпускников училища позволяют сделать вывод о том, что достижение поставленных целей крайне затруднено, а порой и невозможно без внесения изменений в порядок организации и методику проведения занятий, в том числе таких их видов, как полевые выходы (тактико-специальные учения). При разработке, определении целей и учебных вопросов в обязательном порядке необходимо учитывать изменения характера и способов современного вооруженного противоборства и особенности, влияющие на применение разведывательных органов, по опыту учений и боевого применения разведывательных подразделений за пределами Российской Федерации, а именно:

• условия очагового противоборства, отсутствие устойчивой линии боевого соприкосновения сторон конфликта, ограниченность сил и средств, привлекаемых для решения боевых задач. Для действий в отрыве от базовых центров на удаленных, нередко изолированных направлениях требовалось обеспечить тактическую и огневую самостоятельность под-

разделений. Это обусловило создание сводных тактических отрядов и групп по целевому назначению;

• помимо сводных тактических групп и отрядов новыми элементами в вооруженных конфликтах являлись: маневренные, ударно-огневые, истребительные, противодиверси-онные, бронегруппы и подвижные группы на вертолетах, создаваемые для решения частных задач, основу которых составляли разведывательные подразделения.

Вооруженные конфликты последних лет показали, что разведка и поражение — это единый процесс, осуществляемый практически одновременно в ходе реализации замысла и решения командира. В современных вооруженных конфликтах осуществлялся ситуационный мониторинг и ситуационное реагирование на изменение обстановки. В этом цикле действиями войск закрепляется достигнутый успех в ходе нового формата боевых действий, который осуществляется в системе разведывательно-огневого и разведывательно-ударного комплексов. Такой формат применения сил и средств разведки тактического уровня получил название — разведывательно-боевые действия1. Указанный формат применения сил и средств разведки обусловлен основными принципами достижения победы, сформулированными начальником Генерального штаба ВС РФ генералом армии В. Герасимовым:

• постоянный анализ обстановки, определение вероятного характера действий противника, постоянное уточнение возможного развития обстановки;

• немедленное реагирование на изменение обстановки, своевременное внесение уточнений в разработанные планы;

• упреждение противника и ведение превентивных действий;

• использование операций «Нависшая угроза», «Нависшая опасность» с задачей не допустить безнаказанных действий противника и ведения им агрессивных действий;

• активность и постоянное удержание инициативы;

• применение нестандартных и неожиданных способов и форм действий войск и сил.

Особенностью действий подразделений тактической разведки в вооруженных конфликтах, в том числе за пределами Российской Федерации, является их применение в качестве подсистемы разведывательно-ударных (огневых) комплексов, создаваемых для решения задач по уничтожению незаконных вооруженных формирований.

В настоящее время сформировался новый для разведки показатель качества — это полнота и эффективность реализации выделенного на сутки ресурса из состава средств боевого компонента, включенного в структуру разведывательно-огневого и разведывательно-ударного комплексов, а также количество уничтоженных целей с обязательным подтверждением (видео, фото и др.)2.

Итак, в современных вооруженных конфликтах разведка осуществляется не как самостоятельный процесс, а как элемент разведывательно-огневого и ударного комплексов, параллельно с огневым поражением в режиме времени, приближенном к реальному. Именно такой формат применения подразделений разведки способен обеспечить достижение решительных целей и обеспечить упреждение противника.

Новосибирское высшее военное командное ордена Жукова училище Министерства обороны Российской Федерации является единственным учебным заведением страны, которое на протяжении вот уже тридцати лет готовит офицеров-разведчиков

и в котором сложилась школа не только подготовки, но и повышения квалификации офицеров разведки. Именно по этой причине изменения формата вооруженной борьбы потребовали внесения существенных изменений в подготовку курсантов-разведчиков к будущей практической деятельности. В связи с этим закономерно встает вопрос: «Как осуществить проверку уровня подготовленности обучающихся и при необходимости повысить интенсивность и эффективность их подготовки»? Ответ на этот вопрос можно найти, если рассматривать полевые выходы как высшую форму тактической выучки курсантов в условиях, максимально приближенных к боевым. Действующие нормативные документы в части требований к организации полевых выходов достаточно точно определяют: полевые выходы направлены на обучение курсантов практике организации, ведения и обеспечения боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управления ими в бою и представляют собой наиболее интенсивную форму боевой подготовки и проводятся в целях:

• определения качества индивидуальной подготовки курсантов к выполнению функциональных обязанностей командира разведывательного органа, старшего группы (подгруппы) в ходе ведения разведки и при применении способов добывания разведывательных сведений;

• повышения уровня полевой выучки личного состава и слаженности подразделений при действиях в условиях, максимально приближенных к боевой действительности3,4.

В училище одной из форм проведения полевых выходов с курсантами батальона курсантов (войсковой разведки) является тактико-специальное учение (ТСУ), которое проводится по основным темам тактико-специальной подготовки с целью дать обу-

чающимся практику в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении разведки разведывательными органами.

Тактико-специальное учение, в отличие от тактико-строевых занятий, носит комплексный характер, проводится в полевых условиях на имеющихся объектах учебно-материальной базы в целях приобретения практического опыта и совершенствования умений и навыков. При проведении тактико-специального учения обучающиеся исполняют обязанности командиров подразделений и других должностных лиц разведывательных подразделений в соответствии с замыслом учений.

Для организации ТСУ разрабатывается учебно-методический комплекс, который представляет собой ситуационные задачи, включающие полный комплекс логически связанных мероприятий, проводимых командиром разведывательного органа по подготовке к ведению разведки, управлению им в ходе ведения разведки и действия после нее на фоне тактической обстановки. Для каждого курса обучения определяется своя тематика и объем, уровень сложности выполняемых задач.

По завершении первого курса обучения проводится полевой выход по теме «Действия отделения в разведке в составе взвода». В ходе него курсанты действуют в должности командира разведывательного отделения (дозорного отделения, старшего группы (подгруппы) при применении способа разведки) с практическим применением в ходе ведения разведки переносных технических средств разведки (далее — ТСР). Курсанты практически отрабатывают вопросы одиночной подготовки разведчика: перемещение по незнакомой местности по карте и без карты в составе малых групп в пешем порядке (рис. 1) и на

Рис. 1. Перемещение по незнакомой местности по карте и без карты в составе малых групп

машинах, с выходом к объекту разведки с разных направлений к установленному времени, определения координат и выдачу целеуказаний

средствам поражения с использованием навигационной аппаратуры и возможностей ТСР и средств управления (рис. 2).

Рис. 2. Определение координат и выдача целеуказаний средствам

поражения

На втором курсе обучения проводится полевой выход по теме «Взвод в разведке», в ходе которого обучающиеся действуют в должности командира разведывательного взвода (разведывательного органа). Прак-

тическое применение ТСР и БПЛА носит более объемный характер. При определении координат объектов противника курсанты активно используют комплекс разведки, управления и связи (КРУС) «Стрелец» и БПЛА

квадрокоптерного типа, которые показали высокую эффективность ведения детальной воздушной разведки (рис. 3). Проведение полевых выходов с применением БПЛА для решения задач разведки способствует формированию у курсантов понимания роли и места приданных расчетов БПЛА, их возможностей по ведению воздушной разведки, привитию навыков управления приданными расчетами БПЛА. Опыт проведения полевого выхода

на втором курсе показал высокую эффективность применения комплексов с БПЛА при работе в составе разведывательно-огневых (ударных) комплексов, в которых реализуется формат разведывательно-боевых действий по принципу «увидел— поразил» в режиме реального времени, что обеспечивает наглядное и практическое понимание действий разведывательного органа в современных боевых действиях.

Рис. 3. Практическое применение технических средств разведки и беспилотных летательных аппаратов

На третьем курсе обучения проводится полевой выход по теме «Рота в разведке». Работа обучающихся включает в том числе координацию действий нескольких разведывательных органов. Проведение полевого выхода на третьем курсе имеет отличительный характер, обусловленный применением БПЛА «Орлан-10». Командир разведывательной роты применяет и использует разведывательную информацию, полученную от БПЛА «0рлан-10», который может применяться в интересах ведения поиска объекта, вывода разведывательного органа к объекту разведки, координации действий групп (подгрупп) при применении способов добывания разведывательных сведений, а также для контроля результатов выполнения задачи.

Для организации и проведения ТСУ создается руководство, назначается посреднический аппарат, ответственные за разработку и всестороннее обеспечение, определяются сроки готовности документов, состав подразделений, привлекаемых на учение.

Состав руководства учения может быть следующим:

• руководитель учения — заместитель начальника училища;

• помощник руководителя — начальник кафедры;

• помощник руководителя по обозначению противника — офицер батальона курсантов (войсковой разведки).

Создаются группы по розыгрышу боевых действий и действий сил и средств разведки — офицеры кафедры, посредники при разведыватель-

ных органах из состава офицеров подразделений, привлекаемых на ТСУ

Тактико-специальные учения по разведке в большинстве случаев проводятся односторонними, поэтому большое внимание уделяется обозначению противника. Действия противоположной стороны обозначаются выделенными для этой цели группами в соответствии с замыслом учения из подразделений, которые проводят учения или привлекаются в этот период для проведения своих занятий на полигоне. Отдельные объекты (цели) обозначаются мишенями и макетами. Используются для этой цели (по согласованию) также действующие объекты учебно-материальной базы. Такая организация ТСУ представляет широкие возможности для обучения разведчиков в условиях активного противодействия противника, а также дает возможность, во-первых, наилучшим образом отработать все вопросы, связанные с организацией и ведением разведки, во-вторых, проверить уровень профессиональной подготовленности курсантов, в-третьих, провести апробацию и оценку эффективности новых приемов ведения разведки и управления разведывательными органами, полученными в ходе применения подразделений разведки в конфликтах за пределами Российской Федерации, и, что не менее важно, выработать способы и методы их использования в различных условиях боевой деятельности и в процессе обучения в том числе.

По сути своей ТСУ в предложенном формате является одной из форм совместного обучения офицеров подразделений (в том числе прибывших для обучения на курсах повышения квалификации) — в разрезе профессионально-должностной подготовки, и курсантов — как высшей формы проверки профессиональной подготовленности по соответствующему курсу обучения уровню.

Подавляющее большинство офицеров кафедры имеют опыт боевого применения подразделений разведки в вооруженных конфликтах, в том числе и за пределами Российской Федерации. Поэтому в соответствии с требованиями Министра обороны Российской Федерации о внедрении этого опыта в процесс подготовки курсантов, при выработке замысла проведения ТСУ сначала на заседании предметно-методических комиссий по направлениям подготовки обсуждаются вопросы, которые целесообразно отработать для достижения поставленных целей при проведении полевого выхода с конкретным курсом.

Затем предложения рассматриваются на заседании кафедры в целях организации междисциплинарной взаимосвязи при отработке учебных задач в ходе ТСУ. Дальнейшее отражение принятые решения находят в отработке тактического задания, картах (схемах) исходной обстановки, плане обозначения действий противника.

На настоящее время сложился следующий формат проведения полевых выходов (ТСУ):

• вывод разведывательных органов в район ведения разведки осуществляется в зависимости от тематики, направления подготовки подразделения курсантов и особенностей отработки вопросов реализации опыта применения подразделений разведки и может быть осуществлен наземным путем в пешем порядке, транспортом (на боевой технике), или комбинированным способом, или воздушным путем, как правило, посадочным способом;

• отработка каждого тактического эпизода на полевом выходе проводится в следующей последовательности: объявляется оперативное время, наращивается тактическая обстановка, делается оперативная пауза и дается время обучающимся на оценку обстановки и принятие решения, при необходимости последовательно за-

слушиваются доклады по вопросам (выводы из оценки обстановки, решение в форме доклада старшему командиру, команды и распоряжения командира подчиненным) и затем начинается практическая отработка действий подразделения по данному тактическому эпизоду;

• с 2016 года используется новая форма организации занятий — тактико-специальное учение с элементами «Боевой игры», во взаимодействии с подразделениями специального назначения других силовых ведомств. В ходе учения на этапах ТСУ каждая из сторон привлекается для решения своих специфических профессиональных задач по единому замыслу.

Стоит особо отметить, что в каждом конкретном случае замысел ТСУ определяется исходя из задач, стоящих перед подразделениями на учебный год, и зависит от темы, учебных вопросов и целей учения, исследовательских вопросов, наличия сил и средств разведки, а также материальных возможностей. Как правило, продолжительность тактико-специального учения может составлять 2—3 суток и включает следующие разделы:

• непосредственная подготовка разведывательного органа к выполнению разведывательных задач;

• управление разведывательным органом при выполнении разведывательных задач по обеспечению подготовки соединения (части) к действиям;

• управление разведывательным органом при выполнении разведывательных задач по обеспечению действий соединения (части);

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Безсуднов Е.Ю., Гафаров Р.М. Перспективы развития состава и способов действий органов войсковой разведки // Военная Мысль. 2021. № 2. С. 55—65.

2 Там же.

• управление разведывательным органом при выполнении задач по возвращению в расположение своих войск (действия на рубеже окончания разведки);

• проведение мероприятий по восстановлению боеспособности разведывательного органа;

• контрольное занятие по выполнению нормативов и приемов по предметам боевой подготовки.

Изложенные в статье вопросы и положения надлежит применять творчески, не допуская шаблона и сообразуясь с конкретной обстановкой. Организуя и проводя ТСУ с курсантами, необходимо учитывать и эффективно использовать возможности приданных и поддерживающих подразделений родов войск и специальных войск.

Добиться повышения качества подготовленности выпускника к будущей профессиональной деятельности невозможно без учета в ходе процесса обучения опыта применения подразделений разведки в конфликтах за пределами Российской Федерации. Для этого профессорско-преподавательскому составу необходимо постоянно повышать свое профессиональное мастерство, овладевать новыми знаниями и навыками в организации и проведении всех видов занятий.

В заключение хотелось бы напомнить слова великого русского полководца А.В. Суворова — «...самое опасное в войне — недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее. Это самое опасное, что может вызвать поражение в войне».

3 Безсуднов Е.Ю. Перспективы развития состава и способов действий органов войсковой разведки...

4 Приказ Министра обороны РФ от 15.09.2014 № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 года. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.