Научная статья на тему 'РАЗВЕДКА - КЛЮЧ К ПОБЕДЕ'

РАЗВЕДКА - КЛЮЧ К ПОБЕДЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
798
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ РАЗВЕДКА / ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ / РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВЕДКИ / РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ФОРМЫ И СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ РАЗВЕДКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Закиров Олег Раизович

Приводятся результаты анализа зарубежных и отечественных взглядов на роль разведки в завоевании превосходства над противником. Рассмотрены проблемы организации и ведения разведки в военных конфликтах и направления их разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECONNAISSANCE AS THE KEY TO VICTORY

The paper cites results of analyzing foreign and domestic views on the role of reconnaissance in gaining superiority over the adversary. It goes over the problems of organizing and conducting reconnaissance in military conflicts and ways of solving the former.

Текст научной работы на тему «РАЗВЕДКА - КЛЮЧ К ПОБЕДЕ»

Разведка — ключ к победе

Полковник О.Р. ЗАКИРОВ, доктор военных наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Приводятся результаты анализа зарубежных и отечественных взглядов на роль разведки в завоевании превосходства над противником. Рассмотрены проблемы организации и ведения разведки в военных конфликтах и направления их разрешения.

The paper cites results of analyzing foreign and domestic views on the role of reconnaissance in gaining superiority over the adversary. It goes over the problems of organizing and conducting reconnaissance in military conflicts and ways of solving the former.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военная разведка, военный конфликт, разведывательно-информационное обеспечение, организация разведки, разведывательные задачи, формы и способы ведения разведки.

Military intelligence, military conflict, reconnaissance and information support, organizing reconnaissance, reconnaissance tasks, forms and methods of conducting reconnaissance.

«КОНФЛИКТНЫЙ потенциал, к сожалению, растет. В ход идут провокации и откровенная ложь. Предпринимаются попытки сломать стратегический паритет. Расшатывается система международного права. Всем этим пользуются радикалы и террористы, которые стремятся распространить свою преступную деятельность на все новые регионы планеты»1.

В таких условиях разведка (с ее скрытным характером деятельности) является ключевой составляющей

в создании условий для недопущения перерастания имеющихся военных опасностей и военных угроз в кри-

зисы и в вооруженные конфликты. В мирное время она становится чуть ли не единственным инструментом военной политики и военной стратегии государства.

При обострении военно-политической обстановки разведка своевременно добывает и доводит до командования информацию о составе, состоянии, характере действий противника и его планах, сильных и слабых сторонах, обеспечивая упреждающий характер действий наших войск (сил) по отношению к противнику. Кроме того, она участвует в комплексном воздействии на противника имеющимися в распоряжении силами и средствами, выступая не только обеспечивающей, но и самостоятельной боевой системой.

На первый взгляд роль разведки в достижении превосходства над противником очевидна и не вызывает противоречивых оценок. Задача разведки — обеспечить командующего и штаб требуемым объемом информации о противнике. При этом добывать и обрабатывать разведывательную информацию необходимо, упреждая противника. Почему же на практике и в мирное, и в военное время не только в России, но и в других странах возникает так много проблем, связанных с разведкой?

Как показало исследование, понимание первостепенной важности военной разведки формируется, как правило, только в военные годы. С окончанием военных действий и до начала очередной военной кампании разведке перестают уделять должное внимание, что и обусловливает в последующем негативное развитие военно-политической обстановки.

Появлению такой тенденции имеются как объективные, так и субъективные причины. Дело в том, что военная разведка как система и как научная отрасль является относительно молодой, в ней еще нет одно-

значных трактовок законов и закономерностей, принципов построения и функционирования. Только сейчас на основе исторических уроков и зарубежных взглядов теоретически обосновываются и на практике апробируются формы и способы действий ее сил на оперативном и стратегическом уровнях.

Кроме того, проблемы военной разведки в силу специфики деятельности открыто не обсуждаются, что замедляет развитие теории, выработку единых взглядов на ее роль и место в военных конфликтах. В итоге субъективизм в деятельности органов военного управления, организующих разведку, проявляется повсеместно.

К тому же в современный век информатизации в органах управления складывается ошибочное представление о доступности любых данных. Многие считают, что достаточно войти в информационную сеть общего пользования и найти красочно оформленный ответ на любой интересующий вопрос. Поэтому нет первоочередной необходимости в организации разведывательной деятельности. На самом деле такой взгляд является ошибочным — переизбыток информации является такой же проблемой, как и ее недостаток. Можно иметь много данных и при этом не иметь ничего необходимого.

Это понимают и в зарубежных государствах. Анализ публикаций западных специалистов, посвященных опыту вооруженных конфликтов, показывает, что, несмотря на хорошо проработанные в руководящих документах положения по организации и ведению разведки, на практике количество возникающих проблем разведки не уменьшается2'3.

Так, группа военных специалистов, возглавляемая руководителем военной разведки ВС США и НАТО в Афганистане, в 26-страничном докладе подводит итог, отмечая, что «в течение

последних восьми лет разведка в вооруженных конфликтах является «сугубо символической и неэффективной», вследствие чего командование не получает необходимой информации, что и приводит к необходимости жертвовать жизнями военных в течение длительного времени»4.

Как подчеркивают западные аналитики, значение разведки в конфликтах должно непрерывно меняться под воздействием новых концептуальных взглядов. В настоящее время как раз и происходит концептуальная трансформация структурного содержания военных конфликтов. Если в предыдущие годы основное значение в них отводилось действиям общевойсковых группировок войск (сил), а разведка в соответствии с наставлениями осуществляла их информационное обеспечение, то на современном этапе развития военного искусства около 60 % и более задач могут решаться разведывательными и специальными формированиями.

В данной связи при подготовке к участию в любом военном конфликте командующие обязаны сосредоточивать особое внимание на приоритетном развертывании в предполагаемом регионе коалиционной группировки сил и средств разведки.

Предварительные расчеты показывают, что уже в мирное время группировка сил и средств разведки западных государств на российском направлении может достигать значительного состава и включать: примерно 200 органов агентурной разведки; до 100 органов сил специальных операций (включая 10—15 органов психологических операций и до 20 органов по связям с гражданской администрацией). Эта группировка может быть усилена: 15—20 органами кибернетических операций; 30—40 космическими аппаратами оптико-электронной, фото- и радио-

электронной разведки; 20—30 разведывательными самолетами и 15—20 стратегическими и оперативными беспилотными летательными аппаратами; стационарными наземными и морскими системами радиоэлектронной разведки.

Формами применения такой разведывательной группировки, по всей вероятности, будут информационные, тайные и специальные операции, а также операции по дестабилизации обстановки, проводимые с целью достижения национальных стратегических и политических целей без привлечения крупных общевойсковых группировок войск (сил).

В частности, заблаговременно развернутая группировка сил и средств разведки в период обострения военно-политической обстановки и подготовки вооруженного конфликта выявляет ключевые противоречия, имеющиеся в стране-жертве. Определяет меры по усугублению вскрытых противоречий и доведению их до стадии мятежа (с проведением массовых акций гражданского неповиновения и саботажа) и проведения псевдодемократической смены власти.

На втором этапе конфликта при негативном развитии событий осуществляет вооружение и оснащение оппозиционных сил, провоцирует в стране противника внутренний вооруженный конфликт с насильственным установлением нового режима. На этом этапе обострения обстановки количество тайных силовых операций достигнет своего максимума. Физическое устранение политических лидеров и военных руководителей иностранных государств уже сейчас становится нормой для западных стран. Они и не скрывают, что за послевоенные годы их специальные службы участвовали более чем в двадцати таких операциях и осуществили убийство двенадцати глав государств.

На третьем этапе военного конфликта при задействовании общевойсковых группировок войск (сил) разведка сосредоточивает свои усилия на решении трех задач: целеуказание ударным и огневым средствам поражения; разведывательное обеспечение информационных операций; разведывательное обеспечение оценки результатов боевых действий.

Изменение роли разведки оказало влияние на порядок планирования операций. В предыдущие годы в ходе заблаговременного планирования операций ОВС НАТО планы разведывательного обеспечения разрабатывались на заключительных этапах, практически после утверждения оперативного плана. Однако такие планы, как заявляют американские военные, становились трудно реализуемыми на практике, и в ходе военных действий приходилось разрабатывать новые.

С переходом на адаптивные методы планирования операций основное участие центральных органов управления разведкой перенесено на первый и второй этапы, т. е. на этап уяснения командующим директивных указаний и этап выработки им замысла операции. В настоящее время именно на этих начальных этапах планирования разрабатываются планы разведывательного обеспечения.

Такой порядок работы позволяет в дальнейшем не перерабатывать планы и решать проблемы разведывательного обеспечения операций, возникающие в ходе военных действий.

В зарубежных странах утверждают, что сегодня разведку необходимо вести централизованно во всех сферах противоборства с привлечением всех возможных федеральных агентств, неправительственных организаций и даже местных жителей.

Эксперты подчеркивают, что эффективная борьба с афганскими

мятежниками, которые применяют «гибридные» методы противоборства, предполагает не столько устранение боевиков, сколько защиту от них мирных жителей и привлечение последних на свою сторону. Военное командование должно чувствовать национальную специфику, понимать, как функционируют местные структуры власти, а также учитывать культурные особенности страны и ее экономический уклад.

«Необходимо создать систему разведки, способную снабжать руководство достоверной, хорошо обоснованной и полезной информацией из самых отдаленных уголков Афганистана. Если этого не произойдет, то Соединенные Штаты рискуют растратить силы на нанесение ударов по ложным целям и, быть может, проиграть битву с противником, которого они вполне могли перехитрить — имея в своем распоряжении адекватную информацию»5.

Однако, по мнению западных экспертов, до сих пор многие органы управления военной разведки коалиции в Афганистане невосприимчивы к «социально-ориентированному» подходу.

Постоянно возникающие противоречия между появлением новой роли разведки и устаревшими (консервативными) представлениями о ней заставили американскую администрацию разработать Закон о реформе разведки и предупреждении терроризма, а также четыре Стратегии в области разведывательной деятельности. Последняя издана в 2019 году6.

По мнению разработчиков, реализация данных стратегий на практике должна изменить качество ведения разведки как в мирное время, так и в ходе вооруженных конфликтов. Стратегии предусматривают:

• повышение уровня сотрудничества по вопросам разведки между

государственными, местными и частными организациями;

• создание интеллектуальной культуры, способствующей обсуждению, а также выражению разведчиками особого мнения;

• оптимизацию возможности сбора разведывательной информации (повысить качество сбора информации из открытых источников, людей и более эффективно использовать информационные технологии);

• расширение сотрудничества на всех уровнях разведывательного обеспечения с изменением подхода «необходимо знать» на подход «необходимо делиться»;

• унификацию методов разведывательной деятельности всех министерств и департаментов, участвующих в конфликте;

• усиление сотрудничества с контрразведкой для обеспечения безопасности разведывательной деятельности;

• создание системы вознаграждений, стимулирующих разведывательную деятельность.

Западные специалисты считают, что реализация на практике данных положений в значительной мере решит проблемы разведывательного обеспечения группировок войск в вооруженных конфликтах.

История демонстрирует, что неправильной оценки роли разведки в достижении победы над противником не избежало и отечественное военное искусство.

Проблемы разведывательного обеспечения действий массовых армий России особенно обострились в ходе Первой мировой войны.

С началом военных действий штабы фронтов испытали реальные проблемы, связанные с отсутствием всесторонне оцененных достоверных разведывательных данных. Поступающие от Главного управления Генерального штаба (ГУ ГШ) разве-

дывательные сведения носили общий описательный характер, информация от подчиненных штабов не соответствовала оперативно-стратегическому масштабу действий7.

Основная причина такого состояния разведки заключалась в том, что в мирное время на штабы приграничных военных округов возлагалась задача создания сил и средств агентурной разведки на театрах военных действий, однако с началом войны руководство военными агентами передавалось ГУ ГШ. На штабы фронтов (которые наряду со Ставкой ВГК и штабами армий создавались по мобилизационному плану) возлагались только задачи по координации разведывательной деятельности штабов армий, анализу поступающей информации и направлению ее в Ставку ВГК. У штабов фронтов непосредственно подчиненных частей разведки предусмотрено не было.

В армиях в основном велась глубокая конная разведка и тактическая разведка (рис. 1), предусматривалось «наблюдение с воздухоплавательных аппаратов». В 1914 году началось становление радиоразведки как специальной службы. Во флотах разведывательные задачи выполнялись в ходе дозорной и «разведочной» служб флота с привлечением корабельного состава. Организацией агентурной разведки флоты не занимались.

Существовавшие проблемы в организации и ведении разведки при переходе от мирного к военному времени (мобилизационный план разведки отсутствовал) привели к стратегическим и оперативным неудачам в Первой мировой войне.

В докладе по Главному управлению Генерального штаба от 1 июля 1917 года содержатся следующие принципиальные выводы: «...Только разведка, прочно и систематически налаженная в мирное время, не прерывающаяся, а усиливающаяся

Рис. 1. Конные разведчики на позиции (1915—1917)

в период мобилизации и продолжающаяся во время войны, даст возможность, выяснив, какими силами и средствами располагают противники, и учитывая их намерения и планы, повести войну, если будет неизбежно вступление в нее, в наиболее благоприятной для нас военной и политической обстановке и окончить ее в возможно короткий срок с возможно малыми потерями и с наименьшими затратами сил и средств. Неналаженность разведки мирного времени перед русско-японской и настоящей войнами и недостаточно разработанные планы мобилизации разведки привели к тому, что разведка в начале этих войн носила случайный характер и, почти заново организованная во время войны полевыми штабами, не могла дать быстрых и серьезных результатов; силы и средства противника перед войной не были правильно учтены, что привело к совершенно ошибочным выводам относительно продолжительности войны; многие операции проведены неудачно, так как не было своевременной, всесторонней и непредвзятой ориентировки начальников; неналаженность разведки приводила к тому, что ряд наступательных операций противника был нами совершенно не предугадан и приводил к катастрофам»8.

После Октябрьской революции 1917 года Россия, как государство но-

вого типа, за несколько лет создала на стратегическом уровне сеть агентурной разведки в 16 иностранных государствах. К 1940 году ее разведывательные сети функционировали уже в 45 странах мира. Военная академия Генерального штаба ВС РФ гордится тем, что в этот период в рядах агентурной военной разведки, действовавшей в США, состоял М.А. Мильштейн, в послевоенные годы долгое время возглавлявший кафедру разведки.

В Москву регулярно поступала ценная разведывательная информация о замыслах США, Англии, Франции, Польши и Японии по захвату советских территорий как на западе, так и на востоке страны. Примечательно, что о существовании сверхсекретной директивы № 21 о плане нападения Германии на СССР Центру стало известно уже на одиннадцатый день после ее утверждения Гитлером9.

Вместе с тем начальный период Великой Отечественной войны вскрыл ряд нерешенных организационных проблем оперативной и тактической разведки. Представленные архивные материалы убедительно свидетельствуют, что эти проблемы обусловили неудачи на всех фронтах.

«Всесторонним изучением противника мы не занимаемся и сведения о нем добываем, обрабатываем и изучаем поверхностно. Штабы и командиры не ведут систематического изучения противника в деталях, последовательно накапливая данные и углубляя изучение положения противника перед собой. По изучению противника практикуется эпизодичность и исключительная поверхностность. Командиры, несмотря на 3-месячный период времени беспрерывных боев, до сих пор не осознали важности разведки и не уделяют должного внимания укомплектованию разведывательных органов и поднятию их авторитета на

должную высоту. Разведывательные задачи выполняются импровизированными, наспех сформированными отрядами из случайных людей. Разведывательные отряды, где таковые имеются, нередко используются не по прямому назначению. Задачи по разведке ставятся не корректно. Есть немало случаев, когда ценные данные о противнике от артиллерийских и инженерных штабов не попадают в общевойсковые штабы и, таким образом, всесторонне не используются»10.

Вместе с тем необходимо отметить, что группировка противника, направления и сроки перехода ее в наступление были вскрыты разведкой довольно точно, что подтверждается немецкими источниками11.

Осознание важности разведки в достижении превосходства над противником и наличия множества нерешенных проблем в этом вопросе послужило причиной издания в 1943 году приказа наркома обороны, содержащего требования к организации и ведению разведки. Необходимость издания данного приказа также объясняется и тем, что в этот период советские войска стали проводить больше наступательных операций, а наступление без тщательной разведки обречено. Приказывалось использовать разведывательные подразделения только для выполнения ответственных задач по разведке, в то время как всем остальным без исключения подразделениям, частям и соединениям вести наблюдение за противником, разведку его системы огня, проводить захват «языка». Командирам соединений и частей надлежало заботливо организовывать непрерывную и активную разведку.

Отношение к разведке как к важнейшему фактору победы над противником со стороны командующих и командиров всех уровней резко изменилось. Повысилась степень централизации разведки, особенно

на этапе подготовки предстоящих боевых действий. Штабы проводили согласование действий сил и средств разведки различных родов войск и служб по задачам, месту и времени, изучали и обобщали передовой опыт, доводили его до всех командиров, штабов, разведывательных органов, подразделений и частей.

Повысился ранг начальника разведки штаба корпуса и штаба дивизии — он стал заместителем начальника штаба по разведке, что значительно расширило его полномочия в организации разведки, позволило централизовать сбор разведывательной информации12.

Результаты не заставили себя долго ждать. В 1943 году произошел резкий рост количества проведенных всеми фронтами разведывательных операций — 117 631. В последующий год прирост результатов разведывательной деятельности составил 15 %. В 1944 году проведено уже 180 464 разведывательные операции13.

Только в ходе Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» (23 июля — 29 августа 1944 г.) силами разведки 2-го Белорусского фронта захвачено в плен 18 951 солдат и офицер противника, уничтожено 11 271 человек (рис. 2).

Разведчики блестяще выполняли все задания командования. Символично, что Знамя Победы над поверженным рейхстагом водрузили именно разведчики — Михаил Егоров и Мелитон Кантария, а акт о капитуляции Японии, ознаменовавший окончание Второй мировой войны, подписал от имени Советского Союза также военный разведчик — генерал-лейтенант К.Н. Деревянко, в последующем начальник кафедры разведки ВАГШ ВС СССР.

В послевоенные годы разведка нашей страны преобразовалась в уникальную, единственную в мире систему, располагающую всеми из-

Рис. 2. Результаты ведения разведки 2-м Белорусским фронтом в ходе Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион»

вестными силами и средствами добывания сведений, необходимых для гарантированного обеспечения безопасности страны от ядерной угрозы. Появились новые виды разведки — космическая и специальная.

Возросший потенциал военной разведки позволил достичь превосходства над противником и успешно решать задачи в ходе Корейской войны, Берлинского и Карибского кризисов, во времена арабо-израильских войн.

Действия ограниченного контингента советский войск в Афганистане обеспечивались всеми видами стратегической и оперативной разведки. По заявлениям начальника ГРУ ГШ ВС СССР И.П. Ивашутина: «ГРУ удалось создать в Афганистане такую разведку, какую мир не видывал»14.

Однако в условиях Афганской войны командование ограниченного контингента советских войск (еще задолго до действий западной коалиции в этой стране) столкнулось с проблемой вскрытия силами

и средствами разведки иррегулярных группировок противника, сформированных западными инструкторами из местных жителей. Нестандартный противник и нестандартная тактика его действий потребовали применения нестандартных форм противоборства. В этой связи основной формой применения войск стали специальные действия. Разведывательные органы частей специального назначения массово применялись как для ведения специальной разведки, так и для решения специальных задач (рис. 3).

Рис. 3. Разведывательная группа

специального назначения при выполнении боевой задачи в Афганистане

Тактика действий боевиков, в которой преобладали маневренные действия, выявила проблему низкой оперативности предоставления разведывательных данных командованию и огневым (ударным) средствам поражения.

При подготовке операций особое внимание уделялось организации взаимодействия средств поражения с органами разведки, исключающего утечку информации. Такой подход обеспечил успешное проведение нескольких значимых операций.

Несмотря на приобретенный богатейший опыт разведдеятельности в Афганистане, теория военного искусства в «годы перестройки и политических реформ» не смогла уделить должного внимания его обобщению. А через несколько лет выявленные в Афганистане проблемы проявились вновь, но уже в ходе борьбы против незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе.

При абсолютном превосходстве над противником по боевой мощи Объединенная группировка войск (сил) на начальной фазе конфликта не имела успеха. Без должного разведывательного обеспечения действия федеральных войск (сил) против противника, избравшего методы партизанской войны в городских условиях и в горно-лесистой местности, приводили к огромным потерям. С другой стороны, наибольшего успеха при наименьших потерях добивались командиры, уделявшие самое серьезное внимание организации и ведению разведки.

Базовой причиной низкого качества разведывательно-информационного обеспечения действий войск (сил) в контртеррористической операции, как указано в аналитических документах и научно-исследовательских работах, является отсутствие у командующих и командиров общевойсковых соединений и частей инициативы

Осознание важности разведки в достижении превосходства над противником и наличия множества нерешенных проблем в этом вопросе послужило причиной издания в 1943 году приказа наркома

обороны, содержащего требования к организации и ведению разведки. Необходимость издания данного приказа также объясняется и тем, что в этот период советские войска стали проводить больше наступательных операций, а наступление без тщательной разведки обречено.

в организации разведки. Проведение военно-уставных экспертиз показывает, что командующие, организуя боевые действия, указания по организации разведки зачастую не отдавали, а начальники штабов планированием разведки не занимались, формально организовывали централизованный сбор разведывательной информации. В итоге подразделения выполняли задачу «вслепую». Внезапная встреча с противником не являлась редкостью и приводила к потерям.

«Командиры, как правило, вместо того чтобы организовать разведку своими силами и средствами, запрашивали разведывательные данные об объектах, находящихся непосредственно перед их войсками, у вышестоящих штабов. При этом в большинстве случаев разведывательные части и подразделения использовались командирами для решения боевых задач совместно с мотострелковыми и танковыми подразделениями. Разведывательные взводы придавались мотострелковым батальонам, разведывательные задачи им не определялись. Система наблюдения с применением средств радиолокационных станций разведки в подразделениях не создавалась. Разведывательная ин-

формация до средств поражения, как правило, доводилась с опозданием и в открытом режиме. Начальники разведок дивизий не имели своих средств управления подчиненными силами».

Известен случай назначения начальника разведки полка командиром резервного подразделения. При этом в ходе боевых действий его обязанности по руководству силами и средствами разведки и осуществлению сбора и обработки разведывательной информации никто не исполнял. Полк потерял только в одном бою около 100 человек.

Тем не менее офицеры и солдаты-разведчики при выполнении поставленных задач в контртеррористической операции проявили небывалое мужество и патриотизм. Иногда ценой собственной жизни.

Руководство Вооруженными Силами Российской Федерации извлекло уроки из этого конфликта. Приняты меры к разработке дорожных карт по совершенствованию систем стратегической и оперативной разведки. Однако на практике процесс «организационной оптимизации» в 2000-х годах привел к усугублению функциональных проблем разведки, особенно в деятельности разведывательно-ин-

Нестандартный противник и нестандартная тактика его действий потребовали применения нестандартных форм противоборства.

В этой связи основной формой применения войск стали специальные действия. Разведывательные органы частей специального назначения массово применялись как для ведения специальной разведки, так и для решения специальных задач.

формационных органов. Численность частей управления оперативной разведки, а также кафедр разведки в вузах сократилась. На то время не все войсковые инстанции обладали автоматизированными системами управления разведкой. Поэтому, несмотря на большое количество разведывательных органов, сведения от них своевременно не доходили до потребителей информации.

Новый этап развития отечественной военной разведки непосредственно связан с приходом к руководству Министерством обороны России генерала армии С.К. Шойгу и назначением начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерала армии В.В. Герасимова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение короткого периода удалось осуществить централизацию системы управления разведкой Вооруженных Сил, в ее состав вошли новые специальные и информационные компоненты. Разведывательные, специальные и информационные задачи стали решаться комплексно и эффективно. Возросший потенциал системы разведки проявился в успешных практических действиях упреждающего характера.

Роль новой системы разведки России в обеспечении национальной безопасности страны стала наиболее очевидной после крымских событий. В данной связи в Военной академии Генерального штаба срочно сформировали кафедру разведки и специальных действий, выстроили единую систему подготовки кадров. В войсках развернули новые разведывательные соединения и части, на качественно новый уровень вышла автоматизация разведывательно-информационных процессов.

На современном этапе военная разведка успешно способствует выполнению задач, стоящих перед Вооруженными Силами России в различных кризисных регионах мира.

В настоящее время разведчики профессионально действуют в Сирийской Арабской Республике, помогая сирийскому народу сохранить свою государственность. По заявлению начальника Главного оперативного управления ГШ ВС РФ генерал-полковника С.Ф. Руд-ского: «На территории Арабской Республики развернута многоуровневая система военной разведки России, взаимодействующая с национальными органами разведки Сирии и даже с оппозиционными фор-

Офицеры, получившие боевой опыт в этой республике, лично убедились в значимости разведки для достижения поставленных политических и стратегических целей.

Под руководством Генерального штаба ВС РФ и командующего группировкой войск (сил) в Сирии ежедневно проводятся разведывательные и специальные, информационные и психологические операции, мероприятия и акции, осуществляется подготовка воинских формирований национальных вооруженных сил Сирии.

Деятельность разведки оценена Верховным Главнокомандующим ВС РФ В.В. Путиным: «Высокий профес-

мированиями»15. В состав системы включены силы и средства разведки всех видов Вооруженных Сил РФ, разведка ведется на земле и в море, в воздушно-космическом пространстве и в информационной сфере. Силы разведки не только обеспечивают принятие оперативных решений и передачу целеуказаний высокоточным средствам поражения наземного, воздушного и морского базирования, но и самостоятельно уничтожают важные объекты противника (рис. 4).

сионализм и уникальные возможности, в том числе по проведению специальных операций, — вот что отличает разведку. Разведка является неотъемлемой частью воинского дела и ратной науки. Высоко ценю информацию, аналитические материалы и доклады, которые готовятся для руководства страны. Так было всегда и везде на протяжении веков. Еще до начала и в годы Великой Отечественной войны разведка создала уникальную систему своевременного сбора и передачи ценнейшей информации, которая прямо влияла на исход огромных сражений. В Сирии военная разведка также сыграла огромную роль в уничтожении глава-

Рис. 4. Группа Сил специальных операций ВС РФ осуществляет поражение важного объекта противника

рей бандитов, баз и инфраструктуры боевиков, в нанесении точечных, разящих ударов нашей авиации и флота. Ваши дерзкие операции, умение в сложнейшей обстановке ставить в тупик сильного и опытного противника — пример для новых поколений сотрудников. Военная разведка России является мощным и действенным инструментом защиты наших национальных интересов»16.

Такие оценки в очередной раз подтверждают объективный характер влияния разведки на достижение победы в военных конфликтах, а также на их предотвращение. К настоящему времени более 750 военных разведчиков удостоены звания Героя Советского Союза и Героя Российской

Роль новой системы разведки России в обеспечении национальной безопасности страны стала наиболее очевидной после крымских событий. В данной связи в Военной академии Генерального

штаба срочно сформировали кафедру разведки и специальных действий, выстроили единую систему подготовки кадров.

Федерации. В процессе работы над статьей был издан Указ Президента РФ — впервые в истории военной разведки звания Героя Российской Федерации удостоен начальник разведки военного округа — полковник Назаренко Александр Владимирович.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Выступление Президента Российской Федерации на торжествах, посвященных 100-летию образования ГРУ ГШ ВС РФ. 02.11.2018. URL: https//www.1 tv.ru (дата обращения: 19.04.2021).

2 Joint Publication 2-0. Joint Intelligence // Joint Chiefs of Staff, 2013. URL: https//www. fas.org/dodder/jp2_0.pdf (дата обращения: 18.04.2021).

3 FM 2-0. Intelligence // Headquarters Department of the Army, 2008. URL: https// www.fas.org/dodder/jp2_0.pdf (дата обращения: 18.04.2021).

4 Военная разведка — ключ к победе в Афганистане. 2020. URL: https// www.golosameriki.com (дата обращения: 17.04.2021).

5 Там же.

6 Мир под куполом: разведчики США получили новую стратегию. 26.01.2019 г. URL: https//www.gazeta.ru (дата обращения: 19.04.2021).

7 Алексеев М. Военная разведка России. Первая мировая война, часть первая. М.: Русская разведка, 2001, 511 с.

8 Там же.

9 Слава и гордость военной разведки России / под. ред. И.В. Коробова. М.: ГУ ГШ ВС РФ, 2018, 149 с.

10 Сборник боевых документов Великой Отечественной войны № 11. М.: Воениздат военного министерства Союза ССР, 1950, 220 с.

11 Хаупт В. Восточный фронт 1941— 1945. Подлинная история. С. 240—242.

12 Португальский Р.М. Совершенствование разведки в годы Великой Отечественной войны: учеб. пособие. М.: ВАФ, 1984, 168 с.

13 Боевая деятельность войсковых разведчиков Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. М.: 1945, 220 с.

14 Слава и гордость военной разведки России.

15 Выступление начальника Главного оперативного управления ГШ ВС РФ на брифинге МО России по ситуации в Сирии. 25.12.2015. URL: Ы^/МшжРос-сия24.ш (дата обращения: 20.04.2021).

16 Выступление Президента Российской Федерации на торжествах, посвященных 100-летию образования ГРУ ГШ ВС РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.