Развитие артиллерийской разведки путем использования интеллектуальной сетевой системы управления
Полковник М.А. САФРОНОВ, кандидат военных наук
Полковник Е.И. ГОРОДНОВ, кандидат военных наук
АННОТАЦИЯ ABSTRACT
Рассмотрены основные проблемные вопросы преобразования ракетных войск и артиллерии (РВиА) в разведывательно-огневую систему общевойскового объединения. Определены направления создания и внедрения интеллектуальной сетевой системы управления РВиА, в том числе артиллерийской разведки.
Разведывательно-огневая система, разведывательно-ударный комплекс, разведывательно-огневой комплекс, разведывательно-ударные действия, высокоточное оружие, подсистема разведки, автоматизированная система управления, интеллектуальная сетевая структура, система артиллерийской разведки.
The paper examines the main problem issues of transforming the Missile Forces and Artillery (MF&A) into a reconnaissance and firing system of the combined-arms grouping. It defines the lines of making and introducing the intelligent network system of MF&A control, artillery reconnaissance included.
KEYWORDS
Reconnaissance and firing system, reconnaissance assault system, reconnaissance and firing unit, reconnaissance assault actions, precision-guided weapons, reconnaissance subsystem, automated control system, intelligent network structure, system of artillery reconnaissance.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
ДАЛЬНЕЙШЕЕ развитие ракетных войск и артиллерии Сухопутных войск предполагает поступательное преобразование рода войск в разведывательно-огневую систему (РОС) общевойскового объединения путем создания на основе системного и информационного подхода разведывательно-ударных (огневых) комплексов (РУК, РОК)1.
Функцию обеспечения их действий, в том числе разведывательно-ударных, призвана выполнять система (подсистема) артиллерийской разведки (АР). На АР возлагаются следующие задачи:
• своевременное, в режиме реального (близкого к реальному) времени, вскрытие (обнаружение, распознавание, классификация, определение текущих координат) объектов (целей) противника, свойственных поражению РОС, РУК (РОК) объектов;
• оценка уровня угроз с их стороны;
• слежение за избранными объектами;
• наведение на цели управляемых средств поражения;
• определение результатов огневого воздействия (удара)2.
Анализ современных форм, способов и средств вооруженной борьбы приводит к выводу о необходимости совершенствования процессов огневого поражения противника. Процессы разведки и огневого поражения противника следует интегрировать в циклы управления войсками и оружием на основе использования автоматизированной системы управления (АСУ) Сухопутных войск.
Руководящими документами Вооруженных Сил Российской Федерации установлено, что: под разведывательно-ударным комплексом понимается совокупность средств разведки, управления и огневого воздействия, объединенных для выполнения задач поражения объектов противника в режиме реального (близкого к реальному) времени с высокой эффективностью (требуемым ущербом),
как правило, с применением высокоточного оружия (ВТО); под разведывательно-огневым комплексом понимается совокупность средств разведки, управления и огневого воздействия, объединенных для выполнения задач поражения объектов противника в режиме реального (близкого к реальному) времени с высокой эффективностью (требуемым ущербом), как правило, с применением высокоточных боеприпасов (ВТБ).
Ретроспективный анализ научной литературы в данной области позволяет утверждать, что разведывательно-огневой комплекс относится к высокоточному оружию и ему может быть дано следующее определение — это система вооружения, предназначенная для решения огневых задач в режиме реального (близкого к реальному) времени с применением высокоточных боеприпасов. Организационно-техническое объединение огневых средств с быстродействующими средствами разведки и управления в данной системе осуществляется на основе АСУ.
Таким образом, РОК — это высокоточное оружие и оно не может эффективно применяться во временно создаваемых комплексах. Производство такого оружия требует использования высоких технологий в условиях предприятий военно-промышленного комплекса. Сегодня РОК следует рассматривать как элемент боевого порядка (оперативного построения) общевойскового соединения (объединения), имеющий целевое назначение, например РОК контрбатарейной борьбы, РОК поражения движущихся бронированных целей и т. п.
Изучение опыта войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий3'4 показывает, что руководство ВС США и ОВС НАТО для достижения целей проводимых операций главную роль отводит высокоточному оружию. Так, например, доля применения ВТО в войнах и вооруженных конфликтах возросла с 2 % (1974) до 79 % (2011) и продолжает увеличиваться.
Применение РОК, в силу их высокой боевой эффективности, окажет существенное влияние на процессы организации и осуществления огневого поражения противника в операции (бою). При этом проблемным остается вопрос организации и ведения АР, которая должна осуществляться в режиме реального времени, обеспечивая требуемое качество результатов. Необходимо учитывать, что роль АР определена исторически и закреплена в положениях боевых уставов артиллерии — она является основным видом боевого обеспечения РВиА.
Артиллерийская разведка является составной частью тактической разведки и входит в систему военной разведки. Она представляет собой совокупность мероприятий, проводимых начальниками артиллерий, командирами артиллерийских соединений, частей и подразделений, командирами подразделений АР, а также действий ее сил и средств в целях добывания разведывательной информации о противнике и местности, необходимой для подготовки и успешного ведения боевых действий. При этом силы и средства артиллерийской разведки организационно интегрированы в артиллерийские батареи, дивизионы, полки, бригады. То есть она является обеспечивающей подсистемой артиллерийских подразделений, воинских частей и соединений РВиА, реализующих полученную АР информацию (данные) об объек-
тах (целях) противника в ходе подготовки и ведения огневого поражения противника в операции (бою).
Однако эффективность АР в целом, в том числе в интересах обеспечения разведывательно-ударных действий, в силу разных факторов не всегда соответствует требованиям средств поражения. По этой причине РВиА реализуют свои боевые возможности не более чем на 30 %, что явно недостаточно для достижения целей огневого поражения противника (ОПП) в операции (бою). Проблемы организации АР состоят в следующем:
• возможности средств разведки по вскрытию объектов поражения, обеспечению необходимых актуальности, точности и достоверности разведывательных данных не соответствуют потребности;
• недостаточный уровень обеспеченности войск современными средствами разведки и управления в первую очередь в тактическом звене;
• возможности БПЛА при решении разведывательно-ударных задач в оперативной и тактической глубине ограничены;
• недостаточный уровень интеграции средств разведки в базовую АСУ РВиА и в целом в АСУ войсками и оружием Сухопутных войск.
Одной из причин низкой результативности АР является неадекватное и необоснованное определение ее функций. Сегодня подразделения АР нацеливаются на решение задач мониторинга, разведки противника и местности в целях обеспечения принятия решения командующим (командиром) и применения средств поражения в операции (бою). При этом добывание разведывательной информации в интересах принятия решения — это функция разведки поля боя. Тактико-технические характеристики и принципы действия средств АР не позволяют выполнять эту задачу с требуемой эффективностью, особен-
но в условиях активного противодействия противника техническим средствам разведки, психологического воздействия на разведчиков.
Функции АР должны соответствовать возможностям, принципам действия и исторического предназначения, с учетом их интеграции и функционирования в составе РОК. Учитывая вышесказанное, необходимо сформулировать главную функцию АР — обеспечение применения средств огневого поражения РВиА в операции (бою). При этом ее задачами являются:
• разведка целей (своевременное обнаружение, распознавание и определение координат наземных целей с достаточной полнотой и точностью), обеспечивающая их поражение с требуемой эффективностью огневыми средствами РОК;
• обслуживание стрельбы артиллерии5.
Следует подчеркнуть, что наряду с главной функцией — обеспечение применения средств поражения, АР в то же время может выполнять, в качестве второстепенной (сопутствующей) задачи, задачу разведки поля боя в интересах принятия решения командиром (начальником). Например, радиолокационная станция (РЛС) типа станции наземной артиллерийской разведки (СНАР) способна определять данные о движущейся цели, позволяющие артиллерии немедленно открыть по ней огонь, обслуживать пристрелку и стрельбу на поражение. При этом, выполняя функцию обеспечения применения средств огневого поражения, она может служить дополнением к системе общего наблюдения и раннего оповещения войск о выдвигающихся резервах противника, выполняя функцию разведки поля боя.
Предполагая интеграцию средств разведки, огневого поражения и управления в РОС с использованием АСУ
РВиА, необходимо учитывать тенденции развития вооруженной борьбы, выявленные в ходе системного анализа концепций «Сетецентриче-ская война», «Многосферное сражение: эволюция совместных действий видов вооруженных сил в XXI веке (2025—2040 годы)», «Сухопутные войска США в многосферных операциях — 2028»6, «Стратегическая концепция НАТО» (2010). Такими тенденциям являются:
• расширение пространственного размаха военных действий, масштабов воздействия боевых систем;
• смещение центра военных действий в воздушно-космическую и информационную сферы;
• отсутствие четко обозначенных линий соприкосновения войск сторон, наличие открытых флангов, больших промежутков и разрывов в оперативном построении войск;
• трансформация непосредственного контакта сражающихся войск в огневой контакт на удаленных дистанциях (возрастание удельного веса «дальнего поражения»);
• отсутствие длительного позиционного противоборства сухопутных группировок войск;
• смещение акцентов огневого поражения от уничтожения войск (сил) противника к уничтожению его ключевых объектов — систем государственного и военного управления, экономики, элементов инфраструктуры;
• усиление роли средств «децентрализованного» управления, сбора и доведения информации;
• ведение активного информационного противоборства.
Анализ рассмотренных тенденций позволил выявить закономерность — эффективность ОПП РУК (в том числе РОК) зависит от релевантности разведывательных данных, предоставленных системой артиллерийской разведки. Высокого результата АР может достигнуть при построении ее системы
на базе сетецентризма с использованием сетевой интеллектуальной системы управления.
Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 года «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» и «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта до 2030 года» определены направления по обеспечению ускоренного развития искусственного интеллекта, проведению научных исследований и совершенствованию системы подготовки кадров в этой области. На конференции по искусственному интеллекту, состоявшейся в Москве 8—9 ноября 2019 года, Верховный главнокомандующий подтвердил, что в области искусственного интеллекта России необходимо сохранять лидерство, а обороноспособность страны во многом зависит от развития искусственного интеллекта сейчас и в ближайшем будущем. Эти требования распространяются на все системы управления войсками и оружием, в том числе и на РВиА.
Создание и внедрение сетевой структуры АР, интеллектуальной системы управления ракетными войсками и артиллерией является перспективным направлением и адекватным ответом существующим концепциям США и НАТО.
Первым шагом в данном направлении следует считать создание РОК в операциях (бою). Целью создания РОК является повышение степени реализации потенциальных огневых возможностей сил и средств за счет сокращения цикла «разведка — огневое поражение». Основными функциональными задачами РОК могут быть:
• разведка (вскрытие) и доразвед-ка (обнаружение вскрытых) объектов противника;
• обработка разведывательных сведений и доведение разведывательных данных до потребителей, в том числе в виде электронных изображений;
• подготовка и нанесение (ведение) огня по объектам противника;
• контроль выполнения огневых задач и корректирование огня.
Вариант РОК разведки и поражения стреляющих реактивных систем залпового огня (РСЗО), орудий и минометов представлен на рисунке 1. В рассматриваемом комплексе реализован принцип «разведал—поразил». Пункты управления АР сопряжены с пунктом управления разведкой общевойскового объединения по каналам цифровой связи. Предложенный РОК интегрирован за счет интеллектуальной системы управления в единое разведывательно-информационное пространство (ЕРИП) и базируется на геоинформационной системе военного назначения, а также на интеллектуальной сетевой системе АР, сопряженной с системой разведки объединения (соединения). Географическую основу геоинформационной системы составляет сплошное базовое покрытие высокого разрешения.
Однако выдвинутые предложения, несмотря на их инновационность, позволят повысить эффективность АР, в интересах обеспечения разведывательно-ударных действий РВиА, лишь до уровня «вчерашнего дня» — 0,67, что явно недостаточно для завоевания огневого преимущества.
В современных условиях огневое превосходство над полевой артиллерией противника (> 1,5) может быть достигнуто за счет новой системы артиллерийской разведки, основанной на использовании элементов искусственного интеллекта и принципов сетецентрического управления.
Таким образом, дальнейшим направлением обеспечения максимальной степени реализации боевых возможностей РВиА Сухопутных войск в операции (бою) является создание и внедрение в их структуру интеллектуальной системы управления артиллерийской разведки.
и
И Й4
X И н а о и
Рис. 1. Разведывательно-огневой комплекс разведки и поражения стреляющих РСЗО, орудий и минометов полевой артиллерии
Единое разведывательное информационное пространство
Средства поражения
Автоматизированный пункт сбора и обработки
информации интеллектуальной сетевой артиллерийской разведки
АЗТК МАЗК
Автоматизированный пункт управления подсистемой детальной интеллектуальной сетевой разведки
а
ЕгТ* ■ПК *****
Автоматизированный пункт управления интеллектуальной сетевой системой разведки
ПУР армии
Принцип реализации - «разведал-поразил»
Функция артиллерийской разведки - разведка целей
Геоинформационная система военного назначения - «Оператор»
Интеллектуальная сетевая система разведки (артиллерийской разведки)
Средства разведки
Разведывательно-огневой комплекс разведки и поражения стреляющих РСЗО, орудий и минометов
Система разведки армии
реадн реадн 203-мм садн 152-мм садн 2С35 152-мм садн 2С19
«Ураган-М» «Торнадо-Г» 2С7М «Малка» «Коалиция-СВ» «Мста-С»
РЛК РЛС РОП
«Ястреб - АВ» «Зоопарк-Ш (РЛК Остров»)
РЛС РНДЦ РЛС РОП «СНАР-10М1» «Аистёнок-Ц»
А
ПРП-5
РЛС РОПМ «Марс-2000» «Аистёнок»
т
Базовое сплошное покрытие
Геоинформационная система военного назначения - «Оператор»
Единое разведывательное информационное пространство
БЛА МД
Органы (средства) разведки соединения
КНМ 1В185
БЛА МД
Пункт управления разведкой соединения
РЛК «Скалолазка-О»
.¿Г
Самолет-разведчик МиГ 24МР
БЛА средней дальности Межвидовая система воздушной разведки
г Командир
объединения
_лй
Автоматизированным
«Бушг
рит»
Воздушная рфведка ВКС ВС РФ на ОН
Высокоскоростная
Автоматизированный пункт управления интеллектуальной
сетевой системой разведки
Автоматизированный пункт сбора и обработки информации интеллектуальной
сетевой артиллерийской разведки
радиосеть ПД (показана условно)
Пункт управления разведкой объединения
щ
Артиллерийская разведка
РЛС РОП РЛК «Ястреб - АВ»
«Зоопарк-1М» РЛК
— Автоматизированный
звукометр] комплекс «Пе
ическии енициллин»
Пункт управления начальника артиллерии соединения
Автоматизированный пункт управления подсистемой детальной интеллектуальной
сетевой системой разведки
Артиллерийская разведка
Средства поражения ракетных войск и артиллерии
Рис. 2. Вариант построения перспективной сетевой системы артиллерийской разведки общевойскового соединения
В плане повышения эффективности АР за счет технического развития компонентов РОС (РОК) можно выделить следующие направления:
• создание ЕРИП для гарантированного вскрытия объектов ОПП разнотипными средствами АР и формирования единой базы данных;
• обеспечение требуемой актуальности, точности и полноты формируемых разведывательных данных и оперативности их доведения до конкретного средства огневого поражения РВиА;
• непрерывный мониторинг обстановки, контроль поражения и оценки ущерба, нанесенного каждому объекту и группировке противника в целом;
• обеспечение требуемой глубины АР и необходимой степени детализации вскрытия объектов, принимаемых к огневому поражению;
• разработка единой методики сбора, обработки и оценки разведывательных сведений.
Проведенные исследования по определению возможных путей повышения эффективности управления подразделениями и воинскими частями АР, совершенствования методов работы начальников (командиров) и штабов при ее организации и ведении позволили разработать вариант построения перспективной системы артиллерийской разведки общевойскового соединения (рис. 2).
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Матвеевский М.М., Сафронов М.А. Организация и ведение разведки в интересах боевого применения РВиА в современных операциях // Военная Мысль. 2017. № 10. С. 5—9.
2 Сафронов М.А., Шульга В.В., Камышев В.В. Основные направления развития звуковой разведки в интересах обеспечения боевых действий ракетных войск и артиллерии // Военная Мысль. 2020. № 11. С. 59—65.
3 Батюшкин С.А., Кужилин В.Ф. Подготовка и ведение боевых действий общевой-
Главной функцией представленной системы является разведка целей (обеспечение целями средств огневого поражения). Обязательным условием работы данной системы является сопряжение сил и средств АР с пунктами управления разведкой общевойскового соединения и объединения по каналам цифровой связи. Это обеспечит реализацию принципа «разведал—поразил» и ведение разведывательно-ударных действий РОС (РОК) в режиме реального времени. Предложенная система артиллерийской разведки за счет интеллектуальной системы управления интегрируется в ЕРИП, базирующееся на геоинформационной системе военного назначения «Оператор».
Таким образом, с оснащением войск перспективными комплексами разведки, управления и огневого поражения, в том числе роботизированными, и объединением их на основе АСУ в РОС (РОК) поражение вновь выявленных целей в систематическом огневом воздействии на всех уровнях и в периодах непосредственного ОПП будет осуществляться разведывательно-ударными действиями в режиме реального времени. Повышение при этом эффективности артиллерийской разведки на 84—86 % позволит максимально реализовать боевые возможности РВиА в операции (бою), завоевывать и удерживать огневое превосходство над противником.
сковых формирований в локальных войнах и вооруженных конфликтах / Военно-теоретический труд. М.: Воениздат, 2006. 440 с.
4 Усиков А.В. и др. Военное искусство в локальных войнах и вооруженных конфликтах / А.В. Усиков, Г.А. Бурутин, В.А. Гаврилов, С.Л. Ташлыков. М.: Воениздат, 2008. 768 с.
5 Сафронов М.А., Шульга В.В., Камышев В.В. Основные направления развития звуковой разведки...
6 Шнырков Д. Концепция «Всеобъемлющая операция» // Армейский сборник. 2021. № 8. С. 192—198.