Научная статья на тему 'Подготовка курсантов к работе с информационной провокацией при обеспечении массовых спортивно-зрелищных мероприятий'

Подготовка курсантов к работе с информационной провокацией при обеспечении массовых спортивно-зрелищных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОВОКАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ДЛЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАССОВЫХ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ / INFORMATIONAL PROVOCATION / SOCIOCULTURAL CONDITIONING / FUTURE OFFICERS TRAINING FOR THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD / SUPPORT OF MASS SPORTS AND ENTERTAINMENT EVENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережнова Людмила Николаевна, Маклачков Егор Александрович

В статье обосновывается в соответствии с новыми вызовами времени целесообразность подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии работе с информационной провокацией со стороны СМИ, общественных организаций и отдельных граждан. Уточнены возможности защиты будущих офицеров от негативной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережнова Людмила Николаевна, Маклачков Егор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural conditionality of preparation of students to work with informational provocation

In accordance with the new challenges of the time, the article substantiates the advisability of military institutes of the national guard troops cadets training to work with the informational provocation by the media, public organizations and individual citizens. The protecting possibilities of the future officers from the negative information have been specified.

Текст научной работы на тему «Подготовка курсантов к работе с информационной провокацией при обеспечении массовых спортивно-зрелищных мероприятий»

УДК 796.011

ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИОННОЙ

ПРОВОКАЦИЕЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ МАССОВЫХ СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Людмила Николаевна Бережнова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Егор Александрович Маклачков, младший научный сотрудник, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии России

Аннотация

В статье обосновывается в соответствии с новыми вызовами времени целесообразность подготовки курсантов военных институтов войск национальной гвардии работе с информационной провокацией со стороны СМИ, общественных организаций и отдельных граждан. Уточнены возможности защиты будущих офицеров от негативной информации.

Ключевые слова: информационная провокация, социокультурная обусловленность, подготовка будущих офицеров для войск национальной гвардии, обеспечение массовых спортивно-зрелищных мероприятий.

SOCIO-CULTURAL CONDITIONALITY OF PREPARATION OF STUDENTS TO WORK WITH INFORMATIONAL PROVOCATION

Ludmila Nikolaevna Berezhnova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Department chair, Egor Aleksandrovich Maklachkov, the junior researcher, St. Petersburg Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

Annotation

In accordance with the new challenges of the time, the article substantiates the advisability of military institutes of the national guard troops cadets training to work with the informational provocation by the media, public organizations and individual citizens. The protecting possibilities of the future officers from the negative information have been specified.

Keywords: informational provocation, sociocultural conditioning, future officers training for the troops of the national guard, support of mass sports and entertainment events.

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность военнослужащих обусловливается функциями защиты государства в реализации, которых особую значимость приобретают профессиональные качества как устойчивое проявление определенной системы ценностей. Военнослужащие разных родов войск выполняют специфические задачи, для решения которых важны определённые профессиональные качества.

Профессиональное становление будущего офицера происходит через присвоение ценностей определённой профессии военнослужащего. Они выступают основой формирования ценностно-профессиональной позиции, которая регулирует процесс решения профессиональных задач.

Возросшая потребность войск в высококвалифицированных офицерских кадрах вызвала необходимость увеличить масштабы подготовки в соответствии с новыми вызовами времени. В системе профессиональной подготовки будущих офицеров необходимо изыскивать возможности обучения курсантов работе с провокационной информацией, особенно остро проявляющейся во время несения службы по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка в местах проведения массовых спортивно-зрелищных мероприятий.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В контексте требований обновления содержания образования в ответ на изменяющуюся социокультурную реальность особые преобразования происходят в

военных институтах войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с выполнением этими войсками новых функций профессиональной деятельности. В Федеральном законе «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» указывается, что войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина [2].

На современном этапе общественно-исторического развития общественный порядок и общественная безопасность в России являются основными объектами охраны в деятельности войск национальной гвардии. Между общественным порядком и общественной безопасностью существует глубокая взаимосвязь. Укрепление общественного порядка способствует повышению общественной безопасности. Так, обеспечение должного общественного порядка при проведении каких-либо массовых мероприятий (спортивных игр, народных гуляний, митингов, демонстраций, шествий и т.п.) одновременно является и обеспечением общественной безопасности, поскольку служит целям предотвращения наступления опасности для жизни граждан страны.

Однако всё чаще наблюдаются попытки спровоцировать военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии к совершению необдуманных поступков, которые впоследствии будут трактоваться как негативные действия против мирных граждан. Для предотвращения подобных действий было разработано временное наставление МПО войск национальной гвардии Российской Федерации, в котором обозначена защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия.

Для понимания смысла понятия «информационная провокация» следует разобраться с термином «провокация». Познание общепринятого понимания провокации важно для изучения данного термина с правовой точки зрения, так как право всегда неразрывно существует не только с государством, но и с обществом, общественным мнением.

С.И. Ожегов разъяснял что провокация - это «предательское поведение, подстрекательство кого-нибудь к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые для него последствия». В данном определении провокации явно прослеживается негативная оценка провоцирующего поведения. На это указывает характеристика поведения как предательского и ссылка на тяжелые последствия для провоцируемого лица. Становится очевидным, что провокатор и провоцируемое лицо не являются единомышленниками, преследуют разные цели. В Советском энциклопедическом словаре приводится аналогичное понятие провокации и уточнение, что провокация может быть направлена на отдельных лиц, группы, организации и т.д. (http://bse.sci-lib.com/).

Итак, провокация воспринимается в одном ряду с коварством, обманом, махинацией, шантажом, обычно имеет негативный смысл, влекущий за собой тяжелые или гибельные последствия.

Угроза информационной провокации заключается в возможном применении для манипуляции, как отдельной личностью, так и обществом в целом. Чаще всего провоцирование содержит в себе последовательность информационных действий для принуждения к использованию невыгодных стратегий:

• отсутствие логичности принятых решений в стрессовой ситуации, вследствие чего появляются противоречия в решении одного и того же вопроса;

• отрицание неопределенности возникает вследствие недостаточной компетентности в решении какого-либо вопроса.

Информационная провокация изменяет поведение граждан и делает его иррациональным по причине недостатка времени на анализ происходящего и преобладания эмоций. Это вызывает условия неконструктивного выхода из сложившейся

ситуации, что влечет изменение массового сознания, создания новых стереотипов и негативных представлений об органах исполнительной власти, правительстве страны и т. д. для осуществления необходимых целей.

Объяснение тому, почему нарастает вражда или даже ненависть со стороны определённых людей даже в ситуациях проведения праздничных мероприятий, находится в социокультурной обусловленности изменений современности. В XXI веке многообразие произошедших событий в России и мире в целом повлекли за собой существенные изменения пространства жизнедеятельности людей.

Обобщая вышеизложенное можно отметить, что особенностями информационных провокаций выступают явления риска и неопределенности, вызывающие у граждан тревожные эмоции и переживания, которые становятся причинами непредсказуемых действий.

Динамизм развития общества выступает реальной первопричиной необходимого обновления образования и непрерывного самообразования. Невиданные прежде подвижность общественного производства и социального взаимодействия требуют постоянного изменения содержания, характера и направленности профессиональной деятельности практически во всех сферах. Не может быть неизменной профессиональная деятельность педагогических работников, в том числе в военных образовательных организациях высшего образования.

Социокультурная обусловленность профессионально-педагогической деятельности рассматривается как совокупность взаимосвязанных социальных и культурных отношений к деятельности педагога (учителя, преподавателя, воспитателя), которые определяются тенденциями изменений в социальных структурах общества, позицией государства в отношении целей образования и его качества.

Для отражения информационных провокаций в войсках национальной гвардии необходимо подобрать методы и использовать, имеющиеся возможности для работы и дальнейшей нейтрализации провокационной информации.

Научно-исследовательская работа в военных институтах войск национальной гвардии направлена на укрепление базисного характера науки для развития профессионального образования будущих офицеров. Социально значимым смыслом научно-исследовательской работы становится развитие личностного потенциала курсантов, способностей самостоятельно определять направления поисковой деятельности и находить методы её осуществления.

С целью уточнения направлений по работе с провокационной информацией среди курсантов было проведено анонимное анкетирование в военных институтах войск национальной гвардии. В результате исследования были выявлены основные причины, мешающие формированию устойчивости у курсантов к информационной провокации (Таблица 1).

Таблица 1 - Результаты анкетирования (суммарное значение показателя превышает 100%, так как респондентам была представлена возможность выбора нескольких вариантов ответов)_

Ранговое место Факторы Ранговый показатель, %

1 Отсутствие инициативы 36,2

2 Неспособность принимать ответственные самостоятельные решения 35,3

3 Недостаточная сформированность необходимых командирских качеств и навыков 26,1

4 Безразличие к интересам службы 24,8

5 Недостаток военно-профессиональных знаний, умений и навыков 22,5

По данным полученным в результате анализа опроса основными причинами, снижающими способности работы, как с провокационной, так и с информацией в целом выступили: отсутствие инициативы, неспособность принимать ответственные самостоятельные решения, недостаток необходимых командирских качеств и навыков.

С этих позиций организация работы курсантов военных институтов войск национальной гвардии с провокационной информацией рассматривается как процесс упорядочения и согласования действий, ведущих к самообразованию обучающихся, совершенствованию педагогического взаимодействия, и приобретает качественно новые формы взаимодействия учебной и научной деятельности. Функциональным назначением организации является планомерная последовательная работа преподавателей, командиров по обеспечению разнообразных форм анализа провокационной информации: круглые столы, олимпиады, военно-научная работа курсантов и др.

Информационная культура не может быть сформирована в отрыве от информационной грамотности и образования. Поэтому существует неразрывная, взаимодополняющая связь, которая определяет развитие всего общества в глобальном информационном мире. Одной из актуальных задач современного военного образования является формирование информационной культуры, как части интеллектуальных умений. Выбор методов работы с информационной провокацией в военных институтах войск национальной гвардии обусловлен взаимосвязью образования и развитием личности курсанта.

Развитие личности будущего офицера осуществляется в единстве объективных и субъективных факторов постижения тонкостей профессионализма в образовательной среде военного института, информационное сопровождение образовательного процесса в военных институтах включает в себя непрерывный процесс создания условий развития личности курсанта, в том числе при работе с непроверенными источниками информации и позволяет ему активно функционировать в современном информационном обществе.

Содержание процесса работы с информационной провокацией так же основывается на общечеловеческих ценностях, опыте и традициях Отечества и войск национальной гвардии, на основе социальных ценностей. При проведении исследования были уточнены ведущие качества офицера, способствующие устойчивости к информационным провокациям (таблица 2).

Анализ результатов анкетирования указывает на значимость профессиональных знаний, умений и порядочности офицера войск национальной гвардии. Видимо следует уделять особое внимание воспитанию, в процессе которого формируются моральные потребности личности, стремление к высоконравственному поведению, порядочность и честность как черты характера будущего офицера.

Таблица 2 - Результаты анкетирования (суммарное значение показателя превышает 100%, так как респондентам была представлена возможность выбора нескольких вариантов ответов)__

Ранговое место Факторы Ранговый показатель, %

1 Профессиональные знания и умения (опыт работы) 77,5

2 Честность и порядочность 30,7

3 Способность отстоять интересы коллектива 23,9

4 Умение организовывать контроль и стимулирование подчиненных 23,4

5 Способность оказывать воспитательное воздействие 16,1

Одной из важных этических категорий можно назвать патриотизм, который является одной из важных переходящих традиций общества, оказывающей воздействие на многие сферы жизнедеятельности; иллюстрирует позицию личности к деятельности на благо Отечества; выражается в готовности к защите интересов Родины, что происходит с помощью таких элементов как воинский долг, дисциплинированность и войсковое товарищество.

Для оценки воинского долга необходимо мнение общества, передаваемое посредством коммуникации как требование защиты Отечества и государства, однако выполнение воинского долга невозможно без такого качества как дисциплинированность. Дисциплинированность характеризуется осознанной способностью личности,

преобразованной в привычку по соблюдению уставных правил взаимоотношений и норм поведения. Достигается при помощи глубоких знаний своих служебных обязанностей, требований законов, уставов и волевого усилия, выраженного в расширении знаний о воинской дисциплине и службе. Главным выражением дисциплины будет являться самодисциплина, что формулируется в способности личности управлять своими действиями и поступками и самостоятельно их оценивать.

Грамотную работу с провокационной информацией, возможно, осуществить на базе военных институтов войск национальной гвардии при помощи правового воспитания, которое направлено на привитие знаний в возможностях реализации своих прав, обязанностей, запретов и ограничений, связанных с военной службой. Важное значение в правовом воспитании имеет изучение запретов и ограничений: участие в забастовках, налаживание контактов с фанатами болельщиками спортивных клубов (особенно ультрарадикальными, так как взаимодействие сними может привести к возможности манипулирования военнослужащими на уровне товарищеских взаимоотношений и т.п.), критика приказа командира, занятость другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой и т.д. Просвещение в области соблюдения режима секретности, требований закона по защите государственной тайны, неразглашение сведений, касающихся военной службы.

Проведение семинаров и конференций, в ходе которых педагоги военных вузов обучают курсантов и офицеров рациональной работе с информацией, в том числе и провокационной, информируют об обязанностях, правах и запретах при выполнении служебно-боевых задач. Обучение работы с информацией направлено на поиск в различных источниках, отбор из многочисленных наиболее актуальных материалов, которые соответствуют поставленной задаче. Возможности применения информации в учебной и служебной деятельности, способности прогнозировать возможные результаты и осуществлять самостоятельную работу над ошибками [1]. Развитие способностей анализировать и синтезировать информацию, находить новые пути решения проблемных задач. Работа с провокационной информацией предполагает в дальнейшем самостоятельную деятельность, которая осуществляется без помощи педагога, для осуществления познавательной работы. Перспективным следует считать развитие у курсантов способностей к аналитике событий и отбор более достоверной информации, развитие умений передавать полученные данные, адаптация к меняющимся условиям обстановки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день защита войск национальной гвардии от информационной провокации является одной из перспективных задач при выполнении служебно-боевых задач. Одним из путей решения этой задачи выступает рациональная работа с информационной провокацией с последующим разъяснением подчиненным текущей обстановки.

Рассмотрев направления и целесообразность работы с провокационной информацией существует возможность формирования устойчивости к негативному влиянию со стороны СМИ, общественных организаций, гражданского населения при выполнении служебно-боевых задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бережнова, Л.Н. Деятельность педагогов военных вузов в решении вопросов противодействия информационному терроризму / Бережнова Л.Н., Маклачков Е.А. // Проблемы современного педагогического образования. Серия : Педагогика и психология. - 2019. - № 62-3. - С. 29-31.

2. Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ (ред. От 11.10.2018) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации». - URL : https://base.garant.ru/71433920/ (дата

обращения: 01.11.2019).

REFERENCES

1. Berezhnova, L.N. and Maklachkov, E.A. (2019), "The teachers' activities of military higher education institutions in the issues solution of combating information terrorism", Problems of modern pedagogical education, Series: Pedagogy and psychology, No. 62-3, pp. 29-31.

2. Federal law of July 3, 2016 No. 226-FZ (ed. ofOctober 11, 2018) "On the troops ofthe national guard of the Russian Federation", available at: https://base.garant.ru/71433920/.

Контактная информация: bucha.77@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2019

УДК 378

АНАЛИЗ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМИ, ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»)

Павел Георгиевич Бордовский, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Валентиновна Петренко, кандидат медицинских наук, доцент, Мария Саввична Страдина, кандидат медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-

Петербург

Аннотация

Проведен анализ освоения дисциплины «Анатомия человека» студентами, обучающимися с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. На основании проведённых исследований выявлены основные причины наиболее частых ошибок студентов при освоении дисциплины - недостаточный интерактивный компонент дистанционных занятий. Для модернизации модели дистанционного курса обучения предложено перед экзаменом проводить собеседование со студентами по анатомическому анализу положений спортсмена.

Ключевые слова: модернизация системы обучения, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, модель дистанционного курса.

ANALYSIS OF MASTERING OF DISCIPLINES BY THE STUDENTS STUDYING WITH USING THE ELECTRONIC EDUCATIONAL TECHNOLOGIES (ON THE EXAMPLE OF DISCIPLINE «HUMAN ANATOMY»)

Pavel Georgievich Bordovsky, the candidate in pedagogical sciences, senior lecturer, Ekate-rina Valentinovna Petrenko, the candidate in medical sciences, senior lecturer, Maria Sav-vichna Stradina, the candidate in medical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The analysis of mastering of the discipline "Human Anatomy" by the students, studying with the using of the e-learning and distance learning technologies, has been conducted. On the basis of the research, the main reasons for the most frequent mistakes of the students in mastering of the discipline have been revealed - the insufficient interactive component of the distance learning. For modernization of the model of distance learning course it has been proposed to conduct the interview with the students before the exam on the anatomical analysis of the positions of the athlete.

Keywords: modernization of the training system, e-learning and distance learning technologies, distance course model.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Анатомия человека» изучается студентами 1 курса очной формы обучения и 1-2 курсов заочной формы обучения. По дисциплине сдается два экзамена: по теме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.