УДК 378.5
08.00.00 Экономические науки
ПОДГОТОВКА КАДРОВ - ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Трубилин Александр Иванович
д.э.н., профессор
РИНЦ SPIN-код: 2540-8785
Полутина Татьяна Николаевна к.э.н., доцент
РИНЦ SPIN-код: 2480-8851
Гайдук Владимир Иванович
д.э.н., профессор
РИНЦ SPIN-код: 2347-1070
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Импортозамещение - это процесс на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, ведущих деятельность внутри страны. В настоящее время российские аграрии получили стимул для осуществления масштабного импортозамещения в результате введения продовольственного эмбарго в отношении западноевропейских поставщиков сельхозпродукции. Важной проблемой, сопровождающей процессы импортозамещения в России, является недостаток квалифицированных кадров в ряде производств, а непременным условием роста аграрного производства в России является полноценное кадровое обеспечение АПК. В статье выявлены причины недостаточной практической подготовки выпускников аграрных вузов. Определена роль Кубанского госагроуниверситета в решении кадровых вопросов села. Обоснованы следующие направления совершенствования подготовки кадров: формирование на федеральном и региональном уровне прогнозов обеспечения кадровыми ресурсами села на перспективу; создание организациями и муниципалитетами комфортных социальных условий для молодых специалистов; стимулирование государственно - частного партнерства для подготовки кадров для сельских территорий; совершенствование системы финансирования поддержки инфраструктуры вузов; защита интересов региона в отстаивании права аграрного вуза на подготовку специалистов для других сфер экономики в сельской местности, кроме сельхозтоваро-производства; расширение возможностей целевой формы подготовки специалистов; выделение средств (возможно в виде грантов) на подготовку докторов, на зарубежные стажировки, обеспечение доступа к зарубежным источникам научной информации, кооперация вузов по получению доступа к ресурсам Web of Science и Scopus
UDC 378.5 Economic sciences
PERSONNEL TRAINING - AN IMPORTANT LINK OF IMPORT SUBSTITUTION
Trubilin Alexander Ivanovich Dr. Econ. Sci., Professor RSCI SPIN-code: 2540-8785
Polutina Tatiana Nikolaevna Cand. Econ. Sci., associate Professor RSCI SPIN-code: 2480-885
Gayduk Vladimir Ivanovich Dr. Econ. Sci., Professor RSCI SPIN-code: 2347-1070
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
Import substitution - a process at the level of the national economy, which is provided at the release of the necessary domestic consumer goods manufacturers forces, leading activities in the country. At present, Russian farmers have an incentive to carry out a large-scale import substitution because of the food embargo on the West European suppliers of agricultural products. An important problem that accompanies the processes of import substitution in Russia is the lack of qualified personnel in a number of industries, as a prerequisite for the growth of agricultural production in Russia is full staffing agriculture. The article has identified the causes of insufficient practical training of graduates of agricultural universities. The role of Kuban State Agrarian University in the personnel matters of the village. Grounded following directions of improvement of training: the formation of the federal and regional forecasts provide human resources for the future of the village; the creation of organizations and municipalities comfortable social environment for young professionals; promotion of public - private partnership for the training of personnel for rural areas; improving infrastructure to support the system of financing higher education institutions; protection of the region's interest in defending the rights of agrarian university on training for other sectors of the economy in rural areas, except for agricultural commodity production; empowerment of the target form of training specialists; allocation of resources (possibly in the form of grants) to prepare doctors to foreign training, access to foreign sources of scientific information, cooperation of universities to gain access to the Web of Science and Scopus' resources
Ключевые слова: ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, АГ- Keywords: IMPORT SUBSTITUTION,
РАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА КАД- AGRICULTURAL EDUCATION, PERSONNEL
РОВ, СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ, ИНФРА- TRAINING, SYSTEM OF FINANCING,
СТРУКТУРА INFRASTRUCTURE
Импортозамещение - это процесс на уровне национальной экономики, при котором обеспечивается выпуск необходимых внутреннему потребителю товаров силами производителей, ведущих деятельность внутри страны. Данный процесс может носить упреждающий характер, при котором товары импортозамещения выпускаются с тем расчетом, чтобы не пустить конкурирующих зарубежных поставщиков на рынок, или реактивный характер с вытеснением иностранных товаров из соответствующих сегментов.
23 мая 2014 г. Президент РФ Владимир Владимирович Путин заявил, что Россия будет проводить «активную политику импортозамещения» в соответствии с нормами ВТО и обязательствами перед партнёрами по Евразийскому экономическому союзу. «За счёт модернизации промышленности, строительства новых предприятий, локализации конкурентного производства в России мы сможем <...> не нарушая норм международной торговли, не вводя каких-либо ограничений и барьеров, - существенно сократить импорт по многим позициям, вернуть собственный рынок национальным производителям» [1].
В настоящее время российские аграрии получили стимул для осуществления масштабного импортозамещения в результате введения продовольственного эмбарго в отношении западноевропейских поставщиков сельхозпродукции.
24 сентября 2015 г. на совещании в Ростовской области В.В. Путин отметил, что российский агропром демонстрирует положительную динамику, производство увеличилось почти на 2%, а объем импорта сельхозпродукции снизился на 40%. «Это дает возможность максимально реали-
зовать программу импортозамещения, нарастить выпуск сельхозпродукции и укрепить продовольственную безопасность и независимость страны» [3].
Импортозамещение - это многофакторный, непростой в плане практической реализации процесс. Успешное его осуществление зависит от решения ряда проблем, характерных для российской экономики. Прежде всего - это ограниченный, как считают многие эксперты, доступ российских товаропроизводителей к кредитам: невозможность многих компаний из РФ осуществлять займы за рубежом и довольно высокая ставка рефинансирования ЦБ - 8,25%. Развивать производство с рентабельностью, которая позволит осуществлять кредитные платежи на таких условиях, будет проблематично.
Другая проблема, которая сопровождает импортозамещение в России - недостаток квалифицированных кадров в ряде производств, а
непременным условием роста аграрного производства в России является полноценное кадровое обеспечение АПК. Президент России В.В. Путин неоднократно говорит о необходимости более активной реализации «Долгосрочной стратегии устойчивого развития сельских территорий».
Успех этой стратегии зависит от решения кадровых вопросов села. Большая ответственность по выполнению этой миссии в Краснодарском крае возлагается на Кубанский государственный аграрный университет.
В большинстве аграрных вузов и среде работодателей есть понимание, что степень практической подготовки наших выпускников часто не соответствует современному техническому и технологическому уровню современного аграрного производства. Среди причин можно назвать:
- ограничение продолжительности производственной практики новыми федеральными государственными образовательными стандартами;
- несоответствие состояния учебной материально-технической базы вузов современному уровню производства;
- отставание уровня преподавания от современного уровня развития науки и технологии;
- недостаточная мотивация научно-педагогических работников (уровень заработной платы, отсутствие централизованных программ поддержки молодых преподавателей, прежде всего в обеспечении жильём, отсюда недостаточный приток молодых кадров, старение научно-педагогических работников).
Кубанский госагроуниверситет на протяжении многих десятилетий готовит не только агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, но и энергетиков, строителей, архитекторов, гидротехников, аграрных экономистов, юристов и землеустроителей, т. е. специалистов для сельских поселений.
За годы существования вуза выпущено более 125 тысяч специалистов. Образовательная деятельность в 2014/2015 учебном году осуществлялась по 25-ти специальностям, 22-м направлениям подготовки бакалавров и 14-ти магистров, а также 17-ти направлениям аспирантуры (рисунок 1). В отчетном учебном году в вузе обучалось 19143 студента, в том числе 12481 - на очной форме (рисунок 1).
Важными преимуществами нашего вуза является высокий уровень квалификации преподавательского состава (75% имеют ученые степени кандидатов и докторов наук). Среди преподавателей Кубанского ГАУ: 8 академиков и 4 члена-корреспондента Российской академии наук (РАН), 16 заслуженных деятелей науки РФ, 34 почетных работника высшего профессионального образования РФ, 6 заслуженных работников высшей школы РФ, 5 заслуженных строителей РФ, 6 заслуженных работников сельского хозяйства РФ, 5 заслуженных юристов РФ, 79 заслуженных деятелей науки Кубани, 5 заслуженных ветврачей Кубани, 3 заслуженных архитектора Кубани, 6 заслуженных экономистов Кубани, 216 докторов наук, профессоров, 526 кандидатов наук, доцентов.
Увеличение числа преподавателей высшей квалификации обеспечивается, в основном, за счет подготовки собственных кадров. Аспирантура и докторантура являются основными формами подготовки научных и научно-педагогических кадров в вузе. В настоящее время в университете проводится подготовка по 12 отраслям науки, в рамках которых осуществляется обучение по 55 программам.
Рисунок 1 - Образовательная среда Кубанского госагроуниверситета
В университете создана серьезная современная материально-техническая база для обучения. В постоянном (бессрочном) пользовании
Кубанского ГАУ находятся 22 земельных участка общей площадью 11960,7 га, на которые зарегистрировано право пользования и право собственности РФ. Крупнейшими землепользователями университета являются учхоз «Кубань» (7537 га) и «Краснодарское» (4228 га). Общая территория вуза, занимаемая учебными корпусами, общежитиями и Ботаническим садом, составляет 173,3 га.
Объекты недвижимого имущества представляют собой крупный имущественный комплекс, состоящий из 397 зданий и строений.
Большинство абитуриентов поступающих в КубГАУ - это сельские жители, доля которых ежегодно составляет более 75%. Поэтому особое внимание университет уделяет условиям быта студентов. Сейчас на территории вуза 20 общежитий, где компактно проживает около 9,5 тысяч студентов, студенческая поликлиника, дом быта, комбинат студенческого питания, объекты для досуга студентов. Обучающимся созданы комфортные условия для жизни и получения качественного образования.
Студенты, приехавшие на учебу из села, завершая обучение, в большинстве своем, возвращаются домой и, как правило, на первых порах не нуждаются в жилье. Это в значительной степени решает задачу закрепления молодых кадров на селе. Городские выпускники в село не едут. Для края это очень актуально, учитывая то, что в составе 382-х поселений Краснодарского края - 352 сельские, а в 1719 сельских населенных пунктах проживает почти 2,5 млн. человек.
Последний мониторинг эффективности вузов, который проводит Министерство образования РФ, показал, что в КубГАУ один из самых высоких показателей трудоустройства выпускников - 80% (таблица 1). Кубанский госагроуниверситет единственный из всех аккредитованных аграрных вузов выполнили все показатели мониторинга. Причем, значение показателя образовательной деятельности превысило пороговое значение на 4 пункта, а по научно-исследовательской деятельности - почти в 3 раза.
В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов университет учитывает сельскую специфику при подготовке юристов, экономистов или инженеров. Поэтому выпускники одинаково востребованы у сельхозтоваропроизводителей, в органах государственной и муниципальной власти, в налоговых инспекциях, банках и в строительных организациях.
Таблица 1 - Сведения по показателям мониторинга эффективности деятельности ФГБОУ ВПО «Кубанский ГАУ»
Показатель Ед. изм. Значение показателя Пороговое значение
Образовательная деятельность баллы 64,01 60
Научно-исследовательская дея- тыс. руб. 142,36 51,28
тельность
Международная деятельность % 1,39 1
Финансово-экономическая дея- тыс. руб. 1423,39 1327,57
тельность
Заработная плата ИПС % 126,58 125
Трудоустройство % 80 70
Количество ИПС с ученой степе- - 3,92 2,78
нью на 100 студентов (оч-ное+заочное)
Технологии производства в АПК очень быстро изменяются, и успешно строить политику обеспечения кадровыми ресурсами села невозможно без объективного прогноза. Цикл обучения бакалавров - 4 года, заявку на контрольные цифры вузы подают за 2 года, поэтому университету надо знать, какие специалисты, в каком количестве потребуются через 4-5 лет в сельских территориях, а соответственно принимать решения, в каких направлениях осуществлять подготовку новых научно-педагогических работников, и в каких направлениях повышать квалификацию работающих преподавателей. Вузам самостоятельно сложно сделать подобный прогноз, поэтому, на наш взгляд, должен быть предусмотрен механизм такого про-
гнозирования, тем более, что об этом говорится и в «Стратегии развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 г.».
Одна из основных общемировых тенденций развития системы образования - это образование в течение всей жизни. Такая задача ставится и в Государственной программе РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.». Эта программа предполагает, что на третьем этапе её реализации, в 20192020 гг. акцент будет сделан на развитие сферы непрерывного образования, развитие образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ, но для этого понадобятся и преподаватели с соответствующей подготовкой. Поэтому планировать масштабную подготовку таких специалистов для образования в сфере сельского хозяйства надо уже сейчас.
К сожалению, вузы системы Министерства сельского хозяйства РФ финансируются меньше, чем вузы Министерства образования РФ. В аграрных вузах доля заработной платы в структуре расходов достигает 7080%. Это близко к банкротству, у вуза не остаётся средств для развития. Но и эти, далеко не самые большие средства в виде субсидий выделяются по общему принципу - по числу студентов. Складывается ситуация, что вуз, создавший обширную и комфортную для обучения инфраструктуру -с лабораториями, лабораторными корпусами, социальными объектами (стадионами, поликлиникой, общежитиями) получает столько же средств на её поддержание, как и вуз с гораздо более скромной инфраструктурой, но с таким же числом студентов. На наш взгляд, это необъективно, поэтому мы считаем необходимым внести в Министерство сельского хозяйства и Министерство образования РФ предложение о совершенствовании системы финансирования поддержания инфраструктуры вузов.
Нужно отметить, что совершенствование инфраструктуры - это непрерывный процесс, требующий больших вложений для формирования и
совершенствования оснащения лабораторий, аудиторий, технических центров, соответствующих современным требованиям.
Подготовка специалиста, ориентированного на современное высокотехнологичное производство и инновационные подходы возможна только при партнерстве с бизнесом, заинтересованным в качестве выпускника. Сегодня в КубГАУ создано 15 инновационных учебно-производственных центров. В их создании участвовали такие компании как «КЛАСС», «Син-гента», «Технониколь», «Джон Дир», «Ростсельмаш» и ряд других. С бизнес-партнерами создаются стипендиальные программы и грантовые научные проекты. Среди наших партнеров в этом направлении компании «Азерсун», «Вим Билль Дан», Банк «Центр-Инвест», «Метрополис», «Пепсико», «Каргилл». К сожалению, более активно в этих проектах участвуют зарубежные компании. КубГАУ открыт для бизнеса с целью формирования учебных программ, материальной базы и профориентационной работы.
В связи с этим, мы предлагаем внести в отечественную нормативно-правовую базу положения о стимулировании помощи науке и образованию со стороны частного капитала.
Федеральный бюджет предоставляет возможность обучения в рамках целевого набора. К сожалению, последние два-три года эта эффективная форма подготовки используется слабо. Пришло время не искать кадры, а готовить их под себя, под свое производство и свои условия. Студент проходит практику непосредственно в организации, пишет несколько курсовых по данным организации-заказчика и защищает выпускную квалификационную работу. В итоге организация получает выпускника, знающего тонкости и специфику организации-заказчика. Как правило, и вопрос с жильем такого выпускника уже решен - он возвращается домой.
В университете есть центр содействия трудоустройству выпускников. Мы регулярно анализируем их трудоустройство, и, часто, выясняется,
что предлагаемые вакансии не всегда интересны выпускнику, а размер зарплаты не позволяет даже снять жилье, не то чтобы приобрести.
Положительный опыт партнерства с муниципальными образованиями КубГАУ реализуется через уникальный проект - «День района». На сегодняшний день проведены дни: Динского, Белореченского, Ленинградского районов и г. Армавир. С 2014 г. появилась новая традиция - проводить выездные ректораты. Всем составом руководство вуза, включая 20 деканов, знакомилось с Динским, Славянским, Тимашевским и Красноармейским районами.
Важность практического обучения студентов сегодня не вызывает сомнений. В совсем недалеком прошлом для этого существовала модель взаимодействия учебного заведения с производством. Были определены базовые организации, существовала у них заинтересованность и меры стимулирования. В настоящий период с учетом текущей ситуации, организации, к большому сожалению, зачастую выступают просто как потребители. Они хотят получать готового специалиста, но не участвовать в его практическом обучении. Сегодня прохождение производственной практики - определенная проблема. Практикант - это человек, за которого необходимо нести ответственность, следить за соблюдением техники безопасности, предоставить рабочее место, закрепить наставника, обеспечить местом для проживания, питанием. Это дополнительные заботы, на которые не каждая организация готова.
Думается, что необходимо воссоздать систему практического обучения специалистов аграрного направления. Определить круг организаций, которые должны иметь определенную мотивацию. Чтобы такая форма взаимодействия производства, вуза и государства была выгодна всем сторонам и наряду с субсидиями стала одной из мер государственной поддержки.
Учебно-опытные хозяйства вузов являются базой и для практической подготовки обучающихся и для проведения научно-исследовательской работы студентов, аспирантов и сотрудников. Научные разработки в аграрных вузах также в большинстве своём связаны с использованием сельскохозяйственных земель, закладкой полевых опытов, посевов культур для первичного семеноводства, содержанием племенного поголовья, экспериментальной производственно-технической базы для выпуска новых орудий производства, экспериментальных технологических площадок для отработки технологий выращивания отдельных культур.
Сегодня все чаще звучит тема так называемой непрофильности вуза по некоторым специальностям юридических, экономических и даже инженерных направлений. При этом аргументом выступает не качество образования и уровень трудоустройства таких выпускников в сельских территориях, а название вуза «аграрный» в силу его подведомственности Министерству сельского хозяйства России.
В КубГАУ на 20 агроэкономических кафедрах работают более 450 кандидатов и более 40 докторов наук, обучается более 2,8 тысячи студентов очной формы обучения.
Об уровне подготовки обучающихся только на юридическом факультете КубГАУ можно судить по данным статистики Прокуратуры и Следственного комитета Краснодарского края. В правоохранительных органах Краснодарского края среди вновь принимаемых сотрудников доля выпускников юридического факультета нашего вуза достигает 40%. Наш юридический факультет успешно прошел общественную аккредитацию, которую проводила Ассоциация юристов России, а в рейтинге среди 108 юридических вузов и факультетов страны занимает 11-е место. Если мы прекратим обучение сельской молодежи по экономическим и юридическим специальностям, то через 4-5 лет почувствуем нехватку этих специа-
листов на селе. И это не может не сказаться негативно на развитии экономики нашего края.
В числе мероприятий, способствующих развитию кадрового аграрного потенциала, КубГАУ внесены предложения в Министерство образования и Министерство сельского хозяйства РФ по увеличению бюджетных мест в аспирантуру, поддержке молодых преподавателей - помощи в обеспечении жильём, смягчении условий эффективного контракта в первый год работы. По нашему опыту эффективной мерой улучшения кадрового состава вуза является доплата за степень - и единовременная, за своевременную защиту диссертации, и ежемесячная - до достижения определённого возраста, что стимулирует молодых преподавателей защищаться как можно раньше.
В регионах нашей страны разный уровень развития производства, своя специфика, свой опыт ресурсного обеспечения и подготовки кадров, которые учитываются при разработке дорожных карт и стратегии развития системы аграрного образования.
Таким образом, необходимо выделить следующие направления совершенствования подготовки кадров:
- формирование на федеральном и региональном уровне прогнозов обеспечения кадровыми ресурсами села на перспективу;
- создание организациями и муниципалитетами комфортных социальных условий для молодых специалистов;
- стимулирование государственно - частного партнерства для подготовки кадров для сельских территорий;
- совершенствование системы финансирования поддержки инфраструктуры вузов;
- защита интересов региона в отстаивании права аграрного вуза на подготовку специалистов для других сфер экономики в сельской местности, кроме сельхозтоваропроизводства;
- расширение возможностей целевой формы подготовки специалистов;
- выделение средств (возможно в виде грантов) на подготовку докторов, на зарубежные стажировки, обеспечение доступа к зарубежным источникам научной информации, кооперация вузов по получению доступа к ресурсам Web of Science и Scopus.
Библиография:
1. Петербургский международный экономический форум http ://kremlin. ru/events/presi dent/news/21080.
2. Российская экономическая модель-4: глобализация и экономическая независимость /Алиева А.Р., Алтухов А.И., Арутюнян О.К., Багмут С.В., Баранова И.В., Бело-крылов К. А., Белокрылова О.С., Березовский Э.Э., Бузгалин А.В., Бунчиков О.Н., Во-роков С.С., Гайдук В.И., Гайдук Н.В., Гайсин Р.С., Горидько Н.П., Горохова А.Е., Дзекка Ф., Задоя А. А., Зюкин Д. А., Иванова Н.В. и др./ Коллективная монография (научное издание) / Под общей редакцией А.И. Трубилина, В.И. Гайдука. Краснодар, 2015.
3. Совещание по вопросам развития сельского хозяйства. http://kremlin.ru/events/president/news/50360.
4. Трубилин, А.И. Как повысить престиж аграрных вузов /А.И. Трубилин// Животноводство Юга России//. - 2015. - Т. 1. - №2 (4). - С. 6-8.
5. Трубилин, А.И. Традиции, фундаментальность, инновации /Трубилин А.И.// Высшее образование в России. - 2013. - №1. - С. 55-59.
References
1. Peterburgskij mezhdunarodnyj jekonomicheskij forum http ://kremlin. ru/events/presi dent/news/21080.
2. Rossijskaja jekonomicheskaja model'-4: globalizacija i jekonomicheskaja nezavi-simost' /Alieva A.R., Altuhov A.I., Arutjunjan O.K., Bagmut S.V., Baranova I.V., Belo-krylov K.A., Belokrylova O.S., Berezovskij Je.Je., Buzgalin A.V., Bunchikov O.N., Vo-rokov S.S., Gajduk V.I., Gajduk N.V., Gajsin R.S., Gorid'ko N.P., Gorohova A.E., Dzekka F., Zadoja A.A., Zjukin D.A., Ivanova N.V. i dr./ Kollektivnaja monografija (na-uchnoe izdanie) / Pod obshhej redakciej A.I. Trubilina, V.I. Gajduka. Krasnodar, 2015.
3. Soveshhanie po voprosam razvitij a sel'skogo hozj aj stva. http://kremlin.ru/events/president/news/50360.
4. Trubilin, A.I. Kak povysit' prestizh agrarnyh vuzov /A.I. Trubilin// Zhi-votnovodstvo Juga Rossii//. - 2015. - T. 1. - №2 (4). - S. 6-8.
5. Trubilin, A.I. Tradicii, fundamental'nost', innovacii /Trubilin A.I.// Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2013. - №1. - S. 55-59.