Научная статья на тему 'Подготовка кадров важнейшее условие развития малого и среднего бизнеса'

Подготовка кадров важнейшее условие развития малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
733
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / КАДРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / THE MOSCOW OBLAST / SMALL AND MEDIUM BUSINESSES / BUSINESS STAFF / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Жанна Константиновна

В статье аргументируется, что важнейшей причиной замедленного развития малого и среднего бизнеса в России является отсутствие эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства. На материалах Московской области выявлены направления применения в этих целях государственно-частного партнёрства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Staff training as the most important condition for the development of small and medium businesses

The paper proves that the major reason for the slow development of small and medium businesses in Russia is a lack of effective system of business staff training and retraining. The directions of using publicprivate partnership to achieve these aims are revealed in the case of the Moscow Oblast.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров важнейшее условие развития малого и среднего бизнеса»

УДК 334.012.64(470.311) © Леонова Ж.К.

Подготовка кадров — важнейшее условие развития малого и среднего бизнеса

В статье аргументируется, что важнейшей причиной замедленного развития малого и среднего бизнеса в России является отсутствие эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства. На материалах Московской области выявлены направления применения в этих целях государственно-частного партнёрства.

Московская область, малый и средний бизнес, кадры предпринимательства, государственночастное партнёрство.

Жанна Константиновна ЛЕОНОВА

кандидат экономических наук, доцент Московского государственного областного социально-гуманитарного института 2И leonova@mail.ru

Переход к инновационному типу хозяйствования без малых и средних компаний, как показывает мировая практика, осуществить невозможно. Так, в Финляндии, которая входит в двадцатку стран-экспортёров высокотехнологичной продукции [4], к примеру, на 100 малых предприятий приходится 80 предприятий, связывающих свою деятельность с инновационными процессами (коэффициент 0,8). В Сингапуре подобный коэффициент равен 0,7.

В России в последнее время отмечаются определенные положительные тенденции в развитии малого и среднего бизнеса (рис. 1). По состоянию на 1 января 2010 г. было зарегистрировано 1602,5 тыс. малых предприятий [7], что на 20% больше, чем годом ранее. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 189 и составило 1129 ед., а совокупный прирост сектора малых и средних предприятий за год составил 9,3% [8].

Но вклад российского малого и среднего бизнеса в ВВП страны составляет литтть 15 — 17%, тогда как в развитых странах он равен 40% и более. В США, например, на 245 млн. жителей приходится 24 млн. малых фирм [2].

Лишь 10% от числа малых и средних предприятий РФ заняты в сфере инноваций, подавляющее большинство работает в розничной торговле и сфере услуг [7].

Сложившаяся ситуация характерна и для Московской области: на 6753 тыс. жителей приходится 74,4 тыс. малых предприятий [10], что составляет 110 предприятий на 100 тыс. граждан, а доля предприятий, работающих в инновационной сфере, составляет 0,3% [5].

Необходимость изменения ситуации в отношении малого и среднего бизнеса (МСБ) понимают на всех уровнях. В частности, на Международном форуме в Ярославле в сентябре 2011 г. президент Обще-

Рисунок 1. Число малых предприятий в 1999 - 2009 годах (включая микропредприятия, без средних предприятий и индивидуальных предпринимателей) [6]

российской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергей Борисов отметил, что «сегодня Россия должна совершить настоящий прорыв и добиться увеличения роли малых предприятий в экономике страны. И здесь важную роль играет.. .и изменение отношения самих людей к этому виду деятельности, развитие предпринимательских талантов» [13].

Причины замедленных темпов развития МСБ определяются совокупностью факторов. Но важнейшим среди них является отсутствие эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства.

Данное положение подтверждено в ходе проведения нами опроса предпринимателей Юго-Восточного региона Московской области. В опросе участвовали руководители 510 малых и средних предприятий.

Базовая методика исследования опиралась на личное количественное структурированное интервью.

Среднее количество сотрудников в расчете на одно предприятие, участвовавшее в исследовании, составляет 17 человек, в т.ч. 14 постоянных и 3 временных работника; около половины персонала — квалифицированные и неквалифицированные рабочие. При этом в большинстве МСП нет отдельного специалиста по кадрам, его функции выполняет генеральный директор или его заместитель.

Структура выборки опроса представлена в таблицах 1, 2 и на рисунке 2.

В ходе исследования было установлено, что малый и средний бизнес испытывают серьезный кадровый дефицит (рис. 3), в наибольшей степени — в квалифицированных (41% МСП) и неквалифицированных (8% МСП) рабочих. Недостаток квалифицированных рабочих и обслуживающего персонала сильнее всего ощущается на производственных и строительных МСП, а также в сфере розничной торговли.

Во вторую очередь востребованы менеджеры по продажам — это отметили руководители 17% МП.

Таблица 1. Структура выборки опроса предпринимателей Юго-Восточного региона Московской области*

Должность респондента Удельный вес группы, в % Возраст респондента, лет Возраст предприятия, лет

Учредитель/владелец 11 СО 1 5 2 2 и менее

Генеральный директор 51 35 - 44 3 - 5

Коммерческий/финансовый директор 22 45 - 54 6 - 10

Начальник отдела кадров 16 Более 54 Более 10

* Таблица составлена автором по результатам исследования.

Таблица 2. Годовой оборот предприятий, руководители которых участвовали в интервьюировании*

Группы по обороту Удельный вес группы, в %

Менее 250 тыс. руб. 12

250 - 1 250 тыс. руб. 15

1 250 - 5 000 тыс. руб. 26

5 000 - 25 000 тыс. руб. 32

Более 25 000 тыс. руб. 15

* Таблица составлена автором по результатам исследования.

Рисунок 2. Направления деятельности предприятий, на которых проводился опрос

2%2%2%

14% ^ производство

I Гостиницы и рестораны

I Операции с недвижимым имуществом

НИОКР

Деятельность, связанная с использованием ИТ

Здравоохранение

I Издательская и полиграфическая деятельность

Транспорт и связь

Заинтересованность в дополнительной кадровой подготовке высказали все респонденты (табл. 3). Необходимость помощи в этом вопросе отметили руководители строительных (4,1 из 7 баллов) и производственных (3,7 балла) компаний.

Но при оценке данной ситуации наибольшая озабоченность проявлена на предприятиях моложе 3 лет (5,2 балла). Было оценено также отношение опрошенных к проблеме негосударственной поддержки в решении кадровых вопросов.

Рисунок 3. Наиболее востребованные специальности, выявленные в ходе опроса (ответ на вопрос: «В каких именно специалистах в наибольшей степени нуждается Ваше предприятие?»; в % от числа опрошенных руководителей предприятий МСП)

Специалисты по кадрам : і

Офис-менеджеры □ 2

Руководител и/управляющие =1 з

Юристы =1 з

1Т-специалисты =1 4

Специалисты по маркетингу 1 6

Бухгалтеры/специалисты по финансам

1 7

Неквалифицированные рабочие 1 8

-

Другие сотрудники 1 10

-

Специалисты по продажам 17

-

Квалифицированные рабочие

0% 10% 20% 30% 40% 50%

Таблица 3. Отношение к кадровой проблеме (ответ на вопрос: «Какие формы государственной поддержки были бы необходимы Вашему предприятию для решения вопросов, связанных с кадрами?»; в балльной оценке: 1 - не имеет значения, 7 - максимальное значение)*

Виды деятельности предприятия Возраст предприятия

Форма государственной помощи я л в о рг о 1— я а в о т п О Розничная торговля Услуги о в т с ь л О т и о р т С Производство Менее 3 лет 3 - 5 лет 6 - 10 лет Более 10 лет

Компенсация оплаты профессионального обучения персонала 4,5 4,4 4,6 5,3 4,4 5 5,1 4,9 4,1

Помощь в подборе персонала 3,2 2,7 2,9 4,1 3,7 5,2 3,8 2,8 3,2

Консультирование по вопросам кадрового обеспечения 3,1 2,9 2,8 3,8 3,9 2,9 3,2 3,8 3,1

Обновление нормативной базы, связанной с подготовкой кадров 2,6 2,6 3,6 2,7 3,8 2,8 2,9 3,7 3

Семинары, конференции по обмену опытом 2,6 3,6 2,7 3,8 2,8 3,1 2,9 2,9 3

Семинары для руководителей по управлению персоналом 3 3,2 2,7 2,8 2,3 2,9 3,4 2,8 2,6

* Таблица составлена автором по результатам исследования.

Рисунок 4. Посещаемые и востребованные программы обучения кадров для МСП (в % от числа ответивших)

Посещаемые и востребованные программы

Другие программы Маркетинг, реклама, Р1^ Информационные технологии Управление предприятием/менеджмент

Продажи

Право

Инновационные технологии Профессинальная подготовка рабочих Экономика и финансы предприятия

18

19

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40%

И Пройденные программы обучения □ Востребованные программыобучения

Достаточно высок потенциальный спрос на программы по экономике и финансам предприятия — 36% ответивших; на втором месте оказался спрос на программы по подготовке профессиональных рабочих — 33%. Востребованность программы по инновационным технологиям составляет 24%, праву — 22%, продажам — 21%, менеджменту — 19% и информационным технологиям — 18% (рис. 4).

Данные опроса менеджеров предприятий малого и среднего бизнеса ЮгоВосточного региона Московской области также показывают, что существует спрос на семинары и конференции по обмену опытом и для руководителей по управлению персоналом. Но более открытыми в этом вопросе являются предприятия розничной торговли (средний балл — 3,4) и строительства (3,3 балла). Причём готовность ак-

тивно участвовать в обучающих семинарах высказало руководство предприятий всех видов деятельности независимо от срока существования предприятия.

В ходе опроса изучалась проблема финансового обеспечения организации и проведения подготовки и переподготовки кадров для МСБ.

В среднем одно подмосковное МП тратит 34,5 тыс. руб. в год на образование всех своих сотрудников, что в пересчёте на одного работника составляет около 2,5 тыс. руб. в год (рис. 5).

Но при софинасировании государством программ подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства, о нужности чего заявили все участники опроса, предприятия готовы увеличить свои затраты на образовательные программы (рис. 6). При ответе на вопрос: «Какую сумму

60 000 50 000 -40 000 30 000 -20 000 10 000 -0

Рисунок 5. Объём затрат на обучение персонала, рублей

Вопрос: Назовите ориентировочную сумму, потраченную Вашей компанией на обучение/переподготовку сотрудников за последние 12 месяцев, рублей

40 750

53 800

40 283

21 306

20 200

Оптовая торговля Розничная Предоставление Строительство Производство торговля услуг

Рисунок 6. Потенциальный объём затрат на обучение, рублей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос: Какую сумму готово выделить Ваше предприятие на обучение персонала в год, если государство добавит ещё столько же?, рублей

60000 Т 50 000 40 000 -30 000 -20 000 10 000 --

0

50 500

37 600

24 600

51 300

33 200

Оптовая торговля Розничная Предоставление Строительство Производство торговля услуг

готово выделить Ваше предприятие на обучение персонала в год, если государство добавит ещё столько же?» — все высказались о готовности увеличить финансирование программ в среднем на 12,5%.

Увеличение финансового обеспечения программ обучения со стороны государства, по мнению руководителей малых и средних предприятий, позволит государству активнее участвовать в создании и развитии системы их поддержки.

Влияние финансового фактора подтверждают и данные опроса, проведённого порталом Е-хесиИуе и Международным институтом менеджмента ЛИНК: 50% респондентов, имеющих желание обучать и обучаться, не участвуют в программах бизнес-образования из-за нехватки финансов [1].

Действительно, в России система бизнес-образования сконцентрирована в крупных городах. А средняя стоимость обучения колеблется от 3 000до 13 500 долл. США[11] .

Рисунок 7. Механизмы государственно-частного партнёрства [3]

Совместное финансирование образовательных программ

Образовательные кредиты для МСБ

Участие субъектов частного сектора в образовательном процессе

Проведение совместных конференций и семинаров

Организация практики для студентов на производстве бизнес-партнера

Грантовая и стипендиальная поддержка студентов и преподавателей со стороны бизнеса

Поддержка и модернизация инфраструктуры вузов

Совместные проекты по проведению исследований и опытных разработок

Открытие бизнес-школ (учредители - субъекты частного сектора с участием государственных структур)

Учреждение корпоративных университетов -некоммерческих партнёрств

Создание исследовательских центров в форме юридических лиц

Учреждение субъектами частного сектора благотворительных фондов (некоммерческие организации)

Формирование попечительских советов

Привлечение МСБ к участию в эндаументфонде (СНКО)

Формирование инновационных кластеров с участием МСБ

Применение механизмов использования государственно-частного партнерства (ГЧП) в системе подготовки и переподготовки кадров для предпринимательской деятельности возможно как в контрактной форме, так и институциональной (рис. 7).

В результате проведённого опроса было выяснено, какие механизмы ГЧП предпочтительнее для менеджмента подмосковных предприятий МСБ.

Более 50% опрошенных руководителей предприятий отдали предпочтение контрактной форме ГЧП (совместное финансирование образовательных программ; проведение совместных конференций и семинаров; организация практики для студентов на производстве бизнес-партнера; совместные проекты по проведению исследований и опытных разработок).

Только 12% респондентов готовы принять участие в развитии попечительских советов и организации работы бизнес-школ.

Данное исследование позволяет сделать вывод о несостоятельности развития такого элемента экономических отношений, как система подготовки кадров для предпринимательства. Но не всегда малый и средний бизнес способны оперативно реагировать

на изменение информационного поля в силу своей изолированности. Поэтому применение механизмов ГЧП позволит активизировать процесс эффективного развития подготовки кадров для предпринимательства.

Сотрудничество между участниками современного рынка требует более высокого уровня стратегического мышления руководителей малых и средних предприятий.

Литература

1. Бизнес-образование // Коммерческий директор. — 2011. — №9.

2. Выступление Дмитрия Медведева на заседании президиума Госсовета России 27 марта 2008 г [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:www.rost.ru

3. Государственно-частное партнёрство в образовании: [сборник] / науч. ред. О.П. Молчанова, А.Я. Лившин. - М.: КДУ, 2009. - 242 с.

4. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад. — М.: ИМЭМО РАН, ГУ—ВШЭ, 2008. — 168 с.

5. Информационно-аналитический сборник «Инновационная деятельность Московской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://me.mosreg.ш/inov_razv/1024.html

6. Леонова, Ж.К. Инновационное малое предпринимательство как стратегический ресурс национальной безопасности / Ж.К. Леонова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — М.: Издательский дом «Финансы и кредит», 2011. — №6.

7. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: стат. сб. / Росстат. — М., 2010. — 172 с.

8. Малое предпринимательство в России в 2009 г. и первой половине 2010 г.: влияние государственной поддержки на сектор: материалы V межрегионального круглого стола «Финансирование малого и среднего бизнеса в Урало-Западносибирском регионе». — Екатеринбург, 2010.

9. Материалы круглого стола в рамках Петербургского международного экономического форума [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1661216

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сборник / Росстат. — М., 2010. — 996 с.

11. Российский статистический ежегодник. 2010: стат. сб. / Росстат. — М., 2010 — 813 с.

12. Тенденции спроса на рынке бизнес-образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// new.begingroup.com/

13. Ярославский форум: специалисты делают прогнозы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.gpf-yaroslavl.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.