Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития государственно-частного партнёрства'

Формирование стратегии развития государственно-частного партнёрства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
827
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГЧП / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПУСТОТЫ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PPP DEVELOPMENT STRATEGY / STRATEGIC GROUPS / STRATEGIC EMPTINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонова Ж. К.

Статья посвящена особенностям формирования общей стратегии государственно-частного партнёрства, в частности, в системе подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства. Определяется, что цели и задачи прогнозирования услуг в рамках государственно-частного партнёрства связано с функциональным назначением объекта, при этом часть функций нацелены непосредственно на повышение благосостояние и совершенствование личности, часть способствует ускоренному инновационному развитию экономики в целом. Для определения стратегического участия государства в развития системы подготовки кадровых ресурсов для малого и среднего предпринимательства необходимо определить и сформировать стратегические группы, которые способны реализовать подобные программы в России с учётом взаимного интереса бизнеса и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development strategy for public-private partnership

The article concerns the peculiarities of formation of the overall strategy of public-private partnerships, particularly in the training system for small and medium businesses. Determined that the goals and objectives of forecasting services through public-private partnerships related to the functionality of the object, while some functions are aimed directly at improving the welfare and enhancement of the individual part contributes to the accelerated development of innovative economy. To determine the state's participation in the strategic development of human resource development for small and medium-sized businesses need to identify and form strategic groups, which are capable of implementing such programs in Russia, taking into account the mutual interests of business and government.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития государственно-частного партнёрства»

Серия «Экономика и управление»

9. Филякин Ю.П. Экономическая теория и идеология "третьего пути". Альманах центра общественных наук. - М., декабрь, № 3,1997.

Формирование стратегии развития государственно-частного

партнёрства

д.э.н. доц. Леонова Ж.К. ГАОУВПО «МГОСГИ» 2И ¡еоноуаатаИ.ги

Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования общей стратегии государственно-частного партнёрства, в частности, в системе подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства. Определяется, что цели и задачи прогнозирования услуг в рамках государственно-частного партнёрства связаны с функциональным назначением объекта, при этом часть функций нацелена непосредственно на повышение благосостояния и совершенствование личности, часть способствует ускоренному инновационному развитию экономики в целом. Для определения стратегического участия государства в развитии системы подготовки кадровых ресурсов для малого и среднего предпринимательства необходимо определить и сформировать стратегические группы, которые способны реализовать подобные программы в России с учётом взаимного интереса бизнеса и государства.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, стратегия развития ГЧП, стратегические группы, стратегические пустоты

Идея государственно-частного партнёрства (ГЧП) была сформирована в во II половине XX века, в которой обозначилась регулятивная роль государства и роль собственника средств производства в рыночной экономике. Но не все проекты партнёрства при выполнении максимизировали полезность как для общества, так и для участников партнёрства. Некоторые учёные считают, что именно для России актуально привлечение различных форм ГЧП в связи с общепризнанной необходимостью изменить структуру российской экономики, освободить её от полной зависимости от мировых цен на экспортируемые энергоресурсы. За двадцать с лишним лет частнопредпринимательские структуры не пошли на серьёзные инвестиции в обрабатывающую промышленность, в реиндустриализацию страны [5].

Представляется, что современная экономика определяет неоднозначный подход к роли государства. С одной стороны, избыточное участие государства в хозяйственной жизни замедляет развитие экономики и предпринимательскую инициативу, с другой стороны, существуют экономические сферы, где присутствие государства вполне оправданно и обоснованно. В связи с этим возникает вопрос, связанный с эффективными стратегиями применения возможностей государства в рыночной экономике - государственно-частного партнёрства (ГЧП).

Государственно-частное партнёрство в системе подготовки кадров для предпринимательства - это система отношений между государством (субъектами его представляющими) и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в сфере профессионального образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков [2].

На данный момент потенциал ГЧП в сфере образования, и в частности в системе подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства, используется не в полной мере, что подтверждается незначительным количеством проектов государственно-частного партнерства и образовательных учреждений, которые активно взаимодействуют с субъектами частного сектора [3].

Удовлетворение социально значимых потребностей населения, по мнению автора, возможно через развитие потребительского комплекса экономики страны с применением партнёрства государства и бизнеса, функциональное значение которого состоит в создании востребованных материальных и социальных условий развития постиндустриального общества.

Для успешного решения задачи в области социального развития и повышения качества жизни необходимо владеть максимально эффективными инструментами управления совокупностью потребительских услуг в целом и отдельными видами деятельности в сфере услуг в частности, иметь эффективные методы и видеть перспективы развития, оценивать последствия приемлемых решений.

Применение классических моделей и динамических подходов к прогнозированию отраслей сферы образовательных услуг в рамках ГЧП не всегда позволяет провести глубокий анализ. Требуется тщательное изучение особенностей и нюансов, учёт целей и задач прогнозирования на конкретный период, что создаёт условия для получения достоверной информации о возможных путях развития объекта государственно-частного партнёрства в будущем.

Определение целей и задач прогнозирования связано с функциональным назначением объекта, при этом часть функций нацелена непосредственно на повышение благосостояния и совершенствование личности, часть способствует ускоренному инновационному развитию экономики в целом.

Современный уровень развития теории и методов прогнозирования сложных социально-экономических систем создаёт предпосылки для комбинированного применения различных подходов прогнозирования развития ГЧП в сфере услуг, в частности услуг образовательных. Разрабатываемые модели должны учитывать реально существующие взаимосвязи между сферой услуг и другими отраслями экономики и взаимное влияние развития отдельных отраслей сферы услуг. Результатом такого моделирования является определение варианта перспективного сценария развития отраслей сферы услуг и территориальных единиц по основным показателям.

В современных условиях при стремлении экономики к развитию, повышению конкурентоспособности и росту рентабельности нужно учитывать динамику внешних воздействий и потенциальных возможностей развития.

Ключевыми факторами повышения конкурентоспособности любого предприятия в современных условиях являются инновации и человеческий капитал. При этом в такой сфере национальной экономики, как сфера услуг, приоритетным становится именно человеческий капитал.

Характерной особенностью сферы услуг является средний и малый размер предприятий, в связи с этим выиграть в конкурентной борьбе малому бизнесу возможно только за счет повышения производительности и интенсивности труда и эффективного управления, а для реализации этого условия необходимы грамотные, подготовленные кадры. Но предприятиям малого размера зачастую не под силу привлечь или оплатить подготовку высококвалифицированного специалиста. В данной ситуации выходом может стать государственно-частное партнерство в сфере подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства, эффективность которого иллюстрирует опыт мировой практики при реализации социальных и экономических проектов.

Для реализации взаимовыгодного партнёрства бизнеса и государства необходимо прогнозирование как самих процессов, так и результатов.

На наш взгляд, необходимо определить стратегические направления применения государственно-частного партнёрства в подготовке кадров для предпринимательства с учётом потребностей инновационного развития как мировой и национальной экономики, так и региональных особенностей рынка труда. Понимание того, что инновации создают новые места, но одновременно и уничтожают рабочие места, так как инновационный процесс делает то, что австрийский экономист Й. Шумпетер назвал «креативным разрушением», позволит пра-

вильно обозначить основные направления развития предпринимательства и степень участия в его развитии государства.

В результате расширение возможностей использования различных форм государственно-частного партнёрства в подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства должно определяться результатами постоянной работы по выявлению потребностей и возможностей развития кадрового ресурса малого и среднего бизнеса, выявлению угроз и перспектив для этого ресурса. При этом принятие решений должно быть одинаково понятным и предпринимателям, и органам власти, и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Организационные технологии, применяемые в рамках партнёрства, позволят задействовать эффективные инструменты, повышающие значение среднего и малого бизнеса при формировании конкурентоспособности региональных территорий, а развитие инновационного предпринимательства будет сопровождаться новыми потребностями в кадровых ресурсах, их обновлении и развитии.

Для определения стратегического участия государства в развитии системы подготовки кадровых ресурсов для малого и среднего предпринимательства необходимо сформировать стратегические группы, которые способны реализовать подобные программы в России с учётом взаимного интереса бизнеса и государства. Позиционируя учебные заведения в зависимости от географического охвата и «ориентации» предоставляемых учебных программ, можно выделить три основных участника государственно-частного партнёрства в рамках реализации программ для малого и среднего бизнеса: традиционные университеты, коммерческие бизнес-школы и учреждения среднего профессионального образования (рисунок 1).

т г

-ее.

Традиционные университеты, институты

Учреждения среднего

профессионального образования Учебные центры федеральных и муниципальных служб

Ориентация академическая

профессиональная

Рисунок 1. Стратегические группы на рынке обучающих программ подготовки кадров для малого и среднего бизнеса (составлено автором)

Для использования благоприятного сценария развития партнёрства в сфере подготовки кадров необходимо развивать франчайзинговые системы образования (филиалы, дочерние структуры), позволяющие позиционировать систему подготовки квалифицированных кадров для предпринимательства в зависимости от территориального охвата, реализуемых учебных программ, общенациональных и региональных требований к предпринимательству, что делает возможным выделить стратегические группы участников образовательного процесса в лице традиционных университетов, коммерческих бизнес-школ, учебных центров федеральной и муниципальной служб занятости.

При этом необходимо понимание того, что существуют барьеры, препятствующие учебным заведениям перемещаться из одной стратегической группы в другую: для университетов - недостаточный опыт в практическом обучении; для бизнес школ - недостаточный опыт в проведении научных исследований по причине высокой затратности последних и неопределённости перспектив окупаемости, для региональной системы подготовки и перепод-

готовки кадров - недостаточное финансирование и относительная непривлекательность регионального рынка образовательных услуг для крупных коммерческих бизнес-школ и классических университетов.

е.

о -

г

е. -

Традиционные классические университеты

Интернационализация Франчайзинг Исследования

профессиональная

Ориентация

академическая

Рисунок 2. «Стратегические пустоты» при реализации программ подготовки кадров для малого и среднего бизнеса (составлено автором)

Проведённый анализ состояния системы кадровой подготовки для малого и среднего предпринимательства показал, что в данной сфере образовались «стратегические пустоты» (рисунок 2), создающиеся в результате перемен в макроокружении, - глобализация, развитие информационных технологий, внедрение инновационных технологий в производство современных благ, в том числе в сфере общественно значимых образовательных услуг. Это может обеспечить интернационализацию системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса, что связано с инновационным развитием национальной экономики.

Причины замедленных темпов развития МСБ определяются совокупностью факторов, связанных, в том числе, с отсутствием эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства.

Специальные программы для малого и среднего бизнеса должны учитывать повышение социальной и экономической роли малых и средних предприятий. Эти программы могут развиваться как бизнес-школами (университетскими или частными), так и различными государственными структурами.

1. Программы, удовлетворяющие спрос представителей предпринимательских структур малого и среднего бизнеса на различных этапах развития: организация бизнеса; развитие существующего бизнеса; глобализация бизнеса и выход на внешние рынки; диверсификация и дифференциация малых и средних фирм. Обучающие программы должны быть разработаны в зависимости от сферы деятельности МСБ:

• программы, информирующие об изменениях внешней среды, развивающие навыки анализа факторов, влияющих не развитие бизнеса;

• программы, развивающие менеджмент различных аспектов деятельности (менеджмент качества, антикризисный менеджмент и т.д.);

• программы, нацеленные на квалификационные компетенции, с учетом специфики многофункциональной деятельности предпринимателя-менеджера малой и средней фирмы;

• программы интегрального или междисциплинарного характера (стратегия, управление

Серия «Экономика и управление» изменениями и др.).

2. Программы, развивающие институциональную среду, ориентированную на поддержку и развитие средних и малых предприятий в форме обучения представителей государственных органов власти различных уровней, независимых организаций (например, агентств развития), финансовых учреждений бизнес-инкубаторов, бизнес-центров, научных парков, организаций бизнес-образования, консультационных фирм.

3. Программы высших учебных заведений, ориентированных на спрос со стороны предпринимателей на кадры определённых компетенций (спецкурсы в программах бакалавров, магистров, курсы по выбору в программах МБА, университетских бизнес-школ).

4. Программы для школ и колледжей в системе среднего и среднего специального образования, ориентированные на развитие предпринимательских характеристик личности и умения идентифицировать, анализировать и решать проблемы.

5. Программы для малого и среднего предпринимательства в условиях быстро изменяющегося спроса на производственные кадровые ресурсы, реализуемые через учебные центры федеральной и муниципальных служб занятости [1].

Образовательные программы для предпринимателей малого и среднего бизнеса должны пользоваться государственной поддержкой, в том числе на принципах софинансирования. Недостаточное финансовое обеспечение для организации и проведения подготовки и переподготовки кадров является одной из причин, препятствующей активному развитию предпринимательства.

Данное положение было подтверждено в ходе опроса предпринимателей Юго-Восточного региона Московской области.

В среднем одно подмосковное малое и среднее предприятие готово потратить 34,5 тыс. руб. в год на образование всех своих сотрудников, что в пересчёте на одного работника составило около 2,5 тыс. руб. в год [3].

Но при софинасировании государством программ подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства, участники опроса готовы увеличить свои затраты на образовательные программы в среднем на 12,5%.

Возможность переложить ответственность финансового обеспечения программ обучения на государство, по мнению малого и среднего предпринимательства, позволит активнее участвовать в создании и развитии системы поддержки малого и среднего бизнеса.

В 2011 г. в России уже началась реализация трехлетнего проекта по поддержке региональных программ по подготовке высококвалифицированных кадров для предпринимательства на условиях софинансирования из средств федерального бюджета, регионального бюджета работодателей. В общей сложности эти субъекты смогут дополнительно привлечь для развития системы профессионального образования почти 10 млрд руб., в том числе 2,5 млрд руб. из федерального бюджета. В проекте уже участвуют 30 регионов, на реализацию данной программы направлено 970 млн руб. [4].

Но государство, понимая необходимость активизации механизмов ГЧП в реализации подобных программ, стремится к эффективным результатам в данной сфере через создание национальной системы сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики. Ключевую роль в ней должны играть саморегулируемые организации бизнеса, а их представители должны войти в органы управления сертификационных центров, осуществлять контроль за качеством работы этих структур.

Необходимо разработать общенациональную модель применения ГЧП в сфере образования, цели которой должны формироваться и реализовываться в связи с национальной стратегией, учитывающей ресурсные и финансовые условия для повышения эффективности и конкурентоспособности сферы образования, роста инвестиционной привлекательности финансового потенциала образовательных заведений, совершенствования экономических механизмов при одновременном обеспечении высокого качества образовательных услуг и соблю-

Серия «Экономика и управление» дении конституционных прав граждан в сфере образования.

Реализация стратегических целей связана с последовательным решением ряда задач, учитывающих стратегические цели государственной политики в области образования и организационно-правовые возможности создания ГЧП в Российской Федерации:

• сохранения социальной значимости образовательных услуг;

• создания механизма добровольной экономической поддержки образования;

• привлечения частного сектора к управлению содержательным компонентом образования по определённому кругу вопросов;

• определения принципов эффективного управления имуществом образовательных учреждений;

• создания партнерской основы проведения опытно-конструкторских и технологических работ, а также совместной научно-исследовательской деятельности.

Особый статус участников ГЧП, а также приоритет общественно значимых целей его функционирования, включая социальный характер получаемых выгод и преимуществ, определяют особую систему экономических отношений между ними.

Субъектами партнёрства от государственного сектора могут выступать: органы государственной власти, в том числе органы управления образованием, местного самоуправления; некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере образования; государственные, муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования; государственные коммерческие организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия, реализующие программы в сфере образования).

От частного сектора субъектами могут выступать коммерческие и некоммерческие организации различной организационно-правовой формы собственности с долевым участием государства или без его участия, в том числе негосударственные образовательные учреждения; физические лица.

Распространение форм государственно-частного партнёрства в сфере образования необходимо осуществлять с использованием общественного взаимодействия и контроля в форме экспертных советов и общественных комитетов, координирующих действия партнёров.

Мероприятия по реализации стратегии партнёрства между государственным и частным секторами в образовании должны осуществляться по следующим направлениям:

• развитию национальной социально ориентированной модели ГЧП в сфере образования;

• формированию правовой основы ГЧП в сфере профессионального образования;

• практическому использованию механизмов партнёрства;

• определению перспектив форм партнёрских отношений с учётом национальной политики, разработанной методической базы;

• систематизации мер регулирования, мониторинга и стимулирования ГЧП в сфере образования через создание институциональной системы в сфере образовательных услуг, оптимальной модели информационных потоков о проектах ГЧП, системе контроллинга и мониторинга за реализацией ГЧП.

Выводы

Таким образом, при определении стратегий применения ГЧП в подготовке кадров для МСБ необходимо учитывать, что не всегда малое и среднее предпринимательство способно оперативно реагировать на изменение информационного поля в силу своей изолированности. Участие государства, а именно применение механизмов ГЧП, позволит активизировать процесс эффективного развития кадровой подготовки для предпринимательства в условиях инновационного развития экономики.

Литература

1. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием - М.: «Новый Логос». - 2000. - 269 с.

2. Леонова Ж.К. Особенности формирования стратегии государственно-частного партнерства в подготовке кадров для малого и среднего бизнеса / Социальная политика и социальное партнёрство. - М. 2012. № 6. - С. 24-29.

3. Леонова Ж.К. Подготовка кадров - важнейшее условие для развития малого и среднего бизнеса / Социальные и экономические перемены: факты, тенденции, прогноз. - Вологда, 2012. № 23. - С. 217-225.

4. Материалы совещания по вопросу «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://premi er.gov.ru/events/news/17466/

5. Примаков Е. Современная Россия и либерализм / Е. Примаков // Российская газета, 17 декабря 2012, № 290.

Механизмы производственной кооперации в странах Вишеградской группы

и возможности для России

д.э.н. проф. Дрыночкин А.В.

МГИМО (У) drinda-hM@yandex.ru

Аннотация. Новые явления в современном глобализированном мире вызывают необходимость пересмотра ряда традиционных понятий. В статье на примере стран Вишеградской группы раскрывается альтернативный подход к производственной кооперации, основанный на сетевом взаимодействии экономических агентов.

Ключевые слова: производственная кооперация, глобальные цепочки поставок, глобализация, эффективность, промышленная политика Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 12-03-00650.

Меняющийся мир заставляет пересматривать многое, что раньше казалось само собой разумеющимся и потому незыблемым. Казалось бы, ещё недавно все говорили о глобализации как о наипоследнейшей стадии развития человечества. И вот уже стали появляться работы, в которых предлагается считать глобализацию завершенной (или завершающейся). Соответственно, на суд общественности стали выноситься новые идеи по поводу новых стадий развития человечества.

По крайней мере если рассматривать глобализацию в терминах унификации экономического пространства, то вполне можно заявить, что глобализация если уж не окончена, то заметно притормозила, а всё ещё наблюдаемые в мировом хозяйстве свидетельства интеграционных попыток следует рассматривать как инерционную стадию глобализации. Оставляя в стороне вопрос о цикличности мирохозяйственного развития, нельзя не видеть рост национально ориентированных процессов. Судя по всему, в глобальной экономике формируется тенденция если не к автаркичности, то, по крайней мере, к всё большей автономности. Есть ли в этом плюсы? Безусловно, есть, и они лишний раз подтверждают тезисы либералов о необходимости развития конкуренции. Причём конкуренцию можно рассматривать не только в узком смысле как соперничество между экономическими агентами на микроуровне и даже не как соперничество между государствами выразителями экономических интересов этих агентов, но и в самом широком смысле, включая и соперничество между различными социально-экономическими моделями. В самом деле: почему должна быть только одна экономическая модель, которой обязаны следовать все? Кстати, мейнстрим современной либе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.