Серия «Экономика и управление»
9. Филякин Ю.П. Экономическая теория и идеология "третьего пути". Альманах центра общественных наук. - М., декабрь, № 3,1997.
Формирование стратегии развития государственно-частного
партнёрства
д.э.н. доц. Леонова Ж.К. ГАОУВПО «МГОСГИ» 2И ¡еоноуаатаИ.ги
Аннотация. Статья посвящена особенностям формирования общей стратегии государственно-частного партнёрства, в частности, в системе подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства. Определяется, что цели и задачи прогнозирования услуг в рамках государственно-частного партнёрства связаны с функциональным назначением объекта, при этом часть функций нацелена непосредственно на повышение благосостояния и совершенствование личности, часть способствует ускоренному инновационному развитию экономики в целом. Для определения стратегического участия государства в развитии системы подготовки кадровых ресурсов для малого и среднего предпринимательства необходимо определить и сформировать стратегические группы, которые способны реализовать подобные программы в России с учётом взаимного интереса бизнеса и государства.
Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, стратегия развития ГЧП, стратегические группы, стратегические пустоты
Идея государственно-частного партнёрства (ГЧП) была сформирована в во II половине XX века, в которой обозначилась регулятивная роль государства и роль собственника средств производства в рыночной экономике. Но не все проекты партнёрства при выполнении максимизировали полезность как для общества, так и для участников партнёрства. Некоторые учёные считают, что именно для России актуально привлечение различных форм ГЧП в связи с общепризнанной необходимостью изменить структуру российской экономики, освободить её от полной зависимости от мировых цен на экспортируемые энергоресурсы. За двадцать с лишним лет частнопредпринимательские структуры не пошли на серьёзные инвестиции в обрабатывающую промышленность, в реиндустриализацию страны [5].
Представляется, что современная экономика определяет неоднозначный подход к роли государства. С одной стороны, избыточное участие государства в хозяйственной жизни замедляет развитие экономики и предпринимательскую инициативу, с другой стороны, существуют экономические сферы, где присутствие государства вполне оправданно и обоснованно. В связи с этим возникает вопрос, связанный с эффективными стратегиями применения возможностей государства в рыночной экономике - государственно-частного партнёрства (ГЧП).
Государственно-частное партнёрство в системе подготовки кадров для предпринимательства - это система отношений между государством (субъектами его представляющими) и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в сфере профессионального образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков [2].
На данный момент потенциал ГЧП в сфере образования, и в частности в системе подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства, используется не в полной мере, что подтверждается незначительным количеством проектов государственно-частного партнерства и образовательных учреждений, которые активно взаимодействуют с субъектами частного сектора [3].
Удовлетворение социально значимых потребностей населения, по мнению автора, возможно через развитие потребительского комплекса экономики страны с применением партнёрства государства и бизнеса, функциональное значение которого состоит в создании востребованных материальных и социальных условий развития постиндустриального общества.
Для успешного решения задачи в области социального развития и повышения качества жизни необходимо владеть максимально эффективными инструментами управления совокупностью потребительских услуг в целом и отдельными видами деятельности в сфере услуг в частности, иметь эффективные методы и видеть перспективы развития, оценивать последствия приемлемых решений.
Применение классических моделей и динамических подходов к прогнозированию отраслей сферы образовательных услуг в рамках ГЧП не всегда позволяет провести глубокий анализ. Требуется тщательное изучение особенностей и нюансов, учёт целей и задач прогнозирования на конкретный период, что создаёт условия для получения достоверной информации о возможных путях развития объекта государственно-частного партнёрства в будущем.
Определение целей и задач прогнозирования связано с функциональным назначением объекта, при этом часть функций нацелена непосредственно на повышение благосостояния и совершенствование личности, часть способствует ускоренному инновационному развитию экономики в целом.
Современный уровень развития теории и методов прогнозирования сложных социально-экономических систем создаёт предпосылки для комбинированного применения различных подходов прогнозирования развития ГЧП в сфере услуг, в частности услуг образовательных. Разрабатываемые модели должны учитывать реально существующие взаимосвязи между сферой услуг и другими отраслями экономики и взаимное влияние развития отдельных отраслей сферы услуг. Результатом такого моделирования является определение варианта перспективного сценария развития отраслей сферы услуг и территориальных единиц по основным показателям.
В современных условиях при стремлении экономики к развитию, повышению конкурентоспособности и росту рентабельности нужно учитывать динамику внешних воздействий и потенциальных возможностей развития.
Ключевыми факторами повышения конкурентоспособности любого предприятия в современных условиях являются инновации и человеческий капитал. При этом в такой сфере национальной экономики, как сфера услуг, приоритетным становится именно человеческий капитал.
Характерной особенностью сферы услуг является средний и малый размер предприятий, в связи с этим выиграть в конкурентной борьбе малому бизнесу возможно только за счет повышения производительности и интенсивности труда и эффективного управления, а для реализации этого условия необходимы грамотные, подготовленные кадры. Но предприятиям малого размера зачастую не под силу привлечь или оплатить подготовку высококвалифицированного специалиста. В данной ситуации выходом может стать государственно-частное партнерство в сфере подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства, эффективность которого иллюстрирует опыт мировой практики при реализации социальных и экономических проектов.
Для реализации взаимовыгодного партнёрства бизнеса и государства необходимо прогнозирование как самих процессов, так и результатов.
На наш взгляд, необходимо определить стратегические направления применения государственно-частного партнёрства в подготовке кадров для предпринимательства с учётом потребностей инновационного развития как мировой и национальной экономики, так и региональных особенностей рынка труда. Понимание того, что инновации создают новые места, но одновременно и уничтожают рабочие места, так как инновационный процесс делает то, что австрийский экономист Й. Шумпетер назвал «креативным разрушением», позволит пра-
вильно обозначить основные направления развития предпринимательства и степень участия в его развитии государства.
В результате расширение возможностей использования различных форм государственно-частного партнёрства в подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства должно определяться результатами постоянной работы по выявлению потребностей и возможностей развития кадрового ресурса малого и среднего бизнеса, выявлению угроз и перспектив для этого ресурса. При этом принятие решений должно быть одинаково понятным и предпринимателям, и органам власти, и организациям инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Организационные технологии, применяемые в рамках партнёрства, позволят задействовать эффективные инструменты, повышающие значение среднего и малого бизнеса при формировании конкурентоспособности региональных территорий, а развитие инновационного предпринимательства будет сопровождаться новыми потребностями в кадровых ресурсах, их обновлении и развитии.
Для определения стратегического участия государства в развитии системы подготовки кадровых ресурсов для малого и среднего предпринимательства необходимо сформировать стратегические группы, которые способны реализовать подобные программы в России с учётом взаимного интереса бизнеса и государства. Позиционируя учебные заведения в зависимости от географического охвата и «ориентации» предоставляемых учебных программ, можно выделить три основных участника государственно-частного партнёрства в рамках реализации программ для малого и среднего бизнеса: традиционные университеты, коммерческие бизнес-школы и учреждения среднего профессионального образования (рисунок 1).
т г
-ее.
Традиционные университеты, институты
Учреждения среднего
профессионального образования Учебные центры федеральных и муниципальных служб
Ориентация академическая
профессиональная
Рисунок 1. Стратегические группы на рынке обучающих программ подготовки кадров для малого и среднего бизнеса (составлено автором)
Для использования благоприятного сценария развития партнёрства в сфере подготовки кадров необходимо развивать франчайзинговые системы образования (филиалы, дочерние структуры), позволяющие позиционировать систему подготовки квалифицированных кадров для предпринимательства в зависимости от территориального охвата, реализуемых учебных программ, общенациональных и региональных требований к предпринимательству, что делает возможным выделить стратегические группы участников образовательного процесса в лице традиционных университетов, коммерческих бизнес-школ, учебных центров федеральной и муниципальной служб занятости.
При этом необходимо понимание того, что существуют барьеры, препятствующие учебным заведениям перемещаться из одной стратегической группы в другую: для университетов - недостаточный опыт в практическом обучении; для бизнес школ - недостаточный опыт в проведении научных исследований по причине высокой затратности последних и неопределённости перспектив окупаемости, для региональной системы подготовки и перепод-
готовки кадров - недостаточное финансирование и относительная непривлекательность регионального рынка образовательных услуг для крупных коммерческих бизнес-школ и классических университетов.
е.
о -
г
е. -
Традиционные классические университеты
Интернационализация Франчайзинг Исследования
профессиональная
Ориентация
академическая
Рисунок 2. «Стратегические пустоты» при реализации программ подготовки кадров для малого и среднего бизнеса (составлено автором)
Проведённый анализ состояния системы кадровой подготовки для малого и среднего предпринимательства показал, что в данной сфере образовались «стратегические пустоты» (рисунок 2), создающиеся в результате перемен в макроокружении, - глобализация, развитие информационных технологий, внедрение инновационных технологий в производство современных благ, в том числе в сфере общественно значимых образовательных услуг. Это может обеспечить интернационализацию системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса, что связано с инновационным развитием национальной экономики.
Причины замедленных темпов развития МСБ определяются совокупностью факторов, связанных, в том числе, с отсутствием эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства.
Специальные программы для малого и среднего бизнеса должны учитывать повышение социальной и экономической роли малых и средних предприятий. Эти программы могут развиваться как бизнес-школами (университетскими или частными), так и различными государственными структурами.
1. Программы, удовлетворяющие спрос представителей предпринимательских структур малого и среднего бизнеса на различных этапах развития: организация бизнеса; развитие существующего бизнеса; глобализация бизнеса и выход на внешние рынки; диверсификация и дифференциация малых и средних фирм. Обучающие программы должны быть разработаны в зависимости от сферы деятельности МСБ:
• программы, информирующие об изменениях внешней среды, развивающие навыки анализа факторов, влияющих не развитие бизнеса;
• программы, развивающие менеджмент различных аспектов деятельности (менеджмент качества, антикризисный менеджмент и т.д.);
• программы, нацеленные на квалификационные компетенции, с учетом специфики многофункциональной деятельности предпринимателя-менеджера малой и средней фирмы;
• программы интегрального или междисциплинарного характера (стратегия, управление
Серия «Экономика и управление» изменениями и др.).
2. Программы, развивающие институциональную среду, ориентированную на поддержку и развитие средних и малых предприятий в форме обучения представителей государственных органов власти различных уровней, независимых организаций (например, агентств развития), финансовых учреждений бизнес-инкубаторов, бизнес-центров, научных парков, организаций бизнес-образования, консультационных фирм.
3. Программы высших учебных заведений, ориентированных на спрос со стороны предпринимателей на кадры определённых компетенций (спецкурсы в программах бакалавров, магистров, курсы по выбору в программах МБА, университетских бизнес-школ).
4. Программы для школ и колледжей в системе среднего и среднего специального образования, ориентированные на развитие предпринимательских характеристик личности и умения идентифицировать, анализировать и решать проблемы.
5. Программы для малого и среднего предпринимательства в условиях быстро изменяющегося спроса на производственные кадровые ресурсы, реализуемые через учебные центры федеральной и муниципальных служб занятости [1].
Образовательные программы для предпринимателей малого и среднего бизнеса должны пользоваться государственной поддержкой, в том числе на принципах софинансирования. Недостаточное финансовое обеспечение для организации и проведения подготовки и переподготовки кадров является одной из причин, препятствующей активному развитию предпринимательства.
Данное положение было подтверждено в ходе опроса предпринимателей Юго-Восточного региона Московской области.
В среднем одно подмосковное малое и среднее предприятие готово потратить 34,5 тыс. руб. в год на образование всех своих сотрудников, что в пересчёте на одного работника составило около 2,5 тыс. руб. в год [3].
Но при софинасировании государством программ подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства, участники опроса готовы увеличить свои затраты на образовательные программы в среднем на 12,5%.
Возможность переложить ответственность финансового обеспечения программ обучения на государство, по мнению малого и среднего предпринимательства, позволит активнее участвовать в создании и развитии системы поддержки малого и среднего бизнеса.
В 2011 г. в России уже началась реализация трехлетнего проекта по поддержке региональных программ по подготовке высококвалифицированных кадров для предпринимательства на условиях софинансирования из средств федерального бюджета, регионального бюджета работодателей. В общей сложности эти субъекты смогут дополнительно привлечь для развития системы профессионального образования почти 10 млрд руб., в том числе 2,5 млрд руб. из федерального бюджета. В проекте уже участвуют 30 регионов, на реализацию данной программы направлено 970 млн руб. [4].
Но государство, понимая необходимость активизации механизмов ГЧП в реализации подобных программ, стремится к эффективным результатам в данной сфере через создание национальной системы сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики. Ключевую роль в ней должны играть саморегулируемые организации бизнеса, а их представители должны войти в органы управления сертификационных центров, осуществлять контроль за качеством работы этих структур.
Необходимо разработать общенациональную модель применения ГЧП в сфере образования, цели которой должны формироваться и реализовываться в связи с национальной стратегией, учитывающей ресурсные и финансовые условия для повышения эффективности и конкурентоспособности сферы образования, роста инвестиционной привлекательности финансового потенциала образовательных заведений, совершенствования экономических механизмов при одновременном обеспечении высокого качества образовательных услуг и соблю-
Серия «Экономика и управление» дении конституционных прав граждан в сфере образования.
Реализация стратегических целей связана с последовательным решением ряда задач, учитывающих стратегические цели государственной политики в области образования и организационно-правовые возможности создания ГЧП в Российской Федерации:
• сохранения социальной значимости образовательных услуг;
• создания механизма добровольной экономической поддержки образования;
• привлечения частного сектора к управлению содержательным компонентом образования по определённому кругу вопросов;
• определения принципов эффективного управления имуществом образовательных учреждений;
• создания партнерской основы проведения опытно-конструкторских и технологических работ, а также совместной научно-исследовательской деятельности.
Особый статус участников ГЧП, а также приоритет общественно значимых целей его функционирования, включая социальный характер получаемых выгод и преимуществ, определяют особую систему экономических отношений между ними.
Субъектами партнёрства от государственного сектора могут выступать: органы государственной власти, в том числе органы управления образованием, местного самоуправления; некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в сфере образования; государственные, муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования; государственные коммерческие организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия, реализующие программы в сфере образования).
От частного сектора субъектами могут выступать коммерческие и некоммерческие организации различной организационно-правовой формы собственности с долевым участием государства или без его участия, в том числе негосударственные образовательные учреждения; физические лица.
Распространение форм государственно-частного партнёрства в сфере образования необходимо осуществлять с использованием общественного взаимодействия и контроля в форме экспертных советов и общественных комитетов, координирующих действия партнёров.
Мероприятия по реализации стратегии партнёрства между государственным и частным секторами в образовании должны осуществляться по следующим направлениям:
• развитию национальной социально ориентированной модели ГЧП в сфере образования;
• формированию правовой основы ГЧП в сфере профессионального образования;
• практическому использованию механизмов партнёрства;
• определению перспектив форм партнёрских отношений с учётом национальной политики, разработанной методической базы;
• систематизации мер регулирования, мониторинга и стимулирования ГЧП в сфере образования через создание институциональной системы в сфере образовательных услуг, оптимальной модели информационных потоков о проектах ГЧП, системе контроллинга и мониторинга за реализацией ГЧП.
Выводы
Таким образом, при определении стратегий применения ГЧП в подготовке кадров для МСБ необходимо учитывать, что не всегда малое и среднее предпринимательство способно оперативно реагировать на изменение информационного поля в силу своей изолированности. Участие государства, а именно применение механизмов ГЧП, позволит активизировать процесс эффективного развития кадровой подготовки для предпринимательства в условиях инновационного развития экономики.
Литература
1. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием - М.: «Новый Логос». - 2000. - 269 с.
2. Леонова Ж.К. Особенности формирования стратегии государственно-частного партнерства в подготовке кадров для малого и среднего бизнеса / Социальная политика и социальное партнёрство. - М. 2012. № 6. - С. 24-29.
3. Леонова Ж.К. Подготовка кадров - важнейшее условие для развития малого и среднего бизнеса / Социальные и экономические перемены: факты, тенденции, прогноз. - Вологда, 2012. № 23. - С. 217-225.
4. Материалы совещания по вопросу «О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://premi er.gov.ru/events/news/17466/
5. Примаков Е. Современная Россия и либерализм / Е. Примаков // Российская газета, 17 декабря 2012, № 290.
Механизмы производственной кооперации в странах Вишеградской группы
и возможности для России
д.э.н. проф. Дрыночкин А.В.
МГИМО (У) drinda-hM@yandex.ru
Аннотация. Новые явления в современном глобализированном мире вызывают необходимость пересмотра ряда традиционных понятий. В статье на примере стран Вишеградской группы раскрывается альтернативный подход к производственной кооперации, основанный на сетевом взаимодействии экономических агентов.
Ключевые слова: производственная кооперация, глобальные цепочки поставок, глобализация, эффективность, промышленная политика Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ № 12-03-00650.
Меняющийся мир заставляет пересматривать многое, что раньше казалось само собой разумеющимся и потому незыблемым. Казалось бы, ещё недавно все говорили о глобализации как о наипоследнейшей стадии развития человечества. И вот уже стали появляться работы, в которых предлагается считать глобализацию завершенной (или завершающейся). Соответственно, на суд общественности стали выноситься новые идеи по поводу новых стадий развития человечества.
По крайней мере если рассматривать глобализацию в терминах унификации экономического пространства, то вполне можно заявить, что глобализация если уж не окончена, то заметно притормозила, а всё ещё наблюдаемые в мировом хозяйстве свидетельства интеграционных попыток следует рассматривать как инерционную стадию глобализации. Оставляя в стороне вопрос о цикличности мирохозяйственного развития, нельзя не видеть рост национально ориентированных процессов. Судя по всему, в глобальной экономике формируется тенденция если не к автаркичности, то, по крайней мере, к всё большей автономности. Есть ли в этом плюсы? Безусловно, есть, и они лишний раз подтверждают тезисы либералов о необходимости развития конкуренции. Причём конкуренцию можно рассматривать не только в узком смысле как соперничество между экономическими агентами на микроуровне и даже не как соперничество между государствами выразителями экономических интересов этих агентов, но и в самом широком смысле, включая и соперничество между различными социально-экономическими моделями. В самом деле: почему должна быть только одна экономическая модель, которой обязаны следовать все? Кстати, мейнстрим современной либе-