Научная статья на тему 'Особенности процесса формирования профессионально-квалификационных требований малого и среднего предпринимательства'

Особенности процесса формирования профессионально-квалификационных требований малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / СТЕРЖНЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПУСТОТЫ / BUSINESS / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / PROFESSIONAL QUALIFICATION REQUIREMENTS / CORE COMPETENCE / STRATEGIC EMPTINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хижняк А. Н., Леонова Ж. К.

В статье рассмотрены особенности и эволюция формирования стержневых компетенций малого и среднего предпринимательства. Определены «стратегические группы» реализации программ подготовки кадров для малого и среднего бизнеса в соответствии с профессионально-квалификационным требованиями, использование которых обеспечит интернационализацию системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса, что связано с инновационным развитием национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the process of formation of the professional qualification requirements of small and medium business

The peculiarities of formation and evolution of the core competence of small and medium-sized businesses are considered in the article. "Strategic groups" of training programs for small and medium-sized businesses are defined in accordance with the professional qualification requirements, the use of which provides internationalization training system for small and medium businesses, due to the innovative development of the national economy.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса формирования профессионально-квалификационных требований малого и среднего предпринимательства»

Серия 5. Социально-экономические науки. В то же время эксперты отмечают, что параллельно с ростом роли наукоемких технологий в экономическом пространстве (технологий в широком смысле, не только собственно производственных, но и технологий управления, маркетинга т.п.), происходит трансформация самой системы образования за счет появления новых образовательных технологий, что меняет природу изучаемого объекта. Изменения в сфере образования происходят за счет качественного расширения образовательного пространства, которое приобретает еще и цифровой вид, существуя в виде специализированной компьютерной программы [1]. На сегодняшний день обоснованы возможность и необходимость применения информационных и дистанционных технологий в рамках таких образовательных пространств [5], в результате чего оно перестает быть территориально привязанным к местонахождению обучаемого или преподавателя, является актуальным направлением дальнейших исследований в этой области.

Таким образом, создание кластеров с образовательными территориальными пространствами позволит активизировать процесс приращения знаний, ускорит переход к экономике знаний, позволит увеличить темпы экономического роста и улучшить экономическую ситуацию в стране, повысив конкурентоспособность как отдельных субъектов, так и их объединений и экономики страны в целом.

Литература

1. Студенческая проектная деятельность как механизм актуализации профессиональных компетенций. Монография. / А.В. Николаенко, Г.П. Сорокина, А.В. Захаров, И.А. Астафьева, А.Ю. Стешина - М.: МГТУ "МАМИ", 2009. - 212 с.

2. Портер М.Э. Конкуренция. / Пер. с англ.: уч. пос. М.Э. Портер. М.: Вильямс, 2005. 608 с.

3. Хижняк А.Н., Светлов И.Е. О необходимости межфирменной кооперации при повышении эффективности использования интеллектуальных капиталов компаний. // Известия МГТУ "МАМИ". Научный рецензируемый журнал. - М.: МГТУ "МАМИ", № 1(15), 2013, т.5. - с. 268-275.

4. Хижняк А.Н., Светлов И.Е. Образовательное пространство как форма стратегического альянса предприятий и образовательных учреждений. // Известия МГТУ "МАМИ". Научный рецензируемый журнал. - М.: МГТУ "МАМИ", № 1(15), 2013, т.5. - с. 287-291.

5. Зубков Г.В. Формирование специального человеческого капитала в интересах инновационного развития машиностроительных предприятий с использованием информационных и дистанционных технологий: автореферат дис. ... канд.эконом.наук: 08.00.05 / Зубков Георгий Викторович. - М., 2013. - 24 с.

Особенности процесса формирования профессионально-квалификационных требований малого и среднего предпринимательства

д.э.н. проф. Хижняк А.Н., д.э.н. доц. Леонова Ж.К.

ГАОУВПО «МГОСГИ» kafedramim@yandex.rH, zhJeonova@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности и эволюция формирования стержневых компетенций малого и среднего предпринимательства. Определены «стратегические группы» реализации программ подготовки кадров для малого и среднего бизнеса в соответствии с профессионально-квалификационным требованиями, использование которых обеспечит интернационализацию системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса, что связано с инновационным развитием национальной экономики.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, профессионально-квалификационные требования, стержневые компетенции, стратегические пустоты

Эффективное развитие современной экономики, как свидетельствует мировая история, связано с развитием предпринимательской деятельности, которое, обладая инновационно-стью, способствует переходу экономики на новый технологический уклад, что, в свою очередь, стимулирует кадры предпринимательства усваивать и осваивать новые знания, появляющиеся в связи с изменением технологических укладов экономического развития.

В связи с увеличением и неоднозначностью экономической, социальной, финансовой ролей предпринимательства в процессе развития рыночных отношений менялся подход и определение сущности предпринимательства. Представители различных научных школ трактуют этот термин в зависимости от объёма накопленных знаний и целей исследования (рисунок 1).

I

М. Портер, Г. Минцберг

Конкуренция,

ценность товара для клиента

МакКлела нд Мотивация производительной деятельности

П. Друкер Инновация, деееетррллиааии

И. Шумпетер Резальтатиивноть, динамика, творческая

деструкция, инновация

И. Ансофф Стр атегическое планирование

А. Маслоу Мотииацци, вовлеченность

Э. Мэйо

Взаимоотнашения

Дж.М. Кейнс Целенапра&генжзе планирование, аанятость

А. Смит Капатал, труд, сырьё

Ф. Тейлор, А. Файоль Научный менеджмент, функциональная организация, специализация труда, бюрократия,

контроль

К. Маркс Прибавочная стоимость, прибыль

Д. Рикардо Производство, ценность,

вознаграждение аа труд

Постиндустриальная эпоха

Р.Кантильон, Ж.-Б. Сэй Предпринимательство

Индустриальная эпоха

1700 1800 1900 Т

Рисунок 1. Эволюция квалификационных требований к малому и среднему

предпринимательству [3]

Например, в индустриальную эру создание востребованных товаров и освоение новых рынков было главной задачей предпринимателей. Мотивации и мастерства некоторых из них оказывалось достаточно только для реализации коммерческой идеи, в то время как другие -более прагматичные - обращали свое внимание на совершенствование производственного механизма. Позже маркетологи придали новый облик экономической среде. Таким образом, до 50-х годов развитие бизнес - окружения носило регулярный, последовательный характер.

Но в постиндустриальную эру новые приоритеты добавились к старым. Конкуренция усиливается в результате интернационализации и глобализации бизнеса, истощения ресурсов и технологического прогресса. Технология стала глубже воздействовать как на предложение, так и на спрос, что генерирует технологическую составляющую предпринимательской деятельности и направляет ее рост.

Потребители постиндустриальной эры демонстрируют более высокие, чем раньше, за-

просы. Они требуют полного раскрытия свойств товара, заявляют о «послепродажной ответственности» производителя, не приемлют загрязнение окружающей среды в роли «сопутствующего товара». Они напрямую бросают вызов предпринимательству через консюмеризм и оказывают давление на правительство для введения более жесткого экономического регулирования.

В постиндустриальную эру предпринимательство приобретает социально ориентированный характер и участвует в решении общественно значимых проблем: правосудие, бедность, права человека, здоровье, жилье, образование, защита окружающей среды, общественный транспорт и т.д. Частный сектор призван решать две основные задачи: устранить все негативные последствия собственной деятельности и принять на себя ответственность за социальный прогресс.

Для предпринимателя стали жизненно важны социальные и политические взаимоотношения фирмы с внешней средой, которые поставляют сведения о возможностях, угрозах и ожиданиях групп влияния.

Проблемы производства и дистрибуции становятся все более сложными. К ним добавляются проблемы технологических прорывов, морального устаревания, структурных изменений в экономике и на рынке, а также в отношениях фирмы с государством и обществом. В этих условиях вопросы стратегии развития предпринимательской деятельности доминируют над исторически привычными вопросами конкуренции и производства.

Таким образом, эволюция профессионально-квалификационных требований к предпринимательству зависит от формирования и развития уровня производительных сил, менеджмента и особенностей рыночного спроса.

Современное предпринимательство рассматривается как экономически рискованная деятельность, базирующаяся на инновационном поведении собственников хозяйствующих субъектов с целью воплощения новых идей в конкретные проекты, которые в первую очередь связаны с эффективным использованием всех факторов производства, в целях экономического роста, удовлетворения интересов игроков рынка, основываясь на обоюдном принципе выгоды [2].

Информация

А С

ПРИБЫЛЬ

ФИРМА SPIN-OFF

Рисунок 2. Развитие малого и среднего предпринимательства через фирмы спин-офф и

внешние венчуры [2]

В контексте вышесказанного развитие современных форм малого и среднего предпринимательства, таких как, например, венчурные компании и спин-офф, кластеризация бизнеса, увеличение потоков информации, формирование партнёрских отношений малого и сред-

него бизнеса с крупным бизнесом и государством предъявляют новые профессионально-квалификационные требования, т.е. новые стержневые компетенции, формируемые бизнес-средой (рисунок 2).

Стержневые компетенции как совокупность способностей предпринимателя к чему-то уникальному, обеспечивающему ему лидерские позиции среди конкурентов - это в современных условиях основа развития предпринимательства, к которым могут быть отнесены: способности определения свойств организации и её конечного продукта с позиции уникальности; оценка умений и навыков персонала (совокупная система компетенций); фокусирование предпринимателя на стержневых невоспроизводимых конкурентами компетенций; разработка мероприятий по освоению наиболее выгодной позиции на рынке; разработка стратегии лидерства.

Представляется, что определение данных компетенций и создание образовательной структуры, ориентированной на данные компетенции, возможно при государственно-частном партнёрстве в системе подготовки кадров для предпринимательства.

Поскольку функции стандартизации правил ведения бизнеса и оказания услуг, контроля за их качеством, а также подготовки и аттестации профессионально подготовленных кадров могут и должны выполняться саморегулирующимися организациями, объединяющими малое и среднее предпринимательство, то за ними следует закрепить функцию формулировки квалификационных требований к занятому персоналу [1, с.132].

Указанные факторы формируют необходимость создания специальных программ, учитывающих изменение социальной составляющей малых и средних предприятий. Эти программы могут развиваться как бизнес-школами (университетскими или частными), так и различными государственными структурами [3].

Традиционные классические университеты

Интернационализация Франчайзинг Исследования

Коммерческие бизнес-школы

Тренинг Дистанционное обучение

Региональная система профессионального обучения Очная, заочная подготовка кадров

Учебные центры федеральной и муниципальных служб занятости Тренинг

->

профессиональная Ориентация академическая

Рисунок 3. Стратегические группы реализации программ подготовки кадров для

малого и среднего бизнеса [3]

Для использования благоприятного сценария развития подготовки кадров необходимо использовать франчайзинговые системы образования (филиалы, дочерние структуры), позволяющие позиционировать систему подготовки квалифицированных кадров для предпринимательства в зависимости от территориального охвата, реализуемых учебных программ, общенациональных и региональных требований к бизнесу, что делает возможным выделить стратегические группы участников образовательного процесса в лице традиционных универ-

Серия 5. Социально-экономические науки. ситетов, коммерческих бизнес-школ, учебных центров федеральной и муниципальной служб занятости (рисунок 3).

Барьеры, препятствующие учебным заведениям перемещаться из одной стратегической группы в другую: для университетов - недостаточный опыт в практическом обучении; для бизнес-школ - недостаточный опыт в проведении научных исследований по причине высокой затратности последних и неопределённости перспектив окупаемости; для региональной системы подготовки и переподготовки кадров - недостаточное финансирование и относительная непривлекательность регионального рынка образовательных услуг для крупных коммерческих бизнес-школ и классических университетов.

Анализ системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства показал, что в данной сфере образовались «стратегические пустоты», создающиеся в результате перемен в макроокружении - глобализация, развитие информационных технологий, внедрение инновационных технологий в производство современных благ, в том числе, в сфере социально значимых образовательных услуг.

Использование появляющихся возможностей («стратегических пустот») на рынке образовательных услуг обеспечит интернационализацию системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса, что связано с инновационным развитием национальной экономики.

Литература

1. Восколович Н.А. Формирование перспективной модели саморегулируемых организаций. / Саморегулирование в сфере услуг. Под ред. Восколович Н.А. - М: МГУ - 2011.

2. Леонова Ж.К. Государственно-частное партнёрство в подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства. / Автореферат дис. док-ра э.н.: 08.00.05/ Ж.К. Леонова [Место защиты; МГУ имени М.В. Ломоносова]. - 2013.

3. Леонова Ж.К. Применение государственно-частного партнёрства в образовании: монография. / Ж.К. Леонова. - Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. - 2012.

Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства

д.э.н. Грибов В.Д., к.э.н. Горохова А.Е.

Университет машиностроения 8 (499) 267-19-92, agor_80@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыто содержание современных аспектов государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, изучены формы государственной поддержки инновационного предпринимательства в зарубежных странах, рассмотрен механизм государственной поддержки инновационной деятельности на региональном уровне.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, механизм государственной поддержки

В развитых странах локомотивом экономического роста являются субъекты малого и среднего предпринимательства. Уровень их развития детерминирует возможности для обеспечения устойчивости позитивных изменений в экономике. Именно им принадлежит ведущая роль в процессе коммерциализации инноваций и внедрении достижений НТП в производство. Мировой опыт подтверждает, что формирование и развитие малого бизнеса является реальным и эффективным способом решения имеющихся на всех уровнях управления комплексов сложнейших проблем обеспечения позитивной социально-экономической динамики, вовлечения в трудовую деятельность большой части незанятого населения, перехода к инновационному типу экономического развития.

Начиная с 80-х годов ХХ века в развитых странах произошли радикальные изменения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.