6,3 %).
3. Величина коэффициента акселератора максимальна в 2008 году (больше 1), что свидетельствует о максимальном полученном эффекте в этом году от инвестиций прошлых лет.
Таблица 1.
Расчет модели акселератора-мультипликатора по экономике РФ с учетом факторов ав-
тономных инвестиций и автономного потребления
Годы ВВП, млрд руб. Инвестиции, млрд руб. Склонность к потреблению (%) Изменение величины ВВП к предыд. году, млрд руб. Коэффициент акселератора % роста/ снижения ВВП Изменение ко-эффта акселератора, % Измене-ние инвестиций, млрд руб. Измене-ние инве-сти-ций, % Изменение склонности к потреблению (%) Изменение прироста ВВП, млрд руб.
2007 33247,5 3627 89,09 3330,3 0,891 11,132
2008 41428,6 3114 92,48 8181,1 1,063 24,607 19,283 -513 -14,144 103,808 4850,8
2009 38808,7 2457 93,67 -2619,9 0,749 -6,324 -29,498 -657 -21,098 101,282 -10801
2010 45166 3441 92,38 6357,3 0,845 16,381 12,812 984 40,049 98,625 8977,2
2011 54000,5 5718 89,41 8834,5 0,742 19,560 -12,181 2277 66,173 96,785 2477,2
2012 60000,6 17886 70,19 6000,13 0,289 11,111 -238,490 12168 212,802 78,503 -2834,37
Снижение на протяжении 2011-2012 гг. (особенно в 2012 г.) значения коэффициента акселератора свидетельствует о существенном снижении эффективности инвестиций - сокращении их влияния на динамику ВВП РФ.
Литература
1. Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.
2. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник -3-е изд., испр. -М.:Эксмо, 2007.
3. Электронный ресурс http://www.gks.ru/ , раздел «Официальная статистика».
Формирование образовательных территориальных пространств в рамках кластерного сценария развития экономики
д.э.н. проф. Хижняк А.Н., к.э.н. Светлов И.Е.
ГАОУВПО «МГОСГИ» 8 (496)610-15-21, [email protected], [email protected]
Аннотация. Перед Россией сегодня стоят вполне определенные ориентиры, в том числе создание новой модели пространственного развития экономики. Несогласованность между системой подготовки кадров с высшим образованием и потребностями отраслевого и регионального рынков труда приводит к невостребованности части выпускников. В рамках данной статьи рассматриваются вопросы взаимодействия участников образовательных территориальных пространств в рамках региональных кластеров. Предлагаются основные пути адаптации вузов к современным требованиям промышленных предприятий.
Ключевые слова: образовательное пространство, кластер, экономическое развитие, кадровое обеспечение, взаимодействие.
Смена парадигмы общественно-экономического развития и начало перехода к такому элементу постиндустриальной системы, как экономика знаний, повлекли за собой изменения практически во всех сферах деятельности. Это в свою очередь приводит к необходимости создания условий раскрытия человеческого потенциала в широком смысле слова в рамках развития экономики и общества.
Данные процессы во многом основываются на постоянном совершенствовании инфор-
мационных потоков с учетом сложности и динамичности изменения их содержания и характеристик на макро- и микроуровне. Одним из подходов, учитывающих специфику взаимосвязей субъектов и позволяющих обеспечить управление информационными потоками во всем их многообразии, является кластерный подход.
Переход к новой модели пространственного развития, предусматривающий создание сети территориально-производственных кластеров, указан как одно из основных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития России.
Как показывает мировая практика, кластерный подход не только служит средством достижения таких целей промышленной политики, как повышение конкурентоспособности предприятий, увеличение доли инновационной продукции, но и является мощным генератором регионального развития за счет структурных изменений.
При этом необходимо иметь в виду, что кластерная политика является только одним из инструментов государственной политики, неким новым комплексным подходом к оценке региональных условий и тенденций развития, разработке и реализации достижений науки в социально-хозяйственной практике. Однако она затрагивает довольно широкий спектр вопросов: от развития транспортной инфраструктуры, создания логистических центров до усиления взаимосвязи «предприятие - вуз» как способа повышения качества образования и одновременно увеличения объема научно-исследовательских работ.
В классическом понимании "кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу" [2].
На уровне субъекта РФ кластерную политику можно рассматривать как систему отношений между органами государственной власти области и хозяйствующими субъектами по поводу повышения их конкурентоспособности на основе формирования и развития кластеров.
Наиболее известные российские кластеры функционируют в Нижегородской области (автомобилестроение), Самарской области (авиакосмическая техника), Кировской области (биотехнологии), а также в крупнейших городах - Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области имеется около десятка разных кластеров (приборостроение, биотехнологии, цифровое телевидение, автомобилестроение и др.).
Одним из признаков, позволяющим предприятиям кластера добиться существенного прогресса в своей деятельности, является большое внимание к вопросам подготовки кадров для новых и модернизируемых производств, подчеркивается приоритет кадрового потенциала.
Поэтому в рамках кластеров возможно формирование образовательного территориального пространства, позволяющее организовать и усилить взаимодействие всех заинтересованных сторон в подготовке работников. Причем изначально взаимодействие осуществляется именно по территориальному признаку, в рамках кластера, который выступает территорией наиболее вероятного трудоустройства подготовленных специалистов.
Именно поиск реальных и потенциальных партнеров задается границами территориальных претензий конкретного вуза, конкретного партнерства с теми субъектами власти, промышленных предприятий, бизнеса, деятельность которых обусловлена возможностями и ограничениями территориальных ресурсов и прежде всего тех ресурсов, которые создает вуз. Понимание возможностей и ограничений этих субъектов, зависимость от ресурсов, создаваемых вузом, и обозначение роли в этом партнерстве задает исходные параметры для модели образовательного пространства.
Формирование таких образовательных территориальных пространств в рамках класте-
Серия 5. Социально-экономические науки. ров может осуществляться по симбиотической модели межрыночного взаимодействия [1]. Она основана на тесном взаимодействии и взаимном проникновении профессионального образования и промышленного производства. В то же время симбиотические модели могут существовать в различных формах: корпоративных университетов или тяготеющих к нуклеар-ному вузу промышленных предприятий; интегративных образований типа технопарков, высокой специализации и формации образования с фактическим подчинением программ обучения существующим производственным укладам [1]. Также образовательные пространства могут быть рассмотрены и с позиции стратегических альянсов [4].
Одним из направлений взаимодействия субъектов пространств является разработка образовательных программ, которые будут удовлетворять требованиям современных производств. Такие программы следует разрабатывать совместно, объединив усилия представителей бизнеса, науки, образования и органов власти. Компании не будут формироваться или расширяться в обществе, где уровень знаний, умений и навыков является низким и учебные программы не отвечают потребностям работодателей. В противном случае предприятия кластера будут пытаться привлечь работников извне, прежде чем они воспользуются услугами местных работников.
Таким образом, в рамках образовательного территориального пространства в различных формах обсуждаются и вырабатываются:
• требования к выпускникам;
• требования к учебным дисциплинам;
• критерии оценки образовательных программ;
• систему практик и стажировок студентов и сотрудников;
• формы и направления привлечения профессионалов к осуществлению образовательной деятельности;
• совместные проекты и исследования;
• формы ресурсного обеспечения учебного процесса путем консолидации совместных усилий субъектов пространства.
Поскольку изменения в учебном процессе должны отражать постоянно изменяющуюся ситуацию в профессиональной деятельности, они должны носить не эпизодический, а постоянный характер.Основой инновационных изменений в учебном процессе являются собственные проекты, сформированные в виде технических заданий по результатам анализа деятельности и коммуникаций в образовательном территориальном пространстве. А поскольку базовым процессом вуза является учебный процесс, то все инновации должны отражаться и формироваться в процессах подготовки и обучения студентов и аспирантов.
При этом одним из главных принципов, в соответствии с которым должно осуществляться построение учебного процесса, является принцип гибкости (адаптивности), предполагающий оперативное реагирование на потребности, вызовы, изменения среды, учет требований заказчиков и работодателей, что в итоге способствует повышению конкурентоспособности вуза в условиях рыночной экономики, т.к. участие в реальном проектном и производственном процессе - одно из основных условий обучения инженеров.
Интеграционные процессы в сфере подготовки кадров, осуществляемые в рамках образовательного территориального пространства, позволяют получить значимый результат и положительный эффект для каждого из субъектов.
К основным преимуществам образовательных учреждений, входящих в пространство, следует отнести:
• практическая направленность учебных планов и программ;
• снижение разрыва между полученными в вузе и используемыми на практике знаниями;
• обеспечение студентов местами для производственной практики;
• востребованность выпускников на рынке труда;
• повышение уровня профессиональной компетентности;
• развитие прикладных научных исследований;
• получение передового научного и производственного опыта.
В свою очередь промышленные предприятия и представители сферы бизнеса, входящие в пространство, получают:
• облегченный поиск лучших среди выпускников образовательных учреждений;
• снижение периода адаптации на предприятии молодых специалистов;
• доступ к инновационным идеям выпускников вузов.
Региональные органы власти в качестве положительных эффектов от функционирования такого образовательного территориального пространства приобретают:
• снижение уровня безработицы, в том числе среди молодежи;
• самоуправление, самоорганизация, самопомощь в студенческой среде;
• повышение уровня социальной компетентности выпускников;
• увеличение налоговых поступлений в бюджет;
• инновационные возможности развития экономики.
Примером организации простейшего образовательного пространства может служить деятельность корпорации «Комацу», которая в октябре 2008 г. выступила инициатором создания инновационного кластера, а в его рамках - учебного центра на базе Ярославского государственного технического университета. За короткий срок в вузе были созданы две лаборатории, оснащенные современным оборудованием для сварки, стендами и действующими моделями мини-экскаваторов. Первоначально учебным центром было организовано обучение двух групп преподавателей ЯГТУ, все они получили дипломы от компании «Комацу», а затем началось обучение студентов по программам «Основы роботизированной сварки», «Производство и эксплуатация экскаваторов «Комацу»».
Кроме того, отдельным направлением анализа может являться повышение возможностей предприятий и образовательных учреждений эффективно формировать свои интеллектуальные капиталы посредством участия в подобных образовательных пространствах [3].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что существует объективная потребность осуществления взаимодействия бизнеса, власти, вузов и общества в решении задач устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов. Указанное взаимодействие в настоящее время носит эпизодический характер в силу отсутствия в большинстве случаев долгосрочных прогнозов развития региональных и отраслевых рынков труда. Это приводит к ситуации, когда, с одной стороны, подготовка кадров по ряду направлений не согласуется с возможностями ее апробации в территориальном производстве, а с другой - производственная сфера, оснащенная новым, высокотехнологичным оборудованием, испытывает острую потребность в современных кадрах по синтезированным специальностям.
Имеющийся опыт сотрудничества вузов и бизнеса позволяет утверждать, что при определенных условиях у предприятий возникает потребность сделать вузу заказ на подготовку кадров, появляется заинтересованность в организации производственных практик студентов.
Формирование образовательных территориальных пространств в рамках кластеров позволит:
• совершенствовать механизмы взаимодействия между всеми субъектами образовательного пространства;
• привлекать в вузы дополнительные интеллектуальные и материальные ресурсы для развития образовательной и научной деятельности;
• открывать подготовку кадров по синтезированным специальностям с учетом требований регионального и отраслевого рынков труда;
• развивать систему независимой внешней экспертизы качества подготовки выпускников.
Серия 5. Социально-экономические науки. В то же время эксперты отмечают, что параллельно с ростом роли наукоемких технологий в экономическом пространстве (технологий в широком смысле, не только собственно производственных, но и технологий управления, маркетинга т.п.), происходит трансформация самой системы образования за счет появления новых образовательных технологий, что меняет природу изучаемого объекта. Изменения в сфере образования происходят за счет качественного расширения образовательного пространства, которое приобретает еще и цифровой вид, существуя в виде специализированной компьютерной программы [1]. На сегодняшний день обоснованы возможность и необходимость применения информационных и дистанционных технологий в рамках таких образовательных пространств [5], в результате чего оно перестает быть территориально привязанным к местонахождению обучаемого или преподавателя, является актуальным направлением дальнейших исследований в этой области.
Таким образом, создание кластеров с образовательными территориальными пространствами позволит активизировать процесс приращения знаний, ускорит переход к экономике знаний, позволит увеличить темпы экономического роста и улучшить экономическую ситуацию в стране, повысив конкурентоспособность как отдельных субъектов, так и их объединений и экономики страны в целом.
Литература
1. Студенческая проектная деятельность как механизм актуализации профессиональных компетенций. Монография. / А.В. Николаенко, Г.П. Сорокина, А.В. Захаров, И.А. Астафьева, А.Ю. Стешина - М.: МГТУ "МАМИ", 2009. - 212 с.
2. Портер М.Э. Конкуренция. / Пер. с англ.: уч. пос. М.Э. Портер. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
3. Хижняк А.Н., Светлов И.Е. О необходимости межфирменной кооперации при повышении эффективности использования интеллектуальных капиталов компаний. // Известия МГТУ "МАМИ". Научный рецензируемый журнал. - М.: МГТУ "МАМИ", № 1(15), 2013, т.5. - с. 268-275.
4. Хижняк А.Н., Светлов И.Е. Образовательное пространство как форма стратегического альянса предприятий и образовательных учреждений. // Известия МГТУ "МАМИ". Научный рецензируемый журнал. - М.: МГТУ "МАМИ", № 1(15), 2013, т.5. - с. 287-291.
5. Зубков Г.В. Формирование специального человеческого капитала в интересах инновационного развития машиностроительных предприятий с использованием информационных и дистанционных технологий: автореферат дис. ... канд.эконом.наук: 08.00.05 / Зубков Георгий Викторович. - М., 2013. - 24 с.
Особенности процесса формирования профессионально-квалификационных требований малого и среднего предпринимательства
д.э.н. проф. Хижняк А.Н., д.э.н. доц. Леонова Ж.К.
ГАОУВПО «МГОСГИ» [email protected], [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены особенности и эволюция формирования стержневых компетенций малого и среднего предпринимательства. Определены «стратегические группы» реализации программ подготовки кадров для малого и среднего бизнеса в соответствии с профессионально-квалификационным требованиями, использование которых обеспечит интернационализацию системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса, что связано с инновационным развитием национальной экономики.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, профессионально-квалификационные требования, стержневые компетенции, стратегические пустоты