Научная статья на тему 'Формирование образовательных территориальных пространств в рамках кластерного сценария развития экономики'

Формирование образовательных территориальных пространств в рамках кластерного сценария развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КЛАСТЕР / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EDUCATIONAL SPACES / CLUSTER / ECONOMIC DEVELOPMENT / HUMAN RESOURCING / INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хижняк А. Н., Светлов И. Е.

Перед Россией сегодня стоят вполне определенные ориентиры, в том числе создание новой модели пространственного развития экономики. Несогласованность между системой подготовки кадров с высшим образованием и потребностями отраслевого и регионального рынков труда приводит к не востребованности части выпускников. В рамках данной статьи рассматриваются вопросы взаимодействия участников образовательных территориальных пространств в рамках региональных кластеров. Предлагаются основные пути адаптации вузов к современным требованиям промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of educational territorial spaces within a cluster scenario of economic development

Nowadays Russia has quite definite aims, which include the creation of a new model of spatial economic development. Inconsistency between the professional training system with higher education and the needs of industry and regional labor markets do not lead to a demand of some graduates. The article deals with the interaction of the participants of educational territorial spaces within regional clusters. There are offered some basic ways of adapting universities to modern requirements of industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Формирование образовательных территориальных пространств в рамках кластерного сценария развития экономики»

6,3 %).

3. Величина коэффициента акселератора максимальна в 2008 году (больше 1), что свидетельствует о максимальном полученном эффекте в этом году от инвестиций прошлых лет.

Таблица 1.

Расчет модели акселератора-мультипликатора по экономике РФ с учетом факторов ав-

тономных инвестиций и автономного потребления

Годы ВВП, млрд руб. Инвестиции, млрд руб. Склонность к потреблению (%) Изменение величины ВВП к предыд. году, млрд руб. Коэффициент акселератора % роста/ снижения ВВП Изменение ко-эффта акселератора, % Измене-ние инвестиций, млрд руб. Измене-ние инве-сти-ций, % Изменение склонности к потреблению (%) Изменение прироста ВВП, млрд руб.

2007 33247,5 3627 89,09 3330,3 0,891 11,132

2008 41428,6 3114 92,48 8181,1 1,063 24,607 19,283 -513 -14,144 103,808 4850,8

2009 38808,7 2457 93,67 -2619,9 0,749 -6,324 -29,498 -657 -21,098 101,282 -10801

2010 45166 3441 92,38 6357,3 0,845 16,381 12,812 984 40,049 98,625 8977,2

2011 54000,5 5718 89,41 8834,5 0,742 19,560 -12,181 2277 66,173 96,785 2477,2

2012 60000,6 17886 70,19 6000,13 0,289 11,111 -238,490 12168 212,802 78,503 -2834,37

Снижение на протяжении 2011-2012 гг. (особенно в 2012 г.) значения коэффициента акселератора свидетельствует о существенном снижении эффективности инвестиций - сокращении их влияния на динамику ВВП РФ.

Литература

1. Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

2. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: учебник -3-е изд., испр. -М.:Эксмо, 2007.

3. Электронный ресурс http://www.gks.ru/ , раздел «Официальная статистика».

Формирование образовательных территориальных пространств в рамках кластерного сценария развития экономики

д.э.н. проф. Хижняк А.Н., к.э.н. Светлов И.Е.

ГАОУВПО «МГОСГИ» 8 (496)610-15-21, kafedraeim@yandex.ru, elias.svetlov@mail.ru

Аннотация. Перед Россией сегодня стоят вполне определенные ориентиры, в том числе создание новой модели пространственного развития экономики. Несогласованность между системой подготовки кадров с высшим образованием и потребностями отраслевого и регионального рынков труда приводит к невостребованности части выпускников. В рамках данной статьи рассматриваются вопросы взаимодействия участников образовательных территориальных пространств в рамках региональных кластеров. Предлагаются основные пути адаптации вузов к современным требованиям промышленных предприятий.

Ключевые слова: образовательное пространство, кластер, экономическое развитие, кадровое обеспечение, взаимодействие.

Смена парадигмы общественно-экономического развития и начало перехода к такому элементу постиндустриальной системы, как экономика знаний, повлекли за собой изменения практически во всех сферах деятельности. Это в свою очередь приводит к необходимости создания условий раскрытия человеческого потенциала в широком смысле слова в рамках развития экономики и общества.

Данные процессы во многом основываются на постоянном совершенствовании инфор-

мационных потоков с учетом сложности и динамичности изменения их содержания и характеристик на макро- и микроуровне. Одним из подходов, учитывающих специфику взаимосвязей субъектов и позволяющих обеспечить управление информационными потоками во всем их многообразии, является кластерный подход.

Переход к новой модели пространственного развития, предусматривающий создание сети территориально-производственных кластеров, указан как одно из основных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития России.

Как показывает мировая практика, кластерный подход не только служит средством достижения таких целей промышленной политики, как повышение конкурентоспособности предприятий, увеличение доли инновационной продукции, но и является мощным генератором регионального развития за счет структурных изменений.

При этом необходимо иметь в виду, что кластерная политика является только одним из инструментов государственной политики, неким новым комплексным подходом к оценке региональных условий и тенденций развития, разработке и реализации достижений науки в социально-хозяйственной практике. Однако она затрагивает довольно широкий спектр вопросов: от развития транспортной инфраструктуры, создания логистических центров до усиления взаимосвязи «предприятие - вуз» как способа повышения качества образования и одновременно увеличения объема научно-исследовательских работ.

В классическом понимании "кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу" [2].

На уровне субъекта РФ кластерную политику можно рассматривать как систему отношений между органами государственной власти области и хозяйствующими субъектами по поводу повышения их конкурентоспособности на основе формирования и развития кластеров.

Наиболее известные российские кластеры функционируют в Нижегородской области (автомобилестроение), Самарской области (авиакосмическая техника), Кировской области (биотехнологии), а также в крупнейших городах - Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области имеется около десятка разных кластеров (приборостроение, биотехнологии, цифровое телевидение, автомобилестроение и др.).

Одним из признаков, позволяющим предприятиям кластера добиться существенного прогресса в своей деятельности, является большое внимание к вопросам подготовки кадров для новых и модернизируемых производств, подчеркивается приоритет кадрового потенциала.

Поэтому в рамках кластеров возможно формирование образовательного территориального пространства, позволяющее организовать и усилить взаимодействие всех заинтересованных сторон в подготовке работников. Причем изначально взаимодействие осуществляется именно по территориальному признаку, в рамках кластера, который выступает территорией наиболее вероятного трудоустройства подготовленных специалистов.

Именно поиск реальных и потенциальных партнеров задается границами территориальных претензий конкретного вуза, конкретного партнерства с теми субъектами власти, промышленных предприятий, бизнеса, деятельность которых обусловлена возможностями и ограничениями территориальных ресурсов и прежде всего тех ресурсов, которые создает вуз. Понимание возможностей и ограничений этих субъектов, зависимость от ресурсов, создаваемых вузом, и обозначение роли в этом партнерстве задает исходные параметры для модели образовательного пространства.

Формирование таких образовательных территориальных пространств в рамках класте-

Серия 5. Социально-экономические науки. ров может осуществляться по симбиотической модели межрыночного взаимодействия [1]. Она основана на тесном взаимодействии и взаимном проникновении профессионального образования и промышленного производства. В то же время симбиотические модели могут существовать в различных формах: корпоративных университетов или тяготеющих к нуклеар-ному вузу промышленных предприятий; интегративных образований типа технопарков, высокой специализации и формации образования с фактическим подчинением программ обучения существующим производственным укладам [1]. Также образовательные пространства могут быть рассмотрены и с позиции стратегических альянсов [4].

Одним из направлений взаимодействия субъектов пространств является разработка образовательных программ, которые будут удовлетворять требованиям современных производств. Такие программы следует разрабатывать совместно, объединив усилия представителей бизнеса, науки, образования и органов власти. Компании не будут формироваться или расширяться в обществе, где уровень знаний, умений и навыков является низким и учебные программы не отвечают потребностям работодателей. В противном случае предприятия кластера будут пытаться привлечь работников извне, прежде чем они воспользуются услугами местных работников.

Таким образом, в рамках образовательного территориального пространства в различных формах обсуждаются и вырабатываются:

• требования к выпускникам;

• требования к учебным дисциплинам;

• критерии оценки образовательных программ;

• систему практик и стажировок студентов и сотрудников;

• формы и направления привлечения профессионалов к осуществлению образовательной деятельности;

• совместные проекты и исследования;

• формы ресурсного обеспечения учебного процесса путем консолидации совместных усилий субъектов пространства.

Поскольку изменения в учебном процессе должны отражать постоянно изменяющуюся ситуацию в профессиональной деятельности, они должны носить не эпизодический, а постоянный характер.Основой инновационных изменений в учебном процессе являются собственные проекты, сформированные в виде технических заданий по результатам анализа деятельности и коммуникаций в образовательном территориальном пространстве. А поскольку базовым процессом вуза является учебный процесс, то все инновации должны отражаться и формироваться в процессах подготовки и обучения студентов и аспирантов.

При этом одним из главных принципов, в соответствии с которым должно осуществляться построение учебного процесса, является принцип гибкости (адаптивности), предполагающий оперативное реагирование на потребности, вызовы, изменения среды, учет требований заказчиков и работодателей, что в итоге способствует повышению конкурентоспособности вуза в условиях рыночной экономики, т.к. участие в реальном проектном и производственном процессе - одно из основных условий обучения инженеров.

Интеграционные процессы в сфере подготовки кадров, осуществляемые в рамках образовательного территориального пространства, позволяют получить значимый результат и положительный эффект для каждого из субъектов.

К основным преимуществам образовательных учреждений, входящих в пространство, следует отнести:

• практическая направленность учебных планов и программ;

• снижение разрыва между полученными в вузе и используемыми на практике знаниями;

• обеспечение студентов местами для производственной практики;

• востребованность выпускников на рынке труда;

• повышение уровня профессиональной компетентности;

• развитие прикладных научных исследований;

• получение передового научного и производственного опыта.

В свою очередь промышленные предприятия и представители сферы бизнеса, входящие в пространство, получают:

• облегченный поиск лучших среди выпускников образовательных учреждений;

• снижение периода адаптации на предприятии молодых специалистов;

• доступ к инновационным идеям выпускников вузов.

Региональные органы власти в качестве положительных эффектов от функционирования такого образовательного территориального пространства приобретают:

• снижение уровня безработицы, в том числе среди молодежи;

• самоуправление, самоорганизация, самопомощь в студенческой среде;

• повышение уровня социальной компетентности выпускников;

• увеличение налоговых поступлений в бюджет;

• инновационные возможности развития экономики.

Примером организации простейшего образовательного пространства может служить деятельность корпорации «Комацу», которая в октябре 2008 г. выступила инициатором создания инновационного кластера, а в его рамках - учебного центра на базе Ярославского государственного технического университета. За короткий срок в вузе были созданы две лаборатории, оснащенные современным оборудованием для сварки, стендами и действующими моделями мини-экскаваторов. Первоначально учебным центром было организовано обучение двух групп преподавателей ЯГТУ, все они получили дипломы от компании «Комацу», а затем началось обучение студентов по программам «Основы роботизированной сварки», «Производство и эксплуатация экскаваторов «Комацу»».

Кроме того, отдельным направлением анализа может являться повышение возможностей предприятий и образовательных учреждений эффективно формировать свои интеллектуальные капиталы посредством участия в подобных образовательных пространствах [3].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что существует объективная потребность осуществления взаимодействия бизнеса, власти, вузов и общества в решении задач устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов. Указанное взаимодействие в настоящее время носит эпизодический характер в силу отсутствия в большинстве случаев долгосрочных прогнозов развития региональных и отраслевых рынков труда. Это приводит к ситуации, когда, с одной стороны, подготовка кадров по ряду направлений не согласуется с возможностями ее апробации в территориальном производстве, а с другой - производственная сфера, оснащенная новым, высокотехнологичным оборудованием, испытывает острую потребность в современных кадрах по синтезированным специальностям.

Имеющийся опыт сотрудничества вузов и бизнеса позволяет утверждать, что при определенных условиях у предприятий возникает потребность сделать вузу заказ на подготовку кадров, появляется заинтересованность в организации производственных практик студентов.

Формирование образовательных территориальных пространств в рамках кластеров позволит:

• совершенствовать механизмы взаимодействия между всеми субъектами образовательного пространства;

• привлекать в вузы дополнительные интеллектуальные и материальные ресурсы для развития образовательной и научной деятельности;

• открывать подготовку кадров по синтезированным специальностям с учетом требований регионального и отраслевого рынков труда;

• развивать систему независимой внешней экспертизы качества подготовки выпускников.

Серия 5. Социально-экономические науки. В то же время эксперты отмечают, что параллельно с ростом роли наукоемких технологий в экономическом пространстве (технологий в широком смысле, не только собственно производственных, но и технологий управления, маркетинга т.п.), происходит трансформация самой системы образования за счет появления новых образовательных технологий, что меняет природу изучаемого объекта. Изменения в сфере образования происходят за счет качественного расширения образовательного пространства, которое приобретает еще и цифровой вид, существуя в виде специализированной компьютерной программы [1]. На сегодняшний день обоснованы возможность и необходимость применения информационных и дистанционных технологий в рамках таких образовательных пространств [5], в результате чего оно перестает быть территориально привязанным к местонахождению обучаемого или преподавателя, является актуальным направлением дальнейших исследований в этой области.

Таким образом, создание кластеров с образовательными территориальными пространствами позволит активизировать процесс приращения знаний, ускорит переход к экономике знаний, позволит увеличить темпы экономического роста и улучшить экономическую ситуацию в стране, повысив конкурентоспособность как отдельных субъектов, так и их объединений и экономики страны в целом.

Литература

1. Студенческая проектная деятельность как механизм актуализации профессиональных компетенций. Монография. / А.В. Николаенко, Г.П. Сорокина, А.В. Захаров, И.А. Астафьева, А.Ю. Стешина - М.: МГТУ "МАМИ", 2009. - 212 с.

2. Портер М.Э. Конкуренция. / Пер. с англ.: уч. пос. М.Э. Портер. М.: Вильямс, 2005. 608 с.

3. Хижняк А.Н., Светлов И.Е. О необходимости межфирменной кооперации при повышении эффективности использования интеллектуальных капиталов компаний. // Известия МГТУ "МАМИ". Научный рецензируемый журнал. - М.: МГТУ "МАМИ", № 1(15), 2013, т.5. - с. 268-275.

4. Хижняк А.Н., Светлов И.Е. Образовательное пространство как форма стратегического альянса предприятий и образовательных учреждений. // Известия МГТУ "МАМИ". Научный рецензируемый журнал. - М.: МГТУ "МАМИ", № 1(15), 2013, т.5. - с. 287-291.

5. Зубков Г.В. Формирование специального человеческого капитала в интересах инновационного развития машиностроительных предприятий с использованием информационных и дистанционных технологий: автореферат дис. ... канд.эконом.наук: 08.00.05 / Зубков Георгий Викторович. - М., 2013. - 24 с.

Особенности процесса формирования профессионально-квалификационных требований малого и среднего предпринимательства

д.э.н. проф. Хижняк А.Н., д.э.н. доц. Леонова Ж.К.

ГАОУВПО «МГОСГИ» kafedramim@yandex.rH, zhJeonova@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности и эволюция формирования стержневых компетенций малого и среднего предпринимательства. Определены «стратегические группы» реализации программ подготовки кадров для малого и среднего бизнеса в соответствии с профессионально-квалификационным требованиями, использование которых обеспечит интернационализацию системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса, что связано с инновационным развитием национальной экономики.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, профессионально-квалификационные требования, стержневые компетенции, стратегические пустоты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.