4. Карпова Ю. А. Инновационная среда как объект социологии инноватики: проблемы управления // Инновации. - 2008. - № 10.
5. Легезо Д. Электронное госуправление Татарстана впечатляет успехами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/ 11/25/465935 (дата обращения 26.11.2011).
6. Максимов Н. В. Информационная среда науки и образования: от информационного обслуживания к распределенной системе управления знаниями // Информационное общество. - 2009. - № 6. - С. 58-67.
7. Нестеров А., Яковлев А. Окупаемость инвестиций в информационную систему // Управляем предприятием. - 2011. - № 10 (10). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://consulting.1c.ru/journal-article.jsp?id=234 (дата обращения 26.11.2011).
8. Обзор рынка мобильных телефонов, подготовленный компанией «Market Publishers» (22.08.2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// marketpublishers.ru/lists/8295/news.html (дата обращения 26.11.2011).
9. Петрова Е. В. Человек и информационная среда: проблемы взаимодействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.congress2008. dialog21.ru/Doklady/16410.htm (дата обращения 13.11.2010).
10. Статистический бюллетень. - 2011. - № 8 (179).
11. Эксперты оценивают объем рынка интернет-торговли в России в 2011 году выше своих ожиданий - в 310-315 млрд рублей [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.tasstelecom.ru/news/one/ 5285 (дата обращения 26.11.2011)
Orlova T. V., Shangaraev R. G.
TO THE QUESTION ON THE INFORMATION AND INNOVATION ENVIRONMENT OF THE REGION
The article considers the theoretical issues of the formation and development of innovative environment of the region.
Keywords: information environment, innovative environment, preconditions.
УДК 338.24: 334.012.35
Бондырева И. Б.
КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ РЕГИОНА И МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматриваются вопросы кластерной политики на региональном уровне, виды кластеров, взаимосвязь вузов и предприятий по подготовке кадров для инновационного развития.
Ключевые слова: региональное развитие, кластер, высшее техническое образование, подготовка выпускников, адаптация на рынке труда, инновационно сть.
В настоящее время в России активно обсуждается возможность применения кластерного подхода к регулированию социально-экономического развития территориальных систем различного уровня. Большинство отечественных ученых рассматривает кластеризацию как рыночный механизм повышения уровня конкурентоспособности российских регионов на основе интеграции науки, образования, производства и власти [4]. Министерством экономического развития в 2007 г. был разработан проект
«Концепции кластерной политики в Российской Федерации», породивший все растущее число кластерных инициатив на уровне городов и регионов. Ярким примером в этом отношении является Ярославская область, утвердившая в 2009 году свою концепцию кластерной политики [5].
На уровне субъекта РФ кластерную политику можно рассматривать как систему отношений между органами государственной власти области и хозяйствующими субъектами по поводу
© Бондырева И. Б., 2011
Экономика образования ♦ № 5, 2011
17
повышения их конкурентоспособности на основе формирования и развития кластеров.
Основным субъектом региональной кластерной политики выступают органы государственной власти субъекта РФ (законодательные и исполнительные). К числу других участников кластера относятся производственные предприятия, образовательные, научные и финансовые учреждения, транспортные и логистические фирмы, организации, оказывающие специализированные производственные и сервисные услуги. Наиболее известные российские кластеры функционируют в Нижегородской области (автомобилестроение), Самарской области (авиакосмическая техника), Кировской области (биотехнологии), а также в крупнейших городах - Москве и Санкт-Петербурге. Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области имеется около десятка разных кластеров (приборостроение, биотехнологии, цифровое телевидение, автомобилестроение и др.). Общими признаками для всех названных кластеров, благодаря которым они добились существенного прогресса, являются следующие:
- компании концентрируют свою деятельность на главных направлениях и делегируют полномочия по производству промежуточных продуктов и оказанию сервисных услуг другим малым и средним предприятиям;
- сформирован механизм, обеспечивающий сбалансированность финансовых вложений в создаваемые кластеры со стороны государства и промышленных предприятий;
- наблюдается большое внимание к вопросам подготовки кадров для новых и модернизируемых производств, подчеркивается приоритет кадрового потенциала;
- существует стратегическое партнерство власти, вузов и бизнеса, в том числе в формировании инновационных планов развития региона.
При этом необходимо иметь в виду, что кластерная политика является только одним из инструментов государственной политики, неким новым комплексным подходом к оценке региональных условий и тенденций развития, разработке и реализации достижений науки в социально-хозяйственной практике. Однако она затрагивает довольно щирокий спектр вопросов: от развития транспортной инфраструктуры, создания логистических центров до усиления взаимосвязи «предприятие-вуз» как способа повышения качества
образования и одновременно увеличения объема научно-исследовательских работ, финансируемых из внешних источников.
В условиях российской экономики возникновение новых кластеров происходит, как правило, по инициативе органов государственной власти, но имеются и многочисленные примеры, когда предложения о создании инновационного комплекса идет от предприятий, научно-исследовательских учреждений и вузов.
Например, в Ярославле на Международном форуме «Инновации. Бизнес. 0бразование-2010» генеральный директор ООО «Комацу Мэнуфэк-чуринг Рус» Ясухиса Цукамото говорил о социальных и экономических последствиях для Ярославской области строительства завода по производству гидравлических экскаваторов. Корпорация «Комацу» в октябре 2008 г. явилась инициатором создания инновационного кластера, а в его рамках учебного центра на базе Ярославского государственного технического университета. За короткий срок в вузе были созданы две лаборатории, оснащенные современным оборудованием для сварки, стендами и действующими моделями мини-экскаваторов. Первоначально учебным центром было организовано обучение двух групп преподавателей ЯГТУ, все они получили дипломы от компании «Комацу», а затем началось обучение студентов по программам: «Основы роботизированной сварки», «Производство и эксплуатация экскаваторов «Комацу»». В перспективе у предприятия и вуза еще много планов, которые, несомненно, будут воплощены в жизнь: от увеличения перечня учебных дисциплин, организации практик, трудоустройства выпускников и т. д.
Современная эпоха характеризуется выдающейся ролью технологий, часто положительные сдвиги в экономике региона начинаются именно с изменений в технологии, а уже затем под новые технологии создаются соответствующие технические средства, подготавливаются кадры, меняются системы организации и управления. Показательны в этом отношении примеры из практики машиностроения (отрасли, традиционно ведущей для Ярославской области): производство дизельных двигателей ЯМЗ-530 с параметрами Евро-4, разработка энергетических установок совместно с фирмой «Вольф» (Германия), изготовление металлорежущего инструмента с пленочным покрытием.
С марта 2011 г. регулярными стали встречи руководства самого крупного ярославского предприятия ОАО «Автодизель» со студентами 3-5 курсов машиностроительного и автомеханического факультетов ЯГТУ Дело в том, что в Заволжском районе г. Ярославля вводится в действие новое высокотехнологичное производство, где предъявляются особые требования к инженерам, например, умение разрабатывать технологии обработки деталей на станках с числовым программным управлением, модернизировать компьютерное обеспечение. Первыми обладателями именных стипендий стали студенты и магистранты кафедры «Технология машиностроения», которые под руководством научного руководителя О. Н. Калачева принимают активное участие в реинжиниринге отечественного дизелестроения.
В 2010-2011 учебном году в ЯГТУ появилась еще одна возможность получить престижную профессию и впоследствии высокооплачиваемую работу. Наряду с химической, нефтехимической, топливной промышленностью, машиностроением и другими в Ярославской области полным ходом идет формирование инновационного фармацевтического кластера, объем инвестиций в отрасль уже составил 8,7 млрд руб. Отметим, что в данном случае проект имеет особую социальную значимость и в течение пяти лет ему будет оказываться значительная государственная поддержка [3].
На территории области создаются четыре современных фармацевтических предприятия: ЗАО «Р-фарм», ЗАО «Фармославль», компания «Никомед Россия-СНГ», ООО «НТфарма», следствием чего станет увеличение рабочих мест (примерно на 800 чел.) и доли медицинской и фармацевтической продукции в валовом региональном продукте Ярославской области.
В образовательную инфраструктуру кластера входят 4 вуза, одно учреждение среднего профессионального образования и одно учреждение начального профессионального образования. На деле создана вертикально интегрированная образовательная структура, позволяющая обеспечить согласованную многоуровневую подготовку, действует механизм отбора лучших выпускников для продолжения обучения на следующей ступени.
При этом необходимо учитывать высокую мотивацию студентов, которых в перспективе ожидает интересная работа на современном научном производстве, возможности карьерного
роста и заработная плата примерно в полтора раза выше средней по региону.
Финансирование подготовки кадров для нового кластера будет происходить за счет средств государства и предприятий. В соответствии со стипендиальной программой ЗАО «Р-фарм» 40 студентов ЯГТУ уже получают ежемесячную стипендию в размере 10 тыс. руб.
В свою очередь для формирования и развития инновационных кластеров требуется объединение усилий ученых разных научных направлений. В Ярославской области организована ассоциация трех вузов: Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова, Ярославского государственного технического университета и Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П. А. Соловьева. Сравнительная оценка позволяет сформулировать вывод о предпочтительности ассоциаций вузов, ориентированных на обеспечение не только системы образования, но и экономики региона в целом. Ассоциация, имеющая сетевую структуру, позволяет обеспечивать достижение положительного эффекта синергии [1, с. 26]. Некоторые из перечисленных выше вузов входят в состав научно-образовательных центров 5-6 кластеров области.
Кластерная политика помогает развивать районы Ярославской области. Например, при разработке стратегии развития Угличского района на базе SWOT-анализа было установлено, что кластерные подходы и принципы могут быть успешно реализованы в кластерных объединениях предприятий на территории района. Ярославская областная промышленная палата разработала три сценария кластерных объединений для Угличского района [2, с. 147]. Для каждого сценария был сформулирован бренд, установлены стратегические цели, показаны преимущества и перспективы создания кластера на базе имеющихся в районе предпосылок, определен состав участников и их взаимосвязи, рассчитана экономическая эффективность мероприятий. Один из этих сценариев связан с созданием кластера по производству наукоемкой продукции приборостроения, основу которого составляют новые высокотехнологичные предприятия, созданные с участием иностранного капитала - ЗАО «Tyco Electronics» и ООО «NEXANS СНГ», а также шесть угличских предприятий, производящих различные приборы и электронное оборудование. Усиливают кластер
Экономика образования ♦ № 5, 2011
19
имеющиеся в г. Угличе учебные заведения по направлению «Приборостроение»: филиал вуза, техникум, училище.
Большинство инновационных кластеров находится на этапах формирования или становления, поэтому очень важно оказывать им постоянную поддержку как со стороны органов власти, так и со стороны бизнеса, науки, образования. Одним из главных направлений взаимодействия является разработка образовательных программ, которые будут удовлетворять требованиям современных производств (знание современных технологий, программных продуктов, стандартов). Такие программы следует разрабатывать совместно, объединив усилия представителей бизнеса, науки, образования и власти. Компании не будут формироваться или расширяться в обществе, где уровень знаний, умений и навыков является низким и учебные программы не отвечают потребностям работодателей. В противном случае предприятия кластера будут пытаться привлечь работников извне, прежде чем они воспользуются услугами неопытных местных работников. Учитывая, что навыки и опыт работы на современном производстве в регионе получить достаточно трудно, подготовка кадров будет оставаться обязательством, а не преимуществом компаний-участниц.
Рассмотренные в статье кластерные инициативы региона и опыт взаимодействия участников кластера (власть, бизнес, наука и образование) позволяют сделать ряд выводов.
Существует объективная настоятельная потребность осуществления взаимодействия бизнеса, власти, науки и вузов в решении задач устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов. Указанное взаимодействие в настоящее время носит эпизодический и спорадический характер в силу финансового положения потребителей кадров с высшим техническим образованием, а также отсутствия в большинстве случаев долгосрочных прогнозов развития региональных и отраслевых рынков труда.
Несогласованность между системой подготовки кадров с высшим образованием и потребностями отраслевого и регионального рынков труда приводит к невостребованности части выпускников и свидетельствует о низком уровне рефлексии экономических отношений субъектов производства и потребления образовательных услуг. С одной стороны, подготовка инженерных кадров
по ряду специальностей не согласуется с возможностями ее апробации в территориальном производстве, а с другой - производственная сфера, оснащенная новым, высокотехнологичным оборудованием, испытывает острую потребность в современных кадрах с высшим образованием.
Имеются серьезные проблемы институционального характера, определяющие степень взаимодействия заинтересованных сторон, например, существующее недоверие к системе высшего образования как социальному институту.
Опыт сотрудничества вузов и бизнеса позволяет утверждать, что при определенных условиях (участие в целевых программах инновационного развития, а также в региональных научно-технологических кластерах) у предприятия возникает потребность сделать вузу заказ на подготовку кадров, появляется заинтересованность в организации производственных практик студентов.
Увеличение бюджетных ассигнований на развитие высоких технологий и инноваций дает позитивный стимул негосударственному сектору, который в ряде случаев идет на риск наращивания инновационных программ и заинтересован в целевой подготовке кадров для их успешной реализации.
Развитие взаимовыгодных экономических отношений между вузами и бизнесом и появление новых интеграционных форм, объединяющих потенциал образовательных, научных и производственных структур, являются важным направлением модернизации высшего технического образования.
Библиографический список
1. Захаров П. Н. Синергия стратегии развития университетского комплекса региона. - Владимир: Изд-во ГОУ ВПО «ВГГУ», 2009. - 180 с.
2. Комаровский Н. А., Волков Д. Е., Баранова Л. Н. Разработка сценариев развития Угличского района с использованием инновационно-кластерного подхода // Инновационное развитие региональной экономики: состояние, проблемы, перспективы: сб. науч. тр. -Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2008. - С.146-152.
3. Концепция развития фармацевтического кластера Ярославской области. Портал органов государственной власти Ярославской области: Департамент экономического развития [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.yarregion.ru/depts/der/ Pages/korsov_farma.aspx (дата обращения 25.06.11).
4. Корчагина Н. А. Кластерные инициативы как инструмент повышения эффективности бизнеса // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2009. - № 4 (32). - С. 263-269 [Электронный
Кредит: воспроизводственный подход
ресурс]. - Режим доступа: http://rac.aspu.ru/?id=18 (дата обращения 09.11.11).
5. Об утверждении концепции кластерной политики Ярославской области: Постановление Правитель-
ства Ярославской области от 30.06.2009 г. № 650-п [Электронный ресурс]. - Режим доступа: htpp:// www.economy.gov. ru/minec/activity/sections/ innovations/development (дата обращения 25.06.11).
Bondareva I. B.
CLUSTER INITIATIVES IN THE REGION AND THE MODERNIZATION OF HIGHER TECHNICAL EDUCATION
In given article questions cluster politicians at regional level, kinds clusters, interrelation of high schools and the enterprises for a professional training for innovative development are considered.
Keywords: Regional development, cluster, the higher technical education, preparation of graduates, adaptation on a labor market, innovation.
УДК 336.27
Роднина А. Ю.
КРЕДИТ: ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОДХОД
В данной статье предлагается воспроизводственный подход к пониманию кредита и кредитного процесса, в рамках которого кредит может рассматриваться как инструмент механизма перетока из мест, где есть свободные средства, в места, где существует потребность в дополнительных ресурсах. В связи с этим дается расширительная трактовка ссудного фонда, рассматриваются вопросы его формирования, распределения и использования.
Ключевые слова: воспроизводственный подход, высвобождение денежных средств, потребность в деньгах, механизм перетока, ссудный капитал, расширенный ссудный фонд общества, многосубъект-ность, конкуренция альтернатив, коммерческий банк.
В литературе распространена точка зрения, заключающаяся в том, что суть кредитных отношений в заметной степени выражается в принципах кредитования: срочность, платность, возвратность, целевое использование, обеспеченность [5, с. 139]. Принципы играют важнейшую роль в понимании кредита, и кредит определяется как ресурс, предоставляемый в денежной или натуральной форме на условиях возвратности и, как правило, с уплатой определенного по соглашению между кредитором и должником процента за пользование [6]. Следует отметить, что этот подход экономически поверхностный, экзотерический.
Другой подход базируется на том, что в ходе функционирования товарно-денежной экономики на одних участках «денежного фронта» непрерывно высвобождаются денежные средства, в то время как на других участках формируется потребность в дополнительных ресурсах - коротких или длинных. Между высвобождением денежных средств и их размещением находится формиро-
вание ссудного фонда, который неразрывно связан с кредитом (К. Маркс определял кредит как форму движения ссудного капитала). Высвобождение переходит в предложение свободных денег, а потребность - в спрос на деньги. Данная схема является одной из основ политической экономии кредита. И тогда кредит можно трактовать как инструмент механизма перетока из мест, где есть свободные средства, в места, где есть потребность в дополнительных ресурсах. Это воспроизводственный подход - сущностно-содержательный, эндотерический, он целиком покоится на политико-экономическом видении проблемы кредита и кредитного процесса. Это означает, что акцент делается на объективную сторону феномена кредита, ведущее значение придается проблематике экономических интересов и их согласованию в ходе движения ссудного капитала (кредита), при этом вскрываются закономерные процессы в развитии кредитных отношений, более того, экономические законы, рассматриваемые законы-тен-
© Роднина А. Ю., 2011
Экономика образования ♦ № 5, 2011
21