От редакции
Л
Ш 1
УСКОВА
Тамара Витальевна доктор экономических наук, доцент, зам. директора, зав. отделом ФГБУН ИСЭРТ РАН [email protected]
УДК 338.2 ББК 65.050.1
© Ускова Т.В.
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ ТЕРРИТОРИЙ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
В статье рассмотрены вопросы организации взаимодействия государства с бизнесом как важнейшего условия модернизации экономики. Обосновывается, что одной из его форм является государственно-частное партнёрство (ГЧП). Представлен опыт стран Центральной и Восточной Европы, а также Вологодской области - одного из регионов Российской Федерации - по реализации инвестиционных проектов в рамках ГЧП. Показана роль государства в повышении эффективности партнёрства.
Государственно-частное партнёрство, модернизация, модели взаимодействия, инвестиционные проекты.
Глобализация мировой экономики, усиление конкуренции между государствами требуют принципиально нового подхода к определению перспектив развития страны, переводят задачу её модернизации в разряд наиболее актуальных.
Суть стратегии модернизации состоит в создании механизмов, обеспечивающих инновационное развитие на базе использования конкурентных преимуществ страны, главные из которых - богатые природные ресурсы, огромная территория и население. Для того чтобы воспользоваться этими преимуществами, необходимо сформировать институциональную среду, благоприятную для развития бизнеса и некоммерческих организаций, нацеленных на деятельность по созданию общественного богатства. Усилия государства следует сосредоточить на опережающем развитии производственно-финансовой, научно-образовательной, информационной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечивающих
максимально полное использование как ресурсных и территориальных преимуществ, так и творческого потенциала населения. При этом необходимо учитывать тот факт, что только стратегия модернизации позволяет в полной мере развивать и реализовывать творческий потенциал населения страны и обеспечивать освоение территории, отвечающее современным стандартам качества жизни [13].
В широком понимании модернизацию следует рассматривать как формирование сильной в экономическом, политическом, военном, научном и иных отношениях страны при росте благосостояния её населения. При этом важно учитывать нелинейность развития, положительную роль некоторых национальных традиций социальной эволюции, влияние на общественное развитие эндогенных и экзогенных факторов, вариативность развития социальных структур в условиях одной системы, возможность прерывности социального развития и усиливающуюся зависимость результатов от реальных действий основных акторов [6].
В числе наиболее важных факторов, определяющих перспективы модернизации Российской Федерации, - особенности её социально-экономического пространства. Многие свойства и специфика России обусловлены географическим положением и многовековым историческим наследием: огромная территория и её периферийное положение в Европе, суровые климатические условия и низкая плотность населения на большей части территории, этнокультурное разнообразие, значительные расстояния между местами сосредоточения природных ресурсов, населения и интенсивной хозяйственной жизни.
Одним из важнейших условий модернизации экономики выступает развитие эффективных институтов взаимо-
действия государства и бизнеса, которое позволяет увеличивать темпы роста экономики, повышать эффективность бюджетного сектора, науки и образования с точки зрения соответствия потребностям развития экономики, снижать издержки при реализации инфраструктурных проектов. Наряду с этим такое сотрудничество обеспечивает повышение качества и доступность социально-экономической инфраструктуры, капитала, рабочей силы, технологий, а также способствует развитию кооперационных связей, содействует экспорту и привлечению иностранных инвестиций.
Взаимодействие бизнеса и власти является важным индикатором состояния общества в целом. Отношения между ними влияют на характер власти, стиль и технологии управления. Выделяют четыре базовых модели этого взаимодействия.
Идеальная (теоретическая) модель:
воссоздаёт взаимодействие государства и бизнеса в условиях идеальной рыночной среды.
Национальная модель: отображает общие черты взаимодействия государства и бизнеса, сложившиеся в стране в результате эволюции реальной практики государственного строительства, развития бизнеса и их сотрудничества.
Нормативная модель: характеризует взаимодействие государства и бизнеса, которое сложилось в стране на основе опыта, установленных норм и правил.
Реальная институциональная модель: свидетельствует о реальном взаимодействии государства и бизнеса, свойственном определённой территории.
В рамках той или иной модели между субъектами происходит взаимовыгодный обмен ресурсами. Как власть, так и бизнес обладают ресурсами, доступ к которым может быть полезен и выгоден другой стороне. Государство располагает эконо-
Финансовый ресурс I Экспертный ресурс I Инновационный ресурс
тз
<
*
ч
<
■о
■о
ф
о
<
■о
о
X
В)
а
г
о
Хз
Ф
Ь
(Г
□
о>
■о
ф:
"О
О
*
О
я
и
0)
5
г
о
Ф
Я
ь
0)
о
а\
5
(0
X
ф
о
0)
Л ТЗ со <п о о Я << К *тЗ
X
0 н
1 о Е
О)
Д
К
Дс
С
ж
о
*
о
у
2
К
м
03
М
СО
н
о
м
о
0
1 о оэ о » К X ш
я
0
1 о
ЕЕ о
д к
К -
к
I I о оэ £ ■ § -в-
а\
К
со
Д
СО
о
н
д
оэ
1 0-
2 Д
I
1 0-
2 Д
2 Д д
СО
о Я
д 2 д
я ~ Я
к ° * Д ►в- Н о к
О 04 « 2 „Я
СО
ш Я о □
О)
>73 2 у а д
0
1 д
Ег у
ТЗ Д О
у ° н
3. 03 Я
СТ 1_ -■< (Т)
СО _.
|1 И
сл У
ЕГ ►тз ►Д' ^
^ Д
I О):
"73
5 О *ТЗ Н
У, и
■ о
I
I
0 ]
д
у
п
н
1 о
СО
,—<
"П о
нС ¿2
^ у
"73
'З п
У Н
Д оэ о" (П д; д д о
"ТЗ
►1
<
¡и
л
СО
п
я
д
2
Д
}э
2
Д
I
д
п
н
2 тз ■<; тз д н *тз у
1э м пз к Дс Н о д
та
□
о
п
ь
О)
^ 1э Д Д У О) О) (П
н
03
^ Н Ъ Д р ^
„ я 2
2х у м
Д N3
со Д
О)
п О _
» >б ®
' 2
я у
03
►в“ СО:
О Ь сг
» I
Сл) ср
О й) ^
а* Д ^
£ 2 у
со о со
Т.В. Ускова. Частно-государственное партнёрство как механизм модернизации экономики..
Исследование теоретико-методологических основ позволяет заключить, что единой точки зрения на определение ГЧП как особого механизма взаимодействия власти и бизнеса нет.
Одни рассматривают ГЧР как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг [1].
Другие видят в ГЧП соглашение между двумя и более сторонами кооперировать усилия по достижению общих (или совместимых) целей, среди которых можно назвать ответственность, власть, ресурсы, риски и, в идеале, выгоды от реализуемого проекта [4].
Третьи полагают, что ГЧП - это любые средне- или долгосрочные взаимоотношения между государственным и частным сектором, основанные на разделении рисков и доходов, объединении профессиональных знаний и совместном финансировании и служащие достижению определённых политических результатов [7].
Четвёртые утверждают, что ГЧП -это средне- или долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором, в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод [5].
При всём разнообразии определений под ГЧП чаще всего понимается взаимовыгодное средне- и долгосрочное сотрудничество между государством и бизнесом, реализуемое в различных формах (от контрактов на выполнение работ, акцио-
нирования до консультаций государства и бизнес-ассоциаций) и ставящее своей целью решение политических и общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях.
Государство представляет собой институт развития, основные цели которого - осуществление деятельности по развитию инфраструктуры и поддержке инноваций. В роли частного партнёра выступает российское или иностранное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, объединение юридических лиц, осуществляющее деятельность на основании соглашения.
В мировой практике сложилось множество разнообразных моделей, форм, типов и вариантов реализации партнёрских отношений между государством и бизнесом. Наиболее распространёнными формами ГЧП являются контракты, договоры аренды, в том числе в форме лизинга, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия.
Частно-государственное партнёрство предполагает заключение коммерческих контрактов между органами государственной или местной власти и частными компаниями в сфере разработки, строительства, финансирования и работы объектов общественной инфраструктуры, а также предоставления услуг, которые традиционно принадлежали к государственному сектору.
Данная модель сотрудничества применяется в различных отраслях: транспорте, здравоохранении, водоснабжении, образовании и т. д. Она предполагает либо партнёрство между государственной властью и частными компаниями исключительно на основании контракта, либо создание компании для реализации проекта путём вовлечения как государственного, так и частного секторов [3].
Основная форма ГЧП - реализация совместных инвестиционных проектов. В последние годы в Центральной и Восточной Европе отмечается устойчивая тенденция к росту количества больших инвестиционных проектов, реализуемых с использованием схем частно-государственного партнёрства (ЧГП).
Первые проекты в рамках ЧГП появились на указанных территориях в начале 1990-х гг. Вместе с тем, по мнению экспертов [9], в большинстве стран использование данной схемы сотрудничества находится на относительно ранней стадии становления. Примерами ЧГП в разных странах могут служить следующие.
Венгрия: программы ЧГП затрагивают широкий спектр объектов и услуг: студенческие общежития, спортивные сооружения, железные дороги, автомагистрали, тюремную службу, отходы, сточные воды и проекты городского строительства.
Хорватия: механизм ЧГП находит
отражение в проектах автомагистралей, а также в проекте строительства станции водоочистки в Загребе. Несколько новых проектов находятся в стадии реализации.
Польша: участок автострады А2 и участок «Гданьск-Торун» автострады А1 были построены с использованием меха-
низма ЧГП. Несколько других проектов в сфере железнодорожного и автодорожного строительства находятся в процессе разработки.
Румыния: Бухарестские водоочистные сооружения и станции по очистке сточных вод переданы в концессию, но большинство других проектов - главным образом по строительству дорог, а также некоторые проекты в сфере здравоохранения - находятся в стадии проведения тендеров.
Словакия: примером разработки
пилотного проекта ЧГП является автострада D1.
Следует отметить, что и в субъектах РФ реализуются инвестиционные проекты на принципах государственно-частного партнёрства. Примером может служить инвестиционный проект «Индустриальный парк «Шексна», направленный на диверсификацию экономики Вологодской области на основе создания современных высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, увеличения поступлений в бюджеты всех уровней и производства продукции стройиндустрии для обеспечения роста жилищного строительства. Характеристика проекта представлена в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика инвестиционного проекта «Индустриальный парк «Шексна» [10]
Вид деятельности Объём инвестиций Содействие субъектам индустриального парка Налоговые льготы Затраты резидентов на «вхождение» в индустриальный парк
Глубокая металлопе-реработка Стройиндустрия Производство автомобильных компонентов Инвестиции в инфраструктурные объекты капитального строительства в индустриальном парке «Шексна» - 60 млн. долларов Инвестиции в объекты социальной и административной инфраструктуры вокруг парка - 15 млн. долларов Корпоративная инфраструктурная поддержка Наличие стабильного налогового законодательства Централизованная внутренняя система управления и эксплуатации Оперативное разрешение возникающих споров Освобождение от уплаты (на 5 лет) налога на имущество организаций (2,2% от стоимости имущества) и транспортного налога Снижение ставки (на 5 лет) налога на прибыль на 4,5% Плата за технологическое подключение к инженерным инфраструктурам -0 руб. Стоимость аренды земли - от 4 руб. за 1 кв. м Стоимость выкупа земли - от 10 руб. за 1 кв. м
Ещё один инвестиционный проект, реализуемый на принципах частно-государственного партнёрства, - «Развитие льняного комплекса Вологодской области путём межотраслевой и межтеррито-риальной кооперации», направленный на создание льняного кластера, объединяющего усилия льносеющих хозяйств, предприятий первичной переработки, льнокомбината при поддержке Правительства Вологодской области (табл. 2).
Что касается взаимодействия бизнеса и власти в вопросах поддержки и развития малого и среднего бизнеса, то с 2006 года в Вологде работает БУ ВО «Бизнес-инкубатор», его представительства открыты в восьми районах области. Основной задачей этого учреждения является оказание комплекса необходимых услуг для поддержки предпринимателей и малых предприятий, деятельность которых направлена на развитие новых конкурентоспособных товаров и услуг, инновационных технологий.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что реализация проектов, основанных на взаимодействии органов власти и бизнеса, - это важный шаг на пути устранения инфраструктурных ограничений роста, создания новых либо модернизации (технического, технологического обновления) существующих производств, формирования новых векторов, способствующих повышению уровня соци-
ально-экономического развития регионов, расширения спектра и повышения качества услуг.
Участие бизнеса в проектах государственно-частного партнёрства осуществляется в целях создания, реконструкции, модернизации и (или) эксплуатации объектов общественной (социальной) инфраструктуры:
• природных ресурсов (полезные ископаемые, растительные, животные ресурсы);
• экономической инфраструктуры (автомобильные и железные дороги, трубопроводный транспорт, искусственные транспортные сооружения, энергетические предприятия и линии электропередачи, гидротехнические системы, морские, речные и воздушные порты, линии связи и коммуникации, информационные системы и т. п.);
• объектов, обслуживающих сферу материального производства (объекты сферы здравоохранения, образования, культуры, туризма);
• объектов сферы общественных услуг (общественный транспорт, городское хозяйство, коммунальные услуги, зоны производства общественных работ, разного рода местные службы, в т. ч. социальные (занятости, профессиональной подготовки и набора рабочей силы, обустройства мигрантов и т. п.), объекты экологии и др.);
Таблица 2. Характеристика инвестиционного проекта «Развитие льняного комплекса Вологодской области путём межотраслевой и межтерриториальной кооперации» [2]
Инвестиционный бюджет Срок окупаемости Ожидаемые результаты
Общая стоимость - 9,8 млрд. руб. В том числе Средства областного бюджета -2,0 млрд. руб. Собственные средства и средств инвестора - 2,2 млрд. руб. Средства государственного финансового института развития -5,6 млрд. руб. 10 лет - увеличение общего объёма выпуска товарной текстильной продукции до 8,3 млрд. руб. в год; - выпуск готовых тканей до 43,5 млн. кв. м в год; - прибыль более 2 млрд. рублей; - увеличение площадей посева льна до 20 тыс. га; - валовой сбор льносемян до 4 тыс. тонн, льноволокна - до 34 тыс. тонн; - создание около 3000 новых рабочих мест; - рост заработной платы более чем в 4 раза; - повышение производительности труда более чем в 10 раз и т. д.
• объектов государственного и муниципального управления;
• иных объектов общественной (социальной) инфраструктуры.
Масштабы передачи правомочий собственника частному предприятию зависят от избранной правовой формы партнёрства.
Разнообразие механизмов, форм и методов государственно-частного партнёрства позволяет достаточно широко использовать возможности частного капитала в решении государством многих проблем, связанных с общественным интересом, в том числе в вопросах модернизации экономики.
В сфере партнёрства с частным бизнесом регулирующая роль государства охватывает три основных направления:
1. Выработку стратегии и принципов, на которых действуют отношения бизнеса с обществом в целом и с публичной властью.
2. Формирование институциональной среды для разработки и реализации партнёрских проектов.
3. Организацию и регулирование партнёрских отношений с бизнесом, разработку его форм, методов и механизмов.
Расширить партнёрство бизнеса и власти возможно путём обеспечения комфортных условий для развития предпринимательской среды. Как показывает практика, этому способствуют:
- создание необходимой социальной и инженерной инфраструктур;
- оказание финансовой поддержки (предоставление налоговых льгот, финансирование проектов, содействие в получении средств, например, залогов, займов, выступление в качестве их гаранта и т. д.);
- консультирование по различным сопутствующим вопросам (например, по правовому обеспечению учреждения и функционированию предприятий);
- привлечение инвестиций на территорию, помощь в поиске рынков сбыта и налаживании производственно-технологических связей, а также в технологической модернизации, создании новых продуктов, проведении исследований, разработок;
- предоставление ряда услуг, производимых государственными институтами (например, возможность использования структуры профессиональной подготовки);
- развитие кооперации и интеграции с целью преодоления «распылённости» мелких хозяйств и повышения их эффективности;
- создание базы достоверной информации о регионе, муниципалитете с целью привлечения организаций коммерческого сектора, инвесторов, которые работают или хотят развивать бизнес на данной территории [12].
Наряду с реализуемыми мерами, стимулирующими бизнес к эффективному инвестированию, очень важны и практические шаги по развитию институтов частно-государственных консультаций, формированию планов партнёрства, расширению активности общероссийских, отраслевых и региональных объединений предпринимателей. Исходя из этого, партнёрские отношения между государством и бизнесом следует развивать как на территориальном (региональном, муниципальном), так и отраслевом уровнях.
Важным условием развития ГЧП выступает решение ряда организационных вопросов [8]:
Во-первых, это - расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам путём запуска механизма инвестирования средств инвестиционного фонда, увеличения капитала банков развития, предоставления государственной под-
держки формированию венчурных фондов, финансирующих высокотехнологичные и наукоёмкие проекты, повышения эффективности механизмов содействия лизингу.
Во-вторых, разработка долго- и среднесрочных программ функционирования институтов развития экономики, таких как инвестиционные, венчурные и гарантийные фонды, крупные инвестиционные банки и госкорпорации, институты поддержки малого и среднего предпринимательства и т. п.; совершенствование их деятельности.
В-третьих, развитие информационнометодического инструментария взаимодействия бизнес-структур и органов власти в части формирования нормативно-правовой базы, способствующей эффективному развитию взаимоотношений бизнеса и власти, консультирования органов государственного и муниципального управления по вопросам организации проектов партнёрства бизнеса и власти, разработки методологии организации и управления проектами ГЧП органами государственного и муниципального управления, информационного обеспечения рынка проектов ГЧП, в том числе ведение базы данных проектов ГЧП (готовящихся, реализуемых, реализованных), мониторинга и распространения наиболее эффективной практики деятельности объединений работодателей и органов исполнительной власти в области повышения конкурентоспособности экономики, конкурсное софи-нансирование реализуемых ими проектов, участия в формировании и отборе программ повышения квалификации кадров государственного и муниципального управления по вопросам организации и управления проектами ГЧП.
Развитию сотрудничества бизнеса и власти в сфере модернизации экономики
на отраслевом и региональном уровнях будет способствовать реализация следующих задач:
- преодоление инфраструктурных ограничений экономического роста;
- развитие высокотехнологичных производств обрабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса;
- поддержка экспорта высокотехнологичной продукции промышленного назначения;
- раскрытие инновационного и производственного потенциалов малого и среднего предпринимательства.
Решение данных задач возможно посредством формирования и дальнейшего развития особых экономических зон, промышленных парков, механизмов субконтрактации, создания производственных кластеров и т. д.
Развитие механизмов субконтрактации позволит оптимизировать кооперационные связи предприятий, привлечёт дополнительные заказы и улучшит предпринимательский климат. Механизм взаимодействия органов власти и бизнеса в этой области включает в себя:
• разработку и внедрение отраслевых стандартов, регламентов квалификационного отбора поставщиков, а также региональных и отраслевых программ развития производственной кооперации;
• распространение передовой практики их реализации;
• информационную, консультационную, методическую и иную помощь организациям, осуществляющим деятельность в области субконтрактных отношений.
Развитие производственных кластеров упростит доступ к новым технологиям, увеличит возможности для организации НИОКР, снизит транзакционные
издержки за счёт увеличения доверия между участниками кластера. Этому будут способствовать:
• поддержка исследований по проблемам развития кластерных структур, наличие стратегии и плана создания кластеров;
• создание центров по обмену знаниями и установлению контактов, привлечение заинтересованных организаций к совместным действиям в рамках кластера;
• повышение эффективности программ профессиональной подготовки кадров в соответствии с потребностями кластера, в том числе через корректировку учебных планов учреждений профессионального образования, совместную организацию программ переподготовки и повышения квалификации кадров, стажировок, поддержку образовательного кредитования;
• содействие коммерциализации результатов исследовательской деятельности;
• повышение требований к качеству товаров и услуг, производимых в рамках кластера при осуществлении государственных закупок;
• улучшение состояния инженерной и социальной инфраструктур в зоне размещения кластера.
Развитию промышленных парков, выступающих важнейшим элементом производственной инфраструктуры и обеспечивающих ускоренное развитие малого и среднего бизнеса в производственной сфере, способствуют:
• распространение эффективной практики по развитию этого института;
• методологическая поддержка их деятельности, включающая реализацию мер по снижению рисков для инвестирования средств компаниями;
• софинансирование проектов и т. п.
В области инноваций важнейшими направлениями частно-государственного партнёрства должны стать целенаправленная реализация мер по вовлечению в инновационный процесс вузов, расширение участия бизнеса в определении приоритетов государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований через формирование общероссийского, отраслевых и региональных советов и т. п.
В качестве приоритетных мер по активизации инновационного потенциала высших учебных заведений следует выделить содействие формированию на базе вузов высокотехнологичных предприятий и трансферу технологий в действующие предприятия (включая обеспечение кадрового сопровождения трансфера технологий), в т. ч. через реализацию следующих мер:
• введение образовательных курсов, направленных на формирование у студентов и преподавателей навыков создания и ведения инновационного бизнеса;
• целенаправленную поддержку и мониторинг создания на базе вузов элементов инновационной инфраструктуры, организацию и финансирование создаваемых на базе вузов венчурных предприятий;
• реализацию системы мер кадрового сопровождения трансфера технологий, предполагающего финансирование государством НИОКР и специализированной подготовки кадров в университетах в рамках проектов, отобранных на конкурсной основе.
Важным условием повышения эффективности государственной инновационной и научно-технической политики является вовлечение в процесс выработки её приоритетов представителей бизнеса. Эффективной формой взаимодействия государства и бизнеса в этой
области является формирование консультативных советов по технологической политике.
Таким образом, государственно-частное партнёрство выступает эффективным механизмом привлечения частных инвестиций в решение задач экономиче-
ской модернизации страны. Дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса может стать основой для повышения эффективности использования ресурсов и решения задач социально-экономического развития территорий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Варнавский, В.Г. Партнёрство государства и частного сектора: формы, проекты, риски ИМЕМО. - М.: Наука, 2005. - 315 с.
2. Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской область [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.vologda-agro.ru/
3. European Commission: Green Paper On Public-Private Partnerships And Community Law On Public Contracts And Concessions, C0M(2004] 327 final, 30.4.2004
4. Европейская комиссия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/
5. Коровин, Е. Кредитный риск проектов частно-государственного партнёрства и механизмы поддержки [Электронный ресурс] / Аналитический доклад. Федеральные инструменты поддержки инвесторов / Е. Коровин. - Режим доступа: www.regionalistica.ru
6. Побережников, И.В. Переход от традиционного к индустриальному обществу: теоретикометодологические проблемы модернизации / И.В. Побережников. - М.: РОССПЭН, 2006. -240 с.
7. Рейтинговое агентство Standard&Poor's [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.standardandpoors.com
8. О приоритетных направлениях развития частно-государственного партнёрства как механизма повышения конкурентоспособности экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.cap.ru/home/24/chgp.htm
9. О чём молчат бухгалтерские книги? Подводные камни частно-государственного партнёрства в Центральной и Восточной Европе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. bankwatch.org/documents/never_mind_the_balance_sheet.pdf
10. Официальный сайт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vologda-oblast.ru/main.asp?V=922
11. Уколов, В.Ф. Взаимодействие бизнеса и государства в регионе [Электронный ресурс] /
B.Ф. Уколов, Д.А. Розенков. - Режим доступа: http://vestnik.stavsu.ru/68-2010/05.pdf
12. Ускова, Т.В. Управление устойчивым развитием региона / Т.В. Ускова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 355 с.
13. Юргенс, С. Вызовы глобализации и задачи модернизации страны [Электронный ресурс] /
C. Юргенс. - Режим доступа: http://www.insor-russia.ru/ru/news/13