Территориальные финансы
УДК 338.28(470.12) ББК 65.263-21
© Попова О.И., Воронцова Т.В.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РЕГИОНА
В статье представлен анализ инвестиционного процесса в Вологодской области. Выявлена необходимость применения государственно-частного партнёрства как инструмента активизации инвестиционной деятельности в регионе. Определены предпосылки, способствующие его развитию в России и регионах. Рассмотрены основные инвестиционные проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнёрства в Вологодской области.
Инвестиции, государственно-частное партнёрство, Вологодская область, инвестиционный проект.
Модернизация российской экономики, обновление технической и технологической базы производства являются приоритетными задачами страны, обусловленными характером и темпами развития мирового экономического сообщества. При этом переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического роста и формирование нового механизма социального развития требуют инвестирования инновационных проектов. Масштабное внедрение современных технологий и повышение конкурентоспособности промышленности невозможны без соответствующей инвестиционной, денежно-кредитной политики государства и поддержки финансовых институтов, в том числе инвестиционных компаний.
В этих условиях необходимо осуществлять активный поиск инструментов стимулирования инвестиционной активности частного капитала, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие государства и предпринимательских структур. Одним из таких инструментов является государственно-частное партнёрство (ГЧП), которое позволяет привлечь частные инвестиции, повысить эффективность использования бюджетных средств.
Несмотря на то, что в России уже сложились определённые формы ГЧП, в научных кругах продолжаются споры относительно толкования данного понятия, способов интеграции партнёрства власти и бизнеса в условиях национальной экономики, создания институтов и инструментов ГЧП. Некоторые
ПОПОВА Ольга Ивановна инженер-исследователь ИСЭРТ РАН [email protected]
ВОРОНЦОВА Татьяна Владимировна инженер-исследователь ИСЭРТ РАН [email protected]
учёные считают, что ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг [2, с. 35].
Другие учёные полагают, что ГЧП - это объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т. д.) [11, с. 6].
На наш взгляд, под государственночастным партнёрством следует понимать взаимовыгодное средне- и долго-
срочное сотрудничество между государством и бизнесом, реализуемое в различных формах (начиная от контрактов на выполнение работ, акционирования и заканчивая консультациями государства и бизнес-ассоциаций) и ставящее своей целью решение политических и общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях [7, с. 17].
В последние годы всё более актуальным становится применение ГЧП как инструмента привлечения инвестиций, поскольку проблема ограниченности финансовых ресурсов стоит особенно остро.
Данные рисунка наглядно показывают, что достаточно синхронно развиваются инвестиционные процессы в Вологодской области, России и Северо-Западном федеральном округе. На их основании можно сказать, что период с начала 1990-х годов до 2000 года сопровождался беспрецедентным падением объёмов инвестиций в основной капитал как в Вологодской области, так и в стране в целом. Рост данного показателя наметился лишь с 2000-х годов и продолжался до 2007 года.
Динамика инвестиций в основной капитал, в % к 1990 г.
Источники: Инвестиционные процессы в области: стат. сборник / Вологдастат. - Вологда, 2011. - 161 с.; Статистический ежегодник Вологодской области / Вологдастат. - Вологда, 1999. - С. 231-240; Регионы России. Социально-экономические показатели [Электронный ресурс]: стат. сборник. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/Main.htm
Таблица 1. Структура инвестиций по источникам финансирования, %
Источник инвестиций 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе: Собственные средства 67,3 49,3 49,9 39,8 38,9 34,2 44,0 36,7 36,9
Из них: - прибыль н/д 15,2 29,5 28,2 25,0 16,0 21,8 10,2 9,5
- амортизация н/д - 20,3 11,2 13,6 17,8 20,9 25,8 26,9
Привлечённые средства 32,5 50,2 50,1 60,2 61,1 65,8 56,0 63,3 63,1
Из них: - бюджетные 29,5 13,2 20,6 6,3 5,0 6,3 11,5 10,2 11,7
В том числе: - федерального бюджета 26,9 3,2 6,6 2,7 1,3 1,8 3,4 5,5 4,5
- бюджета субъекта Федерации 2,6 9,7 10,0 1,1 1,7 3,1 6,6 3,6 5,9
Заёмные средства н/д 3,6 3,8 0,7 0,9 1,1 2,3 0,5 0,9
Внебюджетные фонды н/д 24,4 0,6 0,03 0,1 0,2 0,2 0,2 0,1
Кредиты банков н/д - 3,8 7,5 3,6 11,4 7,2 9,2 10,8
Прочие н/д 11,9 21,3 45,7 51,5 46,8 34,8 42,5 39,6
Источники: Инвестиционные процессы в области: стат. сборник / Вологдастат. - Вологда, 2011. - 161 с.; Статистический ежегодник Вологодской области / Вологдастат. - Вологда, 1999. - С. 231-240.
С началом кризисных явлений произошла смена вектора инвестирования. В настоящее время показателей инвестиций в основной капитал, которые были характерны для 1990 года, достичь так и не удалось.
Основным источником финансирования на протяжении длительного периода выступали собственные средства предприятий, доля которых до 2000 года составляла около 50%. Нехватка собственных средств у предприятий на инвестиционные цели привела к привлечению финансовых ресурсов со стороны, в том числе к росту заёмных средств финансирования (табл. 1).
Отраслевая структура капитальных вложений Вологодской области (табл. 2) препятствует сбалансированному развитию экономики. Значительная часть инвестиций в основной капитал приходится на главную отрасль экономики региона - промышленность.
За исследуемый период значительно сократилась доля инвестиций в сельское
хозяйство, что ставит под угрозу продовольственную безопасность региона.
Начиная с 2000-х годов, наиболее активно развивается инвестиционная деятельность в отраслях транспорта и связи. Безусловно, в развитии инфраструктуры области эти вложения играют большую роль даже при том, что значительная их часть связана с финансированием строительства трубопровода, соединяющего газовые месторождения Сибири со странами Западной Европы [4, с. 96].
Достаточно высока доля инвестиций в промышленный сектор в период 1990 -
2010 гг. (табл. 3).
В структуре инвестиций значительно увеличилась доля финансовых средств, направляемых в сырьевые производства (металлургия и химия), соответственно в отраслях высокого передела наблюдалось её снижение (в машиностроении - почти в 6 раз, в деревообрабатывающем производстве - в 1,8 раза, в производстве пищевых продуктов - в 1,2 раза).
Таблица 2. Отраслевая структура инвестиций в Вологодской области, %
Отрасль 5 т 9 9 0 0 0 2 5 0 0 2 6 0 0 2 7 0 0 2 8 0 0 2 9 0 0 2 0 01 2 Изменение 2010 г. - 1991 г., п.п.
Промышленность 31,0 41,0 40,3 42,3 32,7 31,5 37,1 39,7 42,9 11,9
Сельское хозяйство 24,0 3,5 5,9 2,5 3,6 4,5 4,4 1,5, 4,4 -19,6
Строительство 21,3 23,6 1,5 0,6 0,9 1,3 1,3 0,8 0,7 -20,6
Транспорт и связь 12,3 15,5 30,4 47,2 53,9 49,9 39,9 42,8 40,0 27,7
Торговля 1,8 2,0 1,6 0,8 1,1 2,2 1,2 1,1 1,3 -0,5
Прочие 9,6 14,4 20,3 6,6 7,8 10,6 16,1 14,1 10,7 1,1
Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 -
Источники: Инвестиционные процессы в области: стат. сборник / Вологдастат. - Вологда, 2011. - 161 с.; Статистический ежегодник Вологодской области / Вологдастат. - Вологда, 1999. - С. 231-240.
Таблица 3. Структура инвестиций в основной капитал промышленности по видам экономической деятельности в Вологодской области, %
Отрасль 1990 г. 1995 г. 0 0 0 2 2005 г. 2006 г. 7 0 0 2 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изменение 2010 г. - 1990 г., п.п.
Промышленность 100 100 100 100 100 100 100 100 100 -
Металлургическое производство 39,4 52,1 46,9 71,9 58,9 43,3 55,3 57,4 49,3 9,9
Химическое производство 12,8 13,6 10,0 11,2 25,2 37,6 24,1 25,7 20,4 7,6
Деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное производство 17,2 7,6 14,9 3,2 4,7 10,6 8,2 5,5 9,2 -8
Производство пищевых продуктов 7,9 5,4 5,7 6,0 3,0 3,1 4,7 5,8 6,8 -1,1
Производство машин и оборудования 14,2 5,6 4,0 0,4 1,5 1,2 1,5 1,0 2,3 -11,9
Текстильное производство 2,7 0,4 0,2 0,3 0,3 0,6 0,5 1,9 2,9 0,2
Производство прочих неметаллических изделий 0,8 0,7 0,9 6,3 5,7 2,6 4,4 1,3 8,2 7,4
Прочие производства 5,0 14,6 17,4 0,7 0,7 1,0 1,3 1,4 0,9 -4,1
Источники: Инвестиционные процессы в области: стат. сборник / Вологдастат. - Вологда, 2011. - 161 с.; Статистический ежегодник Вологодской области / Вологдастат. - Вологда, 1999. - С. 231-240.
Сохранение данных тенденций будет сдерживать качественное социальноэкономическое развитие региона. Поэтому задачи использования ГЧП как инструмента диверсификации экономики Вологодской области, активизации инвестиционной деятельности в приоритетных секторах являются наиболее актуальными.
В последние годы в России были созданы благоприятные условия для развития государственно-частного партнёрства.
Во-первых, одобрены законодательные инициативы, направленные на развитие ГЧП. Во-вторых, открыт Центр развития ГЧП при Внешэкономбанке, что стало началом процесса консолидации государственных институтов развития.
На региональном уровне формируются самостоятельные специализированные центры ГЧП в составе региональных администраций, рабочие группы и секторы по вопросам партнёрства при региональных департаментах.
В отдельных случаях роль специализированного органа ГЧП выполняют отраслевые департаменты. Таким образом, создаются организационные условия для развития механизмов ГЧП [9, с. 59].
Финансирование проектов по взаимодействию бизнеса и власти происходит как за счёт бюджетных средств, так и средств институтов развития экономики, таких как Внешэкономбанк, ОАО «Роснано», Инвестиционный фонд РФ, ОАО «Особые экономические зоны» и др.
Так, с декабря 2009 года Внешэкономбанк осуществляет координацию работ, а также оказывает финансовую поддержку инвестиционных проектов по модернизации монопрофильных городов, реализуемых на принципах ГЧП.
В 2010 году поддержку получили 35 моногородов, среди которых и г. Сокол Вологодской области. Целью его модернизации является обеспечение устойчивого экономического роста путём диверсификации, повышения качества жизни населения. Комплексный план модернизации Сокола предполагает проведение реконструкции производства и обновление основных производственных фондов на градообразующих предприятиях, таких как ОАО «Сокольский ДОК», «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат», ООО «Сухонский ЦБК», а также строительство нового предприятия по производству плит с ориентированной стружкой [8].
Финансирование данного проекта происходит за счёт бюджетных средств федерального и областного уровней, а также частных инвесторов.
В рамках реализации проекта в 2010 году на предприятии ОАО «Сокольский ДОК» было завершено строительство нового цеха по производству домов, запущена 1-я очередь сушильных мощностей (8 сушильных камер). В 2011 году на промышленной площадке ДОКа введена 2-я очередь сушильного комплекса (3 камеры). На предприятии ООО «Сухонский ЦБК», начиная с октября 2011 года, ведётся монтаж новой бумагоделательной машины, также приобретена третья линия производства твёрдых древесноволокнистых плит. В результате реализации проекта (по состоянию на сентябрь
2011 года) численность рабочих составила 1090 чел. Сумма налоговых отчислений в бюджет составляет 250 млн. рублей.
Основные итоги реализации комплексного плана модернизации г. Сокола представлены в таблице 4.
Ещё одним примером инвестиционного проекта, реализуемого на принципах государственно-частного партнёрства в Вологодской области, является «Индустриальный парк «Шексна». Цели проекта заключаются в диверсификации экономики на основе создания современных высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью,
Таблица 4. Итоги реализации Комплексного плана модернизации г. Сокола за 2010 - 2011 гг.
Наименование показателя 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Объём средств на реализацию программы, всего (млн. руб.), в т. ч. средств областного бюджета - 133,8 30,3 905.5 175.5
Объём привлечённых внебюджетных инвестиций, млн. руб. - 1125 1100
Общее количество дополнительно созданных временных мест в период реализации проекта, чел. 516 1360 432
Общее количество дополнительно созданных постоянных мест в период реализации проекта, чел. 645 484 371
Уровень зарегистрированной безработицы в муниципальном образовании,% 6,7 3,0 2,3
Источник: Официальный сайт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://vologda-oblast.ru/
Таблица 5. Финансирование проекта «Индустриальный парк «Шексна», млн. руб.
Источник финансирования 2010 г. 2011 г. 2013 г. Всего
Областной бюджет 38,3 44,47 558,76 641,53
Федеральный бюджет 727,7 457,9 - 1185,6
Источник: Официальный сайт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://vologda-oblast.ru/main.asp?V=1172
увеличении поступлений в бюджеты всех уровней и увеличение производства продукции стройиндустрии для обеспечения роста жилищного строительства [8]. Суммарный объём инвестиций на реализацию проекта составил 53 млрд. рублей, из которых 94% - средства частных инвесторов. Привлечь инвесторов планируется за счёт предоставления им налоговых льгот (освобождение от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога на 5 лет, снижение ставки налога на прибыль на 4,5%). Государственные инвестиции были направлены на капитальное строительство объектов социальной и административной инфраструктуры вокруг парка (табл. 5).
Наряду с проектом «Индустриальный парк «Шексна» с 2008 года реализуется пилотный проект «Развитие льняного комплекса Вологодской области» путём межотраслевой и меж-территориальной кооперации. В его рамках модернизация льнокомплекса призвана минимизировать дисбаланс между жёсткими требованиями рынка и ограниченными возможностями российских предприятий.
Проект предполагает формирование льняного кластера, объединяющего усилия льносеющих хозяйств и предприятий первичной переработки. На его реализацию планируется выделить 9,6 млрд. рублей, из которых 58% - средства государственного финансового института развития, 22 - внебюджетные источники, 20% - средства из областного бюджета.
В 2011 году на осуществление программы из областного бюджета направлено 135,8 млн. рублей в сельскохозяйственный сектор (на покупку минеральных удобрений, средств защиты растений, техники и оборудования, производство льнопродукции, горюче-смазочными материалами, строительно-монтажные работы), 559,8 млн. рублей - в текстильный сектор (на приобретение оборудования, строительно-монтажные работы, пополнение оборотных средств, уплату процентов по кредитам на сырьё, материалы, оплату электро- и теплоэнергии).
В 2011 году участниками программы являлись 30 льносеющих хозяйств, 10 льнозаводов и текстильная организация ОАО «Вологодский текстиль». За счёт выделенных средств приобретено 489 единиц почвообрабатывающей, посевной и уборочной техники, а также новое технологическое, швейное и торговое оборудование для ОАО «Вологодский текстиль».
Основные итоги реализации проекта «Развитие льняного комплекса Вологодской области» представлены в таблице 6.
Необходимо отметить, что реализация проектов, основанных на взаимодействии органов власти и бизнеса, - это важный шаг на пути устранения инфраструктурных ограничений роста, создания новых либо модернизации (техническое, технологическое обновление) существующих производств, формирования точек роста, способствующих повышению уровня социально-экономического развития регионов.
Таблица 6. Итоги реализации проекта «Развитие льняного комплекса
Вологодской области»
Наименование показателя 2009 г. 2010 г. 2011 г.
план факт
Сельскохозяйственный сектор
Площадь посева льна, тыс. га 10,1 9,1 10,0 9,1
Валовый сбор льноволокна, тонн 10,7 11,0 14,0 8,7
Урожайность по льноволокну (с уборочной площади), ц/га 3,2 3,6 5,0 5,7
Число созданных рабочих мест, чел. 8 23 - 46
Текстильный сектор
Выработка льноволокна, тонн 548 678 829 811
Выпуск пряжи, тонн 807,1 923 1392 952
Готовые льняные ткани, тыс. м2 5632 7052 7250 7808
Число созданных рабочих мест, чел. 12 12 214
Источник: Официальный сайт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://vologda-oblast.ru/
При всей важности предпринимаемых Правительством РФ мер можно констатировать, что процесс использования ГЧП как инструмента привлечения инвестиций в экономику страны и её регионов находится на начальном этапе. По-прежнему основной задачей государственной власти и бизнеса остаётся выработка эффективных процедур применения данного инструмента и его апробация на инвестиционных проектах.
В связи с этим главными направлениями развития взаимоотношений между государством и бизнесом в целях активизации инвестиционной деятельности могут стать:
- разработка отраслевых планов ГЧП с учётом приоритетных задач роста экономики региона;
- анализ и разработка мероприятий и рекомендаций по улучшению сотрудничества с бизнес-структурами в конкретных секторах экономики;
- информационно-аналитическая поддержка, мониторинг и распространение наиболее эффективной практики взаимодействия органов власти и бизнес-структур.
Решение данных задач возможно путём формирования и развития особых экономических зон, производственных кластеров, поддержки промышленных парков, малого бизнеса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баулин, М.С. Реализация проектов с привлечением механизма государственно-частного партнёрства. Теория и практика / М.С. Баулин - Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru
2. Варнавский, В.Г. Партнёрство государства и частного сектора: формы, проекты, риски/ В.Г. Варнавский. - М.: Наука, 2005. - С. 34-37.
3. Государственно-частное партнёрство в России. - Режим доступа: http://www.pppinrussia.ru
4. Губанова, Е.С. Инвестиционный процесс региона: новое столетие - старые проблемы / Е.С. Губанова, Т.В. Воронцова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2010. - № 3 (11). - С. 90-100.
5. Губанова, Е.С. Формирование и реализация региональной инвестиционной политики / Е.С. Губанова. - Вологда: Легия, 2007. - 300 с.
6. Инвестиционные процессы в области: стат. сборник / Вологдастат. - Вологда, 2011. - 161 с.
7. Основные направления взаимодействия бизнеса и власти при реализации промышленной политики региона [Текст]: информ.-аналит. записка по НИР / исполн. Т.В. Ускова, Т.Г. Смирнова, Т.В. Воронцова. - Вологда, 2012. - 54 с.
8. Официальный сайт Правительства Вологодской области. - Режим доступа: http://vologda-oblast.ru
9. Попова, О.И. Развитие частно-государственного партнёрства в регионах России [Текст] / О.И. Попова // Вестник Череповецкого государственного университета / ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет». - 2012. - № 1(37]. - С. 57-61
10. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сборник. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_14p/Main.htm
11. Частно-государственное партнёрство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. - СПб.: Международный центр социально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2005. - 24 с.
12. Шарингер, Л. Новая модель инвестиционного партнёрства государства и частного сектора / Л. Шарингер // Мир перемен. - 2004. - № 2. - С. 13.