Научная статья на тему 'Частно-государственное партнёрство в лесном секторе Вологодской области'

Частно-государственное партнёрство в лесном секторе Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО / ПРИОРИТЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миронов А. В.

В работе рассмотрены основные формы и практический опыт внедрения механизма частно-государственного партнёрства в лесном комплексе Вологодской области. Выявлены проблемы, препятствующие развитию частно-государственного партнёрства в регионе, а так же предложены направления его развития в лесном хозяйстве региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Частно-государственное партнёрство в лесном секторе Вологодской области»

А.В. Миронов, аспирант, ФГБУН «Институт социально-экономического развития территорий Ран»

г. Вологда, Россия [email protected]

ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЁРСТВО В ЛЕСНОМ СЕКТОРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: В работе рассмотрены основные формы и практический опыт внедрения механизма частно-государственного партнёрства в лесном комплексе Вологодской области. Выявлены проблемы, препятствующие развитию частногосударственного партнёрства в регионе, а так же предложены направления его развития в лесном хозяйстве региона.

Abstract: The work discusses basic forms and practical experience of introduction of public-private partnership in the forest sector of Vologda Oblast. It identifies the problems which hinder the development of such partnership in the region and proposes directions of its development.

Ключевые слова: Лесной комплекс, лесное хозяйство, частно-

государственное партнёрство, приоритетные инвестиционные проекты, Вологодская область.

Keywords; forest sector, forestry, public-private partnership, priority investment projects, Vologda Oblast

Совершенствование лесного законодательства, и в частности, принятие в 2007 году нового Лесного кодекса ускорило развитие в лесном секторе новых организационно-экономических механизмов взаимодействия субъектов лесных отношений и органов власти в формате частно-государственного партнёрства (ЧГП). По сути, ЧГП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления

общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий [1].

Основной формой реализации ЧГП в лесном комплексе стали концессионные отношения. Особенность, которых заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии [1]. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении, а право собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру.

Концессии в лесном комплексе представлены в виде приоритетных инвестиционных проектов. Условия применения данной формы отношений установлены ст. 22 Лесного кодекса и Постановлением Правительства РФ № 419 от 30.06.2007 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

В рамках приоритетных инвестиционных проектов, предприятия, вкладывающие в глубокую переработку более 300 млн. руб., и обязующееся создать определённое количество рабочих мест, получают без проведения конкурсного отбора участки лесного фонда, что позволяет сэкономить значительную часть средств и времени. Также компаниям предоставляются льготы по оплате аренды лесных участков на срок окупаемости проекта [4].

Таким образом, предполагается, что реализация приоритетных инвестиционных проектов позволит:

- обеспечить предприятия объемами потребляемого сырья путем закрепления арендованных участков леса;

- обеспечить комплексный подход к использованию древесного сырья и отходов деревопереработки;

- создать новые рабочие места;

- организовать производство высококачественных видов продукции, пользующихся повышенным спросом на внутренних и внешнем рынках.

На 2012 г. в Вологодской области на разных этапах реализации находилось 15 инвестпроектов, в рамках которых планировалось привлечь в экономику региона инвестиции в размере 12 млрд. руб. При этом в общем объёме финансирования проектов собственные средства предприятий составят 25%, а заемные средства - соответственно 75%. Сроки окупаемости капитальных вложений по приоритетным инвестиционным проектам определены в рамках 5-8 лет. Реализация инвестиционных проектов в лесном секторе позволит открыть дополнительно более 3,5 тыс. рабочих мест, что составляет около 20% от числа занятых в лесном секторе в 2011 году.

Следует отметить, что государственная инвестиционная политика в области освоения лесов носит селективный характер [3]. Приоритет в развитии лесного сектора Вологодской области отдан деревоперерабатывающим производствам. Планируется увеличить выпуск высококачественных пиломатериалов, клееного бруса, ламинированных плит МДФ, фанеры, шпона, столярных и мебельных заготовок из клееных пиломатериалов, древесного топлива (гранул, пеллет).

Реализация с 2007 года ряда приоритетных инвестиционных проектов обеспечила поступательное развитие лесопромышленного комплекса региона, что, на наш взгляд, является следствием привлечения

инвестиций, в рамках ЧГП. Так, в период с 2007 по 2011 годы в осуществление приоритетных инвестиционных проектов было вложено 4,7 млрд. руб., или около 44% от общего объёма инвестиций в лесной комплекс. В структуре вложений основная доля инвестиций была направлена на предприятия деревообработки (табл. 1).

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал по видам деятельности, млн. руб.

Виды деятельности 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 Ср. годовой индекс, %

Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области 307,5 185,6 584,4 598,3 222,1 641,1 968,2 110,1

в том числе Лесозаготовки 298,4 173,2 540,4 539,9 182,7 471,8 682,7 109,6

Деревообработка 694,3 679,9 1746,9 1465,4 600,1 860,7 1734,1 104,4

Целлюлозно-бумажная 83,3 86,6 120,9 124,1 135,9 567,3 395,7 232,8

Итого 1010,1 952,1 2452,2 2187,8 958,1 2069,1 3098 115,4

Значительный прирост инвестиционных вложений обеспечил ввод производственных мощностей по выпуску продукции высоких переделов, увеличение стоимости и улучшение структуры основных фондов. Стоимость основных фондов лесного комплекса Вологодской области увеличилась за период с 2005 по 2011 г.г. более чем на 50%.

Более высокими темпами росла стоимость основных фондов в деревообрабатывающем производстве, где среднегодовой индекс роста за исследуемый период составил 175,2%. При этом, практически не развивалась материально-техническая база лесного хозяйства: среднегодовой индекс роста основных фондов составлял 108,3%.

Значительный рост инвестиционных вложений в деревообработку повлиял на изменение структуры основных фондов лесного комплекса. Так, в их стоимости доля деревоперерабатывающих производств увеличилась в 2011 г. до 81,3% (в 2005 г. - 72,5%), в том числе за счет роста доли обрабатывающих производств до 60,5% (в 2005 г. - 30,9%) и снижения доли целлюлозно-бумажного производства до 20,7% (в 2005 г. -41,6%).

Однако состояние основных фондов радикально не изменилось. Износ основных фондов в целом по лесному комплексу имеет тенденцию увеличения и составил в 2011 году 51,6%. В лесохозяйственной и лесозаготовительной деятельности износ основных фондов имеет критический уровень (63%), в деревообрабатывающем производстве размер износа остаётся практически неизменным (34%).

Вместе с тем, наблюдается изменение качественных характеристик основных фондов. Так, по всем видам деятельности коэффициент поступления превышает коэффициент выбытия. По лесному комплексу в целом отношение коэффициента обновления основных фондов к коэффициенту поступления составляет 90,8% (2005г. всего - 61,1%), в лесном хозяйстве - 91,5%, в деревообработке - 97% и в целлюлознобумажном производстве - 63,1% (в 2005г. - 53,3; 87,8 и 15,1% соответственно). Данная тенденция свидетельствует о том, что почти все инвестиции направлены на развитие новых производств и покупку машин и оборудования нового поколения. Так, производственные мощности по выпуску продукции высоких переделов увеличились: фанеры - почти в 1,3 раза, пилопродукции - в 1,8 раза, ДСП - более чем в 1,2 раза.

В целом за период реализации приоритетных инвестиционных проектов с 2007 по 2011 годы среднегодовой темп роста производства продукции лесозаготовок составил 107,3%, что превышает его величину за предыдущий период 2003-2006 года на 4,1 процентных пункта, а в целлюлозно-бумажном производстве - почти в 2 раза (табл. 2).

Таблица 2

Индексы производства продукции в лесном комплексе Вологодской области по видам экономической деятельности

Виды экономической деятельности Период

2003 г.-2006 г. 2007 г.-2011 г. 2003 г. к 2011г.

Всего Средне -годовой Всего Средне -годовой Всего Средне -годовой

Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области 113,4 103,2 136,3 107,3 159,7 106,6

Обработка древесины, производство изделий из дерева 133,6 107,5 129,2 106,2 121,1 102,3

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них 8,4 53,9 131,5 106,3 124,2 102,7

Снижение темпов роста продукции в деревообрабатывающих производствах произошло, на наш взгляд, по причине снижения цен и сокращения платежеспособного спроса в 2008 - 2009 гг., в условиях финансового кризиса [2]. По этой же причине рентабельность проданных товаров в 2009 году составила -1,2%. При этом в 2011 году достигнутый уровень рентабельности был ниже докризисного уровня, что не достаточно для расширенного воспроизводства отрасли (табл. 3).

Таблица 3

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг в лесном

комплексе Вологодской области

Виды экономической деятельности Рентабельность проданных, товаров, продукции, работ и услуг,%

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой области 0,4 2,5 22,2 5,9 -6 6,3 0,3

Обработка древесины, производство изделий из дерева услуг в этой области 9,4 6,2 13,1 6,0 0,4 5,3 7,9

Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них -10,1 -8,2 0,4 2,7 2,2 13 18,1

Средние по всем видам деятельности ЛК 5,0 3,6 14,9 5,5 -1,2 6,6 8,7

На наш взгляд, реализация механизма частно-государственного партнерства в лесопромышленном комплексе региона на базе приоритетных инвестиционных проектов позволила добиться ряда положительных результатов: увеличился приток инвестиций в отрасль,

обеспечив модернизацию производства и ввод производственных мощностей по выпуску продукции высоких переделов.

В то же время в лесном хозяйстве механизм ЧГП пока не получил широкого распространения. В рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов построено всего 90 километров лесных дорог, которых, в свою очередь, недостаточно для освоения труднодоступных лесных массивов и формирования лесосырьевой базы для лесной промышленности.

На наш взгляд, механизм ЧГП в лесном хозяйстве имеет значительный потенциал. Основными направлениями его реализации могут стать:

- воспроизводство лесов на основе скандинавских технологий в целях, повышения продуктивности лесов новой регенерации и сокращения срока оборота лесов, улучшения породного состава лесов за счет хвойных пород;

- строительство лесовозных дорог в целях освоения нетронутых рубкой массивов, расположенных вне зоны действующих дорог и во избежание вырубки приспевающих лесов, расположенных в зоне действующих дорожной сети;

- поддержка малого бизнеса, занятого в лесозаготовительной деятельности, в части обеспечения лесным фондом;

- реализация приоритетных проектов по переработке лиственной древесины;

- развитие и переоснащение службы охраны и защиты лесов;

Реализация любого из направлений ЧГП требует значительных

финансовых средств, особенно в лесохозяйственной и лесозаготовительной деятельности. Получается так, что главным инструментом ЧГП должен быть механизм аккумуляции финансовых средств. Таким механизмом может стать региональный инвестиционный

фонд освоения лесов, созданный при Департаменте лесного комплекса. Фонд должен создаваться на законодательной основе, поскольку леса находятся в пользовании субъекта федерации, оставаясь государственной собственностью, а в качественных лесах заинтересованы не только лесопользователи, но и социум. Фонд формируется за счет отчислений от выручки за лесодревесную продукцию всеми участниками лесных отношений.

Для создания фонда необходимо по инициативе Департамента лесного комплекса и под его эгидой создать инициативную группу, которая разработает законопроект о создании фонда инвестиционного воспроизводства лесов на базе некоммерческой организации, обоснует размер таксы отчислений в фонд, единый для всех субъектов, занятых в лесном секторе экономики.

Размер таксы (Т) отчислений определяется в % по среднегодовым показателям Лесного плана по формуле 1:

Т = З / В х100, (1)

где З - среднегодовые плановые затраты на воспроизводство лесов, руб.

В - среднегодовая плановая выручка от лесодревесной продукции, руб.

Размер бюджета фонда определяется по формуле 2:

РИФОЛ =(Влх*Т + Влз*Т + Вдо*Т + Вцб*Т + ЛДоб*Т) / 100, руб. (2)

где РИФОЛ - Региональный инвестиционный фонд освоения лесов,

Влх - Выручка лесхозов от внебюджетной деятельности,

Влз - Выручка предприятий лесозаготовительной,

Вдо - Выручка деревообрабатывающих предприятий,

Вцб - Выручка целлюлозно- бумажных предприятий,

ЛДоб - Лесной доход областного бюджета.

После утверждения законопроекта Правительством области, Департамент может учредить некоммерческую структуру по управлению фондам во главе с Дирекцией, в штат которой, по их желанию, могут войти члены инициативной группы. Дирекцией в казначействе открывается целевой счет для аккумуляции средств фонда. Распорядителем фонда в таком раскладе становится Департамент, а управителем Дирекция

некоммерческой организации. Дирекция в своей деятельности руководствуется Уставом, утвержденным Департаментом лесного комплекса, в котором определен объем делегированных ему функций по управлению фондом. При этом Департамент остается владельцем и распределителем фонда (рис. 1).

|—■ ДВижение Движение

финансов I документации

Рисунок 1. Схема функционирования фонда В перспективе при активизации лесного кластера, как организационно-экономического механизма управления инновационной и инвестиционной деятельностью в лесном комплексе, функции по управлению фондом Департамент может делегировать дирекции кластера или вновь созданному некоммерческому государственному унитарному предприятию в составе кластера, оставаясь владельцем и распределителем фонда.

Возможный прирост инвестиций в сферу инновационного воспроизводства лесов за счет создания фонда приведен в таблице 4.

Таблица 4

Прогнозируемые финансовые поступления в региональный _______инвестиционный фонд освоения лесов.__________________

Год Прогно-зируемые Прогнозируемая выручка от продукции ЛК, млн б. у р Т, РИФОЛ, млн.

затраты, млн.руб. Влх ЛДоб (Влз+Вдо+Вцб) Всего % руб.

2010 1090 430 313 12855 13598 680

2011 1218 441 347 15346 16134 807

2012 1238 453 381 17612 18446 922

2013 1295 454 416 29119 29990 1499

2014 1263 454 453 23128 24035 1202

2015 1277 454 494 25843 26791 1340

2016 1315 454 532 32152 33138 1657

2017 1317 454 562 52039 53056 2653

Период 2010-2017 10013 3597 3497 208094 215188 5 10759

Средства из создаваемого фонда должны использоваться на

финансирование приоритетных проектов, направленных на расширенное воспроизводство лесов, либо на следующие виды работ, выполняемые на базе частно-государственного партнёрства:

• выращивание посадочного материала и осуществление лесокультурных работ (подготовка почвы, посадка лесных культур, уход за лесными культурами);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• лесопатологический мониторинг и проведение мероприятий по ликвидации вспышек массового размножения вредителей и болезней леса;

• проведение рубок ухода за лесом, санитарных и прочих видов рубок под руководством работников лесхоза там, где это целесообразно;

• осуществление технических мероприятий по охране леса от незаконного пользования.

Средства фонда можно использовать так же для финансирования целевых инновационных программы, выполняемых на основе ЧГП и направленных на повышение эффективности лесохозяйственной деятельности или способствующие этому:

- программа развития лесной инфраструктуры - строительство лесных и лесовозных дорог;

- программа лесоустройства;

- программа организации селекционного семеноводства;

- программа обеспечения качественным посадочным материалом -строительство 2х заводов по выращиванию саженцев с закрытой корневой системой по финской или шведской технологии;

- программа переоснащения парка машин для воспроизводства лесов;

- программа внедрения инновационных способов рубок, в целях сохранения жизнеспособного подроста и сокращения затрат на восстановление лесов;

- программы подготовки и переподготовки кадров.

Кроме того, фонд как инструмент ЧГП целесообразно использовать в сфере деревопереработки, в виде уже проверенных на практике концессий

- приоритетных инвестиционных проектов с учётом исправления их недостатков. Так, автором предлагается активнее поддерживать проекты, направленные на использование лиственной древесины и производства новых видов продукции, не имеющих аналогов в мире (брендов) и пользующихся неограниченным спросом на всех рынках. Кроме того для уменьшения рисков невыполнения бизнесом своих обязательств необходимо пересмотреть условия предоставления льготной лесосеки, в части дополнительного соглашения по обеспечению расширенного воспроизводства лесов на основе инновационных технологий, с разбивкой срока льготного пользования лесами на периоды 5-10 лет. При невыполнении лесоводческих мероприятий, намеченных соглашением на каждый конкретный период, предоставление льготной лесосеки должно быть прекращено.

Помимо приоритетных инвестиционных проектов, реализация механизма ЧГП возможна на муниципальном уровне в малом бизнесе - в виде договора услуг по выполнению муниципального заказа с разделением прав на товар. По данному договору муниципалитет (заказчик) предоставляет предприятию малого бизнеса (подрядчику) в пользование

лесной участок на условиях разделения товара, по цене определенной исходя таксационного запаса, товарной структуры древостоя на делянке и минимальной ставки установленной для перечисления в бюджет РФ. Подрядчик выполняет муниципальный заказ по производству определенных заказчиком сортиментов за определенную плату за услуги. Оставшуюся древесину продает заказчику (или другому потребителю) по рыночной цене.

Создание и сбалансированное развитие указанных механизмов в системе лесоуправления и управления древесными ресурсами, как объектом государственной собственности, может эффективно решать задачи сохранения лесов, устойчивого лесопользования, и одновременно получать максимальное и экономически оправданное количество продукции и услуг с каждого гектара леса.

Библиографический список

1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005. С.34-37.

2. Миронов А.В. Рыночные трансформации в лесном комплексе Вологодской области // Молодой ученый. 2012. №12. С. 244-250.

3. Петров А.Н. Сколь долго будем искушать рыночную экономику, сохраняя монополию государственной собственности на леса? // Лесной бюллетень. 2004. № 25.

4. Постановление Правительства РФ № 419 от 30.06.2007 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.