Научная статья на тему 'Институциональный механизм функционирования малого бизнеса: структура и направления совершенствования'

Институциональный механизм функционирования малого бизнеса: структура и направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
612
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО / INSTITUTIONS / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / E-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белокрылова Ольга Спиридоновна

В статье анализируется институциональный механизм функционирования малого предпринимательства в контексте его регулятивной, когнитивной и нормативной составляющих. Обоснована необходимость его комплексного совершенствования; предложено в рамках совершенствования его регулятивного компонента ускорение процесса формирования электронного государства на всех уровнях федеральном, региональном и муниципальном, в частности, повышение эффективности использования электронных технологий государственных и муниципальных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белокрылова Ольга Спиридоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional mechanism of operation of small business: structure and ways of improvement

The author analyzes the institutional mechanism of functioning of small business in the context of its regulatory, cognitive and normative components. Necessity of its comprehensive improvement is justified; the acceleration of the formation of e-government at all levels federal, regional and municipal, in particular, increase in effective use of electronic technology public procurement is proposed in the framework of improving its regulatory component.

Текст научной работы на тему «Институциональный механизм функционирования малого бизнеса: структура и направления совершенствования»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

СЛОВО РЕДАКТОРА

www.hjournal.ru

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА: СТРУКТУРА И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

БЕЛОКРЫЛОВА ОЛЬГА СПИРИДОНОВНА,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: belokrylova@mail.ru

В статье анализируется институциональный механизм функционирования малого предпринимательства в контексте его регулятивной, когнитивной и нормативной составляющих. Обоснована необходимость его комплексного совершенствования; предложено в рамках совершенствования его регулятивного компонента ускорение процесса формирования электронного государства на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном, в частности, повышение эффективности использования электронных технологий государственных и муниципальных закупок.

Ключевые слова: институты; малое и среднее предпринимательство; электронное

государство.

INSTITUTIONAL MECHANISM OF OPERATION OF SMALL BUSINESS: STRUCTURE AND WAYS OF IMPROVEMENT

BELOKRYLOVA OLGA, S.,

Doctor of Economics (DSc), Professor of the Department of Economics,

Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: belokrylova@mail.ru

The author analyzes the institutional mechanism offunctioning of small business in the context of its regulatory, cognitive and normative components. Necessity of its comprehensive improvement is justified; the acceleration of the formation of e-government at all levels - federal, regional and municipal, in particular, increase in effective use of electronic technology public procurement is proposed in the framework of improving its regulatory component.

Keywords: institutions; small and medium business; e-government.

JEL: B52.

Анализ проблем развития малого предпринимательства не является традиционным для тематики нашего журнала, но в данном номере представлены две статьи, посвященные проблематике функционирования этой наиболее динамичной формы предпринимательства — Гончарова О. Ю. Публичное управление развитием малого предпринимательства: теоретические основы и Палагина А. Н. Уполномоченный по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровне как элемент адаптивной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Такая активизация исследовательского интереса, на наш взгляд, обусловлена, с одной стороны, значимостью малого предпринимательство как единственного фактора диверсификации нашей экономики, сырьевой характер которой тормозит экономическое развитие, а с другой — декларативностью заявлений о расширении

© Белокрылова О. С., 2014

поддержки малого предпринимательства (МП), противоречивостью практики государственного регулирования развития малого предпринимательства — вследствие повышения с 1 января 2013 г. страховых взносов с индивидуальных предпринимателей за 2013 г. самоликвидировалось 932 тыс. индивидуальных предпринимателей (ФНС: количество ИП). Это вновь возвращает нас к традиционно исследуемым авторами нашего журнала институциональным проблемам, в частности, структуры и направлений совершенствования институционального механизма функционирования МП.

Малый и средний бизнес (МСБ) — драйвер развития современной экономики развитых стран, поскольку он составляет основу среднего класса, абсорбирует безработных, число которых возрастает в условиях стагнации1, повышая тем самым занятость, обеспечивает устойчивость экономической системы, расширяет ассортимент товаров и услуг на рынках, является наиболее адаптивной к инновациям формой бизнеса, обладает мощным антимонопольным потенциалом. Все эти конкурентные преимущества МСБ обеспечивают его высокую долю в структуре налоговых поступлений развитых стран (например, в США — почти 50% бюджетных доходов), абсорбирование около 50% занятого населения в США, Германии, Великобритании, более 70% — в Италии, Японии2. Между тем в России малый бизнес производит лишь 13-15% ВВП (Радченко и Соколова, 2009. С. 23) и в настоящее время не просматривается перспектив увеличения численности его субъектов.

Согласно данным ВЦИОМ, число россиян, не планирующих лично заниматься бизнесом, выросло в условиях глобального кризиса 2008-2009 гг. с 44% до 55%3. Проведенный на экономическом факультете Южного федерального университета опрос студентов также показывает, что число студентов, склонных организовать свой бизнес, снижается по мере их перехода на старшие курсы и с течением времени. Так, в 2012 г. 68% опрошенных студентов 1-2 курсов планировали заниматься собственным бизнесом, на старших 4-5 курсах их доля сократилась до 24%. К тому же эта тенденция отсутствия даже прогнозов заниматься предпринимательской деятельностью нарастает: по опросу 2014 г. уже лишь 53 % студентов 1-2 курсов планировали организовать собственное дело, доля склонных к предпринимательской деятельности на 5-6 курсах осталась прежней — 24%. На наш взгляд, это связано с тем, что углубление знаний относительно реального состояния рынка, прозрачности рыночных процессов, процедур открытия и закрытия малого предприятия многие студенты меняют свои планы в сторону большей привлекательности наемного труда. Это требует разработки системы мер по снижению барьеров входа на рынок для малых предприятий, а также стимулирования молодых специалистов к открытию собственного дела на основе специальных инструментов финансовой поддержки молодежного предпринимательства и повышения степени открытости информации о федеральных, региональных и муниципальных программах поддержки МСБ.

Конечно, в научной литературе до сих пор не утихают споры о механизмах поддержки предпринимательства (Вольчик, 2012. С. 52-62). На наш взгляд, решение этой дискуссионной проблемы требует, прежде всего, структурирования институционального механизма функционирования и развития МСП. Базируясь на имеющихся его разработках, в частности, Р. Скотта, определившего институциональную среду как совокупность трех аспектов, которые отвечают за разные институциональные элементы и могут оказывать различное влияние на поведение индивидов и фирм: регулятивного (политика государства по отношению к бизнесу), когнитивного (знания и навыки, разделяемые в обществе) и нормативного (система ценностей в обществе) (Scott, 2001. Р. 118), в структуре институционального механизма функционирования МСП, на наш взгляд, выделяются три

1 В первом квартале 2014 г. рост ВВП составил 100,9%, а в 1 квартале 2013 г. - 107% (ВВП (за I квартал 2014 г.) (Федеральная служба государственной статистики; Социально-экономическое положение, 2014. С. 8-9).

2 См.: Small Business Administration. (http://www.sba.gov/ - Дата обращения: 06.03.2014).

3 См.: Кризис и предпринимательский дух россиян. (http://www.nepsite.ru/node/5755).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

составляющие: регулятивная, определяющая политику государства по отношению к бизнесу; когнитивная — совокупность правил и норм, определяющих оборот знаний в обществе и формирование на их базе навыков предпринимательской деятельности, и нормативная — система ценностей и предпринимательской этики в обществе.

Первостепенное значение в структуре институционального механизма функционирования предпринимательства имеет регулятивная составляющая, включающая административные и экономические методы регулирования предпринимательской деятельности, государственную экономическую политику развития МСБ, т.е. те формальные, созданные государством институты, которые обеспечивают его устойчивое функционирование и развитие. Поэтому государство оказывает наибольшее влияние на первые две составляющие институционального механизма функционирования малого и среднего предпринимательства, поскольку непрерывно модернизирует законодательство, а начиная с 1991 года, разрабатываются программы развития МСБ. Между тем только в 2006 г. в Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» институционализированы в качестве субъектов малого бизнеса физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица4, ранее находившиеся вне правового поля. Тем самым был завершен процесс законодательной легитимации всех субъектов МБ.

Согласно отчету Всемирного банка «Ведение бизнеса в 2014 г.», в России по сравнению с 2013 г. произошло улучшение ряда показателей институциональной среды функционирования предпринимательства (см. табл. 1), но по некоторым — произошло понижение положения России в данном рейтинге — по условиям кредитования, защите инвесторов и разрешению неплатежеспособности, что, на наш взгляд, обусловлено жесткими мерами коллекторских компаний.

Таблица 1

Рейтинг России согласно отчету Всемирного банка Ведение бизнеса в 2014 г.

ТЕМЫ £)В 2014 Рейтинг ОВ 2013 Рейтинг Изменение рейтинга

Регистрация предприятий 86 100 ♦ 12

Получение разрешений на строительство 178 180 ♦ 2

Подключение к системе электроснабжения 117 188 * 71

Регистрация собственности 17 46 * 29

Кредитование 109 105 * -4

Защита инвесторов 115 113 * -2

Налогообложение 56 63 * 7

Международная торговля 157 162 * 5

Обеспечение исполнения контрактов 10 10 Нет изменений

Разрешение неплатежеспособности 55 53 * -2

Источник: Легкость ведения бизнеса в Российской Федерации. (http://www.russian.doingbusiness.org - Дата обращения: 20.10.2013).

Хотя институциональный механизм функционирования

предпринимательства находится в постоянном движении: правила появляются, получают свое развитие, дополняются новыми и исчезают, переходят из неформальных в формальные, дополняются новыми санкциями и неформальными нормами, но четко тестируется систематическое запаздывание

4 См.: Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» в ред. от 02.02.2006 N° 19-ФЗ. КонсультантПлюс. (http://www.consultant.ru - Дата обращения: 02.12.2013).

институционализации устойчивых цивилизованных стереотипов поведения предпринимателей, деловой морали, этики, без чего невозможно оформление этих институциональных форм в нормы действующего права (законодательства) (Семин, 2012. С. 171-172).

Это обусловливает объективную необходимость комплексного совершенствования институционального механизма функционирования МСП в контексте его регулятивной, когнитивной и нормативной составляющих. Так, по нашему мнению, в рамках модернизации его регулятивного компонента ускорение процесса формирования электронного государства на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном, в частности, повышение эффективности использования электронных технологий государственных и муниципальных закупок обеспечит их транспарентность и тем самым доступность для МСП. Поэтому, на наш взгляд, важным направлением совершенствования регулятивного компонента институционального механизма его функционирования выступает стимулируемое государством развитие информационной сети, с одной стороны, в части представления всей информации на соответствующих сайтах федеральных, региональных и муниципальных органов, а с другой — через использование электронных технологий государственных и муниципальных закупок. Так, с 1 января 2010 г. федеральные ведомства обязаны размещать лоты госзакупок, превышающие 500 тыс. руб., исключительно на электронных аукционах, а с 1 января 2011 г. электронные торги стали обязательной формой размещения госзаказа для всех субъектов Федерации и муниципалитетов. Объем торгов, таким образом, одномоментно вырос в несколько раз. С 1 января 2012 г. порядок государственных закупок, в том числе и через электронные торги, регулируется федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»5, т.е. в единую информационную систему государственных и муниципальных закупок были включены и все регулируемые организации.

На мезоуровне совершенствование регулятивного компонента институционального механизма его функционирования целесообразно

осуществлять через институт целевых программ. Так, в Ростовской области уже реализованы четыре областные целевые программы развития малого предпринимательства, а в настоящее время реализуется пятая программа.

Совершенствование когнитивной его составляющей, наряду с традиционными мерами (пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности в средствах массовой информации, подготовка методических, информационных и презентационных материалов, проведение рейтинговых конкурсов, конференций, форумов, семинаров, круглых столов, мастер-классов, тренингов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, способствующих повышению уровня знаний и навыков у потенциальных предпринимателей) включает, по нашему мнению, введение в школах, особенно сельских, дисциплин, обеспечивающих формирование предпринимательских компетенций, начиная с младших классов, с тем, чтобы после окончания школы через бизнес-инкубатор они были готовы к началу собственного дела. И именно их, на наш взгляд, необходимо поддерживать льготными кредитами. Развитию когнитивной составляющей институционального механизма функционирования МСП в Ростовской области способствует также реализация на экономическом факультете ЮФУ уже в течение 15 лет программы дополнительного образования "Менеджмент" для представителей предпринимательских структур, отбираемых для повышения квалификации Правительством Ростовской области и частично финансируемых им.

Совершенствование нормативной составляющей институционального механизма функционирования МСП включает систему мер и инструментов по

5 См.: Федеральный закон № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в ред. от 12.03.2014 № 26-ФЗ. КонсультантПлюс. (http://www.consultant.ru - Дата обращения: 20.03.2014).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

формированию новой деловой этики, предотвращающей оппортунистическое поведение предпринимателей и ориентирующей их поведение на реализацию цивилизованных принципов функционирования предпринимательства, формирование в обществе высокой оценки роли предпринимательства.

Таким образом, институциональный механизм функционирования предпринимательства — это совокупность формальных и неформальных институтов, регулирующих предпринимательскую деятельность, в том числе его поддержку со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, формирование предпринимательских компетенций в рамках образовательной поддержки проводится через повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в формате дистанционного обучения. В 2009 г. разработана региональная образовательная программа по основам предпринимательства, с 2010 г. данная программа внедрена в пилотных общеобразовательных учреждениях и профессиональных образовательных организациях.

В силу отсутствия знаний у населения о муниципальных программах поддержки МСБ необходимо проводить семинары в университетах, на которых подробно рассказывалось бы о действующих программах, условиях участия в них.

Таким образом, исследование неформальных и формальных институтов, опосредующих функционирование предпринимательства, позволяет

сформулировать принципы построения институционального механизма эффективного функционирования и устойчивого развития малого предпринимательства:

- принцип информационного обеспечения, доступности информации, например, о мерах поддержки и государственных закупках;

- совершенствование системы формальных институтов (законов), опосредующих функционирование предпринимательства, прежде всего в направлении оптимизации налогового бремени. Это означает реализацию принципа общественного обсуждения принимаемых законодательных актов, с тем чтобы они не вели к негативному воздействию на бизнес и государственные доходы, как это произошло с повышением с 1 января 2013 г. страховых платежей на индивидуальных предпринимателей, когда вместо увеличения поступления страховых платежей они уменьшились на 13 млрд. руб.;

- снижения издержек по гражданским делам, связанным с функционированием пр едпр ин имате льств а;

- создание государством благоприятных условий для решения проблем самими субъектами МСП в рамках их ассоциированных общественных организаций;

- совершенствование статистической отчетности по функционированию предпринимательства, законодательная поддержка субъектов малого бизнеса, реализующих принцип информационной прозрачности своей деятельности;

- демонополизация экономики и создание равных условий для предпринимателей вне зависимости от того, как государство оценивает значимость конкретной сферы производства или вида деятельности.

Однако существует множество проблем, стоящих на пути развития малого и среднего бизнеса, конкретизация которых на микроуровне с целью сосвершенствования общего институционального механизма функционирования предпринимательства базируется на организационной диагностике, которую мы проведем на примере МП ООО «Давос — Трейдинг» как субъекте отраслевого рынка строительных материалов. Нами отобраны 6 экспертов - 3 представителя топ-менеджмента компании, 2 преподавателя экономического факультета ЮФУ, осуществлявших камеральное обследование компании, и, наконец, выпускница магистратуры по направлению "Экономика", программа "Экономическая теория", проходившая завершающую практику на данном предприятии.

На первом этапе эксперты выделили те функциональные области, которые оконтуривают поле деятельности ООО «Давос — Трейдинг»:

Е 1 — производственная деятельность;

Е 2 — финансовая деятельность;

Е з — снабжение материально-техническими ресурсами;

Е 4 — управленческая деятельность;

Е 5 — маркетинговая политика (политика сбыта);

Е 6 — технологическая политика;

Е 7 — управление персоналом;

Е 8 — инновационная деятельность;

Е 9 — рекламная деятельность;

Е 10 — организационное поведение и имидж организации.

Эксперты осуществили оценку успешности деятельности диагностируемой организации ООО «Давос — Трейдинг» по 9-балльной шкале.

Развитие Кризис

&■; ^ 5* 5,+ 5"' 5Г 52- 57 54-

Так как результаты оценки экспертов усредняются, то был определен диапазон отнесения средних значений к точкам введенной шкалы.

5; = {х < 1,5}; 57 = {2,5 > х > 1,5}; 5“ = {3,5 > х > 2,5};

= {4,5 > х > 3,5}; 5" = {5,5 > х > 4,5}; -V = {6,5 > х > 5,5};

£2+ = {7,5 > х > 6,5}; £3+ = {8,5 > х > 7,5}; ^4+ = { х > 8,5},

где х — среднее значение оценки экспертов данной функциональной области. Результаты оценок экспертов представлены в табл. 2.

Таблица 2

Экспертные оценки состояния сфер деятельности предприятия

Эксперты F 1 F 2 F з F 4 F 5 F е F 7 F 8 F 9 F іо

1 6 9 6 6 Б З 6 З 1 9

З 6 9 Б 6 Б З 6 З 1 9

З Б 9 Б Б 6 4 Б З 1 9

4 Б 8 6 Б 6 4 Б З З 7

Б 6 9 6 6 6 З 6 З 1 8

6 Б 7 6 6 6 З 6 З 1 9

Используя традиционный аппарат математической статистики для определения среднего балла, дисперсии индивидуальных балльных оценок, коэффициента вариации, были рассчитаны средние результаты (см. табл. 3).

Таблица 3

Показатели средних результатов экспертных оценок деятельности ООО «Давос - Трейдинг»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

F і F 2 F з F 4 F 5 F е F 7 F 8 F 9 F іо

X і Б,Б 8,Б Б,67 Б,67 Б,67 З,ЗЗ Б,67 Й,ЗЗ 1,17 8,Б

0 (х і) 0,ББ 0,84 0,БЙ 0,БЙ 0,БЙ 0,БЙ 0,БЙ 0,БЙ 0,41 0,84

Vi 0,10 0,10 0,09 0,09 0,09 0,16 0,09 0^ 0,ЗБ 0,10

Анализ значений коэффициента вариации о (х 1) позволяет оценить степень согласованности экспертов как удовлетворительную. Экспертные оценки деятельности предприятия в различных сферах дают возможность определить

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

реальное его состояние через результаты проведенной диагностики (см. табл. 4).

Таблица 4

Результаты диагностики ООО «Давос - Трейдинг»

Область диагностики S + S N S '

консультационная деятельность - К і S+i (5,5)

финансовая деятельность - К 2 S+4 (8,5)

снабжение ресурсами - К з S+i (5,67)

управленческая деятельность - К 4 S+i (5,67)

маркетинговая политика - К 5 S+i (5,67)

технологическая политика - К 6 S~2 (з,зз)

управление персоналом - К 7 S+i (5,67)

инновационная деятельность - К 8 S ^ (2,зз)

рекламная деятельность - К 9 S~4 (i,i7)

организационная культура и имидж организации - К іо S+4 (8,5)

Охарактеризуем ситуацию на предприятии, используя результаты

экспертизы:

- в финансовой сфере, организационной культуре и имидже организации ситуация находится в стадии роста и развития, в целом предприятие получает прибыль:

- в сферах снабжения предприятия производственными ресурсами, управленческой деятельности и управления персоналом тестируются низкий уровень развития информационных технологий, неэффективность системы планирования, текучесть производственных кадров, отсутствие долгосрочных четких целей н стратегий;

- в сфере маркетинговой политики: из-за того, что предприятие оказывает одни и те же услуги каждый год, то количество клиентов сформировано годами и для привлечения дополнительных клиентов меры не принимаются;

- в сфере рекламной деятельности: практически отсутствуют рекламные мероприятия;

- в сфере инновационной деятельности и технологической политике: происходят попытки разработки оказания дополнительных услуг путем рассмотрения новых технологий обработки и хранения продукции;

- в производственной области проблемой является высокая степень износа основных средств и отсутствие квалифицированных кадров.

сферы деятельности

Рис. 1. Диагностический профиль организации

Таким образом, общая характеристика ситуации на конкретном предприятии ООО «Давос — Трейдинг» как фирмы, находящейся в стадии стабильности и слабого

роста, обусловливает необходимость разработки системы мер по стимулированию роста объемов производимой продукции (обойного клея). Полученные выводы позволяют систематизировать проблемы малого и среднего бизнеса, обостряющиеся в условиях стагнации: барьеры доступа к дополнительным источникам финансирования,

отсутствие разработанных стратегий развития и новационных бизнес-моделей максимизации прибыли, занятость основного рабочего времени собственников и менеджеров текущей деятельностью в ущерб стратегической. Это позволило обосновать необходимость формирования государственного заказа на предоставление образовательных и консалтинговых услуг для МСБ как формы его государственной поддержки, обеспечивающей повышение его конкурентоспособности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вольчик В. В. (2012). Государственное регулирование предпринимательской деятельности: проблема институциональных барьеров // Вопросы регулирования экономики, Т. 3, № 3.

Кризис и предпринимательский дух россиян. (http://www.nepsite.ru/node/5755).

Легкость ведения бизнеса в Российской Федерации. (http:// www.russian.doingbusiness.org - Дата обращения: 20.10.2013).

Радченко М. В. и Соколова Г. В. (2009). Место малого бизнеса в экономике страны, опыт России и Китая // Экономические науки, № 9.

Социально-экономическое положение России. Январь-март 2014 г. М.: ФСГС, 2014.

Федеральная служба государственной статистики. (http://www.gks.ru - Дата обращения: 05.07.2014).

Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» в ред. от 02.02.2006 № 19-ФЗ. КонсультантПлюс. (http:// www.consultant.ru - Дата обращения: 02.12.2013).

Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в ред. от 12.03.2014 № 26-ФЗ. КонсультантПлюс. (http:// www.consultant.ru - Дата обращения: 20.03.2014).

ФНС: количество ИП в 2013 г. резко сократилось. (http://www.vestifinance.ru/ articles/38459).

Scott R. (2001). Institutions and organizations. SAGE Publications: Thousand Oaks.

Small Business Administration. (http://www.sba.gov/ - Access Date: 06.03.2014).

REFERENCES

Volchik V. V. (2012). The state regulation of entrepreneurship: the problem of institutional barriers. Journal of Economic Regulation, vol. 3, no. 3. (In Russian).

Crisis and the Entrepreneurial Spirit of the Russians. (http://www.nepsite.ru/ node/5755). (In Russian).

Ease of Doing Business in the Russian Federation. (http://

www.russian.doingbusiness.org - Access Date: 20.10.2013). (In Russian).

Radchenko M. V. and Sokolov G. V. (2009). Place of a small business in the

economy, the experience of Russia and China. Economics, no. 9. (In Russian).

Social-Economic Situation in Russia. January-March 2014, Moscow, Federal State Statistics Service, 2014. (In Russian).

Federal State Statistics Service. (http://www.gks.ru - Access Date: 05.07.2014). (In Russian).

Federal Law № 88-FZ "On State Support of Small Business in Russia" as amended on 02.02.2006 № 19-FZ. ConsultantPlus. (http://www.consultant.ru - Access Date: 02.12.2013). (In Russian).

Federal Law № 223-FZ "On Procurement of Goods, Works and Services by Certain Types of Legal Entities" as amended on 12.03.2014 № 26-FZ. ConsultantPlus. (http://www.consultant.ru - Access Date: 20.03.2014). (In Russian).

FTS: The Number of IE Fell Sharply in 2013. (http://www.vestifinance.ru/ articles/38459). (In Russian).

Scott R. (2001). Institutions and organizations. SAGE Publications: Thousand Oaks.

Small Business Administration. (http://www.sba.gov/ - Access Date: 06.03.2014).

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.