Научная статья на тему 'Подготовка кадров в контексте международного сотрудничества в сфере профилактики преступлений'

Подготовка кадров в контексте международного сотрудничества в сфере профилактики преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
553
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / INTERNATIONAL COOPERATION / TRAINING / CRIME PREVENTION / THE LEGAL FRAMEWORK OF INTERNATIONAL COOPERATION / INTERNATIONAL INTEGRATION / LAW ENFORCEMENT AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Божко Е. А., Буняева К. В.

Статья посвящена особенностям международного сотрудничества в подготовке кадров как одного из основных направлений профилактики преступлений в контексте существующих мировых интеграционных процессов на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training in the context of international cooperation in crime prevention

Article concerns the peculiarities of international cooperation in training as one of the main areas of crime prevention in the context of the existing world integration processes at the present stage.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров в контексте международного сотрудничества в сфере профилактики преступлений»

ПОДГОТОВКА КАДРОВ В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРЕСТУПЛЕНИЙ

TRAINING IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL COOPERATION IN CRIME PREVENTION

УДК 378.6:343.851

Е.А. БОЖКО,

Специалист отдела по правовым вопросам администрации Белгородского района Белгородской области

К.В. БУНЯЕВА,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

E.A. BOZHKO,

Specialist of the Department of Legal Administration Belgorod region

Belgorod region

K.V. BUNYAYEVA,

the candidate of Jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: статья посвящена особенностям международного сотрудничества в подготовке кадров как одного из основных направлений профилактики преступлений в контексте существующих мировых интеграционных процессов на современном этапе.

Ключевые слова: международное сотрудничество, подготовка кадров, профилактика преступлений, правовая основа международного сотрудничества, международная интеграция, правоохранительные органы, образование.

Abstract: Article concerns the peculiarities of international cooperation in training as one of the main areas of crime prevention in the context of the existing world integration processes at the present stage.

Keywords: international cooperation, training, crime prevention, the legal framework of international cooperation, international integration, law enforcement and education.

"В современных условиях развития общества и государства все большую

актуальность приобретает международное сотрудничество, направленное на предупреждение и последующую борьбу с преступностью, в том числе в международном масштабе. Вместе с тем из всего многообразия форм международного сотрудничества, направленных на предупреждение преступлений, наибольший интерес представляет подготовка кадров для правоохранительных органов, как фундаментальный элемент

современной системы противодействия и предупреждения преступности. В настоящее время вопрос подготовки кадров для правоохранительных органов как на национальном, так и на международном уровнях достаточно широко обсуждается

в научной литературе, и выделяется большинством ученых в качестве одного из основных элементов противодействия и профилактики современной преступности [5, с.19; 8, с.24; 6, с.31].

Ведущая роль в рамках указанной формы международного сотрудничества, безусловно, отводится Российской Федерации, деятельности различных правоохранительных органов нашего государства, при этом наиболее приоритетной в рамках международной подготовки кадров, в том числе для предупреждения преступности, является деятельность Министерства внутренних дел РФ. Основными целями сотрудничества в области подготовки кадров правоохранительных органов являются совершенствование деятельности подразделений МВД России и подготовки кадров, оказание помощи МВД России другим странам в обучении сотрудников правоохранительных органов. Что реализуются посредством: обмена положительным опытом работы; проведения и участия в международных научно-практических конференциях, семинарах по проблемам подготовки сотрудников

правоохранительных органов; организации подготовки кадров для зарубежных государств на основании контрактов в соответствии с межправительственными и иными соглашениями, заключаемыми МВД России, как с юридическими, так и с физическими лицами; организации стажировок, ознакомительных визитов в учебные заведения полиции других государств и т.д. [4, с.17].

Сложившаяся правовая составляющая международного сотрудничества в рассматриваемой сфере, постоянно совершенствующаяся, и позволяет надеяться на общий успех. Основная задача заключается в том, чтобы наладить деятельность системы уголовного правосудия на эффективной и беспристрастной основе на всем земном шаре, чтобы тем самым повысить уровень безопасности [9, с.21]. Правовую основу деятельности Российской Федерации в подготовке кадров в наиболее общем виде составляют международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, подзаконные акты МВД России, кроме того, основу международного сотрудничества в области подготовки кадров правоохранительных органов входят также международные договоры, заключенные СССР, обязательные для России как правопреемницы Советского Союза. Большинство договоров, заключенных Российской Федерацией в указанной области, составляют двусторонние договоры, межправительственные и межведомственного характера по сотрудничеству в сфере борьбы с преступностью, а также многосторонние договоры, созданные в рамках Содружества Независимых Государств. Особое значение в контексте международного сотрудничества в подготовке кадров имеют международные стандарты, нашедшие свое отражение в различных международных документах, при этом на современном этапе назрела вполне обоснованная необходимость участия нашего государства в разработке многосторонних соглашений рекомендательного характера по международным стандартам в области подготовки кадров правоохранительных органов, содержащих как профессиональные стандарты подготовки, так и стандарты по обеспечению прав человека.

Представляется достаточно обширным круг стран и международных организаций, с которыми МВД России сотрудничает в области подготовки кадров. Двустороннее сотрудничество осуществляется с Великобританией, Федеративной Республикой Германия, Францией, Венгрией, Китаем, Грузией, Ирландией, Казахстаном, Таджикистаном, Республикой Беларусь, Кыргызстаном, Ливаном, Литвой, Монголией, Нидерландами, Польшей, Словакией, Соединенными Штатами Америки, Финляндией. МВД России активно сотрудничает с Организацией Объединенных Наций, Международным Комитетом Красного Креста, Советом Европы [1, с.103].

В рамках двустороннего сотрудничества МВД России обучает иностранных специалистов стран СНГ, организует посещение сотрудниками ОВД учебных заведений правоохранительных органов и полиции целого ряда европейских государств, а также проводит международные семинары и конференции по

актуальным проблемам; организует обучение иностранных сотрудников полиции в вузах МВД России на взаимной или контрактной основе.

В целом международное сотрудничество в области подготовки кадров правоохранительных органов, в том числе и с участием нашего государства, можно рассматривать на следующих уровнях [3, с.15]: На универсальном уровне сотрудничество осуществляется в рамках международных межправительственных организаций, таких, как Организация Объединенных Наций, международных полицейских организаций - Интерпол. Сотрудничество универсального уровня в настоящее время представляется недостаточно развитым. Еще не созданы специализированные международные организации по сотрудничеству в области подготовки кадров. Сотрудничество, которое осуществляется в рамках ООН, скорее можно охарактеризовать как оказание помощи определенным странам в подготовке кадров правоохранительных органов. Сотрудничество в рамках Интерпола имеет достаточно узкую направленность и нацелено на подготовку и повышение квалификации кадров, непосредственно работающих в национальных бюро Интерпола.

На региональном уровне сотрудничество осуществляется в рамках региональных международных межправительственных организаций, таких, как Совет Европы, Ассоциация южноазиатских народов, а также в рамках региональных полицейских организаций и ассоциаций, специализированных международных организаций по сотрудничеству в области подготовки полицейских кадров. Многостороннее сотрудничество на региональном уровне развивается неравномерно. В Северной и Южной Америке сотрудничество в общем можно описать как помощь Соединенных Штатов Америки и Канады другим государствам в подготовке и обучении полицейских кадров, взаимный обмен опытом и накопленными знаниями как таковой отсутствует. США организуют обучение иностранных сотрудников полиции в своих учебных центрах и Академии ФБР, основывают международные учебные центры, специалисты из Соединенных Штатов проводят занятия в учебных заведениях других стран [1, с.79].

В последнее время особую актуальность в рамках регионального международного сотрудничества приобретает деятельность в указанной сфере Европейского Союза, создание которого с параллельно проходящими в Европе интеграционными процессами стало важнейшим фактором европейского развития. В европейской интеграции находят свое отражение качественно новые и позитивные явления международного сотрудничества. Поэтому опыт Европейского Союза по сотрудничеству в подготовке кадров правоохранительных органов представляется чрезвычайно важным и интересным и, безусловно, необходим, в том числе и для Российской Федерации в контексте современной подготовки квалифицированных кадров не только для борьбы с преступностью, но и ее предупреждения в целом.

В рамках международного сотрудничества в рассматриваемой сфере наибольшее внимание уделяется проблемам подготовки управленческих и научно-педагогических кадров правоохранительных органов, которые в дальнейшем смогут успешно решать проблемы профессионального обучения, образования и полицейской деятельности в целом, причем особое значение придается созданию резерва руководящих кадров. В большинстве современных государств уже разработана и внедрена в практику система формирования резерва руководящих кадров и работы с ним.

Характерной чертой комплектования кадрового резерва служащих в зарубежных странах является их конкурсный отбор. Он реализуется, как правило, в форме экзамена, при проведении которого основной акцент часто делается на определение того, кто из претендентов обладает большими способностями и лучшей подготовкой. Особо выявляются у кандидатов способности принимать решения в различных нестандартных ситуациях. Законодательство всех стран

Европы оговаривает ряд условий, которым должны отвечать претенденты на зачисление в резерв на выдвижение. Внутри государственной службы большинства европейских стран в настоящее время действуют кодексы поведения для государственных служащих, детально регламентирующие многие аспекты их деятельности [3, с.17].

В этой связи в целях повышения эффективности противодействия преступности представляется целесообразной для нашего государства разработка конкретных программ международного сотрудничества по различным аспектам работы с кадрами государственных служащих и кадровыми резервами, особенно по линии правоохранительных органов, принимать более активное участие в международных конференциях по вопросам кадрового обеспечения правоохранительных органов с целью обмена позитивным опытом и совершенствования отечественной законодательной базы и практики в этой сфере. Сегодня инициаторами интеграции в области подготовки кадров правоохранительных органов на Европейском континенте выступают преимущественно западные страны, прежде всего Великобритания и Германия, в последнее время активизировалась Российская Федерация.

Международное сотрудничество в рассматриваемой сфере в зависимости от территориального признака и количества участников осуществляется правоохранительными органами Российской Федерации в различных направлениях, при этом наиболее перспективным видится сотрудничество в рамках Азиатско-Тихоокеанского направления преимущественно в образовательной сфере.

Актуальность данного направления проявляется в том, что Россия - крупнейшая евразийская держава, две трети ее территории расположено в Азии, что во многом обусловливает перспективы ее развития. С учетом динамики развития стран Азиатско-Тихоокеанского региона одними из наиболее востребованных специалистов в России в настоящем и ближайшем будущем станут юристы со знанием английского и одного из языков стран Азиатско-Тихоокеанского региона: китайского либо монгольского, японского и др., владеющие техникой специального перевода, знакомые с правом соответствующих государств. К сожалению, в нашей стране явно недостаточно вузов, готовящих специалистов соответствующей квалификации. Сравнительно-правовые исследования и соответствующие учебные курсы в «азиатско-тихоокеанском направлении» могут и должны стать приоритетными в образовательной деятельности юридических вузов, как в России, так и в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона [2, с. 7].

Безусловно, высшие учебные заведения играют большую, а во многом и определяющую роль в повышении конкурентоспособности своих стран на международном рынке. Ведь именно в вузах формируется поколение, которое сможет легко адаптироваться и эффективно взаимодействовать в новом глобальном мире. Выход на рынок международного образования есть важнейший фактор, способный не только обеспечить успешное решение этой задачи, но и дать новый импульс развитию самих вузов. При этом подготовка кадров в «азиатско-тихоокеанском направлении» должна стать приоритетной в образовательной деятельности юридических вузов как в России, особенно в ее азиатской части, так и в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, данное направление и иное сотрудничество иностранных государств в образовательной сфере, хоть прямо не оказывает влияние на предупреждение преступности, так как выходит за рамки международного сотрудничества в подготовке кадров в рамках правоохранительных органов, однако в целом оказывает положительное влияние на укрепление международных отношений Российской Федерации с иностранными государствами.

Говоря о системе образования в целом, стоит отметить, что с учетом преобразований, проводимых в системе высшего профессионального образования МВД России и после сокращения вузов, дальнейшая возможность подготовки квалифицированных кадров, в том числе и посредством участия в международном сотрудничестве министерства в данной сфере, по мнению К.А. Стрельникова, представляется возможным на более высоком уровне с учетом следующей модели образовательной системы МВД России, которая заключается [11, с.28]:

- в создании университетов МВД в федеральных округах с наделением их статусом «национальный исследовательский университет». В данном случае следует расширить перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка в вузе;

- в повышении научного потенциала указанных университетов и их увязки с практикой следует передать филиалы ВНИИ МВД России в федеральных округах указанным университетам;

- в наделении академий МВД России статусом отраслевых научно-образовательных центров с закреплением за ними базовых специализаций, по которым осуществляется подготовка;

- в пересмотре комплектования вузов МВД России переменным составом в соответствии с потребностями практики (с учетом региональных потребностей и потребностей в определенных специальностях);

- в оптимизации численности институтов МВД и филиалов в интересах повышения образовательного и научного потенциала университетов и академий МВД.

В данном контексте в рамках современного как российского, так и международного образования особенно остро стоит вопрос о подготовке кадров для профилактики и борьбы с различными видами преступлений. В частности, в профилактике преступлений в сфере экономической деятельности, по мнению М.Г. Магдиева, важную роль играет методика преподавания в вузах страны науки уголовного права и уголовного процесса.

При этом важными морально-психологическими навыками, умениями и привычками работников правоохранительных органов являются: умение соблюдать профессиональную этику, умение реально оценивать моральные последствия принимаемых решений, умение разбираться в морально-психологических особенностях людей, чему необходимо обучать в профессиональных учебных заведениях [7, с.27]. С учетом бурно развивающихся информационных технологий на современном этапе актуализировался вопрос подготовки квалифицированных кадров в целях обеспечения информационной безопасности и соответствующей профилактики преступлений в указанной сфере. Тем самым, наиболее целесообразными способами повышения уровня компетенции Российской Федерации в сфере информационной безопасности являются целенаправленная подготовка высококвалифицированных специалистов в специализированных учебных заведениях, что является особенно актуальным в условиях глобализации, когда кибератаки начали носить системный характер, а кибербезопасность становится одной из важнейших составляющих обеспечения как национальной безопасности государств, так и международной информационной безопасности в целом [10, с. 34].

Система высшего профессионального образования в МВД России представляет собой наиболее эффективный механизм подготовки кадров, в том числе и на международном уровне, вместе с тем в настоящее время в основном участие в сотрудничестве принимают высшие учебные заведения МВД России, но представляется целесообразным привлекать к сотрудничеству учебные заведения всех уровней. Кроме того, деятельность органов государственной власти по преобразованию системы МВД РФ должна строиться таким образом, чтобы проблема совершенствования механизма подготовки кадров, в том числе и на международном

уровне, выступала в качестве преимущественного направления деятельности министерства.

В целом, международное сотрудничество в указанном направлении представляется достаточно актуальным, особая роль в котором на современном этапе развития общества и государства отводится Российской Федерации, осуществляемое в определенных формах и в различных направлениях, требует дальнейшего развития и совершенствования, что, безусловно, позитивно отразится на предупреждении и пресечении не только национальной, но международной преступности в целом.

1. Алексеева Т.О. Международное сотрудничество в области подготовки полицейских кадров: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2003. 147 с.

2. Бычков А.В., Гармаев Ю.П. Азиатско-Тихоокеанское направление в образовательной деятельности юридических вузов России // Юридическое образование и наука. 2010. № 3.

3. Ежевский Д.О. Интеграция Российской Федерации в международную систему подготовки кадров правоохранительных органов // Право и политика. 2006. № 3.

4. Ежевский Д.О. Роль Российской Федерации в международном сотрудничестве по подготовке кадров правоохранительных органов // Международное публичное и частное право. 200 6. № 2.

5. Есаян А.К. Международное сотрудничество стран - участниц СНГ, ЕврАзЭс, ШОС по предупреждению преступлений в сфере обеспечения экономической безопасности // Международное публичное и частное право. 2011. № 1.

6. Карпович О.Г. Некоторые особенности специально-профилактических мероприятий по предупреждению экономических преступлений // Безопасность бизнеса. 2011. № 1.

7. Магдиев М.Г. Подготовка работников правоохранительных органов к организации профилактики преступлений в сфере экономической деятельности // Российский следователь. 2007. № 21.

8. Малков В.Д. Теоретические, правовые и организационные проблемы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и профилактике преступлений и иных правонарушений // Общество и право. 2008. № 3.

9. Нигматуллин Р.В. Борьба с международной преступностью в глобализирующемся мире // Российская юстиция. 200 9. № 11.

10. Полякова Т.А., Химченко А.И. Особенности подготовки кадров в области организационно-правового обеспечения информационной безопасности // Информационное право. 2013. № 3.

11. Стрельников К.А. К вопросу о перспективах системы высшего образования в системе МВД России // Юридическое образование и наука. 2009. № 2.

12. Кравчук Л.С. Международное сотрудничество как фактор совершенствования профессиональной подготовки в вузах МВД России // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 2. С. 304-3 06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.