Научная статья на тему 'Полицейское партнерство: евросоюз - Россия'

Полицейское партнерство: евросоюз - Россия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
94
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СФЕРА / РЕАДМИССИЯ / ИНТЕРПОЛ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Киселев А. К.

В статье исследуется сотрудничество России с ЕС в правоохранительной сфере, в контексте борьбы против общих угроз. Сотрудничество осуществляется в рамках Соглашения о реадмиссии, программы ЕС «Эразмус», Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией, членства в Интерполе, путем установления прямых контактов правоохранительных служб. Особый интерес иностранцы проявляют к Московскому университету и Ростовской школе служебно-разыскного собаководства МВД России, которая пользуется известностью во многих зарубежных государствах, т.к. подготовила не одну сотню иностранных специалистов-кинологов. Однако сотрудничество вузов МВД и полицейских образовательных учреждений не носит системного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полицейское партнерство: евросоюз - Россия»

Киселев А.К.

Полицейское партнерство: Евросоюз - Россия

Основное внимание Евросоюза в настоящее время сосредоточено на программе ЕС «Большая Европа», смысл которой заключается в установлении связей между расширяющимся Евросоюзом и его соседями. Программа направлена на создание зоны стабильности и процветания вблизи границ ЕС через дифференцированный подход к каждой заинтересованной в этом стране-партнере.

В силу российской специфики отношения стран Восточной Европы с Россией имеют одно из первостепенных значений для ЕС.

Сюда входит усиление сотрудничества в борьбе против общих угроз (организованной преступности, терроризма, незаконной миграции), взаимодействие в сфере предупреждения конфликтных ситуаций и кризисном управлении; интегрирование транспортных, энергетических и телекоммуникационных сетей. Также здесь можно назвать создание широкого научного пространства, зоны соблюдения прав человека, расширение культурных связей и стимулирование контактов между людьми.

Евросоюз полностью поддерживает процесс реформ в России. В период с 1991 г. по 2003 г. ЕС потратил 2,6 миллиардов евро на реформирование всех ключевых сфер российского общества (юридические, институциональные и административные реформы; укрепление судебной власти; адресные социальные запросы; создание развитого гражданского общества) [1].

Абсолютно очевидно, что часть программы по созданию общего пространства свободы, безопасности и правосудия является важной сферой сотрудничества. Борьба с терроризмом, организованной преступностью, незаконной миграцией, торговлей людьми, соглашение между Россией и ЕС о реадмиссии стали наиболее остро волнующими обе стороны темами. Соглашение о реадмиссии гарантирует возвращение нелегальных мигрантов по взаимному согласию сторон. Оно станет серьезной преградой на пути нелегальной деятельности. Внутренние полицейские органы ЕС развивают партнерство с Россией в данной области. Взаимодействие и далее будет усиливаться как следствие расширения ЕС и увеличения протяженности совместных границ.

В рамках сотрудничества и взаимодействия в сфере образования Евросоюз и далее намерен предоставлять более широкие возможности для продолжения обучения российских студентов и ученых в европейских образовательных учреждениях. С 2004 г. принято решение об участии России в программе ЕС «Эразмус», по которой будет финансироваться обучение российских аспирантов и преподавателей в высших учебных заведениях Евросоюза, в том числе и в ряде полицейских академий и колледжей.

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве 1994 г., главным документом, который учреждает партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, взаимодействие сторон в правовой сфере представляет конкретную и самостоятельную область. Этот процесс сближения законодательств (а в лице ЕС это около 8 тыс. разнообразных юридических актов) распространяется на многие отрасли права [2].

СПС 1994 г. включает специальный раздел (VIII), посвященный сотрудничеству России и Евросоюза по предотвращению противоправной деятельности (нелегальная иммиграция; противоправная деятельность в сфере экономики, включая проблемы коррупции; незаконные сделки с различными видами товаров, включая промышленные отходы; подделки; незаконный оборот наркотических и психотропных веществ). В Соглашении имеются и нормы, которые регулируют конкретные проблемы, например «отмывание» денежных средств, доходов от преступной деятельности в целом, и, в частности, от преступлений, связанных с наркотическими веществами (ст. 81); борьба с незаконным производством, поставкой и оборотом наркотических и психотропных веществ, а также работа по предотвращению и сокращению использования наркотических веществ (ст. 82). Включение подобных статей в СПС с Россией стало прецедентом в договорных отношениях Евросоюза с другими странами.

Евросоюз объективно заинтересован в развитии сотрудничества с Россией на антикриминальном направлении, установлении прямых контактов с МВД РФ, Федеральной службой налоговой полиции (ФСНП), другими силовыми ведомствами России, проведение вместе с ними акций и мероприятий по борьбе с оргпреступностью и наркобизнесом. Эта потребность будет усиливаться в связи с расширением Евросоюза. В Брюсселе все больше осознают, что создание на европейском континенте единого пространства безопасности, свободы и правосудия не представляется возможным и эффективным без прямого сотрудничества на данном направлении с Россией. Серьезные задачи поэтому возлагаются на Подкомитет сотрудничества Россия-ЕС по вопросам конкуренции, охраны прав интеллектуальной собственности, сближение законодательства и борьбы с преступностью. Объем и острота существующих

здесь проблем, их прямое влияние на состояние государственной и международной безопасности таковы, что со временем возможно заключение между сторонами отдельного соглашения по правовому сотрудничеству.

Созданная договорно-правовая база требует соблюдения и реализации закрепленных в СПС РФ-ЕС, других соглашениях международных обязательств и с той, и с другой стороны. Эта работа ныне вступила в активную фазу. Действует Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества, Комитет парламентского сотрудничества. Начата работа 9 отраслевых подкомитетов. Безусловно, это все укрепляет международно-правовую основу сотрудничества, придает ему должный импульс в интересах обеспечения европейского пространства мира и безопасности без ограничительных и разделительных линий.

Следует констатировать факт, что отношения ЕС с РФ находятся на значительно более высоком уровне развития, чем со многими другими странами. В определенной степени это демонстрирует особый тип восточного измерения во внешних связях Евросоюза.

Довольно сложно прогнозировать, на чем остановится этот процесс. Однако очевидно, что линия Россия - ЕС будет укрепляться.

В 2003 году Россия подписала соглашение с этой организацией, и один из пунктов соглашения -создание национального контактного пункта по взаимодействию с Европолом. Было принято решение создать такой пункт на базе НЦБ России, поскольку его технические возможности лучше всего позволяют это сделать. Подразделение было формально создано, но пока еще находится в стадии формирования*.

То есть сегодня имеет место опыт сотрудничества между Россией и странами ЕС, в том числе в полицейской сфере. Впервые с момента вступления в 1990 году России в Интерпол ее представитель в 2006 году избран в состав Исполкома Интерпола - его главного исполнительного органа, осуществляющего руководство Организацией между сессиями Генеральной Ассамблеи.

В целях реализации положений Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией [3] обе стороны осуществляют сотрудничество в следующих разнообразных формах.

Наглядный пример реализации названного соглашения продемонстрировало российское руководство совсем недавно. Международное сотрудничество российской милиции с полицией Евросоюза и других стран-членов ООН, можно сказать, вступило в свою новую фазу. В июле 2006 года было принято правительственное распоряжение об организации обучения и содержания миротворцев из африканских стран во Всероссийском институте повышения квалификации работников МВД России и о направлении специалистов МВД России для проведения занятий в центры по подготовке миротворцев в г. Аккре (Республика Гана) и г. Виченце (Итальянская Республика). На эти нужды Минфин РФ выделил дополнительно 3 405,2 тыс. рублей и 37 тыс. долларов США. До этого в рамках ВИПК МВД РФ и ИПК МО РФ спорадически организовывались месячные курсы для миротворцев из КНР и ряда стран восточной Европы. Сейчас обучение миротворцев из других государств силами российских преподавателей-полицейских становится на регулярную основу, подкрепленную существенными правительственными гарантиями. Это можно расценивать, в том числе и признанием со стороны Департамента миротворческих операций ООН ^РКО ЦЫ) заслуг и высокого качества работы российской системы полицейского (милицейского) образования.

Одним из направлений международного сотрудничества МВД России является подготовка и заключение соглашения о реадмиссии. В настоящее время подобное соглашение заключено с Европейским сообществом и на двусторонней основе с Литовской Республикой. Ведутся переговорные процессы и с рядом других государств. Особые надежды возлагаются на сотрудничество с государствами-участниками Евразийского экономического сообщества, в рамках которого активно проводится совместная работа по упорядочению миграционных процедур для граждан сообщества. Такая деятельность предусматривает, в том числе и создание системы международного, межгосударственного регулирования внешней трудовой миграции, обмен банками данных, пресечение незаконной миграции и торговли людьми**.

Понятна озабоченность, прежде всего полицейских ведомств, в интеграции международных правоохранительных сил для достижения общих антикриминальных успехов. Образование, нацеленное на обучение полицейских международным (европейским) стандартам правоохранительной деятельности в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, должно основываться на общих для наших стран профессиональных достижениях.

Необходима новая общая концепция подготовки кадров милиции (полиции) с учетом развивающейся во всем мире, и в частности в Европе, интеграции правоохранительной полицейской деятельности [4, с. 3738]. Такая концепция, как представляется, состоит в объединении научного и учебного профессиональных начал полицейского образования, обеспечиваемых, соответственно, совместно научными и учебными

подразделениями наших стран. При этом государства получают возможность обмениваться информацией о новых методах обучения, положительным опытом и использовать его в обучении полиции, получать помощь со стороны других стран и международных организаций в подготовке специалистов, а также взаимно обогащаться современными методиками, технологиями и тактикой борьбы с преступностью.

На двустороннем уровне МВД России взаимодействует с 89 странами мира, на многостороннем - почти с 30 международными правительственными и неправительственными организациями [5].

За последнее пятилетие количество стран-членов ЕС значительно возросло за счет государств Восточной Европы, которые занимают достаточно жесткую позицию в отношении России. В целом ЕС стало гораздо сложней выстраивать свою внешнюю и внутреннюю политику. В России также произошли существенные изменения, которые вызывают настороженность, а иногда и резкое неприятие со стороны европейских политиков. Вместе с тем на встрече на высшем уровне в Хельсинки осенью 2006 года, в которой участвовали Президент РФ, руководители Евросоюза, а также премьер-министры Норвегии и Исландии, была принята политическая Декларация т.н. «Северного измерения». В ней отмечается, что «Северное измерение» станет региональным воплощением «дорожных карт» по четырем общим пространствам России и ЕС. Проект-программа «Северное измерение» была предложена Финляндией в 1997 году. Впоследствии программа получила статус официальной политики Евросоюза. План действий «Северного измерения» на 2004-2006 годы с пролонгацией до 2010 года был принят Европейским советом в Брюсселе в октябре 2003 года и носит комплексный характер. В нем были определены пять приоритетных секторов, в числе которых правосудие и внутренние дела.

Одной из главных задач полиции европейских стран является борьба с наркотрафиком. Значительную роль в этом играет и подготовка квалифицированных кадров, и обмен опытом работы по его предупреждению и преодолению не только среди полиции Европы, но и всех государств, заинтересованных в ликвидации распространения наркотиков в мире. Исходя из этого, Россия сегодня предлагает готовить наркополицейских для центральноазиатских государств в Международном межведомственном центре подготовки сотрудников подразделений по борьбе с наркопреступностью [6]. Преподаватели Центра готовы ежегодно обучать до 60 человек. Работа на данном направлении послужит реальным вкладом в совместные усилия России и Евросоюза по противодействию афганской наркоугрозе, которая, является одной из наиболее серьезных проблем для мирового сообщества.

В рамках международного сотрудничества полицейские делегации разных стран мира часто посещают друг друга. Иностранцы учатся у нас, а мы перенимаем их опыт. Зарубежные специалисты посещают российские образовательные учреждения МВД, знакомятся с учебными планами, методиками преподавания специальных дисциплин. Особый интерес проявляют к Московскому университету и Ростовской школе служебно-разыскного собаководства МВД России. Последнее учебное заведение пользуется известностью во многих зарубежных государствах, ибо подготовило в своих стенах не одну сотню иностранных специалистов-кинологов. Активно спрашиваются российские специалисты-эксперты в области проведения криминалистических экспертиз (графологи, почерковеды, баллистики). Большой интерес к деятельности службы ГИБДД был проявлен в ходе 58-й ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Однако мы, тем не менее, должны сделать не очень приятный вывод о том, что международное сотрудничество российских милицейских вузов с полицейскими образовательными учреждениями стран ЕС не носит системный характер. Во многом развитие такого сотрудничества зависит от личной позиции руководителя того или иного вуза МВД России, финансовых возможностей вуза и личных контактов его сотрудников с конкретными лицами в той или иной стране и в том или ином европейском полицейском образовательном учебном заведении. Для интеграции в европейскую полицейскую образовательную систему этого явно недостаточно. Однако пока вопрос о такой интеграции вплотную не стоит ни перед ДКО МВД, ни перед УМС ДКО МВД России. Полагаем, что в самом ближайшем будущем нам все же придется работать над созданием упомянутой системы. А для этого предлагается:

1. В рамках одного из вузов МВД (либо в структуре ВНИИ МВД России, УМС ДКО МВД) создать постоянно действующую Рабочую группу (отдел), которая могла бы отслеживать внедрение передовых образовательных обучающих технологий в работе образовательных полицейских учреждений стран ЕС.

2. Провести селекцию российских вузов МВД для распределения наиболее подготовленных из них к постоянной кооперации с конкретным полицейским институтом или академией той или иной страны Евросоюза.

3. От имени МВД Департаменту кадрового обеспечения определить критерии персонального состава групп, посылаемых вузами МВД для обмена опытом в конкретную страну ЕС. В состав таких групп включать не только и не столько начальников вузов и высших чиновников ГУВД (УВД) субъектов

федерации, сколько перспективных преподавателей, методистов, адъюнктов, курсантов старших курсов, имеющих хорошие перспективы для поступления в адъюнктуры соответствующих вузов МВД.

4. Разработать для таких «групп посещения» вопросник, который необходимо сдавать в Рабочую группу (отдел), что помогло бы проводить анализ посещений российскими полицейскими-преподавателями своих коллег в европейских странах.

5. Определить источники финансирования подобных посещений, как за счет средств МВД, так и за счет средств самих вузов и их спонсоров, УВД (ГУВД) субъектов РФ.

6. Составить график подобных посещений, обязательный к исполнению всеми субъектами международного полицейского сотрудничества со стороны МВД РФ.

7. Аналогичную работу (п. 2, 4, 5, 6) провести на уровне МВД России и в отношении визитов в Россию наших партнеров из стран ЕС.

8. На основе аналитических выводов по итогам регулярных контактов образовательных учебных заведений полиции/милиции ЕС и России внедрять в педагогическую практику новую информацию и (возможно) новые технологические и методические приемы и средства, программы, учебные циклы и т.п.

9. Создать регулярно действующий Семинар полицейских вузов России и стран ЕС. Проводить его сессии не реже одного раза в год на базе одного из вузов МВД России (по графику ДКО). Такой Семинар должен иметь постоянный печатный орган и веб-страницу на сайте МВД России - журнал, сборник тезисов или иное.

Литература

1. Фреллесен Томас. Отношения ЕС и России в рамках «Большой Европы» // Восточное измерение Евросоюза и Россия: Материалы конференции. Н. Новгород, 2003.

2. Лихачев В. Россия и ЕС: сотрудничество в правовой сфере // Политика. 2006. № 5.

3. Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией. Статья 5. Москва, 5 ноября 2003 г. № 1834. Документ: http://www.government.ru/data news_text. html? he_id=103& news_id=12201

4. Лебедев С.Я. О новой концепции подготовки кадров на интеграционой основе // Закон и право. 2006. № 3.

5. Интервью начальника Управления международного сотрудничества МВД России генерал-майора внутренней службы Бориса Штоколова // Российская газета. 2006. 8 ноября.

6. Вести. Ру. 2006. 4 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.