Научная статья на тему 'Подготовка кадров в Казанской государственной медицинской академии для здравоохранения Республики Татарстан'

Подготовка кадров в Казанской государственной медицинской академии для здравоохранения Республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров в Казанской государственной медицинской академии для здравоохранения Республики Татарстан»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 658. 386. 3 : 614. 2 (470.41)

ПОДГОТОВКА КАДРОВ В КАЗАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ДЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

М.К. Михайлов

Казанская государственная медицинская академия последипломного образования (ректор - акад. АНТ, проф. М.К. Михайлов) МЗ РТ

В современных условиях экономического роста страны главной целью социальной политики Российской Федерации являются последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг, прежде всего качественной медицинской помощи и социального обслуживания, обеспечение занятости населения. На неутешительное демографическое положение и неудовлетворительные показатели здоровья населения нашей страны было обращено внимание в ежегодном послании Федеральному Собранию Президента Российской Федерации В. В. Путина 10 мая 2006 г. В настоящее время смертность в России на 60-80% превышает европейские показатели, а общая продолжительность жизни на 10-15 лет меньше, чем в Японии, США и странах Европы. Одной из задач Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (20062008 гг.) является разработка плана мероприятий по стабилизации демографической ситуации с последующей их реализацией.

Известно, что успехи практического здравоохранения зависят не только от организации медицинской службы, финансовых вложений, медикаментозного и инструментального оснащения лечебных учреждений, но и прежде всего от квалификации специалистов. Результативность и эффективность работы, направленной на достижение главной цели приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения - доступность и качество, определяется в значительной степени кадровым потенциалом отрасли.

В соответствии с Уставом основное направление деятельности академии - профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров здравоохранения. Как единый учебно-научно-лечебный комплекс Казанская государственная медицинская академия осуществляет образовательную деятельность и функции: отраслевого научного и методического центра подготовки специалистов высшей квалифика-

ции, профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов здравоохранения, контроля качества профессиональной подготовки и аттестации работников медицинских учреждений.

Академия является координатором основных направлениий последипломного образования и отдельных направлений научно-исследовательской и практической медицины Приволжского федерального округа - головным учреждением по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения, куратором научно-исследовательских институтов акушерско-гинеколо-гического профиля. Ректор академии возглавляет секцию по вопросам охраны здоровья матери и ребенка в рамках координационного совета по здравоохранению. Сотрудники академии - главные специалисты Приволжского федерального округа. Сегодня на его территории в рамках государственной системы повышения квалификации специалистов функционирует 15 вузов и факультетов дополнительного профессионального образования, которые способны ежегодно обучать более 33 тысяч врачей, или 27% от их общей численности в округе. 33 сотрудника академии являются главными специалистами Министерства здравоохранения РТ и Управления здравоохранения г. Казани.

Профессорско-преподавательский состав академии представлен опытными педагогами и высококвалифицированными медицинскими специалистами, владеющими современными медицинскими технологиями, а опыт их работы и базовое профессиональное образование соответствуют преподаваемым дисциплинам. 85% преподавателей имеют ученые степени доктора и кандидата наук.

Лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на право осуществления образовательной деятельности предусмотрено послевузовское медицинское образование в аспирантуре по 30 специальностям, в ординатуре по 47, в

Таблица 1

Динамика количества выездных циклов в общей структуре циклов, организованных КГМА в 2001-2005 гг.

Годы Общее число циклов Выездные циклы Число врачей на выездных циклах Изменение клинического состояния в результате лечения

абс. % абс. %

2001 275 40 14,5 1013 16,4 70,9

2002 263 44 16,7 1032 17,7 73,7

2003 254 39 15,4 965 16,4 74,6

2004 286 74 25,9 2367 29,5 78,5

2005 274 69 25,2 2321 32,2 71,4

интернатуре по 15. Программы дополнительного образования определены для 10 направлений профессиональной переподготовки и 47 специальностей повышения квалификации. Коллектив академии ежегодно выполняет учебно-производственный план подготовки врачей, полностью удовлетворяя заявки Министерства здравоохранения РТ по последипломному обучению врачей. По результатам 2005 г. учебно-производственный план по абсолютному числу обученных врачей выполнен на 134,4%, а в расчете на среднегодовой контингент - на 116%. За год в академии проходят обучение от 7 до 8 тысяч врачей. Более 75% из них работают в учреждениях здравоохранения нашей республики, т. е. при необходимости врачи могут повышать свою квалификацию не выезжая из республики один раз в 2 года.

По результатам прошлого года 41% приходится на врачей г. Казани, что составляет 32% от общего числа слушателей академии. Ежегодно проводится более 250 циклов, что превышает плановые нормативы в среднем на 15% в связи с увеличением доли выездных и краткосрочных, необходимость которых обусловлена в первую очередь интересами практического здравоохранения. В их структуре преобладают циклы дополнительной профессиональной подготовки, их доля среди других циклов составляет 90 - 95% (табл. 1).

В последние два года значительно увеличилось количество выездных циклов и в 2005 г. составило 25 % от их общего числа. В 2 раза возросло и число слушателей в 2005 г. по сравнению с 2001 г., что в первую очередь обусловлено реализацией национальной программы подготовки врачей первичного звена. Более 70% слушателей выездных циклов обучаются для учреждений Минздрава Татарстана. Вероятно, и в перспективе будет высока доля РТ по выездным циклам.

Фактором, влияющим на качество подготовки специалистов, является продолжи-

тельность циклов. В последние годы показатель средней продолжительности цикла по академии составляет 1,6-1,7, и отношение к нему может быть двояким. С одной стороны, необходимость проведения краткосрочных циклов диктуется самой жизнью и общим социально-экономическим неблагополучием в стране. С другой стороны, врачи не хотят и не могут надолго отрываться от семей, мест работы, что также предпочтительно и для местных органов здравоохранения, особенно в сельской местности, краткосрочные циклы нежелательны и по ряду профилей. Врач после окончания вуза должен пройти продолжительную послевузовскую подготовку (интернатура, ординатура, профессиональная переподготовка). Только после формирования грамотного специалиста можно планировать повышение его квалификации на различного рода циклах малой продолжительности. К сожалению, в регионе есть примеры обучения даже вчерашних студентов на краткосрочных циклах, что недопустимо.

Около 70% всех циклов являются сертификационными, т. е. на продление и выдачу сертификатов. Процент сертифици-рованности врачей республики с 82% в 2001 г. возрос до 89,8% в 2005 г. (табл. 2). Особое внимание в академии обращается на обоснованность выдачи сертификатов. В решении совещания ректоров образовательных учреждений высшего и дополнительного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию 09.12.2005 г. было указано на необходимость "выработки единой стратегии аттестации и сертификации специалистов здравоохранения, так как в настоящее время она проводится с грубыми нарушениями действующих положений, что вызывает негативное отношение медицинских работников к деятельности образовательных учреждений в целом". Минздравсоцразвития России разрабатывает приказ "О сертификации специалистов в сфере здравоохранения". Аттестация на присвоение квалифи-

Таблица 2

Численность врачей Республики Татарстан (2001-2005 гг.)

Годы Число врачей

общее имеют сертификат имеют квалификац. категории

2001 2001 10694 7470

2002 2002 11220 7870

2003 2003 11506 7572

2004 2004 11606 7400

2005 2005 11651 7087

кационной категории рассматривается как важное звено в системе последипломного образования врачей. В соответствии с унифицированными программами последипломного обучения и типовыми программами дополнительного профессионального образования врачей разработаны экзаменационные тесты сертификационно-аттеста-ционных циклов. К сожалению, в республике постепенно снижается процент врачей, имеющих квалификационные категории (2001 г. - 57,3%, 2002 г. - 59,4%, 2003 г. -57,1%, 2004 г. - 56,8%, 2005 г. - 54,7%).

Подготовка кадров для здравоохранения республики ведется по программам послевузовского образования, которое включает в себя обучение ординаторов, аспирантов и интернов. В 2005 г. обучались 137 клинических ординаторов, 28 очных аспирантов, 39 заочных аспирантов и 48 интернов, что составило 252 среднегодовых слушателя.

За период с 2001 по 2005 г. обучение в интернатуре прошли 242 врача, из них 217 (89,7%) на бюджетной основе.

Анализ динамики выпуска ординаторов за последние 5 лет показал, что ежегодно ординатуру заканчивают 110-130 ординаторов, около 40% проходят ординатуру на хоздоговорной основе. Всего за период с 2001 по 2005 г. обучение в клинической ординатуре прошли 567 врачей, из них 347 (61,2%) на бюджетной основе и 220 (38,8%) на внебюджетной. Из года в год наибольший спрос в ординатуру отмечается по специальностям " неврология", "терапия", "акушерство и гинекология", "офтальмология", "рентгенология", "общественное здоровье и организация здравоохранения", "дерматовенерология" и др.

С 2003 г. в соответствии с приказом Минздрава России "О кадровом обеспечении здравоохранения" особое внимание уделялось подготовке врачей в системе послевузовского и дополнительного профессионального образования по вопросам диагностики и лечения инфекционных, онко-

Таблица 3

Динамика подготовки по годам врачей общей практики в КГМА

Годы Число проведенных циклов Число подготовленных врачей

2001 1 14

2002 1 14

2003 6 209

2004 6 165

2005 3 132

логических заболеваний, заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, а также повышение квалификации врачей первичного звена здравоохранения. Организован цикл на кафедре дерматовенерологии " Заболевания, передающиеся половым путем". Вопросы диагностики и лечения актуальных инфекционных заболеваний и туберкулеза освещаются всем слушателям циклов профессиональной переподготовки и аттестационно-сертификационных циклов.

В рамках государственного контракта по повышению квалификации кадров в области профилактики, диагностики и лечения злокачественных новообразований кафедра онкологии и хирургии провела 10 выездных циклов для 228 врачей первичного звена и стационаров, участвующих в проведении профилактических медицинских осмотров в районах Республики Татарстан, Самарской области и Республики Марий Эл.

Подготовка врачей общей практики (семейных врачей) проводится с 2001 г. на кафедре терапии и семейной медицины с участием сотрудников 16 кафедр академии. Следует напомнить, что кафедра терапии и семейной медицины в КГМА была создана в 1996 г. и стала одной из первых в России. Тогда государственного заказа на подготовку врачей общей практики не было, несмотря на то что приказ Минздрава РФ о введении службы общеврачебной практики появился еще в 1992 г.

В январе 2003 г. постановлением Кабинета министров Республики Татарстан была утверждена Республиканская целевая программа "Общеврачебная (семейная) практика", что послужило резким скачком в развитии службы врача общей практики в республике. Для кадрового обеспечения этой программы по инициативе Министерства здравоохранения республики с апреля 2003 г. кафедрой семейной медицины было начато обучение врачей общей практики на выездных циклах на базе центров общеврачебной практики. Благодаря внед-

рению выездной формы обучения удалось значительно увеличить подготовку кадров врачей общей практики. Считаем, что оптимальными формами обучения в периоде реформирования первичного звена здравоохранения являются выездные циклы профессиональной переподготовки (табл. 3).

За 2001-2005 гг. в академии подготовлено более 500 врачей общей практики, 447 из них - на выездных циклах. Процесс обучения является непрерывным - для врачей первичного звена примерно раз в полгода проводятся выездные практические семинары. Многолетний врачебный опыт и пятилетний опыт занятий со слушателями циклов по подготовке врачей общей практики позволил группе авторов под руководством ректора академии профессора М.К. Михайлова и профессора кафедры терапии и семейной медицины В.Ф. Богоявленского издать "Путеводитель врача общей практики: Неотложная помощь в практике семейного врача".

В целях реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в части подготовки участковых терапевтов, участковых педиатров и врачей общей практики разработан комплекс необходимых мероприятий для организации дополнительной подготовки врачей первичного звена здравоохранения начиная с ноября 2005 г. Подготовлен план-график проведения циклов дополнительной профессиональной подготовки для участковых терапевтов, участковых педиатров и врачей общей практики на стационарных и выездных циклах продолжительностью 72 и 144 учебных часа, а также циклов профессиональной переподготовки врачей общей практики на территориях Республики Татарстан, Республики Мордовия и Республики Марий Эл, которые прикреплены в соответствии с " Приложением к письму..." за медицинскими вузами Казани. Всего в 2005 г. подготовлено 679 врачей первичного звена, из них 272 - с момента действия проекта (т.е. с 1 ноября 2005 г.).

В феврале 2006 г. академия участвовала и выиграла открытый конкурс Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в рамках приоритетного национального проекта. В рамках выполнения государственного контракта на подготовку врачей по специальностям "терапия", "педиатрия" и "общая врачебная практика (семейная медицина)" на 2006 г. было подготовлено 173 врача: 100 - из Республики Татарстан и 73 - из Республики Мордовия.

За первые пять месяцев текущего года на кафедрах КГМА по программе дополни-

тельной профессиональной подготовки прошли обучение 471 врач первичного звена здравоохранения Республики Татарстан, из них 74 врача общей практики (в том числе 10 - на средства бюджета Национального проекта в г. Кукмор), 175 участковых терапевтов (в том числе 44 - на средства бюджета Национального проекта в г. Нижнекамске и г. Набережные Челны), 168 участковых педиатров. В соответствии с учебно-производственным планом в первом полугодии 2006 г. 167 слушателей академии занимались по программе "Врач общей практики" на выездных циклах в районах Республики Татарстан. Вместе с тем для решения существующих проблем первичного звена здравоохранения нужны решительные продуманные шаги системной модернизации отрасли, необходим продуктивный диалог как с практическим здравоохранением, так и с научным медицинским сообществом. Полагаю, что образовательные инициативы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации помогут врачу первичного звена в его повседневной работе, будут способствовать улучшению качества медицинской помощи и в конечном итоге, наряду с другими мероприятиями, позволят улучшить состояние здоровья наших граждан.

Для послевузовского и дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения необходимо с максимальной эффективностью использовать тот потенциал, который имеется в республике. Казанская медицинская академия, Казанский медицинский университет, Министерство здравоохранения и все учреждения здравоохранения Республики Татарстан должны взаимодействовать для решения общих приоритетных задач с максимальным рациональным использованием всего того, чем располагает республика. При этом необходимо обратить внимание на качество и эффективность подготовки специалистов, что в прямом смысле диктуется жесткими условиями рыночных отношений.

Поступила 20.06.06.

TRAINING OF SKILL WORKERS IN KAZAN STATE MEDICAL ACADEMY FOR HEALTH CARE SERVICE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN M.K. Mikhailov

S u m m a r y

Analysis of postgraduate and additional professional education of health care workers of Republic of Tatarstan during last five years was given. The measures to accomplish the National Project "Health" are discussed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.