Научная статья на тему 'Подготовка кадров и управление долгосрочной кадровой политикой на предприятиях и в организациях различных форм собственности агропромышленного комплексаи перерабатывающей промышленности Омской области'

Подготовка кадров и управление долгосрочной кадровой политикой на предприятиях и в организациях различных форм собственности агропромышленного комплексаи перерабатывающей промышленности Омской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЗАКРЕПЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарафутдинова Наталья Яковлевна, Самодинский Кирилл Александрович

В статье описаны аспекты текущего законодательного регулирования и предложены перспективные варианты управления закрепляемостью специалистов, развитием кадрового потенциала отрасли, подчеркнута значимость реализации президентской программы подготовки управленческих кадров. Описанные результаты могут быть использованы региональными органами власти при составлении программ развития агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гарафутдинова Наталья Яковлевна, Самодинский Кирилл Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров и управление долгосрочной кадровой политикой на предприятиях и в организациях различных форм собственности агропромышленного комплексаи перерабатывающей промышленности Омской области»

и властных структур (на примере лесопромышленного комплекса): дис. ... канд. экон. наук. - Омск, 2008. - 174 с.

4. Хаиров Б.Г. Формирование взаимодействия предпринимательских и властных структур: монография; Омский институт (филиал) РГТЭУ. - Омск, 2010. -142 с.

5. Хаиров Б.Г.ДngLibuse Секапоуа. Предпосылки этапа становления многостороннего партнерства в форме

частно-государственного партнерства // Научный потенциал высшей школы для инновационного развития общества: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Омск. - 2008. - С. 139-141.

6. ХаировБ.Г., Хаирова С.М. Становление партнерско-паритетных отношений между государством и предпринимательством // Сибирский торгово-экономический журнал. -2007. № 6. - С. 144-147.

Статья поступила в редакцию 27 сентября 2013 г.

Хаиров Бари Галимович - кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.

© Б.Г. Хаиров, 2013

УДК 331.5.024.54

ПОДГОТОВКА КАДРОВ И УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКОЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.Я. Гарафутдинова, К.А. Самодинский

Омская экономическая лаборатория ИЭиОПП СО РАН,

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В статье описаны аспекты текущего законодательного регулирования и предложены перспективные варианты управления закрепляемостью специалистов, развитием кадрового потенциала отрасли, подчеркнута значимость реализации президентской программы подготовки управленческих кадров. Описанные результаты могут быть использованы региональными органами власти при составлении программ развития агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности.

Ключевые слова: региональная кадровая политика, агропромышленный комплекс, перерабатывающая промышленность, закрепление специалистов, президентская программа.

Научное и кадровое обеспечение агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности (далее - АПК) является сегодня стратегической задачей государственного масштаба. Для Омского региона рассматриваемая тема приобретает важнейшее значение в связи с принятием и начальным этапом реализации Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, формированием в соответствии с данным документом агропищевого кластера.

На федеральном уровне основополагающим документом в сфере управления агропромышленным комплексом является Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского

хозяйства». Реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717). Хотя среди основных проблем развития АПК кадровая проблема в программе не указана, обеспечение формирование инновационного агропромышленного комплекса относится к приоритетам первого уровня в научной и кадровой сферах. Недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение называется Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение

правительства от 30.11.2010 № 2136-Р) фактором, тормозящим выход села из кризиса и переход в фазу устойчивого развития, а посему среди целей Концепции указывается повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения. Согласно Концепции развитие кадрового обеспечения отраслей сельской экономики (и, в первую очередь, агропромышленного комплекса, поскольку большинство сельских экономик являются моноотраслевыми с приоритетом данной отрасли) предполагает комплексное решение задач по совершенствованию условий и процессов получения профессионального образования, достижению соответствия набора профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений квалификационным требованиям инновационного производства, достижению сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, а также по повышению обеспеченности организаций отраслей сельской экономики необходимыми молодыми кадрами. Концепцией признается необходимость разработки образовательных программ в области устойчивого развития сельских территорий для специалистов крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, а также для самих сельских жителей.

Что касается государственной поддержки кадрового обеспечения сельского хозяйства в субъектах Сибирского федерального округа, то отдельно стоит отметить опыт Красноярского края. По нашему мнению, вариант государственной поддержки кадровой политики агропромышленного комплекса, реализуемый в Красноярском крае, является весьма показательным и может быть учтен как важнейший при разработке программы государственной поддержки кадровой политики агропромышленного комплекса Омской области. Основным документом в рассматриваемой сфере является Закон Красноярского края от 21.02.2006 г. № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края». Мероприятия конкретизируются и реализуются в Красноярском крае как элементы долгосрочной целевой программы «Улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов в сельской местности» на 2012-2014 годы (постановление правительства Красноярского края от 13 октября 2011 г. № 586-п). Кроме того, наличие квалифицированных специалистов в количестве, определенном согласно приложению к Закону, является условием предоставления средств государственной поддержки из краевого бюджета субъектам агропромышленного комплекса края. Показателен и опыт разработки и реализации в Красноярском крае долгосрочной целевой программы «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2012 - 2014 годы» (утв. постановлением правительства Красноярского края от 13 октября 2011 года № 585-п).

Что касается Омской области, то принятая Законом Омской области от 28 ноября 2005 года № 699-ОЗ Целевая программа Омской области «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Омской области до 2010 года» была документом, целенаправленно регулирующим кадровую составляющую функционирования сельского хозяйства, однако позже утратила силу и была частично включена в отраслевую целевую программу «Развитие агропромышленного комплекса Омской области на 2008 -2010 годы» (Закон Омской области от 16.10.2007 г. № 963-О3). В настоящее время принята и реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2013-2020 годы)» (постановление правительства Омской области от 28 ноября

2012 года № 243-п).

Какой-либо единый документ о развитии кадрового потенциала агропромышленного комплекса Омской области на данный момент в Омской области ни законодательными, ни исполнительными органами власти не принят и не реализуется, однако в вышеназванной целевой программе отдельно выделена подпрограмма «Развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса». Одной из причин замедления развития отрасли сельского хозяйства Омской области назван дефицит квалифицированных кадров, в том числе молодых, вызванный низким уровнем заработной платы и качества жизни в сельской местности. Целью подпрограммы в

2013 - 2020 годах является обеспечение высококвалифицированными кадрами АПК и создание условий для привлекательности работы на селе. Среди конкретных мероприятий названы следующие:

а) выплата единовременного подъемного пособия молодым специалистам АПК (73 020 тыс.руб.);

б) средства местным бюджетам на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат на повышение квалификации специалистов и рабочих массовых профессий АПК (21 906 тыс. руб.);

в) средства местным бюджетам для предоставления-субсидий на возмещение части затрат СХО и КФХ на переподготовку и повышение квалификации их руководителей, а также юридических лиц и предпринимателей, на переподготовку и повышение квалификации специалистов по оказанию консультационной помощи СХТП (3483,1 тыс. руб.); г) субсидии СХТП (кроме граждан, ведущих ЛПХ), находящимся на территории муниципальных районов Омской области, на возмещение части затрат на выплату заработной платы молодым специалистам (64 357,3 тыс. руб.); д) проведение смотров, конкурсов, соревнований по направлениям сельскохозяйственного производства (115 610,2 тыс. руб.; 56 ед.); е) проведение семинаров,

совещаний, собраний, издание методических рекомендаций, бюллетеней, сборников, брошюр (15 689,8 тыс. руб.; 80 ед.). Обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов как элемент системы привлечения, адаптации и закрепления выделен в Подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» и финансируется в объеме 259 242 тыс. руб. из средств областного бюджета.

Кроме того, на территории Омской области реализуется постановление правительства Омской области от 10 апреля 2013 г. № 64-п «Об утверждении Положения о предоставлении в 2013-2015 годах из областного бюджета субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), находящимся на территории муниципальных районов Омской области, на возмещение части затрат на выплату заработной платы молодым специалистам». Размер субсидии зависит от заработной платы, начисленной и выплаченной молодому специалисту в календарном месяце (далее - заработная плата), и составляет: а) 2 тыс. рублей в месяц при заработной плате от 8 до 10 тыс. рублей; б) 4 тыс. рублей в месяц при заработной плате от 10 до 12 тыс. рублей; в) 6 тыс. рублей в месяц при заработной плате более 12 тыс. рублей.

Производя анализ количественной составляющей кадрового потенциала экономики Омской области в целом и АПК в частности, отметим следующее. По данным регионального министерства труда и социального развития в структуре занятости населения большинства муниципальных районов области именно сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство занимают наибольшее место - в целом 33,18 % по всем муниципальным районам. Исключение составляют Большеуковский район (6,76 %) и Тар-ский район (18,29 %) - в этих муниципальных районах наибольшую долю занимают занятые в отрасли «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств и т. д.». Обрабатывающее производство по числу занятых существенно в Калачин-ском (16,48 %), Любинском (14,38 %) и Москален-ском (19,41 %) муниципальных районах. Кадровая ситуация также характеризуется высоким уровнем общей безработицы - 10,54 %. Реализация мероприятий по развитию и поддержке сельской самозанятости граждан (личные подсобные хозяйства, крестьянские фермерские хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы и т. д.) является резервом для снижения общей численности безработных и повышения экономической активности сельского населения Омской области.

В целом, в 2012 году общие тенденции в развитии трудовых ресурсов муниципальных районов Омской области являлись продолжением тенденций 2011 года и характеризуются специалистами регионального министерства труда и социального раз-

вития следующим образом: 1) сокращение численности населения в трудоспособном возрасте и, как следствие, старение трудовых ресурсов; 2) рост отрицательной динамики миграционной трудовой активности населения; 3) увеличение численности лиц старших возрастов и подростков, занятых в экономике, и прогнозирование дальнейшего сохранения положительной динамики; 4) повышение численности занятых на территории муниципальных районов Омской области и прогнозируемое в 2013 году продолжение положительной динамики показателя; 5) увеличение численности занятых в ЛПХ; 6) сокращение общей численности незанятого населения и прогнозируемая стабилизация данного показателя на начало 2014 года.

Согласно разработанному министерством труда и социального развития Омской области прогнозному балансу трудовых ресурсов до 2015 года численность занятых по виду экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» в 2015 году по сравнению с 2011 годом сократится на 2,7 тыс. человек (или на 1,9 %) и составит в 2015 году 140,8 тыс. человек, что обусловлено переводом сельскохозяйственного производства на новые технологии, предполагающие меньшую численность работников, и, соответственно, ожидаемое сокращение численности работающих. В прогнозируемом периоде ожидается дальнейшее развитие организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за счет проведения реконструкции, модернизации действующих и введения новых производственных мощностей на территории Омской области, расширения рынков сбыта готовой продукции. В этой связи численность занятых по виду экономической деятельности «обрабатывающие производства» в 2015 году по сравнению с 2011 годом увеличится на 0,9 тыс. человек (или на 0,6 %) и составит в 2015 году 139,4 тыс. человек. Кроме того, при сопоставлении численности трудовых ресурсов Омской области с суммой численности занятых в экономике и численности населения, не занятого в экономике, в прогнозном периоде ожидается недостаток трудовых ресурсов, величина которого в 2013 году составит 11,4 тыс. человек, в 2014 году - 17,1 тыс.че-ловек, в 2015 году - 20,9 тыс.человек; это предопределяет перспективы совершенствования региональной кадровой политики [1].

Что касается качественной составляющей кадрового потенциала АПК Омской области, то согласно долгосрочной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области (2013-2020 годы)» в настоящее время сохраняется низкий уровень заработной платы на селе, слабое развитие инфраструктуры и социально-бытовых условий. В СХО Омской

области работает 35 801 человек, из них руководителей - 365, главных специалистов - 1191, специалистов среднего звена - 5275 и рабочих массовых профессий - 28 970 человек. Доля руководителей, имеющих высшее профессиональное образование, составляет 75, главных специалистов - 61, специалистов среднего звена - 29 %. Отмечается заметное обострение проблемы закрепления молодых специалистов на селе. В настоящее время доля молодых специалистов в возрасте до 30 лет составляет 9 % от общего числа руководителей и специалистов СХО Омской области. К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, отнесены изменение федерального и областного законодательства и нежелание молодых специалистов трудоустраиваться в организации АПК.

На современном этапе истории российского общества и государства образование стало одним из важнейших общенациональных приоритетов. В целях реализации единой государственной политики кадрового обеспечения органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий и организаций различных форм собственности правительством Омской области создана и развивается система профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности. Для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти и образовательных учреждений Омской области и выработки единых решений по вопросам формирования и реализации регионального заказа с 2000 года создан координационный орган - областная комиссия по формированию регионального заказа на подготовку специалистов. Кроме того, разработаны отраслевые четырехсторонние положения об организации целевого набора и целевой контрактной подготовки специалистов с высшим профессиональны образованием за счет средств федерального бюджета. После выхода приказов о зачислении с каждым студентом-целевиком заключается четырехсторонний договор на обучение, а также прохождение производственной практики и последующее закрепление специалистов на первом рабочем месте. Формирование и реализация регионального заказа на целевую подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием становится важным инструментом реализации кадровой политики органов государственной власти и местного самоуправления Омской области.

Анализ рынка образовательных услуг Омской области по образовательным учреждениям всех форм подготовки показал, что для отраслей АПК ведется подготовка по рабочим специальностям в 22 учреждениях системы начального професси-

онального образования, в 13 учреждениях среднего профессионального образования и 8 учреждениях высшего профессионального образования. Кроме того, для работы предприятий АПК, несомненно, требуются специалисты по общим востребованным направлениям подготовки: а) «Юриспруденция»; б) «Регионоведение»; в) экономическому профилю (менеджмент, бухгалтерский учет, налоги и налогообложение). Стоит отметить, что согласно реформе высшего образования, подготовленной Министерством образования Российской Федерации, сельскохозяйственными вузами не будет осуществляться подготовка экономистов и юристов, эти специальности будут закреплены только за экономическими и юридическими вузами. Однако специалистов, знакомых, в частности, именно с экономикой сельского хозяйства и готовых по окончании учебы вернуться на село, по мнению многих ректоров, не готовят в неспециализированных вузах, а отсутствие сельхозспециалистов-экономистов разоружает страну перед конкурентами по ВТО. В связи с этим планируемое осуществление обозначенного направления реформирования высшего образования является фактором риска при планировании систем развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса [2]. Подготовка специалистов начального профессионального образования в муниципальных районах области осуществляется на базе 22 бюджетных учреждений начального профессионального образования по следующим рабочим профессиям: тракторист, машинист сельскохозяйственного производства, младший ветеринарный фельдшер, овощевод, цветовод, повар, кондитер, пекарь, мастер растениеводства, кондитер сахаристых изделий, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования. Все учреждения профессионального образования работают по программам ГОС и ФГОС и имеют региональный компонент, регламентирующий подготовку специалистов по дополнительным курсам, учебным дисциплинам по требованиям будущих работодателей с учетом специфики их деятельности в отрасли АПК и переработки продукции.

Обучение безработных граждан, желающих работать в системе АПК, также имеет важное значение в общей системе кадрового обеспечения функционирования и развития агропищевого кластера. Общими рекомендациями по оптимизации обучения безработных граждан профессиям, составляющими основу кадрового обеспечения агропищевого кластера Омской области, могут выступить следующие: 1) расширение сети образовательных учреждений на территории муниципальных районов Омской области, реализующих программы обучения безработных граждан; 2) расширение списка образовательных программ по обучению безработных граждан;

3) оптимизация профориентационной работы, стимулирование участия организаций формирующегося агропищевого кластера в ярмарках вакансий и рабочих мест.

Не менее важным элементом кадрового обеспечения агропищевого кластера является закрепление молодых специалистов в организациях АПК и перерабатывающей промышленности. Наиболее популяризированный подход к решению проблемы закре-пляемости заключается в развитии социальной сферы села. Рядом авторов выделены два основные направления развития сельских территорий: кластерный подход (в данном случае имеется в виду концентрированное выстраивание субъектов кластера вокруг одного территориально детерминированного ядра) и нормативный подход, возможный к встраиванию в моделируемый кластерный подход, интерпретируемый нами, предполагающий сохранение каждого населенного пункта. Такой подход известен благодаря реализации на территории Свердловской области программы «Уральская деревня», подразумевающей паспортизацию всех населенных пунктов и установление нормативов социальной и коммунальной инфраструктуры в зависимости от численности [3, с. 69-72]. Данный подход полагается нами возможным к осуществлению на территории Омской области.

Анализ существующих подходов к решению указанной проблемы позволил выявить следующие основные направления:

- расширение использования возможности гарантированного трудоустройства молодых специалистов аграрных специальностей после окончания обучения путем заключения договоров на целевое обучение. При этом сохраняется возможность смены специализации, перехода на другой факультет внутри образовательной организации сельскохозяйственной направленности;

- экономическое стимулирование организаций АПК, участвующих в программах развития кадрового потенциала: подготовки кадров, организации практики, предоставления для учебных целей соответствующего оборудования;

- предоставление субсидированных кредитов сельскохозяйственным организациям на строительство жилья молодым специалистам;

- предоставление непосредственно специалистам целевых кредитов на жилье и образование;

- выплата надбавок к заработной плате на протяжении определенного периода времени;

- выплата так называемых «подъемных» средств на обустройство;

- развитие системы стипендиальных программ, зарубежных стажировок, профессиональных конкурсов;

- тесная интеграция с работой профориентаци-онных служб;

- организация предприятиями АПК профессиональных праздников, досуговых мероприятий, оказание материальной помощи по случаю существенных событий, индивидуальное поощрение сотрудников.

Существуют и перспективные подходы к решению проблемы закрепления специалистов в организациях АПК, они заключаются в:

- возрождении системы распределения выпускников;

- возврате к действующей в 70-80-х гг. практике комплексной застройки центральных усадеб сельскохозяйственных предприятий благоустроенными жилыми домами, другими объектами социальной сферы по типовым и индивидуальным проектам как форма инвестиций из средств бюджета и частных инвесторов (последним предоставить налоговые льготы на срок не менее 10 лет [4, с. 55];

- разработке и принятии областного закона «О статусе молодого специалиста Омской области, работающего на селе», установливающе-го возможность строительства родовой усадьбы в сельской местности для студентов, начиная с 4 курса вуза;

- рассмотрении работы на селе в течение 3 лет как альтернативной службы в рядах Российской Армии [5, с. 4-6];

- установлении квот по отдельным группам абитуриентов на поступление в сельскохозяйственные образовательные организации: предоставление до 60 % мест сельским жителям поможет ускорить решение проблемы обеспечения АПК квалифицированными специалистами [6, с. 380-383].

Кроме того, в общий комплекс мероприятий по маркетингу АПК должны быть встроены мероприятия по маркетингу рабочих мест в организациях АПК с упором на благоприятную экологическую обстановку, большую возможность трудоустройства и меньшую возможность увольнения, наличие свободного доступа к натуральным продуктам питания, низкие затраты на обустройство быта, питание, проживание, одежду и развлечения.

Россия взаимодействует и интегрируется с мировой экономикой, а значит и новыми образовательными системами и технологиями в АПК. Сельское хозяйство страны функционирует сегодня в сложных экономических и природно-экологических условиях, которые требуют от специалистов высокого уровня профессионализма, знания современных достижений аграрной науки и новейших технологий производства и управления. Изменяются и задачи повышения квалификации руководителей, способных найти свое место в обществе и применить полученные на практическом опыте знания на новой составляющей своей работы. В качестве такой практической составляющей можно рассматривать стажировки как на зарубежных пере-

довых предприятиях различных форм собственности, так и крупных производствах Российской Федерации. Одним из рычагов, способствующих такому прохождению стажировок, является Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства.

Президентская программа подготовки управленческих кадров, реализуемая с 1997 года, является важным элементом экономической политики Правительства Российской Федерации, 15 лет она работает в РФ на условиях государственно-частного партнерства. В Омской области прошли подготовку более 1000 чел.; зарубежные стажировки - более 250 чел.; стажировки на ведущих российских предприятиях - более 70 чел.; стажировки на Омских предприятиях в рамках взаимных обменов - 20 иностранных менеджеров.) С 2010 года решены задачи по переориентации Программы на направления модернизации российской экономики, внедрены образовательные программы повышения квалификации «Развитие предпринимательства» и «Менеджмент в сфере инноваций».

В рамках Президентской программы подготовки управленческих кадров в Омской области для предприятий АПК осуществляется переподготовка специалистов и руководителей для АПК и перерабатывающей промышленности по направлению «Государственный и муниципальный менеджмент в агропромышленном комплексе» на базе Омского государственного аграрного университета (в 2010 - 2011 годах) и по настоящее время на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского по программам повышения квалификации и переподготовки «Менеджмент» по очной и очно-заочной форме. Руководители предприятий различных форм собственности, работающие в АПК и переработке сельскохозяйственной продукции по завершении обучения по образовательной программе проходят стажировки на ведущих международ-

ных предприятиях в целях реализации своих проектов развития АПК.

В настоящий период Федеральный ресурсный центр Президентской программы подготовки управленческих кадров впервые осуществляет отбор выпускников-руководителей агробизнеса на прохождение стажировки в Японии по реализации проектов. Примеры организации стажировок руководителей сферы АПК и перерабатывающей про-мыщленности свидетельствуют о необходимости регулярных взаимных обменов, которые позволят не только усилить специализацию предприятий АПК и оснастить их более современным оборудованием и технологиями, но и подготовить специалистов для работы на этом оборудовании.

По линии министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области также организуются стажировки на ведущие предприятия АПК в другие государства, а еще ежегодное участие в специализированных выставках-ярмарках, например, такой как «Золотая осень» в Москве; организация на территории Омской области ежегодной выставки «Агро-Омск», на которой представляют свою продукцию КФХ Омской области, а также привозятся образцы сельскохозяйственного оборудования и технологий, применяемых в АПК сельхозпроизводителями других регионов.

Таким образом, концепция развития кадрового потенциала предприятий АПК и перерабатывающей промышленности Омской области, по мнению авторов данной статьи, состоит в воспринятии выше-описанных норм и лучших практик, развитии существующей нормативно-правовой и организационной базы, реформировании регионального образовательного пространства в соответствии с утвержденной Стратегией-2025 и изменениями федерального законодательства об образовании, развитии интеграционных процессов кадрового и научного обеспечения отрасли.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Министерство труда и социального развития Омской области. - URL: http://www.omskmintrud.ru/ (обновлено 29.07.2013).

2. Актуальные вопросы образования и подготовки кадров для АПК: проблемы, тенденции, перспективы: «Круглый стол». - URL: http://www.agrardialog.ru/activities/ details/id/65 (обновлено 29.07.2013).

3. Трескова Е.А., Семин А.Н. Концепция развития сельских территорий: два базовых подхода // Аграрный вестник Урала. - 2012. - № 12 (104). - С. 69-73.

4. Грачев М.В., Воронин Б.А. Инвестиционные

механизмы и государственная политика в сфере кадрового обеспечения АПК // Вестник Уральского института экономики, управления и права. - 2010. - № 3. -С. 50-55.

5. Семин А.Н. Проблемы закрепляемости специалистов в сельскохозяйственных организациях. // Аграрный вестник Урала. - 2009 - № 6 (6). - С. 4-6.

6. Казакова Н.Ю., Григорьева И.В. Проблемы подготовки и закрепления молодых специалистов на селе // Вестник Чувашского университета. Научный журнал. Гуманитарные науки. - 2006. - № 5. - С. 380-383.

Гарафутдинова Наталья Яковлевна - кандидат экономических наук, научный со- Дата поступления статьи в редакцию:

трудник Омской экономической лаборатории ИЭОПП СО РАН. 17 ноября 2013 г.

Самодинский Кирилл Александрович, студент 5 курса Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

© Н.Я. Гарафутдинова, К.А. Самодинский, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.