УДК 334
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА
Б.Г. Хаиров
Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Автор предлагает совершенствование организационно-экономического механизма становления государственно-частного партнерства в агропромышленном комплексе.
Ключевые слова: частно-государственное сотрудничество, агропромышленный кластер, организационно-экономический механизм, государственная поддержка.
Оптимизация отношений предпринимательских структур с государством, регулирование рыночных механизмов в экономически и социально оправданных направлениях (отраслевом, межотраслевом, региональном, во внешнеэкономических связях) рассматривается как инструмент государственной стратегии развития национального хозяйства [3].
В условиях глобализации структура экономики становится более сложной. Главным субъектом становятся мезоэкономические структуры - межотраслевые хозяйственные объединения, осуществляющие стратегическое управление технологическими цепями от добычи сырья и разработки новой продукции до ее производства и оптовой или розничной (для индивидуальных продуктов особой сложности и высокой стоимости) продажи. Главная особенность этих структур - трансформация отношений между их участниками на организационно-плановой, а не стихийно-рыночной основе [4].
Предпринимательский потенциал России формируется в условиях нестабильного состояния российской экономики. Предпринимательство формировалось в условиях неразвитости рыночных структур и отсутствия институциональной поддержки. Развитие этого сектора возможно при целенаправленной политике государства, учитывающей необходимость развития и значимость предпринимательства для страны с применением разнообразных форм поддержки, стимулирования, защиты.
В России наблюдается значительная обособленность больших и малых предприятий, что связано с нерациональным соотношением количества крупных и малых предприятий, характерным для всех отраслей российской экономики и имеет свою историческую основу. В бывшем Советском Союзе главную роль играли крупные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Все они были ориентированы на постоянный рост объемов производства.
В современных условиях стандартные модели рыночной координации и ценовой настройки, при которых каждое предприятие является обособленной и независимой производственной единицей, являются экономически нецелесообразными. Если для отдельного предприятия процессы системного объединения, интеграции и диверсификации являются способом его экономического роста и развития, то для общественного хозяйства в целом процессы интеграции и формирование интегрированных экономических структур выступают наиболее перспективным способом модернизации экономики государства [1].
Так, использование вертикального контроля может быть оправданным, несмотря на то, что он создает монопольную власть. Монопольная власть и связанное с ней некоторое повышение цен, в данном случае служит платой за снижение издержек производства и за решение проблем, связанных с неадекватным выполнением контрагентом своих обязательств по заключенным сделкам [2].
Таким образом, рыночный либерализм, отделяющий государство от вмешательства в экономику и от частного предпринимательства, в современной экономике недействителен, что объясняется усилением государственного влияния на экономику в постиндустриальных странах за последнее столетие. Доля расходов государственного предпринимательства в ВВП развитых стран и его участие в капитале организаций выросла более чем на 50 %.
Объективной необходимостью становится формирование паритетных отношений между предпринимательством и государством. Необходимость паритетного взаимодействия этих субъектов хозяйствования вызвана современными особенностями мировой и отечественной экономики такими, как открытость рынков, ограниченность ресурсов, глобализация, внедрение информационных технологий.
Экономические основы общественного развития
Такие условия создают качественно новые требования адаптации предпринимательства к быстрым изменениям рынка. Становление отношений сотрудничества способствует активизации субъектов предпринимательства в реализации стратегий интеграции или создания предпринимательских сетей. Государство и предпринимательство как партнеры понимают, что экономика в данный момент не может обойтись без них в решении совместных вопросов, которые возникают в текущей практике экономической и общественной жизни [6].
Можно утверждать, что перечисленные задачи вряд ли будут решены без активного регулирующего участия государства в хозяйственной деятельности предпринимательских структур на условиях паритетного взаимодействия, выражением которого является форма многостороннего партнерства.
Представители власти, предпринимательства и науки понимают под частно-государственным партнерством (ЧГП) или государственно-частным партнерством (ГЧП) сотрудничество властных и предпринимательских структур с целью экономически более эффективного выполнения общественных задач.
Объектами государственно-частного партнерства в АПК являются объекты, находящиеся в государственной и коммунальной сфере, включая:
- существующие, в частности, воспроизводимые (путем реконструкции, модернизации, технического перевооружения) объекты;
Единого общепризнанного определения частно-государственного сотрудничества до сих пор не сложилось. Частно-государственное сотрудничество начинается с момента возникновения взаимодействия между предпринимательскими и властными структурами. Период осуществления данного взаимодействия определяется масштабом решаемых проблем. Однако в динамичной среде развития экономики сроки перехода могут быть сокращены в связи с возросшей международной конкуренцией и проявлениями благоприятных условий процесса глобализации [5].
Поэтому сотрудничество предпринимательских структур и органов государственной власти необходимо рассмотреть как составляющую общих тенденций экономического развития, что предполагает деление периода становления полноценного многостороннего взаимодействия на три этапа (см. табл.1).
- создаваемые или приобретенные объекты.
Объектами государственно-частного партнерства не могут быть объекты, относительно которых принято решение о приватизации. Кроме этого, объекты государственно-частного партнерства не могут быть приватизированы в течение всего срока осуществления государственно-частного партнерства.
Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, основные черты ГЧП, отличающие его проекты от других форм отношений государства и частного бизнеса, заключаются в следующем:
Таблица 1
Формы частно-государственного сотрудничества в становлении многостороннего партнерства
Этапы сотрудничества бизнеса и власти Форма сотрудничества властных и предпринимательских структур Характеристика сотрудничества власти и бизнеса
1. Взаимодействие: субъекты экономики взаимодействуют на конкурентной основе в целях получения прибыли Частно-государственное взаимодействие (ЧГВ) Взаимодействие в рамках хозяйственно-экономических отношений властных и предпринимательских структур
2. Переходное сотрудничество: отсутствие у субъектов экономики эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды не позволяет каждому в отдельности выступить в качестве полноценного участника Частно-государственное партнерство (ЧГП) (51 % - предприниматели; 49 % - государство) Ведущая роль отводится предпринимательству для решения социально-экономических задач, стоящих перед государством (данный подход уже был реализован в период становления рыночных отношений в России в 90-х гг. прошлого столетия)
Государственно-частное партнерство (ГЧП) (51 % - государство 49 % - предприниматели) Ведущая роль отводится государству, с целью решения отраслевых задач, стоящих перед предпринимательством (предпринимательские структуры не способны реализовать инфраструктурные проекты, необходимые для развития отрасли)
3. Цивилизованное сотрудничество: субъекты экономики имеют достаточную самостоятельность для осуществления паритетного партнерства Многостороннее партнерство (МСП) (50 % - предприниматели; 50 % - государство) Добровольные и основанные на сотрудничестве взаимоотношения между различными субъектами, как представляющими государство, так и не связанными с ним, при которых все участники договариваются. Совместными усилиями добиваются общей цели или выполняют конкретную задачу, сообща преодолевая неблагоприятные факторы; несут общую ответственность, предоставляя на взаимовыгодной основе ресурсы и знания, пользуются достигнутыми результатами
- определенные, а в ряде случаев и достаточно длительные сроки действия соглашений о партнерстве (от 10-15 до 20 и более лет, в случае концессий - до 50 лет). Временная ограниченность четко соблюдается: проекты обычно создаются под конкретный объект (порт, дорога, объект социальной инфраструктуры и т. п.), который должен быть завершен к определенному сроку;
- специфические формы финансирования проектов: за счет частных инвестиций, дополненных государственными финансовыми ресурсами (нередко значительными), или же совместное инвестирование нескольких участников;
- реализация партнерских отношений в условиях конкурентной среды, когда за каждый кон-
тракт или концессию происходит конкурентная борьба между несколькими потенциальными участниками;
- специфические формы распределения ответственности между партнерами: государство устанавливает цели проекта с позиций интересов общества и определяет стоимостные и качественные параметры, осуществляет мониторинг за реализацией проектов, а частный партнер берет на себя оперативную деятельность на разных стадиях проекта - разработки, финансирования, строительства и эксплуатации, управления, реализации услуг потребителям;
- разделение рисков между участниками соглашения на основе соответствующих договоренностей сторон.
Таблица 2
Анализ практики государственно-частного партнерства в АПК России и зарубежных стран
Страна Появление ГЧП Влияние на АПК Количество прчеутов
Германия, Франция Рубеж XIX - XX вв. Отрасль переведена под государственный контроль 135
пША 1п80-19С0 гг. Инициатива частнош иредпреникатерства 1й
Япония Вторая половина 80-х гг. Государственный контроль и частное финансирование 149
пессие Наечли х00-и -г. Госудсрсевенньш еонтрвль 8и
Обеспечение эффективности н сгфаведливости системы институтов национальной экономики и ее изведешта во вреюени яышэтвя веовъемтемой оба-занностью и важнейшей функцией государства как институционального макроорганизма.
Дпя оптеделвоия промышленной оолисоти государства, в том числе и в агропромышленном комплексе па федевютьвом в твгитнаиьном уровнях, систематизированы существующие нормативно-праиовые асоы, овущеенвпяющие и государственную поддержку предпринимательства.
Таыим убртеои, в целие ^(^гтга ваниядейэтвнй предпринимательских и властных структур в современном развитии экономики на различных уровнях необходим единый механизм государственно-частного партнерства.
Выявиенио увловоП для
взаимодействия предпринимательских и властных струкаур пезвнсяее ероаЫ^и^^тб иргеоызбквонно-экономический механизм государственно-частного в агропромышленном комплексе
(рис.1).
Орысыспслакающии урлсоии формировании койударймыиыыо-иаймыоко пармыёррмыа придприыимамилпрчих и ыласмыых
смручмур о акропромышлиыыом чомпличеи
Сондаыии смручмуры ыа приыципи паримимыорми - Агропромышлиыыый чласмир
Формироыаыии и йоыиршиыймыоыаыии ыормамиыыо-праыоыой Уаны йомрудыиииймыа придприыимамилпйчих и ыласмыых ймручмур о акропромышлиыыом чомпличйи
Примиыиыии форм йомрудыиииймыа ылайми и Уиныийа о акропромышлиыыом чомпличйи ыа приыципи паримимыойми
Ийполпнооаыии адмиыиймрамиыыо-начоыодамилпыых и мчоыомичийчих мимодоо, ыапраолиыыых ыа раноимии акропромышлиыыоко чомпличйа
Рис.1. Основополагающие условияформированиягосударственно-частного партнерства в агропромышленном комплексе
Механизм формирования государственно- - совокупностиконкретныхформ,
частного партнерства предпринимательских и власт- - методов управления,
ных структур в агропромышленном кластере должен - организационныхструктур,
быть построен на основе (табл.3): - правовых норм.
Экономические основы общественного развития
Таблица 3
Составляющие государственно-частного партнерства в агропромышленном кластере
Составляющие механизма Характеристика
Формы 1. Сервисные контракты. 2. Управляющие контракты. 3.Аренда и временная передача прав. 4. Концессионные соглашения. 5. Участие в капитале.
Методы 1. Административно-законодательные. 2. Экономические.
Структуры Федеральные и региональные министерства и ведомства
Нормативно-правовая база Федеральное и региональное законодательство
Анализ федерального и регионального законодательства по государственной поддержке предпринимательства показывает отсутствие согласованности между федеральными и региональными органами государственной власти при оказании государственной поддержки предпринимательским структурам. Существующие формы, методы и правовые нормы государственной поддержки свидетельствуют о необходимости формирована инфрасфукту-ры поддержки предпринимательства, соотвевстау-
ющей требованиям цивилизованного этапа развития экономики.
Очевидно, что для согласования действий, выработки и принятия единых решений между органами государственной власти на различных уровнях необходим механизм государственно-частного партнерства, позволяющий оптимизировать их сотрудничество с предпринимательскими структурами в целях достижения общих целей.
В целях согласования действий и координации сотрудничества предпринимательских и властных структур в агропромышленном комплексе, где большую роль играет реальный диалог между предпринимательскими структурами, профильными правительственными ведомствами, учеными и экологами, предлагается создание кластера агропромышленного комплекса, который позволит всем заинтересованным лицам действовать на паритетных условиях.
Схема государственной поддержки участников государственно-частного партнерства в кластере агропромышленного комплекса Омской области представлена на рис. 2 как открытая архитектура, которая обеспечивает возможность расширения круга аартнсиев и гфисоединоеия у ней новых участников в любое время.
Ирвтсиоцоиррый форд Российский Федерации
Рис. 2. Принципиальная схема поддержки предпринимательских структур государствеино-частного партнерства
в адропромышлениом лкасрере Охк'к-о° области
Данная структура аю^азолит восасановитв сгро-промышленный кимплекс Омкко й облссто иустано-вить цивилизованные отношения между его участниками.
Кластер создается длс ^шшзауии госуасф-ственной поддервстн поеомаинФмaтeлсаквa, так кан на данном этапе тагораия аконсммои региооа акимв промышленный комплекс со своими проблемами недостаточно привлекателен для крупных инвесторов
(что связана и пиаофнымы инвестиционными рисками арожеиши), т оуадщсинимательские структуры агропромышленного комплекса Омской области не способны с помощью банковских кредитов и зай-м ов ртсшсртть иртизводотво и обновить устаревшее оМорудование. Иникишмок привлечения средств солжна исиоаоть вс региомальных структур власти Омской области в целях восстановления и развития агропромышленного комплекса Омской области.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Брюк Р., Калинкин Е., Виане Ж., Десхулместер Д. мики: учебник / под общ. ред. В. И. Кушлина; изд. 3-е, доп. Выход из экстремальных ситуаций // Малый бизнес. - иперераб. - М.: Изд-воРАГС, 2008. - 615 с.
2001. - 212 с. 3. Хаиров Б.Г. Организационно-экономический меха-
2. Государственное регулирование рыночной эконо- низм формирования взаимодействия предпринимательских
и властных структур (на примере лесопромышленного комплекса): дис. ... канд. экон. наук. - Омск, 2008. - 174 с.
4. Хаиров Б.Г. Формирование взаимодействия предпринимательских и властных структур: монография; Омский институт (филиал) РГТЭУ. - Омск, 2010. -142 с.
5. Хаиров Б.Г.ДngLibuse Секапоуа. Предпосылки этапа становления многостороннего партнерства в форме
частно-государственного партнерства // Научный потенциал высшей школы для инновационного развития общества: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Омск. - 2008. - С. 139-141.
6. ХаировБ.Г., Хаирова С.М. Становление партнерско-паритетных отношений между государством и предпринимательством // Сибирский торгово-экономический журнал. -2007. № 6. - С. 144-147.
Статья поступила в редакцию 27 сентября 2013 г.
Хаиров Бари Галимович - кандидат экономических наук, доцент, заместитель директора по научной работе Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ.
© Б.Г. Хаиров, 2013
УДК 331.5.024.54
ПОДГОТОВКА КАДРОВ И УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКОЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Н.Я. Гарафутдинова, К.А. Самодинский
Омская экономическая лаборатория ИЭиОПП СО РАН,
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
В статье описаны аспекты текущего законодательного регулирования и предложены перспективные варианты управления закрепляемостью специалистов, развитием кадрового потенциала отрасли, подчеркнута значимость реализации президентской программы подготовки управленческих кадров. Описанные результаты могут быть использованы региональными органами власти при составлении программ развития агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности.
Ключевые слова: региональная кадровая политика, агропромышленный комплекс, перерабатывающая промышленность, закрепление специалистов, президентская программа.
Научное и кадровое обеспечение агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности (далее - АПК) является сегодня стратегической задачей государственного масштаба. Для Омского региона рассматриваемая тема приобретает важнейшее значение в связи с принятием и начальным этапом реализации Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, формированием в соответствии с данным документом агропищевого кластера.
На федеральном уровне основополагающим документом в сфере управления агропромышленным комплексом является Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского
хозяйства». Реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717). Хотя среди основных проблем развития АПК кадровая проблема в программе не указана, обеспечение формирование инновационного агропромышленного комплекса относится к приоритетам первого уровня в научной и кадровой сферах. Недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение называется Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение