Научная статья на тему 'Подготовка кадров градостроителей: проблемы и перспективы'

Подготовка кадров градостроителей: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоусов В. Н.

Градостроительство России как никогда прежде нуждается в высокопрофессиональных кадрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education of Intending Town-planners: Problems and Prospects

Town-planning experts are greatly wanted in the Russian town-planning as never before. Constructive suggestions that the new area «Town-planning» should be included to the already existent group «Architecture and Construction» were stated by Academy to Ministry of Education and Science of the Russian Federation. The problem was solved at the meeting of Presidential Council for the Implementation of Priority National Projects and Demographic Policy when it was charged to take measures in improving the training of town-planning experts. There were enlisted the following positions in the integra-ted skilled manual of head posts: chief town planner (of subject of Russian Federation and municipal foundation), chief town planner of an organization, sociologist of town-planning, ecologist of town-planning, economist of town-planning, expert in engineering providing of town-planning, etc. The task of training experts for the town-planning has become a prior one for RAACS. Such questions as: Where to train future town planners? Who will train them? How to provide for the high education quality leader? and others are to be broadly discussed and concrete decisions should be made.

Текст научной работы на тему «Подготовка кадров градостроителей: проблемы и перспективы»

Подготовка кадров градостроителей: проблемы и перспективы. В.Н.Белоусов

Градостроительство России как никогда прежде нуждается в высокопрофессиональных кадрах. Сегодня градостроительная деятельность в условиях выхода из кризисной ситуации и повышения ответственности при решении социально-экономических задач, территориального планирования, благоустройства, обеспечения экологического комфорта среды обитания требует специалистов многих смежных областей деятельности - инженеров, транспортников, экологов, экономистов, социологов, экономистов-географов, зе-мельщиков и т.д.

Для того чтобы началась подготовка градостроителей в России, потребовалось несколько лет, хотя открыто никто не возражал против того, что стране нужны специалисты-градостроители. Впервые вопрос о необходимости подготовки специалистов в области градостроительства был всесторонне рассмотрен и научно обоснован в работе над Национальной доктриной градостроительства России еще в 1996 году. Работа велась в Российской академии архитектуры и строительных наук в сотрудничестве со специалистами Союза архитекторов России и Госстроя России. Концепция доктрины была изложена на Общем собрании РААСН в Санкт-Петербурге в 2000 году и получила одобрение академического сообщества.

В доктрине говорилось, что для преодоления кризисной ситуации непригодны привычные алгоритмы той градостроительной политики, что десятилетиями складывалась в совершенно иных условиях развития нашего общества. России жизненно необходима, отмечалось в доктрине, новая градостроительная концепция, отвечающая новым социальным и общественным приоритетам, научно-техническому развитию страны - не только на переходный период, но и на всю обозримую перспективу XXI века. Для реализации поставленной цели, естественно, требовались высокопрофессиональные кадры ученых и практиков в области градостроительства.

В 2005 году в Воронеже на сессии Общего собрания РААСН, научная часть которой была посвящена вопросам непрерывного архитектурно-строительного образования, была высказана серьезная озабоченность, связанная с отсутствием в нашей стране - с ее 1092 городами, 2000 поселениями городского типа, 150 тысячами сельских поселений - спе-циалистов-градостроителей. Отмечалось, что в таких странах, как США, Англия, Франция специальность «градостроительство» под разными наименованиями - «урбанистика», «городское планирование», «территориальное планирование» - выделена в отдельное направление.

У нас в стране специальность «градостроитель» даже не была внесена в квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов. Поэтому президент РААСН академик А.П.Кудрявцев обратился к министру труда и социального развития РФ, в чьем ведении тогда был справочник, с предложением ввести в издание специальность «градостроитель», обосновывая это тем, что специалисты-градост-

роители необходимы для реализации градостроительной политики в различных сферах управления и практической деятельности в новых социально-экономических условиях развития нашего общества.

В письме министру говорилось, что Российская академия архитектуры и строительных наук, Госстрой России, Координационный совет по взаимодействию с ведущими российскими вузами архитектуры и строительства, разделяя озабоченность состоянием градостроительной деятельности в стране и отсутствием современной, отвечающей потребностям России системы подготовки квалифицированных кадров в области градостроительства, сочли актуальным и необходимым создание специальности «градостроительство».

Не один год ушел на переписку с Министерством образования и науки России по вопросу включения нового направления «Градостроительство» в рамках существующей группы «Архитектура и строительство». То Межведомственный экспертный совет по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Минобрнауки России, который должен рассматривать вопросы создания новых направлений подготовки и специальностей, приостановил свою работу в связи с проводимой административной реформой, то просто не приходили ответы.

Наконец было составлено письмо о необходимости подготовки в России специалистов в области градостроительства с проектом стандарта специальности «Градостроительство» на имя тогда еще первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева. Ответ не заставил себя долго ждать. На имя А.П.Кудрявцева как председателя Совета Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области архитектуры и президента РААСН пришло письмо из Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки России, в котором говорилось: «В связи с решением, принятым на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 26 июня 2007 года, Минобрнауки России поручено принять необходимые меры по совершенствованию подготовки кадров в сфере градостроительной деятельности, в том числе предусмотреть расширение направлений подготовки в рамках уровневой системы высшего профессионального образования и программ повышения квалификации специалистов, а также обеспечить соответствующее уточнение государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ». В письме высказывалась просьба представить проект государственного образовательного стандарта по направлению подготовки бакалавров и магистров «Архитектура», в котором были бы предусмотрены вопросы совершенствования подготовки кадров в области градостроительства, а также разработать предложения по внесению в действующие примерные учебные планы и программы соответствующих уточнений. Считаем целе-

сообразным, говорилось далее, разработать проект государственных требований к дополнительной профессиональной образовательной программе с присвоением квалификации «градостроитель» для лиц, имеющих высшее строительное или архитектурное образование, и представить его в Департамент в установленном порядке.

Для выполнения просьбы Минобрнауки России в РААСН была создана комиссия с привлечением представителей МАрхИ, Союза архитекторов России, Росстроя и МГСУ. Комиссией был разработан проект стандарта по специальности «Градостроительство», который был представлен в Министерство и тут же утвержден приказом №265 от 27 сентября 2007 года.

После того как был утвержден стандарт специальности «Градостроительство», в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих был включен, по приказу № 188 от 23 апреля 2008 года министра здравоохранения и социального развития, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов архитектуры и градостроительной деятельности» с указанием должностных обязанностей и требований к квалификации.

В раздел 3 «Градостроительство» вошли должности руководителей: главный градостроитель (субъекта Российской Федерации, муниципального образования), главный градостроитель в организации, главный градостроитель проекта; должности специалистов: градостроитель проекта, эксперт-эколог градостроительства, эколог градостроительства, эксперт-социолог градостроительства, социолог градостроительства, эксперт транспортного развития территорий, специалист транспортного развития территорий, эксперт-экономист градостроительства, экономист градостроительства, эксперт инженерного обеспечения территорий, специалист инженерного обеспечения территорий.

В требованиях к квалификации указано, что градостроитель должен иметь профессиональное высшее образование по специальности «Градостроительство» или профессиональное высшее образование и профессиональную переподготовку по направлению «Градостроительство», а также стаж работы не менее 2, 3, 5, 8 лет в зависимости от занимаемой должности. Кроме того, специалист должен иметь квалификационный аттестат на соответствие занимаемой должности и не реже одного раза в пять лет проходить курс повышения квалификации, как это происходит во многих развитых странах.

Итак, свершилось то, чего мы так настойчиво добивались: в сфере профессионального высшего образования появилась специальность «градостроитель», и следом за этим возникли проблемы: где учить будущих градостроителей? Кто будет учить? Чему учить и как организовать учебный процесс? Сразу возникла задача создания системы учебных центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению «Градостроительство», задача обеспечения студентов и слушателей курсов повышения квалификации учебниками,учебными пособиями,необходимой

литературой по различным специальностям в сфере градостроительной деятельности.

Сегодня эти проблемы начали обсуждаться в среде специалистов, и ответы на возникшие вопросы носят еще дискуссионный характер. Например, на вопрос «где готовить градостроителей?» руководитель Южно-российского градостроительного центра, советник РААСН Ю.Н.Трухачев отвечает так: готовить будущих градостроителей следует в архитектурных вузах. Поскольку профессия градостроителя комплексная, использует много смежных специальностей, то и готовить «смежников» следует в одном институте - архитектурном, с развитыми кафедрами по градостроительству. Член-корреспондент РААСН, доктор архитектуры А.Л.Гельфонд из Нижнего Новгорода также считает, что процесс обучения и повышения квалификации специалистов в сфере градостроительной деятельности целесообразно организовать в архитектурно-строительных вузах, где есть все специальности, направления и профили. С этим можно согласиться, так как во многих архитектурно-строительных вузах успешно функционируют кафедры градостроительства, которые могут стать учебно-методическими центрами по подготовке градостроителей в своих вузах. В то же время сегодня создаются федеральные и национальные университеты, которым под силу обеспечить необходимую материально-техническую базу и организовать подготовку градостроителей, а также повышение квалификации и профессиональную переподготовку по направлению «Градостроительство».

Основой педагогического состава в системе подготовки градостроителей, естественно, остаются преподаватели градостроительных кафедр, среди которых есть выдающиеся ученые и практики. Но при расширении сети образовательных центров по градостроительству встанет задача привлечения в учебный процесс практиков. Сегодня в стране прошел первый тур разработки документов территориального планирования. У градостроителей появился опыт работы по новым требованиям в условиях действующего правового поля. Поэтому практики-градостроители могут и должны принять активное участие в процессе обучения, в разработке учебных программ и методик обучения градостроителей.

Пополнение профессорско-преподавательского состава, разумеется, должно осуществляться через аспирантуру, но пока положение с аспирантурами в стране катастрофическое. Кандидатские диссертации по архитектуре и градостроительству защищают всего около тридцати человек в год, а докторские по градостроительству - единицы. Очевидно, эта проблема должна быть серьезно рассмотрена в РААСН.

Предстоит решить задачи обеспечения процесса обучения учебниками и специальной литературой. Если сегодня процесс обучения более-менее обеспечивается учебной литературой, то завтра станет необходимым издание учебников с учетом изменений, происходящих в градостроительной деятельности, и с учетом ступенчатой системы образования. Почетный академик РААСН, профессор В.В.Воронков из Нижнего Новгорода справедливо предлагает расширить

круг использования в процессе обучения научных трудов Отделения градостроительства РААСН и привлекать для подготовки учебников наших ученых, тем более что многие из них непосредственно связаны с высшей школой.

Задача подготовки специалистов-градостроителей чрезвычайно сложна и ответственна. Новая специальность позволяет поднять профессиональный уровень всех специалистов, связанных с градостроительством, которое формирует материально-пространственную среду городов и сельских поселений, пространственно организует системы расселения. В силу этого специальность связана с решением задач, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, развитие производства, рациональное использование и охрану природных ресурсов.

Подготовка высокопрофессиональных кадров ученых и практиков в области градостроительства - приоритетная задача Российской академии архитектуры и строительных наук.

Литература

1. Национальная доктрина градостроительства России. М., РААСН, 2001.

2. Белоусов В.Н., Малоян Г.А. К вопросу создания специальности «Градостроительство» в России. В сборнике научных трудов КНУСА, Киев, 2008.

3. Белоусов В.Н. Академическое образование. В сборнике трудов РААСН «Проблемы градостроительства России». М., РААСН, 1999.

3. Владимиров В.В., Саваренская Т.Ф., Смоляр И.М. Градостроительство как система научных знаний. В сборнике трудов РААСН. М., РААСН, 1999.

Education of Intending Town-planners: Problems and

Prospects. By V.N.Belousov

Town-planning experts are greatly wanted in the Russian town-planning as never before. Constructive suggestions that the new area «Town-planning» should be included to the already existent group «Architecture and Construction» were stated by Academy to Ministry of Education and Science of the Russian Federation. The problem was solved at the meeting of Presidential Council for the Implementation ofPriority National Projects and Demographic Policy when it was charged to take measures in improving the training of town-planning experts.

There were enlisted the following positions in the integra-ted skilled manual of head posts: chief town planner (of subject of Russian Federation and municipal foundation), chief town planner of an organization, sociologist of town-planning, ecologist of town-planning, economist of town-planning, expert in engineering providing of town-planning, etc.

The task of training experts for the town-planning has become a prior one for RAACS. Such questions as: Where to train future town planners? Who will train them? How to provide for the high education quality leader? and others are to be broadly discussed and concrete decisions should be made.

На курсах Центра повышения квалификации градостроителей ЦНИИП градостроительства. Преподаватели Л.Я.Герцберг, В.Н.Белоусов, П.Н.Давиденко, М.Я.Вильнер среди слушателей

2 2009 23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.