УДК 7.071.5
Новикова А.Н. - аспирант
E-mail: annanovikova1984@gmail.com
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
О специализации в профессии архитектора. Исторический очерк
Аннотация
В статье прослежены пути развития специализации в архитектурной деятельности с начала XX века по сегодняшний день. Перечислены и описаны более 20 специализаций в архитектурной деятельности и установлены взаимосвязи между ними, а также в некоторых случаях проведено сравнение между специализациями в иностранной и отечественной архитектурных практиках. Выделяются два направления процесса специализации внутри профессии архитектора: расслоение и расширение профессии, а также выделены специализации «по объекту проектирования» и «по функции внутри процесса проектирования».
Ключевые слова: специализация, эволюция профессии, профессия архитектора.
В этой статье мы рассмотрим возникновение специальных видов занятий в профессии архитектора с начала XX века. При изучении специализации в профессиональной практике архитектора были исследованы уставы профессиональных союзов, нормативные документы (строительные нормы и правила), должностные инструкции проектных организаций, квалификационные требования работодателей к вакантным позициям компании. Особое внимание в статье уделено появлению специализаций в образовательных программах вузов как факту отделения новой профессии или специализации, хотя в практической деятельности такая специализация могла появиться раньше. Данные материалы и документы составили документальную основу проведенного исследования.
Проведенное исследование легло в основу разработанной карты специализаций архитектора с начала XX века по сегодняшний день, включающей более 20 специальностей (рис.). Название специализаций в иностранной практике часто отличается от близких по роду деятельности специализаций в отечественной практике, поэтому наряду с названием на русском языке в статье даны английская и немецкая версии, и при необходимости проанализировано их соотношение.
Архитектор в начале XX века
В начале XX века в России архитекторами называют профессионалов с архитектурным или инженерным образованием, занимающихся «гражданскою архитектурой», владеющих необходимым объемом знаний и опытом для проектирования, руководства производства строительных работ, составления смет и оценки состояния зданий. В статьях энциклопедии Ф. А Брокгауза и И. А Ефрона (1890-1916 гг.) говорится, что в начале XX века архитектурное образование давалось в архитектурном отделении Академии художеств (звания художников архитектуры, академиков и профессоров архитектуры), в Институте гражданских инженеров министерства внутренних дел (звание гражданского инженера) в Санкт-Петербурге и в Московском училище живописи и ваяния (звание архитекторского помощника) [15]. Данные звания позволяли поступить на службу в государственные ведомства по части гражданского строительства, а также, если успешно выдержать специальный экзамен, вести «самостоятельные работы» по строительству [6].
Небывалый строительный бум и развивающаяся промышленная отрасль определяют высокую потребность в специалистах в области инженерного и технологического строительства. Крашенинников АФ. пишет: «к концу ХЗХ века ряд российских учебных заведений технического направления стал выпускать специалистов, получавших право проектировать и возводить сооружения в своей технической области»: инженеров-архитекторов, инженеров-строителей, инженеров-технологов, инженеров-электриков [9,
с. 17]. Данные специалисты имели хорошую подготовку в области строительства и в дальнейшем часто занимались проектированием и строительством гражданских сооружений.
Учебное заведение, которое закончил специалист, чаще определяло возможности будущей карьеры архитектора: архитекторы-художники, выпускавшиеся Академией художеств, поступали на службу в ведомство Императорского двора и трудились над столичными знаковыми объектами; гражданские инженеры, закончившие Институт гражданских инженеров, получали предложения на службу в ведомства Техническо-строительного комитета МВД и могли работать в самом ведомстве или Строительных отделениях губерний России; инженеры-технологи, инженеры-строители, выпускавшиеся техническими и строительными училищами губернских городов, трудились над проектами промышленных сооружений и другими объектами гражданской архитектуры средней технической сложности. Таким образом, иногда специалисты, получившие по окончании обучения звания архитектора или инженера, могли претендовать на одну и ту же должность и выполняли обязанности архитектора.
Специализация архитектора в начале XX века больше происходит по объекту проектирования, его технологическим особенностям, нежели внутри самого процесса проектирования. И. А Казусь в книге «Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования» пишет, что внутренняя иерархия профессии архитектора в частных бюро «исчерпывалась ролями: архитектор (частный предприниматель), его помощники (обеспечивающие контакты со строительными фирмами) и ученики» [8, с. 20]. На рис. к началу XX века мы выделяем в профессии архитектора специализации, определенные архитектурным образованием: архитектор-художник, гражданский инженер, инженер-технолог.
Архитектор-художник — звание присваивалось с 1859 г. успешно прошедшим обучение в Академии художеств. В Академии, наравне с глубоким художественным образованием, давались такие технические предметы, как математика, физика, химия. В разное время Академию художеств закончили такие выдающиеся архитекторы, как А.Н. Воронихин, Н. Л. Бенуа, К. А. Тон, И. А. Фомин, В. А. Щуко и многие другие.
Гражданский инженер - звание присваивалось с начала XIX века и давалось оно специалистам, получившим образование в учебных заведениях в области технического искусства строительства и проектирования гражданских сооружений. Институт гражданских инженеров окончили многие русские и советские архитекторы, сыгравшие значительную роль в развитии отечественного зодчества: И.С. Китнер, Н.В. Васильев, М.М. Перетяткович, В.А и А.А. Веснины, А.И. Гегелло, А.И. Дмитриев, Л.А. Ильин,
А.С. Никольский и др.
Инженер-технолог — звание присваивалось студентам, успешно прошедшим курс наук в технологических институтах (СПб. и Харьковском). Звание давало право «возводить фабричные и заводские здания с их принадлежностями и жилые помещения, в непосредственной связи с ними находящиеся», а также занимать по министерству путей сообщения должности, с которыми соединено производство строительных работ [9, с. 18].
Специализация внутри процесса проектирования
В 30-е годы XX века после прихода к власти большевиков в стране взят курс на индустриализацию. Новые задачи строительства заводов и целых городов вокруг них требовали новых подходов в проектировании. Альберт Кан, американский архитектор, известный как архитектор заводов Форда, получает заказы на проекты первых крупных тракторных заводов в СССР (1929-1932 гг.). Он применяет при проектировании новые «изобретенные им методы ускоренного поточно-конвейерного производства архитектурно-строительной проектной документации» [11]. Данный метод отличался специализацией сотрудников, более типичной для промышленного производства, и позволял сократить время проектирования в десять и более раз. И. А Казусь цитирует архитектора А.К. Бурова, побывавшего в США в фирме Альберта Канна: «Первое впечатление такое, что один делает эскиз, другой план, третий фасад, четвертый интерьеры, пятый, шестой, седьмой, -дцатый - электричество, конструкции, водопровод канализацию, вентиляцию, рефережирацию и т.п.» [8, с. 141]. Опыт ускоренного проектирования Альберта Кана лег в основу создания сначала проектного института
Госпроектстрой, в котором работало 1500 человек, а затем и выстраивания централизованной системы проектных институтов по принципам максимальной специализации труда и «конвейерного изготовления проектно-сметной документации» [11]. В 30-е годы высшие учебные заведения также подвергаются реорганизации: в соответствии с постановлением ВЦИК и СНК СССР № 65 преобразование должно проходить «с резко выраженной специализацией по отдельным отраслям народного хозяйства» [13]. В то же время происходит разделение специальностей «архитектура» и «строительство»: в учебных программах вузов на последних курсах подготовки инженеров и архитекторов вводится узкая специализация.
С 30-х годов формируется специализация внутри проектного процесса, которая существует и сегодня. Со временем специализация увеличивалась, и появлялись новые специалисты внутри прежней структуры.
Главный архитектор проекта, Главный инженер проекта (англ. Project Architect) - специалист с высшим специальным образованием и стажем работы не менее 10 лет, функции которого заключаются в руководстве проектно-изыскательными работами, решении технических вопросов при строительстве, контроле соответствия проекта техническим регламентам и стандартам. Специалисты по ведению проекта в отечественном проектном деле стали называться главным инженером проекта (ГИП) и главным архитектором проекта (ГАП) [14]. Сначала проектами технических сооружений руководил ГИП, жилыми и общественными - Г АП. На сегодняшний день в проектной команде часто есть и ГИП, и Г АП.
Ведущий архитектор (англ. leading architect) - архитектор, выполняющий основные чертежи наиболее сложных объектов, участвующий в подготовке технических заданий и заданий для специалистов смежных разделов; в отличие от Г АП, не несет персональную ответственность.
Архитектор-дизайнер (англ. design architect, architectural designer) -дипломированный архитектор, который в основном занимается эскизным проектированием (дизайн - идея) зданий и городских ландшафтов. Сегодня архитекторы в поиске новых архитектурных идей часто сотрудничают с научными консультантами, дизайнерами-программистами, имадженерами (см. описание ниже).
Архитектор-проектировщик (англ. constructing architect, building designer) -архитектор, выполняющий рабочие чертежи (2D) для строительства. Сильными сторонами архитектора-проектировшика являются междисциплинарный подход, общий охват и доскональное знание всех фаз строительного процесса.
Архитектор-контролер (нем.: Bauueberwachung) - специалист, осуществляющий надзор за строительством и сопровождение реализации проекта.
Специализация по объекту проектирования
Развитие городов и высокие темпы строительства прошлого века приводят к специализации в сфере градостроительства и привлечению в эту область специалистов из других научных областей: градостроитель (англ. urban designer, нем. Stadtplaner), ландшафтный архитектор (англ. landscape architect, нем. Landschaftarchitekt), архитектор-социолог и культуролог города, urban designer (пер. архитектор городской среды).
Градостроитель с 1928 г. (англ. town planner, нем. Stadtplaner) - архитектор, специалист по планировке и застройке городов. Хотя история проектирования городов ведется с древних времен, современное понимание градостроительного искусства и профессиональное обособление градостроителей от архитекторов обозначились в начале XX века: в СССР - в 1928 г., когда Иваницкий АП. открывает первые кафедры градостроительства в ЛИГИ и МИГИ. В США одна из первых программ по планировке городов открылась в Гарвардском университете в 1923 г. [1]. Нужно отметить, что с самого начала городское проектирование (планирование) в зарубежной практике развивалось как мультидисциплинарная область, учитывающая также экономические, политические, социальные аспекты развития городов. Глазычев В.Л. пишет, что «градостроительное планирование (urban planning) - нормативная деятельность по отношению к архитектурной деятельности, претендующей на творческую сферу».
Ландшафтный архитектор (англ. landscape architect, нем. Landschaftarchitekt) -архитектор, специалист в области ландшафтной архитектуры, также владеющий знаниями о растениях, почвах, инженерных системах орошения. В России специализация в практической деятельности возникла в середине XX века. Одним из знаменитых ландшафтных архитекторов России была Залесская Любовь Сергеевна, окончившая в 1929 году ВХУТЕИН, выпускница мастерской H.A. Ладовского. На рубеже 60-70-х годов XX века по ее инициативе в архитектурном институте впервые создается кафедра ландшафтной архитектуры. В Америке в 1899 было основано Американское общество ландшафтных архитекторов, а первая академическая программа по ландшафтной архитектуре была открыта в Гарвардском университете в 1900 г. [1].
Социолог и культуролог города - специалисты, которые в 60-е годы прошлого века привносят в архитектурную деятельность тему «партисипации» (соучастия) - подхода, ориентированного на взаимодействие с местным сообществом горожан, - и активно участвуют в создании новых принципов развития городов. По меткому определению
В.Л. Глазычева, архитекторы здесь начинают специализироваться в роли «адвокатов» по отношению к потребителю, используют специальные социологические методики для изучения потребностей жителей, инициации сопроектирования и соучастия в осуществлении совместно разработанного проекта [4].
Urban designer с 1960 г. - специалист, часто имеющий базовое архитектурное образование, изучающий возможности развития городов с меньшего масштаба, чем urban planner, и учитывающий развитие социо-культурного контекста городской среды. Urban designers появляются в постиндустриальный период развития городов под влиянием новых тенденций в зарубежной практике в области проектирования.
В начале XX века с развитием индустриального производства архитекторов и художников, работающих над созданием частных интерьеров, начинают приглашать для разработки эскизов мебели и других предметов интерьера для массового производства. На предприятиях возникает необходимость в специалистах с художественным подходом и техническим образованием, и архитекторы-художники, обладающие опытом работы с предметами интерьера, становятся первыми дизайнерами промышленных изделий: А. Вельде, А. Гауди, Ч.Р. Макинтош, Ф.Л Райт, Л. Саливен [12, с. 70-80].
Инженер-художник с 1917 г., дизайнер с 1986 (англ. designer) - специалист, занимающийся проектированием и разработкой изделий промышленного производства. Первыми высшими школами дизайна, которые вели профессиональную подготовку специалистов промышленного дизайна, были Баухаус в Веймаре (1919-1925 гг.) и ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (1917-1930 гг.) в Москве [12, с. 100-118]. В 1951 году в ФРГ для подготовки дизайнеров была специально открыта Ульмская школа формообразования, которая стала образцом для многих вновь образующихся центров дизайна в мире. В 1962 году в России создается Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, с этого времени дизайн в нашей стране стал развиваться на государственном уровне [12, с. 230].
Архитектор-дизайнер архитектурной среды с 1986 г. - архитектор, специалист в организации архитектурной среды и проектирования малых архитектурных форм. В КГАСУ (КИСИ) подготовка специалистов архитекторов-дизайнеров была начата в 1986 году на кафедре архитектурного проектирования: в 1993 г. выделилась специальность «дизайнер архитектурной среды», в рамках которой была специализация «дизайн интерьера». Научно-методической базой для ее создания стал ряд крупных научнопроектных разработок под руководством Михайлова С.М. по архитектурнохудожественному оформлению Углича, Новотроицка, Мамадыша, Альметьевска, Сарапула, Орска и других городов России.
Дизайнер интерьера (англ. interior designer, нем. Innenarchitekt), художник-проектировщик интерьера с 1993 г. - архитектор, специалист в области организации и проектирования внутренних пространств. Подготовка дизайнеров-интерьера в России в связи с отсутствием частного заказчика в советский период появилась уже в конце 90-х годов XX века. Так, кафедра интерьера, одна из молодых кафедр КГ АСУ, была создана в июне 2003 года после лицензирования специальности 052500 (070603) - «Искусство интерьера». Специальность «Искусство интерьера» предполагает подготовку
специалистов по трем направлениям: художник-проектировщик интерьера, художник по текстилю в интерьере и художник-проектировщик по художественному металлу в интерьере. В Америке образовательные программы по специализации «дизайн интерьера» появились в 30-х годах прошлого века.
Рис. Карта специализаций архитектора с начала XX века по сегодняшний день
Специализации по функции в процессе проектирования
В США в 60-е годы в строительную сферу приходят знания по теории управления, и возникают специалисты с архитектурным образованием, но специализирующиеся на управлении проектом - менеджеры проекта. В отличие от ранее названных специальностей, которые можно было отнести к группе специальностей по объекту, специальность менеджера проекта относится к группе специализаций по функции, на группу операций в процессе проектирования [4]. Специализация по функции в основном происходит на практике, закреплена в должностных инструкциях, на которые мы часто будем ссылаться.
Менеджер проекта (англ. project manager) - главный менеджер проекта в американских архитектурных бюро - лицензированный архитектор или не зарегистрированный дипломированный архитектор, с более чем 10-летним опытом, который несет общую ответственность за управление проектом, в том числе за контакты с клиентом, планирование и бюджетирование проекта. Менеджеры проекта в Америке могут получать дополнительное образование по управлению проектом [1] или получать
двойные дипломы. В российской архитектурной практике менеджеры проекта стали появляться уже в конце 90-х, когда на рынок стали приходить иностранные компании и приносить свою культуру ведения проекта.
Архитектор-визуализатор (англ. architectural illustrator) - архитектор, специализирующийся в визуализации архитектурного замысла с помощью различных средств графики. В Америке с ростом конкуренции развивается новая область в архитектурном бизнесе - архитектурная презентация проекта. Сначала архитекторы-визуализаторы создавали архитектурные перспективы в ручной графике [1]. Появление компьютерных программ, позволяющих добиваться реалистичного изображения, позволило делать компьютерные визуализации объектов, хотя живописные перспективы в ручной графике также остаются востребованными. В некоторых странах мира (США 1986 г., Австралия, Великобритания и др.) архитекторы визуализаторы объединены в профессиональные союзы. Профессиональная подготовка архитекторов-визуализаторов в нашей стране ведется с 2006 г. в Британской высшей школе дизайна.
Развитие компьютерных технологий в конце 90-х позволило создать компьютерные программы, позволяющие моделировать и изменять объемы и формы объекта (3d Мах, Grasshopper), а позже и создавать модели для обмена технической информацией об объекте (BIM-технологии). В свою очередь, это привело к появлению новых специализаций или гибридных специалистов с образованием архитектора и глубокими знаниями процессов моделирования и даже программирования: дизайнер-программист, В1М-моделлер.
Дизайнер-программист, креативный технолог - специалист в области программирования и дизайна, участвующий в создании новых идей в дизайне и архитектуре с помощью программирования. Вот как характеризует этих новых профессионалов Вадим Смахтин, интерактивный дизайнер-программист: «Хороший креативный технолог должен удачно сочетать в себе качества, которые обычно делят между собой дизайнер и программист».
BIM-моделлер (англ. BIM-modeler) - инженер, который несет ответственность за создание информационных моделей (BIM) зданий для строительства. Технологии по обмену данными в проектировании появились в начале 90-х годов и стали позволять создавать трехмерную модель объекта, связанную с информацией об объекте. BIM модель позволяет автоматически создавать необходимые двухмерные чертежи и спецификации, а также при необходимости выполнять исследования модели здания. Пионером в использовании BIM технологий стал Фрэнк Гери при реализации его объектов.
Квалификационные требования к вакансии BIM моделлера работодателя Irvine, СА FTR International, Inc. - мирового лидера в области проектирования общественных зданий: производство архитектурных моделей BIM и контрактной документации, согласование BIM модели; выполнение обнаружения столкновения в Autodesk Navisworks; построение с помощью семейства Revit-редакторов компонентов BIM, отвечающих за создание компонентов здания; выполнение чертежей/планов, схем и графиков в Revit и/или AutoCAD чертежах; помощь в проектировании дизайнерам и инженерам; создание чертежей/проектов в соответствии с инструкциями, руководствами по CAD/BIM стандартам; изменение архитектурного CAD/BIM-файла для его использования в рабочих чертежах (очистка, аудит, ведение и устранение неполадок); помощь в выборе конструктивной схемы; подготовка проектных предложений для клиентов, работа бок о бок с проектными командами как внутри офиса, так и с внешними проектными командами для завершения BIM проектов.
Технические консультанты (инженеры и проектировщики) - дизайнеры и специалисты технологических центров и фабрик-изготовителей. Эти специалисты появляются в период второй волны индустриализации, когда на смену типизации крупных форм приходят открытые, «системные решения» элементов и частей зданий. В качестве примеров назовем системные решения светопрозрачных конструкций стен и покрытий технологического центра «Schueco» или комплексные решения офисных интерьеров технологического центра «BENE». Здесь так же, как и в случае проектирования по каталогам домостроительных комбинатов, большая часть интеллектуальной работы выполняется внешними по отношению к локальному
архитектору специалистами - инженерами и дизайнерами удаленных технологических центров. Принципиально изменились отношения: уже не архитектор приспосабливается в своих решениях под каталог продукции фабрики, а специалисты удаленных технологических центров ищут наиболее подходящие решения для конкретного проекта.
Научный консультант (англ. project consultant) - архитектор, часто занятый в исследовательской деятельности в университете, обладающий необходимым для проектирования объекта новым объемом знаний. На сегодняшний день объем знаний велик, а скорости разработки проекта и его уникальность требуют вовлечения различных специалистов. Создается сфера консультационных услуг, специалистов, владеющих необходимыми знаниями. Часто такие центры возникают при университетах, потому что университеты - крупные научные центры, имеющие возможность концентрировать у себя специалистов и необходимую инфраструктуру для исследований.
Выводы
Накопление знаний и объективный процесс специализации в сфере интеллектуального труда привели к специализации внутри профессии архитектора: сегодня можно говорить о нескольких десятках специалистов, называющих себя архитекторами. Предложена хронологическая карта специализаций профессии архитектора, с начала XX века по настоящее время.
Исторически углубление профессиональных знаний приводит к появлению новых специализаций, которые возникали внутри архитектурной профессии за счет обособления специальных видов деятельности - происходило расслоение профессии: градостроитель, архитектор городской среды (urban designer), архитектор-дизайнер, дизайнер интерьеров и др. Вместе с этим архитектурная профессия пополнялась приходом в нее новых специалистов и знаний из других сфер деятельности, этот процесс мы называем расширение профессии. К этой группе специалистов следует отнести социологов и культурологов города, программистов, инженеров-технологов фабрик-производителей и т.п.
Специализация внутри профессии архитектора и обособление различных специалистов проходило по двум направлениям. Первое направление - это возникновение специализаций по объекту проектирования: планировка территории города - градостроитель; планировка садов и парков - ландшафтный архитектора организация архитектурно-предметной среды - архитектор-дизайнер и т.п. Второе направление - специализация по функции в процессе проектирования: организация и управление проектом - главный инженер проекта; внешние отношения с заказчиком, согласующими инстанциями, строительными подрядчиками - менеджер проекта; разработка документации для строительства - архитектор-проектировщик и т.п. Специальности по объекту проектирования закреплены в учебных программах. Специализация по функции происходит на практике внутри проектного бюро.
Список литературы
1. Академические программы университета Гарвард. URL: http://www.gsd.harvard.edu /#/academiс-programs/ (дата обращения: 20.09.2012).
2. Акатьева А.О., Новиков Н.М. Профессиональный язык архитектора и средства коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - Казань: ГУП «ТИГП», 2011.
3. Большая советская энциклопедия / Под ред. проф. А.М. Прохорова. - М.: Советская энциклопедия, 1969-1978.
4. Глазычев В. Л. О дизайне. - М.: Искусство, 1970. - 230 с.
5. Глазычев В. Л. Эволюция творчества в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1986.
6. Достоевский А.В. «Записки о всей своей жизни». URL: http://smalt.karelia.ru/ —filolog/dostoev/texts/vospomin/flat4-/htm/flat4.htm (дата обращения 14.12.2012).
7. Иванов В.И. Знаменитые ландшафтные архитекторы. Залесская Любовь Сергеевна // GARDNER.RU: интернет-изд. URL: http://www.gardener.ru/gap/person/page36.php (дата обращения: 20.09.2012).
8. Казусь И. А. Советская архитектура 1920-х годов. Организация проектирования. -М.: Прогресс-Традиция, 2009.
9. Крашенинников АФ. Образование и профессиональные звания зодчих в Российской империи // Архитекторы Российской империи с начала XVIII века и до 1917 года - М.: Гос. научно-исследовательский музей архитектуры им. АВ. Щусева, 2007. - С. 12-18.
10. Мастера советской архитектуры об архитектуре / Под ред. М.Г. Бархина, Т. 1. - М.: Искусство, 1975.
11. Меерович М. А. Альберт Кан в истории советской индустриализации // Архитектон: известия вузов, 2009, № 26.
12. Михайлов С.М., Михайлова АС. История дизайна. Краткий курс: Учеб. пособие для вузов. - М.: Союз дизайнеров России, 2004. - 289 с.
13. «О подготовке технических кадров народного хозяйства». Ст. № 65 // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. -М.: Изд-во народного комиссариата юстиции, 1930, № 6.
14. СНиП 1.06.04-85. Строительные нормы и правила. // Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта.
15. Энциклопедический словарь / Под ред. проф. И.Е. Андреевскаго, К.К. Арсеньева, проф. О.О. Петрушевскаго. - СПб.: Ф.А Брокгаузъ и И.А. Ефронъ, 1890-1970.
16. Internationale Bauausstellung Berlin. Projektuebersicht, Berlin, 1987. - 194 p.
17. Lewis, Roger K. Architect: a candid guide to profession / Roger K. Lewis - Rev. ed. Architecture - Vocational guidance - United States: The MIT press, 1998. - 281 p.
Novikova A.N. - post-graduate student
E-mail: annanovikoval984@gmail.com
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Architectural design process
Resume
The article describes the development of specialization in architectural practice from the beginning of XX century to the present day. This article lists and describes more than 20 specializations in architectural practice and established the relationship between them, and in some cases, the comparison between the majors in foreign and domestic architectural practice. In the article there is a chronological map of specializations in profession of architect, from the early twentieth century to the present.
Historically intensification of professional knowledge leads to new specializations inside the architectural profession through segregation special activities - lamination of the profession: urban planner, urban designer, interior designer, etc. Beside the architectural profession is enriched by the influx of new professionals and knowledge from other areas, this process is called expanding of the profession: city sociologist and cultural studies specialists, architect-programmer, architect-engineer, manufacturers and factories technologists, etc.
Specialization within the profession of architect and segregation of different specialists took place in two ways. The first way - the emergence of specialization by the type of the project: planning the city - urban planner, landscaping and - landscape architect, organization of architectural object environment - the architect-designer, etc. The second way -specialization by the function in the design process: the organization and management of the project - chief project architect (project architect), external relations with the customer, matching authorities, building contractors - project manager; development of documentation for the construction - architect-designer, etc. Historically specialization by the type of the project in architectural profession could be identified in the development of academic programs. Specialization by the function has placed in practice in the architectural offices.
Keywords: specialization, the evolution of the profession, the profession of architect.
ApxumeKmypa sQarnu u coopy±emu. Tfiopqeame KOHqenguu apxumeKmypHPu OeamejibHOGmu
References
1. Harvard University Academic programs. URL: http://www.gsd.harvard.edu/#/academic-programs.
2. Akatyeva A.O., Novikova N.M. Architectural professional communication and presentational techniques: Manual. - Kazan: «Tatinvestgragdanproject», 2011.
3. Great soviet encyclopedia / edited AM. Prohorov. - M.: Soviet encyclopedia, 1969-1978.
4. Glazychev V.L. About design. - M.: Art, 1970. - 230 p.
5. Glazychev V.L. Creativeness evolution in architecture. -M.: Stroiizdat, 1986.
6. Dostoevsky A.V. «Essays about all the life». URL: http://smalt.karelia.ru/~filolog/ dostoev/texts/vospomin/flat4-/htm/flat4.htm.
7. Ivanov V.I. Famous landscape architects. Zalesskaya Lubov Sergeevna // GARDNER.RU: int. magazine. URL: http://www.gardener.ru/gap/person/page36.php.
8. Kazus I. A. Soviet architecture of 1920 years. Architectural practice management. - M.: Progress-Tradiziya, 2009.
9. Krasheninnikov A.F. Education and professional ranks of architects in Russian Empire // Russian Empire architects from the beginning XVIII until 1917 - M.: Gov. scientific-research museum of architecture named by AV. Schusev, 2007. P 12-18.
10. Masters of Soviet architecture speak about architecture / edited by M.G. Barhin. Part 1. -M.: Iskusstvo, 1975.
11. Meerovich M.A. Albert Kan in the history of soviet industrialization // Architecton web magazine, 2009, № 26
12. Michailov S.M., Michailova AS. Design History. Outline: Manual. - M.: Russian Association of Disigners, 2004. - 289 p.
13. «About education of technical staff of national economy», № 65 // Meeting of laws and instructions Workers and Peasant Government RSFSR. - M.: Published by National justice department, 1930, № 6.
14. SNiP 1.06.04-85. Constructional codes and instructions. Chief project engineer (chief architect) responsibilities.
15. Encyclopedia / Edited I.E. Andreevskogo, K.K. Arsenieva, prof. O.O. Petrushevskogo -
S.Petersburg: F.A. Brokgauz and I. A. Efron, 1890-1970.
16. Internationale Bauausstellung Berlin. Projektuebersicht. Berlin, 1987. - 194 p.
17. Lewis, Roger K. Architect: a candid guide to profession / Roger K. Lewis - Rev. ed. Architecture - Vocational guidance - United States: The MIT press, 1998. - 281 p.