учитывая имеющиеся склонности и способности обучающихся, и сделать высшее образование более доступным для талантливой сельской молодежи.
Литература:
1. Кадычегов А.Н., Кадычегова В.И. Взаимодействие «генотип-среда»: Учебно-
методическое пособие для студентов, обучающихся по специальностям: 011600 - Биология, 31200 - Агрономия. Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1998. - 30 с.
2. Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, 2004. - 67 с.
ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
О.П. Миненкова, кандидат педагогических наук,
преподаватель кафедры иностранных языков ACO (КСЮИ)
Динамичность, сложность и противоречивость общественной жизни объективно требуют от государства усиления внимания к социальным проблемам. Сегодня в сознание людей входит новое понятие - социальная анимация, т.е. оживление социальных отношений и связей в обществе.
Социальные педагоги и социальные работники как специалисты различных социальных служб дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя интегративную функцию во взаимосвязи государственно-общественных структур с семьей и личностью. Например, на Западе социальные работники входят в межпрофессиональные группы, где вместе с врачами, учителями, судьями, психологами, юристами и другими специалистами комплексно решают проблемы клиентов. Социальные работники часто выступают инициаторами такого межведомственного подхода. Четкой границы между функциями представителей этих «братских» профессий нет и часто они взаимодополняют или частично заменяют друг друга.
Представляя собой личностную службу помощи людям [1-3, 7], социальная работа нацелена на решение всей со-
вокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда».
Особо значимым в социальной работе является психолого-педагогический опыт. Десять этических стандартов и принципов (конфиденциальность и сохранение тайны, компетентность и профессиональное самосовершенствование, уважение, честность, вежливость и др.), на которых строится работа американских социальных работников [10, т. 2, С. 360-371], базируются на знаниях и практических умениях в области психологии и педагогики.
Выход на профессиональный уровень постановки социальной работы в России требует, чтобы эту профессию избрали люди с особыми личностными качествами, ибо она основана на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания различного рода социальной помощи человеку. Специфика деятельности социального работника предполагает органичное сочетание личностных и профессиональных качеств, широкой образованности, всесторонней подготовленности, эрудиции специалиста и глубоких специальных знаний в какой-либо определенной области.
Практика показывает, что сфера социальной работы расширяется год от года. И хотя социальная работа - единая
*::бие для студентов, обу-:ьностям; 011600 - Био-эмия. Абакан: Издатель-дарственного универси-д. 1998.-30 с. Статистические мето-■ исследованиях (типовые 2004. - 67 с.
СФЕРЫ
языков
са
J
. в контексте «лич-Ш1 среда».
^ым в социальной работ-лого-педагогический ••¡к стандартов и дуальность и со-.тентность и про-зершенствование, ежливость и др.), забота американ-тников [10, т. 2, :я на знаниях и з области психо-
сиональный уро-льной работы в эту профессию особыми личностными основана на этически стве в процесс рода социальной Окаифика деятельно-ка предполагает личностных и про-широкой образо-й подготовленно-джзлиста и глубоких :! в какой-либо опре-
, что сфера со-яется год от го-работа - единая
профессия, ей свойствен широкий спектр специализаций:
• по определенному профилю: социальный педагог-психолог семейного (широкого) профиля, этнолог, специалист по социальной работе в сфере управления, социальный юрист, эколог, валеолог, культуролог; социальные работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, группами риска, медицинский социальный работник и т.д.);
• по определенной возрастной группе (социальная работа с детьми, молодежью, пожилыми людьми);
• по виду учреждения (школьный социальный работник, социальный работник в службе занятости, учреждениях культуры, спорта);
• в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, в воинской среде, специалисты по социальной работе в местах заключения и др.).
Становление в России профессии «социальный работник», ее возрастающий общественный статус, быстро растущая потребность в соответствующих службах социальной защиты людей выдвинули подготовку профессиональных социальных работников на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования.
В российской системе образования накоплен большой опыт в области обучения и подготовки специалистов различного рода профессий, ставших базовыми для комплектования института социальных педагогов и социальных работников. Однако подготовка специалистов собственно в этой области сдерживалась вплоть до официального введения профессии социального работника в 1990 -1991 гг.
Содержание профессиональной подготовки социального работника представляет собой взаимосвязь базового, общего блока; дополнительного блока с учетом специализации; и индивидуального блока, выражающего дифференциацию
и индивидуализацию процесса обучения и воспитания. Содержание и организационные формы подготовки определяются принципами непрерывного образования, положениями концепции социальной педагогики и социальной работы.
Совершенно очевидно, что специалиста, профессионала в области социальной работы невозможно сформировать уже на этапе вузовской подготовки. Его надо выявлять с детского возраста.
Особенности этических стандартов деятельности социального педагога и социального работника [2, 10], особая деликатность этой профессии делают, таким образом, принципиально важным предельно ранний отбор будущих специалистов и придают особую значимость до-профессиональному этапу их подготовки. Ярким примером допрофессиональной подготовки кадров социальных педагогов явились смены юных социальных педагогов в «Артеке» в 1991 году и в «Орленке» в 1992 году [9, С. 37-44].
Таким образом, включение детей и подростков в социальнополезную деятельность позволяет выявлять социально активных людей на раннем этапе их развития, когда им требуется поддержка и помощь в определении своих возможностей, профессиональных интересов. Нужно дать ребятам возможность реализовать инициативу, творческий потенциал через такую деятельность, ибо «...призвание -прежде всего продукт жизненного опыта, оно складывается на основе тех сведений, которыми располагает человек о профессии и о себе. Поэтому вряд ли можно всерьез говорить о безоговорочном следовании тому призванию, которое сложилось у человека с ограниченным знанием профессии и без собственного трудового опыта» [4, С. 7].
Выбор профессии - исключительно ответственный, сложный и сугубо индивидуальный процесс для каждого. Ему должны предшествовать изучение способностей, склонностей, практическая проверка своей профессиональной пригодности. Социальная работа - одна из
тех немногих областей, где молодые люди могут попробовать себя уже сегодня, не дожидаясь окончания школы, вуза, и сделать правильный выбор, избегая ошибок, которые могут обернуться впоследствии бедой не только для личности (психотравма или потеря здоровья), но и для общества.
Д.И. Менделеев писал, что «.. .к педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность» [8, С. 235]. Сегодня эти слова с полной уверенностью можно отнести и к профессии социального работника.
Опыт показывает, что сотрудничество социальных работников, взрослых и детей, открывает большие перспективы и выливается в конкретный результат: побеждают добрые и простые общечеловеческие ценности, милосердие, ослабляется социальная напряженность.
Допрофессиональная подготовка и отбор специалистов осуществляется в социально-педагогических классах общеобразовательных и профессионально-технических школ; школах помощника социального работника (педагога), системе культурологического, валеологическо-го, экологического и другого гуманитарного образования на базе старших классов, а также среди взрослого населения, проявляющего интерес к социальной работе. Идея допрофессиональной подготовки помощников социальных работников формируется и развивается в быстрорастущем движении детских и молодежных инициатив.
Базовая подготовка специалиста включает дневную, вечернюю и заочную формы обучения. Она проводится по государственному заказу и на договорной основе.
Программа подготовки специалиста строится на междисциплинарной, инте-
гративной основе и включает изучение целостных социальных структур, различных уровней и разнообразных форм жизнедеятельности, элементы знаний из различных областей гуманитарных наук (философии, истории, психологии, педагогики, политологии, культурологии, медицины, права, этики, социологии, экономики и др.); предусматривает дисциплины, определяемые спецификой заведения, формирование практических умений и навыков социальной работы; исследовательскую деятельность. Социальный работник должен знать основные закономерности развития личности в различных условиях, на всех возрастных этапах, специфику формирования отношений в социуме; экологическую, демографическую, социально-педагогическую характеристику различных сфер микросреды; формы и методы социальной работы с семьей, различными группами и категориями населения; функции, права и обязанности современных государственных и общественных институтов по отношению к семье и личности; концепцию и программу современной социальной политики; основы трудового законодательства, семейного права; методику и технологию диагностики личности и ее микросреды; иметь навыки анализа и программирования социальной работы, проведения социально-педагогических исследований, уметь действовать в соответствии с кодексом этики социального педагога и социального работника.
Известно, что овладение теоретическими основами будущей специальности должно идти одновременно и в тесной связи с освоением практики социальной работы. Благодаря этому осуществляется целостная подготовка и в то же время формируется разносторонняя, достаточно глубокая, социально активная личность специалиста.
Специальная предметная подготовка не должна быть самодовлеющей в структуре учебного плана подготовки. Предметные знания составляют тот материал и фон, на котором впоследствии будет про-
Высшее образование
зключает изучение - структур, различ-азных форм жиз-ы знаний из раз-унитарных наук тфлл. психологии, педа------ культурологии, ме-социологии, эко-:':атривает дисцип-.лгцификой заведе-?актических умений ьа:н работы; исследо-- ность. Социальный . -ъ основные законо-сти в различных частных этапах, ¡я отношений в демографиче-пческую харак-ер микросреды; _:ьной работы с лпами и катего-:;и, права и обя-осударственных тов по отноше-н: концепцию и социальной по-•з законодатель-.тодику и техно-
__: :сти и ее микро-
: анализа и програм-работы, проведе-»еских исследо-в соответствии ьного педагога и
■владение теоретиче-специальности яно и в тесной захтики социальной зму осуществляется 1 я в та же время :ронняя, достаточно ивная личность
?ная подготовка
_____веющей в струк-
ЛЬв подготовки. Предки злзют тот материал и р: -; т.твии будет про-
ходить деятельность социального работника.
Известно, что социальная работа осуществляется в процессе воспроизводства и развития сложной системы человеческих отношений, социальных институтов и т.п., которые обеспечиваются и развертываются в трех основных направлениях человеческой активности: деятельность, поведение, общение [6; 8, С. 11].
Социальный работник в достаточной мере должен владеть арсеналом профессиональных особенностей данных форм человеческого бытия. Образцы опыта, предписания, знания, умения, навыки, черты, цели, ценности и регулятивы воплощаются в профессиональных программах поведения, общения и деятельности специалиста социальной сферы. Они составляют, его профессиональный «код», в котором хранится, транслируется информация и куда в результате творчества поступает все новое. В процессе обучения и воспитания студента происходит передача будущим специалистам сложившихся и непрерывно обновляемых программ, как сгустков накопленного теоретического и практического опыта.
В рамках концепции подготовки социального работника следует сформировать, вычленить некоторые идеи (цели-ориентации), регулятивы, умения, особо значимые для будущего специалиста. Исходя из такого рода определений, возможно сознательное, просчитанное как тенденция, направленное движение к оптимальным состояниям и качествам подготовки.
Профессиональная подготовка социального работника представляет собой многостороннюю систему, объединяющую относительно самостоятельные, но взаимосвязанные и взаимообусловленные системы подготовки. Все компоненты профессиональной подготовки образуют интегративную целостность, которая обладает общей целью, общими принципами, единой внутренней организацией, характеризуется взаимосвязью и взаимозависимостью различных структурных
элементов и активно взаимодействует с внешней средой.
Лейтмотивом перемен, происходящих ныне в стратегии обучения и воспитания специалистов, является и, вероятно, будет оставаться в перспективе проблематика человека и гуманизма. В условиях доминирования общецивилизованных процессов все большее значение приобретают не столько технологические, технические и чисто социальные, сколько антропологические факторы - развитие человека, его образование, воспитание, культура, нравственность, душевность и духовность. Поэтому в поисках конструктивных теорий, входящих в содержание подготовки специалистов социальной сферы, следует руководствоваться не знанием ради знания, а знанием ради более гуманного мира.
В подготовке специалиста социальной сферы следует учитывать и иные -вненаучные формы знания. В реальной жизни научные знания функционируют вместе с ненаучными. Новые условия требуют и новой стратегии подготовки.
Уже сейчас профессиональное образование сталкивается с целым спектром нестандартных моделей подготовки социального работника. Так, в учебный процесс включают мастерство актера, основы прикладного искусства, риторику, логику и другие необычные компоненты, расширяющие возможности социального работника. Представляется, например, эффективным использование в подготовке социального работника театральной педагогики. Школа театрального тренинга, этюды в реальности задействуют канал эмоциональной памяти и являются хорошей базой для будущего специалиста в социальной сфере.
Необходимость введения курса «мастерство актера» для социального работника определяется тем, что актерская деятельность выступает как аналог жизнедеятельности человека, где главной функцией является одухотворяющее общение: видимое, переживаемое и многоуровневое. Работа актера - это творение
человеческого поведения в целом. По определению П.В. Симонова, «театр - это моделирование бытия и человеческой деятельности» [8, С. 26]. В искусстве театра происходит живое, непосредственное общение человека с человеком, общение как изменяющееся взаимодействие людей.
Указанные характеристики театрального искусства проецируются и на социальную работу. Социальный работник, как и актер, должен быть мыслителем, тончайшим психологом, исследователем глубин человеческого ума и сердца. Поскольку ряд профессионально значимых качеств актера и социального работника совпадает, то обоснованным выглядит предположение об их развитии средствами театра. В первую очередь, речь идет о выраженной социальной общительности, экстравертированности, интеллекте, эмоциональной утонченности, способности к сопереживанию, эмоциональной заразительности, активности и энергичности.
Важнейшим базовым компонентом содержания образования должна стать общая культура, в сторону которой перемещается «центр тяжести» в подготовке социального работника. Поэтому одной из отличительных черт подготовки специалистов становится культурологический аспект. Актуальнейшая задача -пробуждение творческого потенциала личности социального работника, так как только творческая личность способна гибко реагировать на постоянно изменяющиеся условия социума, выбирать адекватные формы актуализации и обновления знаний и умений, спектра действий, формировать способности активизации творческого потенциала.
Существует ряд условий профессионального становления будущих социальных работников в процессе обучения [6]. Внешние условия: профессиональная информативность содержания обучения; сочетание обучения с целенаправленной профессиональной деятельностью; правильная установка в учебном коллективе на будущую работу. Внутренние усло-
вия: осознанно-эмоциональное овладение профессионально значимыми знаниями и умениями, направленность познавательного интереса на будущую деятельность.
Можно выделить два больших и связанных между собой блока содержательных стратегем подготовки специалистов: первый блок - наиболее крупные содержательные параметры, отражающие характеристики предмета профессиональной деятельности. Они выступают в качестве базисных и задают содержательный характер профессиональной подготовки студента. В состав данного блока входят, например, идеи, лежащие в основании профессии: идея состояния современной социальной педагогики; социальной работы; социальной помощи; социальной микросреды; социальной терапии и т.д.; второй блок - особые типы стратегем, в которых выражены планетарные ценности.
Задача преподавателя заключается в создании такой учебно-методической среды, в которой можно было бы сформировать и развить необходимые качества, знания и умения. Причем не преподаватель должен вести студента к поставленной цели, а студент, опираясь на помощь преподавателя в условиях учебной модели профессиональной среды, должен самостоятельно и активно добиваться поставленной цели.
Таким образом, концепция стратегии подготовки специалиста социальной сферы включает:
• определение состава профессионально значимых качеств, которыми должен владеть специалист;
• построение на этой основе модели готовности специалистов к профессиональной деятельности;
• изучение профессиональной среды и проведение ее анализа для разработки учебно-информационной модели профессиональной среды;
• коррекция, «присвоение» и самостоятельное достижение поставленных
эмоциональное овладе-хьно значимыми зна-направленность по-ит'греса на будущую дея-
п-^тъ два больших и свя-ггг»: л блока содержатель-:товки специалистов: " - "-0 крупные содер-отражающие ха-. профессиональ-ыступают в каче-: содержательный -.ной подготовки ого блока входят, :ше в основании ния современной социальной ра-1ди; социальной л терапии и т.д.; ;ты стратегем, в .нетарные ценно-
:я заключается в "но-методической : было бы сфор-"ходимые качест-тчем не препода-;• дента к постав-опираясь на по-гловиях учебной
___::й среды, должен
активно добиваться
юнцепция стратегии -па социальной сфе-
целей обучения на длительный период времени.
• Стратегия подготовки специалиста должна учитывать, что:
• профессиональная подготовка основывается на современной науке;
• основной задачей и целями подготовки специалиста является наиболее полное соответствие требованиям квалификационной характеристики социального работника;
• подготовка специалистов по социальной работе осуществляется по нескольким взаимосвязанным направлениям;
• теоретические знания подкрепляются практическими навыками в конкретных условиях социальной работы.
Можно выделить следующие основные задачи подготовки социальных работников [5]:
• диагностика профессиональной пригодности к социальной работе и научно обоснованный отбор будущих специалистов;
• структурное единство системы отбора, допрофессиональной подготовки, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;
• функциональная наполненность содержания образования, обеспечивающая социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений;
• взаимосвязь научной, методологической, специальной, психолого-педаго-
гическои подготовки специалистов;
• формирование стиля мышления, необходимого для профессионального самосовершенствования и роста.
Литература:
1. Бочарова В.Г. Социальная работа: знакомство с профессией. - Москва, 1993. - 97 с.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - SVR - Аргус, 1984. - 208 с.
3. Бочарова В.Г. Социальная служба: состояние и тенденции развития // Педагогика. -1992.-№3,4.-С. 20-27.
4. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1970. - 272 с.
5. Диагностика профессиональных способностей, система отбора социальных педагогов и социальных работников / Под ред. В.Н. Келасьева. - Москва, 1994. - 127 с.
6. Мухаметзянова Г.В., Юдин В.П. Социальная работа: защита личности, подготовка кадров, социальная служба. - Казань, 1995. -41с.
7. Рамон Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник как профессия //Alma Mater. -1991. - № 11. - С. 45-54. 8. Социальная работа: опыт и перспективы. Тезисы и доклады международной конференции / Научн. ред. В.Г. Бочарова, Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленни-кова / ИССО РАО. - Казань, 1995. - 248 с.
9. Социальная работа. АСОПиР. - М.. № 1(2)-93.
10. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. В 2 т. -Москва-Тула, 1993.-850 с.
: состава профессио-; «ачеств, которыми т&тист;
а. этой основе моде-
1Листов к профес-»
сиональной сре-Е шализа для разработ-иой модели про-
своение» и само-:е поставленных
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ЛОГИКЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЯ
Л.Ю. Мухаметзянова, к.п.н., с.н.с. ИПП ПО РАО
Актуальность темы сотворчества педагогов и студентов в процессе педагогического общения, подготовки педагогов к такому взаимодействию с учениками
обусловлена тем, что изменилась парадигма образования, его идеал. Идеалом педагогики 60-х годов был «человек образованный», способный быстро освоить