педагогики для обеспечения качества социально-педагогического образования; доминирующие в обществе социально-культурные ценности, концептуальные посылки в деятельности специалистов социальных служб и ключевые приоритеты социальной политики, в соответствии с которыми и ведется подготовка социальных работников и/или социальных педагогов.
Сегодня наблюдаются две основные тенденции профессионального развития специалистов профессии «социальная работа».
Сохраняется дифференцированный подход к профессиональному развитию социальных работников как основных специалистов социальных служб США и Англии — стран, имеющих наибольший опыт в этой сфере деятельности. Однако в его контексте происходит наполнение педагогическим содержанием профессиональных моделей социальных работников и, соответственно, процессов их обучения.
В развитых европейских странах доминирует интегративный подход в профессиональном развитии специалистов профессии «социальная работа», направленный на формирование интегра-тивных умений социального работника и социального педагога и позволяющий работать специалисту одинаково эффективно в разнородных социальных и социально-педагогических системах.
В ключе современных тенденций в России все более и более осознается необходимость внедрения интегративных подходов в социальную работу и профессиональную подготовку кадров для нее. Однако в массовой отечественной практике все еще наблюдается разделение специалистов профессии на социальных педагогов и социальных работников.
Примечания
1. Топчий А. В. К истории формирования в России системы подготовки и переподготовки специалистов по социальной работе // Высшее профессиональное образование в области социальной работы: опыт и проблемы. М.: МГСУ, 2002. С. 23.
2. Холостова Е. И. Социальная политика. М.: СТИ МГУС, 2000.
3. Бернард В. Социальная работа в американской коммюнити // Социальная педагогика в России. 2008. № 4. С. 55.
4. Козлов А. А. Зарубежный опыт социальной работы: проблемы и возможности использования в России // Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: спецвыпуск / под ред. В. И. Жукова. М.: Союз, 1996.
5. Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования: тез. докл. российско-американского семинара по проблемам образования / Комитет социальной педагогики и социальной работы. 25-27 мая 1993 г. Екатеринбург, 1993.
6. Трегубова Т. М. Новые вызовы волонтерскому движению в колледжах США // Добровольческая деятельность как эффективный способ воспитания и об-
разования студентов: темат. сб. М.: ИПР СПО, 2005. С. 28-39.
7. Аенская Е. А. Качество образования и качество подготовки учителя // Вопросы образования. 2008. № 4. С. 86.
8. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / под ред. Ш. Рамон: пер. с англ. Л. В. Соловьевой. М.: Аспект Пресс, 1997.
9. Бочарова В. Г. Социальная педагогика: диалог науки и практики // Педагогика. 2003. № 9. С. 8.
10. Социальная педагогика: монография / под ред.
B. Г. Бочаровой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
11. Там же. С. 49.
12. Березкин Ю. К., Сидоров В. Н. Социальный педагог. Общие подходы к его подготовке // Теория и практика социальной работы; отечественный и зарубежный опыт: в 2 т. М.; Тула: АСОПиР, 1993. Т. 2.
C. 275-278; Мухаметзянова Г. В., Мухаметзяно-ва Ф. Ш. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004.
13. Холостова Е. И. Указ. соч.
УДК 378
О. В. Серова, Ю. Н. Петров
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы развития будущих педагогов-дизайнеров в условиях динамического развития и модернизации современного общества. Авторами показаны и определены дидактические условия, которые наиболее полно обеспечивают результативность проектных заданий.
The paper examines the theoretical aspects of the development of future teachers-designers in dynamic development and modernization of the modern society. Authors are shown and identified didactic conditions that best ensure the effectiveness of project tasks.
Ключевые слова: дидактические условия, развитие, метод проектов, педагог-дизайнер.
Keywords: didactic conditions, development, project method, teacher and designer.
Интенсивное развитие социума, активное обновление технологий, высокая скорость информационного потока обусловливают необходимость постоянного совершенствования профессиональной подготовки. В полной мере это относится и к профессии педагог-дизайнер, где он должен гибко реагировать на изменение внешней среды, учитывать постоянно изменяющиеся желания и возможности общества, расширять
© Серова О. В., Петров Ю. Н., 2013
О. В. Серова, Ю. Н. Петров. Дидактические условия развития будущих педагогов-дизайнеров.
свои знания и умения в области современных материалов и технологий.
Вопрос подготовки педагогов-дизайнеров обусловлен необходимостью повышения эффективности профессионального образования специалистов данной отрасли, что связано с динамизмом развития и модернизацией современного общества, с его возрастающими потребностями в самых разных услугах.
В первую очередь мы хотели бы охарактеризовать ориентацию на профессиональное развитие в системе дисциплин профессионального цикла. Базовой дисциплиной, отправной точкой для профессионального развития будущих педагогов-дизайнеров специальности «Профессиональное обучение (дизайн)» являются дисциплины общекультурного и профессионального циклов.
Изучение студентами этих дисциплин в вузе способствует:
— профессиональному развитию личности будущего педагога-дизайнера, направленного на развитие методики преподавания и на формирование аналитической, проектировочной, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм технологической деятельности педагога;
— воспитанию гражданской ответственности и чувства собственного достоинства на основе профессиональной педагогической деятельности;
— овладению дидактическим проектированием: целей, содержания, методов и средств в производственном обучении и лабораторно-практи-ческой деятельности;
— освоению системы знания о методических основах методики профессионального обучения;
— овладению умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в производственном обучении;
— формированию способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений педагог — студент.
Основой активного развития будущего педагога-дизайнера является эффективная организация такого процесса обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое задание и приобретая новый учебный и жизненный опыт [1].
Подобная организация дидактического процесса может быть осуществлена с помощью метода проектов, который в последующие годы приобрел особую популярность в образовательной практике учебных заведений.
Актуальность проектной деятельности состоит в том, что она, во-первых, инициирует нестандартные решения; во-вторых, она практико-ори-ентирована, всегда направлена на конкретные нужды; в-третьих, включает в поиск не только административные структуры, но и рядовых исполнителей, развивает социальную активность и ответственность.
Проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы, содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагогической деятельности. Это своеобразная технология педагогической мыследеятельности. Если с методологической точки зрения проектная деятельность — смыс-лообразующая, ценностная, ресурсная культура педагога, то с технологической — это культура постановки проблемы, ее обсуждения, культура достижения взаимопонимания и взаимодействия.
Проблеме использования метода проектов посвящены исследования С. Т. Шацкого, В. М. Ше-пель, Н. А. Масюкова, Е. С. Заир-Бек, В. Е. Радионова, В. В. Серикова, В. Д. Симоненко и др.
Проектная деятельность меняет позиции преподавателя и студента в учебном процессе.
В частности, обучающиеся:
— самостоятельно приобретают дополнительные знания из разных источников;
— учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
— приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
— развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения), проектировочные и творческие способности;
— развивают системное мышление.
Преподаватель получает возможность:
— развивать собственные способности к моделированию, прогнозированию, проектированию и планированию образовательных объектов и систем, применять на практике современные педагогические и технологические разработки;
— организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей обучающихся, повысить мотивацию образовательной деятельности;
— широко использовать современные информационные и педагогические технологии, мобильно и многовариантно организовывать процесс обучения и воспитания.
Эффективность развития будущих педагогов-дизайнеров на основе проектной деятельности определяется дидактическими условиями, которые необходимо исследовать, разработать, реализовать.
Любая дидактическая система может успешно функционировать лишь при соблюдении определенных условий. Опираясь на исследования О. А. Абдуллиной, В. П. Беспалько [2], посвященные проектированию, разработке и совершенствованию дидактических систем, можно выделить ряд условий эффективного функционирования системы развития будущих педагогов-дизайнеров.
Под дидактическими условиями развития педагогов-дизайнеров мы будем понимать совокупность факторов, норм, процедур, обеспечивающих оптимальное функционирование учебного процесса в целом и отдельных его компонентов, направленных на развитие профессиональной культуры педагога-дизайнера и на профессиональную деятельность.
Разработкой технологических характеристик отдельных компонентов дидактических условий занимались многие дидакты отечественной педагогики:
— проблемой содержания образования — И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин;
— методов обучения — Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер;
— форм организации обучения — А. А. Будар-ный;
— принципов обучения — Ю. К. Бабанский;
— целей обучения — В. П. Беспалько, В. И. Заг-вязинский, В. Оконь, М. В. Кларин.
В качестве ведущих дидактических условий как обстоятельств, от которых зависит характер протекания процесса курсового обучения, Т. А. За-тямина выделяет: целевые установки, требования к содержанию программ курсового обучения и ведущие педагогические средства.
П. И. Образцов выделяет следующие дидактические условия: своевременная диагностика и контроль профессионального становления обучаемых; комплексное применение современных средств, организация качественного управления познавательной деятельностью, создание учебно-методической и материальной базы обучения; формирование у обучаемых и преподавателей положительной мотивации [3].
А. В. Козачек предлагает семь основных дидактических условий, обеспечивающих эффективную подготовку специалистов [4]:
— направленность процесса обучения и всех его элементов на достижение заданной цели подготовки студентов;
— полномасштабное и систематизированное применение современных средств при обучении;
— разработка и постоянное пополнение учебно-методической и материальной базы процесса подготовки специалистов;
— постоянный и непрерывный контроль и управление формированием профессиональной
культуры обучаемых на всех этапах учебного процесса;
— активизация учебно-познавательной деятельности студентов, формирование у преподавателей и обучаемых положительной мотивации;
— системно-целостный подход к организации профессиональной подготовки испециалиста.
Исследовав различные дидактические условия, можно выделить следующие, чтобы обеспечить результативность проектных заданий:
— соответствие цели и содержания обучения выполняемой обучающей деятельности;
— вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкое осознание где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
— совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем;
— свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах образовательного учреждения, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
— позиция педагога — позиция фасилизатора, т. е. позиция сотрудничества, демократического взаимодействия, помощи, вдохновения, внимания к личной инициативе обучающегося, к росту его личности;
— знание дается как системное, междисциплинарное, обобщенное в многообразные формы поисковой, мыслительной деятельности, продуктивного творческого процесса;
— отказ от оценки за соответствие заданному образцу действия или поведения.
Подводя итог, необходимо отметить, что системная интеграция научных знаний и практических действий, способствовавших развитию заинтересованности студента в самостоятельном поиске решения проблем, формированию умений конструировать свою деятельность на основе конкретных практических требований, приобретению опыта самостоятельной творческой деятельности, привлечению к активному поиску и осознанному выбору путей самореализации, будет более эффективной, если будут соблюдены определённые условия.
Создать такие условия, оставаясь в рамках традиционных педагогических подходов, не представляется возможным. Ведь, предлагая готовые знания для пассивного восприятия и репродукции, нельзя выработать потребность в непрерывном образовании и саморазвитии, под-
Т. Ю. Горовая. Интернет-тестирование как средство формирования профессиональных компетенций.
готовить к ситуации постоянных изменений в требованиях к профессиональной. Именно поэтому так важно для развития будущих педагогов-дизайнеров использовать в учебном процессе метод проектов.
Примечания
1. Романова Е. С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.
2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Педагогика, 1995.
3. Образцов П. И. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии / под ред. С. А. Смирнова. Изд. 4-е, перераб. М.: Академия, 2001.
4. Шашков В. И. Педагогическая технология в учебном процессе. Н. Новгород: ВИПИ, 1998.
УДК 378.147.227
Т. Ю. Горовая
ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
В статье рассматривается технология внедрения интернет-тестирования в учебный процесс вуза в качестве средства формирования профессиональных компетенций, указанных в Федеральном образовательном стандарте.
The article discusses the technology of the Internet-testing in the learning process of the university as a means of building professional competencies specified in the federal education standards.
Ключевые слова: интернет-тестирование, профессиональная компетентность, компетенции.
Keywords: Internet testing, professional competence, the competence.
С 2005 г. в систему вузовского мониторинга было введено федеральное интернет-тестирование, которое позволяет диагностировать и отслеживать реальный уровень подготовки студентов и его соответствие требованиям государственных образовательных стандартов.
Технология, созданная для федерального интернет-тестирования, используется нами для внут-ривузовской системы оценки качества подготовки студентов. Тестирование является важным и педагогически ценным методом, который даёт возможность статистически точно анализировать процесс получения образования, искоренять недочёты и видеть перспективы его развития.
© Горовая Т. Ю., 2013
Конечно, это не идеальный и далеко не единственный метод объективного диагностирования знаний и умений. В тестировании имеется и ряд недостатков, среди которых:
- вероятность случайного выбора ответа;
- отсутствие речевого аппарата, делающего невозможным проследить логику рассуждения обучаемого;
- проблематичность того, что не будет ли обучаемый подсознательно запоминать и неверные ответы, которые приводятся в заданиях множественного выбора;
- приверженность к одному какому-либо методу составления тестов и др.
Однако мы считаем, что при всех своих недостатках на сегодня тестирование является наиболее объективным и эффективным инструментом диагностирования уровня сформированнос-ти знаний и компетенций обучаемых, это научно обоснованный метод решения широкого спектра педагогических задач.
Для вузовской системы, в отличие от школьного обучения, характерно усиление роли тематического и итогового контроля, что неоправданно принижает роль текущего повторения, вступает в противоречие со свойствами памяти, нарушает закономерности учебного процесса и тем самым резко снижает качество знаний по предмету. Проблема качества вузовского образования осложняется ещё и тем, что сами студенты не всегда осознанно относятся к учебе, к выполнению требований программы, зачастую не проявляют заинтересованности и творческого подхода к решению поставленных учебных задач. Поэтому необходимо использование интернет-тестирования в качестве:
- диагностирующего контроля, который позволяет определить уровень знаний и умений студентов, сконцентрировать внимание преподавателя и учащихся на выявленных пробелах в нормативных и коммуникативных аспектах культуры речи;
- текущего контроля, дающего возможность своевременно корректировать работу преподавателя и студентов;
- итогового контроля, позволяющего совершенствовать методику преподавания предмета;
- заключительного контроля, результаты которого должны соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов, так как он проводится по окончании студентом высшего учебного заведения [Масленников А. С., Петровский М. В. О модели формирования выборки студентов для тестирования при проведении аттестационной экспертизы вуза // Информатика и системы управления 2011. № 4. С. 99-103].
В эпоху информатизации возрос интерес педагогической общественности к тестам как фор-