Научная статья на тему 'Модель профессионального развития будущих педагогов-дизайнеров'

Модель профессионального развития будущих педагогов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ-ДИЗАЙНЕР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ / PEDAGOGUE-DESIGNER / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серова Ольга Васильевна

В статье рассмотрены теоретические аспекты профессионального развития будущих педагогов-дизайнеров. Автором разработана модель развития будущих педагогов-дизайнеров в которой определены теоретические аспекты, дидактические условия, организационно-педагогическая деятельность профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model for professional development of future teachers-designers

The article deals with the theoretical aspects of the professional development of future teachersdesigners. The authors developed a model of the development of future teachers designers which defines the theoretical aspects, teaching conditions, organizational and educational activities for professional development.

Текст научной работы на тему «Модель профессионального развития будущих педагогов-дизайнеров»

фессионалов, т.е. оно отвечает за мышление людей, их мировоззрение, личностный рост и гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития. Мы убедились, что модель актуализирующего взаимодействия жизнеспособна не только в обучении иностранному языку, но также успешна и в подготовке будущих музыкантов. Являясь вероятностной моделью, она открыта для сотворчества в разных сферах межличностных от-

ношений и, очевидно, не только в интер-индиви-дуальных системах образовательного типа.

Библиографический список

1. Рябова Н.М. Актуализирующее взаимодействие преподавателя и студентов в учебно-познавательном процессе как способ достижения педагогических целей: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 1996. - 20 с.

УДК 378

Серова Ольга Васильевна

Нижегородский государственный педагогический университет

vgipu@vgipu.nnov.ru

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

В статье рассмотрены теоретические аспекты профессионального развития будущих педагогов-дизайнеров. Автором разработана модель развития будущих педагогов-дизайнеров в которой определены теоретические аспекты, дидактические условия, организационно-педагогическая деятельность профессионального развития. Ключевые слова: педагог-дизайнер, профессиональное развитие, модель.

Современный этап развития человечества отличается тем, что на смену века энергетики приходит век информатики. Происходит интенсивное внедрение новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Встаёт реальная проблема перехода в информационное общество, для которого приоритетным должно стать развитие качества образования. Изменяется и структура знаний. Всё большее значение для практической жизни приобретают фундаментальные знания, способствующие творческому развитию личности.

Проблема развития будущих профессионалов в образовательных учреждениях России становится всё более актуальной. Смена идеологии, традиционных социально-экономических отношений, изменения в политике государства, несомненно, накладывают отпечаток на специфику образовательного процесса.

Особенно сложным в современных условиях оказалось профессиональное обучение по такой специальности как педагог-дизайнер. Открытое в педагогических вузах, где не было традиций, связанных с особенностями обучения художественным специальностям, это отраслевое направление столкнулось с целым рядом проблем, понимание которых, а также их решение, невозможно без анализа сложившейся ситуации и понятия педагогического моделирования профессионального развития педа-гогов-дизайнеров.

Педагог профессионального обучения и дизайнер - специалист, чья деятельность связана с реализацией многих потребностей человека, отражённых в теории А. Маслоу, от чувства защищённости до любви к людям, чувства профессиональной компетентности и реализации потребности высшего

уровня, связанной с самоактуализацией, креативностью, стремлением к прекрасному.

Развитие будущих педагогов-дизайнеров рассматривается в русле новых концепций профессионального образования, которые сложились в последнее время в связи с изменившимися условиями социально-экономической среды.

Целью высшего профессионального образования является подготовка работника, способного:

- осуществлять эффективную трудовую деятельность на различных предприятиях;

- прогнозировать не только технико-технологические, но и социально-экономические перспективы конкретного производства;

- совмещать, при необходимости, управленческие и исполнительские функции;

- хорошо ориентироваться на рынке труда во время поиска работы и при необходимости уметь создавать своё собственное производство.

Проблемы создания модели личности выпускника образовательного учреждения рассматриваются в работах С.Я. Батышева, В.С. Безруковой, Б.С. Гершунского, А.А. Кирсанова, И.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Н.Ф. Талызиной и других [1; 2; 3].

С.М. Маркова и Е.П. Седых выделяют следующие составляющие модели специалиста:

- профессиограмму (как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста);

- профессионально-квалификационные требования - описание конкретного содержания деятельности специалиста;

- профессиональная компетентность, как сочетание необходимых видов деятельности и степени их квалификации [4].

90

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Серова О.В., 2012

Внутренний

фактор

Организованный и качественный образовательный процесс в педагогическом вузе

Внешний

фактор

Цель: профессиональное развитие будущих педагогов-дизайнеров

Структурные компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный,

эмоционально-волевой

Т еоретические подходы, принципы развития будущих недагогов-дизайнеров

подходы

системный личностно- деятельностный компетент- ностный модульный

целост-

ности

принципы

I

непрерыв-

ности

субъектив-

ности

Дидактические условия: развитие профессиональных качеств будущих педагогов-дизайнеров; компьютерная поддержка аудиторной и внеаудиторной работы студентов; внедрение разработанной педагогической технологии проведения практических занятий; внедрение в учебный процесс разработанной системы проектов; критерии развития будущих педагогов-дизайнеров.

Содержание обучения: реализация авторской программы «Профессиональное развитие будущих педа-гогов-дизайнеров с использованием проектного метода»

Система проектов

Формы организации процесса обучения

Традиционные лекции, нрактиче-ские занятия

Лекции-визуализации (с использованием компьютерных презентаций); авторская педагогическая технология; практические занятия с использованием ресурсов интернета

Т ворческая работа студентов в группах с применением ИКТ; самостоятельная работа студентов с образовательными ресурсами сети Интернет; контроль знаний студентов с помощью интернет-технологий; оп-1ше-тестирование

Организационно-педагогические условия

X

информационные

научно-

методиче-

X

материально-

технические

X

финансово-

экономические

организационно-

управленческие

Результат: высокий уровень профессионального развития будущих недагогов-дизайнеров

Рис. 1. Модель профессионального развития будущих педагогов-дизайнеров

Как видно из приведённых положений, подготовка будущего специалиста во многом определяется требованиями государства, рынка труда и собственными устремлениями студентов.

В зависимости от того, что педагогический процесс является одной из сложных социальных систем, связанной как с общим, так и с профессиональным образованием, моделирование позволяет получить достоверные результаты. Возможности модельного подхода крайне многообразны как по используемым формальным моделям, так и по способам реализации методов моделирования.

Подходы к моделированию процессов в образовании разрабатывались учёными профессионального и общего образования (В.С. Безруковой, С.Я. Батышевым, В.П. Беспалько, К.Я. Вазиной, Ю.Н. Петровым и др.) [5].

Моделирование, как метод, является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое

и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций.

Моделирование напрямую связано с моделью и представляет собой систему, обеспечивающую знания о другой подобной. Познавательные пере-образования совершаются на объекте - модели, но результаты соотносятся к реальному объекту. Моделирование это логическая операция, при помощи которой делается обследование данного объекта и характеристик, недоступных для восприятия.

Вначале, хотелось бы остановиться на понятии модель.

Под моделью (от лат. modulus - мера, образец, норма) в широком смысле принято понимать аналог, «заместитель оригинала» (фрагмента действительности), который при определенных условиях воспроизводит интересующие исследователя свойства оригинала.

Модель можно рассматривать как специальную форму кодирования информации. В отличие от обычного кодирования, когда известна вся исходная информация и мы лишь переводим ее на другой язык, модель, какой бы язык она не использовала, кодирует и ту информацию, которую люди раньше не знали. Можно сказать, что модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать наглядным и использовать в своих практически жизненных нуждах.

Практическая ценность модели в любом педагогическом исследовании в основном определяется ее адекватностью изучаемым сторонам объекта, а также тем, насколько правильно учтены на этапах построения модели основные принципы моделирования - наглядность, определенность, объективность.

Изучение методологии моделирования педагогических процессов и анализ существующей системы развития педагогов-дизайнеров, позволяют разработать модель подготовки педагогов профессионального обучения специальности дизайн (рис. 1).

В представленной модели профессионального развития будущих педагогов-дизайнеров особую роль играет качество образовательного процесса в педагогическом вузе.

Обучение в педагогическом вузе носит преимущественно иллюстративно-объяснительный характер, будучи ориентировано главным образом, на усвоение студентами готовых профессиональных знаний. При таком характере учебного процесса развивающие и воспитывающие возможности обучения используются далеко не полностью. Исполнительная деятельность студентов, преобладающая в образовательном процессе, мало способствует формированию у них стойких познавательных интересов, потребностей в овладении новыми знаниями.

В разработанной модели профессионального развития будущих педагогов-дизайнеров процесс развития профессионализма представляет собой движение от поставленных целей к конкретным результатам путем обеспечения целостности процесса обучения.

В качестве внешних факторов, определяющих процесс развития будущих педагогов-дизайнеров были выделены: социально-экономические, профессионально-образовательные и социокультурные условия, определяющие возможности развития образования, требования рынка труда, производства и образования; к уровню профессионализма и профессионально ценным качествам личности; тенденции развития профессионального образования.

К внутренним факторам мы относим: принципы образовательного процесса, нормативно-педагогическая документация, требования государственного образовательного стандарта, профессиональные качества субъектов образовательного процесса.

Процесс развития будущих педагогов-дизайне-ров включает взаимосвязанные компоненты: мотивационно-ценностный (обеспечивается проявлением мотивов, убеждений для реализации профессиональной деятельности); когнитивно-деятельностный (характеризует «базу знаний» - совокупность профессионально важных знаний и представлений об особенностях профессиональной деятельности, определяет уровень развития профессионально важных умений для решения профессиональных задач), эмоционально-волевой (самооценка знаний; уверенность в возможности выполнения различных видов деятельности, оценка возможности управления процессом обучения; удовлетворение от возможности использования полученных знаний и умений для будущей профессиональной деятельности и т.п.).

Компонентами процесса развития будущих пе-дагогов-дизайнеров является: целевой (конкретизация и структурирование целей и задач процесса развития профессионализма, выделение соответствующих его уровней); структурно-содержательный (авторская программа, состоящая из системы пректов); формы организации процесса обучения (разработка педагогической технологии проведения практических занятий, широкое использование информационных и коммуникационных технологий на базе компьютерной техники); организационно-педагогические условия реализации модели развития будущих педагогов-дизайнеров включают: организационно-управленческие, информационные, материально-технические, научно-методические, финансово-экономические. Совокупность данных условий позволяет обеспечить реализацию нашей модели.

Основные подходы, которые мы используем в развитии будущих педагогов-дизайнеров - системный, личностно-деятельный, компетентност-ный, модульный, а также принципы - целостности, непрерывности, субъективности. Кратко охарактеризуем некоторые из них. Личностно-деятельный подход (Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин,

A.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.). Определяют как единство его личностного и деятельностного компонентов. Учет личностного компонента личностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе реализации содержания авторской программы максимально учитываются индивидуально-психологические особенности студентов. Этот учет осуществляется через содержание и форму самих учебных заданий, через характер общения со студентами. Модульный подход (Т.И. Ша-мова, П.А. Юцявичене, М.А. Чошанов и др.) обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик. Системный подход (А.Н. Аверьянов, В.Г. Афанасьев, М.А. Данилов,

B.Н. Садовский, Э.Г. Юдин и др.) позволяет осуществить моделирование процесса развития буду-

92

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

щих педагогов-дизайнеров, выделить компоненты данного процесса, установить их взаимосвязи, функции и результат. Компетентностный подход, научные основы которого представлены в работах ученых (Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Г.К. Селевко, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова и др.) выступает практикоориентированной тактикой исследования в нашей концепции и позволяет раскрыть структуру профессиональной компетентности - конечной цели профессиональной подготовки и в высшем образовании принимается как объективное явление, вызванное в жизни социально-экономическими, образовательными и педагогическими предпосылками.

Формы и средства организации процесса обучения по авторской программе будущих педагогов-дизайнеров представлена традиционными и инновационными (с применением средств ИКТ) формами обучения. Наряду с традиционными формами обучения (лекции, практические занятия), нами были разработаны и апробированы инновационные формы обучения с использованием средств ИКТ: лекции-визуализации (с использованием компьютерных презентаций); педагогической технологии; практические занятия с использованием ресурсов нтернета; творческая работа студентов в группах с применением средств ИКТ; самостоятельная работа студентов с образовательными ресурсами сети Интернет; контроль знаний студентов с применением в учебном процессе Интернет-технологий с оп-Ипе-тестированием.

При всем многообразии форм организации образовательного процесса преимущественными могут считаться те, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого.

Особое место занимает технология проектной учебной деятельности, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучаемых, умений самостоятельно структурировать и актуализировать свои знания по профессиональному развитию, рефлексии. Мы считаем, что развитие профессиональных знаний будущих педагогов-дизайнеров будет более эффективным, если в профессиональной подготовке студентов вуза использован потенциал ИКТ как педагогических информационных инноваций.

Система организационно-педагогических условий для реализации модели профессионального развития будущих педагогов-дизайнеров включает: информационные, финансово-экономические, научно-методические, организационно-управленческие, материально-технические. Систематизирующим фактором является педагогическая деятельность, реализующая целевую установку - подготовку будущего педагога профессионального обучения.

Принципиально важным в работе с моделью обеспечить качество образовательного процесса и согласованность действия всех его субъектов - уп-

равленцев, педагогов, студентов, технических сотрудников и т.д.

При организации процесса профессионального развития будущих педагогов-дизайнеров в образовательной деятельности в педагогическом вузе по разработанной нами модели важно выполнение всех прописанных в ней организационных процедур: обеспечение фиксации (диагностики) первоначального опыта профессионализма в образовательной деятельности будущих педагогов-дизайне-ров; планирование, определение форм, методов и средств развития с учетом индивидуальных особенностей; осуществление собственно профессионального развития в образовательной деятельности в режиме индивидуальной и групповой самостоятельной работы будущих педагогов-дизайнеров, рефлексии под руководством педагогов; обеспечение публичной и успешной защиты, демонстрации, презентации и практического применения результатов развития в образовательной деятельности студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение можно сказать, что использование данной модели для организации профессионального развития будущих педагогов-дизайнеров, в принципе, возможно в любом образовательном учреждении высшего профессионального образования и по любой специальности. Однако выделим, что отличительной чертой использования данной модели со студентами педагогических специальностей является то, что на всех этапах ее реализации раскрывается перед студентами ее сущность. Здесь не только создаются условия для естественного и оптимального хода процесса профессионального развития и обучения навыкам профессионального развития в образовательной деятельности, но также студенты вооружаются методикой организации профессионального развития процесса в будущей педагогической деятельности. Педагогам профессионального обучения важно не только самим владеть навыками профессионального развития, но и вооружить ими своих воспитанников - будущих педагогов, дизайнеров.

Библиографический список

1. Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. - СПб., 1996. - 90 с.

2. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. -М., 1997. - 258 с.

3. Безрукова В.С. Педагогика. - Екатеринбург: Сверд. инж.-пед. ин-т, 1993. - 320 с.

4. Маркова С.М., Седых Е.К. Проектирование модели личности специалиста: Монография. -Н. Новгород: ВГИПА, 2004. - 58 с.

5. ПетровЮ.Н. Модель непрерывного профессионального образования. - Н. Новгород: ВГИПИ, 1994. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.