УДК 378 ББК 735.6
Серова Ольга Васильевна
аспирант
Нижегородский государственный педагогический университет
им. К. Минина г. Нижний Новгород Петров Юрий Николаевич доктор педагогических наук, профессор
Нижегородский государственный педагогический университет
им. К. Минина г. Нижний Новгород Serova Olga Vasilievna Applicant for a Degree Nizhni Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin
Nizhni Novgorod Petrov Yuri Nikolaevich Doctor of Pedagogy,
Professor
Nizhni Novgorod State Pedagogical University named after K.Minin
Nizhni Novgorod р[email protected]
Метод проектов в практической деятельности, будущих педагогов-
дизайнеров
Methods of Projects in Future Teaching Designers’ Practical Activity
В статье рассмотрены теоретические аспекты профессиональной деятельности будущих педагогов-дизайнеров. Автором показано применение метода проектов в разработке системы проектов для развития профессиональных качеств будущих педагогов дизайнеров в ходе практической деятельности студентов.
The article considers theoretical aspects of future teaching designers’ professional activity. The author showed application of a design method in forming the system of projects for future teaching designers’ professional qualities development during practical activities of the students.
Ключевые слова: метод проектов, система проектов, практическая деятельность, профессиональные качества, педагог-дизайнер.
Key words: method of projects, system of projects, practical activities, professional qualities, teaching designer.
Согласно концепции модернизации российского образования на период до 2011 года основная цель профессионального образования заключается: в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и
профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; в удовлетворении потребностей личности в получении образования.
В российском образовании наиболее широко распространен подход, называемый репродуктивным, или «знаниевым». От обучающегося требуется в первую очередь тихо (то есть достаточно пассивно) вести себя на уроке (лекции), внимательно слушать и записывать объяснения преподавателя, а затем, при опросе или на экзамене (зачете), вспомнить и повторить те объяснения, которые давал преподаватель на занятиях. Источником «знаний» для обучающихся в этом случае почти исключительно является преподаватель. Целью обучения в этом случае является усвоение обучающимися некоторой суммы знаний, умений и навыков.
Во многих странах мира такой подход давно признан устаревшим. В США и Великобритании он получил название «Teacher centered education» - «обучение, в центре которого находится учитель». Этот метод считается прямой причиной снижения интереса студентов к обучению, результативности и эффективности обучения в целом. Немаловажным является и тот факт, что неизбежная ориентация на теоретические знания (а именно, на то, что преподавателю легче всего объяснить) уводит образовательный процесс в сторону от требований реальности, от подготовки к жизни в условиях реального общества, дальнейшей работы по профессии.
Противоположным описанному является подход, в котором акцент перенесен на самостоятельную активную учебную деятельность обучающихся, а преподаватель осуществляет лишь «поддержку» этой деятельности, т.е. обеспечивает ее материалами и исподволь управляет ею, ставит перед обучающимися значимые проблемы. В США и Великобритании эта образовательная модель носит название «Student centered education» - «обучение, в центре которого находится студент». Педагог не является при таком подходе центром обучения, источником знаний и информации. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продук-
тивное общение обучающихся, направленное на совместное разрешение проблем, формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить, достигать значимых результатов. В российской педагогике этот подход связан с использованием таких методов обучения, как проблемный и проектный.
Результатом обучения оказывается уже не усвоение знаний, умений и навыков, а развитие профессиональных качеств, обеспечивающих успех практической деятельности.
Педагог профессионального обучения в области дизайна сочетает в себе три профессиональные ипостаси: художника, проектировщика и педагога.
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования педагог-дизайнер должен:
- быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
- быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
- быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации.[2]
Для решения этих задач предлагается использование проектного метода, как в различных дисциплинах, так и на занятиях по производственному обучению и на учебной практике.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты: 1) самостоятельно приобретают новые знания из разных источников; 2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; 3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах; 4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения и др.) и системное мышление.
Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности студента, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.
Хорошо разработанный проект вовлекает студентов в решение содержательных, взятых из реальной жизни задач. Выполнение задач приучает студентов самостоятельно принимать решения и вкладывать свои интересы и желания в создаваемые продукты и их представления. Студенты учатся в процессе исследовательской деятельности и в определенной мере контролируют пути достижения целей проекта. Педагог выполняет роль помощника и наставника. Студенты часто работают в группах, выполняя роли, которые наиболее соответствуют их индивидуальным особенностям.
Навыки проектной деятельности необходимы сегодня студентам всех специальностей, но особенно они важны для студентов - будущих педагогов-дизайнеров. Навыки и образовательные требования в рамках профессии постоянно меняются, для того чтобы можно было использовать новые возможности, предлагаемыми новыми технологиями. Это означает необходимость для чело-
века непрерывно усовершенствовать свои навыки и профессиональные качества с целью успешного поиска себя на рынке труда. И здесь проектный метод наиболее эффективен.
Непременным условием проектного метода является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Таким конечным продуктом для студентов будущих педагогов профессионального образования в области дизайна может быть система проектов.
Активное использование метода проектов при обучении студентов в образовательном учреждении способствует повышению уровня мотивации студентов к обучению, формированию коммуникативных навыков, повышению уровня самостоятельности, общему интеллектуальному развитию.
В организации практической деятельности студентов через систему проектов особый интерес представляют возможности, предоставляемые социальными сервисами Веб 2.0. Социальные сервисы - сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Сам термин «Веб 2.0» впервые появился в 2005 году и призван иллюстрировать качественные изменения в WWW (World Wide Web). Обычно под Веб 2.0 понимают массовые сервисы, дающие возможность пользователям самостоятельно производить контент (дневники, статьи, фотоальбомы, сборники ссылок), а также манипулировать связями между своими и чужими материалами в Сети (настраивать собственные ленты для чтения избранных веблогов или новостей, встраивать собственные материалы в коллективные блоги и википедии, и т.д.). На сегодня «Веб 2.0» рассматривается как главное направление развития Интернета на ближайшее десятилетие.
В ходе практической деятельности студенты выполняют учебное исследование в рамках учебного проекта по одной из тем. Работа выполняется в группах из 4-5 человек. Работая в группах, студенты должны проявить качест-
ва, необходимые будущему специалисту. Это ответственность и коммуникативные умения; творчество и любознательность; критическое и системное мышление; умения работать с информацией и медиасредствами; умения ставить и решать проблемы; направленность на саморазвитие; социальная ответственность.
При разработке проекта были использованы идеи программы 1п1е1 «Обучение для будущего».
1П;е1 «Обучение для будущего» - всемирная благотворительная программа профессионального развития педагогов, которая на сегодня охватывает более 7 миллионов преподавателей более чем в 50 странах мира. Программа призвана помочь педагогам наиболее полно освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с обучающимися и при подготовке учебных материалов к занятиям, в проектной работе и самостоятельных исследованиях студентов.[1]
Ведущая идея Программы: эффективное комплексное использование информационных и образовательных технологий в учебном процессе с целью развития у обучающихся ключевых компетентностей, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в 21 веке.
В России Программа стартовала в ноябре 2001 г. при поддержке Министерства образования РФ. С февраля 2002 г. по декабрь 2009 г. в рамках программы обучено около 620 000 человек. В июле 2005 г. компания Ше1 заключила с Министерством образования и науки РФ соглашение о поддержке обучения педагогов по Программе в течение 5 лет. Программа в России получила признание широкой педагогической общественности и считается одной из лучших по освоению образовательных технологий и ориентации на внедрение в учебный процесс ИКТ из существующих на сегодня. В вузах, педколледжах и ИПКРО, участвующих в Программе, она утверждена на ученых советах и вошла в государственный учебный план.
В центре учебного процесса находятся обучающиеся.
Хорошо разработанный проект вовлекает студентов в решение содержательных, взятых из реальной жизни задач. Выполнение задач приучает студентов самостоятельно принимать решения и вкладывать свои интересы и желания в создаваемые продукты и их представления. Обучающиеся в процессе обучения занимаются исследовательской деятельностью и в определенной мере контролируют пути достижения целей проекта. Педагог выполняет роль помощника и наставника. Студенты часто работают в группах, выполняя роли, которые наиболее соответствуют их индивидуальным особенностям. Проекты нацелены на достижение учебных целей, соответствующих стандартам обучения.
В соответствии с учебным планом по специальности 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)» уже в первый год обучения студенты проходят практику для получения первичных профессиональных навыков. Практика призвана углубить знания по специальным предметам, изучаемым на первом курсе. Учебная практика студентов дневного отделения является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и осуществляется на базе учебного заведения.
Практика студентов имеет целью закрепление теоретических и практических знаний, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин (введение в специальность, живопись, рисунок, колористика, общая и профессиональная педагогика), а также получение первоначального опыта профессиональной деятельности по изучаемой специальности.
Проект в «В мире информационных технологий» предназначен для студентов 1 курса факультета высшего профессионального образования в поддержку предметам общепрофессионального цикла.
Данный проект формирует у обучающихся целостные представления о понятиях информации и информационных технологий. В процессе выполнения проекта, обучающиеся закрепляют и углубляют знания и умения, полученные ими в процессе обучения, овладевают системой профессиональных умений и
навыков, и первоначальным опытом профессиональной деятельности по изучаемой специальности, ищут ответы на вопросы: Как вести себя в мире информационных технологий, Как выбрать программное обеспечение, Как использовать сетевые технологии в обучении и общении, Как информационные технологии помогают в решении практических задач. Результаты своих исследований студенты представляют в виде викистатей, презентаций, публикаций, Goog1e-форм, Goog1e-сайта.
В ходе учебной практики студенты, работая в группах, искали ответ на проблемный вопрос; формулировали цели учебного исследования; выбирали методы исследования; подбирали необходимые ресурсы; выполняли исследование; проводили самооценку и взаимооценку выполненного исследования; формулировали выводы; оформляли результаты с использованием современных информационных технологий; представляли результаты о проделанной работе на итоговой конференции.
В таблице 1 приведен список возможных тем учебных исследований студентов. При выполнении учебных исследований студенты использовали различные информационные технологии, освоенные в рамках учебной практики: технологии обработки текста, технологии обработки табличных данных, мультимедийные технологии, сетевые технологии. Результаты работы в проекте они представили с помощью технологии Вики, с помощью блогов, документов совместного редактирования, с помощью карт знаний, Goog1e-сайта.
Портфолио проекта размещается на Вики-портале по адресу http://wiki.vgipu.ru. На работы групп делаются ссылки. Вики-статья с результатами исследований студентов должна содержать тему исследования, проблемный вопрос, цели и ход исследования, подробное описание результатов, выводы, список использованных источников. В статье должны быть ссылки на визитные карточки участников группы.
Таблица 1
Примерный список тем учебных исследований студентов
№ п/п Тема, проблемный вопрос Задачи исследования
1 Создание анкет и тестов с помощью различных информационных технологий. Проблемный вопрос: Какая технология лучше? На примере решения конкретной задачи - подготовки теста по курсу общекультурных дисциплин участники группы рассматривают возможности различных программ для создания тестов. Опросные листы создаются в Wordе, тесты в Excel, в Power Point, с помощью языка программирования. Рассматриваются возможности проведения on-line опросов в Анкетер.т и создания Google-форм.
2 Применение информационных технологий в гуманитарных науках. Проблемный вопрос: Как информационные технологии помогают в решении практических задач? Участники группы выбирают информационные технологии для решения различных задач из области истории, педагогики, иностранного языка и др. Используются Word, Excel, Power Point, язык программирования, а также такие сетевые технологии, как Вики, совместное редактирование документов, построение карт знаний, фотосервисы, геосервисы и др.
3 Современные сетевые технологии. Проблемный вопрос: Как использовать сетевые технологии в обучении и общении? Участники группы выполняют классификацию сетевых сервисов. Классификацию представляют в виде карты знаний (например, на bubbl.us). Создают каталог наиболее популярных сервисов Веб 2.0. Г отовят примеры использования сервисов Google (документы совместного редактирования, формы, календари, фотографии, карты и др.), создают Google-сайт.
4 Организация эффективного поиска информации. Проблемный вопрос: Как организовать эффективный поиск информации? Участники группы выполняют классификацию информационно-поисковых систем Интернета, выявляют факторы, влияющие на результативность поиска, сравнивают 3-4 поисковые системы, создают собственную поисковую систему по выбранной теме.
5 Информационная безопасность в Интернет. Проблемный вопрос: Как обеспечить свою информационную безопасность? Участники группы дают определение понятия «информационная безопасность», выполняют классификацию угроз и способов защиты, работают с нормативными документами по информационной безопасности, формулируют рекомендации по решению проблемы информационной безопасности.
В последнее время много говорится о необходимости формирования у
студентов качеств человека 21 века - личности, способной адаптироваться в быстро меняющихся современных условиях, способной к дальнейшему самообучению, к самостоятельной оценке событий и принятию собственных решений на основе сформированной адекватной самооценки и системы ценностей. Для формирования таких качеств необходимо создание определённых условий.
В заключении можно сказать, что создать такие условия, оставаясь в рамках традиционных педагогических подходов, не представляется возможным. Ведь предлагая готовые знания для пассивного восприятия и репродукции,
нельзя выработать потребность в непрерывном образовании и саморазвитии, подготовить к ситуации постоянных изменений в требованиях к профессиональному развитию будущих педагогов профессионального обучения в области дизайна.
Библиографический список
1. 1п1е1 «Обучение для будущего». Проектная деятельность в
информационной образовательной среде 21 века [Текст]/ Уч. пособие. - 10-е изд. - М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. -168 с.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 050501 Профессиональное обучение (дизайн) [Текст]/ - М.: ИПР СПО, 2002. - 36 с.
Bibliography
1. Intel «Training for Future». Project Activity in Information Educational Environment of XXI Century [Текст] / Study Guide. - 10th Ed. - М.: SC «Modern Technologies in Education and Culture», 2009. - 168 p.
2. State Educational Standard of Higher Professional Education in 050501 Professional Training (Design) [Text]. - М., 2002. - 36 p.