Исследования молодыхученых.
ЧИППКРО
УДК 373 ББК 74.202.4
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Горовая О. А.
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития готовности учителя начальных классов к формированию универсальных учебных действий младших школьников. Раскрываются возможности использования дистанционных образовательных технологий для решения данного вопроса в системе профессионального образования.
In article the problem of development of readiness of the teacher of initial classes to formation of universal educational actions of younger schoolers is considered. Possibilities of use of remote educational technologies for solving this question in vocational training system are revealed.
Ключевые слова: развитие готовности учителя, универсальные учебные действия, дистанционные технологии.
Development of readiness of the teacher, universal educational actions, remote technologies.
К приоритетным направлениям современного образования с полной уверенностью можно отнести гуманизацию, индивидуализацию и вариативность. Его основными целями становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться». Важную роль в том, насколько успешно будет протекать этот процесс, играет начальная школа, которая за последние 15 лет стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. В настоящее время в начальной школе существует более 10 учебно-методических комплектов (УМК), представляющих систему Л. В. Зан-кова, систему Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова и традиционную систему.
Однако, как показывает практика, большинство учителей начальных классов предпочитают УМК «Школа России», отказываясь от вариативных образовательных программ. Анкетирование учителей начальных классов, про-
водимое на краткосрочных курсах повышения квалификации в ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» показало, что 75 % педагогов остаются приверженцами традиционной системы обучения и ориентируются в первую очередь на формирование знаний, умений и навыков, несмотря на то, что в нормативных документах федерального уровня («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования) одним из оснований обновления российского образования определен компе-тентностный подход.
В своих исследованиях А. Б. Воронцов отмечает, что учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность. По прежнему основное внимание уделяется в первую очередь формированию ЗУН, что приводит к неумению использовать разнообразные учебные средства в новой, незнакомой, нестандартной учебнопрактической ситуации, а в дальнейшем и в решении жизненных задач.
На современном этапе от учителя требуется не только формирование у учащихся конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и создание условий для достижения обучающимися личностных и метапредметных результатов, обеспечение формирования универсальных учебных действий (УУД).
В связи с этим актуальным становится вопрос развития готовности учителя начальных классов к формированию универсальных учебных действий младших школьников. Опираясь на исследования Ю. В. Тягуновой, «развитие готовности» можно понимать как переходе од-
Горовая О. А-Использование дистанционных, технологий в развитии готовности учителя.
ного состояния готовности учителя к формированию УУД младших школьников к другому, более совершенному, сопровождающемуся наращиванием свойств.
К признакам готовности можно отнести достаточную степень выраженности ее компонентов : мотивационно-ценностного, личностного, волевого и операционного.
Мотивационно-ценностный компонент отражает ценностные установки учителя начальных классов (осознание необходимости формирования УУД), его отношение к деятельности по формированию универсальных учебных действий младших школьников.
Личностный компонент включает достаточное развитие комплекса профессионально важных качеств, адекватную самооценку личностью этих качеств, формирование индивидуального стиля деятельности учителя начальных классов.
Волевой компонент отражает стремление педагога к смыслообразованию к саморазвитию и самосовершенствованию путем непрерывного образования.
Операционный компонент интегрирует усвоенные личностью знания и умения, отраженные в социальном опыте по формированию универсальных учебных действий младших школьников и умение применять их в профессиональной педагогической деятельности.
Готовность учителя начальных классов к формированию универсальных учебных действий младших школьников является важной составляющей его педагогической деятельности и именно от этого во многом зависит успех в развитии ребенка, становлении его как личности и полноценного члена общества. Важную роль в том, насколько успешно будет проходить процесс развития готовности учителя, его вхождение в систему ценностей современного образования, принятие ими идеологии стандарта, осмысление его сущности, структуры, содержания, играет система повышения квалификации. Возникает необходимость разработки программ модульных курсов (очных и заочных), семинаров, круглых столов и т. д., включающих в себя анализ нового содержания образования на различных уровнях с учетом её восприятия педагогами, руководителями, специалистами и методистами.
Образование необходимо сделать максимально открытым и доступным через единую информационно-образовательную систему. Одним из наиболее перспективных средств в организации непрерывного образовательного процесса является обучение на основе современных информационных технологий, которые позволят быстро и гибко координировать потребности обучаемого через полифункциональ-ные образовательные структуры, через открытые системы образования, с учетом его интересов, способностей и потребностей.
В настоящее время в условиях модернизации российского образования бурно развивается дистанционное образование, как средство оперативного взаимодействия между преподавателем и учеником, находящимся вне аудитории.
Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
Использование методов дистанционного образования позволяет получать качественное образование в отдаленных районах, учиться без отрыва от основной работы, обучать лиц с физическими недостатками, значительно снизить командировочные расходы получающих образование и т. д. Современные средства электронных коммуникаций позволяют обеспечить с умеренными финансовыми затратами контакт между обучаемым и преподавателем, удаленными друг от друга.
В. И. Нефедова, выделяет следующие характерные черты дистанционного обучения:
1. Гибкость: обучаемые по системе дистанционного образования в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Обучаемый имеет возможность на организацию своего обучения в необходимом временном ритме, необходимом ему для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.
2. Модульность: в основу программ дистанционного образования положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает це-
Исследования молодыхученых ЧИППКРО
лостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.
3. Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50 % дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного образования показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60 % от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.
4. Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе дистанционного образования (СДО) предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.
5. Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в дистанционном образовании используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества дистанционного образования, его со-
ответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы образования. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов дистанционного образования, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в СДО должна быть создана единая система государственного тестирования.
6. Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения - эта совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного курса и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т. д.
7. Опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном системы дистанционного образования являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов:
- необходимыми учебными и учебнометодическими материалами;
- обратной связью между преподавателем и обучаемым
- обменом управленческой информацией внутри системы дистанционного образования;
- выходом в международные информационные сети.
Важное отличие дистанционного обучения от очного состоит в том, что при дистанционной форме обучения от слушателя требуется большая самостоятельность, ответственность и организованность. Самостоятельным занятиям слушателей отводится основная часть часов того или иного курса. При дистанционной форме обучения слушатель должен проявлять большую активность. Практика показала, что некоторым слушателям зачастую проще по привычке доехать до места проведения обычных курсов под руководством преподавателя,
Горовая О. А-
Использование дистанционных, технологий в развитии готовности учителя.
чем заставить себя организовать регулярные самостоятельные занятия: подготовить рабочее место, поставить себе учебную задачу, выполнить намеченные упражнения, самостоятельно разобраться с возникающими трудностями. Часто возникает соблазн отложить работу до лучших времен, которые наступают нескоро.
Опыт показывает, что в начале дистанционных курсов у многих слушателей доминирует мнение, что в дистанционном режиме учиться значительно проще и комфортнее (появляется возможность свободно планировать свое время, не нужно тратить время на дорогу). Однако ближе к окончанию курсов слушатели убеждались, что дистанционное обучение требует от них достаточно серьезного напряжения сил.
В качестве основного параметра при оценке эффективности дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогических кадров выделяют уровень мотивации учителей на разных этапах обучения и уровень овладения педагогическими технологиями. Уровень мотивации можно определить с помощью разнообразных форм диагностических процедур, а также анализа самооценки учителей, их письменных отчетов, материалов дискуссий в рамках телеконференций, дистанционных семинаров и форумов.
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования в последние годы работает над методологическими, концептуальными и технологическими подходами создания информационнообразовательного пространства в регионе, формирует информационную культуру работников образовательных учреждений, предлагает подходы по эффективному использованию методов самообучения на основе информационной модели организации учебного процесса и дидактических принципов когнитивности коммуникации.
На кафедре начального образования с 2008 года началась разработка и внедрение модульных куров на основе дистанционных технологий. Курс «Универсальные учебные действия как основа организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе» (24 часа) направлен как на освоение понятия универсальные учебные действия младших школьников, так и на развитие готовности учителя на-
чальных классов к их формированию у учащихся на начальной ступени образования.
Он включает в себя четыре раздела:
1. Цели, задачи и направления развития начального образования.
2. Понятие «универсальные учебные действия».
3. Особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников:
а) формирование личностных УУД;
б) формирование регулятивных УУД;
в) формирование познавательных УУД;
г) формирование коммуникативных УУД.
4. Современные образовательные технологии как способ формирования и развития учебных действий.
Каждый раздел состоит из базовой лекции, практической работы и творческого задания, предлагаемого для выполнения в группе слушателей. В процессе ознакомления с материалом курса учителям предлагается провести работу над проектом «Универсальные учебные действия и успешность обучения в начальной школе». Результаты работы над проектом будут обсуждаться в ходе семинара в режиме on-line.
Материал курса содержит фрагменты видеоуроков, которые позволяют отследить связь универсальных учебных действий с учебными предметами. В разделе «Особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников» представлены типовые задачи, которые дают возможность провести диагностику уровня сформированности тех или иных универсальных учебных действий младших школьников.
Результаты входного тестирования позволяют для каждого слушателя выстроить свою траекторию обучения. После зачисления на курс слушатели получают доступ к его учебнометодическим материалам. Процесс обучения строится на изучении предложенных материалов, консультаций с преподавателями, выполнении практических работ и творческих заданий и разработке выпускной работы в соответствии с учебным планом. Слушатели имеют возможность записаться на индивидуальную или групповую консультацию к преподавателю. В процессе обучения слушатели могут обменяться мнениями в режиме off-line на форуме.
Исследования молодыхученых
ЧИППКРО
Таким образом, система дистанционного обучения представляет собой комплекс программно-методических средств обучения, переподготовки и тестирования слушателей, основанный на современных Интернет-технологиях и методиках образования на базе компьютерных обучающих программ и тестирующих систем. Дистанционные технологии повышают эффективность обучения, позволяя оперативно реагировать на изменения, происходящие в современном образовании, организовать обучение на основе системно-деятельностного подхода.
Литература
1. Общая и профессиональная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов педагоги-
ческих вузов / под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вентана-Граф, 2006. - 368 с.
2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : АЗЪ, 1993. - 955 с.
3. Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. - М. : Просвещение, 2009. -176 с.
4. Тягунова, Ю. В. Развитие готовности учителя к воспитанию у подростков ценностного отношения к семье [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ю. В. Тягунова. - Челябинск : ЮУрГУ, 2008. - 180 с.