Научная статья на тему 'Педагогическое общение в логике театральной теории действия'

Педагогическое общение в логике театральной теории действия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическое общение в логике театральной теории действия»

эмоциональное овладе-хьно значимыми зна-направленность по-ит'греса на будущую дея-

п-^тъ два больших и свя-ггг»: л блока содержатель-:товки специалистов: " - "-0 крупные содер-отражающие ха-. профессиональ-ыступают в каче-: содержательный -.ной подготовки ого блока входят, :ше в основании ния современной социальной ра-1ди; социальной л терапии и т.д.; ;ты стратегем, в .нетарные ценно-

:я заключается в "но-методической : было бы сфор-"ходимые качест-гчем не препода-;• дента к постав-опираясь на по-гловиях учебной

___::й среды, должен

активно добиваться

юнцепция стратегии -па социальной сфе-

целей обучения на длительный период времени.

• Стратегия подготовки специалиста должна учитывать, что:

• профессиональная подготовка основывается на современной науке;

• основной задачей и целями подготовки специалиста является наиболее полное соответствие требованиям квалификационной характеристики социального работника;

• подготовка специалистов по социальной работе осуществляется по нескольким взаимосвязанным направлениям;

• теоретические знания подкрепляются практическими навыками в конкретных условиях социальной работы.

Можно выделить следующие основные задачи подготовки социальных работников [5]:

• диагностика профессиональной пригодности к социальной работе и научно обоснованный отбор будущих специалистов;

• структурное единство системы отбора, допрофессиональной подготовки, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;

• функциональная наполненность содержания образования, обеспечивающая социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений;

• взаимосвязь научной, методологической, специальной, психолого-педаго-

гическои подготовки специалистов;

• формирование стиля мышления, необходимого для профессионального самосовершенствования и роста.

Литература:

1. Бочарова В.Г. Социальная работа: знакомство с профессией. - Москва, 1993. - 97 с.

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - SVR - Аргус, 1984. - 208 с.

3. Бочарова В.Г. Социальная служба: состояние и тенденции развития // Педагогика. -1992.-№3,4.-С. 20-27.

4. Гуревич K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1970. - 272 с.

5. Диагностика профессиональных способностей, система отбора социальных педагогов и социальных работников / Под ред. В.Н. Келасьева. - Москва, 1994. - 127 с.

6. Мухаметзянова Г.В., Юдин В.П. Социальная работа: защита личности, подготовка кадров, социальная служба. - Казань, 1995. -41с.

7. Рамон Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник как профессия //Alma Mater. -1991. - № 11. - С. 45-54. 8. Социальная работа: опыт и перспективы. Тезисы и доклады международной конференции / Научн. ред. В.Г. Бочарова, Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленни-кова / ИССО РАО. - Казань, 1995. - 248 с.

9. Социальная работа. АСОПиР. - М.. № 1(2)-93.

10. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. В 2 т. -Москва-Тула, 1993.-850 с.

: состава профессио-; «ачеств, которыми т&тист;

а. этой основе моде-

1ЛИСТОВ к профес-»

сиональной сре-Е шализа для разработ-иой модели про-

своение» и само-:е поставленных

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ЛОГИКЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ДЕЙСТВИЯ

Л.Ю. Мухаметзянова, к.п.н., с.н.с. ИПП ПО РАО

Актуальность темы сотворчества педагогов и студентов в процессе педагогического общения, подготовки педагогов к такому взаимодействию с учениками

обусловлена тем, что изменилась парадигма образования, его идеал. Идеалом педагогики 60-х годов был «человек образованный», способный быстро освоить

весь мир научного знания и приступить к практическому воплощению усвоенного. Наука и культура представлялись совокупностью отстоявшихся достижений цивилизации, предельно ясных, прозрачных, несомненных образцов, эталонов. В роли носителя эталонов «человека образованного» выступал Учитель, который должен был уверенно вести ребенка за руку по спиралевидно развивающемуся и уходящему вверх, в бесконечность, пути познания. Эта педагогика, как подчеркивает С.Ю.Курганов, была «радикально монологичной», ребенок решал проблемы учителя, а его личные мотивы и цели учения оставались за пределами педагогического общения (3, С. 176).

Частью парадигмального кризиса образования является проблема отношений обучающего и обучаемого. «Вписывающий» себя в ученика (В.П.Зинченко) педагог императивного склада уже не отвечает духу времени и современной культуры. Но в реальной практике преобладает педагог императивного склада, поскольку доминирует «знаниевая» (просвещенческая) парадигма. Структура и содержание образования сегодня не соответствуют структурам современной культуры и не в состоянии обеспечить гармонизацию и гуманизацию личностно-педагогического взаимодействия.

В центре обозначенных факторов выступает проблема профессионального общения «педагог - воспитанник». Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А.Бодалева, А.А.Леонтьева, Н.В.Кузьминой, В.А.Кан-Калика, Я.Л.Коломинского, И.Я.Зимней, А.А.Реана. В работах этих педагогов-психологов подчеркивается, что педагогическое общение всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Оно ориентировано на развитие личности обучающихся сторон.

Рассматривая общение как сущностную основу педагогической деятельности, необходимо ответить на вопрос: «Общение - это наука или искусство?»

Когда мы задавали этот вопрос преподавателям, то большинство указывало на интегративный характер этих понятий (до 80%). Искусство общения лежит в основе профессионального успеха и обусловлено оно развитием у педагога комплекса умений:

управлять своим поведением, своими чувствами;

- наблюдать;

- переключать внимание;

- понимать и учитывать душевное состояние воспитанников.

Инновационной технологией, успешно решающей задачи педагогического общения в логике современной парадигмы образовательного процесса, выступает педагогика сотворчества и сотрудничества.

«И если я человек, и если я педагог, то моя педагогическая деятельность основывается не только на том, чтобы дать знания, умения, навыки, но, самое важное, на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Человека с большой душой. В великодушного человека. Любить ученика - это значит увидеть в нем то, что в нем никто до тебя не видел. Удивляться. Обрадоваться. Такая любовь - это процесс, чтобы подняться до такой любви следует пройти несколько этапов: привлечь внимание к себе, заинтересовать собой, увлечь собой; прийти к сотрудничеству, то есть подняться по нескольким ступенькам отношений. И любовь становится со-бытием, помогает ощутить свою со-при-част-ность. В любви человек не просто получает или отдает, в любви он делится своим. Значит, чтобы было что разделить, надо что-то иметь в себе такое, что было бы только у меня, свое единственное, исключительное, иное. Учитель и ученик обречены быть вместе, потому что тогда мы действительно МЫ. И тогда:

Я - Учитель - верю в достижение тобой успеха - именно это и есть любовь. И твой успех - это успех моей работы, моей жизни.

Ты -гда у нас в Я нужен т превзойти мое

Со-стр Со-де{ Со-тр) которь истине, до(

Социальное воспитание

ал авали этот вопрос пре-льшинство указывало . ■.. характер этих понятий - : —во общения лежит в с; -::нального успеха и обу-рР^знтисм у педагога ком-

своим поведением,

. внимание; учитывать душевное ков.

технологией, ус-задачи педагогическо-ига:г современной пара-г^тъного процесса, вы-сотворчества и со-

: и если я педагог, - деятельность ос-. том, чтобы дать :. но, самое важ-^ждьзчь маленькому че-в Человека с боль-зс.- душного человека. :-тэ значит увидеть в •• до тебя не видел. . я. Такая любовь хняться до такой .сколько этапов: •: себе, заинтересо-- :юой; прийти к со-подняться по не-?тношений. И лю-.'тием, помогает т-ность. В люб-учает или отда-■ своим. Значит, надо что-то I было бы только у исключитель-ученик обречены тогда мы дейст-

эсрю в достижение и есть любовь. "=: моей работы,

Таблица 1

Целевые установки

1. Способствовать воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств

2. Облагораживание души и сердца ребенка

3. Идеал воспитания - самовоспитания

4. Общение по законам эстетики _

Концептуальные положения

1. Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества

2. Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить

3. Ребенок - высшее творение Природы, Космоса и несет в себе их черты: могущество, безграничность

4. Целостная психика ребенка включает три страсти:

- страсть к развитию

- страсть к взрослению

- страсть к свободе

Особенности методики педагогического общения

Гуманизм

Искусство любви к детям, свобо-да выбора, радость понимания

Индивидуальный подход

Изучение личности ребенка, развитие его способностей. Педаго-гика успеха_

Мастерство образного общения

Закон взаимности, гласность, «его величество вопрос», атмо-сфера романтики_

Резервы семейной педагогики

Родительские субботы, геронто-логия, культ родителей_

Общение в учебном процессе

Квазичтение, квазиписьмо, лите-ратурное творчество детей_

Ты - Ученик - доверяешь мне. И тогда у нас вместе все будет замечательно. Я нужен тебе для того, чтобы ты смог превзойти самого себя. И ты веришь в' мое

Со-страдание,

Со-действие,

Со-трудничество,

которые приобщают тебя к красоте, истине, добру» (2, С.26).

Именно это высказывание O.A. Казанского может быть ведущей концептуальной идеей, лежащей в основе педагогики со-трудничества, со-творчества.

В рамках педагогики сотрудничества центральное место в процессе развития педагогического общения занимает гуманно-личностная педагогика Ш.А. Амо-нашвили, основные положения которой отражены в табл. 1.

Для реализации в практике эффективного педагогического общения в логике гуманно личностной педагогики Ш.А. Амонашвили необходима особая технология профессионально-педагогического обучения. В создании такой технологии может помочь театральная теория действия.

Ш.А. Амонашвили пишет о том, что детям надо давать возможность, общаясь с учителем, чувствовать себя его равноправными соратниками. Поэтому задача педагога - поверить самому и «заставить» детей поверить в то, что все происходящее на уроке - правда. «Если я хочу, чтобы дети, сидящие за партами, смотрящие мне в глаза, ожидающие от меня чего-то важного, действительно радовались каждому школьному дню, воспитывались и обучались», не думая о том, что воспитываются и обучаются, я должен набраться смелости и сыграть неповторимую роль педагога-актера. А суть этой роли заключается в том, что деловые отношения между мною и детьми не долж-

ны терять для них своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в Деяельности на уроке» (1, С. 154).

Опрошенные нами преподаватели и студенты педагогических образовательных учреждений интерпретируют понятие «педагогический артистизм» следующим образом:

- «умение педагога ярко, интересно, доступно излагать любой материал»;

- «личностное качество человека, который может преподнести материал с яркой окраской. Это состояние души, которое выражается в деле»;

- «высокое мастерство, виртуозность, особый эмоционально-образный язык, соприкасающийся с наукой обучения и воспитания, стиль понимания ученика и учителя».

Далее рассмотрим результаты анкетирования студентов образовательной сферы для изучения особенностей их восприятия артистизма и педагогического артистизма.

Таблица 2

Вопросы Ответы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. В каком соотношении находятся понятия артистизм и актерско-режиссерские умения Одинаковые знания - 63,3% Различные знания - 36,6%

2. Артистизм дан человеку от природы или его можно приобрести в течение жизни? От природы -56,6% В течение жизни - 30% И то и другое -13,4%

3. Должен ли быть артистичным педагог? Да - 66,6% Нет-33,3%

4. Надо ли в вузах учить студентов - будущих педагогов - артистизму? Да-73,3% Нет - 26,6%

5. Можете ли вы назвать себя артистичным человеком? Да - 53,3% Нет - 46,6%

По результатам табл. 2 можно сделать следующие выводы:

• 63,3% опрошенных определяют, что понятия артистизм и актерско-режиссерские умения не различаются.

• 56,6% полагают, что артистизм дан человеку от природы и его нужно развивать при жизни.

• 66,6% считают, что педагог должен быть артистичным.

• 73,3% настаивают на том, что необходимо учить будущих учителей артистизму.

• 53,3% называют себя артистичными педагогами. (46,6%. таковыми себя считают).

Социальное воспитание

своей правдивости, свободного выбора, -■пости своего уча-роке» (1, С. 154).

преподаватели и их образователь-претируют поня-артистизм» сле-

. ярко, интересно, л материал»; . :тво человека, ко-■:ести материал с •т: состояние души, - ^еле»;

ерство, виртуоз-гнально-образный - с наукой обуче-,:нлъ понимания уче-

результаты анке-образовательной ;собенностей их и педагогического

Таблица 2

11 то и другое -13,4%

•:7о педагог дольют на том, что нетях учителей арти-

себя артистично. таковыми себя

Студенты образовательной сферы так определили, в чем состоит общность актерско-режиссерской и педагогической деятельности:

• 70% указали на личность творца, режиссера, педагога;

• 41% - воздействие человека на человека;

• 37% - художественно-эмоциональная выразительность речи;

• 21% - коммуникативное взаимодействие;

• 18% - творчество осуществляется в обстановке публичности;

• 17% - присутствие интуиции, чутья, вдохновения.

В ответах опрошенных прозвучало, что подробное знакомство с теми категориями оценки действительности и поведения, о которых идет речь в театральной педагогике, стремление учитывать их в своей профессионально-педагогической деятельности дает им возможность:

- развить эстетическое начало личности, образное мышление, эйдетическую память;

- осознать себя не только как «инструмент» передачи информации и взаимодействия с учениками, а прежде всего как человека, передающего духовные ценности;

- совершенствовать умение «читать» поведение ученика, «расшифровывать его намерения и переживания»;

- овладевать начальными приемами педагогической техники и основами педагогического мастерства;

- найти средство полного самовыражения и умелой самоподачи себя как педагога.

Артистичный педагог, как правило, может быть хорошим режиссером, обладает чувством целого, гармонии, энергией, инициативностью, творческой наблюдательностью. Важными режиссерскими способностями, обеспечивающими плодотворное педагогическое общение, являются фантазия и воображение, чувство ритма, пространства и времени. Проявлению педагогического артистизма, организации нравственного воздействия на учеников способствует умение педагога использовать режиссуру педагогики, т.е.

искусство построения логики взаимодеи-ствия людей.

Говоря о педагогической режиссуре, исследователи выделяют такие основные ее категории, как целостность и единство. Так, H.A. Барышева определяет педагогическую режиссуру общения как «искусство создания гармонически целостного, обладающего определенным художественным единством педагогического взаимодействия».

Педагогическая режиссура предполагает:

- прогнозирование возможных результатов общения;

- правильное формулирование задачи общения;

педагогически целесообразное структурно-композиционное построение процесса обучения;

- умение мысленно поставить себя в позицию воспитанника.

Общение наряду с действенной выраженностью является центральным понятием театральной сферы. Театр вносит в педагогическое общение образцы онтологических типов общения:

1) отвлеченное общение зрителей в зале во время спектакля;

2) фиксированно-ритуальное общение актеров на сцене. То же в педагогическом общении: на уроке возможно «нелегальное» общение учеников во время учительского объяснения, чинно-риту-альное - у доски;

3) подлинное, импровизационное общение актеров на сцене, которое освобождает зрительный зал от отвлеченного общения.

Театральная теория действий определяет следующие особенности поведения педагога в процессе взаимодействия с учениками.

1. Педагог при исполнении своих обязанностей обязан выглядеть сосредоточенно, собранно, мобилизационно. Согласно театральной теории действий педагогу необходимо устанавливать «нелегальное общение», т.е. добиваться рабочего шума, «перемешивать» ребят, «разрушать правильность рядов». Это является необходимой предпосылкой для того, чтобы возникли реальные условия для появления индивидуальных позиций,

Социальное воспитание

чтобы ребятам во время общения легче было высказывать свое мнение.

2. Большую часть времени педагог находится «в легком весе», то есть в приподнятом, радостном настроении, возникающем от внимания к ученику, от интереса к ученическим ошибкам и удачам. Эта радость видна невооруженным глазом благодаря тому, что в актерской технике именуются «легким весом» люди, склонные к оптимистическому восприятию жизни, чаще пребывают «в легком весе». «Легкий вес» педагога свидетельствует не только о его общечеловеческом оптимизме, но и удовольствии от своей работы. А последнее необходимо, чтобы дети, перенимая, «заряжаясь» этим удовольствием, невольно приучались учиться и трудиться с радостным предвкушением загадок и открытий, сопровождающих обмен мыслями, мнениями, суждениями как сверстниками, так и педагогом.

Особое место в педагогическом общении по законам театрального действия занимает речевой артистизм. Речевой артистизм - это яркая личностная направленность в речи педагога, умение творить в речи, вызывая у ребят эмоционально-чувственный отклик. Это энергетика, интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, тонкое и уместное использование невербального языка.

В целях выявления отношения будущих педагогов к понятиям «общение», «педагогическое общение», «педагогическое общение в структуре педагогического артистизма», «речевой артистизм в педагогическом общении» мы предложили студентам развести эти понятия. Приводим ряд полученных ответов:

1. Общение, на мой взгляд, это инструмент, с помощью которого люди узнают друг о друге, делятся мыслями, сообщают что-либо. Иногда общение приобретает «пустой» характер, тогда его скорее хочется завершить.

2. Педагогическое общение приобретает важное значение во взаимоотношениях педагога и ученика. В данном случае учитель воспитывает или формирует в учениках какое-то общее пред-

ставление о жизни, о происходящем вокруг нас.

3. Артистизм помогает педагогу легче донести тот или иной материал ученикам. Но здесь важно заметить, что нельзя увлекаться этим, все должно быть в меру, иначе это будет не обучение, а развлечение.

4. Роль речевого артистизма на сегодняшний день является очень важной, так как это помогает в общении с любыми людьми.

1. Общение бывает разным: между людьми, между человеком и окружающим миром, даже, самим с собой. Лично для меня оно необходимо.

2. Педагогическое общение - общение педагога с детьми. Урок можно провести, дать детям новый материал, но если с детьми не установить «контакт», не общаться с ними, то, я думаю, что в их «головах мало что осядет».

3. Педагогический артистизм очень важен в процессе обучения. Если педагог ведет урок, общается с детьми «по шаблонам», сухо, то результат будет невысоким. Материал детям нужно давать не только, как 2+2=4, а образно, «выпукло», - так намного легче запомнить материал.

4. Речевой артистизм педагога в процессе обучения, общения очень важен: слушать монотонную речь педагога очень сложно.

1. Общение - это необходимая часть повседневной жизни. Общение позволяет людям узнать много нового.

2. Педагогическое общение включает в себя то общение, которое доступно каждому, например, разговор с незнакомым человеком; оно строится на правилах этикета, который помогает общаться на разных уровнях.

3. Педагогическое общение в структуре педагогического артистизма - это общение на языке выразительных жестов и выразительной мимики.

4. Роль речевого артистизма в общении велика, поскольку за счет этой необходимой функции человек может выразить свои чувства и эмоции, вложить в слова определенную интонацию, что позволяет ему сильнее воздействовать на окружающих людей и на самого себя, если он находится один.

1. От об другими лю общения со устанешь. О1 новые пути г мира, при эт мироощущег знать и поня нн света пр меч. Садите: вает. Разгов вслух. И пу речь его бес что, лишь пс тегию своег лье).

2. Педа ется от обьг гическое о( строится поэту невидт педагогом и ни попустш демократа чс гогу сделать века, если эч

3. Чере структуре воплотить е:

4. Реч! играет если

НОВНЫХ рОЛ1

произнести нацией, и ] новый смыс

1. Общ

ния инфорл обмена инф се может п

2. Пед взаимосвязь создания бл ведения уро

3. Пе включать Он должен обходимо о жестов и приятному

4. Я а особенносп пяется мне

лря ей мы основной.

Социальное воспитание

-.роисходящем во-

яомогает педагогу и.ш иной материал важно заметить, 1 этим, все должно по будет не обуче-

> артистизма на се-

~-зется очень важной, -зет в общении с лю-

разным: между .ком и окружаю-ч с собой. Лично

общение - обще-

________ Урок можно про-

фв аовый материал, но •стзновить «контакт», го. я думаю, что в их ►всядгт».

артистизм очень собсчення. Если педагог с детьми «по шаб-ьтат будет невысо-нужно давать не "*х>азно, «выпукло», мнить материал. ; гизм педагога в тения очень ва-аую речь педагога

•по необходимая :к-лзни. Общение по-тг, много нового. р! да общение включа-

* которое доступно ■^Нрс разговор с незнако-

^лщ^шв строится на прави-ВкЧЬвнрый помогает об-Ь жжияг.

* ...текое общение в шгжжческого артистиз-

: языке выразитель->-—?1ъной мимики.

¡стизма в об-. за счет этой чечовек может < эмоции, вло-ю интонацию, сильнее воздейство-гюдей и на самого один.

1. От общения со сверстниками или другими людьми можно устать, но от общения со своим внутренним «я» не устанешь. Общаясь с собой, открываешь новые пути познания своего внутреннего мира, при этом изменяется твое само- и мироощущение. Узнавая себя, легче познать и понять других. «В разгар боя Воин света прекращает сражение, опуская меч. Садится на поле брани и разговаривает. Разговаривает с собой, рассуждая вслух. И пусть со стороны кажется, что речь его бессмысленна. Воин света знает, что, лишь познав себя, он разгадает стратегию своего противника» (Пауло Коэ-лье).

2. Педагогическое общение отличается от обычного общения. Но и педагогическое общение у каждого учителя строится по-разному. Главное установить эту невидимую связь понимания между педагогом и учеником. Ни авторитарный, ни попустительский, ни либеральный, ни демократический стили не помогут педагогу сделать из ребенка настоящего человека, если эта связь не установлена.

3. Через педагогическое общение в структуре артистизма можно понять и воплотить его в действии.

4. Речевой артистизм в общении играет если не главную, то одну их основных ролей. Одно и то же слово можно произнести несколько раз с разной интонацией, и каждый раз оно будет нести новый смысл.

1. Общение необходимо для получения информации. По сути, это процесс обмена информацией. Но в этом процессе может происходить обмен эмоциями.

2. Педагогическое общение — это взаимосвязь педагога и ученика, в в целях создания благоприятных условий для проведения урока.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Педагогу просто необходимо включать педагогический артистизм. Он должен уметь перевоплощаться. Необходимо обладать экспрессией. Наличие жестов и эмоций способствует благоприятному развитию ученика.

4. Я считаю, что одной из главных особенностей речевого артистизма является многообразие интонаций. Благодаря ей мы можем определить акценты в основной мысли говорящего.

1. Общение - это взаимосвязь нескольких людей. Общение может быть и с одним человеком, т.е. с самим собой. В целом, общение - это разговор, диалог, в котором принимают участие несколько человек.

2. Педагогическое общение - это

взаимосвязь педагога с его учениками. И очень важно, чтобы между субъектом и объектом царило полное доверие и взаимопонимание.

3. В структуре педагогического артистизма педагогическое общение должно представляться наиболее ярким, эмоциональным, насыщенным красками. В этой структуре педагогическое общение не должно быть «сухим», «тусклым» и «хмурым».

4. В общении немаловажную роль играет речевой артистизм. Очень интересно общаться с человеком, который ведет с тобой диалог, используя в своей речи цитаты, шутки, сравнения, когда речь твоего собеседника насыщена яркими красками.

Таким образом, в процессе рассмотрения проблемы педагогического общения в логике театральной теории действия мы пришли к следующим выводам:

1. Решающим фактором воплощения идеи гуманизации в реальную педагогическую практику являются ценностные ориентации и смысловые установки педагога: педагогический гуманизм общения невозможен без принятия себя и учеников, он выражается в доверии и уважении к ученикам, в том, что каждый из них «равноценен педагогу».

2. Использование в процессе педагогического общения технологии сотрудничества как установки на взаимодействие с учеником в процессе совместной деятельности; обеспечение детям позиции «соавторов» образовательного процесса.

3. Педагогическое общение воплощает в себе своеобразное единство науки и искусства, логического и эмоционального. Труд педагога по многим параметрам приближен к труду актера. Только педагог с качествами артистичной личности может осуществить переход от функции «передатчика знаний» к функции «учителя жизни».

4. Особое значение в процессе педагогического общения имеет речевой артистизм педагога, компонентами которого являются энергетика, интенсивность, выразительность, экспрессивность, образность. Эти компоненты основаны на опыте театральной педагогики.

В целом, в результате использования театральной теории действия «вырастает» неповторимость педагогического почерка в процессе общения, становится возможной коммуникативная импровизация, и педагог может предстать не как безликий исполнитель обязанностей, функционер, а как личность, имеющая

свое мнение, открытая в выражении своих эмоций, отношений; он сможет переоценить цели, содержание, методы, приемы, стиль отношений в педагогическом общении в свете их человекообра-зующей функции в логике современной парадигмы образования.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - В 3-х ч. - Екатеринбург, 1993.

2. Казанский О.А. Педагогика как любовь. - М., 1996.

3. Курганов С.Ю. Диалог как содержание мышления и обучения. Основы педагогики в лекциях, ситуациях. - М., 1997

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТЕЙ СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ СТУДЕНТОВ ССУЗ

Б. С. Ал и шее, д. психол. н.,зав. лаб. психологии ИПП ПО РАО

Известно, что условия и образ жизни человека оказывают сильное влияние на его интересы, предпочтения, цели, которые он ставит перед собой в жизни, то, как он воспринимает и понимает окружающий мир. Образ жизни людей на селе и в малых городах традиционно отличается от образа жизни в крупных административных центрах. Это и обусловило наш интерес к сравнительному анализу ценностей разных социальных групп молодежи. В научном плане такое исследование дает возможность получить представление об особенностях их ментального мира. В практическом отношении оно позволяет определить «узловые точки», в которых наиболее вероятно возникновение взаимного непонимания между сельскими и городскими жителями, а следовательно, и адаптационных трудностей при попадании тех и других в иную сре-ДУ-

В современной науке существует ряд теоретических концепций, каждая из которых дает свое понимание сущности ценностей и предлагает свои подходы к их структурированию. Среди отечествен-

ных психологов пользуются, например, известностью модели С.С. Бубновой, Д.А.Леонтьева, Р.Х.Шакурова и др. [1; 6; 7]. Данное исследование основывалось на трех теоретических идеях, которые были подробно изложены в предыдущих наших работах [2; 3; 4; 5] и которым здесь дается лишь краткая характеристика:

1) под ценностями понимаются глубинные феномены психики и сознания человека, в которых отражаются функциональные связи между ним и окружающим его Миром;

2) ценности не образуют единого «пространства», напротив, существует несколько относительно самостоятельных их блоков, в рамках каждого из которых определение приоритетов осуществляется человеком отдельно (например, бессмысленно спрашивать, что для него важнее: свобода или работа, так как эти ценности принадлежат разным аспектам его жизни);

3) базовая модель структуры ценностей включает в себя 4 блока: а) основное ценностное отношение (приоритет, отда-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.