Научная статья на тему 'Артистизм в профессиограмме современного педагога'

Артистизм в профессиограмме современного педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Артистизм в профессиограмме современного педагога»

через видение участие в важных для »реализуется в кой деятель-:яартици паторная

„‘■зал

*т внедряться в 1' деловых

■ : КОТОрыХ — ¿_:ня к профес-С'^НТСКОГО, лю-

* к' профессио-* и освоению к. далее к потея профессио--гмбинирова-гй массовых нию техник мышления и ). Они предке прохождение №Ы.\ форм СО-а также соответ-х культур -иимательской, ■астмци патор но й. сги позволяют г формы само-творческого тссекты, в рамках «счонды решают тевращаются в эффективны оллективы, где НеОЦеНИМЫЙ

1 -^мореализации их творческой 'ытие, кото-. ■ Преподава-;ность вооружениями и навы-- юс выжить на И успешно сл в специалиста генного произ-технологии,

! процесс, смогут с-э&ленных задач.

АРТИСТИЗМ В ПРОФЕССИОГРАММЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Л.Ю. Мухаметзянова, с.н.с. ИПП ПО РАО,

кандидат педагогических наук

Необходимым условием профессиональной диагностики является профессио-грамма - качественно-описательная мо-. дель специалиста. Профессиограмма педа-

! гога в последние годы претерпевает со-

I держательные изменения из-за переос-

мысления характера его деятельности. На первый план выступают процессы рефлексивного управления деятельностью студента.

Незаслуженно игнорируемый многими педагогами эстетический подход к педагогическому процессу, ведущий к развитию творческого потенциала и раскрытию собственной индивидуальности через эмоциональную сферу, есть уникальная возможность оживить, одухотворить педагогическое взаимодействие, увидеть контуры обновленной, требующей усиленной культурной оснащенности педагогики: на стыке философской антропологии, культурологии и духоведения. Именно это позволяет рассматривать сегодняшнюю педагогику как сферу духовного, позволяющего сердцем понять, что язык педагогики - это язык живого общения, язык творчества и рефлексии, открывающий путь к познанию и образованию в быстро меняющемся мире.

Субъект - субъектные отношения между преподавателем и учеником, необходимость особой «технологии прикосновения» к личности ученика придают педагогическому процессу черту, объединяющую педагогику и искусство. «Технология прикосновения» складывается из мимических, пластических, интонационных, эмоциональных умений педагога, поэтому необходимо, чтобы в системе профессиональной подготовки педагоги овладевали особого рода знаниями и практическими умениями. В этой связи представляется

важным сосредоточить внимание на таких сторонах деятельности педагога, как образность и гибкость мышления, творческое самочувствие, саморегуляция психических состояний, умение привлечь и удержать внимание учеников, речевое искусство, выразительность, умения в области невербальной коммуникации.

Все эти качественные педагогические характеристики так или иначе преломляются в понятии педагогический артистизм. Педагогический артистизм как способность воплощать мысль и переживание в образе, поведении, слове, как система личностных проявлений педагога сегодня имеет реальное право быть включенным в его профессиограмму.

Под педагогическим артистизмом мы понимаем особый образно-эмоциональный язык и стиль сотворчества педагога и ученика, ориентированный на понимание и диалог с Другим, другодоминантность, сотворение живого чувства, знания и смысла, рождающихся «здесь и сейчас»; это способность мгновенно переключаться на новые ситуации, богатство личностных проявлений, образный п\ть постановки и решения проблем, игра воображения, одухотворенность, ощущение внутренней свободы.

Педагогический артистизм как феномен является личностной и профессиональной категорией. Под ним понимается: черты личности педагога, ее своеобразие: совокупность учебных приемов, техник, заключающихся в том, что урок разыгрывается по особым законам; концепция педагогического творчества, по которой вся окружающая действительность оказывается вовлеченной в педагогическую деятельность.

В целом педагогический артистизм может быть определен как способность к органичному существованию и эффективному действию в условиях педагогического процесса. В структуре педагогического артистизма выделяют две стороны:

1. Внутренний артистизм - культура, эмоциональность, изящество, игра воображения, образное видение, оригинальность мышления, способность к импровизации, внутренняя настройка на творчество.

2. Внешний, разомкнутый на класс, артистизм - игровая подача, «техника» игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача эмоционального отношения к деятельности, выведение учеников на игровой уровень.

Особое воздействие на учеников оказывает речевой артистизм педагога, компонентами которого являются энергетика, интенсивность, выразительность. Важную роль в овладении речевым артистизмом играет использование педагогом коммуникативных эффектов «риторического инструментария».

Для формирования педагогического артистизма нужна особая технология профессионального обучения, поскольку такие качества, как эмпатия, способность к импровизации не усваиваются вместе с базовыми научными знаниями. Созданию такой технологии может помочь театральная педагогика, главные черты которой -глубокая индивидуализация, творческий характер деятельности и стремление проникнуть в природу человеческой выразительности. Нам представляется интересной и продуктивной педагогическая трактовка известного положения К.С. Станиславского о сравнении артистической и педагогической техники. Значение трансформации, интеграции, достижения театральной педагогики с общепедагогическими положениями трудно переоценить в педагогическом образовании, так как в актерской и педагогической профессиях происходит уникальное совпадение личности творца и инструмента творчества.

Система воспитания людей театра перспективна для понимания сущности воспитательного взаимодействия, потому что, во-первых, она исследует природу творческого коммуникативного воздействия одного человека на другого, во-вторых, объясняет генезис творческого самочувствия в деятельности коммуникативного порядка и, что особенно важно, определяет пути управления им, в-третьих, раскрывает природу человеческой выразительности и пути ее развития.

Педагогическое творчество может быть охарактеризовано не только как эффективное использование педагогических знаний, умений, навыков в деятельности, но и как применение художественной логики при решении собственно педагогических задач, что обеспечивает совершенствование творческого потенциала личности через систему эмоционально-образных механизмов. Важно осмысление современных требований к педагогу, особенностей этапа подготовки к профессиональной деятельности, необходимости скорейшего выявления собственной творческой индивидуальности и определения путей, ведущих к этому, а также понимание цели и перспектив поведения взаимо-обогащающих параллелей между педагогикой и театральным искусством.

Практическую реализацию задачи формирования педагогического артистизма решает артистическая педагогика. Артпедагогика (художественная педагогика) -это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического процесса художественного развития и формирование основ художественной культуры педагога через искусство и художественно-творческую деятельность.

Основными функциями артпедагоги-ки являются:

• культурологическая (обусловлена объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом);

• обр; развитие л тельности чивающая искусства дожествен

• восг нравствен! тивно-реф. способств; адаптации функции «Артпедаг

Прове на базе училища, вторая ст> ния для г лификаци: Курс артг сиональнс нально-пе дентов. О - форм И] стизма у с В эт< раздела, педагогич ного и г дента хор В пе| новы арп новные Пі

СКОЙ ПЄДс

ее принц дожестве связи арт Втор гика» рас труда творческ< ра. В маї ты изуч педагоги1 го самоч ние уде.! приемов работе у ной педа по закоь

е людей театра вчания сущности кхнствия, потому кледует природу Г-'ЗНОГО воздейст-КЛ другого, во-творческого вссти коммуника-I хобенно важно, раления им, в-р*:эоду человече-р-~и ее развития, шсчество может к только как эф-К педагогических в е деятельности, -ественной лоно педагогиче-совершенст-

ала личности льно-образных ление совре-гу, особенно-профессиональ-?димости скошенной творче-определения “зкже понима-е : ^дения взаимо-I между педаго-сством.

■ицию задачи вского артистиз-■едагогика. Арт-вш педагогика) -■ахчного знания обеспечиваю-[ практики педа-1$ дожестве н но го В основ художе-шга через искус-■орческую леями артпедагоги-

[ (обусловлена |стн с культурой развитием чело-м художествен-■ ее творцом);

• образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-образной деятельности);

• воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства) Все эти функции мы отразили в учебном курсе «Артпедагогика».

Проверка данного курса проводится на базе Казанского хореографического училища. С 2002 года в КХОУ открылась вторая ступень профессионального обучения для получения дополнительной квалификация «преподаватель хореографии». Курс артпедагогики интегрирует профессионально-художественную и профессионально-педагогическую подготовки студентов. Основная цель данного спецкурса

- формирование педагогического артистизма у студентов.

В этом спецкурсе выделены четыре раздела, обеспечивающие формирование педагогического артистизма как личностного и профессионального качеств студента хореографической школы.

В первом разделе «Теоретические основы артпедагогики» раскрываются основные понятия, цели и задачи артистической педагогики как науки; определяются ее принципы: общепедагогические и ху-дожественно-эстетические; описываются связи артпедагогики с другими науками.

Второй раздел «Театральная педагогика» рассматривает вопросы взаимосвязи труда педагога и художественнотворческой деятельности актера, режиссера. В материалах данного раздела студенты изучают проблемы художественнопедагогического воображения, творческого самочувствия педагога. Особое внимание уделяется раскрытию практических приемов актерской психотехнологии в работе учителя. Ряд положений театральной педагогики: педагогическое общение по законам театрального действия, эмо-

циональная идентификация, действие в условиях вымысла рассматриваются в логике педагогической системы К.С. Станиславского.

Художественная культура педагога представлена в третьем разделе. К основным вопросам, рассматриваемым в этом разделе, относятся:

- природа искусства и его роль в художественно-эстетическом развитии педагога;

- художественно-выразительные средства и механизмы художественного воздействия на личность учащегося;

- педагогическая интерпретация художественного образа в различных видах искусства;

- взаимодействие образов действующих Лиц в художественных произведениях.

Четвертый раздел - «Педагогическая риторика в структуре педагогического артистизма» - охватывает проблемы, связанные с развитием культуры речи педагога. В рамках этого учебного раздела студенты изучают специфические особенности речевого общения и речевого поведения педагога, определяют взаимосвязь внутреннего монолога и сквозного действия художественного образа, знакомятся с сущностью техники и логики речи в педагогической системе К.С. Станиславского, развивают речевой артистизм.

Главными задачами преподавания курса артпедагогики являются:

• профессионально-педагогическая установка студентов на раскрытие каждой темы учебной программы с учетом ее художественно образной, метафорической обозначенности;

• формирование умений и навыков осмысления и применения полученных научных педагогических знаний в реальной художественно-педагогической практике.

На первом этапе преподавания данного курса были проведены тестовые опросы студентов с целью изучения их личностной ориентации на артистической аспект педагогической деятельности. Вопросы составлялись с учетом предельного при-

ближения личности педагога и личности студента.

В ответах на вопрос о том, что такое наука «Педагогика», каждый из студентов проявил творческую индивидуальность. Большинство опрошенных раскрыли значение педагогики как науки о воспитании и обучении. А около 15% проникновенно (образно) отметили, что педагогика - это духовная взаимосвязь учителя и ученика.

Ответы студентов, раскрывающие причины их интереса к артпедагогике, разделились на три группы. В ответах первой группы, самой многочисленной (до 60% опрошенных), прозвучала прагматическая направленность выбора второй профессии «на всякий случай»; студенты второй группы (около 25%) подчеркнули свое твердое намерение стать в будущем профессиональными педагогами, а третья группа, самая малочисленная (около 10%), отметили, что педагогическая наука позволит им «открывать тайны искусства».

Выделяя главные качества личности педагога, студенты назвали: любовь к искусству, культуре, терпение, самообладание, справедливость, доброту, любовь к ученику. То есть мы убедились, что все лучшие человеческие проявления учащиеся связывают с профессией педагога, с его личностно значимыми характеристиками.

В ответах на вопрос: «Должен ли педагог быть артистичным или для него вполне достаточно знать свой предмет и любить учеников?» все ученики назвали артистизм необходимым профессиональным качеством педагога, так как он: «обеспечивает атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения», «способствует непринужденному общению», «помогает понять красоту души ученика», «способствует активному участию ученика в самом уроке», «истинный педагог бесспорно должен быть артистичным».

Студентам было предложено сформулировать свой личностный и педагогический девиз. Основные ценностносмысловые параметры этих девизов совпадают у каждого опрошенного, причем педагогический девиз они обозначали как целевой параметр своих личностных уст-

ремлений. 50% опрошенных в качестве педагогического девиза обратились к высказыванию замечательного педагога-исследователя Ш.А. Амонашвили:

«Будь осторожен!

Не ошибись!

Не вреди...

Дари себя детям!

Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребенке».

В соответствии с программой спецкурса и результатами опроса студентов проводились занятия на базе КХОУ в режиме учебного времени. Особое место на этих занятиях занимала понятийнотерминологическая обозначенность содержания курса «Артпедагогика» в контексте образно-смыслового эмоциональноличностного эквивалента научного педагогического знания. В качестве этого эквивалента выступает образно-

стихотворная синонимия педагогических понятий.

Педагогика -это наука Единения взрослых и малых. йР отступит серая скука!

Атмосфера дружбы настала.

Глобус самых умных понятий Отзывается пониманием, если Главный импульс занятий Исключает скуку из знания.

Кладовая добра и участия.

Аванс1(ена, где все дети счастливы.

Образования основа -Быть Человеком духа слова,

Разумность сочетать с прекрасным.

А мир творить добру подвластным.

Знать правду истинных учений, к ним Относиться с уваженьем.

Вершить законы обученья с Академическим терпеньем,

Не забывать о самом главном:

Из мира детства родом быть,

Его законы сохранить, в искусстве быть самим собой в единстве с Богом и с судьбой.

На практических занятиях по спецкурсу студенты разбирают методики, задачи и ситуации, требующие конкретного

компле венно-самост лагаетс литера образа щимся тавляе' сценич начале учебнс дываю тельск фичеа венног влекае рии хс венно-

В0ПЛ01

практе ся арт

ИСПОЛ1

по соз го обр дущих ской и О

сутств

худож

студен

ГОТОвк

«Акро ют ли характ

ПерСО!

С

П

А

Р

Ъ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4

к

ле

в качестве обратились к вы-го педагога-вили:

ожидании чуда и -им в ребенке», “гюграммой спец-;проса студентов -г базе КХОУ в ре--> Особое место на '-'.2. П0НЯТИЙН0-

' :-аченность со--^агогика» в кон-: эмоциональнонаучного педа-жачестве этого эк-образно-педагогических

знания.

-■пия.

'tu счастливы.

слова,

с прекрасным, подвластным, учений, к ним

ья с

главном

■ быть,

в искусстве быть --стве с Богом и

комплекса педагогических и художест-венно-эстетических умений. В качестве самостоятельной работы студентам предлагается курсовая «Художественнолитературная основа хореографического образа» (на конкретном примере). Учащимся хореографической школы предоставляется сделать выбор определенного сценического хореографического образа в начале учебного года. По мере изучения учебной программы спецкурса они складывают в свою творческую исследовательскую копилку навыки анализа специфических особенностей этого художественного образа. К данному процессу привлекается фактический материал из истории хореографического театра, художественно-профессиональное осмысление и воплощение этого сценического образа в практике работы конкретного выдающегося артиста балета. Кроме того, студенты используют педагогические рекомендации по созданию выбранного ими сценического образа в педагогическом наследии ведущих педагогов-хореографов классической и современной балетной сцены.

Образно-стихотворная основа присутствует и в процессе персонификации художественно-личностного осмысления студентами сценического образа при подготовке курсовых работ по спецкурсу. «Акростихийные обобщения» синтезируют личностные особенности студентов и характерные черты хореографических персонажей.

Справедливость Спартака Правит мир во все века,

А правда Человечности Равносильна Вечности.

Так слагается Мишей Тимаевым в Артистизме балетного танца в Королевстве ролей узнаваемый легендарный образ спартанца!

.¿^ятиях по спец-ьот методики, за-ие конкретного

Шаблонность образа Рустаму не грозит.

Уважит Лешего своим прочтеньем,

Романтику Тукая отразит с

Актерском даром перевоплощенья.

Лесное божество татарского клавира в

Единодушии движения и лиры.

Художественно-метафорическая образность — именно та основа, на которой студенты хореографического училища постигают понятийно-логические характеристики педагогических и художественно-профессиональных знаний. Сочетание научного и художественно-эстетического подходов способствует целостному восприятию студентами хореографического образа с учетом его педагогической интерпретации. Под влиянием образнопедагогических метафор происходит следующее:

• расширяется контекст понимания педагогических явлений за счет использования профессионального эмоциональнохудожественного опыта;

• усиливается личностно-рефлексивное начало понимания педагогической реальности, при котором «проживание знания» сопровождается языковым образно-метафорическим творчеством;

• смысловые трансформации сопровождаются освобождением от стереотипов восприятия педагогических явлений

Такая образно-метафорическая подача учебного материала на уроках педагогики в хореографической школе приводит к формированию у студентов КХОУ педагогического артистизма как интеграционного единства художественного и педагогического профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.