Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / ОПЫТ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ / ДИСКУССИЯ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ / МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА / ПРИЁМЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адумян Астхик Симиковна

В статье рассматриваются вопросы подготовки учащихся к итоговому сочинению. В современном обществе как для взрослого, так и для ребенка важно обладать коммуникативными навыками. Школьники довольно часто не могут четко выражать свои мысли и не обращают внимания на форму своей речи: неправильно ставят словесное ударение, используют ненормативную лексику, допускают грамматические ошибки. Более того, учащиеся мало читают, особенно произведений классической литературы. Поэтому очень важно именно в школе на уроках русского языка прививать учащимся любовь к правильной и красивой речи, развивать у них навыки общения. Итоговое сочинение проверяет не только речевые навыки речи выпускника, но и его знания художественной литературы. В статье описаны наиболее перспективные и эффективные формы работы c учащимися, использование которых поможет одиннадцатиклассникам подготовиться к новой форме контроля, в том числе групповые формы работы, призванные формировать коммуникативные умения обучаемых. Материалы будут полезны учителям-стажерам, бакалаврам и магистрантам филологических специальностей педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адумян Астхик Симиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING WRITING A USE (EGE) COMPOSITION IN RUSSIAN: LINGUOMETHODOLOGICAL ASPECT

The article deals with training students for the final composition. In the modern society, it is important for both an adult and a child to have communication skills. Schoolchildren cannot always clearly express their thoughts and do not pay attention to the form of their speech: they incorrectly put the word stress, use obscene words, and make grammar mistakes. Moreover, students don’t read enough, especially classics. Therefore, a teacher of Russian should encourage students to express their ideas in a precise and literate way in class, develop their communication skills. The final composition tests not only the graduate's linguistic competence, but also their command of fiction. The article describes the most promising and effective teaching tools, including group work designed to develop the communicative skills of students and help eleventh graders prepare for a new form of control. The materials will be beneficial for teachers-trainees, bachelor’s and master’s program students majoring in philology at pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Теоретико-методические подходы к изучению славянских языков и диалектов

Theoretical and Methodological Approaches to Studying Slavic Languages and Dialects

УДК 81-139:371.321.1-3

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ: ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

TEACHING WRITING A USE (EGE) COMPOSITION IN RUSSIAN: LINGUOMETHODOLOGICAL ASPECT

© 2021

А.С. Адумян A.S. Adumyan

В статье рассматриваются вопросы подготовки учащихся к итоговому сочинению. В современном обществе как для взрослого, так и для ребенка важно обладать коммуникативными навыками. Школьники довольно часто не могут четко выражать свои мысли и не обращают внимания на форму своей речи: неправильно ставят словесное ударение, используют ненормативную лексику, допускают грамматические ошибки. Более того, учащиеся мало читают, особенно произведений классической литературы. Поэтому очень важно именно в школе на уроках русского языка прививать учащимся любовь к правильной и красивой речи, развивать у них навыки общения. Итоговое сочинение проверяет не только речевые навыки речи выпускника, но и его знания художественной литературы. В статье описаны наиболее перспективные и эффективные формы работы c учащимися, использование которых поможет одиннадцатиклассникам подготовиться к новой форме контроля, в том числе групповые формы работы, призванные формировать коммуникативные умения обучаемых. Материалы будут полезны учителям-стажерам, бакалаврам и магистрантам филологических специальностей педагогических вузов.

Ключевые слова: групповые формы работы; опыт публичного выступления; дискуссия; единый государственный экзамен; развитие речи; универсальные учебные действия; коммуникативная компетенция; итоговое сочинение; методика русского языка; приёмы и формы работы.

The article deals with training students for the final composition. In the modern society, it is important for both an adult and a child to have communication skills. Schoolchildren cannot always clearly express their thoughts and do not pay attention to the form of their speech: they incorrectly put the word stress, use obscene words, and make grammar mistakes. Moreover, students don't read enough, especially classics. Therefore, a teacher of Russian should encourage students to express their ideas in a precise and literate way in class, develop their communication skills. The final composition tests not only the graduate's linguistic competence, but also their command of fiction. The article describes the most promising and effective teaching tools, including group work designed to develop the communicative skills of students and help eleventh graders prepare for a new form of control. The materials will be beneficial for teachers-trainees, bachelor's and master's program students majoring in philology at pedagogical universities.

Keywords: group work; experience of speaking in public; discussion; Unified State Exam; speech development; universal learning skills; communicative competence; final composition; teaching methodology of the Russian language; methods and forms of work.

Во исполнение подпункта 9 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086 по реализации Послания Президента

Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. [2] было принято решение об обязательном написании школьниками ито-

гового сочинения (изложения) как условия допуска к ЕГЭ.

Итоговое сочинение в современном его виде появилось относительно недавно, и разнообразных методик подготовки к нему не так много: существуют лишь разработки учителей русского языка. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью создания эффективных форм работы и значительного количества, заданий, способствующих повышению уровня коммуникативных навыков учащихся и успешному написанию итогового сочинения для допуска к ЕГЭ.

Цель статьи - определить лингвоме-тодические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий (далее УУД) и коммуникативной компетенции (далее КК) на уроках русского языка в 11 классе, способствующие успешной подготовке к итоговому сочинению.

Итоговое сочинение (изложение) введено в 2014/15 учебном году и проводится в соответветствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзо-ра от 07.11.2018 № 190/1512 [4 ; 3].

Цель итогового сочинения - выявление у обучающихся умения мыслить, анализировать информацию и аргументировать свое мнение с опорой на литературные произведения и жизненный опыт. С одной стороны, оно носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку его умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литерату-роцентричным, так как содержит требование аргументации с обязательной опорой на литературный материал [4]. Объём сочинения должен быть не менее 350 слов, соответствие этому критерию говорит

о богатстве словарного запаса ученика. Время написания - 3 часа 55 минут.

Каждый год даются определённые тематические направления. В 2020-2021 учебном году их пять: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Время перемен», «Разговор с собой», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» [4]. Ученик выбирает ту или иную тематику, размышляет над проблемным вопросом, высказывает свою точку зрения, доказывает её.

Как видим, для успешного написания сочинения, то есть для допуска к ЕГЭ, нужно в полной мере обладать коммуникативными навыками, которые в рамках КК реализуются как коммуникативные УУД [15]. В связи с этим очень важно проводить системную работу по формированию речевой компетенции учеников, реализация которой представляется наиболее возможной на уроках русского языка [14].

Работа по развитию речи на занятиях по русскому языку осуществляется по трем направлениям: овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя, обучение разным видам речевой деятельности. Она должна опираться на три способа реализации этих направлений: анализ текста, информационная переработка готового текста, создание собственного текста [4].

Важно также определять критерии сформированности речевых навыков [9] учащихся, чтобы знать, в каком направлении двигаться при создании упражнений по развитию речи (владение основными видами публичных выступлений, диалогической и монологической речью, умения развернуто обосновывать суждения, перефразировать мысль, работать в группах, парах и др.).

Мы выделили приемы и формы работы, которые ориентированы в большей степени способствуют формированию у учащихся коммуникативных УУД: анализ текста, дискуссия, игровые методы, публичное выступление [11] и др. Нами была составлена система упражнений по русскому языку, направленных на на решение данной задачи.

Во-первых, это должны быть задания по культуре речи. Можно использовать традиционные формы [13], например, задание 1, требующее правильной постановки ударения в словах. Его формулировки могут быть различными, например:

- Иногда говорят, что слово квартал можно произносить с ударением на первый или второй слог в зависимости от значения слова. Правильно ли это? Приведите свои аргументы;

- В учреждение вызвали мастера по ремонту жалюзи. Секретаря предупредили, как правильно произнести это слово. Секретарь возразила, что простой мастер всё равно не знает правильного произношения. Пришел мастер, и секретарь объяснила, в чем причина неисправности жалюзи. Мастер возмутился и поправил ошибку секретаря в произношении. Окружающие засмеялись. Так как правильно произнести данное слово? Ответ аргументируйте.

Предлагаемое задание помогает развивать навык соблюдения орфоэпических норм, что является, по ФГОС основного общего образования, одним из результатов изучения русского языка.

Задание 2 связано со склонением числительных. Сравните: «Это произошло в 2000 году»; «Это произошло в 2009 году»; «Это произошло в 2021 году». Объясните причину появления возможной ошибки в этих падежных формах числительных с опорой на то, как склоняются порядковые числительные по падежам. Задание помогает соблюдать в практике устного речевого общения основные грамматические нормы современного русского литературного языка, развивает такие коммуникативные УУД, как чтение и говорение.

Задание 3 - Выделите ключевые слова в предлагаемом тексте, определите основную мысль текста. Оно помогает при написании сочинения, когда нужно, ответив на вопрос, правильно передать содержание ответа и его аргументацию.

Задание 4. Определите, какой из этих текстов (тексты подбираются учителем, в зависимости от уровня подготовки учени-

ков) относится к описанию и почему. К каким типам речи относятся другие тексты?

Упражнение формирует такой коммуникативный навык, как работа с текстами разных стилей и типов речи, понимание их специфики [14]. Задания данного типа в некоторой степени подготавливает учащихся к созданию монологических высказываний разных стилей и типов речи.

Задание 5. Из предложенных тем выберите узкие и широкие темы. Аргументируйте свою точку зрения 3-5 предложениями.

1) Какого человека можно назвать героем своего времени?

2) Сравнительная характеристика Онегина и Печорина.

3) Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь»?

4) Что такое любовь?

5) Умеет ли любить Печорин?

Мы надеемся в результате выполнения заданий подобных типов сформировать у ученика умение проводить информационно-смысловой анализ текста[10].

Задания еще одного вида дают возможность накопить опыт публичного выступления, что, по нашему мнению, помогает формированию монологической речи в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Учащимся предлагаются различные публичные выступления: описание картины, рассуждение по проблемному вопросу, повествование об определённом событии из жизни. Такие задания непосредственно готовят учеников к написанию итогового сочинения, создать текст которого без овладения навыками монологической речи (в частности, рассуждения - учащиеся 11 класс пишут сочинения-рассуждения) будет невозможно [16].

Задание 6. Подготовьте сочинение на тему «Праздник, на котором мне довелось побывать» и письменную рецензию на текст учащегося.

Это задание, по нашему мнению, помогает приобретению навыков монологической речи (в данном случае - рассказа-повествования) в соответствии с коммуни-

кативной задачей, сферой и ситуацией общения. Мы надеемся, что ученик сможет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Рецензия позволяет систематизировать и анализировать материал на определенную тему, помогает ученику высказывать ту или иную точку зрению с последующей аргументацией, что, конечно, нужно и на итоговом сочинении.

Кроме индивидуальных форм работы, нами планируется задания по группам [13]. Мы используем групповую форму работы потому, что она имеет ряд преимуществ в формировании следующих коммуникативных УУД:

- умения вступать в речевое общение;

- умения обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределять работу;

- умения эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Кроме того, групповая форма работы направлена [7] на осуществление взаимного контроля и оказание необходимой взаимопомощи; организацию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; формирование умений устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Группам предлагаются задания разного рода, направленные на развитие абсолютно всех коммуникативных компетенций. Например, чтение вслух, пересказ текста формируют навык говорения. Подбор синонимов расширяет словарный запас школьника.

Задание 7 (по группам). Учащиеся должны выполнить задания по предложенному им тексту.

1 группа:

- Определите основную мысль текста;

- Подберите синонимы к словам «заслуженный», «мастерство» и «награда» (не менее 3 к каждому из этих слов);

- Составьте список произведений, которые, по вашему мнению, соответствуют основной мысли данного текста.

2 группа:

- Просклоняйте выделенные числительные;

- Определите тип речи текста, черты, по которым вы поняли, что текст принадлежит именно к данному типу речи;

- Перескажите текст устно, а затем письменно.

3 группа:

- Составьте план текста, выделите ключевые слова;

- Составьте тематический словарь к слову счастье;

- Определите проблемные вопросы, которые поднимает автор в этом тексте.

Задание 8 (работа в группах). Дискуссия - обсуждение одного проблемного вопроса (рассуждение).

Далее - уже в письменной форме представить ответ на проблемный вопрос. Проблемные вопросы на выбор:

1) Можно ли быть счастливым без любви?

2) Почему тема войны не уходит из литературы?

3) Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?

4) Верно ли, что добро всегда сильнее зла?

5) Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует?

6) Книги: нужны ли они?

В первую очередь, это задание направлено на развитие диалогической речи [8] учащихся. Вопросно-ответная форма необходима для организации их совместной деятельности.

Дискуссия дает учащимся возможность добиться следующих результатов в формировании коммуникативных УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности; устанавливать и сравнивать

разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое контекстное высказывание. Такие задания непосредственно готовят одиннадцатиклассников к итоговому сочинению, в котором им нужно уметь правильно аргументировать свою позицию.

Организуя работу в парах [13], мы надеемся сформировать следующие коммуникативные навыки школьников:

- умение адекватно воспринимать речь устную и письменную (отзыв),

- способность давать ответ на проблемный вопрос в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;

- умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- умение создавать письменные монологические и устные диалогические высказывания.

Задание 9 (работа в парах). Дайте каждый письменный ответ на проблемный вопрос (по выбору), затем сравните ваши точки зрения и аргументацию.

Кроме этого, мы планируем включение в работу игровых форм, например, интервью «Путешествие по странам».

Задание 10 (работа в парах). Игра «Путешествие по странам». Нужно взять интервью у страны. Один из учеников в паре является «страной», а второй - журналистом. Интервьюер задает «стране» вопросы разного рода, интересные ему. Главное условие -в ответе нужно использовать изобразительно-выразительные средства русского языка. Затем пары представляют перед классом интервью. Одноклассники должны угадать, о какой стране идет речь.

Главным образом, данное игровое задание направлено на развитие диалогической речи учащихся и обогащении их словарного запаса, который помогает верно, точно и выразительно формулировать мысли как при говорении, так и при написании сочинения. Кроме того, задание на угадывание страны позволяет остальными учениками формулировать собственное мнение и позицию.

Итак, результаты изучения русского языка говорят о том, что на уроках родного языка особое внимание должно уделяться формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Кроме того, успешная сдача ОГЭ и ЕГЭ учеником, не обладающим коммуникативными навыками в полной мере, невозможна. В связи с этим на уроках русского языка очень важно проводить систематическую работу по формированию речевой компетенции учеников.

* * *

1. Перечень поручений Президента Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/20004#sel= 23:1 :BCG,24:5:ShG (дата обращения: 10.04.2021).

2. Приказ Министерства просвещения РФ, Федеральной служба по надзору в сфере образования и науки от 07 ноября 2018 г. №190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201812110039 (дата обращения: 25.02.2021).

3. Итоговое сочинение (изложение) // Федеральный институт педагогических измерений : сайт. 2004. URL: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie (дата обращения: 25.02.2021).

4. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е.И. Литневской. М. : Академический проект, 2006. 590 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.