Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела
УДК 614:374:378.661
Д. Н. Лоранский, А. Т. Беляева, О. А. Фокина *
ПОДГОТОВКА К САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ИНСТИТУТОВ
ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР, Москва
Важным разделом советского здравоохранения является санитарное просвещение — пропаганда медицинских и гигиенических знаний, которая носит государственный характер, строится и ведется на научной основе.
Саннтарно-просветительная деятельность — обязательная функция медицинских работников, в частности врачей, независимо от их специальности.
Необходимость широкого проведения санитар-но-просветительной работы вытекает из самого принципа единства лечебной и профилактической медицины, присущего социалистической системе здравоохранения.
Советский врач должен быть не только высококвалифицированным специалистом, но и умелым пропагандистом медицинских и гигиенических знаний, здорового образа жизни, вопросов ¿первичной профилактики. Он должен направлять свои усилия и знания на повышение уровня санитарной культуры населения, который обусловлен не только ростом общей культуры, другими факторами исторического процесса развития, но н качеством гигиенического воспитания.
В связи с этим квалифицированная подготовка к санитарно-просветительной деятельности студентов медицинских институтов — будущих пропагандистов медицинских и гигиенических знаний, «проводников» здоровья — приобретает все большее значение.
Ниже приводятся некоторые предложения по совершенствованию преподавания санитарного просвещения в медицинских вузах.
В настоящее время особое место в подготовке студентов к гигиеническому воспитанию населения занимает кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения, имеющая в своей программе специальный раздел «Гигиеническое обучение и воспитание населения».
Однако, как показали исследования сотрудников института, одна только кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения не может обеспечить необходимой подготовки студентов к санитарно-просветительной работе. Это объясняется тем, что на изучение раздела «Санитарное просвещение» отводится всего 6 ч (2 ч —
лекция, 4 ч — практические занятия). Кроме того, программой предусмотрено обучить студентов лишь общим вопросам санитарного просвещения: целям, задачам, принципам, организации и используемым методам и средствам. Не изучаются вопросы, способствующие подготовке студентов + к санитарному 'просвещению в конкретных условиях деятельности врача-специалиста. Эта задача кафедр общественных наук, клинических и гигиенических кафедр. Важная роль принадлежит и производственной практике студентов, в программе которой требуется широкое освещение вопросов санитарного просвещения. Последнее должно выступить в качестве транзитной дисциплины и изучаться на всем протяжении обучения в медицинских институтах с I курса.
Необходим междисциплинарный подход к подготовке врачей к квалифицированной санитарно-просветительной деятельности, способствующей повышению уровня санитарной культуры населения, воспитанию гигиенических навыков, на\прав-^ ленных на охрану личного и общественного здоровья.
В связи с этим возникла необходимость проведения совместно с указанными кафедрами специальных научных исследований, направленных на разработку путей совершенствования преподавания санитарного просвещения в курсах отдельных дисциплин. Это даст возможность простроить затем единую систему подготовки будущих врачей к санитарно-просветительной работе. Только при такой организации учебного процесса в медицинском вузе можно добиться решения поставленных задач.
Такие же задачи стоят и перед здравоохранением, санитарным просвещением других социалистических стран. На основе общих интересов сложилось и уапешно развивается международное сотрудничество в области медицины и здравоохранения со странами социалистического содру- " жества. Одной из форм этого сотрудничества является проведение совместных научных исследований. Такая форма сотрудничества получила развитие и завершена в области санитарного просвещения впервые.
В 1977 г. на основе плана сотрудничества в области медицинской науки Минздравом СССР и Минздравом ГДР был заключен договор между ЦНИИ санитарного просвещения Минздрава СССР и Иинститутом санитарного воспитания Немецкого музея гигиены (НМГ) в ГДР о проведении межинститутского научного исследования, целью которого является повышение эффективно-стн обучения студентов санитарному просвеще-
* нию на кафедрах медицинских институтов. Основные задачи исследования — изучение состояния преподавания санитарного просвещения на клинических кафедрах медицинских институтов и определение путей его совершенствования.
Совместная работа осуществлялась по типу кооперации в соответствии с рабочим планом. Анализ официальных документов по преподаванию в медицинских институтах показал, что в действующих программах по клиническим и гигиеническим дисциплинам не разъясняются роль и место санитарного просвещения в общей подготовке
• студентов, его связи с предметом, не указывается время, необходимое для изучения данных вопросов в каждом конкретном разделе программы.
Исходя из этого, конкретными задачами настоящего совместного научного исследования являются определение и конкретизация требований к подготовке студентов по санитарному просвещению на клинических кафедрах, разработка содержания санитарного просвещения для включения в программу каждой клинической дисциплины, создание методических рекомендаций для преподавателей изучаемых клинических дисциплин по обучению санитарному просвещению, разработка содержания санитарного просвещения и методических рекомендаций по производственной ^ практике, экспериментальная проверка эффективности разработанных материалов в процессе преподавания клинических дисциплин.
Все создаваемые материалы — концепции, содержание санитарного просвещения, методические рекомендации для /преподавателей — неоднократно обсуждались на соответствующих кафедрах: в курсе внутренних болезней, физиотерапии, хирургии в Минском медицинском институте, в курсе инфекционных болезней в I ММИ им. И. М. Сеченова. Согласованы не только содержание санитарного просвещения, но и формы внедрения этого материала в учебный процесс, время, затрачиваемое на этот важный раздел профилактики.
Аналогичная работа проведена по обсуждению материалов, подготовленных представителями Института санитарного воспитания НМГ.
Эффективность разработок исследования дока-~ зана экспериментально на кафедре госпитальной терапии (224 студента), на кафедрах хирургии (550 студентов) Минского медицинского института и на кафедре инфекционных болезней I ММИ им. И. М. Сеченова (56 студентов IV—VI курса).
В ГДР эксперимент проведен на кафедре аку-
шерства и гинекологии медицинского факультета Грейфсвальдского университета.
Студенты, принимающие участие в эксперименте, делились на экспериментальную группу, в которой преподавание велось с использованием разработанных нами материалов, и контрольную, в которой обучение осуществлялось по традиционной методике.
Анализ полученных данных показал, что в экспериментальной группе на кафедре терапии процент правильных ответов студентов возрос с 9,8 до 70,6, на кафедре хирургии — с 8,7 до 77,8 (IV курс) и с 6 до 63,3 (V курс), на кафедре инфекционных болезней — с 3,7 до 63. В то же время в контрольной группе на кафедре терапии достаточные знания по санитарному просвещению имели 15,2 % (до обучения 8,7 %), на кафедре хирургии — 20,4 % на IV курсе и 16,2 % на V курсе, на кафедре инфекционных болезней — 6,9 % (до обучения 3,7 %) студентов. Разница показателей контрольной и экспериментальной групп существенна (Р>95%).
Подобные результаты зарегистрированы и в ГДР.
Положительные изменения в уровне знаний студентов обеих стран свидетельствуют не только об эффективности разработанных материалов для преподавания санитарного просвещения на указанных кафедрах, но и об действенности самого межинститутского исследования, осуществленного по типу кооперирования.
Разработанные материалы с незначительной коррекцией могут использоваться в высших медицинских учебных заведениях обеих стран — участниц совместной работы.
Важной задачей кооперации между ЦНИИ санитарного просвещения и Институтом санитарного воспитания НМГ в ГДР явилась разработка предложений по включению санитарного просвещения в производственную практику студентов. Анализ программ, непосредственное наблюдение за санитарно-просветительной деятельностью студентов в период их практической работы показали, что до настоящего времени возможности производственной практики для санитарно-просветительной работы используются недостаточно. Осюда возникла необходимость разработать точные представления о том, как и в какой форме студенты смогут закреплять знания в области санитарного просвещения в рамках производственной практики.
Как следовало ожидать, »после включения разработанных предложений в программы производственной практики знания студентов в этой области стали на 30 % выше, чем у занимавшихся по традиционной программе.
Важным разделом межинститутской научной работы являлось внедрение в курс внутренних болезней и поликлиническую производственную практику студентов психолого-педагогнческой методики, а именно специального обучения обоб-
щенным приемам умственной деятельности для формирования готовности к санитарно-просвети-тельной работе. Такое обучение способствовало выработке у студентов умения применять полученные знания на практике. Эта методика была ранее апробирована на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения, она оправдала себя и в данном случае.
После экспериментального обучения приемам умственной деятельности процент студентов со сформированной готовностью к санитарно-про-светительной деятельности врача-терапевта возрос с 1,7 до 55, а студентов, не имеющих такой готовности, уменьшился с 50 до 2,5; у остальных готовность была сформирована частично.
В результате исследования подготовлено большое количество материалов для внедрения в практику преподавания санитарного просвещения. Это концепции, методические рекомендации по обучению санитарному просвещению в курсе внутренних, инфекционных болезней, хирургии, акушерства и гинекологии, педиатрии, психиатрии, нервных болезнен, а также фармакологии, общей и коммунальной гигиены, медицинской психологии.
В настоящее время разрабатываются методические материалы для остальных клинических и теоретических кафедр, в курсах которых необходимо освещать вопросы санитарного просвещения.
Положительным качеством всех разработанных материалов является то, что они не только содержат целевую установку на преподавание санитарного просвещения, его содержание, но и раскрывают конкретные пути внедрения их в учебный процесс, необходимое время для освещения этих вопросов.
Для внедрения этих научно обоснованных материалов в учебио-воспитательный процесс медицинских институтов потребуются активное участие и помощь профессорско-преподавательского состава.
Однако нас тревожит вопрос, не постигнет ли эти материалы участь методических рекомендаций по преподаванию санитарного просвещения на кафедрах социальной гигиены и организации здравоохранения, подготовленных совместно с I ММИ им. И. М. Сеченова и утвержденных Главным управлением учебных заведений Минздрава СССР в 1976 г.
К сожалению, указанные рекомендации используются в преподавании далеко не всеми кафедрами.
Ознакомление с причинами такого положения показало, что оно объясняется не столько недостатком учебного времени, нежеланием преподавателей, сколько потребностью в специальной их подготовке.
Осуществлять эту подготовку преподавателей по санитарному просвещению под силу только специалистам в этой области. Санитарное просве-
щение выходит за рамки социальной гигиены и организации здравоохранения и фактически уже стало, на наш взгляд, самостоятельной дисциплиной.
Таким образом, назрела острая необходимость в организации кафедры или самостоятельного курса в системе повышения квалификации преподавательских кафедр. Подготовка преподавательских кадров будет способствовать повыше- ^ нию уровня подготовленности студентов — будущих врачей к квалифицированному проведению санитарно-просветительной работы, направленной «а выполнение задач по охране здоровья советского народа, поставленных перед здравоохранением XXVI съездом КПСС.
Кроме того, для внедрения междисциплинарного подхода к преподаванию санитарного просвещения потребуется решение некоторых организационных вопросов. Прежде всего это касается последовательности обучения студентов санитарному просвещению. Мы считаем методически не- ф правильным, что общеметодические вопросы освещаются на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения только в VIII — IX семестре, в то время как изложение частных вопросов должно начинаться на клинических кафедрах уже с IV семестра.
Следует и в дальнейшем продолжать научные работы по совершенствованию подготовки студентов в области санитарного просвещения, широко привлекая к участию в них преподавателей кафедр социальной гигиены и организации здравоохранения, клинических, гигиенических кафедр медицинского института в рамках проблемной комиссии «Санитарное просвещение». Необходимо также комллексироваться в этой работе с пснхо- 4 логами, используя современные достижения педагогической психологии, направленные на воспитание врача профилактического направления.
В заключение следует отметить, что наше совместное межинститутское научное сотрудничество со специалистами из ГДР оказалось результативным не только в плане решения поставленных задач, приобретении опыта ведения таких работ, но и в постановке новых, перспективных задач.
Одной из таких задач, направленных на совершенствование преподавания санитарного просвещения в высших медицинских учебных заведениях, является разработка моделей санитарно-просветительной деятельности врачей различных специальностей, в том числе по санитарному просвещению.
На основании этих моделей предполагается создать междисциплинарную систему преподавания санитарного просвещения в медицинских ин- р ститутах, которая будет рассматриваться как неотъемлемая составная часть единой методической системы учебно-воспитательного процесса.
Только при таком подходе совместно со специалистами смежных наук (философами, психо-
логами) можно создать условия для решения стоящей перед высшей медицинской школой задачи — подготовки врача, владеющего не только мастерством пропагандиста медицинских и ги-
УДК в 14:008( 575.4)« 1922-1982 »
Д. Б. Теслер
Щ
ДОСТИЖЕНИЯ САНИТАРНОЙ
Юбилей санитарной службы страны, олицетворяющей практическую направленность советского здравоохранения, празднуется в год образования Союза Советских Социалистических Республик. Отрадно, что в деле обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия страны н укрепления здоровья народа есть доля труда работников санитарной службы Туркменской ССР. Руководствуясь декретом Совнаркома Ь РСФСР от 15/IX 1922 г., правительство Туркменской ССР в 1926 г. приняло постановление «О санитарных органах республики».
В первые годы своего становления санитарная служба республики располагала незначительными материальными и кадровыми ресурсами. Поэтому весь сложный комплекс саннтарно-проти-воэпидемических мероприятий осуществлялся общей лечебной сетью под руководством имеющихся специалистов. Тяжелое наследие досталось молодой Советской республике. Вековые традиции, экономическая отсталость и религиозный фанатизм препятствовали социально-экономическим преобразованиям. В республике были распространены инфекционные заболевания (оспа, малярия, сыпной тиф, трахома, холера, другие кишечные инфекции), уносившие тысячи человеческих жизней. Основными задачами того времени являлись санитарно-оздоровительные мероприятия и борьба с инфекционными болезнями. Благодаря обязательному оспопрививанию в Туркмении к 1938 г. была ликвидирована оспа. В 1925 г. открылась малярийная станция, явившаяся первым учреждением санитарно-эпидемиологического профиля. В результате проведения научно обоснованных мероприятий к 1952 г. Туркмения первой в Советском Союзе ликвидировала малярию как массовое заболевание. Организатор и руководитель этих работ доц. Г. А. Правиков был удостоен звания лауреата Государственной премии.
Организованно велась и борьбы с сыпным тифом, кишечными инфекциями. Из комплекса мероприятий, осуществляемых на первом этапе, ^ существенное значение имели своевременная госпитализация больных, организация бань, обмывочных и дезинфекционных пунктов. В довоенный период проведена большая работа по благоустройству сел и городов. Огромную роль в улучшении санитарного состояния населенных
гиенических знаний, но и умеющего воспитать соответствующее гигиеническое поведение с целью охраны здоровья населения.
Поступила 22.04.82
(Ашхабад)
СЛУЖБЫ ТУРКМЕНИСТАНА
мест сыграли созданные в 1934 г. по решению правительства республики органы государственной санитарной инспекции. Санэпидслужба взяла курс на осуществление государственного санитарного надзора за промышленными, школьными, пищевыми, коммунальными объектами, строительством городов, поселков, впервые обратила внимание на охрану труда рабочих. К 1939 г. в республике функционировало 28 санэпидстанций и 9 санитарно-бактериологических лабораторий.
В годы Великой Отечественной войны санитарная служба республики подверглась серьезному испытанию. В связи с прибытием значительного количества эвакуированного населения эпидемиологическая обстановка осложнилась. В проведении санитарных мероприятий принимали участие врачи общего профиля, средние медицинские работники, сандружинники, общественность.
Специальным постановлением правительства Туркменской ССР предусматривались благоустройство колхозов, очистка аулов, строительство бань. Благодаря принятым мерам эпидемий инфекционных заболеваний в республике в тяжелые годы войны не было.
В послевоенные годы расширяются санитарно-гигиенические исследования на кафедре общей гигиены Туркменского медицинского института. В частности, изучаются вопросы организации полей орошения в почвенно-климатических условиях Туркмении. В научной тематике Института эпидемиологии и гигиены значительное место отводится проблемам гигиены питания, труда в условиях жаркого и пустынного климата, эпидемиологии кишечных и детских инфекций. Осуществляются также разносторонние исследования по эпидемиологии зоонозного кожного лей-шманиоза, лихорадки Паппатачи.
Катастрофическое землетрясение 1948 г., разрушившее весь промышленный и жилой фонд Ашхабада, выдвинуло перед гигиенистами целый ряд задач, решать которые пришлось в крайне сжатые сроки. Среди этих задач были проведение экстренных саннтарно-противоэпидемнческих мероприятий, направленных на ликвидацию последствий землетрясения и обеспечение эпидемического благополучия, работа по гигиеническому обоснованию генерального плана застройки