Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ'

ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
публичное выступление / надпрофессиональные компетенции / дифференциальное преимущество / мягкие и жёсткие (профессионально-технические) навыки / эффективная коммуникация / public speaking / supra-professional competencies / differential advantage / soft and hard skills / effective communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.А. Стучинская

В статье представлено краткое описание практических приёмов обучения навыкам публичных выступлений как неотъемлемой составляющей надпрофессиональных компетенций выпускника вуза. Подчёркивается необходимость такой компетентности на всех стадиях карьерной траектории, освещаются проблемы подготовительного и основного этапов публичных выступлений, в том числе создание мультимедийных презентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.А. Стучинская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION FOR PUBLIC SPEAKING IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The paper summarises techniques of teaching public speaking skills as an integral part of supra-professional competencies for graduates of higher educational institutions. The necessity of such competency at all stages of a career trajectory is emphasised. Challenges encountered at the preparation and main steps of public speaking practices are highlighted, including creation of multi-media presentations.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ»

ПОДГОТОВКА К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ

Е.А. Стучинская, доцент

Сибирский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)

Б01:10.24412/2500-1000-2024-1-2-29-31

Аннотация. В статье представлено краткое описание практических приёмов обучения навыкам публичных выступлений как неотъемлемой составляющей надпрофессио-нальных компетенций выпускника вуза. Подчёркивается необходимость такой компетентности на всех стадиях карьерной траектории, освещаются проблемы подготовительного и основного этапов публичных выступлений, в том числе создание мультимедийных презентаций.

Ключевые слова: публичное выступление, надпрофессиональные компетенции, дифференциальное преимущество, мягкие и жёсткие (профессионально-технические) навыки, эффективная коммуникация.

Согласно многочисленным опросам фактических и потенциальных работодателей в целом, а также опросу работодателей и выпускников факультета «Мировая экономика и право» ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» в частности, на протяжении многих лет регулярно проводимому кафедрой «Английский язык», сложно переоценить важность владения коммуникативными компетенциями на всех этапах построения профессиональной карьеры: от первоначального контакта с работодателем при отправке резюме и собеседовании для получения рабочего места до последующего продвижения по карьерной лестнице и реализации карьерной траектории [1]. По мнению многих авторов, эффективная коммуникативная компетентность, включая иноязычную, является общепризнанным дифференциальным преимуществом выпускника вуза [2]. В анкете, предлагаемой респондентам кафедрой, содержатся вопросы, относящиеся к группам универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в соответствии с категориями, представленными в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО). Так, при формулировке одной из универсальных компетенций «Способен применять современные коммуникативные техноло-

гии, в том числе на иностранном (ых) языке (ах), для академического и профессионального взаимодействия)» (УК-4, 38.05.02 Таможенное дело) можно привести в качестве примера вопросы о ведении телефонных и онлайн переговоров на иностранном языке, участии в очных переговорных процессах на иностранном языке, участии в проектной деятельности профессионального характера на иностранном языке, подготовке мультимедийных презентаций и публичных выступлениях с мультмедийными презентациями в качестве сопровождения. При формулировках одной из общепрофессиональных компетенций «Способен к осуществлению внут-риорганизационных и межведомственных коммуникаций» (ОПК-5, 38.05.02 Таможенное дело) и одной из профессиональных компетенций «Способен осуществлять внешнеэкономическую деятельность, заключать внешнеторговые контракты» (ПК-6, 38.03.01 Экономика) также предполагается освоение навыков эффективной коммуникации и публичных выступлений в соответствующей профессиональной сфере.

В предлагаемой кафедрой анкете участники двух групп респондентов, как студенты, так и работодатели, оценивают, в числе прочих, степень необходимости владения каждым из вышеперечисленных конкретных навыков (согласно вопросам)

по таким параметрам, как «требуется», «желательно», «не требуется». Сто процентов участников опроса этих двух групп респондентов стабильно отмечают данные навыки как требуемые или желательные, что является неоспоримым подтверждением их актуальности и обосновывает их включение в рабочие программы дисциплин «Иностранный язык» и «Профессиональный иностранный язык».

Не умаляя значимость владения профессионально-техническими компетенциями (hard skills) в конкретной области знаний, многие авторы в своих работах отмечают необходимость приобретения и совершенствования надпрофессиональных навыков (метакомпетенций, soft skills), которые опосредованно, но определённо связаны с исполнением своих непосредственных профессиональных обязанностей, то есть своего функционала как специалиста в определённой сфере деятельности [3]. Среди таковых отдельное внимание уделяется навыкам коммуникации, риторики и публичных выступлений в процессе обучения иноязычному общению в разнообразных речевых ситуациях.

В данном исследовании сделаем акцент на позициях двух авторов, в которых отражены основные содержательные и мотивирующие составляющие элементы, определяющие успешность овладения навыками публичных выступлений. Так, широкую известность приобрело высказывание видного общественного деятеля США XIX века Ральфа Уолдо Эмерсона (Ralf Woldo Emerson, 1803-1882) о том, что все великие ораторы первоначально не были таковыми. Более того, Гарр Рейнольдс в своей работе «Презентация в стиле Дзен» доказывает, что технология формирования основ ораторской коммуникативной компетенции подразумевает, наряду с адекватными речевыми навыками и психологией общения с аудиториями, овладение основами визуальной грамотности, принципами работы с текстом, шрифтами, цветом, изображениями, видеорядом, то есть всем необходимым для грамотной и запоминающейся презентации [4]. Другими словами, можно сделать заключение, что, во-первых, навыки публичных выступлений можно осво-

ить, и, во-вторых, необходимо овладеть соответствующим инструментарием эффективных выступлений и презентаций.

Рассмотрим, какие именно приёмы освоения навыков публичных выступлений следует учитывать, в том числе в парадигме обучения иностранному языку. Подготовительный этап выступления многие эксперты считают основным, сравнивая само публичное выступление лишь с надводной частью, верхушкой айсберга, а подготовку к нему с подводной частью. Первостепенной задачей этого этапа является постановка общей цели: информирование, развлечение, убеждение или вдохновение, и хотя в реальной жизни может встречаться их комбинаторика, обычно превалирует только одна из них. Постановка конкретной цели подразумевает чёткое формулирование основной идеи выступления и идентификацию потенциального интереса аудитории, то есть полезности для слушателей. Немаловажным является знание формата коммуникации (лекция, семинар, тренинг, интерактивное обсуждение офлайн или онлайн и т. п.) [5].

Навыки эффективной коммуникации и публичных выступлений целесообразно совершенствовать на практике. При этом следует учитывать потенциальные препятствия при общении с разными аудиториями, а именно, культурную и гражданскую принадлежность, профессиональную деятельность, социальный статус, уровень знаний слушателей в обсуждаемой области и степень интереса к ней. Такого рода барьеры условно подразделяются на две большие группы: универсальные, то есть препятствия при выступлениях перед аудиториями своей культуры, и специфические, то есть препятствия при общении с аудиториями других культур.

В процессе подготовки мультимедийной презентации необходимо опираться на тот факт, что именно выступающий, а не слайдовое сопровождение, является её первостепенно значимым актором. Любой мультимедийный ресурс - это лишь средство, которое сопутствует выступлению, улучшает его, делает его более запоминающимся для аудитории. Содержание слайдов должно быть лёгким для восприятия,

информация на них должна быть оптимально структурирована. Особое внимание следует уделять оформлению слайдов, то есть тщательно корректировать не только смысловые, орфографические, грамматические, включая пунктуационные, ошибки, но и использовать унифицированные шрифты, отступы и выступы, межстрочные интервалы, а также соответствующие изображения и контрастную цветовую гамму.

Таким образом, навыки эффективных публичных выступлений требуют посто-

Библиографический список

1. Стучинская Е. А., Кобелева Е. П. Обучение переводу внешнеторгового контракта как условие повышения профессиональной компетентности выпускника вуза // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2018. - № 4(22). - С. 104-109. -DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-104-109.

2. Kobeleva E., Stuchinskaya E., Dushinina E. Development of professional foreign language competence within transport industry requirements // E3S Web of Conferences, 2023, 402, 08031. - https://doi.org/10.1051/e3sconf/202340208031.

3. Zubkov A.D. MOOCs as Resource for Content and Language Integrated Learning at University // In: Anikina, Z. (eds) Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives. - IEEHGIP 2022. - Lecture Notes in Networks and Systems. -Vol. 499. - Springer, Cham. - https://doi.org/10.1007/978-3-031-11435-9_12.

4. Reynolds G. Presentation Zen: simple ideas on presentation design and delivery (voices that matter). - New Riders, 2020. - 336 p.

5. Балмасова Т.А. Мобильные приложения в практике обучения иностранному языку // Восток-Запад: теоретические и прикладные аспекты преподавания европейских и восточных языков: материалы V Международной научно-практической конференции. - 2022. -С. 20-24.

PREPARATION FOR PUBLIC SPEAKING IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT

HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

E.A. Stuchinskaya, Associate Professor Siberian Transport University (Russia, Novosibirsk)

Abstract. The paper summarises techniques of teaching public speaking skills as an integral part of supra-professional competencies for graduates of higher educational institutions. The necessity of such competency at all stages of a career trajectory is emphasised. Challenges encountered at the preparation and main steps of public speaking practices are highlighted, including creation of multi-media presentations.

Keywords: public speaking, supra-professional competencies, differential advantage, soft and hard skills, effective communication.

янного совершенствования. Овладение ими и коммуникативной культурой общения в целом не менее важно, чем освоение профессионально-технических знаний. Такие навыки являются значимым компонентом профессиональной компетентности и дифференциальным преимуществом в ситуациях профессионального общения. При этом важно учитывать необходимость их формирования в парадигме обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.