Научная статья на тему 'Навыки успешного публичного выступления'

Навыки успешного публичного выступления Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2201
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / PUBLIC SPEECH / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / PRESENTATION / КОММУНИКАЦИОННЫЕ НАВЫКИ / COMMUNICATION SKILLS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Попкова М.В., Ларина А.А.

В статье рассматривается вопрос формирования навыков публичных выступлений. Большинство руководителей компаний признаются, что публичные выступления являются одной из наиболее трудных, но в то же время необходимых обязанностей руководителей или работников, непосредственно взаимодействующих с клиентами. Авторы приводят ряд правил, следуя которым можно построить свое выступление более эффективным образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKILLS OF SUCCESSFUL PUBLIC SPEECH

The article considers the issue of forming the skills of public speaking. Most company managers admit that public speaking is one of the most difficult, but at the same time necessary, duties of managers or employees directly interacting with clients. The authors give a number of rules, following which one can construct their speech in a more effective way.

Текст научной работы на тему «Навыки успешного публичного выступления»

НАВЫКИ УСПЕШНОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

М.В. Попкова, студент А.А. Ларина, студент

Дальневосточный федеральный университет (Россия, г. Владивосток)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования навыков публичных выступлений. Большинство руководителей компаний признаются, что публичные выступления являются одной из наиболее трудных, но в то же время необходимых обязанностей руководителей или работников, непосредственно взаимодействующих с клиентами. Авторы приводят ряд правил, следуя которым можно построить свое выступление более эффективным образом.

Ключевые слова: публичное выступление, презентация, коммуникационные навыки.

В мире сообщений электронной почты, заметок, информационных бюллетеней и нежелательной почты большинство деловых людей вынуждены сосредоточить свое внимание на написанное слово и, в результате, пренебрегают развитием навыков коммуникации, а именно навыков публичных выступлений (презентаций). Недавние исследования, проведенные корпорацией «Азиз» показали, что 78% управленцев компаний находят наиболее сложной частью управления - общественные выступления. Тем не менее, руководители регулярно сталкиваются с ситуациями, когда необходимо представить какой-либо доклад или провести собрание работников/акционеров.

В самом деле, навыки общения становятся так называемым краеугольным камнем для успешного карьерного роста. Те же исследования компании «Азиз» показали, что 63% директоров компаний считают, что презентационные навыки приобретают все большее значение для успешной карьеры. Кроме того, более одной трети респондентов указали, что слабые навыки в публичных выступлениях препятствовали их прогрессу вверх по карьерной лестнице.

Как известно, общение - это мощный бизнес-инструмент. Благодаря грамотному и продуманному общению можно вдохновить, мотивировать, убедить, произвести впечатление или уладить какой-либо конфликт. Кроме того, в последнее время клиенты становятся все более требовательными и восприимчивыми в отношении их

профессионального обслуживания. Все это увеличивает потребность в эффективных коммуникационных навыках, в последнюю очередь с целью установления долгосрочных отношений с клиентами. Возвращаясь к навыкам эффективных публичных выступлений, например презентации какого-либо продукта, можно говорить о том, что эффективная презентация может способствовать установлению долгосрочных связей с потенциальными клиентами, привлечение новых клиентов, что в общей сложности повысит как уровень продаж компании, так и популярность данной компании на рынке. Однако, на сегодняшний день, не каждый управленец может похвастаться хорошими коммуникационными навыками.

К счастью, этот навык, как и любые другие, может быть приобретен или улучшен благодаря практике и добросовестной подготовке. Уже сегодня многие крупные компании осознали роль коммуникационных навыков и начали вкладывать средства в обучение техникам эффективной презентации и обучение навыкам СМИ. Отрицательным моментом остается то, что порой данные курсы недоступны для сотрудников, которые действительно в этом нуждаются. Несомненно, данные навыки в первую очередь необходимы сотрудникам, непосредственно взаимодействующим с клиентами или руководителям, которые взаимодействует с подчиненными. Однако в идеале, задача руководителей как раз и заключается в выявлении потребностей персонала, даже если они не знают об их

потребностях в этой области (коммуникационной сфере) или не желают сотрудничать. Как известно, лицо компании - это ее сотрудники. Поэтому способность говорить ясно и уверенно - это навык, которым должны обладать сотрудники, работающие на всех уровнях компании. Организации следует стремиться к совершенству, подходы будут варьироваться в зависимости от потребностей сотрудника и его роли в компании. Некоторые из этих подходов могут включать:

- Индивидуальные занятия для старших руководителей.

- Курс практических семинаров, призванных улучшить навыки общения младшего и среднего звена.

- Возможность прохождения онлайн-обучения, которое будет доступным для персонала всей организации, и которое они могут пройти в любое удобное для них время.

Как упоминалось выше, большинство представителей, занимающих руководящие должности и сталкивающиеся с необходимостью публичных выступлений признают, что публичные выступления являются наиболее сложной деловой активностью из всех, с которыми они сталкиваются. Мы постарались привести ряд правил, которые могут применять все сотрудники, независимо от целей. Эти подсказки одинаково актуальны как для подготовки к презентации, так и для встреч, и повседневного общения с клиентами и коллегами:

Во-первых, знайте свою аудиторию. Перед тем, как подготовить свое выступление, изучите вашу аудиторию, а именно: возрастной состав, интересы, уровень подготовки может быть (если это какая-либо профильная презентация) [1]. Например, в то время как аудитория молодых слушателей будет чувствовать себя комфортно, слушая мультимедийную презентацию с использованием современных технологий, а вот группа старших руководителей может не понять такой вид презентации, и возможно, в данном случае лучше применить традиционные способы. Помимо подготовки наиболее эффективной и подходящей презентации для той или иной ау-

дитории, предварительное изучение аудитории также позволяет спланировать свое выступление наиболее подходящим образом, а именно: подумать как начать и закончить выступление, как организовать обратную связь с аудиторией и др.

Во-вторых, грамотно относитесь к использованию визуальных средств. Например, если вы используете слайды, убедитесь, что каждый из них необходим для презентации и повышает информативность вашего выступления. Слайды должны лишь дополнять информацию, которую вы говорите, но не перегружать аудиторию. Если на слайдах будет большое количество текста, аудитория будет в замешательстве - слушать докладчика или читать информацию на слайде? К сожалению, данную ошибку допускают многие докладчики при презентации какого-либо доклада, продукта.

В-третьих, одним из ключевых моментов презентации является ее начало. Прежде чем начать говорить, постойте несколько минут, установите визуальный контакт с вашей аудиторией. Не поддавайтесь соблазну читать заранее подготовленный текст на презентации. В этом случае вам будет трудно, практически невозможно, поддерживать зрительный контакт и внимание вашей аудитории. Если вы уделили достаточно времени подготовке вашей презентации, репетировали, то напечатанный текст должен быть излишним. Вместо этого используйте краткие заметки, написанные при этом заглавными печатными буквами, на которые вам нужно только иногда бросить взгляд, для того чтобы вспомнить моменты, о которых вы хотели упомянуть [2]. Кроме того не стоит читать из слайдов, помните, что слайды должны быть только для пользы аудитории.

Следующим моментом, на который стоит обратить внимание - это развитие голоса. Не говорите слишком быстро. Чрезмерно быстрая речь не только не вызывает доверия, но также создает трудности для вашей аудитории следовать тому, что вы говорите. Вы должны стремиться развивать экспрессивный тон голоса. Другими словами, рассказывать информацию

со страстью и энтузиазмом является хорошим способом заставить вашу аудиторию почувствовать прилив сил и энтузиазма. Если же вы говорите на серьезную тему или вынуждены сообщить плохие новости, то ваш голос должен быть деликатным, без неоправданной тревоги или эмоций.

Еще одним хорошим помощником для привлечения внимания аудитории является использование молчания в ваших интересах. Своевременная пауза может использоваться для выделения важных точек и является эффективным способом восстановления внимания вашей аудитории.

В заключение хотелось бы отметить такой важный момент как вешний вид выступающего и жестикуляция. Внешний вид почти так же важен как то, что вы планируете говорить [3]. Как известно, «встречают по одежде, а провожают по уму». Ваша одежда должна отражать ваш статус, должна быть чистой и опрятной, но в тоже время вы должны чувствовать себя комфортно.

Библиографический список

1. Гаряев Л.В. Психолого-физиологические особенности визуального восприятия информации и их учет при создании учебных презентаций // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2008. - №4.

2. Иванова И.Л. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2014. - №2-2.

3. Миронов Д.Ф. Мультимедийная презентация и ее возможности в организации самостоятельной работы студентов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - Т. 15.

SKILLS OF SUCCESSFUL PUBLIC SPEECH

M.V. Popkova, student A.A. Larina, student Far Eastern federal university (Russia, Vladivostok)

Abstract. The article considers the issue offorming the skills of public speaking. Most company managers admit that public speaking is one of the most difficult, but at the same time necessary, duties of managers or employees directly interacting with clients. The authors give a number of rules, following which one can construct their speech in a more effective way.

Keywords: public speech, presentation, communication skills.

Не стоит забывать о жестах. Правильно используя жестикуляцию, можно добиться большего внимания от аудитории. Но существует несколько жестов, которых следует избегать. Например, руки в карманах - означает повседневные отношения, а руки на бедра - свидетельствует об агрессии. Рекомендуемой позицией является ноги на расстоянии, слегка наружу, при этом руки свободные и открытые.

Таким образом, навыки коммуникации приобретают все больше значение в современном мире. В связи с этим, уже сегодня многие крупные компании выделяют средства на курсы и программы по развитию коммуникативных навыков, развитию навыков публичных выступлений. В данной статье мы постарались отметить наиболее важные моменты, на которые обращают внимание аудитория, а также ряд правил, следуя которым, можно повысить эффективность вашей презентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.