УДК 331.103
ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ КАК КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА Дубовкина Елизавета Романовна, студент (e-mail: dubovkinaer@std.mininuniver.ru) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент (e-mail: losalgiris@mail.ru) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: masha.proh@mail.ru ) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
В данной статье ставится задача рассмотреть какие ошибки совершают будущие методисты детского сада во время публичного выступления и при подготовке публичной речи. На данном этапе развития социокультурной жизни общества каждому специалисту, работающему с людьми, необходимо совершенствовать навыки публичной речи и ораторского искусства. Методистам детских садов необходимы эти способности, ведь они работают с детьми, воспитателями, директорами, и им важно уметь правильно доносить информацию до подчиненных и вышестоящих органов, для того, чтобы их работа была плодотворной, а самое главное эффективной.
Созданы рекомендации для усовершенствования навыков публичной речи.
Ключевые слова: публичные выступления, будущие методисты, навыки публичной речи.
Для руководителя любого уровня - от топ-менеджера до воспитателя -умение выступать публично имеет очень большое значение. В общении с партнерами, клиентами это необходимо для выступлений на различных конференциях, совещаниях, круглых столах и собраниях. Однако даже методисту ДОУ приходится выступать перед собственными сотрудниками -и его речь на совещаниях, собраниях обязательно должна быть убедительной, мотивирующей, запоминающейся, а не просто сухим изложением фактов и поручений.
К сожалению, многие специалисты недооценивают всю важность публичных выступлений. Большинство руководителей не умеют правильно проводить собрания, беседы, а также грамотно готовить публичную речь из-за чего не получают ожидаемого результата от подчиненных и от работы в целом.
Цель данной статьи: провести исследование публичной речи в группе будущих воспитателей и методистов детских садов.
Предмет исследования: группа студентов из 10 человек и экспертная группа (респонденты) из 17 человек.
В процессе исследования были использованы следующие методы: метод системного анализа, метод опроса.
Овладение обучающимися коммуникативной компетентностью в целом — одно из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей. Никто не будет спорить, что публичные выступления — это искусство. Которому можно и нужно учиться. Считать, что любой может выйти и без всякой подготовки или обучения сделать доклад или рассказать о себе самом, очень опасное заблуждение. Умение выступать публично - это необходимый навык. Публичное выступление — это необходимость в течение всей жизни. Составляющим звеном коммуникативной компетенции является умение выступать публично, которое стало необходимым навыком в современном мире: готовить и проводить лекцию, презентации приходится и преподавателям, и учащимся, и топ-менеджерам, и руководителям направлений, и сотрудникам. Публичные выступления относятся к коммуникативным универсальным учебным действиям. Студент должен научиться адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий [7,8,9].
Обучающийся по специальности психолог-педагог должен освоить навыки публичной речи, ведь публичное выступление педагога - актуальная профессиональная компетенция. Формирование компетенций публичного выступления педагога занимает более важное место в содержании профессионально-образовательной программы, чем может показаться на первый взгляд [14,15].
Важным фактором успешной публичной речи является грамотная подготовка своего выступления. Каждому руководителю, методисту нужно уметь составлять свою речь, так, чтобы подчиненные правильно поняли информацию и смогли исполнить поручение.
Для этого нужно изучить ошибки, которые люди совершают при подготовке к публичному выступлению, проанализировать их и больше не совершать. Выявить для себя те правила, которые эффективны именно для вас. Это можно добиться благодаря постоянным упражнениям и тренировки публичной речи. Чем чаще вы предстаете пред своими подчинёнными, тем качественнее становятся ваши выступления.
Подготовка и само выступление является важной деятельностью специалиста, и для достижения отличного результат необходимо затратить время. Те, специалисты, которые овладели навыками публичной речи и с лёгкостью готовят её, имеют преимущество на рынке труда.
Но идеально подготовленное выступление - не значит, что во время него вы не допустите каких-либо ошибок. Публичная речь - это искусство, и нужно обладать некоторыми способностями, благодаря которым успех гарантирован.
К числу показателей ораторского мастерства педагога можно отнести следующие:
1. Эрудированность, знание предметов смежных с темой выступления областей знаний.
2. Убежденность выступающего, готовность защищать свою позицию.
3. Культура речи.
4. Умение видеть и чувствовать слушателей. Культура общения. Контакт с аудиторией.
5. Умение изложить содержание так, чтобы оно стало собственной (личностно-значимой) позицией слушателя.
6. Умение аргументировать. Стройность и последовательность изложения.
7. Умение применять наглядные и технические средства» [44-46].
Если рассматривать эффективность публичного выступления педагога,
то ее, в отличие от ораторского мастерства, можно оценивать по таким критериям: 1) адекватность (соответствие способов воздействия выступающего цели и задачам, особенностям слушателя (аудитории); 2) экономичность (количество времени, затраченное на передачу единицы информации); 3) активность слушателей (реплики, вопросы, аплодисменты и другие реакции аудитории); 4) информативность (влияния на интеллектуальную сферу); 5) наглядность (влияние на чувства слушателей) [56-57].
Для того, чтобы студенты допускали как можно меньше ошибок при подготовке и во время публичной речи, необходимо выявить эти ошибки, а также проделать работу по устранению этих ошибок в дальнейших выступлениях. Что поможет в работе методиста и воспитателя.
Автором статьи было проведено 2 опроса в Google-форме, где проанализировал часто допускающиеся ошибки обучающихся при подготовке и во время публичной речи на различные темы, связанные с будущей работой студентов.
Вначале ребята рассказали о проблемах, с которыми они столкнулись во время подготовки публичной речи.
Рис. 1. Ошибки при подготовке публичной речи
На рисунке 1, мы можем увидеть, что сложность заключается в подборе краткого, информативного материала (50% опрошенных), 36% студентов не знают или не умеют правильно составлять план своей речи из-за чего выступление становится сумбурным и логически незавершённым. И всего по 7% опрошенных не выучили текст и не изучили до конца проблему, а ведь это самые важные факторы публичного выступления, о того, как человек рассказывает зависит результат выступления.
Для того, чтобы в дальнейшем информация, с которой будут работать будущие специалисты была краткой, точной и интересной необходимо изучать достоверные источники, затрачивать как можно больше времени на поиски нужного материала, а также знакомиться со структурой плана успешной публичной речи.
Затем, для того чтобы получить более точные и понятные данные, о том какие же ошибки студенты совершают во время выступления было проведено голосование, на котором экспертная комиссия оценивала каждого выступающего по определённым критериям:
• Смог ли выступающий заинтересовать аудиторию темой?
• Смог ли установить зрительный контакт с аудиторией?
• Смог ли сохранить интерес аудитории к теме?
• Использовал ли визуальные материалы?
• Наличие заключения, подтверждающего единство всех составляющих.
Оценка экспертной комиссией состояла из проставления баллов от 1 до 5, где 4, 5 оценки хорошо/отлично. На рисунке 2 представлена диаграмма с данными, где показано сколько человек (в процентах) получили оценки хорошо/отлично.
Было ли логическое завершение Использова18% визуальные материалы 6%
[ИМЯ КАТЕГОРИИ] [ПРОЦЕНТ]
Заинтересовал ли темой 31%
Установил ли зрительный контак 21%
Рис. 2. Критерии, по которым оценивалась публичная речь
Проанализировав данные диаграмма, мы можем сказать, что из 10 выступающих 31% смогли заинтересовать аудиторию, но не все смогли сохранить интерес, это может быть связано с различными факторами: неин-
тересная тема, «сухая», неэмоциональная речь, недостаточное знание темы.
Мало кто заботится о визуальных материалах, но этот компонент очень важен во время публичного выступления, сопровождение видео/фотоматериалами, даёт больший результат. Всего 6% использовали визуальное сопровождение. Для некоторых выступающих (21%) было сложно установить визуальный контакт с аудиторией, возможно, из-за стеснения и неуверенности.
Исходя из данного исследования, можно сделать вывод, что в основном выступающим сложно установить визуальный контакт с аудиторией и логически завершить своё выступление. Также немногие понимают эффективность визуальных материалов.
В заключение, необходимо сформулировать рекомендации студентам для того, чтобы в дальнейшем они не допускали ошибки во время публичной речи и при её подготовке:
1. Выступление должно быть легко воспринимаемым.
Чтобы речь легче воспринималась, ее следует разделить на четкие смысловые части, выводы из которых необходимо тезисно повторить в заключительной части выступления.
2. Искренность — одно их условий успеха.
Выступление должно быть искренним, чтобы слушатель чувствовал, что в речи отражаются личные убеждения самого оратора. Для этого найдите в тексте интересные для себя моменты и убедите себя в положительном или отрицательном отношении к ним
3. Постройте правильно начало выступления.
Выступление нужно начинать с чего-то интересного, интригующего, т. е. с того, что может обратить внимание слушателя в сторону оратора.
4. Используйте демонстрацию наглядного материала.
5. Диктуйте то, что следует записать как справочный материал.
6. Управляйте вашими движениями.
Заходя в аудиторию (или другое место выступления), двигайтесь уверенно, не семените и не делайте суетливых движений. Идите своей обычной походкой, чтобы убедить присутствующих, что вы не волнуетесь и никуда не спешите.
7. Следите за процессом речи.
Неоднократное повторение простых выразительных фраз, ярких словосочетаний способствует успеху публичного выступления. Но старайтесь избегать неуместного и назойливого их употребления.
8. Еще раз о важности заключительной части выступления.
Завершая речь, необходимо посмотреть в глаза слушателям и сказать
что-нибудь приятное, продемонстрировать свое удовлетворение от общения с аудиторией. Такой позитивный финал надолго останется в памяти людей [113, 114, 115].
Рекомендации для подготовки публичной речи:
1. Вначале сделайте набросок будущего публичного выступления:
Определите мотивацию слушания людьми вашего выступления. Для чего это им нужно? Что полезного или интересного они узнают для себя?
Выделите главную идею вашей речи.
2. После, выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей.
3. Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем вы им рассказываете.
Тщательно продумывайте план и структуру будущей речи. Она должна включать:
• введение;
• основную часть;
• выводы (окончание).
Подготовив краткий план, начинайте разрабатывать его и добавлять больше информации, точности.
4. Найдите яркие примеры «из жизни», из истории, литературы, которые используете в процессе выступления.
5. Подготовьте необходимые схемы, иллюстрации, графики для зрительного закрепления информации.
6. Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом, с просьбой что-то назвать, пересчитать — это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы и значительно повысит эффективность восприятия вашего материала.
7. Напишите полный текст. Особое внимание уделите его началу и окончанию. Ведь начало и конец выступления определяет настрой ваших слушателей. Поэтому не забудьте составить грамотное и логическое завершение, которое будет подтверждать единство всех составляющих [66, 67, 68].
Авторы отмечают, что подготовить публичную речь непросто, но ещё сложнее правильно и грамотно преподнести материал, выступить успешно. Для будущих специалистов, а в особенности для методистов детских садов
- эта компетенция необходима. Поэтому данный навык нужно постоянно развивать и не бояться допускать ошибок, ведь именно благодаря ним, мы становимся лучше и опытнее.
Данные рекомендации помогут специалистам в дальнейшей работе с детьми, подчиненными, вышестоящими органами и позволят эффективно справляться со всеми задачами.
Список литературы
1. Алексеев А. А. Громова Л. А. Поймите меня правильно. С-Пб. Экономическая школа. 1993. - 278 с.
2. Андреев В. И. Деловая риторика. — Казань, 1993. - 90 с.
3. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение. - М.: Новое знание, 2002.
- 2-9.
4. Борисов А. Ю. Роскошь человеческого общения. - М., 2000. - 123 с.
5. Вайссман Д. Мастерство презентации. - М.: Вершина, 2004. - 389 с.
6. Вансовская Л. И. Практикум по технике речи. Фонационный тренинг. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. - 312 с.
7. Волков А. А. Основы русской риторики. - М.: Издательство храма святой мученицы Татианы, 2001. - 233 с.
8. Голуб, И. Б. Риторика. Учитесь говорить правильно и красиво / И.Б. Голуб. -Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 416 с.
9. Гимпельсон Е. Г., Анисимова Т. В. Современная деловая риторика. - Воронеж, Издательство Модек, 2003.
10. Дикинсон С. Презентация. Технология успеха. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 342
с.
11. Зимняя И. А. Воздейственность выступления лектора. М., 2005.
12. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи, М., 2002. 34-39.
13. Молчанов, С. Г. Профессионально-педагогическая компетентность - объект описания, формирования и оценивания [Текст] / С. Г. Молчанов II Инновационное развитие профессионального образования: научно-практический журнал. - Челябинск, 2014. -№2(06). - С. 14-17.
14. Молчанов, С. Г. Теория профессиональной компетентности [Текст] / С. Г. Молчанов II Человекоориентированное управление сбережением личных энергоресурсов участников образования: материалы Международной научно-практической конференции 14 октября 2014 г. / под ред. И. О. Котляровой, К. С. Бурова. - Челябинск: Изд-во Цицеро, 2014. - С. 28-32.
15. Мосс, Д. Большая книга тренингов по Дейлу Карнеги [Текст] / Д. Мосс, А. Нар-бут. -М.: ACT, 2015-414 с.
16. Сутковая, Н. В. Тьюторские функции педагога в пространстве реализации индивидуальной образовательной программы в дошкольном образовании [Текст] / Н. В. Сутковая, С. Г. Молчанов II Современная высшая школа: инновационный аспект. -Том. 8. -№2(32).-С. 163.-179 с.
17. Симонов П.В. Ершов П.М. Темперамент, личность, характер. М. 1984. - 200 с.
18. Халин, С. М. Методика публичного выступления: учебное пособие [Текст] /С. М. Халин. - 2-е изд., перераб. - Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2006. - 70 с.
19. Целуйко, В. М. Психологические основы педагогического общения [Текст] / В. М. Целуйко. - М.: «ВЛАДОС», 2007. - 242 с.
20. Learning to Speak in Public / Основы публичной речи. - М.: Феникс +, 2007. - 136
с.
Dubovkina Elizaveta Romanovna, student (e-mail: dubovkinaer@std.mininuniver.ru)
Shkunova Angelika Arkadievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: losalgiris@mail.ru)
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Prokhorova Maria Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor (e-mail: masha.proh@mail.ru)
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia PUBLIC SPEECH AS THE COMPETENCE OF FUTURE SPECIALIST
Abstract. This article sets the task to consider what mistakes future kindergarten methodolo-gists make during a public speech. At this stage in the development of the sociocultural life of a society, every specialist working with people needs to improve the skills of public speaking and oratory.
Methodists of kindergartens need these abilities, because they work with children, educators, directors, and it is important for them to be able to correctly convey information to subordinate and higher bodies in order for their work to be fruitful and, most importantly, effective. Keywords: public speaking, future methodologists, public speaking skills.
СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Кузнецова Екатерина Андреевна, старший преподаватель (e-mail: devinyls@yandex.ru) Винникова Ирина Сергеевна, к.э.н., доцент (e-mail: ira vinnikova@mail.ru) Голованова Софья Олеговна (e-mail: Sogolovanova@gmail.com) Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия Кузнецова Е.А., старший преподаватель (e-mail: devinyls@yandex.ru)
Вопрос развития финансовой грамотности в современном мире является ключевым в аспекте развития современного общества. В статье рассматривается вопрос структуры информационной среды и ее использования для реализации занятий по финансовой грамотности. В исследовании отражена ключевая терминология рассматриваемого вопроса: «информационная среда», «финансовая грамотность», проведен анализ видов обучения и форм представления информации для реализации образовательного процесса. В статье приводится анализ уровня финансовой грамотности в разных стран, выделены ключевые интернет-ресурсы содержащие информацию и материалы для организации занятий по повышению финансовой грамотности.
Ключевые слова: финансы, финансовая грамотность, информационная среда, дистанционное обучение, обучение финансовой грамотности.
Финансовая грамотность представляет собой совокупность установок, навыков и знаний человека в финансовой сфере, его рациональное поведение, ведущее к повышению качества жизни и улучшению благосостояния.
Необходимость повышения финансовой грамотности населения возросла после интеграции России в мировую финансовую систему. Повышение финансовой грамотности населения ведёт к увеличению производительности труда, к повышению благополучия граждан, к развитию экономики страны. Люди, имеющие финансовые знания, могут самостоятельно принимать решения, которые обеспечивают им комфортную жизнь и благосостояние. Финансовая грамотность особо актуальна в наше время, ведь это тесно связано с социальным и материальным благополучием граждан.