Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАВЫКИ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ДЕБАТЫ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ялаева Наталья Вячеславовна, Садыкова Наталья Валерьевна, Аникина Марина Сергеевна

Формирование навыков публичных выступлений на занятиях по английскому языку является одним из ключевых элементов учебного процесса в юридическом университете. Цель публичного выступления - донесение информации до аудитории и формирование у нее ответной реакции. Однако не каждый студент может построить свое выступление последовательно и логично даже на родном языке. Часто это происходит из-за неуверенности в своих силах и страха публичных выступлений. Поэтому, когда появляется необходимость подготовить доклад на английском языке, будущий юрист сталкивается с большими трудностями. В статье даны рекомендации по использованию заданий для обучения навыкам публичных выступлений в преподавании английского языка в юридическом вузе. Такими заданиями являются любые упражнения, в которых студент устно обращается к аудитории. Авторы уделяют внимание в первую очередь студенческим презентациям и дебатам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ялаева Наталья Вячеславовна, Садыкова Наталья Валерьевна, Аникина Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PUBLIC SPEAKING SKILLS IN ENGLISH CLASSES

Formation of public speaking skills in English classes is one of the key elements of the educational process in a law school. The purpose of public speaking is to convey information to the audience and form a response from it. However, not every student can build their presentation consistently and logically even in their native language. Often this is due to self-doubt and fear of public speaking. Therefore, when it becomes necessary to prepare a report in English, the future lawyer faces great difficulties. The article gives recommendations on the use of public speaking tasks in teaching English at law school. Such tasks include any exercises in which the student orally addresses the audience. The article focuses on two types of tasks: student presentations and debates.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

УДК/UDC340 DOI: 10.34076/22196838_2022_3_57

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПУБЯИЧНЫХ ВЫСТУПЯЕНИЙ

на занятиях по английскому языку

ялаева Наталья Вячеславовна

Доцент кафедры иностранных языков

Российского технологического университета МИРЭА (Москва), кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: 0000-0003-4460-1222, e-mail: yalaeva-nv@mail.ru.

Садыкова Наталья Валерьевна

Старший преподаватель кафедры русского, иностранных языков и культуры речи Уральского государственного юридического университета им. В. Ф. Яковлева (Екатеринбург), ORCID: 0000-0003-0646-0297, e-mail: nine999@list.ru.

Аникина Марина Сергеевна

Аспирант Уральского государственного юридического университета им. В. Ф. Яковлева (Екатеринбург), ORCID: 0000-0002-0983-9828, e-mail: anikina97@mail.ru.

Формирование навыков публичных выступлений на занятиях по английскому языку является одним из ключевых элементов учебного процесса в юридическом университете. Цель публичного выступления - донесение информации до аудитории и формирование у нее ответной реакции. Однако не каждый студент может построить свое выступление последовательно и логично даже на родном языке. Часто это происходит из-за неуверенности в своих силах и страха публичных выступлений. Поэтому, когда появляется необходимость подготовить доклад на английском языке, будущий юрист сталкивается с большими трудностями. В статье даны рекомендации по использованию заданий для обучения навыкам публичных выступлений в преподавании английского языка в юридическом вузе. Такими заданиями являются любые упражнения, в которых студент устно обращается к аудитории. Авторы уделяют внимание в первую очередь студенческим презентациям и дебатам.

Ключевые слова: навыки публичных выступлений, студенческая презентация, дебаты, обучение иностранному языку, задания для обучения

Для цитирования: Ялаева Н. В., Садыкова Н. В., Аникина М. С. Формирование навыков публичных выступлений на занятиях по английскому языку // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2022. № 3. С. 57-63. DOI: https://doi.org/l0.34076/22196838_ 2022_3_57.

FoRMATioN oF PUBLIC SPEAKiNG SKILLS iN ENGLiSH CLASSES Yalaeva Natalia

Associate professor, Russian Technological University MIREA (Moscow),

candidate of pedagogical sciences, ORCID: 0000-0003-4460-1222, e-mail: yalaeva-nv@mail.ru. Sadykova Natalia

Senior lecturer, Ural State Law University named after V. F. Yakovlev (Yekaterinburg), ORCID: 0000-0003-0646-0297, e-mail: nine999@list.ru.

anikina Marina

Post-graduate student, Ural State Law University named after V. F. Yakovlev (Yekaterinburg), ORCID: 0000-0002-0983-9828, e-mail: anikina97@mail.ru.

Formation of public speaking skills in English classes is one of the key elements of the educational process in a law school. The purpose of public speaking is to con-

vey information to the audience and form a response from it. However, not every student can build their presentation consistently and logically even in their native language. Often this is due to self-doubt and fear of public speaking. Therefore, when it becomes necessary to prepare a report in English, the future lawyer faces great difficulties. The article gives recommendations on the use of public speaking tasks in teaching English at law school. Such tasks include any exercises in which the student orally addresses the audience. The article focuses on two types of tasks: student presentations and debates.

Key words: public speaking skills, student presentation, debates, foreign language teaching, learning tasks

For citation: Yalaeva N., Sadykova N., Anikina M. (2022) Formation of public speaking skills in English classes. In Elektronnoe prilozhenie k «Rossiiskomu yuridicheskomu zhurnalu», no. 3, pp. 5763, DOI: http://doi.org/l0.34076/22196838_2022_3_57.

В настоящее время юристу недостаточно быть просто профессионалом своего дела. Для работодателя важно, чтобы его сотрудник владел навыками работы с клиентами, умел грамотно, четко и логично выстраивать свою речь и выступать перед аудиторией. Современному специалисту приходится иметь дело с большим объемом деловой информации, которую необходимо правильно понимать, перерабатывать, реализуя при этом свои коммуникативные умения (в публичных выступлениях, при ведении переговоров, в дискуссиях, на производственных совещаниях) и демонстрируя в своей речи профессиональную компетенцию1. Профессиональный юрист всегда сможет отстоять свою точку зрения, привести доводы в обоснование своей позиции и убедить собеседника.

По нашему мнению, в коммуникативном плане обучение английскому языку играет важную роль в профессиональной подготовке студентов-юристов и формировании личности в целом. Подготовка публичных выступлений - необходимая часть обучения иностранному языку в юридическом университете. Во время публичного выступления будущий юрист отрабатывает самые значимые навыки: общение, творческое мышление, сотрудничество, креативность (communication, creative thinking, cooperation, creativity), так называемые Four Cs2.

Студенты юридического университета готовят на английском языке не только краткие сообщения по конкретным правовым вопросам или проблемам, но и развернутые научные доклады разной отраслевой направленности, в рамках которых они аргументируют свою позицию по выбранной теме и представляют результаты своих исследований.

Формирование навыков публичных выступлений на иностранном языке становится для студентов-юристов все более актуальным благодаря установлению международных контактов и необходимости обсуждать значимые теоретические и практические юридические проблемы в рамках научных конференций и круглых столов3.

Целью любого публичного выступления является донесение до слушателей информации и формирование у них ответной реакции на поставленную проблему4. К сожалению, не каждый студент может построить свое выступление последовательно и логично даже на родном языке, в том числе из-за неуверенности в своих силах и страха публичных выступлений5. Поэтому, когда появляется необходимость подготовить доклад на английском языке, будущий юрист сталкивается с большими трудностями. В частности, многие докладчики боятся, что не смогут продолжить вы-

1 Культура русской деловой речи и деловая риторика: учеб. пособие / под ред. И. В. Родиной, Л. В. Промах. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. С. 5.

2 Соболева О. С., Савицкая Т. П. Методические аспекты подготовки публичного выступления на английском языке в неязыковом вузе // Педагогика и психология образования. 2020. № 4. С. 125.

3 Левитан К. М. Подготовка юристов в ФРГ (из опыта международных связей УрГЮА) // Российский юридический журнал. 2001. № 2. С. 145.

4 Методика публичного выступления: учеб. пособие / под ред. И. И. Головановой. Казань: Центр инновационных технологий, 2009. С. 14.

5 Grieve R., Woodley J., Hunt S. E., McKay A. Student fears of oral presentations and public speaking in higher education: a qualitative survey // Journal of Further and Higher Education. 2021. Vol. 45. No. 9. P. 2.

ступление, если забудут заранее подготовленный текст на иностранном языке или не вспомнят какое-то английское слово или выражение. Большинство студентов боятся не понять и, как следствие, не ответить на дополнительные вопросы аудитории после доклада. Если заранее не проработать названные проблемы, публичное выступление прозвучит неубедительно и его цель так и не будет достигнута.

Цель данной статьи - дать рекомендации по использованию заданий для обучения навыкам публичных выступлений в преподавании английского языка в юридическом вузе и выделить некоторые их преимущества.

К упражнениям для обучения выступать публично мы относим любые задания, в которых студент устно обращается к аудитории. В настоящей статье речь пойдет только о двух видах таких заданий: студенческих презентациях и дебатах.

Презентация на иностранном языке - это одна из форм подготовленной монологической речи, представляющая собой сообщения, сделанные отдельными учащимися или группой на основе изученного материала. Успех презентации зависит от многих факторов. Важно не только владеть информацией и уметь донести ее до аудитории, но также установить контакт и обратную связь со слушателем.

Огромное значение имеет наличие опыта публичных выступлений. Если у студента нет такого опыта, но ему предстоит выступить со своей презентацией перед аудиторией (не имеет значения, многочисленной или нет) на английском языке, сам процесс выступления может вызвать стресс. Именно поэтому создание презентаций является самым распространенным заданием для студентов. Значительное внимание при этом уделяется подготовке. Можно выделить три основных этапа подготовки к выступлению с презентацией.

Первый этап работы над студенческой презентацией включает в себя поиск необходимой информации по соответствующей теме и выбор тех иноязычных речевых единиц, которые понадобятся для выражения этой информации. В частности, перед выступлением студенту необходимо пополнить свой словарный запас, т. е. поработать с лексикой по теме презентации. Помимо прочего, студенту-докладчику важно оценить свою целевую аудиторию, т. е. тех, перед кем он будет выступать, поскольку слушатели должны понимать его и знать значение терминов, которые он будет употреблять в ходе своей презентации.

Пример задания. Work in groups, follow the steps below.

1. Choose one of the topics or suggest your own: «How to Obtain Legal Education in the UK / the USA / Russia»; «Legal Education and Professional Development»; «Legal Education in Different Legal Traditions».

2. Study the websites below to search for the information on admission rules and requirements: https://www.studying-in-uk.org/; https://www.lawstudies.com/; https://hls.harvard.edu/; https://www.americanbar.org/; https://www.lawsociety.org.uk/; https://www.barstandardsboard. org.uk/; https://www.barcouncil.org.uk/

На втором этапе работы над созданием студенческой презентации выполняются упражнения, которые направлены на построение фраз и их синтаксическое оформление, а также на надлежащее оформление начала, развития и логического завершения темы презентации1.

Пример задания. Study some useful phrases for making a presentation and its structure.

Greet the audience: «Good afternoon, everyone. Thank you for coming».

Introduce yourself: «I'm + name + from + organization...»

State the purpose: «I'm here today to talk about.»

State the main points: «My presentation consists of three parts. First... Second... And finally.»

The main part: «Let's begin with... Now let's move on to... And finally, I'd like to turn to.»

Show visuals and give more details: «I'd like to show you a... I'd like to add.»

Summarize: «So, first I spoke about. Then we talked about. And finally, we looked at.»

Make a conclusion: «In conclusion, I'd like to say that.»

Handle questions: «Now if you have any questions, I'll be happy to answer them»2.

i

Алексеева Т. Д., Суслина А. А. Профессионально ориентированное обучение английскому языку на старших курсах в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1. С. 14.

2 Английский язык для юристов = Legal English + еПриложение: учеб. / под ред. К. М. Левитана. М.: Кнорус, 2021. С. 29-30.

Третий этап подготовки к презентации представляет собой непосредственно говорение, т. е. последовательное и логичное изложение информации, которая была отобрана и структурирована на двух предыдущих этапах. Этот этап является наиболее сложным, поскольку сопряжен с необходимостью преодоления психологических барьеров, связанных со страхом докладчика перед аудиторией. Однако, как правило, чем чаще студент выступает на публике, тем более уверенным в себе он становится и со временем этот страх отступает.

Необходимо подчеркнуть значимость заключительного этапа - оценки презентации. Он предусматривает не только контроль усвоения студентом языкового материала и уровня его коммуникативной компетенции, но и оценивание работы учащимися или преподавателем (структура, содержание, тематика, оформление, степень владения языком и т. д.). Разработанные преподавателями критерии оценивания презентаций позволяют студентам анализировать свои доклады и выступления од-ногруппников. Регулярное применение модели критериального оценивания выступлений с использованием мультимедийных презентаций на занятиях со студентами помогает организовать неформальное включение студентов в работу, формирует у них навыки критического мышления, развивает аналитические способности и речевое мастерство1.

Дебаты - это педагогическая технология, которая приобретает особое значение при изучении юристами иностранного языка, так как является одним из способов развития иноязычной коммуникативной компетенции2. Учебные дебаты - это интерактивный вид заданий, требующий, как правило, значительной подготовки. Они могут проходить в составе мини-групп студентов, которые поочередно представляют свою точку зрения.

В ходе проведения дебатов студент:

1) вырабатывает диалектическое мышление, поскольку ему приходится рассматривать поставленную проблему с разных сторон. Помимо прочего, одна из ключевых задач дебатов - научиться аргументировать свою позицию и убеждать оппонента;

2) развивает ораторские навыки, когда отстаивает свою точку зрения и грамотно выстраивает речь;

3) осознает свою профессиональную роль как юриста, который в практической деятельности доказывает верность своей позиции как устно, так и письменно.

Задания для дебатов требуют более тщательного планирования и большей вовлеченности участников, нежели презентации, но они стоят затраченных усилий. Несомненными преимуществами занятий в форме дискуссии являются преодоление трудностей в межкультурном деловом общении, включение будущих юристов в динамичный поликультурный мир и развитие поликультурной языковой личности при обучении иностранному языку в юридическом университете3.

Тематика дебатов определяется в зависимости от цели занятия (например, вопросы образования, особенности судебного процесса в разных странах, права человека). В процессе подготовки к дебатам учащиеся совершенствуют навыки осознанного чтения нужной информации и передачи уже переработанного материала, а также учатся излагать свои доводы в письменной форме. Как правило, такая подготовка требует активного взаимодействия между членами команды, поскольку они собирают информацию и вместе обсуждают идеи.

Пример задания. Work in groups. Discuss advantages and disadvantages of obtaining a law degree. Use the phrases given below:

Advantages: «One of the advantages of... is...», «The positive points include...», «Another positive aspect is.», «Another benefit is.»

Disadvantages: «The first disadvantage of. is.», «There are many negative aspects and one of them is.», «The drawbacks of something are.», «The negative points include.»

1 Юшкова Н. А. Развитие компетенций студентов-юристов в работе с мультимедийными презентациями // Лингвокультурология. 2018. № 12. С. 264.

2 Боровкова М. В. Использование педагогической технологии «Дебаты» в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку студентов-юристов как основополагающий фактор в формировании ключевых компетенций юриста // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 120.

3 Yalaeva N. V., Sadykova N. V. The main principles of developing students' language competence in English classes at a law school // Modern Pedagogical Education. 2021. № 7. P. 110.

Использование заданий для обучения публичным выступлениям имеет множество преимуществ. Выделим наиболее важные из них: совершенствование языковых навыков; развитие умения мыслить критически; повышение результативности обучения.

Упражнения, направленные на подготовку дебатов и презентаций, совершенствуют одновременно четыре языковых навыка: говорения, аудирования, чтения и письма. Надо сказать, что в большей степени развивается навык говорения, поскольку, как правило, все выступления проходят в устной форме. Навык аудирования развивается в процессе оценки студентом выступлений его одногруппников. Этот навык приобретает наибольшее значение во время проведения студенческих дебатов, поскольку выступающие должны слушать и запоминать аргументы оппонентов, чтобы затем отвечать на их реплики. Развитие навыков чтения и письма происходит в процессе изучения и анализа многочисленных источников информации, которые студенты будут использовать при составлении презентации или во время подготовки к дебатам. Письменная речь совершенствуется, когда обучающиеся делают заметки при подготовке к устным выступлениям.

Упражнения и задания, направленные на подготовку студенческих дебатов и презентаций, также способствуют развитию умения мыслить критически. В процессе подготовки к публичному выступлению студентов просят выработать свою позицию, изучить разные точки зрения, проанализировать аргументы, оценить достоверность источников информации и провести различие между релевантной и нерелевантной информацией1. Когда обучающиеся задают актуальные вопросы, разрабатывают способы решения поставленных проблем, сравнивают доводы оппонентов, выявляют противоречия и делают выводы, можно говорить о том, что они усвоили материал и научились подходить к полученной информации критически.

Помимо прочего, развитие навыков публичных выступлений повышает результативность обучения. Лучший способ продемонстрировать свои знания - выступить с презентацией по конкретной теме. Это задание помогает студентам синтезировать знания из разных источников и выступить в роли преподавателя, объясняя выбранную тему одногруппникам. Установлено, что подобное объяснение способствует более высокому уровню понимания материала самим обучающимся. Студенты гораздо лучше усваивают информацию, когда им приходится объяснять ее другим. Кроме того, планирование презентации и возможных вопросов аудитории приводит к более тщательной проработке информации.

Ежегодно студенты Уральского государственного юридического университета имени В. Ф. Яковлева участвуют в научно-практических конференциях, становятся лауреатами и победителями международных конкурсов, проводимых на английском языке. Учащиеся магистратуры и аспирантуры принимают участие в межвузовских и международных конференциях, проводимых кафедрой русского, иностранных языков и культуры речи. Выступления, как правило, готовятся на русском и иностранных языках. По итогам конференции аспиранты и магистранты могут подготовить тезисы или статьи. Учебная и научная деятельность в университете нацелена на профессионально-личностное развитие будущих юристов, расширение их профессионального кругозора и формирование навыков самообразования. Участие в научных конференциях и семинарах дает опыт публичных выступлений и порождает интерес к научной работе.

Задания для подготовки презентаций и дебатов требуют от студентов умения проводить самостоятельное научное исследование, демонстрировать и анализировать языковые средства, а также содержание выбранной темы. Приведенные нами примеры заданий содержатся в учебнике «Английский язык для юристов», разработанном коллективом преподавателей кафедры русского, иностранных языков и культуры речи для магистратуры и аспирантуры. В учебнике представлены аутентичные страноведческие и профессионально ориентированные (юридические) тексты из современных источников, а также упражнения по развитию иноязычных компетенций во всех видах профессиональной речевой деятельности. Упражнения предпола-

1 Забровская А. А., Рублева Е. А. Навык проведения презентации и самопрезентации как необходимый элемент обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе // Гуманитарный вестник. 2017. № 6. С. 12.

гают прежде всего изучение структуры презентации, клишированных фраз для проведения презентаций и дебатов, работу в группах, обсуждение преимуществ и недостатков предмета дискуссии, подготовку сообщений по конкретной теме. В учебнике даны ссылки на сайты, где можно найти дополнительную информацию по теме презентации или дебатов, а сама подготовка к докладу делится на стадии.

В ходе подготовки публичных выступлений на английском языке студенты юридических вузов учатся искать нужную информацию, структурировать содержание презентаций и выступать перед аудиторией. Рассмотренные виды заданий знакомят студентов с культурой речевого общения «англоговорящих» стран. Помимо этого, применяя свои знания по правовым дисциплинам, студенты совершенствуют профессиональные навыки. Полученный на занятиях по иностранному языку опыт поможет будущим юристам чувствовать себя более уверенными в практической деятельности.

Список литературы

Алексеева Т. Д., Суслина А. А. Профессионально ориентированное обучение английскому языку на старших курсах в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 1. С. 13-17.

Английский язык для юристов = Legal English + еПриложение: учеб. / под ред. К. М. Левитана. М.: Кнорус, 2021. 552 c.

Боровкова М. В. Использование педагогической технологии «Дебаты» в обучении профессионально-ориентированному иностранному языку студентов-юристов как основополагающий фактор в формировании ключевых компетенций юриста // Современное педагогическое образование. 2020. № 5. С. 119-121.

Забровская А. А., Рублева Е. А. Навык проведения презентации и самопрезентации как необходимый элемент обучения иностранному языку в нелингвистическом вузе // Гуманитарный вестник. 2017. № 6. С. 1-14.

Культура русской деловой речи и деловая риторика: учеб. пособие / под ред. И. В. Родиной, Л. В. Промах. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 200 c.

Левитан К. М. Подготовка юристов в ФРГ (из опыта международных связей УрГЮА) // Российский юридический журнал. 2001. № 2. С. 145-152.

Методика публичного выступления: учеб. пособие / под ред. И. И. Головановой. Казань: Центр инновационных технологий, 2009. 107 c.

Соболева О. С., Савицкая Т. П. Методические аспекты подготовки публичного выступления на английском языке в неязыковом вузе // Педагогика и психология образования. 2020. № 4. С. 124-136.

Юшкова Н. А. Развитие компетенций студентов-юристов в работе с мультимедийными презентациями // Лингвокультурология. 2018. № 12. С. 259-265.

Grieve R., Woodley J., Hunt S. E., McKay A. Student fears of oral presentations and public speaking in higher education: a qualitative survey // Journal of Further and Higher Education. 2021. Vol. 45. No. 9. P. 1281-1293.

Yalaeva N. V., Sadykova N. V. The main principles of developing students' language competence in English classes at a law school // Modern Pedagogical Education. 2021. № 7. P. 108-111.

References

Alekseeva T. D., Suslina A. A. (2018) Professional'no orientirovannoe obuchenie angliiskomu yazyku na starshikh kursakh v neyazykovom vuze [Professionally oriented English language training for senior students in not language high school]. In Baltiiskii gumanitarnyi zhurnal, no. 1, pp. 13-17.

Borovkova M. V. (2020) Ispol'zovanie pedagogicheskoi tekhnologii «Debaty» v obuchenii professio-nal'no-orientirovannomu inostrannomu yazyku studentov-yuristov kak osnovopolagayushchii faktor v formirovanii klyuchevykh kompetentsii yurista [The use of pedagogical technology «Debate» in teaching professionally-oriented foreign languages to law students as a fundamental factor in the formation of key competencies of a lawyer]. In Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, no. 5, pp. 119-121.

Golovanova I. I. (Ed.) (2009) Metodika publichnogo vystupleniya [Methods of public speaking]. Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhnologii, 107 p.

Grieve R., Woodley J., Hunt S. E., McKay A. (2021) Student fears of oral presentations and public speaking in higher education: a qualitative survey. In Journal of Further and Higher Education, vol. 45, no. 9, pp. 1281-1293.

Levitan K. M. (2001) Podgotovka yuristov v FRG (iz opyta mezhdunarodnykh svyazei UrGYuA) [Training of lawyers in Germany (from the experience of international relations of the USLA)]. In Rossiiskii yuridicheskii zhurnal, no. 2, pp. 145-152.

Levitan K. M. (Ed.) (2021) Angliiskiiyazyk dlya yuristov = Legal English + ePrilozhenie [English for lawyers = Legal English + eAppendix]. Moscow, Knorus, 552 p.

Rodina I. V., Promah L. V. (Eds.) (2018) Kul'tura russkoi delovoi rechi i delovaya ritorika [Culture of Russian business speech and business rhetoric]. Yekaterinburg, Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 200 p.

Soboleva O. S., Savitskaya T. P. (2020) Metodicheskie aspekty podgotovki publichnogo vystu-pleniya na angliiskom yazyke v neyazykovom vuze [Methodological aspects preparations for public speech in English in a non-language university]. In Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, no. 4, pp. 124-136.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yalaeva N. V., Sadykova N. V. (2021) The main principles of developing students' language competence in English classes at a law school. In Modern Pedagogical Education, no. 7, pp. 108-111.

Yushkova N. A. (2018) Razvitie kompetentsii studentov-yuristov v rabote s mul'timediinymi prezen-tatsiyami [Law school students' skill development in the context of multimedia presentations]. In Lingvokul'turologiya, no. 12, pp. 259-265.

Zabrovskaya A. A., Rubleva E. A. (2017) Navyk provedeniya prezentatsii i samoprezentatsii kak neobkhodimyi element obucheniya inostrannomu yazyku v nelingvisticheskom vuze [The skill of presentation and self-presentation as a necessary element of teaching a foreign language in a non-linguistic university]. In Gumanitarnyi vestnik, no. 6, pp. 1-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.