УДК 37
Хасполадова Г.Я.
старший преподаватель
Азербайджанский государственный педагогический университет
(г. Баку, Азербайджан)
ПОДГОТОВКА К ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПЕРЕМЕННОЙ.
ЭЛЕМЕНТЫ БУКВЕННОЙ СИМВОЛИКИ
Аннотация: в данной статье описываются одни из основных понятий математики, зафиксированных в программе начальных классов.
Ключевые слова: уравнения, неравенства, знак, таблицы.
В начальный курс обучения математике были включены элементы буквенной символики, поскольку младшие школьники должны подняться ещё на один весьма важный уровень к навыкам и овладению абстрактными понятиями математики. Самая сложная и довольно ответственная работа заключается в переносе от действий с числами, от изучения числовых выражений, равенств и неравенств к выражениям, которые включают переменную, обозначенную буквой.
Данная задача должна быть чрезвычайно детально подготовлена. Подготовительная работа, предопределённая в пособиях и учебниках 1-4классов, предоставляет накопление необходимого запаса знаний в процессе изучения чисел и арифметических действий с ними. Также данная система включает и специальные упражнения, которые позволяют младшим школьникам более качественно осознать переменную.
Педагогу важно отнестись к этой системе более рассудительно, а также целенаправленно применять каждое упражнение, чтобы не пропустить ни одну деталь или наоборот не усложнить работу.
В теме "Десяток"(1 класс) младшие школьники впервые знакомятся с применением переменной, и им предоставляются так называемые примеры с "окошечком" и " перевёрнутой карточкой". К примеру, в процессе разработки таблиц сложения и вычитания в пределах 10 используется такое обозначение как : □ +1.
Детям объясняют, что в так называемом "окошечке" можно использовать числа от 1 до 9, не забыть записать подходящие примеры, решить их, и в итоге получится таблица.
Одновременно с примерами, "в окошечко" которых должно быть записано определённое число, подсказываемое подходящим рисунком, используются и такие примеры, в которых "в окошечке" могут быть представлены различные числа.
Например: можем привести задания, раскрывающие метод прибавления числа по частям вида 6+4=6+^+^. В таком примере в первое "окошечко" можно написать, например, число 1, тогда во втором будет число 3, но можно написать наоборот, прибавив сначала 3, а затем 1.
Также можем перечислить такие примеры: □+□=!, ?=□+□. Становится ясно, что верное равенство в этом примере можно получить, подставляя вместо пропусков разные сочетания чисел (5 и 2 ,6 и 1 и т.п.). Подобные задания современном обучении становятся сложнее. Приведём в пример ещё задания такого типа.
Детям предоставляются составить задачу по рисунку и записи ^+3=^, при этом рисунок не подсказывает числа, которое должно стоять вместо первого "окошечка".
Составлением к рассмотрению переменной является и вся разработка заданий по заполнению таблиц, в которых предоставлены различные значения слагаемых, и нужно найти подходящее к каждой паре таких значений значение суммы. Существуют таблицы, которые позволяют детям усвоить ещё и тот момент, когда значение одного слагаемого (либо вычитаемого, уменьшаемого) остаётся постоянным, а значения другого слагаемого изменяются.
Стоит учитывать важность подобных упражнений и уделять им особое внимание. Если же педагог будет недооценивать важность таких заданий и использовать их просто для закрепления знаний, то это ослабит подготовку детей к понимаю смысла буквы, которая будет введена в программу старших классов.
Для того, чтобы использование такого вида таблиц было более качественным, стоит сконцентрироваться на следующих деталях:
1. меняется ли значение уменьшаемого, вычитаемого, разности.
2. Узнать, какое значение разности соответствует тому или иному значению уменьшаемого и подходящего значения вычитаемого.
Главный фактор в работе, связанной с применением буквенной символики, в будущем состоит в нахождении значения выражения, которое содержит в себе переменные, при заданных числовых значениях и букв.
Неравенства с переменной.
В 1 -ом классе дети впервые встречаются с понятием о неравенствах, которые состоят из переменной. Такие неравенства задаются с применением условного знака, который часто называется "окошечком". Например, в 1-ом классе используют задания на неравенство вида: 5+3<И. Нужно подставить в данное "окошечко" или "квадратик" такие числа, чтобы запись была правильной.
В начальной школе, а в особенности в 1 -ом классе, задания на неравенства решаются способом подбора. Нужно подобрать и записывать такое число, чтобы неравенство было верным. Нередко в некоторых заданиях используют несколько значений переменной и предлагают из данных чисел выбрать только те, при подстановке которых в данное неравенство получится верное неравенство.
Цель использования неравенств в начальной школе направлена на осознание и формирование понятия о переменной. Также можем отметить, что с точки зрения обучения решение неравенств носит пропедевтический характер.
Уравнения.
Впервые с уравнениями дети знакомятся в начальной школе, где они применяются как название записей вида: 5+х=10, х-2=5, х-6=3.
Процесс решения уравнений позволяет детям сформировать понятие об уравнениях как равенства, которое содержит неизвестное число, обозначенной буквой (х).
Также дети должны осознать, что задача с уравнением заключается в том, что нужно найти значение этого неизвестно числа, чтобы равенство была верным.
Сложность подобных уравнений с каждым годом повышается, учитывая требования, отмеченные в программе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. М.И.Моро., А.М.Пышкало Методика обучения математике в 1-4 классах М., Просвещение 1975;
2. М.И.Моро., М.А.Бантова., Г.В.Бельтюкова Математика-1. М.,1974
Khaspoladova G.Ya.
Azerbaijan State Pedagogical University (Baku, Azerbaijan)
PREPARING TO FAMILIARIZE YOURSELF WITH VARIABLE. ELEMENTS OF LETTER SYMBOLS
Abstract: this article describes some of the basic concepts of mathematics fixed in the primary school curriculum.
Keywords: equations, inequalities, sign, tables.