12
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2015
УДК 37 (470.67)
ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
В 1960-1970 ГГ.
THE PEDAGOGICAL PERSONNEL’S TRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN THE 60s-70s
© 2015 Мугутдинова Н. Ш., Кадырова С. А., Магомедова Э. М.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2015 Mugutdinova N. Sh., Kadyrova S. A., Magomedova E. M.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье рассматривается подготовка и расстановка педагогических кадров в годы осуществления обязательного всеобщего среднего образования в Республике Дагестан.
Abstract. The article deals with the training and placement of teachers in the years of compulsory universal secondary education in Dagestan.
Rezjume. V state rassmatrivaetsja podgotovka i rasstanovka pedagogicheskih kadrov v gody osushhestvlenija objazatel'nogo vseobshhego srednego obrazovanija vRespublikeDagestan.
Ключевые слова: образование, педагогические кадры, учителя, школа, училище, повышение квалификации.
Keywords: education, educational personnel, teachers, school, college, professional development.
Kljuchevye slova: obrazovanie, pedagogicheskie kadry, uchitelja, shkola, uchilishhe, povyshenie kvalifikacii.
Подготовка педагогических кадров высшей квалификации - залог успеха в осуществлении всеобщего среднего образования.
В республике всегда уделялось большое внимание подготовке, подбору и расстановке педагогических кадров. В годы осуществления обязательного всеобщего среднего образования в Дагестане подготовкой педагогических кадров занимались Дагестанский педагогический институт, педагогические факультеты Дагестанского государственного университета им. В. И. Ленина. Эти высшие учебные заведения во второй половине 60-х годов из года в год увеличивали выпуски учительских кадров с высшим образованием. Так, если Дагестанский педагогический институт в 1966 г. выпустил 246 учителей с высшим образованием, а Дагестанский государственный университет - 204, то, соответственно, они выпустили в 1968 г. 344 и 309, а в 1970 году - 696 и 411 специалистов высшей квалификации [1. С. 73]. За пять лет (1966-
1970 гг.) Дагестанский педагогический институт выпустил 2234 учителя, а Дагестанский государственный университет - 1559 учителей [5].
Ежегодно росло количество выпускников, принимаемых на очное обучение. Например, если в 1970 г. на очное обучение прием составлял 635 человек, то в 1975 г. -уже 780, а в 1980 г. было уже принято 935 человек [6] все это подтверждало престиж профессии педагога.
Со второй половины 60-х годов из года в год возрастали выпуски учителей с высшим образованием, закончивших институт заочно. Так, если Дагестанский педагогический институт в 1965 г. выпустил путем заочного обучения 81 учителя, то в 1968 г. - 330 учителей, а в 1970 г. - 352 учителя с высшим образованием [7].
Повышению образовательного уровня педагогических кадров способствовала также аттестация учителей общеобразовательных школ. В Дагестане с 1976 по 1979 гг. в ходе аттестации 780 учителям
Общественные и гуманитарные науки
• ••
13
были даны рекомендации поступать в педагогические вузы республики, и только 280 из них поступило [3].
В результате такого подхода из года в год не выполнялись рекомендации аттестационной комиссии. Так, с 1976 по 1979 гг. 500 человек не выполнили рекомендации аттестационной комиссии: в городе Хасавюрте из шести человек не поступил ни один, в городе Буйнакске из восьми поступил один и так далее. Аналогичная картина была почти повсеместно [9].
Несмотря на то, что имелись проблемы с заочной формой, из года в год улучшалось процентное соотношение учителей, получивших высшее образование по этой форме обучения. Так, министерство просвещения ДАССР совместно с Дагестанским государственным университетом, Дагестанским государственным педагогическим институтом и органами народного образования, выполняя постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июля 1972 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране», Совета Министров РСФСР от 22 октября 1975 г. «О состоянии сети сельских общеобразовательных школ в РСФСР и мерах совершенствования организации образования на селе» и от 21 июля 1981 г. «О дальнейшем совершенствовании подготовки специалистов с высшим и средним образованием без отрыва от производства» [1. С. 80], проводили определенную работу по повышению квалификации и образовательного уровня учителей школ путем вовлечения их в заочное обучение, особенно учителей основных предметов 4-10 классов, не имеющих высшего образования. Таким образом, в 1979 г. в школы республики было направлено 4835 молодых специалистов, в том числе 1968 человек с высшим педагогическим образованием [11].
Также успех в выполнении задач, поставленных перед педагогическим институтом во второй половине 60-х, в 70-х и в первой половине 80-х годов, обеспечивал, прежде всего, его высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав под руководством ректора, члена-корреспондента Академии педагогических наук, профессора Ахмеда Магомедовича Магомедова. Много сил и энергии отдали подготовке высококвалифицированных педагогических кадров профессора и доценты: А. К. Акимов, И. Х. Асеков, Э. Т. Аквердиев, З. Н. Акавов, С. Х. Акбиев, Г. Г. Буржунов, М. Р. Гасанов, Ш. Г. Магидов, М. А. Магомедов, Д. М. Маллаев, Р. Б. Су-
лейманов, М. Г. Шайдаев, М. Ш. Шигабу-динов, Л. И. Шоцкая и многие другие [11].
Помимо высших учебных заведений, в республике также работало 6 педагогических училищ: Буйнакские № 1, 2, 3 (третье - женское), Дербентское, Сергокалинское и Хасавюртовское.
Еще в первой половине 60-х годов педагогические училища Дагестана готовили только учителей начальных классов. Во второй половине 60-х годов в педагогических училищах начали открываться новые отделения. Важную роль в этом сыграл приказ министра просвещения РСФСР от 18 июля 1968 года «О ходе подготовки учителей в связи с переходом начальных классов на новые учебные планы и программы» [13. C. 69].
Например, в Буйнакском и Хасавюртовском педучилищах, кроме учителей начальных классов, готовили воспитателей дошкольных учреждений, в Буйнакском № 1 и Сергокалинском - пионервожатых.
В первой половине 70-х годов были значительно увеличены приемы учащихся в педагогические училища. Так, в 19721976 гг. педучилищами республики было выпущено 5345 учителей начальных классов [12]. Но во второй половине 70-х годов приемы были уменьшены, так как практически была уже решена проблема обеспечения школ учительскими кадрами со средним образованием. С учетом этого Буйнакское педучилище № 1 и Сергока-линское педучилище в 1975 г. были объединены и переведены в город Избербаш, Буйнакское педучилище № 3 было упразднено и его контингенты были переданы Буйнакскому педучилищу № 2. Таким образом, в республике вместо шести стало функционировать четыре педагогических училища.
В феврале 1975 г. при Дагестанском государственном педагогическом институте был создан факультет повышения квалификации директоров средних школ, на котором повышали свою квалификацию директора средних школ Дагестана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии. С самого начала работы факультета было установлено, что директора средних школ будут повышать квалификацию на двухмесячных курсах с отрывом от производства в четыре потока по 100 человек, охватывая таким образом за каждый год по 400 человек. Так за пять лет (1975-1980 гг.) на факультете повышения квалификации Дагестанского государственного педагогического института прошли переподготовку 824 руководителя школ, что составило около 90 % плана [12; 13].
14
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2015
Таким образом, совместное обучение директоров школ, их заместителей, других работников народного образования многонационального региона не только повышало их профессиональный уровень и общий кругозор, но и весьма положительно сказывалось на укреплении дружбы между народами.
Учителя школ республики проходили переподготовку и повышение квалификации в Институте усовершенствования учителей (ИУУ). Так как кабинетная система обучения все прочнее входила в школьную практику, учителя брали на вооружение современную технику, новые средства информации.
Курс обучения проходили не только учителя школ, но и преподаватели средних и высших специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ.
Несмотря на все трудности, с каждым годом повышался образовательный уровень учительских кадров. Росло количество мастеров педагогического труда. Так, в Дагестане было 86 педагогов со званием «Заслуженный учитель школы ДАССР», многие были награждены значком «Отличник народного просвещения».
В целом уровень работы, качество знаний учащихся, основные показатели развития в школах Дагестана ежегодно улучшались.
Литература
1. Абилов А. А. Дагестанский университет им. Ленина. Исторический очерк. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1973. С. 48. 2. Магомедов А. М. Дагестанский педагогический институт. Краткий исторический очерк. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1981. С. 73. 3. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня. М. : Политиздат, 1983. С. 80. 4. Народное образование в СССР: Сб. док. М. : Педагогика, 1987. С. 69. 5. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 57. Д. 347. Л. 22. 6. ЦГА РД. Ф. 22-р. Оп. 77. Д. 16. Л. 16. 7. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 77. Д. 394. Л. 4-5. 8. ЦГА РД. Оп. 77. Д. 395. Л. 42. 9. ЦГА РД. Д. 392. Л. 7. 10. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 44. Д. 61. Л. 13. 11. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 17. Д. 35. Л. 27. 12. ЦГА РД. Ф34-р. Оп. 48. Д. 62. Л. 5. 13. ЦГА РД. Ф. 34-р. Оп. 72. Д. 20. Л. 6.
References
1. Abilov A. A. Lenin Dagestan University. Historical essay. Makhachkala. 1973. P. 48. 2. Magomedov
A. M. Dagestan Pedagogical Institute. Makhachkala. 1981. P. 73. 3. The materials of the Plenum of the
Central Committee of the CPSU, June, 14-15. 1983. M. Politizdat. 1983. P. 80. 3. Public education in the USSR.: Coll. Doc. M.: Pedagogika, 1987. P. 69. 4. CSA RD. F. 34-R. Op. 57. D.347. L. 22. 5. CSA RD. F. 22-p. Op.77. D. 16. L. 16. 6. CSA RD. F. 34-R. Op.77. D. 394. L. 4-5. 7. CSA RD. Op.77. D. 395. L. 42.
8. CSA RD. D. 392. L. 7. 9. CSA RD. F. 34-R. Op.44. D. 61. L. 13. 10. CSA RD. F. 34-R. Op.17. D. 35.
L. 27. 11. CSA RD. F-R. Op. 48. D. 62. L. 5. 12. CSA RD F. 34-R. Op.72. D. 20. L. 6.
Literatura
1. Abilov A. A. Dagestanskij universitet im. Lenina. Istoricheskij ocherk. Mahachkala: Dagestanskoe knizh-noe izdatel'stvo, 1973. S. 48. 2. Magomedov A. M. Dagestanskij pedagogicheskij institut. Kratkij istoricheskij ocherk. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1981. S. 73. 3. Materialy Plenuma
Central'nogo Komiteta KPSS, 14-15 ijunja. M. : Politizdat, 1983. S. 80. 4. Narodnoe obrazovanie v SSSR: Sb. dok. M. : Pedagogika, 1987. S. 69. 5. CGA RD. F. 34-r. Op. 57. D. 347. L. 22. 6. CGA RD. F. 22-r.
Op. 77. D. 16. L. 16. 7. CGA RD. F. 34-r. Op. 77. D. 394. L. 4-5. 8. CGA RD. Op. 77. D. 395. L. 42. 9. CGA RD. 392. L. 7. 10. CGA RD. F. 34-r. Op. 44. D. 61. L. 13. 11. CGA RD. F. 34-r. Op. 17. D. 35. L. 27.
12. CGA RD. F. 34-r. Op. 48. D. 62. L. 5. 13. CGA RD F. 34-r. Op. 72. D. 20. L. 6.
Статья поступила в редакцию 05.07.2015 г.