Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ'

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фрумина Светлана Викторовна

В статье рассмотрены образовательные программы ведущих российских вузов, где реализуется подготовка социальных предпринимателей и кадров для социально-ориентированных некоммерческих организаций. Исследуется информация, размещенная на официальных сайтах российских вузов за период 2016-2018 гг. По результатам научных исследований по теме достигнуты следующие результаты: исследованы отличительные признаки социального предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций; предложены мероприятия по совершенствованию системы обучения и профессиональной переподготовки социальных предпринимателей и кадров для СО НКО в Российской Федерации; сформулированы предложения по уточнению мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан». В качестве направлений совершенствования программ подготовки и повышения квалификации кадров для социального предпринимательства и СО НКО в НИР предложено: стимулирование ведущих вузов и СО НКО к разработке и реализации образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров для социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций; внедрение проектного подхода в образовательных программах; применение современных интерактивных форм обучения; привлечение объединений и ассоциаций социальных предпринимателей к разработке учебных планов и профессиональных компетенций социальных предпринимателей; включение в состав профессионального стандарта 08 «Финансы и экономика» стандарта 08.037 «Социальный предприниматель» с наименованием вида профессиональной деятельности «Организация и управление социальными проектами»; актуализация содержания образовательных программ с учетом современных требований общества и результатов анализа зарубежного и отечественного опыта подготовки кадров в области социального предпринимательства и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фрумина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING AND RETRAINING OF SOCIAL ENTREPRENEURS AND PERSONNEL FOR SOCIALLY-ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

The article discusses the educational programs of Russian universities, where social entrepreneurs study. The information of Russian universities for the period 2016-2018 is studied. Conclusions formulated in the article: the distinguishing features of social entrepreneurship are investigated; proposed measures to improve the system of training for social entrepreneurs in the Russian Federation; proposals were formulated to clarify the activities of the state program of the Russian Federation «Social support of citizens». The following are proposed as directions for improving training and continuing education programs: stimulating leading universities to develop and implement training and continuing education programs for social entrepreneurship; implementation of the project approach in educational programs; application of modern interactive forms of training; involvement of associations and associations of social entrepreneurs in the development of curricula; inclusion in the composition of professional standard 08 «Finance and Economics» of standard 08.037 «Social Entrepreneur»; updating the content of educational programs, etc.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ»

УДК 37

2.4. ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И КАДРОВ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

©Фрумина Светлана Викторовна, кандидат экономических наук, доцент, Департамент общественных финансов Место работы: Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

[email protected]

Аннотация: в статье рассмотрены образовательные программы ведущих российских вузов, где реализуется подготовка социальных предпринимателей и кадров для социально-ориентированных некоммерческих организаций. Исследуется информация, размещенная на официальных сайтах российских вузов за период 2016-2018 гг.

По результатам научных исследований по теме достигнуты следующие результаты: исследованы отличительные признаки социального предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций; предложены мероприятия по совершенствованию системы обучения и профессиональной переподготовки социальных предпринимателей и кадров для СО НКО в Российской Федерации; сформулированы предложения по уточнению мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

В качестве направлений совершенствования программ подготовки и повышения квалификации кадров для социального предпринимательства и СО НКО в НИР предложено: стимулирование ведущих вузов и СО НКО к разработке и реализации образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров для социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций; внедрение проектного подхода в образовательных программах; применение современных интерактивных форм обучения; привлечение объединений и ассоциаций социальных предпринимателей к разработке учебных планов и профессиональных компетенций социальных предпринимателей; включение в состав профессионального стандарта 08 «Финансы и экономика» стандарта 08.037 «Социальный предприниматель» с наименованием вида профессиональной деятельности «Организация и управление социальными проектами»; актуализация содержания образовательных программ с учетом современных требований общества и результатов анализа зарубежного и отечественного опыта подготовки кадров в области социального предпринимательства и др. Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социально-ориентированные некоммерческие организации, российские вузы, образовательные программы.

Современный этап развития мировой и национальных экономик характеризуется повышением социальной ответственности и развитием гражданского общества. Социальная ответственность стала базисом для развития социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых напрямую связана с удовлетворением общественных потребностей самого разного характера: от предоставления образовательных услуг, до оказания благотворительной помощи.

Несмотря на в целом сформировавшуюся нормативную правовую базу регулирования социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства, отдельные вопросы их развития, связанные с современными требованиями к реализации образовательных программ, нуждаются в уточнении. В этой связи целью статьи является разработка предложений по развитию образования и подготовки кадров для социально-ориентированных НКО и социального предпринимательства.

С каждым годом спектр образовательных программ в сфере социального предпринимательства и кадров для социально ориентированных некоммерческих организаций расширяется. Появляются новые платные и бесплатные образовательные программы, которые позволяют обучающимся приобрести профессиональные навыки и компетенции.

Среди основных площадок, которые обеспечивают проведение образовательных программ, следует выделить:

1. Высшие учебные заведения (Национальный университет «Высшая школа экономики» (ВШЭ), Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (РЭУ), Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) и др.);

2. Негосударственные некоммерческие организации (Фонд «Наше будущее», и др.)

Рассмотрим образовательные программы, предлагаемые российскими вузами.

ВШЭ. В структуре Факультета социальных наук Департамента государственного и муниципального управления ВШЭ с 2016 действует Институт социальной политики, основной целью которого является развитие фундаментальных и прикладных исследований, экспертно-аналитических разработок в области социальной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [1].

Образовательные программы Институт не реализует, однако проводит заседания регулярного семинара «Миграционные исследования» и локальные семинары, в частности, «Социальная политика как предмет социологической экспертизы».

Также структурным подразделением Факультета социальных наук ВШЭ является Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, который реализует программы подготовки и переподготовки кадров https://grans.hse.ru/about, в том числе программу повышения квалификации «Оценка экономической и социальной эффективности добровольческой деятельности: методические подходы и проблемы реализации», курсы повышения квалификации для сотрудников НКО (проект закончен в 2015 году), летние школы для исследователей гражданского общества «Оценка волонтерской деятельности: экономическая эффективность, социальные эффекты и вклад в развитие страны, регионов и муниципалитетов» [2]. Программа Семинара включает лекции и практические занятия по оценке эффективности добровольческой деятельности.

Наряду с реализацией собственных программ повышения квалификации, результаты работы Центра используются в курсах обучения бакалавров Факультета социальных наук Департамента государственного и муниципального управления по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» и магистрантов - в рамках магистерских программ «Управление в социальной сфере» и «Государственное и муниципальное управление».

Программа подготовки бакалавров реализуется в очной форме (4 года) и предусматривает 75 бюджетных, 50 платных и 10 платных мест для иностранных студентов. По магистерской программе «Управление в социальной сфере» обучение проводится в очной форме, сроком 2 года с учетом предоставления бюджетных и платных мест, а также платных мест иностранным студентам в пропорции 20/10/1 соответственно. В рамках второй магистерской программы - «Государственное и муниципальное управление» практикуется преподавание отдельной дисциплины «Управление социальными проектами в некоммерческих организациях». Кроме обучения, проводимого в рамках вуза, специалистами ВШЭ проводятся занятия в других ведущих университетах. Например, для студентов бакалавриата Государственного академического университета гуманитарных наук специалисты Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора в рамках образовательной программы «Зарубежное регионоведение (США и Канада), проводят занятия по дисциплине «Некоммерческий сектор США и Канады» [3].

Для магистрантов МГУ им. М.В. Ломоносова специалистами Центра проводятся занятия по дисциплине «Некоммерческий сектор: зарубежный опыт и российские реалии». Данная дисциплина читается в рамках магистерской программы «Государственное администрирование».

Наряду с перечисленными научными институтами и исследовательскими центрами в ВШЭ успешно функционирует Центр социального предпринимательства и социальных инноваций, который одновременно с проведением научных исследований специализируется на обучении в области социального предпринимательства и социальной ответственности бизнеса. Несмотря на декларацию обучающего направления деятельности Центра, информация о самих обучающих программах на портале отсутствует.

Кроме вышеотмеченных образовательных программ, в 2017 году на базе Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ проводилось обучение социальных предпринимателей, где экспертная группа акселератора обучала будущих или уже действующих социальных предпринимателей дизайн-мышлению, построению

бизнес-модели, финансовых планов, маркетингу и др. Программа проходила в очной форме на платной основе. В настоящее время реализация обучающей программы завершена.

РАНХиГС. С 2012 года по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации в 47 филиалах РАХНиГС и 13 вузах-партнерах проводится обучение работников СОНКО по программам повышения квалификации, включая мониторинг и оценку деятельности СОНКО, управление НКО и др.

Реализация комплекса образовательных программ направлена на решение задачи поддержки СО НКО согласно Федеральному закону от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [5, ст. 5].

В бакалавриате, Институтом общественных наук (ИОН) в рамках направления подготовки 39.03.01 «Социология», программа «Технологии социологического исследования (Liberal Arts)» [6], направления подготовки 37.03.01 «Психология», программа «Психология (Liberal Arts)», направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», программа «Стратегическое управление компанией (Liberal Arts)» изучается такая специфическая дисциплина, водящая в блок дисциплин по выбору, как «Правовые основы благотворительности и деятельности некоммерческих организаций».

Институт государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС проводит набор на магистерскую программу «Государственная и муниципальная социальная политика», направление подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление. Программа реализуется в очно-заочной и заочной формах, где слушатели изучают дисциплины:

- Управление в социальной сфере;

- Гражданское общество и общественно-государственное партнерство;

- Социальная защита и социальная поддержка населения;

- Финансовое обеспечение социальной политики и др.

Также ИГСУ реализует магистерскую программу «Управление социальными изменениями», направление подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление. Обучение проводится в очной и заочной формах.

Программы профессиональной переподготовки [7] и повышение квалификации [8] социальных предпринимателей и кадров для социально ориентированных некоммерческих организаций в академии не проводятся.

РЭУ им. Г.В. Плеханова. Крупномасштабный проект, реализуемый в РЭУ им. Г.В. Плеханова, направленный на подготовку кадров для социально-ориентированных НКО и социальных предпринимателей, включает подготовку бакалавров на Факультете бизнеса «Капитаны», а также подготовку магистров по программе «Менеджмент предпринимательской деятельности».

Благотворительный фонд поддержки образовательных программ «Капитаны» в 2017 году выделил 300 грантов на обучение студентов.

В рамках программы подготовки бакалавров реализуются такие учебные дисциплины, как «Проектирование бизнес моделей социального-предпринимательства», «Инновационные социальные проекты», «Корпоративная социальная ответственность» [9].

По программе подготовки магистрантов обучение осуществляется по следующим дисциплинам:

- Менеджмент социального предпринимательства;

- Бизнес-модели социального предпринимательства;

- Бизнес-планирование в социальном предпринимательстве;

- Система поддержки социальных предпринимателей;

- Проектная деятельность в социальном предпринимательстве и т.д.

Учебный план программы, размещенный на портале РЭУ им. Г.В. Плеханова, рассчитан на подготовку магистрантов в 20162017 учебных годах. Информации о более поздней реализации программы подготовки магистрантов по данному направлению, на портале отсутствует.

Вместе с тем, под тем же названием «Менеджмент предпринимательской деятельности» в 2017 году в РЭУ была запущена магистерская программа факультета Менеджмента, кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий. Программа аккредитована Европейским советом по бизнес-образованию (European Council for Business Education, ECBE), Вольным экономическим обществом Рсии, Агентством по контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) [10].

Несмотря на то, что программа заявлена как направленная на развитие социального предпринимательства, в отличие от программы предыдущего года в учебном плане характерные для данного направления подготовки дисциплины не представлены и смысловая направленность программы утеряна.

Также Институтом управления и социально-экономического проектирования РЭУ им. Г.В. Плеханова осуществляется подготовка по магистерской программе «Корпоративное и социальное предпринимательство», нацеленная на формирование компетенций по ведению бизнеса в социальной сфере.

Обучение по программе осуществляется в очной форме, в формате бизнес-акселерации с итоговой защитой бизнес-проекта.

К дополнительному профессиональному образованию, предоставляемому Институтом управления и социально-экономического проектирования РЭУ им. Г.В. Плеханова, относятся Образовательный акселератор женского предпринимательства с программой «Предпринимательство и управление проектами». Программа реализуется при поддержке Евразийского женского сообщества и комитета по развитию женского предпринимательства «Опора России».

Также Институт проводит набор на профессиональную переподготовку Акселератора социальное предпринимательство, реализуемого совместно с Фондом «Наше будущее» и Фондом социальных инвестиций.

Помимо образовательных программ, направленных на формирование профессиональных компетенций социальных предпринимателей, РЭУ им. Г.В. Плеханова проводит профессиональную переподготовку предпринимателей в отдельных отраслях экономики, являющихся социально-значимыми, в том числе в области спорта.

Так, Бизнес-школа маркетинга и предпринимательства осуществляет набор на программу профессиональной переподготовки «Менеджмент в спорте». Программа «Менеджмент в спорте» кроме традиционных для классического менеджмента дисциплин, предусматривает изучение таких направлений деятельности, связанных с некоммерческим сектором и социальным предпринимательством, как «Формирование спонсорских пакетов», «Разработка программ лояльности болельщиков, билетных программ».

Факультет бизнеса «Капитаны» РЭУ им. Г.В. Плеханова проводит обучение по программе повышения квалификации «Управление социальными проектами». Программа рассчитана на 5 месяцев (156 ч.), реализуется в очно-заочной форме на платной основе [11].

Также Факультет дополнительного профессионального образования РЭУ им. Г.В. Плеханова проводит обучение по про-

грамме профессиональной переподготовки «Управление проектами и программами», где одна из дисциплин «Особенности управления социальными проектами», ориентирована на подготовку кадров для социального предпринимательства.

МГУ им. М.В. Ломоносова. В МГУ им. М.В. Ломоносова бакалавры экономики на Экономическом факультете в рамках дисциплин по выбору имеют возможность изучить дисциплину «Экономика социальной сферы», «Управление социальной сферой».

Отдельные программы бакалавриата и магистратуры, направленные на подготовку кадров для СО НКО и социального предпринимательства, в университете не реализуются. Вместе с тем, МГУ им. М.В. Ломоносова проводит программу повышения квалификации «Инновационные подходы в работе с молодежью».

В 2017 году в Высшей школе управления и инноваций МГУ совместно с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее», была подготовлена образовательная программа «Управление в сфере социального предпринимательства».

Таким образом, проанализировав основные образовательные программы, проводимые ведущими российскими вузами можно сделать вывод о наличии большого разнообразия программ по подготовке кадров для СО НКО и социального предпринимательства. В настоящее время проходит подготовка студентов по отдельным программам бакалавриата и магистратуры, предлагаются курсы повышения квалификации, действуют открытые вебинары и международные курсы, осуществляется профессиональная переподготовка. В рамках отдельных образовательных программ, обучение по которым проходит в вузах, преподаются локальные учебные дисциплины по выбору, которые также направлены на изучение особенностей социального предпринимательства и некоммерческого сектора в России и за рубежом. Вместе с тем, отдельные образовательные программы нуждаются в корректировке с учетом требований работодателей и изменяющимися условиями в сфере образования.

В целях совершенствования программ подготовки и повышения квалификации кадров для социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций предлагаем:

1. Актуализировать содержание образовательных программ с учетом современных требований общества и результатов анализа зарубежного и отечественного опыта подготовки кадров в области социального предпринимательства

- включить в образовательный процесс БТЕМ-программ, которые предполагают реализацию идеи обучения в междисциплинарном и прикладном подходе с учетом объединения отдельных дисциплин в единую обучающую парадигму, основанную на реальных приложениях;

- привлечь объединения и ассоциации социальных предпринимателей и СО НКО к разработке и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ для социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

2. Актуализировать содержание учебных планов и профессиональных стандартов для подготовки кадров в области социального предпринимательства путем:

- привлечения объединений и ассоциаций социальных предпринимателей к разработке учебных планов и профессиональных компетенций социальных предпринимателей.

Необходимо обеспечить учет потребностей региона при формировании профессиональных компетенции социальных предпринимателей (в условиях отсутствия соответствующего профессионального стандарта в реестре Министерства труда Российской Федерации на 2018 год) и сотрудников СО НКО, привлекаемых для участия в конкурсе поставщиков социальных услуг, и, как следствие, формирования программ обучения и профессиональной переподготовки сотрудников СО НКО.

При проведении конкурса по определению поставщиков социальных услуг рекомендовать органам государственной власти в Положении о проведении конкурса определять требования не только к СО НКО как организации-поставщику, но и формировать перечень профессиональных компетенций для сотрудников СО НКО. Перечень профессиональных компетенций для сотрудников СО НКО должен формироваться с учетом специфики социальной услуги к оказанию которой привлекается СО НКО. Наличие в Положении о проведении конкурса среди поставщиков социальных услуг профессиональных компетенций для сотрудников СО НКО и социальных предпринимателей, будет приводить к формированию спроса со стороны сотрудников СО НКО на услуги образовательных организаций, способных сформировать эти компетенции в процессе обучения;

- включения в состав профессионального стандарта 08 «Финансы и экономика» стандарта 08.037 «Социальный предприниматель» с наименованием вида профессиональной деятельности «Организация и управление социальными проектами». Целью данного вида профессиональной деятельности может быть «Разработка и реализация комплекса мер по организации и управлению социальными проектами». Трудовые функции: разработка социального проекта; проведение экспертизы социального проекта; управление эффективностью социального проекта; управление рисками социального проекта; контроль за реализацией социального проекта и т.д.

Разработка и утверждение профессионального стандарта станут основой формирования образовательных программ, в том числе учебных планов и рабочих программ дисциплин, обеспечивающих формирование фактологических и ключевых технологических знаний предметной области.

3. Использовать современные интерактивные формы по образовательным программам подготовки и повышения квалификации кадров для социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций

Современные интерактивные формы обучения позволяют формировать у обучающихся так называемые soft skills - широкие, универсальные или надпредметные компетенции. Интерактивные формы обучения должны включать:

- психологические тренинги, построенные на реальных жизненных ситуациях, которые помогут грамотно презентовать свои идеи и отстаивать собственные позиции;

- мастер-классы с участием представителей СО НКО и социальных предпринимателей;

кейс-технологии, погружающие обучающихся в проблему и предполагающие поиск ее решения;

- дизайн-курсы, благодаря которым занятия длятся не 45 минут, а состоят из фрагментов по 5-10 минут, что позволяет слушателям сохранять концентрацию и вовлеченность в образовательный процесс.

4. Использовать проектный подход в образовательных программах подготовки кадров для социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Одной из базовых позиций проектного обучения должно стать выполнение студентами социальных проектов нарастающей сложности, преимущественно в составе малых групп. Командная работа над выполнением таких заданий позволит не только актуализировать и понять практическую значимость полученных знаний, но и сформировать личностные и межличностные компетенции.

Данный подход может предполагать обучение с правом на ошибку, когда выполнение социального проекта требует нестандартных решений. В случае реализации проектного подхода у студентов бакалавриата предлагается реализовывать социальные проекты в основе которых лежат собственные идеи студентов.

Проекты предлагается скреплять в модуль дисциплин и обеспечить их реализацию в таком формате, при котором необходимость получения знаний будет продиктована требованиям качественного выполнения социального проекта. В данном случае студент самостоятельно придет к пониманию необходимости получения знаний, которые будут приобретаться по мере востребованности.

Такой подход будет хорошо сочетаться с онлайн-курсами и виртуальным обучением, где студент самостоятельно принимает решение о выборе дисциплины и получении знаний, умений и навыков необходимых для реализации проекта. В данном случае студенты смогут сохранить мотивацию к обучению на весь период реализации образовательной программы.

Реализация проектного обучения в магистратуре может осуществляться вкупе с научно-исследовательской деятельностью. Сочетание научной работы и реальных проектов может быть осуществлено в составе смешанных команд, куда будут привлекаться магистранты и работающие социальные предприниматели. Подобное взаимодействие будет способствовать выработке инновационных решений и интеграции образования и бизнеса в рамках современного университета 3.0.

В целях реализации проектного подхода для студентов магистратуры привлечение партнеров-социальных предпринимателей может быть полезно для предложения в обучающих целя действующих социальных проектов.

5. Осуществлять подготовку качественных учебников, практикумов и монографий для образовательных программ подготовки кадров для социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

С этой целью может быть предложено уточнение подпрограммы 4 государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» в части Приложения 2 «Перечень основных мероприятий». Перечень основных мероприятий подпрограммы 4 предлагается дополнить мероприятием 4.4 «Подготовка и повышение квалификации кадров для социально ориентированных некоммерческих организаций», где ожидаемый результат будет включать «предоставление грантов на конкурсной основе». В свою очередь, основные направления реализации мероприятия 4.4, позволяющие учесть предложение коллектива авторов, предлагаем сформулировать следующим образом: подготовка учебников, практикумов и монографий для образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров для социально ориентированных некоммерческих организаций.

6. Обеспечивать стимулирование ведущих вузов и СО НКО к разработке и реализации образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров для социального

предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

С этой целью ожидаемый результат мероприятия 4.4 подпрограммы 4 государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» [12] может включать предоставление субсидий ведущим вузам Российской Феде-

Предложения по уточнению осн _государственной программы «

рации и социально ориентированным некоммерческим организациям на подготовку и повышение квалификации кадров для социально ориентированных некоммерческих организаций. Сгруппированные предложения по уточнению подпрограммы 4 государственной программы «Социальная поддержка граждан» представлены в таблице 1.

Таблица 1

1ых мероприятий подпрограммы 4

сальная поддержка граждан»_

Наименование мероприятия Ответственный исполнитель Срок Ожидаемый непосредственный результат Основные направления реализации

начало реализации окончание реализации

4.4. Подготовка и повышение квалификации кадров для социально ориентированных некоммерческих организаций Министерство науки и высшего образования Российской Федерации 1 января 2019 г. 31 декабря 2020 г. Повышение доступности образовательных услуг, предоставляемых сотрудникам социально ориентированных некоммерческих организаций Предоставление субсидий ведущим вузам Российской Федерации и социально ориентированным некоммерческим организациям на подготовку и повышение квалификации кадров для социально ориентированных некоммерческих организаций Предоставление грантов на конкурсной основе на подготовку учебно-методического обеспечения образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров для социально ориентированных некоммерческих организаций Разработка и реализация образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров социально ориентированных некоммерческих организаций ведущими вузами Российской Федерации и социально ориентированными некоммерческими организациями Подготовка учебников, практикумов и монографий для образовательных программ подготовки и повышения квалификации кадров для социально ориентированных некоммерческих организаций

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 85,31%.

Список литературы:

1. Официальный сайт Института социальной политики ВШЭ https://isp.hse.ru

2. Официальный сайт VI Международной Летней школы https://grans.hse.ru/grans-school/2017/

3. Учебные планы ВШЭ https://gaugn.rU/Portals/0/download/2017/ study%20docs/study%20plan/Учебный%20план%20ЗР.pdf?ver=2017-09-01-113247-590&timestamp=1504255369205

4. Официальный сайт Высшей школы государственного администрирования http://www.anspa.ru/ncd-3-47/enter_nonews.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» http://sockart.ru/nonprofit_organizations/educational_ programs/1641234/

6. Учебные планы РАНХиГС https://www.ranepa.ru/images/docs/ svedeniya_ooo/obrazovanie-2018/Ucheb_plan_39.03.01_6_2018_o.pdf

7. Официальный сайт РАХНиГС «Профпереподготовка» https://www.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/profperepodgotovka

8. Официальный сайт РАХНиГС «Повышение квалификации» http://www.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/povyshenie-kvalifikatsii

9. Учебные планы РЭУ им. Г.В. Плеханова https://www.rea.ru /ru/org/faculties/11bf052e3fdc11e49ac03cd92b04e0f8/SiteAssets/Pages /УчМетод%20матер%202016/MISP_bak_2017/Uchebn_plan_38.03.02_ Menedzhment_MISP_2017.pdf

10. Программа Менеджмент предпринимательской деятельности https://www.rea.ru/ru/org/faculties/mngfak/programms/Pages/2017/m ag-management-manpreddeyat.aspx

11. Международная программа дополнительного образования «Капитаны» https://www.rea.ru/ru/org/faculties/Fakultet-biznesa-Kapitany /programms/pages/dop_obr.aspx

РЕЦЕНЗИЯ

на статью канд. экон. наук, доцента Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Фруминой С.В. на тему «Подготовка и переподготовка социальных предпринимателей и кадров для социально-ориентированных некоммерческих организаций в российских вузах» В современных условиях развития российской экономики, сопровождающихся санкционными войнами и режимом импортозамеще-ния, социальное предпринимательство становится приоритетным направлением развития государственной финансовой политики на долгосрочную перспективу. Стратегические документы, разрабатываемые на федеральном и региональному уровне, включают мероприятия по стимулированию социального предпринимательства, которые сопровождаются созданием профессиональных ассоциаций, центров, разработкой программ подготовки и переподготовки кадров.

В настоящее время подготовку кадров для социального предпринимательства осуществляют не только ведущие российские вузы, но и негосударственные некоммерческие организации, такие как Фонд «Наше будущее». Именно совершенствованию программ подготовки и повышения квалификации кадров для социального предпринимательства и социально ориентированных организаций посвящена статья Фруминой С.В.

В работе предложено включить в состав профессионального стандарта 08 «Финансы и экономика» стандарта 08.037 «Социальный предприниматель» с наименованием вида профессиональной деятельности «Организация и управление социальными проектами»; использовать современные интерактивные формы по образовательным программам подготовки и повышения квалификации кадров для социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций и др.

В целом, статья отражает владение автора вопросами исследуемой проблемы, содержит конкретные предложения по решению вопросов развития социального предпринимательства и может быть опубликована в рецензируемом научном журнале.

Заместитель генерального директора ФГБУ «ВНИИ Труда» Минтруда России, д-р экон. наук, доцент

С.Ю. Попков

TRAINING AND RETRAINING OF SOCIAL ENTREPRENEURS AND PERSONNEL FOR SOCIALLY-ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN RUSSIAN UNIVERSITIES

©Frumina Svetlana V., PhD in Economics, Associate Professor, Department of Public Finance Work place: Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

[email protected]

Annotation: The article discusses the educational programs of Russian universities, where social entrepreneurs study. The information of Russian universities for the period 2016-2018 is studied.

Conclusions formulated in the article: the distinguishing features of social entrepreneurship are investigated; proposed measures to improve the system of training for social entrepreneurs in the Russian Federation; proposals were formulated to clarify the activities of the state program of the Russian Federation «Social support of citizens».

The following are proposed as directions for improving training and continuing education programs: stimulating leading universities to develop and implement training and continuing education programs for social entrepreneurship; implementation of the project approach in educational programs; application of modern interactive forms of training; involvement of associations and associations of social entrepreneurs in the development of curricula; inclusion in the composition of professional standard 08 «Finance and Economics» of standard 08.037 «Social Entrepreneur»; updating the content of educational programs, etc.

Keywords: social entrepreneurship, socially-oriented non-profit organizations, Russian universities, educational programs.

7. The official website of the RAHNiGS «Professional retraining» https://www.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/profperepodgotovka

8. The official website of the Russian Academy of National Economy and Public Administration «Advanced training» http://www.ranepa.ru /dopolnitelnoe-obrazovanie/povyshenie-kvalifikatsii

9. The curriculum REU them. G.V. Plekhanova https://www.rea.ru /en/org/faculties/11bf052e3fdc11e49ac03cd92b04e0f8/SiteAssets/Pag es/UchMethod%20material%202016/MISP_bak_2017/Uchebn_plan_3 8.03.02_Menedzhp_

10. The program Business Management https://www.rea.ru /en/org/faculties/mngfak/programms/Pages/2017/mag-management-manpreddeyat.aspx

11. The international program of continuing education «Captains» https://www.rea.ru/ru/org/faculties/Fakultet-biznesa-Kapitany/programms/pages/dop_obr.aspx

Reference list:

1. The official website of the HSE Institute for Social Policy https://isp.hse.ru

2. Official site of the VI International Summer School https://grans.hse.ru/grans-school/2017/

3. The HSE curriculum https://gaugn.ru/Portals/0/download/2017/ study%20docs/study%20plan/Study%20plan%203P.pdf?ver=2017-09-01-113247-590&timestamp=1504255369205

4. The official website of the Higher School of Public Administration http://www.anspa.ru/ncd-3-47/enter_nonews.html

5. Federal Law of 12.01.1996 №7-FZ «On Non-Profit Organizations» http://sockart.ru/nonprofit_organizations/educational_programs/16 41234/

6. The RANEPA curriculum https://www.ranepa.ru/images/docs /svedeniya_ooo/obrazovanie-2018/Ucheb_plan_39.03.01_6_2018_o.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.