Научная статья на тему 'Подготовка делового человека в условиях русской деревни'

Подготовка делового человека в условиях русской деревни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА-ХОЗЯЙСТВО / УЧЕБНО-ОПЫТНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ФЕРМЕРСКИЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОСПИТАНИЕ КАК СОТРУДНИЧЕСТВО / ЗАНЯТОСТЬ / SCHOOL-MANAGEMENT / EDUCATION AND EXPERIMENTAL FARM / FARM EDUCATIONAL CENTER / BUSINESS-IINCUBATOR / PROFILE TRAINING / EDUCATION AS A COLLABORATION / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хударова Татьяна Юрьевна

База и образовательный процесс в школе им. В. Волошиной под Москвой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка делового человека в условиях русской деревни»

ПОДГОТОВКА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА в условиях русской деревни

Татьяна Юрьевна Хударова,

заместитель директора по фермерскому обучению лицея имени Героя России Веры Волошиной села Головково Наро-Фоминского района Московской области

«Только организация школы как хозяйства сделает её воспитывающей».

A.C. Макаренко

Производственное воспитание в педагогике — основа воспитательной деятельности школ-хозяйств. Этот термин впервые применил A.C. Макаренко: он утверждал, что задачи воспитания можно успешно решить, организовав школьное производство. На собственном опыте A.C. Макаренко сделал вывод: «Улучшение морального состояния отдельных групп воспитанников происходит параллельно развитию хозяйства и внедрению коллектива в управление этим хозяйством». В практике Антона Семёновича были все виды деятельности, необходимые для полноценного воспитания. Утверждение труда в педагогике как главной ценности — основа новаторства A.C. Макаренко. В 1930-е годы он говорил: «Наша будущая школа будет применять производственный труд»; «я сторонник не только трудового, но и производственного воспитания... Такая производственная школа у нас со временем будет».

Автор публикуемого ниже материала, участник IX Международного конкурса имени A.C. Макаренко, справедливо считает, что такая школа у нас есть.

• школа-хозяйство • учебно-опытное хозяйство • фермерский учебный центр • бизнес-инкубатор • профильная подготовка • воспитание как сотрудничество • занятость

Как всё начиналось

В 1899 году в своём имении селе Головково помещица М.Е. Клейст построила школу на 100 мест для крестьянских детей и положила в банк на её счёт 30 тыс. рублей (по тем временам это были очень большие деньги). Детей учили грамоте и Закону Божьему. В школе были мастерские, в которых девочки учились шить, а ребята — столярничать. Успешно окончившим курс обучения на деньги помещицы

дарили: девушкам — швейную машинку «Зингер», а юношам — набор столярных инструментов, тем самым обеспечивая будущее крестьянским семьям.

В советское время школьники участвовали в работе совхоза «Головково» — старейшего совхоза Московской области: помогали родителям на сенокосе, ухаживали за животными. В военные годы собирали колоски на полях, работали наравне со взрослыми. В восьмидесятые

годы при школе создали производственную бригаду, откармливали бычков и свиней. На вырученные деньги школьники путешествовали по стране. Выпускники оставались работать в совхозе.

В 1994 году постановлением главы Наро-Фоминского района на базе Головковской общеобразовательной школы (ныне лицея им. Героя России В.Волошиной) был создан фермерский учебный центр, где школьники и сельская молодёжь изучают агрокультуру, экологическую культуру, современные технологии ведения приусадебного хозяйства, получают профессиональное образование по месту жительства. Выбранный школой курс был продиктован временем, положением дел в сельском хозяйстве, а главное — интересами детей и их родителей.

В фермерский учебный центр входили экспериментальные фермерские классы, филиал Всероссийского аграрного колледжа заочного образования, учебно-опытное хозяйство.

Для экспериментальных классов был составлен специальный учебный план в соответствии с базисным, в котором наряду с основными предметами были информатика, основы животноводства, растениеводства, курс «Сельский дом и семья», правовые основы ведения крестьянского хозяйства, безопасность труда, бухгалтерский учёт, экология, экономика, тракторы и сельхозмашины. Это позволяло вести профессиональную подготовку в 10—11-х классах, давало возможность выпускникам через два года на второй ступени обучения в аграрном колледже получить диплом фермера-менеджера сельхоз-производства. Мы работали по модели непрерывного образования, но через шесть лет специальность «фермер-менеджер» в колледже, была, к сожалению, закрыта. Мы успели сделать два выпуска, но и это немало для нашей деревни: молодёжи дали возможность получить средне-специальное образование без финансовых затрат, без отрыва от производства.

База

Базой для практического обучения стало учебно-опытное хозяйство, которое было создано при материальной поддержке администрации района. Купили трактор МТЗ-80 с набором сельхозорудий, УАЗ-3303. В школьный комплекс вошли здания интерната, теплицы, мини-ферма. К теплице пристроили гараж, огородили площадку для хранения сельхозтехники. Часть помещений интерната переоборудовали под цех по переработке молока, подвал интерната стали использовать под овощехранилище. Приобрели четырёх коров: молоко, сметана, творог поступают в детский сад, а во время каникул — в продажу для населения. Для выращивания кормов взяли в длительную аренду 10 га земли. Обрабатываем её собственными силами, но не хватает техники, поэтому регулярно помогает совхоз «Голо-вково». Иметь такое школьное хозяйство — дело очень хлопотное, спасибо, руководство района не осталось в стороне: были выделены дополнительные полторы ставки рабочего для мини-фермы, одна ставка водителя, полставки тракториста, две ставки мастера производственного обучения, одна — заместителя директора по фермерскому обучению. Ещё один положительный момент: работники столовой входили в штат лицея, поэтому учащиеся получали очень дешёвые обеды.

Бизнес-инкубатор

Изменение экономической ситуации поставило перед нами новые цели: создать бизнес-инкубатор на основе переработки собственной продукции и хозяйственной деятельности школьных мастерских. И в 2000 году фермерский учебный центр был реорганизован в бизнес-инкубатор, в который вошли животноводческая ферма с летним помещением; мини-завод по переработке молока (получаем из собственного сырья сметану, творог, масло, сгущенное молоко); растениеводческий комплекс (рассадная теплица,

НАРОДНЫ1Й ПРОЕКТ

пришкольный участок, поле, где выращиваем многолетние культуры для крупного рогатого скота, картофель, столовые овощи, рассаду овощных и цветочных культур); учебный магазин (реализуем собственную продукцию и бакалейные товары), цеха механизации и грибоводства.

Задачи бизнес-инкубатора — знакомить школьников с основами экономики рыночного хозяйства, современными формами и методами организации производства; изучать агрокультуру и экологическую культуру, современные технологии ведения приусадебного хозяйства; вырабатывать умения трудиться расчётливо, экономно, анализировать ситуацию, ставить цель, планировать, добиваться высокого качества труда; обеспечить школьникам возможность получить дополнительное профессиональное образование.

Бизнес-инкубатор обеспечил практическую направленность уроков биологии, химии, экологии, технологии, стал базой для профильного и профессионального обучения, научно-исследовательской экспериментальной работы. Школьники приобретают трудовой опыт и стаж, учатся вести малый бизнес, осознанно, с учётом своего опыта выбирают будущую профессию.

Профильная подготовка

Уже второе десятилетие наши ученики, пройдя предпрофильную и профильную подготовку сельскохозяйственного направления, вместе с аттестатом о среднем (полном) образовании получают удостоверения тракториста категории С, продавца-кассира продовольственных товаров и операторов ПЭВМ. Биологию ребята изучают на профильном уровне, проходят расширенный курс «Технологии», подготовку по аграрно-технологичес-кому профилю.

Элективные курсы — по химии, математике, географии, физике, информатике. Направления дополнительного образования на базе лицея — научно-познавательное, здоровьесберегающее, художественно-прикладное, физико-техническое, физкультурно-спортивное, туристстко-кра-еведческое.

Лицей — профильная школа Российского государственного аграрного университета — МСХА имени К.А. Тимирязева, Московского государственного агроинженерного университета имени В.П. Горячкина, филиала Российского государственного социального университета. Для занятий и профильной подготовки в лицее создана учебно-материальная база: хорошо оснащены кабинеты информатики и ЭВТ, растениеводства и механизации, химии, биологии, экономики, экологии, учебные мастерские хозяйки и хозяина сельского дома, кабинеты по общеобразовательным дисциплинам.

При организации профессионального обучения в лицее мы детально изучали социальный заказ села, анкетировали школьников и родителей. Так, например, обучение трактористов востребовано, поскольку велика потребность в кадрах в совхозе, у многих сельских жителей своя техника для обработки земли. Подготовка операторов ЭВМ также необходима: современное производство не обходится без компьютеров. Ну, а интерес к маркетингу обусловлен временем!

Одним из приоритетных направлений образовательного процесса стала самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, развивающая навыки исследовательского труда. В феврале 2011 года в лицее создано научное общество учащихся «Истоки».

Одна из главных задач нашей работы — помочь ученику понять, чем он действительно хочет заниматься, к чему у него есть способности, что в нём заложено, а не обучать его, «отливая в определённую форму», придуманную кем-то заранее. Ребята охотно участвуют в олимпиадах, конкурсах, конференциях, раскрывая и развивая тем самым свои творческие, исследовательские способности. Всё больше наших школьников становятся победителями в интеллектуальных конкурсах.

Преподаватели лицея под руководством доктора педагогических наук В.А. Кальней разработали и ввели программы предпрофильно-го, профильного и начального профессионального образования. (оператор ПВЭМ, основы агрономии, животноводства, овощеводства с основами предпринимательства).

Воспитание как сотрудничество

Воспитание в лицее рассматривается не как набор определённых мероприятий, добавочных к урочной деятельности: воспитание мы рассматриваем как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в их совместной жизни и труде, начиная с первого и заканчивая выпускным классом. Воспитание «опирается» на наше хозяйство, поскольку это наше совместное дело, и от того, насколько оно будет успешным, зависит, насколько успешно будут решены задачи воспитания. Воспитание в таком понимании помогает выработать умение решать возникшие в жизни проблемы, делать нравственный выбор.

Школьная УПБ

В ученической производственной бригаде ребята учатся ответственности, трудовой дисциплине, возникает чувство коллективизма и товарищества.

Работа ученической производственной бригады строится соответственно структуре бизнес-инкубатора: есть у нас растениеводческое, животноводческое, механизированное, строительное звенья, создаётся звено на базе учебного магазина. Заранее определяется объём работы, назначаются ответственные: эффективно не самоуправление учащихся, а соуправление со взрослыми. Работа в звеньях УПБ строится таким образом, чтобы ребята за время обучения в лицее могли пройти практику во всех звеньях.

Трудовая подготовка

Основным источником оплаты трудового образования на селе должно быть государство, так как задачи подготовки сельских школьников к сельскохозяйственному труду — это задачи социально-экономического развития страны в целом. Наро-Фоминский центр занятости населения сотрудничает с нами второй десяток лет. Ежегодно выделяется финансирование рабочих мест для учащихся как в летний период, так и во время учебного года. Поэтому у нас трудовое обучение не дополнение к общему среднему образованию, а его органичная часть: общее среднее образование в сельской школе должно учитывать специфические условия российского села. Трудовая подготовка сельских школьников позволяет пополнить трудовые ресурсы села. Безусловно, современные тенденции в сельском хозяйстве подорвали стремление школьников получать рабочие профессии: в нашем районе осталось всего шесть совхозов, на полях, где недавно колосилась пшеница и паслись стада коров, выросли огромные коттеджные поселки, а бывшие работники совхозов ежедневно выезжают на работу в Москву, в её пригород. Ученики видят развал сельского хозяйства и приходят к выводу, что профессия, полученная в стенах школы, им не пригодится. Но мы прилагаем массу усилий, чтобы доказать обратное: если остановить сейчас процесс трудовой подготовки учащихся, потом будет поздно что-то менять — вырастет поколение, неспособное к производственному труду на селе. Наши мальчишки уже понимают, что даже если они не пойдут работать в совхоз, то с правами тракториста устроятся в сфере коммунального хозяйства; знания, умения и навыки, полученные на уроках сельскохозяйственного труда, растениеводства и животноводства и закреплённые на производственной практике, они используют в своём личном хозяйстве. Школа должна иметь условия для производственной деятельности во внеучебное время. Перед нами стоит главная задача — трудовая

НАРОДНЫЙ ПРОЕКТ

занятость детей. Мы вернули производственный труд в качестве основного метода воспитания: воспитание вне труда всегда было и будет оставаться пустыми словами.

Летом 2010 года команда нашего лицея представляла Московскую область на VI Всероссийском слёте ученических производственных бригад, который проходил в Республике Башкортостан в селе Наумовка на базе Стер-литамакского сельскохозяйственного техникума. Соревнования проходили в два тура (теоретический и практический) по семи номинациям: пахари-механизаторы, животноводы, операторы машинного доения, овощеводы, садоводы, полеводы, бригадиры. Отдельно проходил конкурс агитбригад. Ребятам было всё интересно, так как они участвовали в слёте впервые. Наши школьники заняли призовые места в конкурсах садоводов, животноводов, в номинации «оператор машинного доения». А теперь они готовятся к VII слёту, который пройдёт в следующем году в Костромской области. Ребята решительно настроены на победу. Теперь это первые помощники мастеров производственного обучения, на которых можно спокойно положиться и доверить им любую работу.

Казалось бы, всё идёт гладко, однако есть и серьёзные проблемы: устаревает материально-техническая база, много средств уходит на ремонт техники, требуют ремонта теплица, гараж, оборудование кабинетов и мастерских пополняем за счёт собственных средств. А ведь мы должны учиться на нормальном оборудовании, в соответствующих помещениях, чтобы овладевать современными технологиями, культурой труда, а не усваивать принцип «Делай, как придётся».

2010 год был для нас тяжёлым: нам не удалось направить деньги на развитие хозяйства, всё ушло на ремонт школы, техники. Возникла проблема с подвозом детей (не финансировалась закупка бензина для школьного автобуса из муниципальных средств), нам пришлось эту статью расходов взять на себя, иначе дети вынуждены были бы сидеть дома или добираться на уроки как придётся.

В январе 2011 года наш лицей получил статус автономного. И мы с оптимизмом смотрим в будущее. Надеемся в ближайшее время реорганизовать растениеводческий комплекс, заложить питомник плодово-ягодных культур, создать экологическую лабораторию и комплекс «Услуги» с гостиницей, столовой, на базе которых можно получить ряд профессий. Мы надеемся подготовить новые подвальные помещения для хранения овощей и выращивания грибов.

В планах — вернуть школьную столовую под своё крыло. Недавно после того как сотрудников столовой вывели из штата лицея, кормить детей стали предприниматели, выигравшие тендер на районном аукционе. В результате стоимость питания выросла в два раза, меню оставляет желать лучшего. Постоянно мы высказываем недовольство обслуживанием и качеством поставляемых продуктов. Если раньше все овощи, мясо и молочные продукты, полученные в нашем подсобном хозяйстве, поставлялись в школьную столовую, удешевляя завтраки и обеды, то теперь предприниматели их у нас не берут, и мы реализуем свою продукцию населению через учебный магазин, а детям дают сомнительные котлеты и сосиски, везут молочные продукты заводской переработки. С этим мы мириться не станем. Наши ребята, как и прежде, должны получать в школе дешёвые завтраки и обеды из выращенных в нашем школьном хозяйстве экологически чистых продуктов. * * *

Завтра наш выпускник выйдет в жизнь. Он будет работать или пойдёт учиться, главное, чтобы он был востребован обществом. Именно востребован. Мы надеемся, что молодёжь, при понимании и поддержке государства, будет адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, найдёт своё место в профессиональной деятельности и преобразит село. НО

Проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.