Научная статья на тему 'Воспитание трудом, воспитание в труде'

Воспитание трудом, воспитание в труде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАЧАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БРИГАДА / КОНКУРСЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД / SCHOOL TRADITIONS / PRIMARY WORK TRAINING / TRAINING AND PRODUCTION TEAM COMPETITIONS / EXPERIENCE ACTIVITY / AGRICULTURAL LABOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Галина Демьяновна

Традиции трудового воспитания. Воспитание хозяев-тружеников на родной земле. Варианты организации трудового воспитания на базе сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание трудом, воспитание в труде»

ВОС ПИТАНИЕ ТРЭДОМ, воспитание в труде

Галина Демьяновна Рябова,

директор Чеканской аграрной средней школы, Удмуртская Республика

С января 2011 года все школы переходят на подушевое финансирование. Надеемся, что это позволит увеличить зарплату педагогов. Особенно в этом нуждаются те, кто работает в сельских школах: используя все возможности, профессионально, качественно готовит будущих тружеников на селе.

• школьные традиции • начальная трудовая подготовка

• учебно-производственная бригада • конкурсы • опытничество

• сельскохозяйственный труд

Цели и задачи, поставленные в национальном образовательном проекте «Наша новая школа» понятны и приветствуются школой: обществу необходимо воспитать новое поколение, которое будет инициативно, способно творчески мыслить, находить нестандартные решения. Да, школе нужен приток новых кадров, да, современную школу представить без компьютеров уже невозможно. В каждой школе сейчас есть Интернет, школа получает информацию по электронной почте.

Но такие нововведения не могут быть самоцелью.

Даже в самой «глубинке» на уроках используют компьютер: современные дети лучше многих учителей разбираются в компьютерных программах, быстрее начертят отрезок на мониторе, чем карандашом на бумаге, быстрее построят виртуальное здание, чем простой ящик

под рассаду. Это радует и одновременно огорчает: мы ведь живём не в виртуальном мире — такой выпускник не будет приспособлен к жизни, он не научен самому элементарному самообслуживанию.

Традиции

Наша школа совсем маленькая, учащихся меньше ста. Нас тоже касаются все нововведения. Несмотря на то, что село находится от райценра в 40 км, а от областного центра — в 150 км, школа активно участвует в районных, республиканских и российских конкурсах и мероприятиях. Современные конкурсы и мероприятия проходят с компьютерным сопровождением, презентациями, и хотя в нашей школе нет специалиста по компьютерам, ребята выступают достойно.

Хорошо сдают наши страшеклассники выпускные экзамены по новой форме — ЕГЭ; конкурентоспособные абитуриенты, они поступают в выбранные ими вузы.

Несмотря на все нововведения, в нашей школе как и в прежние времена на особом месте трудовое воспитание. Школа воспитывает хозяев-тружеников на родной земле. Знаем, что многие родители против того чтобы школа приучала их детей к труду, но родители наших учеников нас поддерживают: опыт доказывает, что в семье всегда воспитание шло в труде, передавались традиционные приёмы трудовой деятельности, чтобы обеспечить успешную жизнедеятельность нового поколения.

С 1992 года, когда директор школы Павел Васильевич Люкин представил школу на присвоение статуса аграрной, в школе многое преобразовано. Взяли в аренду земли площадью 40 га, на которых выращиваем зерновые культуры, овощи и многолетние травы. Выращенная продукция передаётся в школьную столовую, в детские сады, остатки продаём населению. Приобрели тракторы, автомобиль, прицепную и навесную обрабатывающую технику, построили теплицу, пилораму и мини-ферму. Выращиваем кроликов, нутрий, поросят, телят, овец. Заложили большой сад.

Кроме трудовых навыков, ребята получают основательные теоретические знания по спец-предметам. Под руководством мастера производственного обучения, выпускника нашей школы, механика по образованию, Олега Николаевича Перевозчикова юноши 8—11-х классов изучают устройство трактора и сельхозмашин — для этого у нас хорошо оборудованы кабинет и трактородром. Сдав экзамены, юноши получают свидетельство тракториста государственного образца: за эти годы множество наших выпускников получили права тракториста и успешно трудятся по этой специальности в хозяйствах района. Девушки серьёзно изучают полеводство, садоводство, овощеводство, цветоводство под руководством нашей выпускницы Валентины Васильевны Исымбаевой, агронома по образованию. Благодаря её профессионализму, трудолюбию, настойчивости и терпению школьная столовая всегда обеспечена качественными овощами, а вокруг школы и в селе летом благоухают прекрасные цветы. Она не жалеет ни сил, ни времени, чтобы передать знания учащимся: её

ученики неоднократно побеждали на республиканских конкурсах сельскохозяйственных профессий.

Классы у нас небольшие, но уроки технологии проходят для мальчиков и девочек отдельно: девочки на уроках обслуживающего труда под руководством выпускницы школы Галины Васильевны Перевозчиковой учатся шить, вышивать, вязать и вкусно готовить. Приготовленные пирожки с удовольствием едят учителя, расхватывают мальчишки-одноклассники. Уроки технического труда ведёт выпускник нашей школы, учитель технологии Василий Анатольевич Верняев.

Основная работа в хозяйстве школы приходится на лето и осень. Работы хватает всем от мала до велика. Юноши пашут, копают, делают грядки, девушки сажают, сеют, поливают, на малышах — прополка. Школьники и педагоги участвуют со своими проектами в социальных республиканских конкурсах, побеждают и трудоустраивают выпускников: работают в проектах, которые финансируются Республиканской молодёжной биржей труда. Так, ребята работают по программам «Цветы победы», «Географический центр Удмуртии», «Туристическими тропами». Благодаря этим программам многое делается для благоустройства села, а старшеклассники имеют возможность заработать деньги. Осенью школа помогает убирать картофель в колхозе «Искра», где трудится большинство родителей наших учеников, работаем в лесничестве — засаживаем вырубленные в лесах просеки.

Учебно-производственная бригада

Первым звеном в трудовом воспитании школьников, в подготовке их к жизни и труду в новых экономических условиях, к сознательному выбору профессии стал сельскохозяйственный труд

Трудовая подготовка

на учебно-опытном участке школы. Поскольку ребята наши с детства близки к природе, участвуют в домашнем и сельскохозяйственном труде они сравнительно легко воспринимают научные основы отраслей сельского хозяйства, для них естественно и органично уважение к сельскохозяйственному труду. В профильном аграрном обучении используем специальную информа цию, проводим деловые игры, решаем агротехнические и экономические задачи, выполняем проекты, участвуем в республиканских и всероссийских конкурсах.

По итогам Республиканского конкурса сельскохозяйственных профессий 2010 года ученическая производственная бригада Увинско-го района под руководством учителя растени еводства нашей школы В.В. Исымбаевой заняла первое место. Ребята заняли пять первых личных мест в номинациях: Овощевод, Полевод, Оператор машинного доения, Животновод, Бригадир; и одно третье место в номинации Тракторист-пахарь.

Призёры республиканского конкурса защищали честь Удмуртии летом 2010 г. на VI Всероссийском слёте ученических производственных бригад в Республике Башкорто стан (Стерлитамакский район, село Наумов-ка, Стерлитамакский сельскохозяйственный техникум). Программа слёта включала конкурсы профессионального мастерства по номинациям: Садоводы, Овощеводы, Полеводы, Животноводы, Пахари, Операторы машинного доения и Бригадир. В каждом конкурсе два этапа — теоретический и практический.

Теоретический этап во всех номинациях включал основные вопросы по отраслям сельского хозяйства; проводился в форме те стирования и решения задач в учебных лабораториях техникума. На практическом этапе выявлялись умения и навыки определять растения по всходам, веткам, семенам; формировать схемы посадок, прививок, закладки полевого опыта, рассчитывать дозы, вносить удобрения; определять экстерьер

животных, составлять рационы кормления; устанавливать нормы высева, вспашки. В номинации Бригадир ребята должны приготовить презентацию деятельности. Практический этап конкурсов проходил в производственных отделах и помещениях, на учебно-опытных участках, в теплицах Стерлитамакского техникума.

Наряду с конкурсной программой ребята были на встречах со специалистами Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, учёными Башкирского государственного аграрного университета, Башкирского НИИ сельского хозяйства. Для участников слёта провели мастер-классы, конкурс агитбригад, школьники были на экскурсиях в музее истории Стерлитамакского сельскохозяйственного техникума, на выставке продукции Башкирского научно-исследовательского центра по пчеловодству и апитерапии.

Подготовка к Всероссийскому слёту не прошла даром: команда Удмуртии заняла третье место, а это — результат кропотливой, ежедневной работы учащихся и их руководителя. Несмотря на жаркое лето, наша ученическая производственная бригада работала на своих участках и получила неплохой урожай, и по итогам заочного республиканского конкурса была награждена президентской премией.

Получив в школе теоретическую и практическую допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку, ребята участвуют в производственной деятельности хозяйства. Они работают в весовой, проводят опыты, ведут исследования, делают агрохимический анализ почвы и т.д. Агротехническое направление себя оправдало — и это закономерно в сельской школе. Ведь нельзя не учитывать, что с появлением рыночных отношений возникает и рынок рабочей силы: хозрасчётные государственные предприятия, колхозы и совхозы, кооператоры и арендаторы будут принимать на работу наиболее квалифицированных и способных к выполнению трудовых функций

выпускников школ, колледжей, вузов. Трудовая подготовка должна сформировать устойчивую ориентацию на трудовой образ жизни.

На учебно-опытном участке

Трудовую подготовку ведём в школе поэтапно, с учётом возраста, на основе принципов целостности, непрерывности. Трудовые навыки в школе вырабатываются в основном в аг-ротехнологическом направлении. Каждый год составляем примерный план работы на учебно-опытническом участке:

• Февраль: ревизия семян, приобретение семян цветочных, овощных, лекарственных, декоративных культур.

• Март : разбивка участка на отделы: овощные культуры, полевые культуры, дендрологический отдел, лекарственный, плодово-ягодный, цветочно-декоративный, зоологический; темы опытов; подготовка почвы к посеву рассады томатов, цветов, лекарственных трав.

• Апрель: подготовка почвы для пикировки томатов; пикировка томатов; подготовка почвы для цветов; посев цветов; подготовка почвы и посев ранней и поздней капусты; просмотр и подготовка инвентаря; подготовка площади под дендрологический отдел; уборка мусора.

• Май: подготовка почвы и посев средней капусты; закладка дендрологического отдела; подготовка почвы на участке; разбивка участка на отделы; подкормка кустов и плодовых деревьев; подкормка лука многолетнего, многолетних цветов; посев овощных, полевых культур, однолетних цветов, лекарственных культур; разбивка цветников; посадка капусты поздней; посадка картофеля; подкормка и боронование многолетних трав.

• Июнь: высадка рассады капусты средней, цветов, томатов; полив; подкормка; прополка с рыхлением.

• Июль: уход за растениями на участке и на цветниках; сбор смородины, крыжовника, малины, земляники; сбор томатов и огурцов; уборка многолетних трав на сено.

• Август: уборка лука; уход за овощами и цветниками; посадка многолетников; участие в конкурсах; сбор демонстрационного и раздаточного материала; сбор томатов и огурцов; уход за земляникой.

• Сентябрь: выставка «Урожай-2010»; уборка картофеля; заготовка семян однолетних цветов и некоторых культур.

• Октябрь: уборка овощей; закладка на хранение; реализация; подготовка почвы под рассаду; общешкольный праздник

«Урожай-2010».

• Ноябрь: изучение материала для проекта по цветоводству: «Наш школьный двор-2011» — 8-й класс.

• Декабрь — январь: подготовка

и изучение материала для опытнической работы по окружающему миру, биологии и растениеводству.

На общешкольном празднике подводим итоги работы школы за год. Присутствуют родители, администрация колхоза «Искра». После праздничных выступлений детей самые активные, больше всех проработавшие в хозяйстве, получают премии и подарки. В заключение — праздничный обед, который со знанием дела готовят наши ученики, члены учебно-производственной бригады. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.