АГ РАРНАЯ ШКОЛА: ОПЫТ СОЗИДАНИЯ
Павел Васильевич Люкин,
директор Чеканской аграрной средней школы Увинского района Удмуртской Республики
Галина Демьяновна Рябова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Занятия в Чеканской аграрной средней школе начинаются в 8.30, но задолго до этого времени здесь собираются и малыши, и старшеклассники: значит, школа для них желанное место, куда их тянет, где им интересно, где их поймут. Школа им нужна, а это самое главное, чего добился педагогический коллектив. Больно от мысли, что её может не быть, если начнут «укрупнять» малокомплектные школы для «более рационального использования» бюджетных средств. И это непременно приведёт к ещё большему оттоку трудоспособного населения из села. Что можно сделать для того, чтобы молодёжь осталась работать в своём селе, — рассказывают авторы публикуемого материала.
• нормативно-правовая база • статус аграрной школы
• материально-техническая база • допрофессиональная подготовка
• ученическая бригада
Представьте обычную сельскую школу в глубинке, которую от районного центра отделяет более 40 км «российских» дорог, а до ближайшего города более 100 км Коренные преобразования в нашей школе начали в 1992 г. Что нас заставило это сделать? Выпускники школы и по знаниям,
и по своему менталитету (из-за окружающего их социума) коренным образом отличались от городских сверстников.
В вузы почти никто не поступал. Крайне скудное финансирование не позволяло улучшить материально-техническую базу школы, остро не хватало учебной литературы, наглядных пособий. Исчезло понятие базовых предприятий, а значит,
помощи от кого-то ждать не приходилось ни школе, ни учителям. Отсюда и очень большая текучесть кадров в школе. Так называемая профориентационная работа, проводимая скорее для отчётов, не давала практических навыков учащимся, не готовила к профессиям, необходимым на селе.
Прежде всего мы определили основную идею аграрной школы, поставили цели, задачи, наметили пути их осуществления.
Провели разъяснительную работу с родителями, с учениками, совместно со специалистами института усовершенствования учителей, Ижевской сельскохозяйственной академии разработали нормативно-правовую базу аграрной школы (Устав, положение о школе агро-технологического направления, учебный план, учебные программы и т.д.); прошли экспертизу на научном экспертном совете для получения статуса «Аграрная школа» в Министерстве народного образования Удмуртской Республики, заключили договор о совместной деятельности с Ижевской сельхозакадемией. Получили статус самостоятельного юридического лица, утвердили своё штатное расписание (появились бухгалтер, мастера производственного обучения, тракторист, шофёр); финансовые средства, заработанные школой, откладывались на нашем спецсчёте и могли быть использованы по усмотрению школы; было получено решение Исполкома районного совета депутатов о закреплении на правах аренды сельскохозяйственных угодий площадью 45 га. В основном за счёт средств, которые начала зарабатывать школа, за два-три года значительно улучшилась материальнотехническая база школы: приобретён машинно-тракторный парк (три трактора, автомобиль, прицепная техника) для обучения детей профессии «сельский механизатор», работы в подсобном хозяйстве, помощи учителям в личных подсобных хозяйствах; построили пять добротных домов для учителей; построили ферму, гараж, закупили пчелосемьи.
Изучение дисциплин и спецкурсов «Основы животноводства и полеводства», «Основы агрономии», «Ведение фермерского хозяйст-
ва», «Трактора и сельхозмашины», «Технология переработки продукции растениеводства», «Земельное право» с углублённым изучением биологии, химии, которые проводятся на базе школы и кафедр Ижевской сельхозакадемии с выдачей квалификационных удостоверений государственного образца, позволило без особых усилий ввести предпрофильную и профильную подготовку, элективные курсы: по сути, они у нас в школе ведутся с начала 90-х годов.
Все эти изменения привели к тому, что выпускники стали успешно поступать в вузы и не только сельскохозяйственного направления. Появились серебряные и золотые медалисты, дети стали более успешными.
Сегодня в школе работает слаженный коллектив педагогов, имеющих квалификационные категории не ниже первой. Школа продолжает работать над проектом «Агротехнический профиль в образовательном процессе».
В нынешней сложной экономической ситуации для страны, а для сельского хозяйства особенно, очевидна необходимость притока специалистов, людей социально активных, способных успешно адаптироваться в социуме, найти новые пути решения проблем в сельском хозяйстве. Несмотря на то, что ежегодно сельскохозяйственные учебные заведения выпускают, казалось бы, достаточно специалистов для села, приток их в село практически равен нулю. Это объясняется тем, что городские выпускники, получившие диплом специалиста сельского хозяйства, как правило, жить в деревне не хотят, не берутся решать проблемы деревни: этим должны заниматься люди, имеющие представление о специфике сельского труда, болеющие за родное село. Хорошо это понимая, мы и «выращиваем» специалистов из своей, сельской молодёжи.
Преобразования
Обучение
В начальном звене обучение ведётся по программе «Школа 2100...». Детей знакомим с азами учебно-исследовательской и опытнической работы, с сельскохозяйственными профессиями, профессиями родителей. Ведётся трудовое и экологическое воспитание. В основной школе ребята активно ведут учебно-исследовательскую и опытническую работу, изучают овощеводство, плодоводство, животноводство, закрепляя теоретические знания на практике.
Организованы модульные элективные курсы сельскохозяйственного профиля, у школьников вырабатываются начальные профессиональные навыки: у девочек — в швейном деле, кулинарии, домоводстве, фермерском труде; у мальчиков — деревообработке, столярном деле, электротехнике. Знакомим ребят с основами технического черчения, технологиями работы по металлу, с тем, как работает трактор и другие сельскохозяйственные машины.
Старшеклассники ведут проектно-исследовательскую и опытническую работу, изучают агротехнику, растениеводство, трактора и сельхозмашины (со сдачей квалификационных экзаменов, по результатам которых выдаётся удостоверение тракториста), углублённо изучают растениеводство, технологии переработки продуктов растениеводства, агротехнику, экономику. На базе Ижевской сельхозакадемии наши старшеклассники занимаются на элективных модульных курсах по профориентации.
Перед школой стоит цель: выпускать из стен школы людей, способных развиваться на основе полученного в школе базового и дополнительного образования, принимать взвешенные, обоснованные решения.
Изучая запросы социума и профессиональные намерения выпускников, педагогический коллектив пришёл к выводу, что сельской школе обязательно нужно вести профессио-
нальное обучение, даже в том случае, если по каким-то формальным причинам нельзя выдавать документ о допрофесси-ональной подготовке. Очень важно, чтобы уже в школе ученик приобрёл навыки, которые ему пригодятся при работе в сельском хозяйстве (в том числе и в личном).
Ученическая бригада
Вся система учебно-воспитательной работы в школе ориентирована на труд: ребята получают знания, умения и навыки работы в сельском хозяйстве и на уроках, и в многопрофильной производственной ученической бригаде «Успех», где ведётся допрофессиональная подготовка учащихся; они изучают новые технологии в сельском хозяйстве, получают экономические знания и навыки ведения крестьянского хозяйства. Практические навыки по уходу за животными, необходимый минимум экологических знаний ребята получают на ферме и животноводческих комплексах колхоза «Искра».
Работа в бригаде развивает деловые качества, поддерживает экономическое положение школы, укрепляет здоровье учащихся. Создан Совет ученической бригады, который полностью распоряжается её финансами, организует и направляет экономическую деятельность.
Звено овощеводов выращивает и продаёт цветочную и капустную рассаду. Большим спросом пользуется рассада ранней капусты. Овощи выращиваем на 50 сотках, но этого достаточно, чтобы обеспечить школьную столовую, а излишки продаются населению, реализуются в детском саду Увинского района.
В этом году будет заложен новый плодово-ягодный сад (красная и чёрная малина, крыжовник, белая, чёрная, красная смородина, слива, ирга, яблони, земляника).
Бригада выращивает картофель и медоносные культуры (подсолнечник и гречиху). Картофель выращивается на площади 1 га. Он идёт в школьную столовую, на семена и также реализуется в детских садах района.
Пчеловодческим звеном руководит директор школы. Это сезонная работа — весной, летом и осенью. Для успешной работы в новом сезоне ребята проводят все подготовительные работы до весенней выставки пчёл. Учатся чистить и ремонтировать запасные ульи и рамки, сортировать и перерабатывать сушь, приобретают искусственную вощину и необходимый инвентарь, наващива-ют рамки.
Летом следят за роением пчёл, отбирают и откачивают мёд, проводят искусственное роение.
В августе и начале сентября разбирают гнёзда, утепляют их, лечат пчелиные семьи. Зимний уход за пчелами большого труда для пчеловодов не составляет, он сводится лишь к наблюдениям и поддержанию в зимовнике температурного режима.
Члены звена занимаются также опытно-исследовательской деятельностью. В этом году закладываем опыт по теме: «Влияние сверхраннего облета пчёл на развитие пчелосемей и их продуктивность». Во время опытов школьники учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы, обобщать факты, делать выводы.
Несмотря на сложные экономические условия, бригада успешно работает, обеспечивая школьную столовую овощами. Но вот что самое важное: работа позволяет школьникам почувствовать себя подлинными хозяевами школы, испытать себя в настоящем деле и получить прочные трудовые навыки.
А это — залог их успешности в дальнейшей жизни.
В 2005 году бригада Увинского района, в состав которой входили большинство учеников нашей школы, стала победителем 1-го Республиканского слёта учебно-производственных бригад. В последние годы наши старшеклассники побеждали, занимали при-
зовые месте на республиканских слётах учебно-производственных бригад.
Результаты
Результативность работы по агропроекту оценивается на основе системы объективных критериев, обобщённых оценочных показателей, отражающих эффективность нашей деятельности в рамках программ агротехнического профиля, обоснованность того, что школа стала республиканской экспериментальной площадкой по теме «Разработка технологии допрофессио-нальной сельскохозяйственной подготовки учащихся Удмуртской Республики».
Показатели учитываются по направлениям:
• Личностно-социальные качества учащихся:
развитие коммуникативных способностей школьников, их самостоятельности; формирование системы устойчивых профессиональных интересов, умение на практике применять полученные знания и навыки; проявление социальной активности, желание участвовать в жизни школы, района и республики.
• Количественные параметры: подготовка исследовательских проектов, рефератов; участие в конференциях, конкурсах, олимпиадах районного, республиканского и федерального уровня; число выпускников школы, поступивших в вузы по выбранному профилю; число выпускников вузов, продолживших трудовую деятельность по выбранному профилю; число выпускников, сдавших квалификационные экзамены по определённым профилям на базе школы; публикация материалов по данной системе работы; участие школы в экспериментах, конкурсах на районном, республиканском, федеральном уровнях. НО