РАЗДЕЛ 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ:
ПРОБЛЕМЫ И ИХ РЕШЕНИЯ
Кизилов А.Н.
ПОДГОТОВКА БУХГАЛТЕРСКИХ КАДРОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
Новые социальные и экономические условия в России, развитие рыночных отношений и постепенное интегрирование страны в мировую экономику обязывают учетных работников осуществлять профессиональную деятельность с учетом международных стандартов и принципов в условиях единой государственной политики. Так, Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу [2], разработанной по решению Правительства Российской Федерации, предусмотрен перевод отчетности ряда предприятий на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) в следующие периоды:
2004-2007 гг. (I этап) — обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов (открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации);
2008-2010 гг. (II этап) — обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран.
Процесс реформирования бухгалтерского учета в значительной степени определяет отечественную экономику и вызывает объективную необходимость адекватной трансформации условиям рынка национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.
В свою очередь, ведение бухгалтерского учета и составление отчетности российскими предприятиями в соответствии с МСФО обусловливает необходимость реформирования содержания и методов подготовки бухгалтерских кадров в системе дополнительного профессионального образования.
В целом государственная система образования должна способствовать становлению
и развитию бухгалтерской профессии, представляющего бухгалтера в роли управленческого персонала, а система дополнительного профессионального образования, как его значительная составляющая часть — оперативному повышению квалификации бухгалтерских кадров, овладению новыми, современными формами и методами ведения учета.
Для оценки проблем и перспектив подготовки бухгалтерских кадров в системе дополнительного профессионального образования, определения основных категорий слушателей и методов активизации образовательного процесса необходимо:
- проанализировать предпосылки подготовки бухгалтерских кадров в России и определить основные требования, предъявляемые к специалистам в области бухгалтерского учета, анализа и аудита действующими стандартами по учету и отчетности;
- определить основные категории специалистов, подлежащих подготовке в системе дополнительного профессионального образования;
- определить модель подготовки бухгалтерских кадров, учитывающую педагогические технологии, состав обучающихся и содержание программ курса.
В условиях перехода ведения бухгалтерского учета на МСФО профессиональная деятельность учетных работников различных уровней не обеспечивает потребность предприятий в диагностике и выработке обоснованных управленческих решений. Именно сегодня оперативное реагирование на изменения и дополнения, вносимые в нормативную базу по бухгалтерскому учету и налогообложению, зависящее в первую очередь от учетных работников, позволяет проводить мероприятия, направленные на сохранение созданного экономического потенциала предприятий.
С каждым годом требования к знаниям, которыми должны владеть бухгалтерские
кадры, существенно расширяются. Как показывает практика, учетные работники на отечественных предприятиях выполняют обязанности планового отдела и аналитических служб.
В этих условиях формирование бухгалтерской профессии, как одно из основных направлений реформирования бухгалтерского учета и отчетности соответствующей МСФО, должно отвечать сложившимся требованиям работодателей.
Существующая система бухгалтерского образования, включая и дополнительное профессиональное, является составной частью системы образования в РФ. Она состоит из следующих ступеней:
- общее среднее образование (школы, лицеи);
- начальное профессиональное образование (училища);
- среднее бухгалтерское профессиональное образование (техникумы);
- высшее бухгалтерское профессиональное образование (институты, академии, университеты);
- дополнительное бухгалтерское профессиональное образование (институты, академии, институты повышения квалификации).
Действующая система высшего образования по подготовке бухгалтеров не может справиться с задачами подготовки и повышения квалификации бухгалтеров в значительных объемах и условиях реформирования.
В настоящее время бухгалтеров готовят свыше 200 вузов, включая профильные, непрофильные, в которых в последние годы все чаще стала открываться соответствующая специализация, коммерческие. Они могут выпускать до 30 тыс. специалистов в год, при спросе в 500 тыс. человек. Таким образом, на полное удовлетворение потребности необходимо более 15 лет. Этот факт определяет сложившуюся концепцию подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров в России.
Особое место в системе дополнительного профессионального образования занимают общественные профессиональные бухгалтерские организации.
Рынок учетной профессии неизмеримо расширился и предъявляет к специалистам, работающим в области бухгалтерского учета, особенно высокие требования. Зачастую на предприятии от бухгалтера зависит больше, чем от администрации, он участвует в управлении финансами, разбирается в законах и
общается с контролирующими органами. Аттестат профессионального бухгалтера по линии ИПБ России демонстрирует руководству и собственникам организации, что они вверили активы в руки профессионала.
Поэтому в настоящее время с развитием нормативного обеспечения бухгалтерского учета и совершенствованием налоговой системы все более настоятельной становится задача переподготовки и повышения квалификации работающих бухгалтеров, а также подготовки новых кадров бухгалтеров. Коренные изменения в условиях работы предприятий и макроэкономике России предполагают необходимость переподготовки и тех квалифицированных бухгалтеров, которые формировались в административно-командной системе, но вошли сразу в рыночную экономику. Среди бухгалтеров в настоящее время также много высококвалифицированных специалистов, которые имеют высшее, но непрофильное образование. Для этой категории бухгалтерских работников также целесообразна система переподготовки и аттестации.
Формирование бухгалтерской профессии, как одно из основных направлений реформирования бухгалтерского учета и отчетности, соответствующей МСФО, должно отвечать сложившимся требованиям работодателей. Первое — это хорошее базовое образование. Второе — способность к обучению. Специалист, связавший себя с бухгалтерской профессией, должен стремиться к профессиональному росту, обладать гибким мышлением, принимать самостоятельные решения и концентрироваться на работе. Любые упущения, допущенные бухгалтером — неверная цифра, арифметические ошибки — могут привести к искажению учета и отчетности, а последствия могут быть весьма негативными.
Численность учетных работников в России значительна и продолжает увеличиваться. Это связано с увеличением числа организаций и усилением внимания в условиях развития рыночных отношений к экономической, в первую очередь бухгалтерской, работе. По некоторым данным [6] численность бухгалтеров в России составляет 7,2 млн. человек — это огромная армия! Для сравнения, понимания ее размеров, ее можно сравнить с численностью китайской армии, которая, по данным «China daily», опубликованным в «Российской Бизнес-газете» [7] по состоянию на 2006 год, составляла примерно 2,3 млн. военнослужащих.
Дал знать о себе и финансово-экономический кризис, результаты которого особенно проявились в первом квартале 2009 г., увеличилось количество гражданских служащих и специалистов коммерческих организаций, которые в силу сложившейся экономической конъюнктуры вынуждены сменить место постоянной работы или переквалифицироваться для выполнения других функциональных обязанностей. В этой связи так же существенно возрастает роль дополнительного профессионального образования, как системы, позволяющей специалисту быть непрерывно адаптированным к изменениям в социально-экономической сфере.
Исследования профессионального журнала «Главбух» показывают, что 14% бухгалтеров России не делают ошибок в своей работе, 43% бухгалтеров делают ошибки при начислении единого социального налога, 38% — при начислении налога на доходы физических лиц и 23% — налога на прибыль.
По мнению экспертов, в области бухгалтерского учета и налогообложения причина бухгалтерских ошибок кроется в чересчур частых изменениях, вносимых в российское законодательство. В итоге специалисты не успевают отслеживать все нововведения, а государственные службы не поспевают друг за другом, ввиду чего в нормативных документах возникают противоречия.
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете»[3] не требует, в отличие от Федерального закона «Об аудитор -ской деятельности»[4], получения аттестатов или лицензий на занятие профессиональной деятельностью. На государственном уровне подобные свидетельства не выдаются. Однако желание учетных работников закрепить в глазах работодателя свой статус профессионала побуждает их повышать квалификацию с последующим получением аттестата профессионального бухгалтера по линии ИПБ России.
Аттестат профессионального бухгалтера — это признание способности специалиста организовать самостоятельную работу или работу бухгалтерской службы. Звание профессионального бухгалтера могут получить лишь опытные специалисты.
Руководители крупных коммерческих организаций, которые подлежат обязательному аудиту, стремятся иметь на должности главного бухгалтера профессионального бухгалтера. Это относится, прежде всего, к главным бухгалтерам открытых акционерных
обществ, холдинговых компаний, банков, инвестиционных фондов и т.п.
Специалисты, претендующие на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, должны отвечать следующим требованиям [5]:
- наличие высшего экономического образования или диплома кандидата (доктора) экономических наук;
- прохождение специальной послевузовской учебной подготовки по утвержденным программам подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров;
- наличие стажа работы по специальности (или на руководящих должностях, требующих знания бухгалтерского дела);
- отсутствие судимостей за экономические преступления.
Если специалист отвечает этим требованиям, то он имеет право подать заявление и быть принятым на специальный курс обучения, закончив который и сдав экзамен, он получит аттестат. Аттестат может быть изъят в случае нарушения этических норм бухгалтерской работы или поступления сигналов о его недобросовестной или неквалифицированной работе. Если же таких сигналов нет, то профессиональный бухгалтер должен подтверждать уровень своей квалификации, постоянно проходя обучение в установленный период времени и в определенном объеме.
В свете реализации реформы системы высшего образования РФ, одним из приоритетных направлений является разработка и распространение современных методик преподавания, которые будут способствовать обеспечению подготовки высококвалифицированных специалистов и смогут обеспечить активное участие слушателей в учебном процессе.
В таких условиях, для соблюдения заданных правительством требований, одним из основных компонентов учебного процесса становится организация самостоятельной работы слушателей на основе подготовленных электронных курсов и ведение преподавательской деятельности с учетом современных информационных технологий.
Внедрение в методику преподавания интерактивных технологий и Интернета позволяет сформировать у слушателей экономическое сознание, анализировать статистические данные, выбирать и обосновывать оптимальный вариант решения из ряда предложенных. При этом акцент делается на сокращение часов аудиторной нагрузки и увеличе-
ние объемов дистанционного образования, особо актуальным становится разработка и использование в учебном процессе пособий для самостоятельной работы слушателей, созданных на основе применения современных информационных технологий.
Осуществляя работу в данном направлении на кафедре аудита РГЭУ «РИНХ», разработаны учебно-методические пособия для самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по бухгалтерскому (финансовому) учету с применением современных информационных технологий.
Предлагаемые учебно-методические пособия включают в себя два неотъемлемых составляющих:
1. Печатный курс, состоящий из трех базовых блоков: теоретический материал, хозяйственные ситуации и тестовые задания;
2. Мультимедийный (электронный)
курс.
В учебно-методических пособиях рассматриваются вопросы теории и практики бухгалтерского учета, в том числе последние изменения действующего законодательства по бухгалтерскому учету. В целях текущего контроля за степенью усвоения материала и закрепления знаний, после изучения каждого курса по бухгалтерскому (финансовому) учету приведены хозяйственные ситуации. В помощь студентам (слушателям при повышении квалификации) для решения практических заданий в приложении приведены заполненные формы первичных учетных документов, что позволяет приобрести слушателям практические навыки работы. В заключение теоретического курса приведены оригинальные тесты для контроля остаточных знаний и проверки степени усвоения теоретического материала.
Как показывает практика преподавания экономических дисциплин в РГЭУ «РИНХ» зачет в форме тестов уменьшает в 1,5 раза время на проведение зачета в аудитории.
На основе печатного варианта учебно-методических пособий по бухгалтерскому (финансовому) учету, с помощью средств Microsoft Office 20031 разработаны мультимедийные (электронные) курсы, которые представляют собой наглядное, аналитическое изложение теоретико-практического материала, который может быть использован как преподавателями на практических и лекционных
1 Power Point 2003.
занятиях, так и слушателями в ходе самостоятельной работы.
Пособия составлены в соответствии с программой курса «Бухгалтерский (финансовый) учет» и государственным образовательным стандартом по специальности 08.01.09 «Бухгалтерский учет, анализ, аудит».
Учитывая складывающуюся тенденцию активного внедрения информационных технологий в процесс обучения, электронные курсы необходимы не только слушателям для самостоятельной работы, но и преподавателям, которые смогут совершенствовать уровень своей информационной культуры, чтобы соответствовать проводимой реформе системы высшего образования. Представленные разработки позволят преподавателям более четко и доступно излагать изучаемый материал и вовлечь слушателей в процесс обучения, а также сформировать у них стремление к самообразованию.
Однако, кроме указанных достоинств в части активизации подготовки бухгалтерских кадров с использованием интерактивных технологий, есть ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться преподавателям.
Разрабатывая и внедряя перечисленные методы активизации слушателей, значительно увеличивается время, необходимое преподавателю для подготовки к занятиям, а в ходе их проведения требуют дополнительных эмоциональных усилий. Указанное увеличение работы при подготовке методических материалов не находит отражения при учете учебной нагрузки преподавателей.
Другим серьезным препятствием применения интерактивных технологий является низкая техническая оснащенность учебного процесса. Как правило, большая часть существующих аудиторий позволяет проводить занятия с использованием «телекарт» и лишь немногие компьютерные классы (рассчитанные в среднем на 14 человек) с использованием интерактивных методов.
Несмотря на указанные проблемы внедрения интерактивных методов преподавания экономических дисциплин, они обладают очевидными достоинствами: побуждают к изучению теории, предоставляют возможность ее приложения и в результате формируют у слушателей критическое отношение к используемой информации и рассматриваемой проблеме в целом.
Предлагаемые разработки могут быть легко адаптированы в соответствии с потребностями и пожеланиями каждого пользователя.
Применение в учебном процессе учебно-методических пособий в комплексе с разработанными мультимедийными курсами представляет ряд преимуществ:
- возможность для получения качественного образования для категорий людей с ограничениями в свободе перемещения: военнослужащих, женщин, имеющих маленьких детей и т.д.;
- возможность создания индивидуального и гибкого графика обучения, позволяющего сочетать профессиональную деятельность с повышением квалификации и получением дополнительного образования;
- подборка индивидуального темпа обучения, не ограниченного временными рамками лекций и семинарских групповых занятий, традиционно ориентированных на средний уровень усвоения материала: более способные лица получают дополнительные возможности развития своих способностей, а люди, медленно и основательно обдумывающие каждый вопрос или концепцию, не испытывают давления ни со стороны группы, ни со стороны преподавателя.
Таким образом, исследование организации и проблем подготовки бухгалтерских кадров в России свидетельствует, что содержание дополнительных образовательных программ бухгалтеров (профессиональных бухгалтеров), уровень их подготовки по ведению бухгалтерского учета отстает от современных предъявляемых требований, методики обучения, как правило, слабо ориентированы на различные категории слушателей, а также в процессе повышения квалификации не систематизированы методы активизации образовательного процесса.
Законодательство РФ постоянно обновляется, экономика страны кардинально изменяется, что требует от специалистов постоянного повышения квалификации. Эту нишу и заняла система повышения квалификации, «аттестации бухгалтеров» по линии ИПБ России.
Дополнительное профессиональное образование бухгалтеров и подтверждение статуса «профессиональный бухгалтер» заключался в прохождении претендентами обязательного (240 часов) обучения.
В соответствии с Положением об атте -стации профессиональных бухгалтеров, утвержденным Президентским советом ИПБ России, каждый претендент на звание «профессиональный бухгалтер» обязан пройти подготовку в указанном объеме и сдать экза-
мены по профильным дисциплинам (бухгалтерский учет, экономический анализ, налогообложение, право, аудит, финансовый менеджмент).
Положительные результаты при сдаче экзаменов по вышеперечисленным дисциплинам являются основанием для выдачи претендентам квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.
Физические лица, желающие получить квалификационный аттестат профессионального бухгалтера и стать Действительными членами Института, должны вступить в Ассоциированные Члены Института, пройти обучение в объеме 240 часов по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров и сдать экзамены. При этом, вступая в Действительные члены ИПБ России, бухгалтеры берут на себя ряд обязательств, в том числе соблюдать Кодекс этики члена ИПБ России и постоянно (ежегодно) повышать свою квалификацию в объеме не менее 40 часов. Квалификационный аттестат профессионального бухгалтера выдается на пять лет и продлевается только в том случае, если Действительный член ИПБ России за пять лет прошел повышение квалификации в объеме не менее 200 часов.
Деятельность ИПБ России в области образования, повышения квалификации охватывает в настоящее время только послевузовское образование. Квалификация бухгалтеров, как, может быть, ни в одной другой профессии, во многом зависит от постоянного изучения новых тенденций, новых законодательных и других нормативных документов.
Таким образом, представляется, что данный подход во многом будет содействовать ускорению продвижения реформы бухгалтерского учета за счет повышения качества подготовки практикующих бухгалтеров.
Основная цель повышения квалификации профессиональных бухгалтеров заключается в обеспечении для общества гарантии того, что профессиональные бухгалтеры обладают специальными знаниями и профессиональными навыками, необходимыми для обеспечения услуг, которые они обязуются предоставить, и поэтому «Профессиональный бухгалтер» обязан поддерживать и повышать уровень специальных знаний и профессиональных навыков. Система повышения квалификации должна помочь бухгалтеру применять новые методы, понимать экономические процессы и оценивать их действие на своих клиентов или работодателей и на свою
собственную работу, а также выполнять имеющиеся обязанности и предъявляемые к ним требования.
Распространение современных методик преподавания, информационных технологий будут способствовать обеспечению подготовки высококвалифицированных специалистов и смогут обеспечить активное участие слушателей в учебном процессе. Внедрение в методику преподавания интерактивных технологий и Интернета позволит сформировать у слушателей экономическое сознание, анализировать статистические данные, выбирать и обосновывать оптимальный вариант решения из ряда предложенных.
Библиографический список
1. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве Финансов Российской Федерации и Президентским советом
Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.
2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобрена Приказом Министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. №180.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ (ред. от 03.11.2006).
4. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. №307-Ф3.
5. Аттестация и повышение квалификации профессиональных бухгалтеров. — М.: Информационное Агентство ИПБ — БИНФА, 2002. — 246с.
6. Консалтинговый портал // http: //www. consult. ru /
7. «Российская Бизнес-газета» №544 от 21 февраля 2006 г. // http: //www.rg.ru/2006/02/21/buhgalter.html