УДК 657
Проблемы актуализации профессионального стандарта «Бухгалтер»
БАРИЛЕНКО ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ,
доктор экономических наук, доцент, профессор, заместитель руководителя Департамента учета, анализа и аудита по научной работе
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья продолжает дискуссию по проблемам разработки, совершенствования и практического использования профессиональных стандартов. Поставлены вопросы взаимоувязанной актуализации профессионального стандарта «Бухгалтер» и образовательных программ по подготовке бухгалтерских кадров. Критически рассматриваются принятые ныне основные подходы к оценке предложений по внесению изменений в профессиональные стандарты и предлагаются меры по повышению степени адекватности положений стандарта «Бухгалтер» требованиям работодателей и реальным потребностям практики экономической работы. Доказывается целесообразность более расширительного толкования в стандарте роли и функций бухгалтера, а также невозможность выполнения требования об универсальной применимости всех трудовых функций бухгалтера для всех организаций, независимо от масштаба их деятельности и организационно-правовой формы. Обосновывается необходимость обеспечения соответствия закрепленных в стандарте «Бухгалтер» квалификационных требований и способных их обеспечить образовательных программ.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, бухгалтер, актуализация, трудовые функции, квалификационные требования, образовательные программы
Problems Updating
the Professional Standard "Accountant"
VLADIMIR I. BARILENKO,
Doctor of Economic Sciences, Professor, Deputy Head of the Accounting, Analysis and Auditing Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Mos^w, Russia E-mail: [email protected]
Abstract
The article continues the discussion on issues of development, perfection and practical application of professional standards. Raised the question interconnected updating professional standard "Accountant" and educational programs for preparation accounting staff. It critically discusses taken now the main approaches to the evaluation of proposals for changes in professional standards and proposes measures to improve the adequacy of the provisions of the standard "resume" the requirements of employers and the real needs of the practice of economic work. It proved the feasibility of a broad interpretation of the role and functions of the accountant in this standard, as well as the inability to meet the requirement of the universal applicability of labor accounting functions for all organizations, regardless of their scale of operation and organizational-
legal form. The necessity to ensure compliance with the standard set forth in the "Accountant" qualification requirements and are able to ensure their educational programs.
Keywords: professional standard, accountant, actualization, labor functions, qualification requirements, educational programs
Потребности современного рынка труда объективно обусловливают развитие отечественной системы профессиональных стандартов (ПС). Однако опыт разработки и применения подобных стандартов выявил и ряд проблем, связанных не только с регулируемыми ими трудовыми функциями и квалификациями работников, но и с соответствующими образовательными программами [1, 2].
Так, утверждение ПС «Бухгалтер» — это важный шаг в деле совершенствования подготовки и использования кадров одной из самых массовых и общественно значимых профессий, имеющей огромное значение для нормального функционирования всех субъектов отечественной экономики [3]1.
В то же время содержание ПС необоснованно ограничивает уровень квалификации бухгалтеров лишь 6-м уровнем, соответствующим компетенциям, обеспечиваемым средним профессиональным образованием и высшим образованием на уровне бакалавриата. По оценкам как многих авторитетных специалистов-практиков, так и представителей высших учебных заведений, это необоснованно снижает планку требований к бухгалтерам — руководителям бухгалтерских служб крупных экономических субъектов, выполняющим признаваемую в общемировом масштабе важнейшую роль в деле учетно-аналитического и контрольного обеспечения управления, а также организации коммуникации бизнеса и общества. Особое значение эта проблема приобретает в связи с масштабными процессами реформирования отечественного бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Для реального выполнения функций, возлагаемых сегодня на главных бухгалтеров крупных экономических структур, уровень их квалификации никак не может быть
1 См. также: Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер»: приказ Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н.
ниже 7-го уровня. Недостаток фундаментальной вузовской подготовки не может быть восполнен программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки, на которые делается упор в действующем профессиональном стандарте.
Как известно, приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» предусмотрено, что 7-й уровень квалификации связан с полномочиями и ответственностью за определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной), с принятием решений на уровне крупных организаций или подразделений2. Соответственно работник данного уровня квалификации должен нести ответственность за результаты деятельности этих организаций или подразделений. Характер умений такого работника предполагает решение задач развития области профессиональной деятельности с использованием разнообразных методов и технологий, а также разработку новых методов и технологий. Содержание знаний подобного работника связано с пониманием методологических основ своей профессиональной деятельности и созданием новых знаний прикладного характера в определенной области, с определением источников и поиском информации, необходимой для развития области этой профессиональной деятельности.
Нетрудно заметить, что все перечисленные выше характеристики полномочий, ответственности, умений и знаний в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым на практике к руководителям бухгалтерских служб современных корпораций и других крупных экономических субъектов. Это служит достаточно веским аргументом в пользу того, что ПС «Бухгалтер» обязательно должен включать
2 Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, разд. II: приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н.
трудовые функции, соответствующие 7-му уровню квалификации, основной путь достижения которого — освоение образовательных программ магистратуры или специалитета.
Однако ограничение в действующем ПС «Бухгалтер» квалификации бухгалтера лишь 6-м уровнем явно не соответствует тем высоким требованиям, которые предъявляются современной экономикой к представителям этой сложнейшей и общественно значимой профессии. Это не соответствует и реальным трудовым функциям главных бухгалтеров, возглавляющих бухгалтерские службы и осуществляющих организационно-методическое руководство учетной работой в крупных корпорациях.
Нетерпимость сложившейся ситуации усугубляется ее крайне негативным влиянием на образовательно-научную сферу. Ведь известная профессиональная усеченность образовательных программ бакалавриата обусловливает углубленное изучение специальных дисциплин и приобретение высоких профессиональных компетенций в области бухгалтерского учета именно на уровне магистерской подготовки. Однако с 01.07.2016 вступили в силу (в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона „ Об образовании в Российской Федерации"») изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», ч. 7 ст. 11 которого теперь предусматривает, что формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС) к результатам освоения образовательных программ в части профессиональных компетенций осуществляется на основе соответствующих ПС [4]. Это означает, что не только новые ФГОС, но и действующие стандарты профессионального образования, утвержденные до 01.07.2016, подлежат приведению в соответствие с ПС в течение 1 года, т.е. до 01.07.2017.
Таким образом, в случае строгого выполнения этого требования все высшие учебные заведения страны фактически будут вынуждены ликвидировать магистерскую подготовку выпускников по программам, связанным с
бухгалтерским учетом. Аналогичная участь ждет и аспирантскую подготовку, а значит, угроза нависает и над всей научной специальностью 08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика». Это нанесет ущерб не только учетной профессии, но и всей экономической науке.
В соответствии с вышесказанным вполне обоснованной представляется инициация вопроса о пересмотре содержания ПС «Бухгалтер» с повышением требуемого уровня квалификации руководителей бухгалтерских служб до 7-го уровня. Эту работу ныне осуществляет Комиссия по профессиональным квалификациям в области бухгалтерского учета, созданная при Совете по профессиональным квалификациям финансового рынка и утвержденная Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Непосредственное участие в актуализации профессионального стандарта принимает его разработчик — указанная в нем ответственная организация «Некоммерческое партнерство „Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России"» (далее — ИПБ России). Привлекаются также представители Минфина России, высших учебных заведений и заинтересованных работодателей.
Для систематизации поступающих многочисленных рекомендаций по совершенствованию ПС «Бухгалтер» комиссия разработала и утвердила Основные подходы к оценке предложений по внесению изменений (дополнений) в ПС «Бухгалтер» (далее — ОП) (протокол от 03.06.2016 № 2). Однако анализ ОП выявил некоторые моменты, препятствующие полному учету в ПС всех трудовых функций современного бухгалтера и соответствующих им квалификационных требований.
Так, п. 1 ОП гласит, что обобщенные трудовые функции не должны выходить за рамки установленной цели ПС — формирования документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Российской Федерации и составления на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств
за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Такая редакция основной цели профессиональной деятельности бухгалтера отражена в действующем ПС «Бухгалтер» на основе п. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 23.05.2016) (далее — Федеральный закон № 402-ФЗ). Однако очевидно, что в данном случае сфера профессиональной деятельности современного отечественного бухгалтера необоснованно ограничивается лишь финансовым учетом и формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности для внешних пользователей. При этом игнорируется активная роль бухгалтерского учета как главного поставщика информации для выработки оперативных, тактических и стратегических решений по управлению самим экономическим субъектом. Игнорируется и роль выработки профессионального суждения бухгалтера как важнейшей характеристики его деятельности в условиях реформирования отечественного учета в соответствии с МСФО. Такой подход неизбежно и не вполне обоснованно ограничивает трудовые функции бухгалтера. Поэтому в редакции ПС «Бухгалтер», предложенной автором этой статьи совместно с профессорами М. А. Вахрушиной, Н.Т. Лабынцевым и Е.А. Ми-зиковским, основная цель профессиональной деятельности сформулирована иначе: «Формирование учетно-контрольной и аналитической информации, необходимой заинтересованным внутренним и внешним пользователям для принятия экономических решений». Именно это изменение и обусловило большинство предлагаемых новаций.
В том случае, если содержание ПС бухгалтера будет невозможно расширить за рамки, определенные действующей редакцией Федерального закона № 402-ФЗ, вариантом решения этой проблемы была бы разработка нового ПС с возможным названием «Профессиональный стандарт специалиста по учетно-аналитическому и контрольному обеспечению управления экономическим субъектом» либо по аналогии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих
(далее — КСД)3 — «Профессиональный стандарт экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности».
Пункт 2 ОП предопределяет, что ПС предназначены для всех организаций, независимо от масштаба их деятельности и организационно-правовой формы, поэтому трудовые функции должны быть «общеприменимыми» и отвечать определению, содержащемуся в ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ)4.
Совершенно очевидно, что такое требование может быть применено лишь к бухгалтерам, выполняющим элементарные учетные операции. Вполне обоснованно оно касается также случаев, связанных с выполнением каких-либо трудовых функций, предполагающих официальное предоставление компенсаций и льгот или установление ограничений, когда наименования определенных должностей или видов работ для всех без исключения предприятий должны соответствовать указанным в квалификационных справочниках или ПС. Этим, пожалуй, и ограничивается сфера возможного применения данного требования. Ведь ст. 57 ТК РФ трактует трудовую функцию как работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Поэтому, например, все трудовые функции главного бухгалтера априори не могут быть универсальными, независимо от того, работает ли он на малом предприятии или в крупной корпорации холдингового типа. Так, трудовые функции главного бухгалтера малого предприятия вовсе не обязательно должны включать формирование учетной политики группы компаний, составление отчетности по МСФО, консолидированной финансовой отчетности, сегментной отчетности или интегрированной отчетности об устойчивом развитии. Соответственно и квалификационные требования к руководителям учетных служб малых предприятий и крупных корпораций, общественно значимых публичных
3 Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих: постановление Минтруда России от 21.08.1998 № 37.
4 Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016).
акционерных обществ объективно не могут быть одинаковыми.
Поэтому в предлагаемом варианте ПС «Бухгалтер» обобщенные трудовые функции A, B, С носят универсальный характер (с учетом дополнительных требований для отдельных экономических субъектов), а обобщенные трудовые функции D и E ориентированы преимущественно на крупные корпорации (см. таблицу).
Пункт 3 ОП предполагает, что все трудовые функции, включенные в обобщенную трудовую функцию, должны иметь один уровень квалификации.
Данное требование в предлагаемом варианте ПС «Бухгалтер» в целом выполняется (см. таблицу).
Отличия предлагаемого варианта от действующего ПС «Бухгалтер» в основном сводятся к расширению круга трудовых функций и введению 7-го уровня квалификации. Для качественного выполнения обобщенных трудовых функций D и E (а также в виде дополнительного требования и ф, возлагаемых сегодня на главных бухгалтеров крупных экономических структур, уровень их квалификации не должен быть ниже 7-го уровня (требующего высшего образования на уровне магистратуры или специалиста). Рекомендуемые же действующим стандартом программы повышения квалификации и профессиональной подготовки могут лишь дополнять базовую подготовку выпускника вуза.
К обобщенным трудовым функциям, требующим не менее чем 7-го уровня квалификации, с уверенностью можно отнести организацию бухгалтерского учета и управление бухгалтерской службой в крупных экономических субъектах (дополнительное требование), составление и представление корпоративной отчетности (в том числе консолидированной финансовой отчетности, составляемой по МСФО, сегментарной, интегрированной отчетности и т.п.), анализ отчетной информации и выработку рекомендаций по финансовому управлению экономическим субъектом.
Пункт 4 ОП определяет, что квалификационные требования к работникам должны соответствовать требованиям законодательства (Федерального закона № 402-ФЗ, других федеральных законов) и КСД.
Федеральный закон № 402-ФЗ регламентирует квалификационные требования лишь в отношении открытых акционерных обществ (за исключением кредитных организаций), страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, иных экономических субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов. Этот
Выписка из функциональной карты вида профессиональной деятельности
Обобщенные трудовые функции
Код Наименование Уровень квалификации
А Ведение бухгалтерского учета 5
В Составление и представление индивидуальной финансовой, налоговой и управленческой отчетности экономического субъекта 6
С Организация бухгалтерского учета и управление бухгалтерской службой экономического субъекта 6 (дополнительное требование для крупных экономических субъектов - 7)
0 Составление и представление корпоративной отчетности экономического субъекта 7
Е Анализ отчетной информации и выработка рекомендаций по финансовому управлению экономическим субъектом 7
федеральный закон предписывает, что главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:
1) иметь высшее образование (без указания на его уровень, направление и профиль подготовки);
2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее 3 лет из последних 5 календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее 5 лет из последних 7 календарных лет;
3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики5.
Квалификационный справочник должностей предъявляет иные требования к главному бухгалтеру: высшее экономическое образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы (в том числе на руководящих должностях) не менее 5 лет. При этом он вводит категории для прочих бухгалтеров и выделяет квалификационные требования к бухгалтеру I категории (высшее экономическое образование и стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее 3 лет), к бухгалтеру II категории (высшее экономическое образование без требований к стажу или среднее специальное экономическое образование со стажем работы в должности бухгалтера не менее 3 лет), а также к бухгалтеру без категорий (среднее специальное экономическое образование без требований к стажу или специальная подготовка по установленной программе со стажем работы по учету и контролю не менее 3 лет).
Более того, КСД выделяет квалификационные требования к должностям экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности I категории, II категории и экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности без категории (для всех обязательно высшее экономическое образование). При этом перечни должностных обязанностей и знаний таких экономистов намного
5 О бухгалтерском учете, п. 4 ст. 7: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016).
превышают предполагаемые действующим Федеральным законом № 402-ФЗ6.
Как видно из приведенных данных, Федеральный закон № 402-ФЗ и КСД приводят несовпадающие и противоречивые требования к работникам, выполняющим бухгалтерские функции. Эти требования не учитывают также фундаментальные изменения в образовательной сфере, связанные с переходом на уровневую подготовку кадров.
Тем не менее с формальной точки зрения квалификационные требования в предлагаемом варианте ПС «Бухгалтер» в целом не противоречат требованиям Федерального закона № 402-ФЗ и КСД (даже с учетом их собственной противоречивости), будучи привязанными к уровням квалификации, установленным приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов». Следует однако признать, что в представленном проекте ПС «Бухгалтер» необходимо упорядочить требования к стажу работников, выполняющих различные обобщенные трудовые функции, и к профильности их подготовки.
Пятое требование ОП связано с тем, что предусмотренные ПС «Бухгалтер» трудовые действия должны быть «ключевыми», т.е. обеспечивающими трудовые функции в существенных аспектах.
Это вполне справедливое требование. Все трудовые действия в рамках выполнения конкретных трудовых функций бухгалтера в совокупности с необходимыми умениями и знаниями должны быть отобраны в стандарте таким образом, чтобы отражать сущность этих функций и реально обеспечивать их выполнение на современном предприятии.
Поэтому в качестве трудовых действий предлагаемый вариант ПС «Бухгалтер» предусматривает именно те действия, которые составляют основное содержание профессиональной деятельности современного специалиста по учету и необходимы для качественного выполнения
6 Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих: постановление Минтруда России от 21.08.1998 № 37.
трудового договора с ним по соответствующей должности.
Пункт 6 ОП связан с необходимостью учета распределения обязанностей внутри бухгалтерской службы и возможностью передачи трудовых действий от лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, другим работникам этой службы. Предлагаемый вариант ПС «Бухгалтер» в полной мере учитывает это вполне очевидное требование.
Таким образом, все отличия предлагаемого варианта ПС «Бухгалтер» от действующей редакции этого стандарта, включая введение трудовых функций, предполагающих 7-й уровень квалификации, можно объяснить двумя причинами. Во-первых, это связано с несовпадающим с ОП более расширительным толкованием роли и функций бухгалтера, а во-вторых, с неполным выполнением требования об универсальной применимости всех трудовых функций бухгалтера для всех организаций, независимо от масштаба их деятельности и организационно-правовой формы.
В Комиссию по профессиональным квалификациям в области бухгалтерского учета поступили и другие предложения по актуализации профессионального стандарта. Желая придать официальный статус этой важной работе, разработчик стандарта — ИПБ России уведомил Минтруд России о внесении изменений в ПС «Бухгалтер» путем включения в функциональную карту профессиональной деятельности 7-го уровня квалификации, запросил оценки этого предложения и согласия на его реализацию. Однако Минтруд России в своем ответе не высказал своего мнения по существу этого вопроса. Смысл ответа сводится к необоснованной трактовке ПС не как нормативного правового акта, а лишь как рекомендательного методического документа, ориентированного только на работодателей. При этом игнорируются позиция Правительства Российской Федерации и требования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) о приведении образовательных стандартов и образовательных программ в соответствие с ПС. Заодно отвергается и совершенно логичная необходимость актуализации ПС и повышения их качества,
подтвержденная письмом самого же Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253 (п. 2 Информации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов).
Но связь проблемы с образовательной сферой побудила Минтруд России переслать запрос ИПБ России в Минобрнауки России. Департамент государственной политики в сфере высшего образования, подготовивший ответное письмо Минобрнауки России, по сути дела, также ушел от ответа на запрос ИПБ России. В тексте этого письма не содержится ни слова о возможности внесения изменений в ПС «Бухгалтер» в соответствии с реальными потребностями работодателей и сложившейся в нашей стране системой уровневой подготовки бухгалтерских кадров в вузах. В письме лишь повторено известное положение ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации"» о том, что все ФГОС, утвержденные до 01.07.2016, должны быть приведены в соответствие с требованиями ПС до 01.07.2017. При этом указывается, что перечень профессиональных компетенций выпускников магистратуры должен устанавливаться образовательной организацией с учетом направленности программы и обобщенными трудовыми функциями из соответствующих ПС (при их наличии), а при необходимости из результатов форсайт-анализа требований к компетенциям выпускников, анализа рынка труда и обобщения зарубежного опыта.
Указано, что при отсутствии ПС, предусматривающего требования к образованию выпускников на 7-м уровне квалификации, образовательная организация вправе участвовать в разработке нового ПС совместно с другими заинтересованными сторонами. В конце делается вывод о том, что образовательные организации могут вести подготовку бухгалтеров в магистратуре даже в том случае, если профильный ПС «Бухгалтер» предусматривает в качестве максимального лишь 6-й уровень квалификации (уровень бакалавриата), ориентируясь на ПС «Аудитор», который предусматривает и более высокий, 7-й, уровень квалификации.
Налицо явные признаки формального подхода. Закон требует привести ФГОС и образовательные программы по магистерской подготовке бухгалтеров в соответствии с ПС, но Минобрнау-ки России советует использовать для этого не имеющийся в наличии профильный стандарт бухгалтера, а ПС аудитора, содержащий родственные, но совсем иные профессиональные компетенции. При этом игнорируется роль ПС как ориентиров при подготовке кадров и формировании образовательных программ. Эта проблема могла бы быть решена при помощи внесения изменений и дополнений в ПС «Бухгалтер», как и предлагает ИПБ России. Но, по мнению Мин-обрнауки России, предпочтительнее обходиться без актуализации ПС и реального повышения качества образовательных программ, ограничиваясь лишь чисто формальным выполнением требований законодательства.
Наряду с этим, в письме Минобрнауки России содержится намек на возможность разработки нового, параллельного ПС, который бы отражал
реальные роль и трудовые функции современного бухгалтера, а также соответствующие им уровни квалификации (например, по аналогии с КСД — ПС экономиста по бухгалтерскому учету и анализу хозяйственной деятельности). Этот вариант достоин рассмотрения. Однако, учитывая длительность процедур разработки и утверждения такого ПС, вряд ли удастся привести в соответствие с ним образовательные программы отечественных вузов до назначенного срока — 01.07.2017. При этом неизбежно возникновение дублирования и нарушения единства требований ПС к одним и тем же работникам самой массовой экономической профессии в стране. Актуализация ПС «Бухгалтер» в соответствии с реальными потребностями экономики России и уровневой системой профессиональной подготовки специалистов по учету представляется более логичным и экономичным вариантом решения выявленной проблемы. Это послужило бы также стимулом для совершенствования связанных с учетом образовательных программ.
Литература
1. Блинов В.И., Батрова О. Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Профессиональные стандарты: от разработки к применению // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 5-14.
2. Мельник М.В. Условия успешного использования профессиональных стандартов // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 3. С. 55-64.
3. Булыга Р.П. Концепция формирования профессиональных стандартов в области бухгалтерского учета и аудита // Учет. Анализ. Аудит. 2015. № 3. С. 75-81.
4. Бровкина Н. Д. Опыт синхронизации профессиональных стандартов и образовательных программ бакалавриата направления «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 4. С. 58-70.
References
1. Blinov V.I., Batrova O.F., Esenina E. Iu., Faktorovich A.A. Professional'nye standarty: ot razrabotki k primeneniiu [Professional standards: from development to application]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher Education in Russia, 2015, no. 4, pp. 5-14 (in Russ.).
2. Mel'nik M.V. Usloviia uspeshnogo ispol'zovaniia professional'nykh standartov [Conditions the successful use of professional standards]. Uchet. Analiz. Audit — Accounting. Analysis. Auditing, 2016, no. 3, pp. 55-64 (in Russ.).
3. Bulyga R.P. Kontseptsiia formirovaniia professional'nykh standartov v oblasti bukhgalterskogo ucheta i audita [The concept of formation of professional standards in the field of accounting and auditing]. Uchet. Analiz. Audit — Accounting. Analysis. Auditing, 2015, no. 3, pp. 75-81 (in Russ.).
4. Brovkina N. D. Opyt sinkhronizatsii professional'nykh standartov i obrazovatel'nykh programm bakalavriata napravleniia «Ekonomika», profil' «Bukhgalterskii uchet, analiz i audit» [The Experience of Synchronization of Professional Standards and Educational Bachelor Degree Programs in Economics, Specialization "Accounting and Audit"]. Uchet. Analiz. Audit — Accounting. Analysis. Auditing, 2016, no. 4, pp. 58-70 (in Russ.).