Научная статья на тему 'Характеристика системы международных образовательных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов'

Характеристика системы международных образовательных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1152
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ (МСО) / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хахонова Наталья Николаевна

В статье рассмотрены актуальные вопросы реформирования системы подготовки профессиональных кадров в области бухгалтерского учета и аудита в России на основе анализа существующих международных образовательных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика системы международных образовательных стандартов подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов»

Н.Н. ХАХОНОВА

ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ

В статье рассмотрены актуальные вопросы ре- аудита в России на основе анализа существующих формирования системы подготовки профессио- международных образовательных стандартов. налъных кадров в области бухгалтерского учета и

Международные стандарты образования (МСО), концептуальные основы международных положений по образованию, реформа образовательного процесса в России.

Происходящие в России изменения в подготовке профессиональных бухгалтеров и аудиторов заставляют нас обратиться к зарубежному опыту решения этих вопросов.

Известно, что подготовка бухгалтеров в различных странах осуществляется по-разному. Имеется в виду, что в этом процессе могут быть задействованы как институты системы общего образования (университеты, институты), так и профессиональные (т.е. общественные, негосударственные) структуры. В странах с развитой экономикой квалификация бухгалтера присваивается лишь профессиональными институтами. В некоторых бывших социалистических странах бухгалтеров традиционно готовят в университетах, институтах, колледжах, техникумах и т.п. В США одной из наиболее желаемых сертификаций в профес -сиональной бухгалтерской среде является титул «сертифицированный публичный бухгалтер» (Certified Public Accountant - CPA). Этот титул присваивается соискателю после подготовки по специальной программе в Американском институте сертифицированных публичных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants - AICPA), сдачи соответствующих квалификационных экзаменов, прохождения надлежащей практики в аккредитованных фирмах и подписания Кодекса этики бухгалтеров. Звание «сертифицированный публичный бухгалтер» - это профессиональный титул, свидетельствующий о том, что его обладатель является членом AICPA и имеет право предлагать свои услуги в качестве бухгалтера или аудитора. Иными словами, в США нельзя получить титул бухгалтера, окончив обычный классичес -кий университет, тогда как, в России профессия «бухгалтер» тем или иным образом отражается в дипломе, который получает выпускник университета, института, техникума и т.д. [1, с. 15].

Для каждой страны характерен свой подход к подготовке специалистов в области бухгалтерского учета и признания его в процессе аттестации профес -сиональным бухгалтером. Тем не менее в этих подходах есть и общие черты - критерии (стаж работы, образование и др.).

Международная федерация бухгалтеров инициировала разработку международных стандартов образования (МСО), которые должны способствовать сближению квалификационных требований и уровней образования в разных странах. Однако существуют другие стандарты, которые могут противоречить требованиям МСО. Примеры найти легко. Директива ЕС

по обязательному аудиту устанавливает требования к образованию и обучению для аудиторов. Все государства - члены ЕС должны внедрять их на уровне государственного законодательства. Другой пример -ситуация в США, где Единый бухгалтерский закон собственно законом не является, а представляет собой законодательную модель, разработанную для обеспечения единообразного подхода к регулированию профессии бухгалтера [2, с. 33].

Стратегический и операционный план Совета по международным стандартам образования бухгалтеров (1АЕ8В) на 2008-2009 гг. акцентирует внимание на необходимости следующих действий:

- установить стандарты и прочие документы, отражающие передовую практику в до- и после-квалификационном образовании бухгалтеров;

- установить образовательные ориентиры для деятельности МФБ по достижению соответствия;

- способствовать международным дебатам по возникающим проблемам, касающимся образования и развития профессиональных бухгалтеров;

- продвигать конвергенцию и внедрение МСО;

- расширить зону распространения МСО и других материалов 1АЕ8В.

Международная федерация бухгалтеров к настоящему времени разработала новый комплекс международных образовательных стандартов (МОС-1Е8) для бухгалтеров и аудиторов. В них входят документы, представ ленные в таблице.

Комплекс международных образовательных

стандартов (MOC-IES)

№ Название

Структура международных положений по образованию

Введение к международным стандартам образования

IES 1 Базовые требования к программе профессионального образования

IES 2 Содержание программ профессионального бухгалтерского образования

IES 3 Профессиональные навыки

IES 4 Профессиональные ценности, этика и отношения

IES 5 Требования к практическому опыту

IES 6 Оценка профессиональных способностей и компетентности

IES 7 Продолжение профессионального развития: Программа непрерывного обучения и

повышения квалификации

ІБ8 8 Образовательные требования для профессиональных аудиторов

Общая идея стандартов заключается в идентификации определенного минимума квалификационных требований в трех областях:

- образовательные и профессиональные знания;

- практический опыт;

- система постоянного и непрерывного обновления знаний и навыков.

Важно подчеркнуть, что МФБ не стала настаивать на безусловном следовании англо-американской прак-тике профессиональной сертификации, а выбрала комбинированный вариант, в котором есть место как университетскому образованию, так и специальным программам сертификации. Так, в ст. 28 Введения к международным образовательным стандартам указывается: «...Профессиональное образование может быть получено одновременно с общим, то есть во время прохождения университетского курса или другой программы обучения, которые приводят к получению профессиональной бухгалтерской квалификации. Как альтернатива, профессиональное образование может быть получено в ходе дополнительного обучения по завершении полного курса обучения по другой программе в системе высшего образования» [1, с. 14].

Под системой высшего образования в стандартах МФБ понимаютсяв основном университеты иколлед-жи. Согласование университетской и профессиональной программ может быть осуществлено путем зачета отдельных дисциплин, прочитанных в университете (колледже), в случае если содержание прочитанного курса соответствует требованиям, предъявляемым к нему экспертами профессионального института.

Кратко охарактеризуем целевое предназначение и особенности всех вышеназванных стандартов.

Введение содержит основополагающую информацию о целях, сфере действия и разработке международных стандартов образования (1Е8). В нем также разъясняются вопросы, касающиеся стандартов, рас -сматриваются способы применения стандартов в образовательных программах членов МФБ. Введение включает комментарии по различным методам обучения и вопросам интеграции образования и практического опыта.

Концептуальные основы международных положений по образованию определяют цели и процедуры действия Комитета по образованию, а также объяс-няют сущность, статус и сферу действия трех типов документов:

• международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров;

• международных руководств по образованию для профессиональных бухгалтеров;

• международных разъяснений и других документов по образованию для профессиональных бухгалтеров.

В Концептуальных основах приведен также и словарь терминов, используемых в стандартах.

1Е8 1 «Входные требования к программам по профессиональному бухгалтерскому образованию» опре-

деляет требования к претендентам для участия в программе профессионального бухгалтерского образования и необходимый практический опыт. Стандарт требует, чтобы кандидаты имели образование, которое соответствует требованиям, предъявляемым к поступающим на программу признаваемой университетской степени (или эквивалент такой программы) [3, с. 7].

ІБ8 2 «Содержание программ профессионального образования бухгалтеров» четко определяет предметы, которые должны быть включены в программу профессионального образования, группируя их по категориям:

1) бухгалтерский учет и связанные с ним знания: финансовый учет и отчетность; управленческий учет и контроль; налогообложение; деловое и коммерческое право; аудит; финансы и финансовый менеджмент; профессиональные ценности и этика;

2) организационные и бизнес-знания: экономика (экономическая теория); бизнес-среда; корпоративное управление; деловая этика; финансовые рынки; количественные методы; психология поведения сотрудников фирм; менеджмент и принятие стратегических решений, маркетинг; между народный бизнес и проблемы глобализации;

3) информационные технологии: общие знания информационных технологий; знание контрольных возможностей информационных технологий; круг возможностей информационных технологий контроля; квалификация пользователя; наличие одной или нескольких квалификаций из следующих: менеджер, оценщик или разработчик информационных систем.

Приведенная структура учебной программы является унифицированной, то есть распространяется как на бухгалтеров, так и на аудиторов. Заметим, что в данном случае в неявном виде предполагается следование концепции англо-американской бухгалтере -кой школы, согласно которой квалификация «бухгалтер» в известном смысле понимается как более широкая категория, нежели квалификация «аудитор». В частности, в Великобритании аудит рассматривается как специфический механизм в системе учета в фирме, посредством которого осуществляется контроль за использованием ее ресурсов в интересах всех лиц, имеющих заинтересованность в результатах деятельности данной фирмы.

Бухгалтерский учет, финансы и сопутствующие знания обеспечивают ключевую техническую основу, существенную для успешной карьеры в качестве профессионального бухгалтера. Знания в области организации и бизнеса способствуют включению в контекст, в котором приходится работать профессиональным бухгалтерам. Специфическое руководство по знаниям информационных технологий для профес -сиональных бухгалтеров изложено в Международном руководстве по образованию 11 «Информационные технологии для профессиональных бухгалтеров».

ІБ8 3 «Профессиональные навыки» выделяет ряд необходимых для признания профессиональным бухгалтером навыков:

• интеллектуальные навыки;

• технические и функциональные навыки;

• личностные навыки;

• навыки межличностной коммуникации;

• организационные навыки и навыки управления

бизнесом.

Интеллектуальные навыки позволяют профессиональному бухгалтеру формировать профессиональное суждение в сложных организационных ситуациях.

Технические и функциональные навыки включают способность к количественному мышлению и компетентность в области информационных технологий, способности к моделированию решений, анализу рисков, оценки, отчетности и соответствия законодательным и регулирующим требованиям.

Личностные навыки касаются отношений и поведения.

Навыки межличностной коммуникации позволяют профессиональному бухгалтеру работать с другими людьми в организации.

Организационные навыки и навыки управления бизнесом важны для оперативного управления [2, с. 33].

В ІБ8 4 «Профессиональные ценности, этика и отношения» сформулированы профессиональные ценности, этика и нормы отношений, структура которых должна быть донесена до претендентов на получение аттестата, чтобы подвигнуть их действовать в соответствии с этическими нормами, соответствующими интересам общества и профессии.

Вопросам практического обучения посвящен ІБ8 5 «Требования к практическому опыту». По мнению МФБ, период практического опыта при выполнении работы профессиональных бухгалтеров должен быть частью до квалификационной программы и составлять минимум три года. Большую часть времени занятий необходимо отводить формированию, выработке профессионального мышления у слушателей - умению осуществлять поиск корректных решений в нестандартных ситуациях исходя из смысла и содержания общеметодологических принципов ведения бухгалтерского учета.

Главная отличительная черта профессионального бухгалтера - это концептуальное мышление и умение исходя из основополагающих принципов разрешать хозяйственные ситуации, не предусмотренные в инструкциях.

ІБ8 6 «Оценка профессиональных способностей и компетентности» подробно освещает вопросы оценки знаний претендентов на получение аттестата, настаивая на обязательном проведении письменных экзаменов, а также предусматривает требования к итоговой оценке профессиональных способностей и компетентности кандидата до того, как он получит квалификацию профессионального бухгалтера. Этот стандарт предписывает, чтобы значительная часть такой оценки выявляла как необходимые теоретические знания, так и практическую применяемость знаний.

ІБ8 7 «Продолжение профессионального развития: Программа непрер ывного обучения и повышения квалификации» полностью посвящен необходимости для уже аттестованного профессионального бухгалтера проходить повышение квалификации, имея в виду не только специализированные программы, но и все доступные им способы (публикации в печати, защиты диссертаций по вопросам учета и др.).

Семь стандартов предназначены для профессионального бухгалтера, они также обязательны для подготовки аудиторов. А в восьмом стандарте говорится о дополнительных требованиях к профессиональному бухгалтеру, если он хочет стать аудитором. Требования восьми международных стандартов образования включены в Единый стандарт образования аудитора, в котором первые семь стандартов рассматриваются с учетом восьмого стандарта.

Международный образовательный стандарт ІБ8 8 «Образовательные требования для профессиональных аудиторов» был введен в действие с 1 июля 2007 г. Основное его значение заключается в том, что он содержит обязательные образовательные требования для профессиональных аудиторов, работающих в различных отраслях.

Стандарт ІБ8 8 содержит минимальные образовательные требования МФБ к претенденту на право быть профессиональным аудитором. Указанные требования касаются профессиональных теоретичес-ких знаний и навыков, этики и отношения к аудиторской профессии.

В ІБ8 8 предусмотрены отдельные разделы, посвященные требованиям к образованию ряда категорий аудиторов:

- всех профессиональных аудиторов;

- исполняющих партнеров по проекту;

- аудиторов, работающих в специфических условиях, в том числе осуществляющих международную практику.

По мнению профессора В.Г. Гетьмана, рассматриваемый стандарт является важным звеном в системе международных образовательных стандартов профес -сиональных бухгалтеров и аудиторов. Он, помимо всего прочего, указывает регулирующим в этой сфере деятельности отечественным структурам те участки, где необходимо внести изменения, чтобы сблизить нашу практику с международной [4, с .43].

МСО могут использоваться как ориентиры для реформирования национальных систем образования бухгалтеров и аудиторов. Международные стандарты финансовой отчетности, разработанные СМСФО (ІА8В), и международные стандарты аудита, разработанные №АС, непосредственно влияют на программы образования бухгалтеров и аудиторов, уделяя особое внимание содержанию программ их квалификации.

Аттестацией специалистов бухгалтерского учёта на получение звания «Профессиональный бухгалтер» и ежегодной обязательной 40-часовой переаттестацией в России с 1997г. занимается Институт профес -сиональных бухгалтеров. Порядок проведения аттес-тации профессиональных бухгалтеров определен Положением об аттестации ассоциированных членов Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, претендующих на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера. Аттестацией аудиторов с 2011 г. занимается Единая аттестационная комиссия, сформированная в сентябре 2010 г. шестью саморегулируемыми организациями аудиторов.

Цель профессионального образования в том, чтобы заложить основу совокупности профессиональных знаний, профессиональных навыков, профес -

сиональных ценностей и этики, необходимых для подготовки компетентного профессионального бухгалтера, который может вносить позитивный вклад в профессию и развитие общества на протяжении всей профессиональной карьеры.

Реформа образовательного процесса в России значительно повышает требования к претендентам на получение аттестатов профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Переход к подготовке бакалавров и магистров (вместо специалистов) настоятельно требует изменения принципов профессиональной аттестации, причем не только «ужесточения» процедуры сдачи экзамена, но и увеличения часов предэкзаменационной подготовки, а также внедрения новых, передовых технологий в образовательный процесс. Для решения данных задач целесообразно привлекать специалистов

- преподавателей учебно-методических центров, имеющих не только большой педагогический, но и практический опыт работы.

Стандарт образования профессиональных бухгалтеров России был разработан на базе международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров (МСО - IES), утвержденных Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) в 2003-2004 гг., а также с учетом соответствующих национальных нормативных актов, регулирующих процесс образования в Российской Федерации. Однако этот стандарт не учитывал изменения системы высшего образования и был ориентирован на специалистов, получающих высшее образование.

Несмотря на то, что стандарт образования устанавливает всего лишь единые требования к начальному уровню образования кандидатов, желающих стать профессиональными бухгалтерами, их предквалифи-кационному профессиональному образованию, а также к непрерывному профессиональному развитию действительных членов ИПБ России, он требует существенной переработки.

За основу новых национальных стандартов образования целесообразно принять комментируемые в данной статье стандарты, но только за основу. Специфика российской действительности такова, что без должной переработки и тщательной адаптации к рос -сийским условиям зарубежные правила и стандарты либо не внедряются в практику, либо приводят к непредсказуемым результатам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Суворов A.B. Совершенствование международных стандартов финансовой отчетности и дальнейшее развитие бухгалтерской профессии // Внедрение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации. 2005. №6.

2. Муртузалиева С.Ю. Профессионалы должны постоянно приобретать новые знания и навыки // МСФО и MCA в кредитной организации. 2008. №2.

3. ШереметА.Д. Подготовка профессиональных бухгалтеров и аудиторов в соответствии с международными стандартами // Бухгалтерский учет. 2004. №6.

4. Гетьман В.Г. Международный образовательный стандарт профессиональных аудиторов // Международный бухгалтерский учет. 2007. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.