Научная статья на тему 'Актуальность и проблемы подготовки специалистов финансово-учетной сферы в соответствии с МСФО'

Актуальность и проблемы подготовки специалистов финансово-учетной сферы в соответствии с МСФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ БУХГАЛТЕРОВ / СЕРТИФИКАЦИИ ПО МСФО / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К БУХГАЛТЕРАМ И АУДИТОРАМ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ / INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS / INTERNATIONAL FEDERATION OF ACCOUNTANTS / THE CERTIFICATION IN ACCORDANCE WITH IFRS / THE QUALIFICATION REQUIREMENTS FOR ACCOUNTANTS AND AUDITORS IN ACCORDANCE WITH IFRS / INTERNATIONAL EDUCATION STANDARDS FOR PROFESSIONAL ACCOUNTANTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткаченко Людмила Ивановна

Статья содержит убедительные аргументы необходимости подготовки специалистов учетно-финансовой сферы в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Изложены квалификационные требования Международной федерации бухгалтеров (МФБ) к учетно-финансовым работникам. Кроме того, статья содержит детальный анализ сертификаций, подтверждающих квалификацию по МСФО, которые может получить заинтересованный в них специалист в Российской Федерации. Статья завершается перечислением проблем, с которыми сталкиваются все стороны, вовлеченные в процесс подготовки специалистов учетно-финансовой сферы в соответствии с МСФО в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ткаченко Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relevance and problems of training specialists in the financial and accounting areas in accordance with IFRS

This article contains convincing arguments need for training accounting and financial sector in accordance with International Financial Reporting Standards. Set out the qualifications of the International Federation of Accountants (IFAC) for accounting and finance staff. In addition, the article provides a detailed analysis of certifications confirming qualification under IFRS, which can get interested specialists in the Russian Federation. The article concludes with an enumeration of the problems faced by all those involved in the preparation of accounting and financial professionals under IFRS in Russia.

Текст научной работы на тему «Актуальность и проблемы подготовки специалистов финансово-учетной сферы в соответствии с МСФО»

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 4(16) 2014

УДК 378.1 Ткаченко Л.И.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ

ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ

ФИНАНСОВО-УЧЕТНОЙ

СФЕРЫ В СООТВЕТСТВИИ С

МСФО

Статья содержит убедительные аргументы необходимости подготовки специалистов учетно-финансовой сферы в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Изложены квалификационные требования Международной федерации бухгалтеров (МФБ) к учетно-финансовым работникам. Кроме того, статья содержит детальный анализ сертификаций, подтверждающих квалификацию по МСФО, которые может получить заинтересованный в них специалист в Российской Федерации. Статья завершается перечислением проблем, с которыми сталкиваются все стороны, вовлеченные в процесс подготовки специалистов учетно-финансовой сферы в соответствии с МСФО в России.

Ключевые слова: Международные стандарты финансовой отчетности, Международная федерация бухгалтеров, сертификации по МСФО, квалификационные требования к бухгалтерам и аудиторам в соответствии с МСФО, Международные стандарты образования профессиональных бухгалтеров.

Развитие российского бухгалтерского учета и отчетности невозможно без совершенствования бухгалтерского образования. Тенденции современного бухгалтерского образования в России развиваются по направлению к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Курс на Международные стандарты финансовой отчетности был взят Правительством Российской Федерации еще в 1998 г., когда была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности [1. С. 1].

В развитие Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, в которой были определены основные направления совершенствования системы подготовки и повышения квалификации бухгалтерских кадров. В частности, одним из направлений является переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изуче-

ние МСФО и формирование навыков применения их на практике [2. С. 1].

Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», принятый в июле 2010 г. значительно ускорил процесс придания Международным стандартам финансовой отчетности официального статуса на территории Российской Федерации. Причиной этому явилось требование о необходимом применении МСФО при составлении консолидированной финансовой отчетности. В сферу действия этого закона, кроме организаций, составляющих консолидированную финансовую отчетность, попадают кредитные, страховые, клиринговые организации, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ, федеральные государственные унитарные предприятия и публичные акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список.

Организации, обязанные составлять финансовую отчетность в соответствии с МСФО, безусловно, испытывают потребность в высококвалифицированных кадрах, способных организационно и методически решить эту задачу.

Кроме того, российские федеральные стандарты по бухгалтерскому учету должны быть разработаны на основе МСФО [3. С. 9].

Что касается реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере, то основным инструментом его реформирования также должны стать Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (МСФО ОС).

Необходимо отметить, что МСФО ОС - это пакет документов, разработанный для организаций общественного сектора Международной федерацией бухгалтеров (ШЛС), расположенной в Нью-Йорке. Тогда как МСФО, которые применяют коммерческие организации, разработаны и утверждены Советом по МСФО, который территориально расположен в Великобритании (Лондон).

Тем не менее МСФО ОС, применяемые организациями общественного сектора, разработаны на основе МСФО, которые используют для подготовки финансовой отчетности коммерческие организации.

В конце 2013 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации была утверждена Программа повышения эффективности и управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г. (далее - Программа) [4. С. 33].

В основе решения задачи по повышению открытости и прозрачности управления обществен-

78

ными финансами, как необходимого условия для достижения цели Программы, также лежат Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора, которые направлены на обеспечение качества, полезности и доступности финансовой информации, информационной открытости финансовой деятельности организаций сектора государственного управления.

В качестве последнего аргумента актуальности подготовки специалистов в соответствии с МСФО необходимо привести профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденный Приказом Минтруда России от 22 декабря 2014 г. № 1061 н, в котором в качестве необходимых знаний для главного бухгалтера поименованы Международные стандарты финансовой отчетности.

В настоящее время профессиональный бухгалтер должен быть высокоэрудированным специалистом, имеющим системное представление о структуре и тенденциях развития российской и мировой экономики, понимающим многообразие экономических процессов в современном мире, обладающим всеми навыками, знаниями и умениями, необходимыми в бухгалтерской профессии.

Необходимо признать тот факт, что в современных условиях требования к бухгалтерам во всем мире становятся все более высокими. Сфера финансов, налогов и отношений с контролирующими органами становится все более важной для успешного продвижения дела организации любой формы собственности. Гарантом стабильности в этой сфере после руководителя, безусловно, является главный бухгалтер организации.

В условиях глобализации экономики профессиональное мастерство бухгалтера должно быть на уровне требований, установленных Международной федерацией бухгалтеров -МФБ (IFAC - International Federation of Accountants).

Эти требования содержатся в Международных стандартах образования для профессиональных бухгалтеров - МСО (IES - International Education Standards). В МСО входят следующие документы:

- Концептуальная основа международных положений по образованию;

- Введение в международные стандарты по образованию;

- МСО (IES) 1 «Вступительные требования к программе профессионального бухгалтерского образования»;

- МСО (IES) 2 «Содержание программ образования профессиональных бухгалтеров»;

- МСО (IES) 3 «Профессиональные навыки»;

- МСО (IES) 4 «Профессиональные ценности, этика, отношения»;

- МСО (ГЕБ) 5 «Требования по практическому опыту»;

- МСО (1ЕБ) 6 «Оценка профессиональных возможностей и компетентности»;

- МСО (1ЕБ) 7 «Продолжение профессионального развития»;

- МСО (1ЕБ) 8 «Требования к компетентности специалистов по аудиту».

Так, Концептуальные основы определяют цели и процедуры действия Комитета по образованию, а также объясняют сущность, статус и сферу действия трех типов документов: Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров (МСО); Международных инструкций по образованию для профессиональных бухгалтеров (МИО); Международных докладов по образованию для профессиональных бухгалтеров (МДО).

Кроме того, в Концептуальных основах отражена миссия Комитета МФБ по образованию, заключающаяся в служении интересам общественности посредством всемирного развития образования и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров, результатом чего являются гармонизированные стандарты [5. С. 8]. Также в них приведен словарь терминов, используемых в МСО.

Введение содержит основополагающую информацию о целях, сфере и актуальности применения МСО. Данный документ включает комментарии по различным методам обучения и вопросам интеграции образования и практического опыта.

МСО (1ЕБ) 1 «Вступительные требования к программе профессионального бухгалтерского образования» определяет начальные (входные) требования к претендентам для участия в программе профессионального бухгалтерского образования и необходимый практический опыт.

МСО (1ЕБ) 2 «Содержание программ образования профессиональных бухгалтеров» определяет профессиональные бухгалтерские знания, которые требуются от кандидатов для компетентного выполнения своих функций в качестве профессиональных бухгалтеров в трех ключевых сферах: учет, финансы и связанные с ними знания: знания организации и экономики предприятия; знания информационных технологий.

Знания могут быть получены в университете или в процессе программ профессионального обучения, предлагаемых членам ШАС. Стандарт указывает на постоянное изменение и расширение знаний, требуемых от профессиональных бухгалтеров, на необходимость адаптации к потребностям рынка и, как следствие, на возможность варьирования предметов в различных программах.

МСО (1ЕБ) 3 «Профессиональные навыки» требует, чтобы лица, стремящиеся получить степень профессионального бухгалтера, приобретали

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИНАНСОВО-УЧЕТНОЙ СФЕРЫ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО

набор навыков в следующих сферах: интеллектуальной, технической и функциональной, общения, организационной и бизнес-управления.

МСО (IES) 4 «Профессиональные ценности, этика, отношения» предписывает профессиональные ценности, этику и отношения, которые профессиональные бухгалтеры должны приобрести в процессе образовательной программы. Стандарт предусматривает, что программы профессионального бухгалтерского образования позволят кандидатам иметь профессиональное суждение и осуществлять действия, соответствующие этике, что, в свою очередь, служит интересам общества и профессии.

МСО (IES) 5 «Требования по практическому опыту» ориентирует на приобретение кандидатами, стремящимися стать профессиональными бухгалтерами, практического опыта. Стандарт предписывает как минимум 3 года практического опыта до получения квалификации профессионального бухгалтера и разрешает засчитывать в период практического опыта до 12 месяцев профессионального образования (после бакалавриата). Практический опыт приобретается под руководством опытного профессионального бухгалтера.

МСО (IES) 6 «Оценка профессиональных возможностей и компетентности» предусматривает требования к итоговой оценке профессиональных способностей и компетентности кандидата до получения им квалификации профессионального бухгалтера. Стандарт предписывает, чтобы значительная часть такой оценки выявляла как необходимые теоретические знания, так и их практическую применяемость.

МСО (IES) 7 «Продолжение профессионального развития» предписывает оказание содейстия возникновению у профессиональных бухгалтеров стремления к постоянному обучению и профессиональному развитию. Стандарт требует обеспечения контроля за повышением квалификации и поддержанием профессиональной компетентности бухгалтеров на определенном уровне.

МСО (IES) 8 «Требования к компетентности специалистов по аудиту» устанавливает основные требования к компетентности специалистов по аудиту, а именно, наличие квалификации профессионального бухгалтера, а также университетской степени или аналогичного высшего образования. Кроме того, овладение интеллектуальными и личными навыками, необходимыми, чтобы стать специалистом по аудиту. Стандарт устанавливает обязательное прохождение обучения в следующих областях: аудит финансовой информации, финансовый учет и отчетность и информационные технологии на углубленном уровне.

Соответствие всем требованиям, установленным МФБ, может быть подтверждено международным сертификатом (дипломом) о прохождении обучения и успешной сдаче экзаменов.

Наличие диплома международного образца обеспечивает современному бухгалтеру высокую конкурентоспособность на профессиональном рынке и возможность карьерного роста как в России, так и за рубежом.

Сегодня в мире существует несколько видов международных сертификатов для бухгалтеров, иметь один из которых специалисту важно вне зависимости от того, намерен он работать за рубежом или нет.

Ниже представлена краткая характеристика наиболее популярных международных сертифи-каций.

1. АССА - The Association of Chartered Certified Accountants (Ассоциация дипломированных сертифицированных бухгалтеров Великобритании) - является старейшей профессиональной бухгалтерской организацией в Европе и в мире. Основанная 30 ноября 1904 г. как лондонская ассоциация бухгалтеров, за 100 лет своего существования эта организация стала международным объединением профессиональных бухгалтеров (320 000 человек в 160 странах) имеющим представительства в разных странах, в том числе и в России.

Обучение включает в себя три уровня сертификации, 16 дисциплин и сдачу 14 экзаменов. Примерное время обучения - 3-4 года. Профессиональная сертификация имеет два направления. Первое предполагает ориентацию на национальные бухгалтерские стандарты Великобритании, второе - подготовку специалистов, работающих с международными стандартами финансовой отчётности.

Обучение и сдача экзаменов проводятся на английском языке вне зависимости от страны, где предоставляются эти услуги.

2. DipIFR - Diploma in International Financial Reporting - диплом по международной финансовой отчётности. Эту сертификационную программу отличают два аспекта:

- возможность сдачи экзамена на русском языке (ДипИФР-Рус);

- сдача только одного экзамена, предполагающего знания международных стандартов финансовой отчётности и владение техникой формирования сводной финансовой отчётности.

3. Сертификационные программы CAP/CIPA. Эта сертификационная программа пришла в Россию в октябре 2002 г., была разработана Международным советом сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (МССБА) в сотрудничестве с Американским агентством по развитию (USAID). С одной стороны, как и профессиональная схема АССА, она предполагает прохождение нескольких уровней сертификаций (2 уровня, 9 экзаменов), а с другой - как и ДипИФР-Рус, даёт возможность обучения и сдачи экзаменов на родном языке.

Примерное время прохождения сертификации составляет 3 года.

80

Сертификация состоит из двух уровней.

1-й уровень - САР (Certified Accounting Practitioner - сертифицированный бухгалтер-практик) - включает обучение и сдачу экзаменов по следующим дисциплинам: финансовый учет-1, управленческий учет-1, налоги, право.

2-й уровень - CIPA (Certified International Professional Accountant - сертифицированный международный профессиональный бухгалтер) - включает обучение и сдачу экзаменов по следующим дисциплинам: финансовый учет-2, управленческий учет-2, аудит, финансовый менеджмент, управленческие информационные системы.

Так же, как и в сертификациях АССА, сдача экзаменов предполагает решение задач, ответы на вопросы, написание небольших эссе по профильным вопросам.

4. CPA (Certified Public Accountant) - сертифицированный присяжный бухгалтер (Американский институт сертифицированный присяжных бухгалтеров США). В рамках этой программы готовятся специалисты, ответственные за подготовку отчётности по ОПБУ США (US GAAP).

5. CMA (Certified Management Accountant) и CFM (Certified Financial Manager) - сертифицированный бухгалтер по управленческому учёту и компетентность в управленческом учёте Института дипломированных бухгалтеров управленческого учёта Великобритании (The Chartered Institute of Management Accountants -CIMA). Как видно из названия, в рамках этой сертификации готовятся специалисты по управленческому учёту.

6. CFA (Chartered Financial Analyst) - дипломированный финансовый аналитик (Институт дипломированных финансовых аналитиков Ассоциации инвестиционного менеджмента и исследований США). Специалист по рынку ценных бумаг.

7. CFE (Certified Fraud Examiner) - сертифицированный ревизор по злоупотреблениям ассоциации сертифицированных ревизоров по злоупотреблениям (США, Канада, Великобритания). Как видно из названия, этот специалист выявляет злоупотребления, которые могут быть в компаниях.

Список международных и наднациональных сертификационных программ этим, конечно же, не исчерпывается. И это лишний раз подтверждает простой факт - современная экономика требует появления новых специалистов и специальностей.

Все вышеобозначенные сертификации можно получить в России в том или ином учебном

центре, сертифицированном на право обучения по названным программам.

Было бы некорректным не назвать Институт профессиональных бухгалтеров России -крупнейшее некоммерческое профессиональное объединение, обучающее профессиональных бухгалтеров России по МСФО в соответствии с программами «Главный бухгалтер по международной финансовой отчетности» и «Эксперт по международной финансовой отчетности». Главным недостатком этих квалификаций является непризнание их на международном уровне.

Подготовка специалистов учетно-финансовой сферы по МСФО в Российской Федерации сопряжена с рядом проблем, перечислением которых и хотелось бы завершить настоящую статью. К ним, в частности, можно отнести следующие:

- разрыв образовательных университетских программ с программами, зачитываемыми для получения международных сертификаций:

- слабая мотивация университетов в отношении аккредитации программ в сертификационных центрах;

- низкая мотивация бухгалтеров России ввиду отсутствия повсеместного спроса на международные сертификации (особенно в регионах, удаленных от Москвы и Санкт-Петербурга);

- снижение качества профессионального образования во многих вузах;

- несоответствие структуры профессионального образования потребностям рынка труда, возникшее в результате того, что многие вузы утратили с ним связь;

- низкая вовлеченность работодателей в процесс разработки образовательных программ.

Перечень проблем не является исчерпывающим.

Литература

1. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2004 г. № 180. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Программа повышения эффективности и управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 г. № 2593-р. - Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

5. Международные стандарты образования для профессиональных бухгалтеров (МФБ, Комитет по образованию, октябрь 2003) [Электронный ресурс] // http: //online. zakon.kz/Document/?doc id=30123624.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.