Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУХГАЛТЕРОВ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА БУХГАЛТЕРОВ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПОДГОТОВКА БУХГАЛТЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова В.Б.

В статье рассмотрены особенности подготовки бухгалтеров в условиях внедрения уровневого высшего образования и реализации образовательных стандартов разных поколений. Представлена эволюция подходов содержанию, структуре и результатам освоения образовательных программ учетного профиля, риски их реализации. Отражены изменения в перечнях направлений подготовки и специальностей применительно к подготовке бухгалтерских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF ACCOUNTANTS IN CONDITIONS OF LEVEL HIGHER EDUCATION

The article discusses the features of the training of accountants in the context of the introduction of level higher education and the implementation of educational standards of different generations. The evolution of approaches to the content, structure and results of the development of educational programs of the accounting profile, the risks of their implementation are presented. Changes in the lists of training areas and specialties in relation to the training of accounting personnel are reflected.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУХГАЛТЕРОВ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378.1

ПОДГОТОВКА БУХГАЛТЕРОВ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОГО

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Вера Борисовна Попова

кандидат экономических наук, доцент VeraPopova456@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены особенности подготовки бухгалтеров в условиях внедрения уровневого высшего образования и реализации образовательных стандартов разных поколений. Представлена эволюция подходов содержанию, структуре и результатам освоения образовательных программ учетного профиля, риски их реализации. Отражены изменения в перечнях направлений подготовки и специальностей применительно к подготовке бухгалтерских кадров.

Ключевые слова: уровни образования, специальность, направление подготовки, образовательные стандарты, образовательная программа, компетенции, профессиональные стандарты, подготовка бухгалтеров.

В основе развития современного высшего экономического образования лежат два взаимосвязанных процесса - уровневый характер и стандартизация, хронологически сопровождающиеся изменением перечней специальностей и направлений подготовки. Характерными особенностями образовательного процесса являются вариативность формирования образовательных программ и компетентностный подход обучения. Условия реализации уровневой системы подготовки выпускников были установлены на законодательном уровне и нашли поэтапное отражение в Законе РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации № от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Регламентация процесса стандартизации осуществлялась в образовательных стандартах трех поколений.

Эволюция бухгалтерского образования также сопряжена с указанными процессами. Она происходила в условиях трансформации роли бухгалтерской профессии от элементарного выполнения функций, связанных с ведением счетов бухгалтерского учета, к многоаспектной деятельности, включающей учетные, контрольно-ревизионные, аудиторские, аналитические, организационно- управленческие и нормативно-методические элементы. Это было обусловлено формированием и совершенствованием российской модели бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с изменением запросов пользователей, экономико-политических условий функционирования предприятий, технико-технологического и организационного обеспечения учетных процедур [2]. В советское время подготовка бухгалтеров осуществлялась по специальности 1737 Бухгалтерский учет, с 1987 г. - по специальности 06.08.00 Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности. Они входили в перечень специальностей вузов, утверждаемый приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

Предпосылки для формирования уровневой системы образования заложил Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. Постановлением

Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 296 был утвержден «Общероссийский классификатор специальностей по образованию. ОК 009-93», а Приказом Госкомвуза РФ от 05.03.1994 №180 - Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. В них впервые появились направления подготовки, в том числе и направление 521600 «Экономика». Для подготовки бухгалтеров классификаторы предусматривали специальность 060500 Бухгалтерский учет и аудит. В этот период в вузах параллельно с реализацией программ специалитета началась подготовка бакалавров и магистров, которая внедрялась по решению ученого совета на основании ведомственного акта.

Структура высшего профессионального образования была регламентирована в Постановлении Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования». Она устанавливала отнесение образовательных программ бакалавриата и образовательных программ магистратуры и специалитета к разным уровням образования. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО) первого поколения были разработаны с 1994 по 1996 годы отдельно по каждому направлению бакалавриата и по каждой специальности. Они имели название «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников». Для магистратуры действовало Постановление Госкомвуза РФ от 10.08.1993 №42 «Об утверждении Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации».

В содержательном отношении для программ экономического профиля в этот период был характерен электический характер гуманитарной составляющей в связи с отменой марксистко-ленинской экономической теории и исключением из перечня дисциплин политэкономии.

С 2000 г. осуществлялось введение государственных образовательных стандартов второго поколения (ГОС-2), основанных на положениях Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ. Они были разработаны одновременно для всех уровней высшего профессионального образования, включая магистратуру. Нормативное отражение это нашло в Приказе Минобразования России от 02.03. 2000 №686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования». Данный приказ также установил Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. В нем специальность 060500 получила расширенное название - Бухгалтерский учет, анализ и аудит.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по данной специальности адекватно отражал широкий спектр профессиональной деятельности бухгалтера в системе финансового менеджмента, предусматривая подготовку специалиста к учетно-аналитической, контрольно-ревизионной, аудиторской, консалтинговой, организационно-управленческой, нормативно-методической работе, а также к ряду видов смежной профессиональной деятельности.

Также были утверждены образовательные стандарты бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 521600 «Экономика», относящемуся в Перечне к группе «Гуманитарные и социально-экономические науки», предусматривающие получение выпускниками академической степени соответственно бакалавра и магистра экономики. Государственный стандарт магистратуры содержал аннотированный перечень магистерских программ, в том числе программу «Учет, анализ и аудит». Данная программа предполагала углубленное изучение на продвинутом уровне специальных дисциплин, включая информационные бухгалтерские системы, компьютерные технологии анализа, компьютерный аудит, финансовое моделирование.

Таким образом, результатом апробации уровневой системы подготовки кадров на данном этапе стала модель высшего профессионального образования, состоящая из двух образовательных подсистем. Первая подсистема предусматривала непрерывную подготовку дипломированных специалистов (срок обучения 5- лет), вторая подсистема - реализацию образовательных программ по ступеням высшего профессионального образования с присвоением выпускнику степени (квалификации) бакалавра (срок обучения 4 года) и магистра (срок обучения 6 лет) [4;5].

Общероссийский классификатор специальностей по образованию, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 №276-ст, регламентировал создание укрупненной группы специальностей и направлений 080000 Экономика и управление и предполагал кодирование квалификации разных уровней высшего профессионального образования. Специальность Бухгалтерский учет, анализ и аудит стала иметь код - 080109.65, направление подготовки Экономика (уровень бакалавриата) - 080100.62, направление подготовки Экономика (уровень магистратуры) - 080100.68. Последний прием в вузах на образовательные программы по специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит был осуществлен в 2010 г., а обучение по ним было завершено по очной форме в 2015 г., по заочной форме - в 2016 г.

Отказ от подготовки в вузах специалистов был предопределен переходом на Болонскую систему обучения и анонсирован Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01. 12. 2007 №309 ФЗ. Подготовка бухгалтеров в вузах стала осуществляться только по программам бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Экономика» в рамках соответствующей направленности (профиля). Нормативным актом, который определил преемственность специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит направлением подготовки 080100 Экономика стал приказ Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2011 г. № 201.

Реализация условий для развития российского уровневого высшего профессионального образования нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО). ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр») был утвержден в 2009 г., по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «магистр») - в 2010 г. Нормативный срок освоения по очной форме обучения был определен для ООП бакалавриата 4 года, для ООП магистратуры - 2 года.

ФГОС 3, следуя принципам Болонской системы, предоставил возможность обучения в магистратуре студентов, получивших непрофильное образование. На практике получилось, что обучение таких студентов бухгалтерскому делу приходилось начинать с нуля, что рассматривается как несомненный недостаток уровневого высшего образования [1].

Дидактический подход, лежавший в основе ГОС ВПО, был заменен в ФГОС ВПО компетентностым подходом, ориентированным на результаты освоения образовательных программ. Из традиционных для подготовки бухгалтеров был сохранен только аналитический вид профессиональной деятельности, а учетная, контрольно-ревизионная, аудиторская деятельность во ФГОС ВПО была «игнорирована». Соответственно формулировка профессиональных задач и профессиональных компетенций не содержала терминологии, сопряженной с бухгалтерским учетом и аудитом. Это создавало большие риски несоответствия содержания образовательных программ по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», включавших большой набор бухгалтерских дисциплин, требованиям ФГОС ВПО.

Следующий этап развития высшего экономического образования связан с принятием Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12 2012 «Об образовании в Российской Федерации», которым были установлены следующие уровни высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации. Однако это не означало возврата к подготовке

бухгалтеров по специальности с присвоением квалификации «экономист». Подготовка бухгалтерских кадров по-прежнему оставалась в рамках реализации образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Экономика». Стал использоваться перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 12 .09 2013 № 1061. Согласно ему экономические специальности и направления подготовки были отнесены к укрупненной группе - 38.00.00 Экономика и управление с кодом направления подготовки бакалавриата - 03, магистратуры - 04 [8].

Необходимость приведения образовательных программ к нормам нового закона обусловила внедрение усовершенствованной редакции стандартов -федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования - ФГОС ВО (ФГОС 3+). ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 12.11. 2015 № 1327, по сравнению с ФГОС ВПО предусматривал подготовку выпускников по большему числу видов профессиональной деятельности, расширенному за счет включения учетной, а также расчетно-финансовой, банковской и страховой деятельности. Во ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.03.2015 № 321, перечень видов профессиональной деятельности остался такой же, как и в ФГОС ВПО. То есть ФГОС ВО (уровень магистратуры) не предусматривал учетного вида профессионального вида деятельности, а следовательно и профессиональных компетенций учетного характера. В связи с этим направленность программы магистратуры не могла быть отражена непосредственно. Учетные дисциплины, которые относились к вариативной части программы и должны были в соответствии с требованиями ФГОС определять ее направленность (профиль), по факту формировали компоненты либо только общекультурных и общепрофессиональных компетенций, либо в сочетании с ними профессиональных компетенций, установленных для других

выбранных образовательной организацией видов профессиональной деятельности.

Характерной чертой разработки образовательных программ на базе ФГОС 3+ стало начало их сопряжения с профессиональными стандартами. На данном этапе нормативное регулирование данного процесса основывалось на следующих документах:

-Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23;

-Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учётом принимаемых профессиональных стандартов (регистрационный № ДЛ-2/05вн) и Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (регистрационный № № ДЛ-1/05вн), утв. Минобрнауки России 22 января 2015 г.

С 01.07.2016 вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Они предусматривали, что формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (ФГОС) к результатам освоения образовательных программ в части профессиональных компетенций осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов. После этого были приняты Методические рекомендации по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов и программ высшего образования на основе профессиональных стандартов, прошедшие согласование Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол от 29 марта 2017 г. № 18).

Подходы к подготовке выпускников в области бухгалтерского учета были

представлены в профессиональном стандарте «Бухгалтер», первая версия которого была утверждена Министерством труда и социальной защиты РФ приказом от 22.12.2014 № 1061н и содержала только 5 и 6 уровни квалификации [3]. В новой версии профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденной приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н, были добавлены седьмой и восьмой уровни квалификации, требующие наличие высшего образования уровня магистратуры или специалитета .

Разработка образовательных программ должна была учитывать, что осуществление определенных трудовых функций возможно только при выполнении дополнительных требований к квалификации (например, при получении практического опыта работы), что накладывает ограничение на их освоение в ходе образовательного процесса. То есть не все трудовые функции могут быть включены в программу подготовки соответствующего уровня [9].

Окончательно практикоориентированный характер образовательных программ был реализован в актуализированных федеральных государственных образовательных стандартах с учетом профессиональных стандартов (ФГОС 3++), утвержденных по экономическим направлениям подготовки в 2020 г. В них вместо видов профессиональной деятельности предоставлен выбор одного и более типа задач профессиональной деятельности. При этом учетный тип задач профессиональной деятельности отсутствует.

Наличие в тексте ФГОС 3++ перечня профессиональных стандартов делает обязательной постоянную актуализацию ФГОС при изменении профессиональных стандартов, что сложно реализуемо. Нестационарность перечня профессиональных стандартов также подразумевает его систематический мониторинг образовательными организациями для актуализации образовательных программ в случае отмены стандартов, действовавших на момент составления образовательной программы, и утверждения новых стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников.

Профессиональный стандарт «Бухгалтер» включен в непосредственный

перечень профстандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, указанный в приложении к ФГОС, только по программе бакалавриата. ФГОС предусматривает самостоятельную формулировку задач и объектов профессиональной деятельности, а также профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов. При этом нормативно закрепленный порядок формирования их перечня и содержания отсутствует [7]. Все вышеуказанные позиции сопряжены с риском нарушения требований ФГОС при формировании образовательных программ учетного профиля. Также как нарушение ФГОС ВО можно классифицировать и включение в образовательную программу профессиональных компетенций, отсутствующих в профессиональном стандарте [10].

ФГОС 3++ по направлению 38.03.01 Экономика исключил возможность получения бухгалтерского образования по заочной форме обучения после среднего общего и среднего профессионального образования. Обучение в заочной форме по программе бакалавриата допускается только при получении лицами второго или последующего высшего образования. Получить высшее образование в области бухгалтерского учета как первое можно только по очной и очно-заочной форме обучения. Выпускники школ и колледжей часто делают выбор в пользу очно-заочной подготовки, ориентируясь на ее преимущества по сравнению с очной (меньшая стоимость обучения, возможность совмещения учебы с работой и др.) [6].

Современный этап развития высшего образования характеризуется отказом России от Болонской системы образования, что обусловило необходимость формирования новых принципов национальной модели высшего образования, не исключающих академическую мобильность. Важнейшими принципами модернизации системы высшего образования являются нацеленность на решение актуальных национальных задач, сочетание междисциплинарности и практической подготовки, мобильность между разными уровнями образования и направлениями подготовки, гибкость образовательных стандартов и образовательных программ,

формирование цифровых навыков и умений. Предстоит переработка образовательных стандартов с преобладанием в вузах специалитета и с изменением доли программ бакалавриата и магистратуры.

С 1 сентября 2024 г. вступает в силу Приказ Министерства науки и высшего образования Российской федерации от 1 февраля 2022 г. № 89 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки». В новом перечне содержится укрупненная группа специальностей и направлений подготовки 12. Экономика, бизнес и управление. В ней под кодом 01 сохранено направление подготовки Экономика, имеющее квалификации 6.0 бакалавр экономики и 7.1 магистр экономики.

Таким образом, итогами развития бухгалтерского образования можно назвать:

-отказ от подготовки специалистов и переход на двухуровневую систему подготовки студентов в вузах «бакалавр-магистр», не предусматривающую наличие отдельного направления подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

-переход от академической междисциплинарной модели к практикоориентрованной компетентностной модели обучения с учетом профессиональных стандартов;

-вариативность содержания образовательных программ, обусловленная академической свободой вузов и нерегулируемым порядком выбора образовательной организацией профессиональных стандартов как достаточных для определения профессиональных компетенций.

Ряд изменений в отношении бухгалтерского образования, с нашей точки зрения, имели деструктивный и дискриминационный характер, выражающийся в исключении учетного вида профессиональной деятельности из ФГОС, невключении профессионального стандарта «Бухгалтер» в непосредственный

перечень профстандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, указанный в приложении к ФГОС ВО 3++, по программе магистратуры направления подготовки 38.04.01 Экономика. Такая ситуация осложняет обеспечение непосредственного семантического соответствия между содержанием образовательных программ учетного профиля, включающих большой набор бухгалтерских, аудиторских, контрольно-ревизионных дисциплин, и выбранным образовательной организацией иным (не учетным) типом задач профессиональной деятельности, что снижает релевантность подготовки бухгалтеров.

В перспективе можно проецировать сохранение взаимосвязи образовательной траектории подготовки бухгалтерских кадров с потребностями работодателей при широком внедрении цифровых технологий и современных информационных систем управления.

Список литературы:

1.Аверина О. И., Колесник Н.Ф., Свешникова О.Н. Подготовка бухгалтеров в системе современного отечественного высшего образования: состояние и перспективы//Интеграция образования. 2017. Т. 21. № 3. С. 546562.

2.Бубнова Е. В., Попова В.Б. Модернизация системы бухгалтерской финансовой отчетности: основные тенденции и проблемы//Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета и налогообложения организаций: материалы IV Международной научно-практической конференции, Тамбов, 26 февраля 2015 года. Тамбов: Тамбовская региональная общественная организация "Общество содействия образованию и просвещению "Бизнес-Наука-Общество", 2015. С. 53-62. - EDN WAJOIV.

3.Гетьман В. Г. Развитие вузовской подготовки студентов, специализирующихся в области бухгалтерского учета, анализа и аудита// Все для бухгалтера. 2013. № 3 (273). С.2-8.

4.Карамнова Н. В. Тенденции развития современного образования в высшей школе// Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1. EDN NVDJRW.

5.Карамнова Н. В. Современные подходы к организации образовательного процесса в вузе//Юрист ВУЗа. 2021. № 2. С. 3-5. EDN DJPEIY

6.Мягкова Е. А., Анциферова О.Ю. Реализация очно-заочной формы обучения в высшей школе//Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1. EDN DIITPF.

7.Попова В. Б., Лосева А.С., Акиндинов В.В. Основные этапы стандартизации высшего экономического образования//Модернизация современного образования: анализ опыта и тенденций: Монография. -Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. С. 218-233. - EDN WCYCHS.

8.Попова В. Б., Кирилова С.С., Лосева А.С. Исторические аспекты и современные условия развития высшего экономического образования//Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1. EDN GFNIGK.

9.Попова, В. Б. Практика формирования образовательных программ по экономическим направлениям подготовки с учетом требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов// Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1. EDN XLFVXV.

10.Попова В. Б. Проблемные аспекты перехода на актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по экономическим направлениям подготовки//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 222. EDN LWVVWX.

UDC378.1

TRAINING OF ACCOUNTANTS IN CONDITIONS OF LEVEL HIGHER

EDUCATION

Vera B. Popova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

VeraPopova456@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University

Annotation. The article discusses the features of the training of accountants in the context of the introduction of level higher education and the implementation of educational standards of different generations. The evolution of approaches to the content, structure and results of the development of educational programs of the accounting profile, the risks of their implementation are presented. Changes in the lists of training areas and specialties in relation to the training of accounting personnel are reflected.

Key words: levels of education, specialty, direction of training, educational standards, educational program, competencies, professional standards, training of accountants.

Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 12.12.2022; принята к публикации 26.12.2022.

The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 12.12.2022; accepted for publication 26.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.