Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУХГАЛТЕРОВ'

РАЗВИТИЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУХГАЛТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПОДГОТОВКА БУХГАЛТЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Вера Борисовна, Лосева Алла Сергеевна, Акиндинов Валерий Викторович

В статье осуществлена систематизация хронологии и нормативного обеспечения развития высшего бухгалтерского образования в последние тридцать лет, отражающая переход на уровневую систему подготовки выпускников посредством внедрения государственных образовательных стандартов и изменения перечня специальностей и направлений подготовки. Изучены факторы релевантности подготовки бухгалтеров в вузах на разных этапах реформирования образовательного процесса, связанные с формированием перечня специальных дисциплин, изменением концептуальных подходов к обучению, применением профессиональных стандартов. Показана трансформация видов профессиональной деятельности при подготовке бухгалтеров и дана ее критическая оценка. Представлена эволюция подходов к структуре и результатам освоения образовательных программ учетного профиля, отражены риски их реализации. Проанализированы недостатки проектов федеральных государственных образовательных стандартов четвертого поколения в отношении требований к результатам освоения программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Вера Борисовна, Лосева Алла Сергеевна, Акиндинов Валерий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF UNIVERSITY TRAINING OF ACCOUNTANTS

The article systematizes the chronology and regulatory support for the development of higher accounting education in the last thirty years, reflecting the transition to a level-based system of graduate training through the introduction of state educational standards and changes in the list of specialties and areas of training. The factors of relevance of the training of accountants in higher education institutions at different stages of the reform of the educational process related to the formation of a list of special disciplines, changes in conceptual approaches to training, the application of professional standards are studied. The transformation of professional activities in the training of accountants is shown and its critical assessment is given. The evolution of approaches to the structure and results of the development of educational programs of the accounting profile is presented, the risks of their implementation are reflected. The shortcomings of the draft federal state educational standards of the fourth generation in relation to the requirements for the results of the development of programs are analyzed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУХГАЛТЕРОВ»

probleme teorii i praktiki perevoda s nemeckogo yazyka na russkij. Moscow, Russkij yazyk za rubezhom, 2015, № 6 (253), pp. 63-71.

3. Bondarko A.V. Teoriya morfologicheskih kategorij i aspektologicheskie issledovaniya, Moscow. Yazyki slavyanskih kul'tur, 2005, 624 p.

4. Gadalina I.I. Glagoly v rechevyh situaciyah. Elementarnyj i bazovyj urovni: Ucheb. posobie dlya studentov-inostrancev, Moscow: RUDN, 2008, 218 p.

5. Gattnar A. Konkurenciya vidov glagola v interativnyh kontekstah v zavisimosti ot tipa i pozicii kvantifikatora. Moscow. Voprosy yazykoznaniya, 2013, № 2. pp. 52-68.

6. Degtyarenko V.V. Naglyadnost' kak didakticheskij princip obucheniya inostrannyh studentov-medikov stranovedeniyu. Pedagogika i sovremennost', 2013, № 4, pp. 60-63.

7. Dudysheva E.V., Makarova O.N., Solnyshkova O.V. Primenenie igrovyh priemov v komandnyh proektah studentov dlya formirovaniya opyta nastavnichestva vypusknikov pedvuzov // Nauchno-prakticheskij zhurnal «Vestnik Universiteta Rossijskoj akademii obrazovanija». Moscow, Universitet Rossijskogo innovacionnogo obrazovanija,2022, № 4. pp. 100-114.

8. Krashevskaya N.V. Netradicionnaya lingvisticheskaya traktovka nekotoryh glagol'nyh kategorij (vid glagola, vozvratnye glagoly, glagoly dvizheniya) s pozicij prepodavaniya RKI. V sbornike: Russkoe slovo v mnogoyazychnom mire. Materialy XIV Kongressa MAPRYAL. Redkollegiya: N.A. Bozhenkova, S.V. Vyatkina, N.I. Klushina [i dr.], 2019, pp. 231-236.

9. Miloslavskij I.G. Vidovaya prinadlezhnost' russkogo glagola v obespechenii receptivnoj i produktivnoj rechevoj deyatel'nosti. Izvestiya Rossijskoj akademii nauk. Seriya literatury i yazyka, 2015, T. 74, № 1, pp. 11-18.

10. Nurkulova M.R. Naglyadnost' v aktivizacii mladshih uchashchihsya pri obuchenii russkomu yazyku. Byulleten' nauki i praktiki, Moscow, 2021, T. 7, № 8, pp. 347-352.

РАЗВИТИЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУХГАЛТЕРОВ Попова Вера Борисовна

Кандидат экономических наук, доцент, Мичуринский государственный аграрный университет (г. Мичуринск), e-mail:VeraPopova456@yandex.ru

Лосева Алла Сергеевна

Кандидат экономических наук, доцент, Мичуринский государственный аграрный университет (г. Мичуринск), e-mail: loseva.ange@yandex.ru

Акиндинов Валерий Викторович

Кандидат экономических наук, доцент, Мичуринский государственный аграрный университет (г. Мичуринск), e-mail: t34ert@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-48-59

Аннотация:

В статье осуществлена систематизация хронологии и нормативного обеспечения развития высшего бухгалтерского образования в последние тридцать лет, отражающая переход на уровневую систему подготовки выпускников посредством внедрения государственных образовательных стандартов и изменения перечня специальностей и направлений подготовки. Изучены факторы релевантности подготовки бухгалтеров в вузах на разных этапах реформирования образовательного процесса, связанные с формированием перечня специальных дисциплин, изменением концептуальных подходов к обучению, применением профессиональных стандартов. Показана трансформация видов профессиональной деятельности при подготовке бухгалтеров и дана ее критическая оценка. Представлена эволюция подходов к структуре и результатам освоения образовательных программ учетного профиля, отражены риски их реализации. Проанализированы недостатки проектов федеральных государственных образовательных стандартов четвертого поколения в отношении требований к результатам освоения программ.

Ключевые слова: уровни образования, специальность, направление подготовки, образовательные стандарты, образовательная программа, компетенции, профессиональные стандарты, подготовка бухгалтеров.

DEVELOPMENT OF UNIVERSITY TRAINING OF ACCOUNTANTS

Popova Vera Borisovna

Candidate of Economical Sciences, Associate Professor, Michurinsk State Agrarian University (Michurinsk), e-mail: VeraPopova456@yandex.ru

Loseva Alla Sergeevna

Candidate of Economical Sciences, Associate Professor, Michurinsk State Agrarian University (Michurinsk), e-mail: loseva.ange@yandex.ru

Akindinov Valery Viktorovich

Candidate of Economical Sciences, Associate Professor, Michurinsk State Agrarian University (Michurinsk), e-mail: t34ert@mail.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-48-59

Annotation:

The article systematizes the chronology and regulatory support for the development of higher accounting education in the last thirty years, reflecting the transition to a level-based system of graduate training through the introduction of state educational standards and changes in the list of specialties and areas of training. The factors of relevance of the training of accountants in higher education institutions at different stages of the reform of the educational process related to the formation of a list of

special disciplines, changes in conceptual approaches to training, the application of professional standards are studied. The transformation of professional activities in the training of accountants is shown and its critical assessment is given. The evolution of approaches to the structure and results of the development of educational programs of the accounting profile is presented, the risks of their implementation are reflected. The shortcomings of the draft federal state educational standards of the fourth generation in relation to the requirements for the results of the development of programs are analyzed.

Key words: levels of education, specialty, direction of training, educational standards, educational program, competencies, professional standards, training of accountants.

Эволюция высшего бухгалтерского образования последних тридцати лет характеризовалась внедрением уровневой системы подготовки выпускников. Данный процесс регламентировался тремя законами об образовании, государственными образовательными стандартами трех поколений, утверждаемыми финансовым ведомством, и сопровождался периодическим изменением перечней специальностей и направлений подготовки. Этапы развития бухгалтерского образования, начиная с дореформенного периода (до начала 1990 гг.) по настоящее время, в указанном контексте отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Хронология и нормативное обеспечение развития высшего бухгалтерского образования

Код и наименование специальности, направления подготовки в области бухгалтерского учета, анализа и аудита Нормативный документ, регламентирующий перечень специальностей, направлений подготовки высшего образования Образовательный стандарт, устанавливающий обязательные требования при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования Квалификация

Дореформенный (советский) период

1737 Бухгалтерский учет приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 05.09. 1975 №831 «Об утверждении перечня действующих специальностей и специализаций высших учебных заведений СССР» - экономист

06.08.00 Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 17.11. 1987 №790 «Об утверждении перечня специальностей вузов СССР» экономист

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1

060500 Бухгалтерский учет и аудит Постановление Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 296 «Общероссийский классификатор специальностей по образованию. ОК 009-93»; Приказ Госкомвуза РФ от 5 марта 1994 г. №180» Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования» Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» экономист

521600 Экономика бакалавр магистр

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 №125-ФЗ

060500 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Приказ Минобразования России от 02.03. 2000 №686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»; Приказ Минобразования России от 06.04.2000 №1010 «Об утверждении указателей соответствия между Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и Классификатором направлений и специальностей высшего профессионального образования и их использования в период перехода на новые государственные стандарты»; Приказ Минобразования России от 08.11.2000 №3200 «О частичном изменении приказа Минобразования России от 02.03.2000 № 686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» Решение коллегии Минобразования России от 01.02.2000 №2/2 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» Приказ Минобразования России от 02.03. 2000 №686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» экономист

521600 Экономика бакалавр экономики магистр экономики

080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит Постановление Госстандарта России от 30.09.2003 №276-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора специальностей по образованию» (ОК 009-2003); Приказ Минобрнауки России от 04.12. 2003 .№ 4482 «О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию»; Приказ Минобрнауки России от 12.01.2005 № 4 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» Приказ Минобразования России от 02.03. 2000 №686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» экономист

080100.62 Экономика бакалавр экономики

080100.68 Экономика магистр экономики

080100.62 Экономика Приказ Минобрнауки России от 17.02 2009 № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования»; Приказ Минобрнауки России от 17.02.2011 №201«Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) "бакалавр" и "магистр", перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) "специалист", перечень которых утвержден постановлением правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 г. № 276-ст» Приказ Минобрнауки России от 21.12.2009 № 747 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»)» бакалавр

080100.68 Экономика Приказ Минобрнауки России от 20 мая 2010 г. № 543 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «магистр»)» магистр

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации № от 29.12.2012 № 273-Ф3

38.03.01 Экономика приказ Минобрнауки России от12.09. 2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»; приказ Росстандарта от 08.12.2016 № 2007-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) ОК 009-2016» приказ Минобрнауки России от 12.11. 2015 № 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)» бакалавр

38.04.01 Экономика приказ Минобрнауки России от 30.03.11. 2015 № 321 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень магистратуры)» магистр

38.03.01 Экономика Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 № 954 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика» бакалавр

38.04.01 Экономика Приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 № 939 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика» магистр

12.01.6.0 Экономика Приказ Минобрнауки России от 01.02.2022 № 89 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки» бакалавр экономики

12.01.7.1 Экономика магистр экономики

Развитие бухгалтерского образования происходило в условиях существенного изменения экономико-политических условий деятельности экономических субъектов, и реформирования отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности в направлении адаптации к международным стандартам финансовой отчетности [1]. Вместе с этим при подготовке бухгалтерских кадров происходила ориентация на потребности рынка труда. Это выражалось в смене квалификации и нормативных сроков подготовки выпускников, трансформации видов профессиональной деятельности, пересмотре концептуальных подходов к обучению.

При реализации ГОС ВПО первого и второго поколения подготовка бухгалтеров в вузах велась по программам специалитета, при реализации ФГОС третьего поколения, когда произошел переход на двухуровневую систему подготовки «бакалавр-магистр»- в рамках соответствующего профиля по направлению подготовки Экономика. Показательной в деструктивном понимании, с нашей точки зрения, является вариабельность перечня видов профессиональной деятельности, отраженных в государственных образовательных стандартах разных поколений (таблица 2). Учетный вид профессиональной деятельности только единожды был включен в образовательные стандарты третьего поколении - в ФГОС 3+ уровня подготовки бакалавриата.

Таблица 2.

Виды профессиональной деятельности, к которым предусматривалась подготовка бухгалтеров в образовательных стандартах высшего образования

Поколение образовательных стандартов Виды профессиональной деятельности, к которым могут готовиться выпускники программы

специалитета бакалавриата магистратуры

ГОС ВПО -1 -организационно-управленческая; -контрольно-ревизионная; -информационно-аналитическая; -нормативно-методическая; -внешнеторговая -организационно-управленческая; -планово-экономическая; -проектно-аналитиче-ская; - конкретно-исследовательская в сфере управления

ГОС ВПО -2 -учетно-аналитиче-ская; -контрольно-ревизионная; -аудиторская; -консалтинговая; -организационно-управленческая; -нормативно-методическая -аналитическая; -организаторская (административная); -образовательная (преподавательская) -научно-исследовательская работа; педагогическая деятельность в высших учебных заведениях

ФГОС ВПО 3 -расчетно-экономиче-ская; -аналитическая, на-учно-исследователь-ская; -организационно-управленческая; -педагогическая -научно-исследовательская; -проектно-экономи- ческая; -аналитическая; -организационно-управленческая; -педагогическая

ФГОС ВО 3+ -расчетно-экономиче-ская; -аналитическая; -научно-исследовательская; -организационно-управленческая; -педагогическая; -учетная; -расчетно-финансо-вая; -банковская; -страховая -научно-исследовательская; -проектно-экономи- ческая; -аналитическая; -организационно-управленческая; -педагогическая

ФГОС ВО 3++ -аналитическая; -научно-исследовательская; -организационно-управленческая; -педагогическая; -финансовая; -расчетно-экономи-ческий -аналитическая; -научно-исследовательская; -проектно-экономи-ческая; -организационно-управленческая; -педагогическая

Ключевым элементом траектории развития высшего бухгалтерского образования являются преобразования в отношении структуры образовательных программ и требований к результатам их освоения. Характерными чертами этих преобразований стали переход от академической междисциплинарной модели к практикоориентрованной компетентностной модели обучения, вариативность

содержания образовательных программ.

Требования к уровню подготовки обучающихся, выражавшиеся в знаниях, умениях и навыках, были заменены требованиями к результатам освоения программы, выраженными компетенциями выпускников. Рамочный характер образовательных стандартов предусматривает самостоятельную формулировку задач и объектов профессиональной деятельности, профессиональных компетенций на основе выбранных разработчиками программ профессиональных стандартов. Отсутствие нормативно закрепленного порядка формирования перечня и содержания профессиональных компетенций, невключение в образовательную программу каких-либо трудовых функций, указанных в профессиональных стандартах, несвоевременная актуализация программы в связи с отменой и (или) утверждением новых профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, создают риски нарушения ФГОС ВО [5].

В структурном отношении изменения характеризуются отказом от выделения федерального, регионального и вузовского компонентов образовательной программы и заменой распределения дисциплин по учебным циклам на их группировку по частям в рамках отдельного блока. При этом ФГОС ВПО имел переходный характер. Он, как и ГОС ВПО, содержал еще учебные циклы дисциплин, но каждый из них был разделён на базовую часть, включающую дисциплины стандарта, и вариативную часть, устанавливаемую вузом [4]. В ФГОС 3+ базовая и вариативная части, в ФГОС 3++ обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, уже выделены внутри Блока «Дисциплины (модули)». Начиная с ФГОС 3+, набор дисциплин стал формироваться вузом полностью самостоятельно в отличие от предшествующих ему образовательных стандартов, где был представлен набор обязательных учебных дисциплин и дидактических единиц их составляющих [3].

Включенные в учебные планы специальные дисциплины по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту в условиях отсутствия учетного типа профессиональных задач могут быть соотнесены только с общекультурными и общепрофессиональными компетенциями или в сочетании с ними с профессиональными компетенциями для выбранного образовательной организацией иного (не учетного) типа задач профессиональной деятельности. Такое семантическое несоответствие снижает релевантность подготовки бухгалтеров [4].

Как минимум непонимание вызывает невключение профессионального стандарта «Бухгалтер» в непосредственный перечень профессиональных стандартов, указанный в приложении к федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика.

Много вопросов вызывают и проекты ФГОС 4, в которых результаты обучения по достижению компетенций представлены только в формате знаний и умений и не предусматривают владения. Во ФГОС 3++ при установлении индикаторов достижения компетенций действует противоположный подход

- раскрытие формулировки компетенции в виде конкретных действий, выполняемых выпускником [2]. Еще более рамочным предлагается порядок формирования профессиональных компетенций. По-прежнему не указаны критерии достаточности выбранного образовательной организацией перечня профессиональных стандартов для определения профессиональных компетенций. Не понятно, как и сколько обобщенных трудовых функций можно выделять, какие элементы трудовых функций профессиональных стандартов учитывать при содержательной формулировке профессиональных компетенций и результатов обучения по их достижению. Остается предполагать, что если в универсальных, базовых и общепрофессиональных компетенциях акцент сделан на знания и умения, то по аналогии приоритетными должны быть элементы «Необходимые знания» и «Необходимые умения». Основу формулировки индикаторов достижения профессиональных компетенций по ФГОС 3++ составляют трудовые действия. Комбинированный вариант определения профессиональных компетенций, когда часть их формулируется на основе профессиональных стандартов, а часть - «с учетом перспектив развития рынка труда», вызывает дежавю - первые утвержденные в 2018 г. актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС 3++) содержали такие же установки. Впоследствии они были отменены специальным приказом Минобрнауки России. Иные источники могут быть применены только при отсутствии профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников. Не понятна и легитимность формирования перечня профессиональных компетенций при варианте «с учетом перспектив развития рынка труда». Не предусмотрено соотнесение результатов обучения по достижению компетенций с результатами обучения по дисциплинам (модулям) и практикам.

Таким образом, подготовка бухгалтерских кадров в вузах требует дальнейшего совершенствования в рамках модернизации национальной системы высшего образования, предусматривающей преемственность специальностей и направлений подготовки уровня магистратуры по УГСН. Акцентом обучения становится развитие цифровых компетенций, предусматривающих работу с импортонезависимыми программными продуктами по ведению бухгалтерского учета и использование телекоммуникационных каналов связи для обмена информацией по вопросам управления деятельностью бухгалтерской службы.

Литература

1.Бубнова Е. В., Попова В.Б. Модернизация системы бухгалтерской финансовой отчетности: основные тенденции и проблемы//Актуальные вопросы совершенствования бухгалтерского учета и налогообложения организаций: материалы IV Международной научно-практической конференции, Тамбов, 26 февраля 2015 года. - Тамбов: Тамбовская региональная общественная организация "Общество содействия образованию и просвещению "Бизнес-Наука-Общество", 2015. С. 53-62. EDN WAJOIV

2.Попова В. Б. Практика формирования образовательных программ по экономическим направлениям подготовки с учетом требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов/Шаука и Образование. 2021. Т. 4. № 1. EDN XLFVXV.

3.Попова В. Б. Проблемные аспекты перехода на актуализированные федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по экономическим направлениям//Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 222. EDN LWVVWX.

4.Попова В. Б., Кирилова С.С., Лосева А.С. Исторические аспекты и современные условия развития высшего экономического образования//Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1. EDN GFNIGK.

5.Попова В. Б., Лосева А.С., Акиндинов В.В. Основные этапы стандартизации высшего экономического образования//Модернизация современного образования: анализ опыта и тенденций: Монография. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2022. С. 218-233. EDN WCYCHS.

References

1.Bubnova E. V., Popova V.B. Modernizacija sistemy buhgalterskoj finansovoj otchetnosti: osnovnye tendencii i problemy [Modernization of the accounting financial reporting system: main trends and problems]. Aktual'nye voprosy sovershenstvovanija buhgalterskogo ucheta i nalogooblozhenija organizacij: materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tambov, 26 fevralja 2015 goda. - Tambov: Tambovskaja regional'naja obshhestvennaja organizacija "Obshhestvo sodejstvija obrazovaniju i prosveshheniju "Biznes-Nauka-Obshhestvo", 2015.рр. 53-62.

2.Popova V. B. Praktika formirovanija obrazovatel'nyh programm po jekonomicheskim napravlenijam podgotovki s uchetom trebovanij aktualizirovannyh federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov[The practice of forming educational programs in economic areas of training, taking into account the requirements of updated federal state educational standards]. Nauka i Obrazovanie. 2021. T. 4. № 1.

3Popova V. B. Problemnye aspekty perehoda na aktualizirovannye federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovanija po jekonomicheskim napravlenijam [Problematic aspects of the transition to updated federal state educational standards of higher education in economic areas]. Nauka i Obrazovanie. 2020. T. 3. № 4. рр. 222.

4.Popova V. B., Kirilova S.S., Loseva A.S. Istoricheskie aspekty i sovremennye uslovija razvitija vysshego jekonomicheskogo obrazovanija [Historical aspects and modern conditions for the development of higher economic education]. Nauka i Obrazovanie. 2022. T. 5. № 1.

5.Popova V. B., Loseva A.S., Akindinov V.V. Osnovnye jetapy standartizacii vysshego jekonomicheskogo obrazovanija [The main stages of standardization of higher economic education]. Modernizacija sovremennogo obrazovanija: analiz opyta i

tendencij: Monografija. - Petrozavodsk: Mezhdunarodnyj centr nauchnogo partnerstva «Novaja Nauka» (IP Ivanovskaja I.I.), 2022.pp. 218-233.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА ГТО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Куликова Ксения Сергеевна

Начальник отдела, Уральский государственный аграрный университет (г. Екатеринбург), e-mail: gto@rcfks-karate.ru

Могилевская Татьяна Евгеньевна

Кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет (г. Екатеринбург), e-mail: rector.urgau@yandex.ru

Пронин Александр Алексеевич

Кандидат исторических наук, доцент, Екатеринбургская академия современного искусства (г. Екатеринбург), e-mail:po.pronin2015@yandex.ru

Сапаров Байрамгельды Муджевурович

Кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный аграрный университет (г. Екатеринбург), e-mail: kfis@bk.ru

Шерман Мария Владимировна

Кандидат культурологии, доцент, Екатеринбургская академия современного искусства (г. Екатеринбург), e-mail: mariasemenova1@yandex.ru

DOI: 10.24412/2072-5833-2023-1-59-71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация:

Организация реализации Всероссийского комплекса физкультурных и спортивных норм упражнений «Готов к труду и обороне» (далее - ВФСК ГТО) в системе высшего образования Свердловской области является важным компонентом улучшения физического здоровья и приобщения к спортивному, здоровому образу жизни. Задача внедрения и реализации ВФСК ГТО на территории Свердловской области решается в рамках достижения цели по созданию условий для развития физической культуры и спорта в Свердловской области. Такая работа ведется на базах спортивных школ через центры тестирования, в ней принимают участие комитеты по физической культуре и спорту, физкультурно-оздоровительные центры и комплексы. Внедрение этого комплекса также проводится на базе общеобразовательных учреждений и спортивных клубов.

Целью данного исследования было рассмотрение эффективности реализации ВФСК ГТО шестой и седьмой ступеней для граждан 18-24 лет и 25-29 лет в системе высшего образования Свердловской области, проведение анализа опыта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.