Научная статья на тему 'Подготовка будущих учителей ОБЖ к организации межведомственного взаимодействия средствами учебной практики'

Подготовка будущих учителей ОБЖ к организации межведомственного взаимодействия средствами учебной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ОБЖ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ / TRAINING TEACHERS LIFE SAFETY / EDUCATIONAL PRACTICE / INTERDEPARTMENTAL INTERACTION / SECURITY SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислякова Любовь Петровна

Цель: обосновать необходимость и выявить направления межведомственного взаимодействия при организации учебной практики будущих учителей ОБЖ. Метод проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам подготовки учителей; анализ содержания учебной практики. Результаты: на основе теоретико-эмпирического анализа выявлены следующие направления межведомственного взаимодействия при организации учебной практики будущих учителей ОБЖ: организации здравоохранения, Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управление внутренних дел, служба контроля за оборотом наркотиков. Область применения результатов: система педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING TEACHERS LIFE SAFETY TO THE ORGANIZATION OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION BY MEANS OF EDUCATIONAL PRACTICE

Purpose: identify areas of interdepartmental interaction in the organization of the educational practice of future teachers life safety. Methodology: a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature; analysis of the content of educational practice. Results: identified areas of interdepartmental interaction in the organization of the educational practice of future teachers life safety: Health Organization, the Office of Civil Defense, Emergencies and Disaster Relief, the Office of Internal Affairs, the office of drug control. Practical implications: the system of pedagogical education.

Текст научной работы на тему «Подготовка будущих учителей ОБЖ к организации межведомственного взаимодействия средствами учебной практики»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-15 УДК 378

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ОБЖ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Кислякова Л.П.

Цель: обосновать необходимость и выявить направления межведомственного взаимодействия при организации учебной практики будущих учителей ОБЖ.

Метод проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам подготовки учителей; анализ содержания учебной практики.

Результаты: на основе теоретико-эмпирического анализа выявлены следующие направления межведомственного взаимодействия при организации учебной практики будущих учителей ОБЖ: организации здравоохранения, Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Управление внутренних дел, служба контроля за оборотом наркотиков.

Область применения результатов: система педагогического образования.

Ключевые слова: подготовка учителя ОБЖ, учебная практика, межведомственное взаимодействие, службы безопасности.

PREPARING TEACHERS LIFE SAFETY TO THE ORGANIZATION OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION BY MEANS OF EDUCATIONAL PRACTICE

Kislyakova L.P.

Purpose: identify areas of interdepartmental interaction in the organization of the educational practice of future teachers life safety.

Methodology: a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature; analysis of the content of educational practice.

Results: identified areas of interdepartmental interaction in the organization of the educational practice of future teachers life safety: Health Organization, the Office of Civil Defense, Emergencies and Disaster Relief, the Office of Internal Affairs, the office of drug control.

Practical implications: the system of pedagogical education.

Keywords: training teachers life safety, educational practice, interdepartmental interaction, security services.

Основы безопасности жизнедеятельности представляет собой область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. Особое место в содержании школьного курса ОБЖ отводится изучению особенностей функционирования государственных служб и ведомств, обеспечивающих безопасность населения. Основной проблемой курса ОБЖ является то, что школьники зачастую не получают систематизированных знаний, а так же практических навыков поведения в быту, в обществе. Причиной этому является недостаток квалифицированных кадров, отсутствие необходимой материально-технической базы, а так же от неправильной организации учебно-

воспитательного процесса. На данном этапе в большинстве школ ситуация все же находится в пределах нормы, но и это не позволяет достичь максимальной эффективности изучения основ безопасности жизнедеятельности.

Повысить эффективность можно с помощью организации межведомственного взаимодействия школы и учителя ОБЖ с организациями, деятельность которых изучается в курсе, а так же чья деятельность имеет непосредственное отношение к обеспечению безопасности жизнедеятельности, обороне государства и здоровью граждан.

Межведомственное взаимодействие в процессе подготовки учащихся к безопасной жизнедеятельности может осуществляется в рамках координации деятельности образовательных, медицинских учреждений, учреждений обеспечения общественного порядка с целью, с одной стороны, удовлетворения потребностей детей в медико-психологической и социальной помощи при нарушениях их здоровья и социальной дезадаптации, а с другой - с целью разработки эффективных мер по совершенствованию системы сохранения здоровья и социализации подрастающего поколения, обеспечения безопасности участников образовательного процесса [2].

Данные учреждения в большинстве выполняют и профилактическую работу со школьниками, ведь именно в школьные годы легче сформировать осознанное безопасное поведение, сформировать навыки здорового образа жизни и т.д. Таким образом, сотрудничество школы с государственными учреждениями является взаимовыгодным для обеих сторон. В ходе этого взаимодействия решаются не только задачи, поставленные перед школой и учителем ОБЖ, но и ведомственные задачи, которые направлены, например, на снижение смертности на дорогах (ГИБДД), формирование патриотизма и положительного отношения к службе в армии (военкоматы), формирование навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (МЧС) и др.

С одной стороны организовать совместную деятельность очень просто: имеется готовая целевая аудитория, разделенная по возрастам, остается только разработать необходимые мероприятия. Но, если учитывать взаимосвязь с курсом ОБЖ, соответствие мероприятий возрасту учащихся, а также план деятельности школы, тематический план занятий по ОБЖ, недостаток времени на организацию, другие причины, то выходит, что организовать продуктивное взаимодействие школы с учреждениями и ведомствами на деле достаточно сложно. Особое значение имеет и способность учителя ОБЖ организовать данную работу, подобрать необходимые государственные учреждения, выяснить специфику их функционирования, наладить взаимодействие с руководством и должностными лицами. Вышесказанное обусловливает необходимость специальной подготовки будущих учителей в процессе из обучения в вузе. Решить данную задачу, в частности можно в процессе прохождения ими учебных практик. Данная система работы со студентами согласуется с акмеологическим подходом к организации процесса обучения, главной целью которого является обеспечение условий формирования компетенций профессиональной деятельности, становление личности, приобретения личного опыта участия в решении задач предстоящей профессиональной деятельности [1].

В Шуйском филиале ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» с 2008 года осуществляется подготовка студентов по специальности 050104.65 Безопасность жизнедеятельности. Учебным планом предусмотрены следующие виды практик: две учебные практики - в четвертом и восьмом семестрах и две педагогические - в восьмом и десятом семестрах.

Учебная практика, проводимая в четвертом семестре, имеет продолжительность 2 недели и носит ознакомительный характер. К моменту прохождения данной практики студенты уже изучают такие учебные дисциплины предметной подготовки, как «Теоретические основы безопасности

человека», «Безопасный отдых и туризм», «Здоровый образ жизни и его составляющие», «Обеспечение безопасности образовательного учреждения», «Основы национальной безопасности». Поэтому с одной стороны, учебную практику можно рассматривать как закрепление полученных знаний, а с другой стороны, как возможность знакомства в первом приближении с вопросами безопасности жизнедеятельности, которые будут рассматриваться во время дальнейшего обучения в ВУЗе.

Выбор объектов ознакомления студентов определяется исходя из того положения, что это должны быть объекты, деятельность которых направлена на обеспечение безопасной жизнедеятельности населения. Как правило, в число данных объектов входят военкоматы, военные части, Управление МВД, Управление ГИБДД, Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (Управление по делам ГО и ЧС), Очистные сооружения, ГВС Службы ВКХ МПЖКХ, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», МУЗ Станция скорой помощи, травмопункты, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области и др.

Во время прохождения учебной практики студенты посещали данные объекты. Во время посещения объектов студентами обращалось внимание на соблюдение правил пожарной безопасности: наличие пожарной сигнализации, средств пожаротушения, схем планов эвакуации, мест их размещения; материалы, используемые при отделке потолков, пола, стен; наличие и размещение дополнительных эвакуационных выходов и т.п.

Одним из пунктов программы учебной практики было знакомство с организацией охраны на изучаемых объектах. В частности, студенты знакомились с видами охраны, применяемыми на объектах; с технологией

организации каждого вида охраны; с оборудованием, используемым для охраны объектов.

Так как в перечень изучаемых объектов также входили учебные заведения и промышленные предприятия, на которых студентам-практикантам предстояло познакомиться с требованиями охраны труда и здоровья на данных объектах и их выполнением. Особое внимание уделялось эргономическим требованиям. Посещение Филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в г. Шуя, Шуйском и Савинском районах» дало возможность студентам узнать о различных качественных и количественных эргономических показателях: освещенность, запыленность, загазованность помещения; уровень шума, вибрации и др. Студенты-практиканты познакомились с нормативно -технической документацией, регламентирующей данные и многие другие исследуемые показатели.

Таким образом, обладая данной информацией, студенты могли не только оценить соответствие конкретных условий на промышленном предприятии, в учебном заведении требованиям нормативно-технической документации, но и узнать о мероприятиях, разрабатываемых и осуществляемых на данных объектах по соблюдению нормативов.

Так как учебная практика проводится в летний период времени, особый интерес вызвало знакомство с работой спасательной станции Управления по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.о. Шуя. На данном объекте практиканты познакомились с нормативно-правовой документацией, регламентирующей работу спасательной станции; с ее оснащением, оборудование; с требованиями к сотрудникам данного отдела. Особый интерес у студентов вызвало знакомство со снаряжением спасателей. Студенты-практиканты имели возможность надеть запасной комплект снаряжения спасателя. Также студенты получили информацию о маршрутах и

периодичности патрулирования водоемов данным Отделом Управления по делам ГО и ЧС.

Посещая Управление государственной противопожарной службы (Управление Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ивановской области) студенты изучают правила противопожарной безопасности, с использованием пожарно-технической выставки.

При посещении Центра профилактики и борьбы со СПИДом Ивановской области и Шуйского наркологического диспансера Ивановской областной психиатрической больницы студенты изучают просветительские материла, статистику заболеваемости, которые в дальнейшем могут использоваться в формировании культуры здоровья, через проведение бесед по основам здорового образа жизни, профилактике курения, пьянства, наркомании.

В Управлении внутренних дел (УВД) (отдел внутренних дел по г.о. Шуя и Шуйскому району) студенты знакомятся с работой отдела профилактики правонарушений, преступлений несовершеннолетних.

Управление Федеральной службы контроля за оборотом наркотиков (Шуйское межрайонное отделение): знакомство с основными направлениями деятельности службы с целью использования полученных знаний в профилактике употребления и распространения наркотиков в подростковой и молодежной среде.

При посещении Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в г. Шуя студенты познакомились с основными законодательными документами, используемыми при работе данным учреждением.

Шуйский филиал ГУЗ «Ивановская областная станция переливания крови» был выбран в качестве объекта изучения при проведении учебной практики, так как является одним из стратегических объектов, обеспечивающих

достижение целей обеспечения Национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации. При посещении данного объекта студенты познакомились с организацией его работы, получили информацию по вопросам донорства. Как и на всех изучаемых объектах студентами обращалось внимание на обеспечение охраны, выполнение требование противопожарной безопасности. Но, пожалуй, главным, отличительным моментом стало углубленное внимание на проблему обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, решаемую данным учреждением. Причем, рассматривалось обеспечение безопасности жизнедеятельности как акцептора, так и донора. Сотрудниками Шуйского филиала ГУЗ ИОСПК был сделан акцент на актуальность в настоящее время проблемы донорского движения, как в нашей стране, так и во всем мире.

Таким образом, учебная практика, позволяет студентам - будущим учителям безопасности жизнедеятельности расширить их представления об организациях, учреждениях, предприятиях, содержащих в своей деятельности обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, а также о возможности организации межведомственного взаимодействия при формировании культуры безопасности школьников. Учебная практика дает возможность более широко рассмотреть вопрос обеспечения безопасности жизнедеятельности, как отдельных людей, так и государства в целом.

Список литературы

1. Кисляков П.А. Акмеология в профессиональной подготовке учителя к обеспечению социальной безопасности // В мире научных открытий. 2010. № 62. С. 120-122.

2. Кисляков П.А. Профессиональная подготовка будущих педагогов к безопасной жизнедеятельности в социуме: технологии интеграции // Интеграция образования. 2011. № 2. С. 14-18.

References

1. Kislyakov P.A. V mire nauchnykh otkrytiy [In the World of Scientific Discoveries], no. 6-2 (2010): 120-122.

2. Kislyakov P.A. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education], no. 2 (2011): 14-18.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кислякова Любовь Петровна, доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат технических наук, доцент Шуйский филиал Ивановского государственного университета ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: pack.81@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kislyakova Lyubov Petrovna, docent of department of ecology and life safety, Ph.D. in Technical Science, docent

Shuya branch of Ivanovo State University

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: konkyrs2012@inbox.ru

Рецензент:

Кисляков П.А., декан технологического факультета, кандидат педагогических наук, доцент, Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.