Научная статья на тему 'Направления формирования у студенческой молодежи культуры донорства крови'

Направления формирования у студенческой молодежи культуры донорства крови Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1292
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КУЛЬТУРА ДОНОРСТВА КРОВИ / ДОНОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ ДОНОРСТВА КРОВИ / STUDENTS / CULTURE OF DONORSHIP OF BLOOD / DONOR MOVEMENT / COMPETENCE IN THE FIELD OF BLOOD DONORSHIP

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кислякова Любовь Петровна

Цель: обосновать направления формирования у студенческой молодежи культуры донорства крови. Метод проведения работы: анкетирование студентов; анализ учебно-методических работ и нормативных документов по проблеме донорства крови и ее компонентов; анализ практики учебно-воспитательной работы в вузе. Результаты: на основе анкетирования выявлено отношение студентов к донорству, а также их информированность о донорстве крови и ее компонентов. Определено содержание образования по вопросам донорства: социальный аспект донорства крови; донорство крови и здоровье человека; основы медицинских знаний о донорстве крови. Представлены направления межведомственного взаимодействия по формированию у студентов культуры донорства крови. Область применения результатов: система профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кислякова Любовь Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF FORMATION AT STUDENTS OF CULTURE DONORSHIP OF BLOOD

Purpose: substantiate the directions of formation at students of culture donorship of blood. Methodology: surveys of students; analysis of teaching references and regulations on the issue of blood donorship and its components; analysis of the practice of educational work at the university. Results: based survey revealed students' attitudes toward donorship, as well as their awareness about blood donorship and its components. The content of education in the field of donorship: the social aspect of blood donorship; blood donorship and human health; basis of medical knowledge about blood donorship. Presents the directions of departmental interaction on the formation of students' culture of blood donorship. Presents the directions of departmental interaction on the formation of students' of culture donorship. Practical implications: the higher education system.

Текст научной работы на тему «Направления формирования у студенческой молодежи культуры донорства крови»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-5-13 УДК 378.17

НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

КУЛЬТУРЫ ДОНОРСТВА КРОВИ

Кислякова Л.П.

Цель: обосновать направления формирования у студенческой молодежи культуры донорства крови. Метод проведения работы: анкетирование студентов; анализ учебно-методических работ и нормативных документов по проблеме донорства крови и ее компонентов; анализ практики учебно-воспитательной работы в вузе. Результаты: на основе анкетирования выявлено отношение студентов к донорству, а также их информированность о донорстве крови и ее компонентов. Определено содержание образования по вопросам донорства: социальный аспект донорства крови; донорство крови и здоровье человека; основы медицинских знаний о донорстве крови. Представлены направления межведомственного взаимодействия по формированию у студентов культуры донорства крови. Область применения результатов: система профессионального образования.

Ключевые слова: студенческая молодежь; культура донорства крови; донорское движение; компетентность в области донорства крови.

DIRECTIONS OF FORMATION AT STUDENTS OF CULTURE

DONORSHIP OF BLOOD

Kislyakova L.P.

Purpose: substantiate the directions of formation at students of culture donorship of blood. Methodology: surveys of students; analysis of teaching references and regulations on the issue of blood donorship and its components; analysis of the practice of educational work at the university. Results: based survey revealed students' attitudes toward donorship, as well as their awareness about blood donorship and its components. The content of education in the field of donorship: the social aspect of blood donorship; blood donorship and human health; basis of medical knowledge about blood donorship. Presents the directions of departmental interaction on the formation of students' culture of blood donorship. Presents the directions of departmental interaction on the formation of students' of culture donorship. Practical implications: the higher education system.

Keywords: students; culture of donorship of blood; donor movement; competence in the field of blood donorship.

Введение

Охрана здоровья населения составляет одну из основ конституционного строя России. Право каждого «на охрану здоровья и медицинскую помощь» закреплено в статье 41 Конституции РФ. Кроме этого в Российской Федерации «поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта».

Вопросы здоровья находят отражение и в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». В частности в статье 41 определяется, что охрана здоровья обучающихся включает в себя «пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни», в статье 28, перечисляющей компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации, говорится, что «образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан».

Очередной этап модернизации системы образования предполагает распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей; моделей формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся (Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 163-р).

Под культурой безопасного образа жизни следует понимать деятельность человека, основанную на системе социальных норм, убеждений и ценностей, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья и целостности своей и окружающих, как сиюминутном масштабе времени, так и в будущем [1, 3].

Главной причиной катаклизмов остаются мировоззренческие характеристики современного человека, агрессивный и эгоистический тип сознания большинства людей. Поэтому, чтобы изменить мир, сделать его безопасным, надо преодолеть агрессивный образ мышления и поведения. Отталкиваясь от этой идеи, Л.И. Шершнев считает, что концепция национальной безопасности должна мобилизовать государственные структуры, общественность, семью, школу, вуз на формирование личности безопасного типа, общества безопасного типа, государства безопасного типа [6]. Сегодня в качестве приоритетного направления формирования общества и личности безопасного типа является развитие донорского движения за счет формирования у молодежи культуры безвозмездного донорства крови и ее компонентов.

Постановка задачи

Актуальность популяризации темы донорства крови и ее компонентов; взаимосвязи вопросов безопасности личности и донорства крови; безопасности доноров крови обусловлена тем обстоятельством, что количество опасностей в окружающем мире растет, а, следовательно, и количество пострадавших от них.

Последствия опасных ситуаций могут быть как материальные - разрушения зданий, ущерб, принесенный сельскому хозяйству, окружающей среде, так и нанесенные физическому и психическому здоровью людей. В последнее время участились случаи тяжелых последствий проявления опасных ситуаций -получение людьми травм с большой степенью потери крови. Оказание помощи людям в данной ситуации в различной степени определяется наличием у государства запаса донорской крови.

Донорское движение охватывает всех, кому небезразлична судьба окружающих; тех, кто стремится спасать жизни, сдавая собственную кровь; тех, кто тратит время и силы на организацию Дней донора; тех, кто рассказывает о донорстве крови своим друзьям и близким; тех, кто понимает, что добровольно и безвозмездно делиться кровью с другими - это обеспечение национальной безопасности страны. Отдавая немного собственной крови, донор спасает жизнь совершенно незнакомых людей - детей и взрослых. Быть донором престижно, потому, что, сдавая кровь, доноры помогают реализовать приоритетный государственный проект по развитию донорского движения в нашей стране.

Чтобы для всех нуждающихся в переливаниях хватило донорской крови, в России должно быть не менее 25 доноров на каждую 1000 жителей, но сейчас их не более 14. Это значит, что доноров крови не хватает. Это происходит потому, что многие люди совсем не знают об этой проблеме или слышали когда-то, но сейчас не задумываются о ней.

Одним из важнейших направлений развития донорства крови и ее компонентов является формирование у молодежи культуры донорства с последующим вовлечением в донорское движение. При этом важнейшим социальным институтом, который может оказать влияние на донорское движение, является система профессионального образования. Активное участие студенческой молодёжи в донорстве способствует формированию здорового поколения и гражданского общества. Нами в рамках реализации основной

образовательной программы 050100 Педагогическое образование (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности»), межкафедральной программы «Образование и здоровье» и проекта воспитательной работы «Здоровый образ жизни от преподавателя студенту» [4] реализуется комплекс мероприятий, направленных на формирование у студентов культуры безвозмездного донорства крови и ее компонентов за стер формирования соответствующей мотивации и компетентности.

Методы исследования

С целью определения отношения студенческой молодежи к донорскому движению нами было проведено исследование, в котором принимали участие студенты Шуйского филиала Ивановского государственного университета в количестве 105 человек в возрасте от 17 до 23 лет. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Отношение студентов к донорскому движению

№ Вопрос анкеты Варианты ответов Количества ответов (%)

1 Среди Ваших друзей, знакомых, родственников, есть доноры крови и ее компонентов? да 74

нет 19

не знаю 7

2 Ваши друзья, родственники, знакомые -доноры рассказывали Вам о донорстве крови и ее компонентов? да 68

нет 32

3 Вам интересна информация о донорстве крови и ее компонентов? да 73

нет 27

4 В населенном пункте, где Вы живете, есть пункт приема крови? да 65

нет 19

затрудняюсь с ответом 16

5 Как Вы считаете, кто становится донором крови? врачи 24

полицейские 7

спасатели 20

студенты 36

любой человек 38

сознательные, ответственные люди 69

малоимущие 11

люди с хорошим здоровьем 64

люди, которым нужны 7

дополнительные выходные

дни

6 Вы знаете, что проводятся донорские да 95

акции? нет 5

7 Как Вы узнали о донорских акциях? через средства массовой информации (СМИ) 59

от друзей 33

из объявления в ВУЗе 24

через Интернет 23

от преподавателей ВУЗа 42

от сотрудников станции 4

переливания крови

от родственников 2

9 Как Вы узнали о донорском движении? через СМИ 36

от друзей 29

из объявления в ВУЗе 25

через Интернет 4

от преподавателей ВУЗа 10

от сотрудников станции 4

переливания крови

от родственников 32

9 Вы являетесь донором крови и ее никогда не сдавал 75

компонентов? сдавал один раз 7

сдавал несколько раз 16

являюсь активным донором 2

являюсь почетным донором 0

10 Почему Вы не участвуете в донорском слабое здоровье 20

движении? боюсь заразиться опасной болезнью 17

боюсь вида крови, боли 19

отсутствует желание 7

это вредит здоровью 1

низкая материальная 1

компенсация

не понимаю смысла 1

мероприятия

отсутствует время 7

не задумывался 3

не было возможности 10

не достиг 18 лет 5

11 Вы хотите стать участником донорского да 66

движения? только для себя 5

только для родственников 27

нет 3

12 Что для Вас является мотивом стать участником донорского движения? хочу помочь всем нуждающимся 43

это благородное, доброе 30

дело

это полезно для здоровья 6

хочу помочь только 26

родственникам

это дополнительные льготы 9

и доход

экстремальная ситуация 1

13 Чей авторитет для Вас стал бы друзья 30

решающим для вступления в донорское родственники 52

движение? знакомые 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

преподаватели ВУЗа 6

сотрудники станции 8

переливания крови

средства массовой 13

информации

политические деятели 0

священнослужители 5

деятели культуры 0

врачи 3

отсутствует авторитет 5

собственное желание 2

14 Как Вы относитесь к донорскому благородное дело 75

движению? почетное дело 66

нужное дело 70

ненужное дело 0

вредное дело 1

безразлично 1

Анализ результатов опроса показывает, что информация о донорском движении интересна 73% опрошенных и основными источниками данной информации являются СМИ - 36 %, родственники - 32 %, друзья - 29 %, из объявлений в ВУЗе - 25 %. Активными донорами крови и ее компонентов являются 2 студента, один раз сдавали кровь и ее компоненты 7 студентов, несколько раз сдавали 17 студентов. И хотя на момент опроса 75% опрошенных никогда не сдавали кровь, но хотели бы стать участниками донорского движения 66%. Почти все студенты знают о проведении донорских акций и эту информацию они получают из СМИ -59 %, от преподавателей ВУЗа - 42 %, от друзей - доноров - 33%. Основными причинами неучастия в донорском движении студенты отмечали слабое здоровье (20%), боязнь вида крови и боли (19%), боязнь заразиться опасными болезнями (17%). Мотивом участия в

донорском движении стало около половины опрошенных отметили желание помочь всем нуждающимся. А основными авторитетами для данного решения указываются родственники (52%), друзья (30%). Опрашиваемые относятся к донорскому движению как к благородному делу (75%).

Исследование продемонстрировало, что для привлечения студенческой молодежи в донорское движение необходима дальнейшая разъяснительная работа о безопасности для здоровья донора донации крови, мероприятия по поддержанию и улучшению состояния здоровья, продолжение проведения донорских акций.

Описание исследования

Просветительская работа, направленная на формирование у студентов компетентности в вопросах донорства реализуется нами в рамках реализации основных образовательных программ направлений подготовки бакалавриата на занятиях по предметам «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Основы национальной безопасности», «Правовое регулирование и органы обеспечения безопасности жизнедеятельности», «Медицина катастроф», «Социальные опасности и защита от них» и др.

Остановимся на рассмотрении содержания основных учебных модулей, раскрывающих медицинские, санитарно-гигиенические, социальные, нормативно-правовые, основы донорства крови и ее компонентов.

Модуль 1. Социальный аспект донорства крови.

Добровольное донорство - это задачи не столько здравоохранения, сколько всего общества. Развитие донорства крови и ее компонентов зависит от того, насколько развития в обществе принципы гуманизма, милосердия, желания помочь другому. Причем даже не своему близкому, родственнику, а просто - чужому человеку. И к тому же, не в момент чрезвычайного происшествия или катастрофы, а каждый день. Кровь, полученная от донора может понадобиться в самых разных ситуациях:

□ переливание донорской крови часто делают людям, попавшим в автомобильную аварию;

□ переливание может понадобиться женщинам во время родов;

□ кровь переливают больным во время различных операций;

□ без донорской крови невозможно лечение онкогематологических заболеваний (рак крови);

□ из крови и ее компонентов делают лекарства для больных некоторыми тяжелыми заболеваниями, например, гемофилией.

В благодарность за участие в донорском движении государство дает донору разные льготы - например, дополнительные выходные дни. «Доноры, сдавшие безвозмездно кровь и (или) ее компоненты (за исключением плазмы крови) сорок и более раз или плазму крови шестьдесят и более раз, награждаются нагрудным знаком "Почетный донор России" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и имеют право на меры социальной поддержки. Сдавая кровь, донор проявляет себя благородным и самоотверженным человеком. Поэтому доноры крови пользуются почетом и уважение не только со стороны государства, но и всего общества.

Модуль 2. Донорство крови и здоровье человека.

Только здоровый человек может быть донором крови. Потому что только кровь здоровых доноров можно переливать тем, кто в ней нуждается. Если донор болен, его кровь может быть опасна для реципиента (человека, которому ее переливают). Здоровые доноры, которые сдают кровь регулярно - это основа донорского движения и гарантия того, что в нужный момент донорской крови хватит для спасения жизни нуждающегося в переливании. Поэтому одним из ключевых приоритетов учреждений

Перед тем, как идти сдавать кровь, донор должен соблюдать некоторые правила, ведь еда, напитки и образ жизни могут повлиять на состав его крови. Нельзя сдавать кровь, если донор чувствует недомогание (озноб, головокружение, головную боль, слабость). Нельзя сдавать кровь после

бессонной ночи. Перед сдачей крови необходимо хорошо выспаться. Накануне (за 48 часов) до визита на Станцию переливания крови нельзя употреблять алкоголь. Рекомендуется воздержаться от курения за час до процедуры, так как это может плохо отразиться на самочувствии. Накануне и в день сдачи крови не рекомендуется употреблять в пищу жареное, острое, соленое, копченое, яйца, молочные продукты, масло. Лучше - сладкий чай, компот, морс, минеральную воду, хлеб, сухари, отварные крупы, рыбу, овощи, фрукты. За трое суток (за 72 часа) до сдачи крови нельзя принимать лекарства, влияющие на состояние некоторых компонентов крови, такие как аспирин, анальгетики (эти препараты ухудшают свертываемость крови). Натощак сдавать кровь не нужно. В день кроводачи нужно легко позавтракать. Непосредственно перед процедурой донору положен горячий чай [2].

Службы крови является обеспечение 100% безопасности процедуры сдачи крови для донора. Для решения этой задачи принимаются следующие меры:

1. За здоровьем доноров ведется постоянное медицинское наблюдение. Первичный донор попадает к врачу-трансфузиологу после медицинского обследования в поликлинике и клинико-лабораторного исследования крови. «Активные доноры крови или ее компонентов обоего пола представляют:

□ каждые полгода медицинскую справку амбулаторно-поликлинического учреждения по месту жительства или по месту прикрепления с указанием перенесенных за прошедшее полугодие заболеваний;

□ один раз в год данные лабораторно-клинического анализа мочи, рентгеноскопического (или флюорографического) обследования органов грудной клетки, электрокардиографии;

□ каждые три месяца справку об отсутствии контакта по гепатиту А;

□ каждые шесть месяцев справку об отсутствии контакта по гепатитам

В и С;

□ при каждом обращении для сдачи крови - справку об отсутствии контакта по другим инфекционным заболеваниям.

Активные доноры-женщины ежегодно представляют справку о гинекологическом статусе на день выдачи справки (перенесенные заболевания, оперативные вмешательства, роды, отсутствие беременности)» [2].

2. Для забора крови и (или) ее компонентов используют только стерильные одноразовые инструменты. Повторное использование инструментов запрещено.

3. Выездные акции доноров не менее безопасны. Предварительно все помещения, где проходит акция, лично осматривает и одобряет врач Станции переливания крови.

3. Донор страхуется государством. В случае причинения донору какого-либо вреда во время сдачи крови ущерб и расходы на лечение будут компенсированы.

4. Соблюдение донорами рекомендаций Службы крови позволяет улучшить переносимость донации крови и (или) ее компонентов.

Модуль 3. Основы медицинских знаний о донорстве крови.

При переливаниях крови от доноров реципиентам обязательно учитывают группу крови и резус-фактор. Группа крови - это иммуно-генетические признаки крови позволяющие объединить кровь людей в определенные группы по сходству некоторых веществ. Каждый человек рождается с определенной группой крови, которая не меняется на протяжении жизни. Всего выделяют четыре группы крови. В России их принято обозначать цифрами: I, II, III, IV. В других странах группы крови обозначают буквами: 0 - I группа, А - II группа, В - III группа, АВ - IV группа. Кроме групп крови определяют еще и резус-фактор. Это вещество (антиген). Если оно присутствует в крови, это значит, что резус-фактор положительный, если его в крови нет - значит, резус-фактор отрицательный.

Врач-трансфузиолог проводит: «обследование донора, включающее в себя измерение веса, температуры тела (норма не менее 36 град. С и не более 37 град. С), артериального давления (норма: систолическое - в пределах 90-140, диастолическое - 60-90 мм рт. столба), определение ритмичности и частоты пульса (норма от 60 до 80 ударов в минуту), подробный сбор анамнеза с учетом данных "Анкеты донора", осмотр кожных покровов, видимых слизистых оболочек, склер, пальпацию лимфатических узлов и органов брюшной полости, аускультацию органов грудной клетки, оценку психоневрологического статуса донора; определение показаний к донорству, его вида и объема взятия крови или ее компонентов [2].

При сдаче цельной крови из вены у донора берут «450 мл + 10 %» цельной крови. Вся процедура занимает 10-15 мин. В настоящее время вместо переливания цельной крови используют ее компоненты: плазму, эритроциты, тромбоциты. Сдача тромбоцитов и плазмы занимает больше времени (до полутора часов - сдача тромбоцитов, около тридцати минут - сдача плазмы): во время процедуры у донора забирается цельная кровь, из нее извлекается нужный компонент, оставшаяся кровь возвращается обратно донору. Сразу после кроводачи кровь разделяется на компоненты (плазму, эритроциты, тромбоциты) и проверяют на инфекции. Если никаких инфекций в донорской крови не обнаружено, то далее компоненты крови используют по мере необходимости, строго соблюдая сроки хранения каждого компонента: тромбоциты в течение 3-4 суток, эритроциты в течение 40 дней, плазму - не ранее чем через 6 месяцев.

Полное восстановление состава крови происходит в течение 5-7 дней. Для восстановления организма после сдачи крови донору необходимо в течение двух дней полноценно и регулярно питаться, выпивать не менее 1-2 литров жидкости в день. В рационе донора крови всегда должен присутствовать белок, от которого зависит уровень гемоглобина в крови [2].

Донорство крови и ее компонентов оказывает положительное влияние на здоровье донора. В частности в плане профилактики организма вырабатывается устойчивость к кровопотере при авариях, несчастных случаях, ожогах, тяжелых операциях; осуществляются продление молодости за счет стимуляции кроветворения, самообновления организма; профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы, профилактика болезней иммунной системы, нарушений пищеварения, атеросклероза, деятельности печени, поджелудочной железы; выведение лишнего балласта из организма - избытка крови и ее компонентов.

В рамках межведомственного взаимодействия Шуйского филиала ИвГУ с Шуйским филиалом Ивановской областной станции переливания крови (ШФ ИОСПК) проводится комплекс мероприятий по реализации Всероссийской Программы модернизации Службы крови [5]. Так на базе ШФ ИОСПК проходят практические семинары по определению группы крови и резус-фактора; «Дни донорского совершеннолетия», в которых принимают участие обучающиеся, которым исполнилось 18 лет; Национальный день донора крови; Всемирный день донора крови; Всероссийская суббота донора крови; Акция «Капля жизни», выездные донорские акции в вузе. Главной задачей мероприятий являлось не только пропаганда донорства как такового, но и здорового и безопасного образа жизни.

Заключение

В заключении отметим, что проводимая работа по формированию у студенческой молодежи культуру безвозмездного донорства крови и популяризации донорского движения вызывает оптимизм и веру в то, что российская молодежь разделяет гуманистические ценности, готова к состраданию и альтруистическим поступкам. При долгосрочной правильной работе с данной аудиторией возможно восстановить институт донорства, сделав эту процедуру нормой жизни активных, ответственных, здоровых людей.

Список литературы

1. Горина Л.Н. Проектирование интерактивной педагогической технологии подготовки специалиста в системе безопасности жизнедеятельности: Монография. Тольятти: Изд-во ТолПИ, 1999. 165 с.

2. Карасева Т.В., Гиголаева Т.В. Общие вопросы образования в области здоровья. Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004. 80 с.

3. Кисляков П.А. Психолого-педагогические особенности воспитательной работы по формированию культуры безопасности студентов // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 3. С. 37-41.

4. Кисляков П.А. Управление качеством здоровьеформирующего образования будущих педагогов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2008.

5. Кислякова Л.П. Подготовка будущих учителей ОБЖ к организации межведомственного взаимодействия средствами учебной практики // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 6 (26). С. 15.

6. Шершнев Л.И. Формирование личности безопасного типа как отражение потребности общества и времени // Информационный сборник «Безопасность». 1994. №7. С. 12-18.

References

1. Gorina L.N. Proektirovanie interaktivnoy pedagogicheskoy tekhnologii podgotovki spetsialista v sisteme bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti [Designing interactive educational technology specialist training in life safety system]. Tolyatti, 1999. 165 p.

2. Karaseva T.V., Gigolaeva T.V. Obshchie voprosy obrazovaniya v oblasti zdorov'ya [General issues in the field of health education]. Shuya, 2004. 80 p.

3. Kislyakov P.A. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Research of Social Problems], no.3 (2010): 37-41.

4. Kislyakov P.A. Dis. ... kand. ped. nauk "Upravlenie kachestvom zdorov'eformiruyushchego obrazovaniya budushchikh pedagogov" [Management of Health- education of future teachers]. Yaroslavl. 2008.

5. Kislyakova L.P. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Research of Social Problems scientific e-journal], no. 6 (2013). http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/6201315 (accessed: January 20, 2014).

6. Shershnev L.I. Informatsionnyy sbornik «Bezopasnost'» [Information Collection "Security"], no. 7 (1994): 12-18.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кислякова Любовь Петровна, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и методики обучения, кандидат технических наук, доцент Шуйский филиал Ивановского государственного университета, ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия e-mail: pack.81@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kislyakova Lyubov Petrovna, docent of department of life safety and teaching methods, Ph.D. in Technical Science, docent

Shuya branch of Ivanovo State University

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: pack.81@mail.ru

Рецензент:

Кисляков П.А., декан технологического факультета, кандидат педагогических наук, доцент, Шуйский филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.