Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ / НЕСТАНДАРТНОЕ РЕШЕНИЕ / ОРИЕНТАЦИЯ НА ТВОРЧЕСТВО / ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малеванная Л.П., Лозина Л.И.

Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества подготовки будущих учителей математики для работы с одаренными детьми. В статье помещена информация об инновационных методах, которые применяются в процессе обучения на уроках в младших классах для нестандартной работы детьми, которые могут создавать продукты интеллектуальной деятельности, приведена система работы с одаренными детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING FUTURE MATH TEACHERS AND GIFTED CHILDREN

The article is devoted to the actual problem of improving the quality of training of future mathematics teachers to work with gifted children. The article contains information about innovative methods that are used in the process of teaching in primary school classes for non-standard work by children who can create products of intellectual activity, and a system for working with gifted children.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

УДК 00 - 373.3

Малеванная Л.П. учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №22» Российская Федерация Белгород

Лозина Л.И. учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №22» Российская Федерация, Белгород

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ

Роджер Бекон

«Кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества»

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества подготовки будущих учителей математики для работы с одаренными детьми. В статье помещена информация об инновационных методах, которые применяются в процессе обучения на уроках в младших классах для нестандартной работы детьми, которые могут создавать продукты интеллектуальной деятельности, приведена система работы с одаренными детьми.

Ключевые слова: инновационный подход, современный педагог, нестандартное решение, ориентация на творчество, психология способностей, внеклассная работа.

Malevannaya L. P. primary school teacher MBOU " Gymnasium No. 22» Russian Federation, Belgorod Lozina L. I. primary school teacher MBOU "Gymnasium No. 22" Russian Federation, Belgorod

TRAINING FUTURE MATH TEACHERS AND GIFTED CHILDREN

Roger Bacon

"Who doesn't know mathematics can't learn any other science and can't even discover their ignorance»

Annotation. The article is devoted to the actual problem of improving the quality of training of future mathematics teachers to work with gifted children. The article contains information about innovative methods that are used in the process of teaching in primary school classes for non-standard work by children who can create products of intellectual activity, and a system for working with gifted children.

Keywords: innovative approach, modern teacher, non-standard solution, focus on creativity, psychology of abilities, extracurricular work.

Образование на высоком уровне - это отличные знания учащегося по всем изучаемым дисциплинам в школе. Для родителей учеников, даже обучающихся еще только в первом классе, -это прочные знания, которые помогут в будущем найти место в жизни их ребенку. Для учителя современной школы на первый план выступает главная задача - раскрыть ученику важные вопросы науки так, чтобы в будущем человек продолжал интеллектуально развиваться, совершенствовал свои знания сам. Одной из важнейших наук, изучаемых в школе, является математика, основы которой, несомненно, закладываются в начальной школе.

Учитель... Люди этой самой важной профессии на земле, делают всё что в их силах, чтобы их ученики стали успешными, образованными людьми в будущем. А каким же должен быть сам учитель? Ответ на этот вопрос очень важен. Ведь личность учителя является ведущим фактором любого обучения. И ученики и их родители отвечают: это творческие, отлично знающие свой предмет, умеющие увлечь им, артистичные, преданные ученикам, эрудированные, энергичные профессионалы.

А учитель, работающий с одаренными детьми еще должен быть способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, владеть современными образовательными технологиями. Будущих учителей математики надо готовить к тому, чтобы научиться их работать нестандартно, быть готовыми к сотрудничеству, стремиться к интеллектуальному совершенствованию, знать психологию одаренных детей, уметь создать доверительные отношения, признавать право одаренного ребенка на возможные ошибки, уважать любые самостоятельно выбранные идеи. Работа с одарёнными детьми должна начинаться с работы над собой, с повышения своего профессионального уровня. Всему этому необходимо учить студентов, выбравших физико-математические факультеты университетов. Будущий педагог должен знать, что под одаренностью понимается гениальность ученика. Такой ребенок может создавать продукты интеллектуальной или творческой деятельности. Работа с одаренными детьми - это особый подход, и особая квалификация педагога. Научить работать с одаренными учащимися нужно, если этот аспект педагогической деятельности воспринимается, как важнейшая проблема: сохранения, поддержания и развития способностей учащегося.

Не подготовленному к этому учителю это не по силам. Такие учителя не могут даже выявить одаренных детей, не знают их особенностей, бывает, и равнодушны к их проблемам. Поэтому начинать надо со студенческой скамьи, проводить лекции, семинары, курсы по работе с одаренными учащимися. Ведь подготовленные будущие педагоги значительно отличаются от тех, кто не прошел такого обучения. Им подвластны методы, более подходящие для одаренных детей. Педагог способствуют самостоятельной работе учащихся и активизирует сложные познавательные процессы (обобщение, глубокий анализ проблем, умение оценить данную информацию). Подготовленные учителя ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию выработанного ими решения. Цель таких учителей: помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказание поддержки и помощи в нестандартном решении задачи. И поэтому учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, а больше слушают своих учеников. Они больше спрашивают и меньше объясняют. И он, конечно же, пытаются понять, как ребенок пришел к неожиданному выводу, нестандартному решению. Необходимо научить таких учителей получать удовольствие от своих учеников, как от удивительных необычных людей.

Система работы с одаренными детьми заключается в следующем:

1. Умение выявить одаренных детей;

2. Знать, как развивать творческие способности на уроках;

3.Стимулировать развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательские работы);

4. Создавать условия для всестороннего развития одаренных детей.

Методы, которые помогают выявлять одаренных детей: наблюдение;

общение с родителями; работа психолога: беседа, тестирование.

Выявлять одаренных учеников нужно уже в начальной школе. Крутецкий В. А, доктор психологических наук, профессор, один из видных специалистов в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей выработал схему структуры математических способностей, которая показывает математически одаренных школьников -это способность к логическому мышлению, умение быстро обобщить математические объекты, отношения и действия; гибкость мыслительных процессов; ясность и простота, рациональность решений; способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход; математическая память. Особенно полезны для развития математических способностей, математического мышления одаренных детей младшего и среднего школьного возраста задачи определенных типов. Решению таких задач и надо научить будущих учителей математики. Это задачи с несформулированным вопросом, с недостающими данными, с излишними данными, задачи на доказательство, на рассуждение, задачи с несколькими решениями, на логическое рассуждение, с наглядным решением.

Существуют разные формы работы с одаренными детьми: классно-урочная форма обучения и развитие детской одаренности; коллективная форма учебной деятельности; класс - лаборатория; предметно - пространственная среда; использование учебного времени; программирование содержания; индивидуальная форма организации обучения.

Еще один момент, повышающий качество математического образования будущих педагогов -это проведение внеклассных мероприятий по математике, внеурочной деятельности. Результативность внеклассной работы с одарёнными детьми выявляется на различных математических мероприятиях: олимпиадах, конкурсах, турнирах. Успешность участия зависит от профессионализма учителя. Применение во время обучения будущих учителей эффективных форм и методов обучения, использование различных мониторинговых инструментов, которые позволяют проверить, как идет становление мышления и метапредметных умений обучаемых, которые будут работать и в начальной, и в старшей школе, приведут к повышению качества математического образования.

Заключение

Обучение одаренных детей в современной педагогике и образовательной практике рассматривается как величайшая педагогическая задача. Одаренный ребенок, будущий гений, талант не принадлежат какому -либо государству, он достояние планеты Земля. Поэтому все одаренные дети должны поддерживаться во всем, начиная с детского сада, начальной школы, старшего звена. А их будущих учителей надо готовить по особым программам. Внедрение в жизнь новых информационных технологий, а вместе с ними и дистанционного обучения, позволит решить проблемы объединения, глобализации образования одаренных детей во всем мире на высокий качественный уровень.

Использованные источники:

1. Мазурова М.В. Дружно играем - себя развиваем / М.В. Мазурова. -Мозырь: Белый ветер. 2000. - 84 с.

2. Хуторской А.В Анализ, самоанализ и рефлексия урока:Ы1р:// khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

3. Юнина Е.А. «Технологии качественного обучения в школе// Москва, 2007

4. Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок .Особенности обучения. Пособие для учителя.- М.: Просвещение,2008.

5. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Просвешение,1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.